Оглавление

Введение…………………………………………………………….Стр. 3

Глава I Конституционный Суд Российской Федерации: понятие,

функции, компетенция …………………...………………………..Стр. 5

1.1. Понятие и функции конституционной юстиции……………..Стр. 5

1.2. Конституционный Суд РФ в системе органов

судебной власти……………………………………………………..Стр. 9

1.3. Компетенция Конституционного Суда РФ…………………...Стр. 14

Глава II Организация судопроизводства в  Конституционном

Суде РФ………………………………………………………………Стр. 22

2.1. Статус судьи…………………………………………………….Стр. 22

2.2. Структура и организация Конституционного Суда РФ……...Стр. 26

2.3. Принципы конституционного судопроизводства…………….Стр. 28

2.4. Решения Конституционного Суда РФ………………………...Стр. 31

Заключение…………………………………………………………..Стр. 33

Библиографический список использованной литературы………..Стр. 36

Приложения………………………………………………………….Стр. 38

ВВЕДЕНИЕ

Одним из элементов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного общественно-политического строя, системы законности и защиты интересов граждан должен быть конституционный контроль.

Конституционный контроль как специальный вид государственной деятельности призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции.

Государство создает для этих целей специальные органы – органы конституционного контроля. В нашей стране это Конституционный Суд Российской Федерации.

Создание Конституционного Суда России и появление конституционного судопроизводства, как формы конституционного контроля – одно из важных достижений судебно-правовой реформы в России. Именно это обстоятельство дало толчок к формированию независимой судебной власти, занимающей самостоятельное место в системе ветвей государственной власти РФ.

Впервые в истории России, богатой «традициями» беззакония и несправедливости, создан орган, призванный защищать права человека от произвола власти. Надо учесть, что это самый совершенный современный институт со всеми его плюсами и минусами, который осуществляет не просто правосудие, а конституционное правосудие. Его наличие – одно из условий формирования правового государства, где господствует Закон, равный для всех граждан.

Объект исследования – судебная система Росийской Федерации.

Предмет исследования – деятельность конституционного суда Российской Федерации.

Цель исследования – изучить основные составляющие деятельности конституционного суда Российской Федерации.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и функции конституционной юстиции;

- выявить место Конституционного Суда РФ в системе органов судебной власти;

- рассмотреть компетенцию Конституционного Суда РФ;

- проанализировать понятие «статус судьи Конституционного Суда РФ»;

- рассмотреть структуру и организацию Конституционного Суда РФ;

- выявить принципы конституционного судопроизводства;

- проанализировать решения Конституционного Суда РФ.

Разработанность темы в юридической литературе достаточно велика. Над проблематикой работали такие авторы, как: С.С. Алексеев [1],                 М.В. Баглай [3], А.И. Коваленко [7], А.С. Пиголкин [10], Б.А. Страшун [11].

ГЛАВА I КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИЯ

1.1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ

 Каким бы совершенным не был парламент, периодически неизбеж­но принятие им законов, которые не соответствуют или про­тиворечат конституции страны. Во-первых потому, что зако­нов и других нормативных правовых актов принимается мно­го и разрабатываются они парламентариями и специалиста­ми с неодинаковой степенью квалифицированности. Во-вто­рых, на принятие законов оказывают влияние различные политические силы, часто ставящие свои партийные или конъюнктурные цели выше всех других. Наконец, столь слож­ному делу, как разработка и принятие законов, свойственны элементарные человеческие ошибки. Однако вред от неконституционных законов, а тем более от антиконституционных, весьма велик, ибо от таких законов размывается конститу­ционный порядок и страдают права и свободы граждан.

Поэтому в западных странах уже на ранней стадии стро­ительства правового государства была осознана необходи­мость придать судебной власти функцию контроля за кон­ституционностью законов, а также нормативных правовых актов, исходящих от исполнительной власти. Первым эту функцию принял на себя Верховный Суд США (1803 г.), который в рамках полномочий суда общей юрисдикции обявил один из законов неконституционным, то есть недействительным. Позже, уже в XX в. в Европе возникли конституционные суды, ставшие специальными судебными органами консти­туционного контроля (так называемая конституционная юстиция). Ныне такие суды действуют в большинстве стран Европы1.

Функцию обеспечения конституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиком вверять парламенту, поскольку он принимает законы и вряд ли мог бы стать эффективным средством самоконтроля. Эту функцию может выполнять глава государства, но он большей частью являет­ся главой исполнительной власти, а потому контролировать законодательную власть не должен. Более логично наделить правом конституционного контроля судебную власть, посколь­ку она независима от законодательной и исполнительной вла­сти и непосредственно занимается правоприменением.

