Оглавление

1. Пенсии по старости…………………………………………………….......3

2. Задача………………………………………………………………………..7

Список литературы………………………………………………………….10

1. Пенсии по старости

В Российской Федерации на современном этапе формируется новая система государственного социального обеспечения, право на которое закреплено в статье 39 Конституции РФ.

Государственное социальное обеспечение является одной из гарантий социальной защиты населения, перечень которых содержится в статье 7 Конституции. К ним, в частности, относятся: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных государственных служб; государственные пенсии, пособия, компенсации и т. п. [1].

Социальное обеспечение – это многоплановое явление, которое представляет собой комплекс социально-экономических и правовых мер, гарантирующих социальную защиту граждан.

Социальное обеспечение представляет собой государственную систему материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Социальное обеспечение реализует конституционное право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются законом. Законодательное регулирование должно охватывать весь комплекс вопросов, связанных с установлением прав граждан на государственные пенсии (основания, условия, уровень обеспечения, источники финансирования, порядок реализации и защиты). Этому требованию отвечает состояние правового регулирования пенсионных отношений [4].

Государственная пенсионная система в Российской Федерации имеет всеобщий характер. С одной стороны, предусматриваются все виды пенсий, которые в соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда применяются в мировом сообществе – по старости, за выслугу лет, по инвалидности, семьям в случае потери кормильца.

С другой стороны, право на пенсию при определенных условиях предоставляется всем гражданам, занятым трудовой, предпринимательской и иной общественно полезной деятельностью или проходящих государственную, включая военную, службу. Гражданам, которые по разным причинам не приобрели права на указанные пенсии, устанавливаются социальные пенсии.

Пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе, насчитывающей свыше 50 основных федеральных нормативных правовых актов.

Наиболее общими и важными из них являются законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и т. д.

Условия и нормы предоставления пенсий отличаются широким разнообразием. Например, пенсия по старости по общему правилу назначается при стаже не менее 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин в возрасте 55 и 60 лет соответственно. Для тех, кто был занят на определенных видах работ или в особых условиях труда, пенсионный возраст снижается на 5, 10 или 15 лет.

Ранее общего пенсионного возраста назначаются пенсии работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также по чернобыльской программе. Пенсии лицам, проходившим военную службу и  службу в органах внутренних дел, прокурорским и другим работникам назначаются независимо от возраста при наличии выслуги не менее 20 лет [3].

Размеры пенсий по старости в зависимости от продолжительности стажа составляют 55-75% заработка перед выходом на пенсию, но не более 3-3,5 минимальных пенсий. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и другим категориям граждан устанавливаются в размере от 50 до 85% суммы денежного довольствия с учетом имеющейся выслуги. Сверх этого и к тем, и к другим пенсиям начисляются надбавки на иждивенцев, а нуждающимся – на уход за ними. Кроме того, установлена широкая система повышения пенсий участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и другим категориям граждан.

По общему правилу граждан, которые имеют одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Из этого общего правила установлено четыре исключения, предусмотренные законом. Право получать две пенсии предоставлено:

1. Гражданам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы.

2. Участникам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий). Всем им могут устанавливаться пенсия по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности.

3. Вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак. Им устанавливается пенсия по старости и пенсия по случаю потери кормильца – за погибшего мужа.

4. Родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (кроме случаев, когда смерть наступила в результате противоправных действий). Они могут получать пенсию по старости (по инвалидности, за выслугу лет) и пенсию по случаю потери кормильца, назначенную по условиям и нормам Закона [6].

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения (ст. 6 Закона). Это правило относится ко всем видам пенсий.

Пенсия, выплачиваемая в соответствии с Законом, налогом не облагается (ст. 9 Закона). Налогом не облагаются и другие пенсии, выплачиваемые на основании иных законов.

Ст. 7 Закона предусматривает, что пенсии не реже одного раза в три месяца подлежат индексации или компенсации в связи с ростом стоимости жизни [5].

Размер пенсии обычно зависит от длительного общего трудового стажа, с его учетом определяются также минимальный и максимальный размер пенсии по старости. Порядок определения общего трудового стажа установлен разделом VI Закона. В статье 88 указана работа, включаемая в общий трудовой стаж, в статье 90 – военная служба и другая, приравненная к ней служба, включаемая в общий трудовой стаж, а в статье 91 – учеба, включаемая в общий трудовой стаж.

