Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды источников гражданского права. Понятие и
соотношение императивных и диспозитивных норм в
гражданско-правовом регулировании…………………………………….5
2. Международные договоры и общественные принципы и нормы
международного права как источники гражданского права…………….9
3. Понятие и система гражданского законодательства РФ……………….11
4. Обычаи делового оборота как источники гражданского права………..13
5. Действие гражданского законодательства во времени,
в пространстве, по кругу лиц…………………………………………….17
6. Применение гражданского законодательства. Толкование
гражданско-правовых норм………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………….27
Введение
Гражданское правоотношение является одной из разновидностей правовых отношений. Оно представляет собой урегулированное с помощью норм гражданского права и возникающее на основе норм гражданского права отношение.
Актуальность темы «Источники гражданского права» на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя. В настоящее время со всей очевидностью растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав человека, к числу которых относятся и гражданские права.
Объект исследования – гражданское право.
Предмет исследования – источники гражданского права.
Цель исследования – изучить особенности источников гражданского права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды источников гражданского права;
- рассмотреть понятия «международные договоры» и «общественные принципы и нормы международного права» как источники гражданского права;
- проанализировать понятие и система гражданского законодательства РФ;
- рассмотреть обычаи делового оборота как источники гражданского права;
- изучить действие гражданского законодательства во времени, в пространстве, по кругу лиц;
- рассмотреть применение гражданского законодательства и толкование гражданско-правовых норм.
Разработанность темы в юридической литературе достаточно велика. Данная проблематика широко представлена в работах таких авторов, как: В.В. Безбах [1], М.М. Богуславский [2], Е.А. Суханов [7], М.Н. Марченко [12] и т.д., а также в законодательных актах – Гражданском кодексе РФ, Конституции РФ, Указах Президента РФ и др.
1. Понятие и виды источников гражданского права. Понятие и соотношение императивных и диспозитивных норм в гражданско-правовом регулировании
Понятие источника гражданского права формируется на основе общего понятия источника права. Строго придерживаясь основных положений юридического позитивизма, сводящего все право в конечном счете к актам или, образно говоря, к «приказам» государства, специалисты в области гражданского права рассматривают источник гражданского права как «форму выражения правовых норм, имеющих общеобязательный характер». При этом поясняется, что «установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение», ибо «только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) характера» [7].
Все источники гражданского права, будучи взаимосвязаны между собой и взаимозависимы друг от друга, образуют в рамках общей системы источников российского права свою собственную, частную систему или подсистему.
Последняя, равно как и вся система источников российского права, имеет строго упорядоченный, иерархический характер. На вершине этой иерархической системы, как и всей системы российского права, находится Конституция РФ.
Будучи Основным Законом постсоветской России, Конституция РФ содержит в себе, наряду с основополагающими принципами и нормами различных отраслей права, также соответствующие принципы и нормы гражданского права. В их числе, например, основополагающие положения, касающиеся права частной собственности и права наследования, охраняемые и гарантируемые законом согласно ст. 35 Конституции РФ [13]; право владения, пользования и распоряжения землей и другими ресурсами, гарантируемое ст. 36, при условии, что осуществление этого права не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, и др.
Важную роль в системе источников гражданского права играют обычные, или текущие законы, как их нередко называют. Центральное место среди них занимает Гражданский кодекс РФ, состоящий из трех составных частей.
Согласно Конституции РФ «гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации» (п. 1 ст. 3) [13]. Оно состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и защищающих «неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага» при условии, что «иное не вытекает из существа этих нематериальных благ» (п. 2 ст. 2).
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должна полностью соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Это означает, что Кодекс по своей юридической силе превосходит все иные гражданско-правовые акты, включая законы.
Наряду с Конституцией РФ и обычными законами важное место среди источников гражданского права занимают подзаконные акты. В их числе: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты, издаваемые другими федеральными органами исполнительной власти. Разумеется, речь при этом идет только о тех подзаконных актах, которые содержат в себе нормы гражданского права.
В системе подзаконных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ. В практическом отношении это означает, что, во-первых, никакой подзаконный акт не должен противоречить указам Президента и, во-вторых, в случае возникновения каких-либо противоречий (коллизий) между тем или иным подзаконным актом, с одной стороны, и указом Президента РФ - с другой, данный подзаконный акт утрачивает в той части, в которой содержится это противоречие, свою юридическую силу. Соответственно он должен быть отменен или изменен [1].
