Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Формирование правовой базы для регулирования
продовольственного рынка РФ……………………………………………5
2. Деятельность Межведомственной комиссии по
регулированию продовольственного рынка…………………………….10
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………….15
Введение
В России в начале 90-х годов была принята рыночная модель, основанная на либерализации экономических отношений, отказе государства от своей регулирующей роли, резком сокращении поддержки реального сектора экономики и социальной сферы. В основу указанной модели легло упрощенное понимание рынка и рыночных отношений как системы, функционирующей исключительно на свободной купле-продаже, без какого-либо государственного вмешательства. Такой подход никак не был обоснован, что привело к негативным социально-экономическим последствиям, к нарастанию кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Имеющийся мировой опыт дает основание утверждать, что новейшая история не знает ни одного примера, во-первых, высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей экономики без рынка и, во-вторых, высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики без регулирующей роли государства, как на экономическом, так и на правовом уровне. При этом следует отметить, что имеется в виду современное понимание рынка как атрибута социально ориентированной модели экономики, а не как ее всеохватывающая характеристика.
Особое значение имеет государственное правовое регулирование аграрного сектора экономики в условиях становления и развития рыночных отношений.
Это связано с тем, что агропромышленный комплекс и, прежде всего, сельское хозяйство в рыночных условиях занимают особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Основное звено АПК - это низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природно-климатических факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства. К тому же сельскохозяйственное производство носит биологический и, пространственно рассредоточенный характер, что создает естественные границы концентрации производства.
Сельское хозяйство, объективно более отсталое в плане развития производительных сил по сравнению с промышленностью, медленнее, чем другие адаптируется к меняющимся экономическим, технологическим и юридическим условиям.
1. Формирование правовой базы для регулирования
продовольственного рынка РФ
Продовольственный рынок представляет собой рынок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров [13].
Субъектами продовольственного рынка являются торговые общества, производящие и продающие сельскохозяйственную и продовольственную продукцию.
Объектами продовольственного рынка являются сами товары. Товаром может быть не только сама сельскохозяйственная продукция, но и предприятия, рабочая сила, которая ее производит. А также земля, на которой выращивается эта продукция [15].
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства» [9] государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирование и организация использования федерального продовольственного фонда, координация действий органов государственной власти в сфере агропромышленного производства возложены на государственных агентов, определяемых Правительством Российской Федерации. Правовой режим деятельности государственных агентов на рынке продовольствия определяется постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. На территории соответствующих субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Федерации определяют порядок деятельности государственных агентов, осуществляющих государственное регулирование рынка продовольствия в регионах (ст.8).
Указанный Федеральный закон, определяя в качестве основного направления государственного регулирования формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных сырья и продовольствия, гарантирует товаропроизводителям возможности свободной реализации их продукции в условиях рыночной системы хозяйствования. Для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции. После ликвидации Федеральной продовольственной корпорации, бывшей при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, эти функции возложены на государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного ранка» при Министерстве сельского хозяйства, которое создано на основании постановления Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1124 [5].
Закупочные и товарные интервенции осуществляются в соответствии с Порядком осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 748.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997г. №1224 основными направлениями деятельности государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства являются:
- осуществление мониторинга состояния рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- формирование системы информационного обслуживания его субъектов; анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры;
- изучение, разработка и представление Министерству сельского хозяйства России предложений по организационно-правовым формам регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- содействие в установленном законом порядке развитию добросовестной конкуренции в сфере закупок и торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
- организация и проведение в установленном порядке закупочных и товарных интервенций с целью стабилизации конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [5].
Нормативной базой для осуществления закупочных и товарных интервенций в целях стабилизации рынка продовольствия служит «Порядок осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия», утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 178 [2].