Понятие «конституционного контроля» часто употреб­ляется в одном смысле с понятием «конституционный над­зор», хотя контроль и надзор — термины не идентичные. Под контролем обычно понимают право какого-то органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа. Надзор сводится к наблюдению, позволяющему указать на ненадлежаще принятый или не­законный акт, который поднадзорный орган должен изме­нить или отменить сам. Для конституционной юстиции боль­ше подходит термин «контроль», что, однако, не означает подчинения ей законодательных и исполнительных органов2.

Содержание конституционного контроля в различных правовых системах не однозначно. Творцы этих систем, од­нако, единодушны в том, что речь не должна идти о воз­можности непредставительного и неизбираемого    органа,    ка­ким    является  суд, произвольно отменять акты,

_____________________

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: ИПП «Отечество», 1993.

2 Алексеев С.С. Теория права. - М.: Изд - во БЕК, 1994.

которые при­нимаются демократически избранным представительным органом (парламентом). В правовых государствах эту возмож­ность увязывают с самой важной задачей, которой подчине­ны все органы государственной власти, а именно защите прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно к это­му судебным органам, осуществляющим конституционный контроль, придают функции толкования конституции, решения споров о компетенции органов государственной влас­ти, признания действительности или недействительности всеобщих выборов, установления конституционности правоприменительной практики и конкретных действий исполни­тельной власти и др. Таким образом, конкретная наполненность функции конституционного контроля в различных стра­нах выглядит по-разному.

Ныне в зарубежных странах сложились две основные модели судебного контроля. Американская модель, основан­ная на опыте США, предоставляет право выносить реше­ния о неконституционности законов Верховному Суду стра­ны (это США, Канада, Япония, Австралия, Индия, скан­динавские страны, Швейцария и др.). Здесь высший суд об­щей юрисдикции вправе объявить неконституционным лю­бой закон, который подлежит применению в конкретном деле.

Европейская модель (Австрия, ФРГ, Венгрия, Испания, Италия и др.) отличается тем, что специальные конститу­ционные суды рассматривают вопрос о конституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела. Кроме того, некоторые из них рассматривают такие вопросы в связи с жалобами граждан. Первая модель пре­дусматривает конкретный контроль, а вторая — абстракт­ный. Особняком стоит Франция, где конституционный совет обладает правом предварительного контроля, то есть проверки закона до его вступления в силу1.

___________________

1 Алексеев С.С. Теория права. - М.: Изд - во БЕК, 1994.

Эта беглая характеристика современной конституцион­ной юстиции призвана только обозначить самые общие кор­ни аналогичного института российского конституционного права. Как видим, правовое государство непременно наделя­ет судебную власть функцией конституционного контроля, хотя организационные формы осуществления этой функции могут быть разными. Конституционная юстиция в Российской Федерации восприняла основные черты европейской модели, главным образом из практики деятельности Федерального конституционного суда ФРГ. Конституционный Суд Российс­кой Федерации весьма схож по своим задачам с такими же судами других посттоталитарных государств (Венгрия, Словакия, Хорватия, Белоруссия и др.), осуществляющих пере­ход к демократическому правовому государству.

1.2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

 Конституционный Суд был создан в Российской Фе­дерации в 1991 г. Его предшественником можно считать Ко­митет конституционного надзора СССР, который просуще­ствовал с 1989 по 1991 г. В доперестроечный период в Совет­ском Союзе и в России подобного рода институтов не суще­ствовало, поскольку считалось, что Верховные Советы при­нимать неконституционные законы не могут, а для контро­ля за соблюдением Конституции вполне достаточно Прези­диума Верховного Совета СССР.

Первый период российского Конституционного Суда, который внес определенный вклад в становление нового кон­ституционализма, закончился в октябре 1993 г. Конститу­ционный Суд в этот период имел право проверять конститу­ционность не только нормативных актов, но и действий дол­жностных лиц, что постоянно втягивало его в политичес­кую борьбу между законодательной и исполнительной влас­тью. Деятельность Суда, ставшего в конце концов прямым участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ. Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на ее основе был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». Новый Закон о Консти­туционном Суде РФ внес значительные изменения в компе­тенцию и структуру Суда1.

_____________________

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М,1999.-776с.