В свою очередь, указы Президента РФ как подзаконные по своему характеру акты не должны противоречить законам. Это положение особо закрепляется в Гражданском кодексе РФ. Констатируя тот факт, что отношения, составляющие предмет гражданского права, помимо других нормативно-правовых актов могут регулироваться также указами Президента РФ, ГК РФ (п. 3 ст. 3) устанавливает вместе с тем, что указы Президента РФ «не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам».
Важное значение в системе источников гражданского права имеют постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права. По своей юридической силе они уступают как законам, так и указам Президента РФ. Данное положение закрепляется законодательно. Причем как в конституционном порядке - в Конституции РФ, где п. 3 ст. 115 устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ «могут быть отменены Президентом РФ», - так и с помощью текущего законодательства. В частности, п. 5 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что в случае противоречия постановления Правительства РФ «настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон». Данное положение в полной мере относится также и к указам Президента РФ.
Уступая по своей юридической силе названным правовым актам, постановления Правительства обладают в то же время более высокой юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным юридическим актам. Будучи принятыми согласно ГК РФ «на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента», полностью соответствуя этим актам, постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права, обладают более высокой юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам, создают юридическую базу для принятия этих гражданско-правовых актов [16].
Наряду с названными нормативно-правовыми актами в качестве источников гражданского права выступают также содержащие нормы данной отрасли права нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, т. е. ведомственные нормативно-правовые акты. Согласно ГК РФ такого рода акты могут издаваться лишь «в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3).
В числе источников гражданского права следует назвать, кроме того, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) и Гражданским кодексом РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации.
Выделяя данные принципы, нормы и договоры в качестве источников гражданского права, законодатель устанавливает, что: а) все они являются составной частью правовой системы Российской Федерации; б) международные договоры РФ применяются непосредственно к отношениям, составляющим предмет гражданского права, кроме случаев, когда «из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта» и в) если международным договором России установлены иные правила, «чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора» [19].
Определенную роль в системе источников гражданского права играют обычаи делового оборота. Существование обычаев делового оборота в гражданском праве предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота следует понимать не предусмотренное ни законодательством, ни договором, самостоятельно сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения [6].
Обычаи делового оборота при определенных обстоятельствах могут быть применены судами при разрешении споров, возникающих между сторонами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Причем применение обычая не зависит от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе или не зафиксирован.
В соответствии со п. 2 ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются [6].
Важное практическое значение для гражданского, равно как и для других отраслей, российского права имеют руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ.
Данные, юридические по своему характеру, акты официально не признаются источниками права, хотя в ряде случаев и содержат нормы права. В научной юридической литературе по поводу их природы и содержания уже многие годы ведется спор.
2. Международные договоры и общественные принципы и нормы международного права как источники гражданского права
ГК впервые выделил вопрос о соотношении международного и внутреннего правового регулирования применительно к гражданскому праву. Россия является активным участником международного экономического сотрудничества. Это означает, что все более расширяются отношения с участием иностранных предпринимателей.
Среди международных актов особое место занимают многосторонние уговоры (конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских договорных отношений. Следует прежде всего указать на Конвеннцию ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Венную конвенцию). Указанная Конвенция состоит из 101 статьи. Она охватывает порядок заключения соответствующих договоров, права и обязанности контрагентов, средства правовой защиты, применяемые при нарушении сторонами своих обязанностей, определяет момент перехода риска случайной гибели передаваемых по договору товаров и др. [2].
Россия участвует и в иных аналогичных многосторонних соглашениях, включая, в частности, такие имеющие непосредственное отношение к договорам, как Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (имеются в виду автомобильные перевозки), Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права (Парижская конвенция по охране промышленной собственности), Женевские вексельные конвенции. 28 мая 1988 г. в Оттаве была подписана конвенция УНИДРУА по международной аренде оборудования и многие другие [15].