Кроме того, государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» исполняет обязанности по участию в создании и обеспечении функционирования оптовых продовольственных рынков, а также берет на себя гарантии при осуществлении операции с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. На Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка возложены функции государственного заказчика по формированию оперативного резерва Правительства РФ и поставкам продовольствия на экологически загрязненные территории. Порядок формирования оперативного резерва Правительства РФ определяется в соответствии с Положением об оперативном резерве сельскохозяйственной продукции и продовольствия Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 822.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1224 государственные закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при проведении закупочных и товарных интервенций должны осуществляться исключительно хозяйствующими субъектами рынка, которые определяются на конкурсной основе государственным унитарным предприятием «Федеральное агентство по регулированию продовольственного ранка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Правовое регулирование рынка государственных закупок осуществляется Федеральными законами «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. с изменениями от 19 июня 1995г. [11] и «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г. [10]
Ранее функции государственного заказчика были возложены на Федеральную продовольственную корпорацию, созданную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 октября 1994 г. № 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» [7]. Федеральная продовольственная корпорация наряду с указанными функциями должна была заниматься и товарными интервенциями для стабилизации рынка продовольствия и формированием рыночной инфраструктуры.
Государственный заказчик обладал правом передачи части своих функций по формированию и размещению заказов для госнужд другим субъектам. Федеральная продовольственная корпорация (ФПК), используя это право, передавала на договорной основе функции заказчика другим посредникам за вознаграждение, что привело к увеличению стоимости продукции. Для формирования федерального продовольственного фонда были привлечены различные финансово-промышленные группы. В таком качестве следует привести постановления Правительства РФ от 27 января 1996 г. № 62 «О привлечении финансово-промышленной группы «Союзагропром» к формированию федерального фонда продовольствия» [4], от 7 декабря 1996 г. №1446 «О финансово-промышленной группе «Каменская агропромышленная финансовая группа» [8]. ФПК не выполнила те общегосударственные задачи, которые были поставлены перед ней действовавшим в то время законодательством. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1224 о создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» [6] при Министерстве сельского хозяйства, ФПК была ликвидирована, а на ее основе сформировано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка.
Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка, будучи по своей организационно-правовой форме унитарным предприятием, являющимся разновидностью коммерческой организации, наряду с указанными функциями государственного регулирования продовольственного рынка вправе заниматься и коммерческой деятельностью с целью получения государством доходов.
Очевидно, проблему выбора надлежащей структуры государственных органов и коммерческих организаций для закупки сельскохозяйственной продукции пока нельзя считать решенной. Однако в законах РФ от 14 мая 1993г. № 4795-1 «О зерне» (ст. 8, 9) [1] и «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» [10] закреплен широкий круг субъектов, которые могут быть потенциальными государственными заказчиками сельскохозяйственной продукции (ст. 4). В таком качестве могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации, в том числе и потребительские кооперативы.
В соответствии с действующим в этой сфере законодательством основная обязанность государственных заказчиков сельскохозяйственной продукции, сырья заключается в оплате продукции, поставляемой им поставщиками. Однако собственных финансовых источников у заказчиков может и не быть, поэтому финансирование осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Согласно закону Правительства РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют закупку сельскохозяйственной продукции по договорам, заключенным с товаропроизводителями, и предоставление денежных средств соответствующим государственным заказчикам для оплаты поставляемой продукции.
В то же время следует отметить, что правовой механизм обеспечения реализации этой обязанности Правительства РФ в законе не закреплен, и нет четкости и ясности в порядке установления взаимоотношений государственных заказчиков и Правительства РФ.
Если исходить из норм действующего гражданского законодательства, то Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами.
Согласно закону от имени указанных субъектов могут выступать органы государственной власти и иные субъекты в рамках их компетенции, установленной соответствующими актами (ст. 124, 125 ГК РФ).
2. Деятельность Межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка
Межведомственная комиссия по регулированию продовольственного рынка является координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций по вопросам регулирования продовольственного рынка [3].
Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Основными задачами Комиссии являются:
а) анализ ситуации с производством сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, разработка мер по регулированию продовольственного рынка, предотвращению поступления на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения продуктов питания;
б) подготовка решений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций по вопросам регулирования продовольственного рынка, создания системы оптовых продовольственных рынков;
в) организация разработки законопроектов и других нормативных правовых актов по вопросам регулирования продовольственного рынка, деятельности агробирж, оптовых продовольственных рынков, развития рыночной инфраструктуры и защиты отечественных товаропроизводителей;
г) рассмотрение в установленном порядке вопросов по проведению закупочных и товарных интервенций, залога сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с участием государства;
д) определение приоритетных направлений развития агробирж и оптовых продовольственных рынков с целью создания единой системы их функционирования;
е) разработка предложений по созданию системы информации о рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, организации информационно-консультативной службы для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
ж) организация разработки нормативных документов по обучению, стажировке и аттестации работников, занятых в сфере регулирования продовольственного рынка [3; 12].
Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами:
а) осуществляет координацию действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, представители которых входят в состав Комиссии, по вопросам регулирования продовольственного рынка;
б) анализирует положение на продовольственном рынке и разрабатывает меры по его регулированию;
в) подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам регулирования продовольственного рынка, создания и деятельности агробирж и оптовых продовольственных рынков;
г) рассматривает предложения и оказывает помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в создании агробирж и оптовых продовольственных рынков;
д) изучает и распространяет передовой опыт регулирования продовольственного рынка, функционирования отечественных и зарубежных агробирж и оптовых продовольственных рынков [3; 14].
Комиссия имеет право:
а) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимые материалы и информацию по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
б) создавать рабочие группы из числа ученых и специалистов для подготовки предложений по проблемам регулирования продовольственного рынка;
в) заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций независимо от формы собственности по вопросам регулирования продовольственного рынка, создания и деятельности агробирж и оптовых продовольственных рынков [3].
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца, и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов.
Решения Комиссии принимаются путем открытого голосования, большинством голосов присутствующих на заседании ее членов. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании.
Решения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти и организаций, представленных в Комиссии.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Заключение
Правовое регулирование продовольственного рынка Российской Федерации основывается на ряде Федеральных законов, а также многочисленных Постановлениях Правительства РФ.
Согласно указанным юридическим актам регулирование деятельности продовольственного рынка РФ возложено на государственных агентов, определяемых Правительством РФ.
К основным моментам правового регулирования продовольственного рынка РФ относятся:
- проведение мониторинга продовольственного рынка;
- формирование системы информационного обслуживания;
- содействие добросовестной конкуренции;
- организация и проведение закупочных и товарных интервенций;
- подготовка решений, предложений по эффективному регулированию продовольственного рынка и т.д.
Законодательное определение гражданской правоспособности субъектов властных полномочий имеет не только теоретическое значение в реальной демократизации правового регулирования вертикальных интегрированных отношений, но и предоставляет широкие возможности правового обеспечения государственного регулирования аграрно-правовых отношений, особенно в сфере финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государственное регулирование обусловлено также необходимостью совершенствования кредитных отношений в условиях аграрного кризиса и распадом ранее налаженных хозяйственных связей, так как бюджетные средства и кредиты, поступающие через ценовой канал, не всегда обеспечивают реализацию принципа непрерывности финансирования сельского хозяйства.
Список литературы
1. Закон РФ «О зерне» от 14 мая 1993г. № 4795-1.
2. Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия» от 10 июля 1998 г. № 178.
3. Постановление правительства РФ «О межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка» от 14 апреля 1999 г. № 427.
4. Постановление Правительства РФ «О привлечении финансово-промышленной группы «Союзагропром» к формированию федерального фонда продовольствия» от 27 января 1996 г. № 62
5. Постановление Правительства РФ «О создании Федеральное агентство по регулированию продовольственного ранка» от 26 сентября 1997 г. № 1124.
6. Постановление Правительства РФ «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» от 26 сентября 1997 г. № 1224.
7. Постановление Правительства РФ «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков» от 3 октября 1994 г. № 1121.
8. Постановление Правительства РФ «О финансово-промышленной группе «Каменская агропромышленная финансовая группа» от 7 декабря 1996 г. №1446.
9. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г.
10. Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г.
11. Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. с изменениями от 19 июня 1995г.
12. Аграрное право: Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова, М.И. Козыря. – М.: Юристъ, 1999. – 534 с.
13. Добросоцкий В.И. Некоторые подходы к формированию концепции регулирования продовольственного рынка // Аграрная Наука. – 1999. - №11-12. – С.35-37.
14. Добросоцкий В.И. Правовые проблемы регулирования продовольственного рынка России // Законодательство и экономика. - 1999. - №11. – С.22-27.
15. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М.: Юрайт-М, 2002. – 314с.