Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности…...……...4
2. Общие задачи оперативно-розыскной деятельности………………….5
3. Частные (специальные) задачи оперативно-розыскной
деятельности……………………………………………………………..7
4. Вспомогательные задачи оперативно-розыскной деятельности ……9
Заключение………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………….12
Введение
Обычно преступники принимают меры к сокрытию факта и следов совершенного ими преступления. Поэтому обнаружить свидетельства криминала, собрать доказательства и раскрыть преступление с помощью лишь уголовно-процессуальных мер (производства дознания или предварительного следствия) невозможно. В этой связи некоторые органы дознания наделены полномочием производить оперативно-розыскную деятельность.
Дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскная деятельности в определенной степени взаимосвязаны. Они направлены на решение одних и тех же задач. Между тем оперативно-розыскная деятельность в содержание уголовно-процессуального дознания, а тем более предварительного следствия не входит.
Уголовно-процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия урегулированы различными источниками права. Дознание и предварительное следствие гарантируют более высокий, чем оперативно-розыскная деятельность, уровень обеспечения прав и законных интересов граждан.
1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность — это система предусмотренных законом и ведомственными нормативными актами действий (мероприятий), осуществляемых гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Юридическое значение результатов оперативно-розыскной деятельности заключается в раскрытии и расследовании преступлений.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан (с их согласия) на гласной и негласной основе.
Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст. 12 «Закона ОРД») [4].
Несмотря на негласный характер части средств оперативно-розыскного документирования, нетрудно заметить, что многие из них, по сути, повторяют средства, применяемые в ходе производства дознания и предварительного следствия. Опрос граждан может мало чем отличаться от допроса, наведение справок - от истребования материалов в порядке ст. 109 УПК [3], сбор образцов для сравнительного исследования - от получения образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов - от экспертизы, отождествление личности - от опознания, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - от осмотра, контроль почтовых отправлений - от ареста почтово-телеграфной корреспонденции.
В ст. 11 «Закона об ОРД» прямо указано, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и оперативно-розыскных мероприятий [1].
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания или следователю, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
2. Общие задачи оперативно-розыскной деятельности
Так, согласно «Закону об ОРД», задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
в) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 «Закона об ОРД») [1]. А это значит, что задачи, стоящие перед дознанием, предварительным следствием и оперативно-розыскной деятельностью действительно одинаковы.
Документируются преступные действия путем применения следующих оперативно-розыскных средств:
1) опрос;
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) проверочная закупка;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10) прослушивание телефонных переговоров;
11) снятие информации с технических каналов связи;
12) оперативное внедрение;
13) контролируемая поставка;
14) оперативный эксперимент [1].
Предварительное расследование состоит из действий, аналогичных тем, которые названы под номерами 1, 3, 5, 7-10, 14 вышеприведенного перечня. Однако порядок их производства неодинаков.
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах (ст. 3 «Закона об ОРД»):
а) законности (Общеправовой принцип);
б) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (общеправовой принцип);
в) конспирации (специальный отраслевой принцип);
г) сочетания гласных и негласных методов и средств (спец. отраслевой принцип) [1].
Принципы ОРД – это основополагающие начала, руководящие идеи. Принципы А, Б закреплены в связи с возможным ограничением этих прав, если возникает необходимость.
Принцип А – безусловное и точное соблюдение норм Конституции РФ, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих ОРД (ст. 5 – запрещение использования мер, не перечисленных в законе.
Принцип Б – это признание законодателем приоритетными по сравнению с другими объектами защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Допускается возможность ограничения прав на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров и др. на основании решения суда.
Принцип В – отражает специфический оперативно-разведывательный характер деятельности. Он означает необходимость использования в процессе ОРД правил и приемов, которые позволяют сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов, направленные на их разоблачение.
3. Частные (специальные) задачи оперативно-розыскной деятельности
В отличие от предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении и предварительного расследования оперативно-розыскная деятельность может иметь негласный характер. Данные о большинстве применяемых здесь методов представляют собой совершенно секретные сведения.
Согласно «Закону об ОРД», в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
Некоторыми учеными [2; 6] обосновывается, что материалы, полученные в результате использования современных научно-технических средств, могут выступать в уголовном процессе как документы, как вещественные доказательства и как самостоятельный источник доказательств - в зависимости от совокупности характерных признаков. Использование информаторов - один из возможных способов получения доказательств по уголовному делу. Показания работника дознания о том, что ему сообщил информатор, и собственные показания последнего об известных ему событиях и фактах - таковы два пути придания этим сведениям доказательственного значения.
Для обоснования необходимости производства обыска или ареста подозреваемого возможно использование информации, полученной от осведомителя, но при этом может быть поставлен вопрос о раскрытии его личности. Конфиденциальность в этом случае сохраняется, если доказаны надежность информатора и личное знание им фактов.
Вопрос о раскрытии личности может быть поставлен и в том случае, когда речь идет о сведениях, способных оказать кардинальное влияние на судьбу дела. Решение его зависит от того, насколько существенными являются показания информатора и имеются ли в деле иные прямые доказательства виновности подсудимого. Если информатор является важнейшим свидетелем по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и если в деле нет иных прямых доказательств, раскрытие личности такого свидетеля допустимо в интересах правосудия. Обвинение может согласиться с этим и принять дополнительные меры по обеспечению безопасности своего информатора либо отказаться, но быть готовым в таком случае к оправдательному приговору.
Необходимость сохранения тайны обусловлена рядом причин:
а) потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступностью (преступления в условиях неочевидности);
б) конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц;
в) сохранение в тайне является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступления + гарантии соблюдения их конституционных прав и свобод [4].
Принцип Г означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. По ст. 11 «Закон об ОРД» результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и основания к возбуждению уголовного дела в процессе доказывания. Принципы здесь следующие: равенства граждан перед законом; подконтрольности; ведомственный, парламентарный и судебный контроль ОРД, прокурорский надзор; принцип наступательности (ОРД должна носить превентивный характер) [5].
4. Вспомогательные задачи оперативно-розыскной деятельности
При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право [1]:
1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.
4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Заключение
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
1. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.
2. Целями оперативно-розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
3. Содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации и систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий определяет ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Также деятельность ОРД регламентируется Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ и другими нормативными актами.
4. Основными принципами ОРД являются: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12 августа
2. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД России, 1996. – 346с.
3. Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учебное пособие. - М.: Изд–во «Бек», 1997. – 345с.
4. Кваша Ю.Ф., Сурков К.В., Горяинов К.К. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. - М.: Международные отношения, 1997. – 455с.
5. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 432с.
6. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. - М., 2000. – 432с.