Конституция РФ (п. 4 ст. 15) объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. В Конституции РФ закреплен безусловный приоритет правил международных договоров по отношению к правилам, включенным в национальные законы: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Поставив соответствующие нормы впереди национальных законов, Конституция РФ предопределила их приоритет по отношению и ко всем другим, помимо законов, правовым нормам. Закон «О международных договорах РФ» в развитие приведенных правил Конституции РФ указал на то, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для их применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие внутригосударственные акты (ст.7).
В качестве примера «общепризнанных принципов и норм международного права» можно указать на недискриминацию, которая, в свою очередь, опирается непосредственно на начала равенства государств. Сущность данного принципа состоит в том, что «не должна допускаться дискриминация как в области торгово-экономических отношений между различными странами, так и в отношении правового положения иностранных юридических лиц и граждан».
Применительно к отдельным типам договоров, применяемым во внешнеторговом (международном) гражданском обороте, изданы международными органами (ассоциациями) различного рода рекомендательные акты. Речь идет, в частности, о Международных правилах по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), утверждаемых периодически в перерабатываемом виде Международной палатой, о Международных условиях договора о строительстве, разработанных Международной федерацией инженеров-консультантов, о подготовленных Международной торговой палатой Унифицированных правилах по договорным гарантиям, а также Унифицированных правилах для гарантий по первому требованию и др. Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) разработаны Принципы международных коммерческих договоров. Ко всем такого рода рекомендательным актам положение ст. 7 не относится. Вместе с тем они довольно широко используются во внешней торговой договорной практике и при наличии необходимых предпосылок могут играть роль обычаев делового оборота [11; 14].
3. Понятие и система гражданского законодательства РФ
Под системой гражданского законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, содержащих в себе нормы гражданского права.
В зависимости от юридической силы все акты, входящие в систему гражданского законодательства, подразделяются на: а) акты, обладающие высшей юридической силой, — законы; б) акты, имеющие подзаконный характер, - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; и в) подзаконные акты, издаваемые иными федеральными органами исполнительной власти, - акты федеральных министерств и ведомств [14].
Акты, относящиеся к системе гражданского законодательства, классифицируются также на основе других критериев, в частности в зависимости от объема и характера содержащихся в них гражданско-правовых норм. На основе данного критерия выделяются акты, имеющие сугубо гражданско-правовой характер, к каковым относится, например, Гражданский Кодекс РФ, и комплексные нормативно-правовые акты, содержащие в себе наряду с нормами гражданского права также нормы других отраслей Нрава. Примером подобного рода актов может служить Жилищный кодекс РФ, в котором содержатся как нормы гражданского права, так и нормы административного права [18].
Согласно действующему законодательству гражданско-правовые акты распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации.
Однако в ряде случаев не только допускается, но и предусматривается ограничение территории распространения действия того или иного акта.
Например, действие гражданско-правовых актов может быть ограничено территорией районов Крайнего Севера или других регионов.
Аналогично обстоит дело и с распространением действия гражданско-правовых актов на круг лиц. По общему правилу действие гражданского законодательства распространяется на всех без исключения лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе на лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.
Однако в некоторых случаях законодатель предусматривает ограничение данного правила и распространяет действие того или иного гражданско-правового акта лишь на определенный круг лиц. Такое ограничение может прямо предусматриваться в законе или же вытекать из его общего смысла. Например, если тот или иной гражданско-правовой акт ограничивает свое действие районами Крайнего Севера или любой другой территорией, то вполне очевидно, что он распространяет свое действие лишь в отношении тех лиц, которые постоянно проживают или временно находятся на этой территории [14].
Для гражданско-правовых актов, равно как и для других нормативно-правовых актов, огромное значение имеет время их действия и, в частности, время вступления их в силу. Чрезмерный динамизм общественных отношений, их нестабильность в России, особенно в последние десятилетия, самым непосредственным образом отражающиеся на нестабильности гражданско-правовых законов и других нормативно-правовых актов, делают данную проблему еще более значимой и актуальной.
Не случайно законодатель, принимая те или иные нормативно-правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, отнюдь не ограничивается общими правилами их принятия и вступления в силу. Особое внимание он акцентирует на том, что: а) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются лишь к отношениям, возникшим после введения их в действие; б) действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, «только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом»; в) по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, «он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие»; г) по договорным обязательствам действуют правила, предусмотренные законом, существовавшим в момент заключения договора; и д) если после заключения договора был принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то «условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров» [14; 17].