Иные периоды, засчитываемые в указанный трудовой стаж, перечислены в статье 92.

Размер пенсии исчисляется, как правило, на основе заработка – следовательно, от уровня заработка зависит сумма пенсии.

Состав заработка, из которого исчисляется пенсия, определен в статье 100 Закона, периоды, за которые берется среднемесячный заработок при назначении пенсии, - в статье 102, а порядок подсчета среднемесячного заработка – в статье 103.

В заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (доходы), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренных статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации [2].

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, также включаются:

а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы (статья 90 Закона);

б) пособие по временной нетрудоспособности;

в) стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 Закона).

Тенденции демографического развития России после 2005 года могут существенно изменить ситуацию в области пенсионного обеспечения. Снижение численности населения в возрастах старше трудоспособного сменится их стремительным ростом, что при неизменности норм пенсионного обеспечения вызовет значительный рост численности пенсионеров по старости и, как следствие, общей численности пенсионеров [6].

Одновременно будет сокращаться численность работающего населения, что сузит базу финансирования пенсионного страхования. В результате значительно вырастут затраты на пенсионное обеспечение и нагрузка на работающее население. С этой точки зрения, ближайшие 10 лет – относительно благоприятны для его развития и могут быть использованы для подготовки и проведения пенсионных преобразований в состоянии относительной демографической стабильности пенсионной системы.

2. Задача

Слесарь-инструментальщик Уланов М.М. 16 марта подал заявление на увольнение по собственному желанию. 27 марта Уланов М.М. поинтересовался в отделе кадров о ходе оформления его увольнения. Начальник отдела кадров пояснил ему, что Уланов М.М. является задолжником предприятия по ссуде, в связи с чем уволиться по собственному желанию он не может и руководитель наложил визу «в увольнении отказать».

Расценив действия администрации неправомерными, 29 марта Уланов М.М. на работу не вышел, на основании чего был уволен по инициативе администрации по п. 4 ст. 33 КЗоТ РФ.

Вопросы:

1. Каким образом регулирует действующее законодательство порядок расторжения трудового договора по инициативе работника?

2. Дайте оценку действиям сторон, если предположить, что имел место трудовой договор, заключенный на неопределенный срок.

3. Какое решение примет суд, если Уланов М.М. обратится с требованиями о восстановлении его в должности?   

Решение:

Все работники, заключившие трудовой договор на неопределенный срок, имеют право на расторжение этого договора (ст. 80 КЗоТ).

Уволиться по собственному желанию может любой работник. Однако, в частности, запрещается увольнение по собственному желанию лиц, отбывающих срок исправительных работ без лишения свободы, не имеющих разрешения органов, которые ведают исполнением этого вида наказания.

При расторжении трудового договора (контракта), заключенного на неопределенный срок, работник должен предупредить об этом администрацию письменно за две недели.

В случаях, когда заявление работника об увольнении по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжения работы по уважительным причинам, администрация расторгает трудовой договор (контракт) в срок, о котором просит работник.

По истечении срока предупреждения об увольнении, работник вправе прекратить работу, а администрация предприятия (организации, учреждения) обязана выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.

По договоренности между работником и администрацией трудовой договор (контракт) может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения администрацией об увольнении.

Трудовой договор по инициативе работника может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении, если об этом имеется договоренность между администрацией и работником.

Работник, предупредивший администрацию о расторжении трудового договора, заключенного на неопределенный срок, вправе до истечения срока предупреждения отозвать свое заявление, и увольнение в таком случае не производится, если на его место не приглашен другой работник, которому в соответствии с законом не может быть отказано в заключении трудового договора.

Уланов М.М. подал заявление за две недели согласно закона. Если в трудовом договоре не было оговорено, что он не может уволиться до тех пор, пока не выплатит ссуду, то действия администрации незаконны. Суд должен восстановить Уланова М.М. в его должности. 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года. – М.: Известия,1995.- 62с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. – С.168.

3. Гражданское право/ Под ред. А.Г. Калпина.- М.: Юрист, 2003.-536с.

4. Гражданское право. Учебник / Под ред. д. ю. н., проф. А.П. Сергеева. - М.: ПРОСПЕКТ, 2003.-848с.

5. Пиляева В.В. Трудовое право России. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.

6. Трудовое и социальное право России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.Н. Анисимова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-432с.