Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Арабский халифат………………………………………………………….5

2.Особенности становления мусульманского права……………………….8

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….17

Введение

Ни одно средневековое общество Востока, при всем многообразии уровней развития каждого из них в отдельности, не достигло стадий позднего феодализма. Здесь по сравнению с основными средневековыми европейскими странами отставало промышленное развитие и развитие товарно-денежных отношений.

Относительно замедленный характер развития социально-экономических процессов в средневековых странах Востока был связан с действием целого ряда внешних и внутренних факторов.

Типичной чертой восточных феодальных государств является консерватизм, стабильность, традиционность права и морали. В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали и к закрепленным ими институтам была заложена одна из важных причин относительной самостоятельности этих институтов, сила их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

Проявлением консерватизма социальных норм права и морали в этих государствах была их тесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а также внутренняя нерасчлененность религиозных, нравственных и правовых предписаний.

В Арабском халифате, как и во всех мусульманских государствах, Коран был основным источником права. Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые могли лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов.

При внешней неизменяемости норм права, в период феодализма они наполнялись новым классовым содержанием, которое выражалось в защите интересов феодального землевладения и личности феодалов, в закреплении зависимости крестьян, их эксплуатации. Открыто исходя из классового неравенства, средневековое право стран Востока утверждало также неравенство сословное, кастовое, религиозное, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни.

1. Арабский халифат

Социальные отношения в Аравии в VI-VII веках н. э., то есть накануне магометанской (исламистской) реформации, были очень сложными. На большей части страны не были изжиты первобытнообщинные отношения, ярко проявлявшиеся в родовой связи членов общества, кровной мести, общим владении землей и т. д. В то же время выделялась и окрепла родовая знать. Широкое распространение получают торговля и ростовщичество, существуют довольно крупные города [9].

Крестьянское население, жившее сельскими общинами, равно как и основная масса скотоводческих племен, противилась переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. Особую ненависть вызывали торговые города.

В этой обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость, сосредоточение власти в руках родовой знати, признавало формальное равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени), и намечало выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны.

Новая религия – ислам, - образовавшаяся из христианских, иудейских и иных элементов, привлекала к себе еще и тем, что ограничивала обложение населения сравнительно небольшим взносом, в размере сороковой части недвижимого имущества [6].

Начиная с первой половины VII века объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Используя ослабление своих ближайших соседей Византии и Ирана, арабы захватывают свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского халифата.

Халифат как своеобразное раннефеодальное государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Арабская знать, не порывая с рабовладением, стала быстро феодализироваться, приобретая имения и крепостных.

Большая же часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы [2].

В V-VI вв. происходит кризис рабовладельческого способа производства в Юго-Западной Аравии, упадок государств древней цивилизации. Все это, а также необходимость противостоять внешним завоеваниям создали предпосылки к образованию арабского феодального государства.

Характерной чертой складывания государства у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, тесная связь между образованием феодальной государственности и возникновением новой религии – ислам. Политическое движение за объединение племен, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя и облеченное в религиозную форму, получило название «ханифского движения».

Ислам, как и другие религии, родившиеся в ходе глубоких социальных потрясений, содержал противоречивые догматы. Первоначально обличение знати, призывы к ограничению ростовщичества, установлению обязательной милостыни беднякам и освобождению рабов вызвали недовольство родоплеменной верхушки. Вместе с тем ислам признавал эксплуатацию, поощрял и защищал частную собственность. Он призывал к покорности (слово «ислам» и означает «покорность Аллаху»).

«Пророком» ислама стал Мухаммед (умер в 632 году). С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактически главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. В 20-30-х гг. им было завершено организационное оформление мусульманской общины  в Медине. Она стала представлять собой не только религиозную, но уже и надплеменную организацию, ядро складывающегося государства. Сам Мухаммед был в этой общине пророком, и племенным вождем, и военным предводителем, и судьей. С помощью ислама и военных отрядов общины решалась задача преодоления племенного сепаратизма [7].

Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»). Теократическая идея, заложенная Мухаммедом, способствовала усилению их светской власти.

Халиф Омар (634-644 гг.) завершил политическое объединение Аравии. Под руководством халифов в VII-VIII вв. были завоеваны обширные территории, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. В результате создалась огромная феодальная империя – Арабский халифат с центром в Дамаске.

В истории халифата обычно выделяют два периода – дамасский (сирийский), или период правления династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский (месопотамский), или период правления династии Аббассидов (750-1055 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского феодального общества и государства [4].

Арабская феодальная империя была непрочной. Уже с середины VIII в. начался распад халифата. Образовались несколько «малых» халифатов: Кордовский – в Испании, Каирский – в Египте и т.д.

2. Особенности становления и развития мусульманского права

Процесс феодализации арабского общества стал отчетливо проявляться лишь после завоеваний первой половины VII в. Наряду с главными, типичными для феодального строя чертами, арабский феодализм имел ряд особенностей, обусловленных главным образом его замедленным развитием, религиозными и экономико-географическими факторами.