По новому Закону1 увеличивалось число судей до 19, установлен срок пребывания в должности судьи — 12 лет и предельный возраст пребывания в этой должности - 70 лет (для вновь назначаемых судей), повышен минимальный воз­раст для кандидатов в судьи до 40 лет. В отличие от прежней однопалатной структуры Суда, теперь в нем образованы две палаты (по 9 и 10 судей), которые равноправны и решения которых имеют такую же юридическую силу, как и решения Суда в целом. Конституционный Суд стал более самостоя­тельным в организационном и финансовом отношении, а также в кадровых вопросах. Существенному изменению подвер­глась компетенция Конституционного Суда. Суд теперь не может действовать по собственной инициативе, что в пре­жнем законе допускалось в процедуре дачи заключений о конституционности действий и решений Президента и ряда других высших должностных лиц государства. Из полномо­чий Суда исключена оценка правоприменительной практики, она теперь может исследоваться только для того, чтобы уяс­нить, какой смысл придается тому или иному закону в про­цессе его применения. Наряду с этим Конституционный Суд приобрел некоторые новые полномочия. Он приобрел право давать абстрактное (то есть вне связи с конкретным делом) официальное толкование Конституции РФ, разрешать споры о компетенции между органами государственной власти, а кро­ме того по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, при­мененного или подлежащего применению в конкретном деле. После завершения полного комплектования (февраль 1995 г.) Конституционный Суд РФ возобновил свою деятельность2.

____________________

1 Федеральный конституционный закон «о конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994.

2 Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник. - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1995.

Конституция РФ (ст. 125) учреждает Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти, чет­ко определяя (в отличие от других высших судов) его со­став, компетенцию, юридическую силу решений. Полномо­чия Конституционного Суда регламентируются в ряде дру­гих статей Конституции РФ: ст. 100 (о посланиях Конститу­ционного Суда Федеральному Собранию), ст. 104 (о праве законодательной инициативы), ч. 2 ст. 82 (о присутствии су­дей Конституционного Суда при принесении присяги Прези­дентом РФ). Помимо этих специальных норм, организация и деятельность Суда регламентируются общими для всех судебных органов конституционными положениями. Конститу­ционный Суд не наделяется в Конституции эпитетом «вер­ховный» или «высший»; поскольку он учреждается как феде­ральный суд в единственном числе, а не возглавляет феде­ральную систему органов конституционной юстиции (Приложение 1).

 Консти­туционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий Су­дебную власть посредством конституционного судопроизвод­ства. Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и граж­данина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации1.

Одна из наиболее важных черт статуса Конституцион­ного Суда РФ состоит в том, что он призван решать исклю­чительно вопросы права, что является своеобразной пре­градой для вторжения в политику. Суд ни при каких обстоя­тельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм.

___________________

1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд. - М.: Юридическая лит-ра,1996.

При осуще­ствлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических об­стоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это существенно суживает правомочия Суда, но создает четкий водораздел с другими судами.

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда не должен смениться одновременно, а суд — прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения Суда обяза­тельны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать ка­кие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах сво­ей компетенции. Конституционный Суд РФ действует на ос­нове Конституции РФ и Федерального конституционного за­кона, изменение которых является делом весьма сложным. Федеральный конституционный закон закрепляет не только цели и структуру Конституционного Суда, но и принципы конституционного судопроизводства, поскольку не существует соответствующего процессуального кодекса или закона для регламентации этого вопроса (другие высшие суды действу­ют на основании специальных процессуальных кодексов (уго­ловного, гражданского, административного, арбитражного)).

Поскольку осуществление Судом его полномочий спо­собно затронуть интересы самых сильных органов государ­ства, закон предусматривает гарантии независимости Суда, призванные обезопасить его от любых влияний. Установле­но, что Конституционный Суд независим в организацион­ном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроиз­водства в полном объеме. Необходимыми для обеспечения своей деятельности средствами Суд распоряжается самостоятельно. Он ни от кого не зависит в отношении информаци­онного и кадрового обеспечения и распоряжения имуществом.

Президент РФ и Государственная Дума РФ назначают своих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, которые участвуют в заседаниях Суда, представляя соответствующую правовую позицию по конкретному делу. Они не вправе оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений1.

______________________

1 Конституция РФ.-М.: Юридическая литература,1993.

1.3. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

 Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возмож­ность осуществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может само­стоятельно решать вопрос об использовании права законо­дательной инициативы по вопросам его ведения, что пре­дусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

1. Проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляе­мая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов).

