Оглавление

1. Сущность современного государства                                                    3

2. Основные функции современного государства                                     6

3. Роль государства в переходе к рынку (на примере России)              14

Список литературы                                                                                   17

1. Сущность современного государства

 

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности. Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, закономерности в его развитии, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства  – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кот ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.

Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более 70 лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении [5, c.125].

В частности, следует признать ошибочно предпринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с позиций классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.

«Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство, – утверждал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, – считал он, – есть орган господства определенного класса, который не может быть примерен со своим антиподом (с противоположным ему классом»).

Такой подход обеднял и в известной мере искажал представления о государстве, содержал упрощённое, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.

Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в ХХ в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория.

Названные теории не лишены определённых достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа [3, c.66-67].

Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своём сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага.

Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей.

Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.

Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.

Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково. Соответственно в определённых условиях, например в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи промышленного капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление [5, c.130-132].

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей.

Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая степень во всей многовековой истории развития государства.

Подводя итого вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего определения. Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества [2, c.89].

2. Основные функции современного государства

 

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль­ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами [2, c.101].

Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не  может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.

Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обще­ством, а его деятельность приобретает практическую направленность.

Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

Проблема классификации функций государства ос­ложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.

Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две основные сто­роны, два начала - общесоциальное и классовое. Обще­социальное начало обусловлено потребностями общест­ва в целом, классовое - его классовыми противоречиями [6, c.55-56].

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоре­чий, носят классовый характер, что нет и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государст­ва. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представи­телем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию - организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику протекционизма, делали отдель­ные шаги в области просвещения и здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает боль­шой простор для общесоциальной деятельности госу­дарства. В наше время общесоциальные функции госу­дарства (экономическая, социальная, поддержания демо­кратического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государст­ва в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы,- охрана при­роды и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические про­блемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответст­вующих функций - обеспечения мирового правопоряд­ка, международной экологической и т.д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономи­ческих, социальных, духовных, национальных). Чем боль­ше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инстру­мента преодоления противоречий, как средства согласо­вания различных интересов и достижения общественно­го компромисса. Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а потому государству приходится обра­щаться к демократическим, гуманистическим институ­там и идеям (правового государства, господства права во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и право­порядка и т.д.) [2, c.125-127].

Доверие к государству, государственной власти, сте­пень их поддержки населением (социальная легитимность власти) находятся в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. «Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъ­емлемые, естественные права и свободы, осуществляю­щее репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может счи­таться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государства­ми, на благоприятное общественное мнение мирового общества» [1, c.23].

В классовом обществе, где классы и другие социаль­ные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы клас­сов непримиримы, государство становится политичес­кой организацией власти экономически господствующе­го класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства - подавление сопротивле­ния эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают опреде­ленную классовую окраску. Сказанное относится к ра­бовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс - стабилизирующий фактор общества. Это отра­зилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функ­ции государства можно подразделить на:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функ­ции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружаю­щей среды и др.) [3, c.75-78].

По направленности функции государства подразде­ляются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показы­вают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддер­жание определенных отношений с другими государства­ми. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранитель­ных функций - охраны существующих форм собствен­ности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны при­роды и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции [5, c.147].

Охрана существующих форм собственности - функ­ция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал со­средоточивался в руках того или другого класса (в экс­плуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посяга­тельства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потреб­ностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функ­цией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды вы­двинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вме­шивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанав­ливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. госу­дарственная собственность, и государственное управле­ние предприятиями и организациями, на ней базирую­щимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предпри­ятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредото­чившего в своих руках большую массу ссудного капита­ла. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в мас­штабе всей страны [5, c.150-152].

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание соци­ально ориентированной рыночной экономики, учиты­вающей и согласующей интересы производителей и по­требителей. Этому посвящено законодательство о ком­паниях, об акционерных обществах и других объедине­ниях. Оно защищает права и интересы граждан — вклад­чиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осущест­вляет лицензирование производства многих видов това­ров широкого потребления и торговли данными товара­ми, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потреб­ностями развития общества в целом.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и мас­штабна по объему государственной деятельности. Глав­ное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться вы­ровнять социальное положение людей, развивать здра­воохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, посо­бия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость на­селения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др. [2, c.123].

Социальная деятельность государства регламентиру­ется особой отраслью - социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной по­мощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т.д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства - обеспе­чить человеку достойное   существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справед­ливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народ­ного образования и культуры. Для управления назван­ными видами деятельности государство создает соответ­ствующие органы и учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что совре­менные масштабы научных исследований и эксперимен­тальных работ очень сильно возросли. Поэтому государ­ство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследова­ниям.

Внешними функциями государства традиционно явля­лись защита страны от нападения извне; ведение захват­нических войн; обеспечение дипломатических отноше­ний. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовы­годная торговля, развивается коллективная безопас­ность, создаются международные миротворческие во­оруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций [5, c.158-159].

Государство должно выполнять свои функции в при­сущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства. В правовых формах отража­ются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица рабо­тают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и из­дание нормативно-правовых актов, без которых реализа­ция других функций государства практически невоз­можна [4, c.30]. Например, как осуществлять социальную функ­цию без кодифицированного социального законодатель­ства, социального права.