Специфика арабского феодализма, как и восточного в целом, кроется прежде всего в относительно устойчивой многоукладности экономики. Ведущий феодальный уклад сосуществовал здесь с патриархально-родовыми и рабовладельческими отношениями. По-прежнему важную роль играло рабовладение. Труд рабов, число которых все возрастало по мере завоеваний, широко использовался в личных хозяйствах феодалов и особенно в государственном хозяйстве. Широкое использование рабского труда во многом замедлило темпы развития феодального уклада в арабском обществе [8].

Среди разных форм земельной собственности здесь, как и во многих азиатских странах, доминирующее положение занимала государственная собственность на землю. Она считалась собственностью халифа.

Методы феодальной эксплуатации крестьян определялись в значительной мере самой структурой поземельных отношений. Основная часть производимого крестьянами продукта взималась государством посредством налогов в пользу халифа. Затем часть налоговых поступлений перераспределялась среди феодальной верхушки в виде жалованья, пенсий и т.д. Важнейшим средством обогащения знати служило предоставление ей халифом права собирать с жителей определенного округа налог в свою пользу.

В Арабском халифате не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией сословно-корпоративных групп. Юридическое положение лица в халифате прежде всего определялось его вероисповеданием. Поэтому на первый план выступали различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Зиммии находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья).

Господствующий класс феодалов не имел четкой иерархической структуры. Его верхушку составила мусульманская знать – потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников [9].

Крестьянство первоначально распадалось на множество этнических групп. Коренные арабы поселялись на новых землях обособленными военными колониями. Они были освобождены от некоторых налогов, пользовались рядом привилегий. В некоторых районах крестьян начали прикреплять к земле с тем, чтобы лишить их возможности уклоняться от налогов и повинностей.

Важную роль в общественной жизни халифата играла купеческая верхушка городов. Вместе с тем в городах отсутствовали развитое ремесленное производство, ориентированное на внутренний рынок, корпоративный строй и самоуправление.

На самой низкой ступени социальной лестницы находились рабы. Развитие феодальных отношений оказало влияние на правовое положение рабов. Они могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя и не признавались субъектами права. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело.

В результате завоеваний VII в. у арабов были уничтожены последние остатки военной демократии и произошло оформление своеобразной раннефеодальной монархии. Халифат этого периода представлял собой относительно централизованное теократическое государство. Во главе его стоял халиф, рассматривавшийся как преемник пророка. В его руках была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Первые халифы избирались мусульманской знатью. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной, предаваемой по завещательному распоряжению [6].

Юридическая власть халифа признавалась неограниченной. Фактически он вынужден был в своей политике считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства.

Главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал везирь. По мусульманскому праву везири могли быть двух родов: с широкой или ограниченной властью, т.е. только исполняющие приказания халифа.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные ведомства – диваны, оформившиеся еще при Омейядах. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалованья или размеров пожалований за военную службу.

Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции [3].

Система местных органов государственного управления на протяжении VII-VIII вв. претерпела значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу.

Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками – эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников – наибов.

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин [6].

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.

Верховным судьей считался глава государства – халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах.

Помимо судебных функций, им поручались и многие другие, в том числе надзор за распределением наследства, выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и пр.

Процессуального права в строгом смысле слова шариат не знает. Кадий не был связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства. Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за исключением одного: каким бы сложным ни было дело, кадий должен был решить его в один день [5].

Среди доказательств особое значение имели клятвы, признания и свидетельские показания. Свидетелями могли выступать, как правило, только мужчины. Иноверцы не могли свидетельствовать против мусульманина.

Кадий не был связан в оценке доказательств, он мог прекратить дело в любой стадии. Он мог вынести решение о наказании плетьми недобросовестного истца.

Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. По мусульманскому учению весь мир делится на две части: населенную последователями ислама и населенную «неверными». Основной задачей халифов считалось завоевание этой второй территории путем «священной войны».

В первый период халифата право и религия сливались воедино. Наиболее значительной и разработанной системой права в странах средневекового Востока было мусульманское право (шариат). Эта правовая система возникла и оформилась в рамках Арабского халифата, и процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII-Х вв. (при династиях Омейядов  Аббасидов).

Большую роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман – Коран и Сунна [6].

Шариат с самого начала возник и развивался как конфессиональное право, органически слитое с теологией ислама, пропитанное его религиозно-мистическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного закона и порядка, которым якобы управляется мир.

Подтверждая государственную собственность на землю, шариат предоставляет главе государства право наделять землей отдельных лиц, но только на праве владения и с обязательной уплатой подати. Землевладельцу разрешалось при этом сдавать землю в аренду непосредственному производителю-крестьянину, обязанному уплатой феодальной ренты.

Отсюда шариат в целом и его собственно нормативная часть (фикх), включают в себя не только правовые  установления, но и религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие «отношения мусульман с Аллахом» (ибадат).       