2. Разрешение споров о компетенции.

3. Толкование Конституции РФ.

4. Дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления1.

Эти полномочия различаются не только по содержа­нию, но и по субъектам запросов и жалоб. Рассмотрим каж­дое из указанных полномочий и особенности производства по рассмотрению соответствующих категорий дел.

1. В порядке нормоконтроля Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

_____________________

1 Конституция РФ.-М.: Юридическая литература,1993.

а) федеральных законов, нормативных актов Президен­та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Прави­тельства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по воп­росам, относящимся к ведению органов государственной вла­сти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров Рос­сийской Федерации.

Правом на обращение в Конституционный Суд с запро­сом о проверке конституционности упомянутых норматив­ных актов органов государственной власти и договоров меж­ду ними обладают только те органы, которые указаны в Конституции: Президент РФ, Совет Федерации, Государ­ственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Вер­ховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Запрос в Конституционный Суд возможен как в отношении всего нормативного акта или договора, так и в отношении отдельных их положений, он допустим, если заявитель счи­тает их не подлежащими действию из-за неконституционно­сти либо подлежащими действию вопреки официально при­нятому решению соответствующих органов государственной власти или их должностных лиц об отказе применять и ис­полнять их как не соответствующие Конституции РФ. В от­ношении актов, изданных субъектами РФ запрос возможен только в случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Рос­сийской Федерации или к совместному ведению органов госу­дарственной власти Российской Федерации и органов госу­дарственной власти субъектов РФ. Следовательно, не рас­сматриваются запросы в отношении актов, изданных по вопросам, не перечисленным в ст. 71 и 72 Конституции РФ. Кон­ституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и до­говоров между ними в определенных пределах, а именно:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта или договора;

3) по порядку подписания, заключения, принятия, опуб­ликования или введения в действие;

4) с точки зрения установленного Конституцией РФ раз­деления государственной власти на законодательную, испол­нительную и судебную;

5) с точки зрения установленного Конституцией РФ раз­граничения компетенции между федеральными органами го­сударственной власти;

6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федера­тивным и иными договорами о разграничении предметов ве­дения и полномочий1.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает решение о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. Признание нор­мативного акта или договора либо отдельных их положений не   соответствующими   Конституции    РФ    является  основани­ем отмены в

____________________

1 Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. Учебное пособие. М.: «Манускрипт», 1993.

установленном порядке положений других нор­мативных актов, основанных на нормативном акте или дого­воре, признанном неконституционным, либо воспроизводя­щих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органа­ми и должностными лицами.

Контроль распространяется также на международные договоры РФ, не вступившие в законную силу. Запрос допу­стим, если договор подлежит ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом госу­дарственной власти или если заявитель считает не вступив­ший в силу международный договор не подлежащим введе­нию в действие и применению в Российской Федерации из-за несоответствия Конституции РФ. Суд признает договор или отдельные его положения соответствующими или не соот­ветствующими Конституции РФ. С момента провозглашения постановления Суда о признании не соответствующими Кон­ституции РФ не вступившего в силу международного договора либо отдельных его положений, международный дого­вор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом1.

Другая разновидность нормоконтроля связана с жалоба­ми граждан и их объединений. Правом на обращение в Кон­ституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

___________________

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М,1999.-776с.

Жалоба допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен или подлежит применению в конк­ретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом.  

По итогам рассмотрения жалобы Конституционный Суд принимает решение о признании закона либо отдельных его положений соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. В случае если Суд признал закон, приме­ненный в конкретном деле, не соответствующим Конститу­ции РФ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Аналогичный характер носит рассмотрение дел о конституционности зако­нов по запросам судов.

2. Конституционный Суд разрешает споры о ком­петенции:

а) между федеральными органами государственной вла­сти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъек­тов РФ.

Правом на обращение в Конституционный Суд с хода­тайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ1.

____________________

1 Конституция РФ.-М.: Юридическая литература,1993.

Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если:

1) оспариваемая компетенция определяется Конститу­цией РФ;

2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;

3) спор не был или не может быть разрешен иным спо­собом;

4) заявитель считает издание акта или совершение дей­ствия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установлен­ного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами государственной власти;

5) заявитель ранее обращался к указанным в Конститу­ции РФ органам государственной власти с письменным заяв­лением о нарушении ими определенной Конституцией и до­говорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;

6) в течение месяца со дня получения письменного за­явления не были устранены указанные в нем нарушения;

7) в случае обращения соответствующего органа госу­дарственной власти к Президенту РФ с просьбой об исполь­зовании согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

Ходатайство Президента РФ, внесенное в порядке применения ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, допустимо, если:

1) Президент использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти;

2) разногласия между органами государственной власти являются подведомственным Конституционному Суду РФ спором о компетенции.