Иными словами, законодатель обращает внимание на то, чтобы при вступлении в силу закона он не имел обратного действия и не ухудшал при этом положения сторон, участвующих в гражданско-правовых отношениях.
4. Обычаи делового оборота как источники гражданского права
Обычай - правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения. Авторитет обычая в конечном счете опирается на формулу: так поступали все и всегда [5].
Индивидуализирующий признак правового обычая составляет то, что, он приобретает обязательную силу с санкции государства. Однако предметом такой санкции служит не обычай как конкретное правило поведения, а лишь возможность его использования для решения в строго определенном порядке строго определенных вопросов [3].
С этим связано весьма важное с практической точки зрения последствие. Нельзя исключить того, что со времени издания закона, отсылавшего к обычаю, и до момента заключения договора или рассмотрения дела в суде изменится сам обычай благодаря, например, внедрению в практику электронно-вычислительных машин, иной электронной техники и др. Учитывая. что санкционированию подвергается не конкретный обычай, а возможность исполнения сложившихся правил, надлежит признать, что новым обычаем следует руководствоваться и в силу ранее изданного закона, если иное не предусмотрено в новом.
Правовое значение обычая, как было показано, полностью зависит от судьбы закона. Обычай обязателен только до тех пор, пока не будет отменен санкционирующий использование такого источника закон. При этом именно закон. А значит, например, правовой акт, который содержит иное, чем обычай, правило поведения, приобретает юридическую силу лишь при условии отмены закона, отсылающего к обычаю. Однако обратной зависимости нет; в рамки действующего закона, санкционирующего обычай, может укладываться любое правило, отвечающее всем признакам правового обычая.
В цивилистической литературе, прежде всего учебной, до последнего времени либо вообще не называли обычаи разновидностью регуляторов поведения участников гражданского оборота [3; 4], либо традиционно ограничивались двумя сферами действия обычая, охваченными соответственно ст. 77 Земельного кодекса РСФСР 1922 г., которая определяла, что при разделе имущества крестьянского двора могут применяться «местные обычаи», и несколькими статьями Кодекса торгового мореплавания 1929г., которые говорили именно об обычаях, принятых в морской торговле.
Действующий Гражданский кодекс теперь более широко использует понятие «обычное» в самых различных нормах, посвященных договорному регулированию. ГК прежде всего сохранил редакцию общей нормы о возможных критериях, которым должно соответствовать надлежащее исполнение обязательств и в составе которых выделены «обычно предъявляемые требования» (ст. 309). Тот же по существу критерий используется для восполнения в договорах отсутствующего условия о цене (оплата производится по цене, «которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги» (п. 3 ст. 424 ГК). Ссылки на «обычное» включены для восполнения пробелов применительно к договору купли-продажи в условия о качестве: должен быть передан покупателю товар, «пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется» (п. 2 ст. 469), в условия о комплектности товара: она определяется «обычно предъявляемыми требованиями» (п. 2 ст. 478 ГК), о таре и упаковке: они должны обеспечивать сохранность товаров такого же рода при «обычных условиях хранения и транспортировки» (п. 2 ст. 481 ГК), о порядке проверки качества товара: она должна производиться «в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара...» (п. 2 ст. 474 ГК).
«Обычное» не является синонимом «обычая» хотя бы потому, что в отличие от последнего «обычное» более размыто, недостаточно структуризовано и устойчиво, вследствие чего фактически создается заново при применении отсылающей к «обычному» норме. И все же с точки зрения своего функционального назначения эти правовые категории оказываются близкими. Эта близость косвенно подтверждается и тем, что соответствующие нормы, которые содержат и отсылки к «обычаям», и отсылки к «обычному», могут быть как диспозитивными, так и императивными.
В качестве иллюстрации имеет смысл сопоставить две нормы - п. 5 ст. 468 ГК («В случае, когда продавцом не приняты необходимые меры по согласованию цены в разумный срок, покупатель оплачивает товары по цене, которая в момент заключения договора при сравнимых обстоятельствах обычно взималась за аналогичные товары») и п. 3 ст. 919 («Вещь, сдаваемая на хранение в ломбард, подлежит оценке по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и в месте их принятия на хранение»). В первом случае стороны совершенно свободны в согласовании цен, и соответственно договорное условие о цене нельзя оспорить ссылкой на его противоречие тому, что есть основания расценить как «обычно устанавливаемая Цена». Во втором случае стороны связаны «обычным», а потому оспаривание, о котором идет речь, возможно [8].