Тесная связь права с религиозной догматикой нашла свое отражение и в самих нормативных предписаниях шариата. Каждый поступок должен был согласовываться с религиозными велениями ислама, а с другой стороны, каждый его шаг приобретал характер юридического акта [9].

Теологическая оболочка шариата обусловила большое своеобразие входивших в него собственно правовых институтов, конструкций и понятий, препятствовала созданию в нем стройной внутренней системы.

Одной из характерных черт мусульманского права была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге – Аллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер.

Известный мусульманский философ Фараби (Абу Наср Мухаммед Ибн Тархан), родившийся около 870 года, умер в 950 году, был выдающимся комментатором платоновской и аристотелевской философии. Он склонялся к неоплатоновскому учению об эманации. Эманация – истечение из единого, целого. Мир есть эманация божества. Основные произведения Фараби: «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Большая книга о музыке», трактат о классификации наук и другие.

Ученик Фараби – Авиценна (Абу-Али Ибн-Сина, родился в 980 году, умер 18 июня 1037 года) – араб, врач и философ персидского происхождения. Как и его учитель, он пытался соединить философию Аристотеля с неоплатонизмом. Его большая энциклопедическая «Книга исцеления» оказала огромное влияние на христианский Запад.

Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Обязательства из договоров распадаются на две группы. Решающим моментом, отграничивающим одну группу договоров от другой, является наличие или отсутствие обязанности передать вещь, являющуюся предметом сделки. К первой группе договоров, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи. Ко второй группе относятся договоры товарищества, поклажи, поручения [7].

Своеобразие мусульманского права выражается, в частности, в правиле, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора.

В области семейных отношений мусульманское право исходит из безусловного преобладания мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц.

Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного договора она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены.

Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не для женщины.

Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право. Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной третью имущества.

Специфической чертой мусульманского наследственного права является то, что к наследникам переходят только права, но не обязательства наследователя, только то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам умершего.

Идеологической основой шариата, имеющей особое значение для его уголовно-правовой части, является учение о покорности судьбе, о недопустимости сопротивления существующему строю, поскольку он освящен богом и Мухаммедом, о греховности чувства зависти к богатым и т. д.

В силу этого правонарушение, посягающее на господствующий правопорядок, объявляется одновременно с тем преступлением против веры, а преступление против веры рассматривается как преступление против государства [9].

По характеру ответственности преступления делятся шариатом на два вида: те, за которые виновный должен ответить своим телом или своей жизнью, и те, которые он может искупить уплатой штрафа.

К первому виду преступлений относятся кража и разбой (влекущие за собой отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое (наказуемое смертной казнью) и пр.

Ко второму виду преступлений относятся главным образом убийство – умышленное и неосторожное, а также всевозможные случаи причинения увечий и ран.

Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам убитого отомстить за преступление по принципу талиона. Однако они могут и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный выкуп.

Если убийство произошло не на священной земле и не во время священных месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и 12 тысяч диргемов деньгами. За убийство женщины выкуп уплачивался в половинном размере, за убийство неверного – в размере одной трети.

Сосредоточив основное внимание на самом преступнике, шариат отказывается от наказания соучастников преступления, если они выступали в роли укрывателей или попустителей [8].  

Важнейшим источником шариата считается Коран – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стиха (аята). Большая часть Корана имеет мифологический характер, и лишь до 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда.

Заключение

Феодальное государство представляло собой организацию класса феодальных собственников, созданную в целях эксплуатации и подавления крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческих государств, в других странах – с разрушением родового строя, с гибелью первобытнообщинных отношений.

Господствующий класс в целом и каждая его часть в отдельности – духовенство, дворянство – представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными в законе привилегиями. Важнейшими из этих привилегий были право собственности на землю, владение крепостными, монополия на власть.

Со второй половины VIII века в халифате появляется условное землевладение, родственное западноевропейскому бенефицию. По мере развития феодальных отношений эти земли, равно как и другие земельные владения, находящиеся в руках феодальной знати, превращаются в частную собственность.

Сословное деление общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса.

Основным антагонистическим противоречием феодального общества было противоречие классовых интересов феодалов и крестьян.

Система мусульманского права является принципиально иной по сравнению, например, с системой римского права, и вообще она менее разработана, чем последняя. Правовые, религиозные, этнические нормы, хотя и различаются по содержанию, не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория права.-Харьков:БЕК,1994.-222с.

2. Акмалова А.А. История политических и правовых учений.-М.:Юриспруденция,2002.-288с.

3. Азаркин Н.Н. История политических учений.-М.:Юрист,1994.-139с.

4. Борисевич М.М. История государства и права зарубежных стран.-М.:Юриспруденция,2001.-352с.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права/-М.:Юриспруденция,2000.-528с.

6. Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран.-М.:Издательство МГУ,1988.-474с.

7. Ливанцев К.Е. История государства и права средних вековю-СПб.:Питер,2003.-284с.

8. Общая теория государства и права/Под ред.В.В.Лазарева.-М.:Юрист,2000.-520с.

9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права.-М.:Юристъ,1995.-576с.