Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность оперативно-розыскной деятельности. Принципы ОРД,

    как основа соблюдения морально-этических норм……………………...4

2. Нравственные аспекты оперативно-розыскной деятельности………….9

3. Этические проблемы оперативно-розыскной деятельности…………...12

Заключение…………………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………………….19

Введение

Обычно преступники принимают меры к сокрытию факта и следов совершенного ими преступления. Поэтому обнаружить свидетельства криминала, собрать доказательства и раскрыть преступление с помощью лишь уголовно-процессуальных мер (производства дознания или предварительного следствия) невоз­можно. В этой связи некоторые органы дознания наделены пол­номочием производить оперативно-розыскную деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность — это система предусмотренных законом и ведомственными нормативными акта­ми действий (мероприятий), осуществляемых гласно и неглас­но оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспе­чения безопасности общества и государства от преступных по­сягательств.

Дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскная деятельности в определенной степени взаимосвяза­ны. Они направлены на решение одних и тех же задач. Между тем оперативно-розыскная деятельность в содержание уголовно-процессуального дознания, а тем более предварительного следствия не входит.

Уголовно-процессуальные действия и оперативно-розыск­ные мероприятия урегулированы различными источниками права. Дознание и предварительное следствие гарантируют более высокий, чем оперативно-розыскная деятельность, уро­вень обеспечения прав и законных интересов граждан.

1. Сущность оперативно-розыскной деятельности. Принципы ОРД, как основа соблюдения морально-этических норм

В отличие от предварительной проверки заявления (сооб­щения) о преступлении и предварительного расследования оперативно-розыскная деятельность может иметь негласный характер. Данные о большинстве применяемых здесь методов представляют собой совершенно секретные сведения.

Так, согласно «Закону об ОРД», задачами оперативно-ро­зыскной деятельности являются:

а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного нака­зания, а также розыска без вести пропавших;

в) добывание информации о событиях или действиях, соз­дающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 «Закона об ОРД») [3]. А это значит, что задачи, стоящие перед до­знанием,   предварительным  следствием   и  оперативно-розыскной деятельностью действительно одинаковы.

Докумен­тируются преступные действия путем применения следующих оперативно-розыскных средств:

1) опрос;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание телефонных переговоров;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) оперативное внедрение;

13) контролируемая поставка;

14) оперативный эксперимент [3].

Предварительное расследование состоит из действий, ана­логичных тем, которые названы под номерами 1, 3, 5, 7-10, 14 вышеприведенного перечня. Однако порядок их производства неодинаков.

Юридическое значение результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений

Согласно «Закону об ОРД», в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные си­стемы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством лич­ного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и ины­ми специальными знаниями, а также отдельных граждан (с их согласия) на гласной и негласной основе.

Сведения об используемых или использованных при прове­дении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах опера­тивно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в органи­зованные преступные группы, о штатных негласных сотрудни­ках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденци­альной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государствен­ную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего опера­тивно-розыскную деятельность (ст. 12 «Закона ОРД») [7].

Несмотря на негласный характер части средств оперативно-розыскного документирования, нетрудно заметить, что многие из них, по сути, повторяют средства, применяемые в ходе про­изводства дознания и предварительного следствия. Опрос граждан может мало чем отличаться от допроса, наведение справок - от истребования материалов в порядке ст. 109 УПК [2], сбор образцов для сравнительного исследования - от получе­ния образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов - от экспертизы, отождествление личности - от опознания, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - от осмотра, контроль почтовых отправлений - от ареста почтово-телеграфной корреспонденции.

В ст. 11 «Закона об ОРД» прямо указано, что результаты опе­ративно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и оперативно-розыскных мероприятий [3].

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут пред­ставляться в орган дознания или следователю, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положе­ниями уголовно-процессуального законодательства Российской федерации, регламентирующими собирание, проверку и оцен­ку доказательств.