Наряду с правовым обычаем широко используется на практике существующая наравне с обычаем другая конструкция - деловые обыкновения. По этому поводу И.Б. Новицкий отмечал, что «деловое обыкновение представляет собой не норму права, а особое средство восполнить содержание воли сторон в конкретном правоотношении, если в какой-либо части эта воля не выражена прямо». В отличие от этого «обычай... есть правовая норма и, следовательно, обязателен. Деловое же обыкновение - лишь распространенная, но ни для кого не обязательная практика. Ознакомление с этой практикой позволяет судить о том, как разрешается большинством участников деловых отношений тот или иной вопрос, возникающий при известных обстоятельствах, как «принято» его разрешать» [3].
При такой точке зрения остается все же открытым вопрос о правовом значении обыкновенной целесообразности и практической значимости их установления.
Одна из особенностей делового обыкновения по сравнению с обычаем выражается, очевидно, в правовом значении воли сторон. Обычай существует независимо от нее, и соответственно своей согласованной волей стороны, как правило, могут лишь парализовать действие обычая. В отличие от этого деловые обыкновения применительно к конкретным отношениям приобретают жизнь главным образом при условии, если это отвечает прямо выраженной воле сторон.
Деловые обыкновения включают в себя как общие правила, так и те, которые стали обычными в практике контрагентов, при этом последние обладают приоритетом. Вместе с тем в указанном случае деловые обыкновения могут играть роль правового средства, с помощью которого пробел в договоре восполняется путем его толкования. Имеется в виду, что в силу ст. 431 ГК одним из источников, используемых при толковании договоров, служит «практика, установившаяся во взаимоотношениях сторон».
5. Действие гражданского законодательства во времени,
в пространстве, по кругу лиц
Действие норм о договорах во времени
ГК 22 и ГК 64 не содержали специальных правил о действии во времени гражданских норм, включая те из норм, которые непосредственно рассчитаны на договоры. Указанный пробел в определенной мере был восполнен актами, посвященными вступлению в силу соответствующего Кодекса. Имеются в виду постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР, принятого на 4-й сессии ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г.» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1964 г. «О порядке введения в действие Гражданского и Гражданского процессуального кодексов РСФСР».
Уже первый из этих актов предусмотрел, что нормы соответствующего Кодекса не обладают обратной силой, а потому на правоотношения, сложившиеся ко времени вступления его в действие, они не распространяются. Остальные правила, которые установили порядок вступления в действие Кодекса, составляли определенное исключение из указанного принципа
ГК включил нормы, посвященные действию гражданско-правового акта во времени, притом как общие, так и специальные. Правила, о которых идет речь, составляют содержание двух статей Кодекса. Из них первая - ст. 4 («Действие гражданского законодательства во времени») распространяется на все гражданские отношения, а вторая — ст. 422 («Договор и закон») регулирует только вопрос о последствиях принятия новых гражданских актов для договоров [9].
Обе статьи устанавливают соответствующие правила лишь применительно к одному из возможных правовых источников - закону. И хотя ст. 4 ГК говорит вначале об «актах гражданского законодательства», в силу п. 2 ст. 3 ГК указанный термин равнозначен другому: «федеральный закон». Это подтверждается и второй нормой, включенной в ст. 4. Она прямо указывает на то, что имеется в виду именно «закон».
Статья 4 ГК помимо запрещения обратной силы закона содержит еще три положения.
Одно из них устанавливает, что закон все же может распространяться на отношения, которые возникли до его введения в действие, в случае, если на этот счет есть прямое указание в законе (п. 1 ст. 4 ГК).
Другое исключение (оно включено в п. 2 ст. 4 ГК) воспроизводит норму, содержавшуюся во всех ранее принятых Вводных законах к Гражданскому кодексу: к отношениям, существовавшим до вступления в силу нового гражданского законодательства, оно применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Третье исключение носит характер отсылочной нормы (оно содержится также в п. 2 указанной статьи): к отношениям сторон по договорам, заключенным до введения в действие акта гражданского законодательства, следует руководствоваться ст. 422 ГК [3].
