Оглавление
1. Общее положение о вывозе и ввозе культурных ценностей ………...3
2. Органы государственного регулирования вывоза и ввоза
культурных ценностей и контроля за вывозом культурных
ценностей ………………………………………………………………..8
3. Регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей ……………..11
Список литературы ………………………………………………………14
1. Общее положение о вывозе и ввозе культурных ценностей
Согласно ст. 190 УК РФ «невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» гласит, что невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой [2].
Однако затем было принято решение слова «с конфискацией имущества или без таковой» заменить словами «со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового» [3; 4].
Статья 190 УК РФ воспроизводит ст. 78.2 УК РСФСР, которая была введена Федеральным законом от 1 июля 1994 г.
Цели статьи - уголовно - правовая охрана порядка вывоза и ввоза культурных ценностей и воспрепятствование утрате культурных ценностей, находящихся на территории РФ, независимо от их формы собственности.
Статья распространяется на сферу отношений, связанных с перемещением через таможенную границу РФ предметов, являющихся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также на обязательства, связанные с возвращением вывезенных предметов.
Предметами художественного, исторического и археологического достояния являются предметы, отнесенные к категории культурных ценностей Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [1] и иными нормативно - правовыми актами и признанные таковыми на основе правоприменительного акта государственных органов, управомоченных на его принятие в рамках соответствующих процедур. Признание того или иного предмета художественным, историческим и археологическим достоянием представляет собой оценку культурно - ценностного значения этого предмета, но оно (признание) не устанавливает его принадлежность субъекту публичного или частного права и не связано с ним. Это значит, что достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран могут быть признаны по прямому тексту закона предметы, принадлежащие государству, коммерческому и некоммерческому юридическому лицу, физическому лицу, а также предметы, право собственности на которые не является общепризнанным.
Срок возвращения культурных ценностей устанавливается при предоставлении тому или иному лицу права временного вывоза культурных ценностей с обязательством их обратного ввоза. Согласно ст. 28 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» их временный вывоз осуществляется на основе решения, принимаемого государственными органами, и свидетельства на право вывоза культурных ценностей. В особых случаях, определенных данным Законом, разрешение выдается после подачи собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом ходатайства в соответствующий государственный орган о временном вывозе культурных ценностей. Закон устанавливает возможность отказа в удовлетворении ходатайства и порядок защиты вывозимых культурных ценностей за рубежом [1].
В разрешении на временный вывоз устанавливается обязанность возвращения данного предмета.
Объективная сторона преступления выражается в бездействии, т.е. в невыполнении обязанности по возвращению данного предмета (невозвращение). Бездействие может проявляться в несовершении действий по перевозке, почтовой пересылке; оно может также сопровождаться действиями, необходимыми для правового и фактического обоснования невозвращения либо связанными с сокрытием самого предмета.
Обязанность по возвращению включает срок возвращения, указание на лицо, обязанное возвратить соответствующие предметы, условия возвращения, гарантии возможности возвращения и правовые основания возвращения. Обязанность возвращения из-за границы должна быть выполнимой и не противоречить законодательству страны, в которую ввезены соответствующие предметы.
Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный осознает, что не выполняет обязанность по возвращению предмета, тем самым совершая общественно опасное бездействие, и, имея возможность совершить действия, желает их не совершать с тем, чтобы не возвращать данный предмет на территорию РФ [3].
Преступление считается оконченным, когда лицо после истечения срока возвращения имело реальные возможности выполнить обязанность по возвращению предмета, но не сделало этого.
Субъектом преступления является любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, обязанное к возвращению названных в данной статье предметов.
Для целей указанного выше Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:
- культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
- культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
- культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
- культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными - экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
- культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
- культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности [1].
Под действие Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ст. 7) подпадают следующие категории предметов:
- исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
- предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
- художественные ценности, в том числе:
- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
- оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
- произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
- изделия традиционных народных художественных промыслов;
- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
- старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
- редкие рукописи и документальные памятники;
- архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
- уникальные и редкие музыкальные инструменты;
- почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры [1].
Действие указанного выше Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.
Согласно Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей:
- движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;
- движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
- культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено указанным Законом [1].
2. Органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом культурных ценностей
Органы государственного регулирования и контроля Министерство культуры Российской Федерации, Государственная архивная служба России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации выполняют в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ст. 12 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей») [1].
Специально уполномоченным органом государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей является федеральная служба по сохранению культурных ценностей.
Возложенные на нее задачи федеральная служба по сохранению культурных ценностей осуществляет во взаимодействии с Министерством культуры Российской Федерации, Государственной архивной службой России, таможенными органами, органами внутренних дел, федеральными органами государственной безопасности Российской Федерации, иными правоохранительными органами.
В качестве коллегиального органа по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей образуется Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей.
Состав Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей и положение о нем утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
Компетенция государственных органов регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей представлена в ст. 15 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
1. Федеральная служба по сохранению культурных ценностей:
- составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие указанного Закона, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
- принимает решения о возможности вывоза, временного вывоза культурных ценностей;
- обеспечивает экспертизу культурных ценностей, заявленных к вывозу, временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза;
- выдает свидетельства на право вывоза, временного вывоза культурных ценностей;
- взимает специальный сбор за право вывоза, временного вывоза культурных ценностей;
- осуществляет контроль за соблюдением правил внешнеэкономической деятельности, относящейся к культурным ценностям;
- осуществляет регистрацию ввозимых, временно ввозимых культурных ценностей;
- организует широкое оповещение общественности в Российской Федерации и за ее пределами о фактах пропажи, утраты, хищения культурных ценностей;
- принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации меры по восстановлению законных прав собственников культурных ценностей при незаконных вывозе, ввозе культурных ценностей и передаче права собственности на них.
2. Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей принимает решения по ходатайствам об изъятиях, предусмотренных в статье 37 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также рассматривает спорные вопросы, возникающие при применении указанного Закона.
3. Государственный таможенный комитет Российской Федерации силами специализированной службы осуществляет в таможенных пунктах контроль за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей, установленным указанным Законом [1; 3].
Экспертизу заявленных к вывозу, временному вывозу, а также возвращенных после временного вывоза культурных ценностей осуществляют уполномоченные Министерством культуры Российской Федерации и Государственной архивной службой России на осуществление этой деятельности специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно - исследовательских организаций и иные специалисты.
3. Регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей
Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие статьи 9 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей», может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными указанным Законом.
Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе.
Отказ лица, ходатайствующего о вывозе культурных ценностей, представить на экспертизу заявленные к вывозу предметы рассматривается как отказ заявителя от их вывоза.
В случае, если результаты экспертизы дают основание для внесения заявленного к вывозу предмета в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего о вывозе этого предмета.
При несогласии заявителя с заключением экспертизы предмет, заявленный к вывозу, представляется на рассмотрение Государственной экспертной комиссии Министерства культуры Российской Федерации или Государственной экспертной комиссии Государственной архивной службы России.
Порядок проведения экспертизы определяется Положением о порядке экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей (ст. 19) [1].
Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы Российской Федерации.
Вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается.
Форма свидетельства на право вывоза культурных ценностей утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления права вывоза и ввоза культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также оружия, имеющих историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, регулируется настоящим Законом и иными соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Данный порядок вывоза и ввоза культурных ценностей распространяется на лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Личный багаж указанных лиц может быть подвергнут таможенному досмотру в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» гласит, что ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации [1].
В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в связи с запросами компетентных органов иностранных государств ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, запрещается. Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам.
При транзите культурных ценностей через территорию Российской Федерации таможенным органам Российской Федерации представляется документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно с целью транзита на условиях, определяемых таможенным законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Вывоз культурных ценностей путем пересылки в почтовых отправлениях производится в соответствии с правилами, установленными настоящим Законом, таможенным законодательством Российской Федерации и действующим на территории Российской Федерации уставом связи.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. №63-ФЗ (с изменениями на 2004 г.). – М.: Юрайт, 2005.
3. Гусев О.Б. и др., Завидов Б.Д. Преступления в сфере экономики. Уголовно-правовой анализ и классификация. – М.: Логос, 2004.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейным материалом / Под ред В.М.Лебедева. – М.: Юрайт, 2004.