Некоторыми учеными [8; 9] обосновывается, что материалы, полученные в результате использования современных научно-технических средств, могут выступать в уголовном процессе как документы, как вещественные доказательства и как само­стоятельный источник доказательств - в зависимости от сово­купности характерных признаков. Использование информа­торов - один из возможных способов получения доказательств по уголовному делу. Показания работника дознания о том, что ему сообщил информатор, и собственные показания последне­го об известных ему событиях и фактах - таковы два пути придания этим сведениям доказательственного значения.

Для обоснования необходимости производства обыска или ареста подозреваемого возможно использование информации, полученной от осведомителя, но при этом может быть постав­лен вопрос о раскрытии его личности. Конфиденциальность в этом случае сохраняется, если доказаны надежность информа­тора и личное знание им фактов.

Вопрос о раскрытии личности может быть поставлен и в том случае, когда речь идет о сведениях, способных оказать карди­нальное влияние на судьбу дела. Решение его зависит от того, насколько существенными являются показания информатора и имеются ли в деле иные прямые доказательства виновности под­судимого. Если информатор является важнейшим свидетелем по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и если в деле нет иных прямых доказательств, раскрытие личности такого свидетеля допустимо в интересах правосудия. Обвинение может согласиться с этим и принять дополнительные меры по обеспе­чению безопасности своего информатора либо отказаться, но быть готовым в таком случае к оправдательному приговору.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах  (ст. 3 «Закона об ОРД»):

а) законности (Общеправовой принцип);

б) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (общеправовой принцип);

в) конспирации (специальный отраслевой принцип);

г) сочетания гласных и негласных методов и средств (спец. отраслевой принцип) [3].

Принципы ОРД – это основополагающие начала, руководящие идеи. Принципы А, Б закреплены в связи с возможным ограничением этих прав, если возникает необходимость.

Принцип А – безусловное и точное соблюдение норм Конституции РФ, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих ОРД (ст. 5 – запрещение использования мер, не перечисленных в законе.

Принцип Б – это признание законодателем приоритетными по сравнению с другими объектами защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Допускается возможность ограничения прав на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров и др. на основании решения суда.

Принцип В – отражает специфический оперативно-разведывательный характер деятельности. Он означает необходимость использования в процессе ОРД правил и приемов, которые позволяют сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов, направленные на их разоблачение.

Необходимость сохранения тайны обусловлена рядом причин:

а) потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступностью (преступления в условиях неочевидности);

б) конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц;

в) сохранение в тайне является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступления + гарантии соблюдения их конституционных прав и свобод [7].

Принцип Г означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. По ст. 11 «Закон об ОРД»  результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и основания к возбуждению уголовного дела в процессе доказывания. Принципы здесь следующие:   равенства граждан перед законом; подконтрольности; ведомственный, парламентарный и судебный контроль ОРД, прокурорский надзор; принцип наступательности (ОРД должна носить превентивный характер) [8].

2. Нравственные аспекты оперативно-розыскной деятельности

В уголовном процессе, как и в других сферах общественной жизни, регулятором поведения людей, средством организации взаимоотношений между ними служат не только правовые нормы, но и нормы морали (нравственности). Мораль как форма общественного сознания действует, существует в виде суждений, представлений людей о добре, зле, справедливости, чести, долге, гражданственности. Соответствующие моральные нормы в сознании людей служат регулятором их поведения. Это положение важно для характеристики взаимоотношения права и морали в регулировании уголовно-процессуальных  действий и отношений [4].

Взаимодействие права и морали в сознании дознавателя, следователя, прокурора, судьи влияет на тактику его поведения, манеру общения с обвиняемым, свидетелем, потерпевшим и даже на выбор правового решения, когда в рамках правовой нормы это жестко не определено. И выбор зависит от конкретных обстоятельств дела, личности обвиняемого и т.п. Многие процессуально-правовые предписания возникли на основе соответствующих моральных представлений и правил. Например, представление о том, что запрещается выполнение действий или принятие решений, которые унижают достоинство гражданина, приводят к распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставят под угрозу его здоровье, необоснованно причиняют ему физические или нравственные страдания, получило закрепление в законе, где сказано: «Запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер» (ч. 3 ст. 20 УПК) [2].