Действие норм о договорах в пространстве
Законодательство о договорах как часть гражданского законодательства в целом в силу п. «о» ст. 71 Конституции составляет предмет ведения Российской Федерации. Опираясь на указанную норму, п. 1 ст. 3 ГК предусмотрел: в соответствии с Конституцией гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В связи с приведенными основополагающими для всего гражданского права положениями возникают два вопроса: является ли исчерпывающим в ст. 3 перечень составляющих гражданское законодательство нормативных актов и могут ли принимать гражданско-правовые нормы субъекты Федерации и муниципальные образования? Обычно на первый следует положительный, а на второй отрицательный ответ.
Так, в частности, отмечается: «Статья 71 Конституции РФ установила, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, В соответствии с этим органы власти и управления субъектов Российской Федерации не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права» [12].
Особое значение имеет вопрос о компетенции субъектов Федерации применительно к отношениям, охваченным ст. 72 Конституции РФ.
Статья 72 Конституции РФ отнесла к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, среди прочего, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ст. 72), а также жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах (п. «к» ст. 72). А это означает, как следует из п. 2 ст. 76 Конституции РФ, что субъектам Федерации предоставлено право по всем перечисленным вопросам принимать в соответствии с федеральными законами собственные законы и иные нормативные акты.
Следует отметить, что применение соответствующих статей Конституции РФ (71 и 72) связано с определенными трудностями, в частности по той причине, что содержащийся в них перечень вопросов, составляющих соответственно исключительную и совместную компетенцию, не совпадает с делением права на отрасли. Это было очень четко проиллюстрировано Конституционным Судом РФ в деле о проверке конституционности одной из статей Закона «О рекламе». В этой связи была подчеркнута необходимость учета комплексного характера нормативного регулирования отдельных отношений, перечисленных в указанных статьях Конституции РФ [3].
Действие норм о договорах по лицам
Нормы гражданского законодательства, которые определяют, как должны заключаться договоры, какие права и обязанности составляют их содержание, какая ответственность наступает в случае нарушения договора и др., в принципе адресованы любому участнику гражданского оборота. Однако приведенное правило знает и исключения. В конечном счете смысл таких исключений сводится к тому, что некоторые договорные модели рассчитаны лишь на строго определенный круг участников. Кроме того, совокупность норм, регулирующих определенный тип (вид) договоров, может устанавливать неодинаковый правовой режим в зависимости от того, кто выступает в роли стороны (сторон) [10].
В течение длительного времени дифференциация правового регулирования договоров по признаку субъектного состава выражалась в разграничении отношений с участием и без участия граждан, а поскольку выступать в обороте наряду с гражданами могли практически лишь «социалистические организации», практически речь шла о разграничении договоров, рассчитанных на участие в них только таких организаций, и договоров с участием граждан.
Более широкую дифференциацию правового регулирования договоров «по лицам» содержит действующий ГК. Указанная дифференциация проведена прежде всего в общей части обязательственного права. Имеются в виду, в частности, статьи первой части ГК, посвященные одностороннему отказу от исполнения договора и его изменению (ст. 310), возможности досрочного исполнения обязательств (ст. 315), основаниям возникновения солидарных обязательств (п. 2 ст. 322), залогу вещей в ломбарде (п. 1 ст, 358), удержанию (п. 1 ст. 359), основаниям ответственности (п. 3 ст. 401), публичному договору (ст. 426), договору присоединения (п. 3 ст. 428) [6].
Весьма широко выделены отношения с участием предпринимателей в главах, посвященных отдельным видам договоров. Так, в частности, это относится к определенным вопросам, которые возникают при заключении договоров купли-продажи (качество товаров - п. 4 ст. 469, тара и упаковка -п. 3 ст. 481), дарения (отмена дарения - п. 3 ст. 578), подряда (качество работ - п. 2 ст. 721), займа (получение процентов - п. 3 ст. 809), при расчетах (об осуществлении безналичных расчетов - п. 1 ст. 861), при заключении договоров страхования (досрочное прекращение договора - п. 1 ст. 958), поручения (вознаграждение поверенного - п. 1 ст. 972), комиссии (отступление от указаний комитента - п. 1 ст. 995), простого товарищества (ответственность товарищей по общим обязательствам - ст. 1047) [6].