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реа­лизованы или они останутся лишь благими пожелания­ми законодателя. Основное бремя по исполнению пра­вовых норм лежит на органах управления (исполнитель­но-распорядительных органах), возглавляемых прави­тельством страны. Это повседневная работа по разреше­нию разнообразных вопросов управленческого характе­ра, для выполнения которой исполнительно-распоряди­тельные органы издают соответствующие акты, контро­лируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т.е. властная опе­ративная и правоприменительная деятельность по охра­не правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включа­ет в себя принятие мер по предупреждению правонару­шений, разрешение юридических дел, привлечение к юри­дической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осу­ществлении функций государства. Это обусловлено раз­витием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского обще­ства и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем орга­низационно-подготовительной работы в процессе осу­ществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущи­ми за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изу­чению различной информации при разрешении юриди­ческого дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п. [5, c.160-162; 6, c.85-86]

Методы осуществления функций государства доста­точно многообразны. Так, выполняя охранительную функ­цию, государство использует методы убеждения и при­нуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов - прогно­зирование, планирование, льготное кредитование и ин­вестирование, государственные субсидии, защита потре­бителей и др.

3. Роль государства в переходе к рынку (на примере России)

Мощные геополитические разломы конца ХХ века наложились на целый комплекс давно ждущих своего решения глобальных проблем человечества, которые можно подразделять на четыре основные группы:

1. Проблемы преимущественно социально – политического характера предотвращения ядерной войны; прекращение гонки вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов; строительство ненасильного мира, на основе утверждения доверия между народами, упрочнения системы всеобщей безопасности.

2. Проблемы преимущественно социально – экономического характера: преодоления слаборазвитости и связанных с нею нищеты и культурной отсталости; обеспечение эффективного производства и воспроизводство мирового валового продукта; поиск и пути решения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах; освоение в мирных целях околоземное пространства и Морового океана.

3. Социально – экологические проблемы, обусловленные дальнейшим ухудшением природной среды обитания людей. С особой остротой встала необходимость проведения мероприятий по улучшению газовой оболочки атмосферы; по гармоничному развитию живой и неживой природы; по рациональному использованию естественного потенциала планет; по предотвращению вредного воздействия на природу военной деятельности.

4. Проблемы человека, включая человеческие измерение общественного прогресса; соблюдение социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод; ликвидацию голода, эпидемических заболеваний, невежества; духовное развитие личности; преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства, других людей и результатов собственной жизнедеятельности [7, c.321-322].

Вопрос о месте России в мировом сообществе, в том геополитическом пространстве, которое образовалась после распада СССР, весьма непрост, отзываются болью в национальном сознании. В этом плане показательна полемика в российской прессе по вопросу о статусе России в мировом сообществе, ее месте в системе международных отношений. Одна из высказываемых точек зрения заключается в том, что Россия, признанная официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладая мощным ядерным потенциалом, обречена быть «великодержавной». Оппоненты этой точки зрения, оперируя реальными показателями сократившейся базы ресурсного обеспечения страны на международной арене - 76 % по территории , 60 %  - по населению, 50 %  - по ВНП от показателей СССР 1985 года, низводят Россию лишь до уровня региональной державы. Самоидентификация России в современном мире происходит в труднейших условиях.

  Во–первых, страна переживала и до сих пор ощущает последствия глубокого кризиса и всеохватывающий социально – политический и духовный кризис. Идет острая дискуссия вокруг вопросов о стратегии модернизации, средствах и методах ее реализации; общество расколото социально и политически, не способно сформировать общепринятое понимание общероссийских национально – государственных интересов, в том числе и реализуемых на международной арене.

Во–вторых, фактом является незавершенность становления России как суверенного государства современного типа. Признание РФ правопреемницей  СССР в международных делах в известной степени «затуманило» несколько самоочевидных вещей: что государственность новой России не может выводиться из советской государственности. Ее нынешние лидеры, внеся определенный вклад  в ликвидацию СССР, тем самым отвергли связующие моменты с российской государственностью (в том числе периода существования царской империи). Борясь до обретения независимости в декабре 1991 г. против центра, Россия во многом боролась и против себя, так как лишилась преимуществ и возможностей единого хозяйственного комплекса.

В–третьих, с разделом СССР Россия была как бы оттеснена дальше в северную и восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктурно, так как вместе с Украиной , Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью [4, c.29-34; 8, c.112-114].

Все это накладывает определенные трудности в становлении рыночной экономики в нашей стране. Во многом будущее нашей страны зависит от того насколько государство будет правильно формировать политику, стимулируя или  наоборот подавляя рыночные механизмы регулирования экономики.      

Как новая Россия справится с проблемами которые перед ней поставила жизнь зависит и то какое будет государство.      

    

Список литературы

1. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. - 1993. - № 2. – С.23-26.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: Наука,1995. – 344 с.

3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 542с.

4. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современ­ном этапе // Государство и право. – 1993. - № 6. – С.29-34.

5. Панарин А.С. Политология. – М.: Проспект, 2000. - 440с.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 244с.

7. Рябов В.В. Политология на Российском фоне. - М.: «Луч», 1993. - 425с.

8. Цукров В.А. Теория политических систем и политические реалии постсоветской России/ Учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат,2003.-212с.