Нравственные нормы включены в регламентацию правил допроса, личного обыска, освидетельствования, следственного эксперимента (например, следственный эксперимент возможен лишь при условии, если его проведение не связано с унижением достоинства и чести участвующих в нем лиц и окружающих и не создает опасности для их здоровья (ст. 183 УПК), учтены при установлении обязанности принять меры попечения о детях и охраны имущества заключенного под стражу (ст. 150, 172, 181, 98 УПК), в правовых нормах, охраняющих профессиональную тайну защитника (ч. 6 ст. 72 УПК), освобождающих супруга и близких родственников от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51 Конституции РФ) [1]. Нормы морали должны оказывать регулятивное воздействие на поведение субъектов уголовного процесса. Так, нравственный долг должен побудить, например, судью заявить присяжным заседателям самоотвод, если он знает, что имеются обстоятельства, которые могут повлиять на его объективность, (ст.61, 438 УПК).

Мораль в области уголовного судопроизводства выполняет роль дополнительной гарантии четкого, точного и неуклонного выполнения правовых норм [5]. В этом проявляется ее гарантирующая роль, или, иначе, функции моральной гарантии, дополняющей гарантии правовые. Соединение требований права и морали должны препятствовать проявлению предвзятости, тенденциозного подхода при проведении дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, волокиты, черствости, безразличия к судьбе людей, формальному отношению к их обращениям, жалобам.

Нравственные аспекты заключения подозреваемого под стражу выражены в УПК РФ [2]. Никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора. Прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно лишенного свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором. Конституция РФ [1] закрепляет неприкосновенность личности граждан, устанавливая, что никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора. Этот принцип является определяющим для детальной регламентации оснований, порядка и срока ареста, а также задержания граждан, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступления или осужденных за совершенное преступление.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется только по делам, по которым может быть назначено наказание в виде лишения свободы и при наличии установленных законом условий с учетом тяжести содеянного, конкретных обстоятельств (отсутствие определенного места жительства, с учетом тяжести содеянного, опасности побега и т.д.), которые свидетельствуют, что никакая другая мера пресечения не может предотвратить попытки скрыться, помешать установлению истины или продолжению преступной деятельности.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21.06.1995 г. и иными федеральными законами.

Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, за исключением  случаев, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.06.1995 года «О содержании под стражей» и иными федеральными законами, а также международными договорами РФ [8].

Не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам.

Согласно ст. 5 «Закона об ОРД» органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

- проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

- принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами [3].

3. Этические проблемы оперативно-розыскной деятельности

Традиционно к числу наиболее важных черт оперативно-розыскной деятельности принято относить то, что ее содержание составляют преимущественно негласные оперативно-розыскные ме­роприятия, имеющие как нейтральный характер, так и включающие в себя некоторые элементы принуждения и властных отношений, связанные с ограничением конституционных прав граждан.

Данное обстоятельство (в ряду других, подобных, - прежде всего) оставляет место для циничных утверждений о том, что «вопроса морали и этики для профессионального оперативного работника не существует».

Подобная позиция является результатом отражения поверхностного взгляда на существо оперативно-розыскной деятельности. Действительно:

          - характер оперативно-розыскной деятельности обозначены в законе лишь в общих чертах;

          - подзаконные нормативные акты, регламентирующие оперативно розыскную деятельность, содержат предписания размытого характера поведения оперативного работника;

         - практика   оперативно-розыскной   деятельности связана   с необходимостью общения оперативного работника с людьми далеко не безупречной нравственности, что может повлечь профессиональную деформацию;

         - специфичность средств и методов оперативно-розыскной деятельности внешне обуславливает как бы наличествующее нравственное противоречие между «благой» целью и «низкими» средствами ее достижения [6].  