Участие предпринимателей для ряда договоров является конституирующим признаком. Для некоторых типов (видов) договоров обязательным условием служит выступление предпринимателей с обеих сторон: поставка (ст. 506), финансовая аренда (ст. 665), складское хранение (ст. 907), коммерческая концессия (п. 1 ст. 1027), простое товарищество, созданное для извлечения прибыли (п. 2 ст. 1041). Параллельно с этим в ГК выделены также договоры, для которых обязательно участие предпринимателей и непременно в качестве только одной из сторон. К указанным относятся договоры розничной купли-продажи (п. 1 ст. 492), проката (п. 1 ст. 626), бытового подряда (п. 1 ст. 730). Сюда можно отнести из первой части ГК договор залога вещей в ломбарде (п. 1 ст. 358) [6].
6. Применение гражданского законодательства. Толкование
гражданско-правовых норм
Любая правовая норма как таковая представляет собой абстрактное правило поведения, которое реализуется в актах его применения. Связующим звеном между нормой и ее применением служит понимание нормы, или, иначе, ее толкование. Толкование предполагает проверку подлинности норм (высшую критику) и уяснение их смысла (низшую критику). Особое значение среди всех видов толкования - правового определяется в конечном счете тем, что «нельзя оговариваться не только незнанием права, но и непониманием или неправильным пониманием его... Незнание и ошибка обсуждаются в юриспруденции одинаково» [3].
Техническая сторона толкования различного рода норм достаточно подробно разработана в разноотраслевой литературе. Способы толкования принято классифицировать по ряду критериев. Применительно к тому, как осуществляется классификация, различают толкование аутентичное (исходящее от органа, издавшего норму), легальное (исходящее от органа, наделенного необходимой компетенцией), судебное (исходящее от соответствующего судебного органа) и доктринальное (исходящее от науки). Когда говорят о его способах, различают толкование грамматическое, логическое, систематическое и историческое. Наконец, по объему выделяют толкование ограничительное и распространительное.
Применительно к современному ГК следует прежде всего отметить, что в нем есть и некоторое число «каучуковых общеупотребительных норм» - это те, в которых употребляются понятия «добросовестность», «разумность» и «справедливость». Речь главным образом идет о п. 2 ст. 6 ГК. При всей их растянутости такие понятия все же подвержены определенной оценке, и поэтому более точным является название соответствующих норм «оценочными». Такие нормы используются прежде всего для установления определенных рамок судебного усмотрения. Имеется в виду, что в указанной норме ГК содержится теперь двойное ограничение применения аналогии права. Во-первых, - это необходимость учета общих начал и смысла гражданского законодательства и, во-вторых, - то, что решение, отвечающее общим началам и смыслу гражданского законодательства, должно, кроме того, соответствовать требованиям добросовестности, разумности и справедливости [3; 7].
В подтверждение того, что ГК пошел по пути расширения применения каучуковых (оценочных) норм в целом и в отношении договоров в особенности, можно сослаться прежде всего на то, что общее количество используемых разновидностей подобных гибких понятий в его первой и второй частях превышает семьдесят. Значительное их число может быть определенным образом сгруппировано вокруг одного, формирующего группу (гнездо) понятия.
Первое место по количеству норм, в которых оно использовано, и их значимости занимает гнездо, которое образуется вокруг почти неизвестного ранее нашему праву понятия «разумный». Имеется в виду, в частности, «разумный срок» (ссылки на него приводятся в ГК 36 раз), а наряду с ним - «разумные расходы», «разумное ведение дел», «разумная мера», «разумная цена», «разумно», «разумность», «paзумная заботливость», «разумное понимание», «разумно произведенные».
Второе понятийное гнездо связано с термином «обычный»: «обычно предъявляемые требования», «обычно применяемое правило», «обычная практика», «обычно устанавливаемая цена», «обычный способ», «обычный срок», «обычные условия», «национальный обычай». Третье имеет в качестве ключевой формулу «необходимый». Соответственно выделяются «необходимые меры», «необходимые условия», «необходимые расходы», «необходимость», «необходимое для осуществления», «необходимое для содержания», «нормально необходимое».
