Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Правовой аспект системы банкротства в

    Российской Федерации………………………………………………….4

2. Правовое регулирование деятельности первого

    собрания кредиторов…………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………….16

Введение

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). При рыночных отношениях всегда и для лю­бого производителя существует постоянный риск банкротства, заставляющий стремиться к достижению наибольшей эффективности про­изводства. Такие ситуации наблюдаются на всех уровнях и стадиях экономического развития, так как сроки существования любого предпри­ятия ограничены. Но массовые бан­кротства способны вызвать серьезные экономи­ческие и социальные потрясения.

Следует также отрешиться и от представлений, что банкро­том может оказаться только небольшое, плохо управляемое, с отсталым техническим уровнем предприятие. Напротив, в наших условиях в зону риска в первую очередь попадают как раз особо крупные предприятия, неспособные гибко реагировать на рыночную конъюнктуру, и высокотехнологичные предприятия, которым их узкая специализация не позволяет оперативно переключиться на выпуск другой продукции, в то время как высокая стоимость оборудования вынуждает значительную долю выручки переводить в амортизационные фонды. Наконец, банкротом может неожиданно оказаться и идеально управляемое предприятие, например, в случае срыва поставок комплектующих, непоступления платежей, блоки­рования экспортных или импортных операций властями и т.д.

И, наоборот, в таких условиях наиболее жизнеспособными могут оказаться как раз мелкие предприятия, с примитивной технологией, с непритязательными работниками (не грозящими забастовкой по каждому поводу), работающие на местном сырье. Они могут и без особых потерь перейти на выпуск дру­гой продукции, и сократить рабочих, и не обременены необ­ходимостью вносить высокие нормы амортизационных отчислений.

1. Правовой аспект системы банкротства в Российской Федерации

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее при­емлемой для разработки с учетом особенностей национальной эконо­мической политики, механизма защиты предприятий и предотвраще­ния их от банкротства в Российской Федерации.

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государ­ственным имуществом и юридическим исполнением законно банкрот­стве [9].

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1; 2].

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства - установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов [7; 8].

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходи­мость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при ус­ловии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:

- установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обя­занностей в ситуации несостоятельности или банкротства пред­приятий;

- предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;

- введении системы безопасных мер при банкротстве и экономи­ческом спаде;

- создании системы мер для возрождения бизнеса;

- создании механизма регулирования финансовых дел честно вы­полняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;

- создании коммерческой и правовой систем для поощрения ра­боты честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

- ограждении правовой и административной структур от воз­можностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;

- сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;

- создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (кон­курсную массу)                должника [3; 6].

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере ме­роприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

В России начинает действовать система банкротств, что сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общес­твенных институтов, партий и движений, которые дают соответству­ющую оценку, пытаясь ускорить или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.

Следует констатировать, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение произ­водства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути таковыми являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности [10].

В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство пред­приятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то большинство ее участников.

В самом деле - предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с тяжелым багажом прошлого, сменит не справ­ляющееся с управлением руководство, которое ныне в России иным образом сменить нельзя. А это позволит провести здоровую техни­ческую, маркетинговую и кадровую политику, привлечь необ­ходимые для развития производства инвестиции. Кредиторы получают шанс спасти свои деньги, общество —структуру экономики, приспособленную к рынку, население — нужные товары, персонал предприятия — необходимую работу. Система социальной защиты должна обеспечить высвобожденный персонал работой, переподго­товкой, приличным пособием по безработице.

Согласно ст. 3 ФЗ «О банкротстве» гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества [2].

Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, регулируемые ст. 4 ФЗ «О банкротстве», определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом [2].

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

1) размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

2) суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

3) размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

4) размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

5) размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций [4].

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В случаях, если должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств или обязательных платежей определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О банкротстве» [2].

Требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

2. Правовое регулирование деятельности первого собрания кредиторов

Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее чем через пятнадцать дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия [2; 4; 5].

При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов (п.3 ст. 71) [2].

Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.

Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле [5].

Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется арбитражным судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.

При необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок, арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов.

Требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного п.1 ст.71 ФЗ «О банкротстве» срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения [2].

Согласно ст. 72 ФЗ «О банкротстве» временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 14 ФЗ «О банкротстве» [2].

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены п. 1 ст. 71 ФЗ «О банкротстве» [2], и внесены в реестр требований кредиторов.

 В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса:

- руководитель должника;

- представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

- представитель работников должника [2; 5].

Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным.

К компетенции первого собрания кредиторов относятся:

- принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

- принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

- принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;

- определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

- определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;

- выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;

- решение иных предусмотренных ФЗ «О банкротстве» вопросов [2].

Собрание кредиторов, принявшее решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать требования к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур таких управляющих.

Ст. 74 ФЗ «О банкротстве» [2] регламентирует решение первого собрания кредиторов о применении процедур банкротства.

Согласно указанной статье, решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего.

Решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления, а также может содержать требования к кандидатуре внешнего управляющего.

В решении первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также могут содержаться предлагаемый срок конкурсного производства и требования к кандидатуре конкурсного управляющего.

Решение первого собрания кредиторов о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные ст. 151 ФЗ «О банкротстве» [2], которая гласит следующее:

1. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником, руководителем должника - юридического лица или исполняющим обязанности указанного руководителя лицом.

2. В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию (одобрению) с органами управления должника, решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения).

3. Мировое соглашение не подлежит согласованию с временным управляющим.

4. При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, временному управляющему, конкурсному кредитору, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки, а мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.

5. Положения, предусмотренные п. 2 ст. 151, не запрещают собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения.

6. При заключении мирового соглашения в ходе наблюдения мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Заключение

Подводя итоги работы можно сделать ряд выводов:

1. Как показал анализ основного нормативного акта ФЗ РФ №127 «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель не дифференцирует понятия «несостоятельность» и «банкротство» и употребляет данные термины как синонимы.

2. Банкротство предприятия является частным случаем его неплатежеспособности (несостоятельности). Из вышесказанного, по моему мнению, вытекает, что несостоятельность и банкротство - два различных понятия и в ФЗ РФ №127 «О несостоятельности (банкротстве)» следовало бы дать отдельно понятия неплатежеспособности (несостоятельности) и банкротства.

3.  К компетенции первого собрания кредиторов, согласно российскому законодательству, относятся такие вопросы, как: принятие решения о введении финансового оздоровления; принятие решения о введении внешнего управления; образование комитета кредиторов; определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих и т.д.

4. Современная российская законодательная база в области несостоятельности не способна обеспечить цивилизованные процессы банкротства без отлаженного исполнительного механизма, практических гарантий защиты прав всех типов акционеров (пайщиков) и реализации принципов макроэкономической политики в этой сфере.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 26 марта 2003 г.).

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

3. Власов П.Е. Субъекты незаконных банкротств и неправомерных действий при банкротстве // Законодательство. - 2002. - №7. – С.53-56.

4. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Залесского. - М., 2003. – 514с.

5. Макарьева В.И. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. – 2003. - №1.– С.43-49.

6.      Ткачев В.Н. Термины «банкротство» и «несостоятельность»: сущность и соотношение // Адвокат. - 2003. - №3. – С.18-21.

7.      Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 240с.

8.      Тупицын А.Л. Развитие института банкротства в России. -  Новосибирск, 2004. - 100с.

9.      Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике. – М., 2001. –  344с.

10.    Юдин В.Г. Несостоятельность (банкротство): исторический аспект // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2002. - №1. –  С.135-155.