Внимательный анализ приведенных положений не только не ставит под сомнение, но, наоборот, подчеркивает высоконравственный характер оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем вопрос о нравственном содержании оперативно-розыскной деятельно­го является весьма острым, что, в свою очередь, обусловлено целым рядом реально существующих обстоятельств.

Законодательство, пусть и в наиболее общих чертах, но закрепляет принципиальные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности. Так, оперативно-розыскная деятельность, хотя и осуществляется путем проведения преимущественно негласных мероприятий, тем не менее, применяется только в исключительных случаях (когда возможности решить задачу гласным путем исчерпаны), в исключительных целях (только борьба с преступностью) и органами, должностными лицами, к исключительной компетенции которых ее ведение относится [9].

Таким образом, с формально-логических позиций оперативно-розыскная деятельность, будучи предусмотрена законом, уже нравственна, поскольку закон – высшая форма общественной морали.

Вместе с тем декларирование полного соответствия оперативно – розыскной деятельности принципам и нормам общественной морали было бы упрощением сложной проблемы. Для морали не приемлемы такие средства достижения цели, как насилие, ложь, обман, предательство и т.п. Но хорошо известно, что, осуществляя оперативно-розыскные меры, оперативный работник так или иначе пользуется методом принуждения и даже насилия (постановка лица на учет, задержание), дезинформирует разрабатываемое лицо, морально маскируется или побуждает к этому другого человека. В этой связи правомерно поставить вопрос, есть ли таким средствам объяснение или оправдание с позиций этики или они должны быть отвергнуты как аморальные. Ни извратит ли их применение сущности самой цели. В данном случае налицо одно из основных положений, определяющих нравственные основы оперативно – розыскной деятельности, а именно: соотношение целей стоящих перед ОРД, и средств, применяемых для ее достижения.

Одно из фундаментальных положений научной этики является то, что нет заранее обусловленных «добрых» или «злых» средств, а есть средства вынужденные. Но при этом она предписывает действовать по принципу: «цель определяет, а не оправдывает средства». Таким образом, любому оперативному сотруднику, следует осуществлять подбор средства, имея в виду определенные параметры. К их числу могут быть отнесены следующие:

         1. Средство должно быть адекватно, условиям стоящей задачи. Иными словами, если можно бежать напрямик, не надо поворачивать по тропинке, через забор, ползком и наконец совершить подвиг.

         2. Средство должно быть достаточным для достижения поставленной цели. Применение выбранного средства должно по­зволить эффективно решить стоящую задачу, не привлекая к этому другие средства.

         3. Средство, выбранное для решения стоящей задачи, не должно уничтожать нравственного характера цели, более высокой по сравнению с той, которая соответствует решаемой задаче [9].

Таким образом, с этической точки зрения, осуществление оперативно- розыскной деятельности в основе следует рассматривать как моральный компромисс, на который общество должно идти для достижения благородных целей, но который, тем не менее, предполагает, что в любом случае средство должно быть адекватно цели.

Применимо к самой оперативно-розыскной деятельности, надо отметить, что компромисс – наверно наиболее тонкий и сложный акт морального выбора, где велик риск уничтожения нравственного характера цели в процессе ее достижения. Особенно контрастно этот риск проявляет­ся, если проанализировать доминирующие мотивы, применительно к мотивационной сфере, по которым граждане конфиденциально со­действуют органам, осуществляющим оперативно-розыскную дея­тельность. Совершенно очевидно, что большинство этих лиц соци­ально неблагополучны, имеют какие-либо отклонения от норм пове­дения, часто преступное прошлое, и в первом случае тесно связаны с преступниками, их окружением и т.п. Исходя из этого, оперативным работникам нередко приходится находить компромисс между доминирующими в их сознании приоритетами нетерпимости в борьбе с преступностью и использованием помощи, исходящей от лиц, вхо­дящих в состав криминогенной среды. Морально-оценочный фактор существен­но сказывается на снижении эффективности деятельности ввиду формальной несовместимости идеалов борьбы с преступностью и фактического сотрудничества с лицами, являющимися представителями преступной среды

Не менее остро в рассматриваемой сфере обозначена проблема моральной целесообразности, которая самым тесным образом связана с процессами трансформации общественной морали примени­тельно к сфере использования оперативными аппаратами конфи­денциального содействия граждан. Принимая во внимание, что сам по себе использование конфиденциального содействия граждан не может рассматриваться в качестве совокупности (системы) нравственных компромиссов, решение проблемы моральной целесообразности во многом определяется степенью разработки института моральной крайней необходимости.