В четвертом гнезде коренное слово - «существенный». Соответственно выделены: «существенные условия», «существо обязательства», «существо договора», «существо банковского вклада», «существенные недостатки», «существенные нарушения» [8].
К другим таким же гибким понятиям можно отнести: «уважительные причины», «очевидно свидетельствующие», «чрезвычайность», «явная не соразмерность», «крайняя незначительность», «осуществимые», «конкретные», «нормальное ведение», «неустранимые недостатки», «уважительные причины», «явные недостатки», «незамедлительно», «наиболее очевидный», «тяжелые обстоятельства», «достаточное основание», «заслуживающие внимания», «общие начала и смысл», «наиболее выгодные условия», «должная заботливость», «доступные меры», «добросовестность» и коррелирующее «недобросовестность» и др.
Распространительное и ограничительное толкования норм имеют границы. Существуют нормы, в отношении которых законодатель как бы заведомо предупреждает, что выраженная в них его воля является абсолютно определенной и не допускает ни ее расширения, ни ее сужения. Речь идет об исключительных нормах. Поэтому любая попытка расширить или сузить границы такой нормы сама по себе должна рассматриваться как отступление от воли законодателя.
В заключение следует обратиться еще к двум взаимоисключающим приемам: один из них - a contrario (от противного) и другой - a forteriori (тем более). Оба эти приема являются коррелятами, и соответственно применение того или, напротив, другого приводит к прямо противоположным результатам. Это прекрасно можно проиллюстрировать на примере нормы «запрещено делать окно на двор или крышу соседа» в случае, когда ее необходимо применить к ситуации, при которой речь идет о строительстве не окна, а стеклянной галереи. Применив прием a contrario, легко прийти к выводу, что к галерее этот запрет не относится. Но если использовать другой прием - a forteriori — ответ будет другой: строить галерею тем более нельзя [3].
При выборе одного из двух указанных приемов должна быть, помимо прочего, учтена «достоверность» или соответственно только «вероятность» полученного результата. Наряду с этим полученный в том и другом случае результат не должен противоречить какой-либо охватывающей данную ситуацию норме. Имеется в виду, что в конечном счете речь идет о восполнении действительно образовавшегося пробела.
Заключение
В ходе исследования было выявлено следующее:
1. Источниками гражданского права являются формы выражения гражданско–правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право. Источники гражданского права РФ делятся на правовые акты и обычаи.
2. Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.
3. В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью.
4. Особое значение в системе гражданского законодательства занимает гражданский Кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.
5. Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского законодательства (права) являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права. Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ.
6. Источником гражданского права РФ также являются нормы международного права, международные договора РФ. Как источник гражданского права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством.
7. Деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.
8. Также источником гражданского права является обычай. Этот источник является дополнительным источником.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного в работе можно сделать вывод о том, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Список литературы
1. Безбах В.В., Пучинский В.К. Основы российского гражданского права. Учебное пособие. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1995. – 457с.
2. Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Международные отношения, 1994. – 456с.
3. Брагинский М.И. и др. Договорное право. Общие положения. – Кн. 2. – М.: Статус, 2001. – 848с.
4. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. – М., 1963. – 378с.
5. Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. - Ростов на Дону: «Феникс», 1996. – С.56.
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М.: Издат-ая группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999.-832с.
7. Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М., 2000. – Т.1. – 435с.
8. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – Т.1. – М., 2000. – 456с.
9. Гражданское право : Учебник Часть 1 / Под общ. ред. А.К. Калпина .-М.: Юристъ, 1999 - 542с.
10. Гражданское право. Ч.1. – СПб., 1996. – 347с.
11. Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. – М., 1998. – 345с.
12. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1999.- 778с.
13. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература,1993.
14. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 416с.
15. Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров. – М.: Юрид. лит., 1995. – 347с.
16. Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М., 1995. – 436с.
17. Суханов Е.А. Развитие гражданского законодательства России при переходе к рынку. Гражданское право России. – М., 1995. – 453с.
18. Толстой Ю.К. Гражданское право и гражданское законодательство // Правоведение. – 1998. - №2. – С.128-149.
19. Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорина. – М., 2001. – С.228.