Рассматривая вопрос о критериях нижнего предела нравственной допустимости в оперативно – розыскной деятельности, необходимо учитывать, что с практической точки зрения, их поиску при разработке решений стоящих перед оперативными аппаратами задач нередко сопутствует проявление крайней формы профессиональной трансформации моральных требований – их деформация – образование корпоративной морали, замкнутой на собственных интересах профессиональной группы оперативных работников. Очень часто корпоративные интересы профессиональной группы обычно не соответствуют, а зачастую  противоречат сопредельным интересам общества, или группы людей или отдельного человека. Нейтрализация этого явления в наибольшей степени зависит от интенсивности и содержания воспитательного воздействия , нацеленного не только на формирование мировоззренческих позиций, но также на разработку определенных правил поведения при решении служебных задач, имеющих ярко выраженную нравственную окраску.

Характеристика нравственных основ оперативно–розыскной деятельности была бы неполной, если не сказать о том, что соответ­ствующая   специфика   накладывает   особый   нравственно-психологический отпечаток на характер общения сотрудников оперативных аппаратов между собой. В этой связи соблюдается ряд правил (обычаев), которые применительно к деятельности других служб могут вызвать недоумение и даже конфликты.

Например, не следует проявлять интерес к действиям, выполняемым  коллегами, составляемым ими документам, к фактам, ими ис­следуемым, а также к лицам, с которыми они контактируют. Без необходимости не стоит делиться с «коллегам» своими соображениями относительно места, времени и целей прове­дения оперативно-розыскного мероприятия, его исполнителях и т.п. Все эти сведения должны быть закрыты для коллег даже при условии добрых личных отношений с ними. В противном случае ваша осведомленность  при определенных ситуациях может поставить коллег в неловкое положение (например, при обнаружении утечки информа­ции о подготавливаемых оперативно-розыскных мероприятиях). Каждый из сотрудников, привлекаемых к проведению оперативно-розыскных мероприятий, осведомлен о них (объектах, целях, участниках, месте, времени и т.п.) только в той части, которая потребна для успешного выполнения своих функций (действий) в ходе проведения соответствующего оперативно-розыскного меро­приятия.

Таковы наиболее общие положения, характеризующие нравст­венные основы оперативно-розыскной деятельности.

Заключение

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

1. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

2. Целями оперативно-розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

3. Содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации и систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий определяет ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Также деятельность ОРД регламентируется Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ и другими нормативными актами.

4. Основными принципами ОРД являются: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств.

5. На основе принципов ОРД строятся нравственно-этические основы оперативно-розыскной деятельности. В целях соблюдения нравственных принципов оперативным сотрудникам запрещается:

- применять насильственные методы воздействия на подозреваемых с целью получения признания;

- вносить любую дезинформацию в оперативно-розыскную работу;

- без необходимости делиться с коллегами информацией о проводимой оперативно-розыскной работе;

- разглашать сведения, составляющие личную, семейную тайну, затрагивающие доброе имя граждан и т.д.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Проспект», 1999. - 48с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.

3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ  (с изм. и доп. 30 июня 2003 г.).

4. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД России, 1996. – 346с.

5. Алексеев А.И. Практика уголовного сыска. - М., 1999. – 344с.

6. Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учебное пособие. - М.: Изд–во «Бек», 1997.  – 345с.

7. Кваша Ю.Ф., Сурков К.В., Горяинов К.К. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. - М.: Международные отношения, 1997. – 455с.

8. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 432с.

9. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. - М., 2000. – 432с.