Конституционный Суд рассматривает споры о компе­тенции исключительно с точки зрения установленных Кон­ституцией РФ разделения государственной власти на зако­нодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государствен­ной власти, а также с точки зрения разграничения предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленного Конституцией Рос­сийской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

По итогам рассмотрения спора о компетенции Консти­туционный Суд принимает решение, подтверждающее или отрицающее полномочие соответствующего органа государ­ственной власти издать акт или совершить действие право­вого характера, послужившие причиной спора о компетен­ции. В случае если Конституционный Суд признает издание  акта не входящим в компетенцию издавшего его органа го­сударственной власти, акт утрачивает силу со дня, указан­ного в решении.

3. Толкование Конституции РФ. Правом на обраще­ние в Конституционный Суд с запросом о толковании Кон­ституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законо­дательной власти субъектов РФ. Толкование, данное Кон­ституционным Судом, является официальным и обязатель­ным для всех представительных, исполнительных и судеб­ных органов государственной власти, органов местного са­моуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

4. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российс­кой Федерации в государственной измене или соверше­нии иного тяжкого преступления. Обращение с запро­сом о даче заключения по данному вопросу направляется в Конституционный Суд Советом Федерации. Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и име­ется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действи­ях Президента РФ признаков соответствующего преступле­ния. Запрос направляется в Конституционный Суд не по­зднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее десяти дней после регистрации запроса. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения об­винения. В случае принятия Конституционным Судом реше­ния о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления предусмотренное Кон­ституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается1.

Мы перечислили основные полномочия Конституционно­го Суда РФ, закрепленные в Конституции РФ и Федераль­ном конституционном законе. Но Федеральный конституци­онный закон допускает расширение этих полномочий, разре­шая Суду, в частности, пользоваться правами, предоставляемыми договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Феде­рации и ее субъектов. Но такие права не должны противоре­чить его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Федеральный конституционный закон о референдуме (1995 г.) ввел новое полномочие Конституционного Суда РФ: проверять по зап­росу Президента РФ до назначения референдума соблюде­ние требований, предусмотренных Конституцией РФ.

_____________________

1 Конституция РФ.-М.: Юридическая литература,1993.

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. СТАТУС СУДЬИ

 Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. На них распространяется общее законодательство о статусе судей, но есть и особенности. Судьей Конститу­ционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достиг­ший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое об­разование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой ква­лификацией в области права. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (пред­ставительными) органами субъектов РФ, высшими судеб­ными органами и федеральными юридическими ведомства­ми, всероссийскими юридическими сообществами, юриди­ческими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тай­ным голосованием. Назначенным на должность судьи счита­ется лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федера­ции, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда. Судья приносит присягу, текст  которой установлен законом1.

______________________

1 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юрист, 1995.

Законом определены занятия и действия, не совмес­тимые с должностью судьи Конституционного Суда РФ (Приложение 2).

Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок двенадцать лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда семьдесят лет. Однако для 13 судей, назначенных до 1993 г., сохраняются условия прежнего закона: предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 65 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается1.

Законом вводятся определенные гарантии независимос­ти судьи Конституционного Суда РФ. Его независимость обес­печивается несменяемостью, неприкосновенностью, равен­ством прав судей, установленными Законом, порядком при­остановления и прекращения полномочий, правом на отстав­ку, обязательностью установленной процедуры конституци­онного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением материального и социального обеспечения, гарантий безо­пасности, соответствующих его высокому статусу.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Его полно­мочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом2.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административ­ной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за­держан, арестован, подвергнут обыску без

_____________________

1 Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. - М.: Изд-во «Право и закон», 1997.

2 Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. - Ростов на Дону: «Феникс», 1996.

согласия Кон­ституционного Суда РФ, за исключением случаев задержа­ния на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотре­но федеральным законом для обеспечения безопасности дру­гих людей. Судья, личность которого не могла быть извест­на в момент задержания, по выяснении его личности подле­жит немедленному освобождению. Должностное лицо, про­изведшее задержание судьи Конституционного Суда РФ на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Кон­ституционный Суд РФ, который в течение двадцати четы­рех часов должен принять решение о даче согласия на даль­нейшее применение этой процессуальной меры или об отка­зе в даче согласия.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть при­влечен к какой-либо ответственности, в том числе и по ис­течении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда, а также за принятое Конституционным Судом решение.

Судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Каждый из них имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституционного Суда или в заседаниях палаты Конститу­ционного Суда, в состав которой он входит.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если было дано согласие

Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлече­ние его к уголовной ответственности, а также по состоя­нию здоровья.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекра­щаются практически по тем же основаниям, что и у судей других судов. В частности это:

- нарушение порядка его назначения, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

- вынесение в отношении судьи обвинительного пригово­ра, вступившего в законную силу;

- совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

- продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или соверше­ния действий, не совместимых с его должностью;

- уклонения от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин и др.1.

Закон регламентирует порядок выхода судьи в отстав­ку, устанавливая высокий уровень материального обеспече­ния, а также распространяя на него иные положения ста­туса судьи, пребывающего в отставке, установленные за­конодательством РФ.

________________________

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М,1999.-776с.

2.2. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО

СУДА РФ

Конституционный Суд РФ рас­сматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и за­седаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. В пленарном заседании Суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ консти­туций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициати­вой по вопросам своего ведения.

В пленарных заседаниях также избирается Председа­тель, заместитель Председателя, судья-секретарь Консти­туционного Суда РФ, формируются персональные составы палат; принимается Регламент Конституционного Суда и др.

В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ; раз­решаются споры о компетенции; а также проверяется кон­ституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение кон­ституционных прав и свобод граждан и по запросам судов1.

_______________________

1 Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М.: 1993.

Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Эти должно­стные лица по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок. По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, за­меститель Председателя или судья-секретарь Конституцион­ного Суда РФ недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть постав­лен вопрос об их досрочном освобождении от соответствую­щей должности. Вопрос о досрочном освобождении от долж­ности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей тайным голосованием.

Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ и председательствует на них; вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседа­ниях и заседаниях палат. Он представляет Конституцион­ный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и только по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени.

В Регламенте Конституционного Суда РФ на основе Кон­ституции РФ и Федерального конституционного закона уста­навливаются: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними, порядок оп­ределения очередности рассмотрения дел в пленарных засе­даниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Суде; требования к работникам аппарата Суда, иные вопросы внут­ренней деятельности Конституционного Суда РФ1.

________________________

1 Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. - М.: Изд-во «БЕК», 1996.

2.3. ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 К чис­лу принципов конституционного судопроизводства Закон относит независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность су­дебного заседания, состязательность и равноправие сторон. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководству­ются при осуществлении своих полномочий только Конститу­цией РФ и Федеральным конституционным законом. В своей деятельности они выступают в личном качестве и не пред­ставляют каких бы то ни было государственных или обще­ственных органов, политических партий и движений, госу­дарственных, общественных, иных предприятий, учрежде­ний и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выража­ют соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий1.

Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на сво­боду их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, при­нятым к предварительному изучению либо рассматривае­мым Конституционным Судом РФ. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Суда не допускается и вле­чет за собой предусмотренную законом ответственность.

_____________________

1 Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиаль­но. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дел в судебном заседании.

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых за­седаниях, провозглашаются публично. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. Про­изводство ведется на русском языке. Заседание Конститу­ционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерыв­но, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к даль­нейшему разбирательству, а также для устранения обстоя­тельств, препятствующих нормальному ходу заседания. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании и в палатах, или до отложения его слушания Суд не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности1.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Федерального кон­ституционного закона. Основанием к рассмотрению дела яв­ляются обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной норматив­ный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный   договор,   или   обна­ружившееся   противоречие в позициях

_____________________

1 Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. - М.: Изд-во «Право и закон», 1997.

сторон о принадлеж­ности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружив­шаяся неопределенность в понимании положений Конститу­ции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или соверше­нии иного тяжкого преступления.

В определенных Законом случаях Конституционный Суд РФ вправе отказать в принятии обращения к рассмотрению. В отношении дел, принятых к рассмотрению, Закон уста­навливает определенные процедурные правила.

2.4. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

Решение Конституционного Суда РФ прини­мается открытым голосованием путем поименного опроса су­дей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или ук­лониться от голосования. Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официаль­ным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

При этом Суд принимает постановления и дает заклю­чения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, кон­ституционность которых подвергается сомнению в обраще­нии. Конституционный Суд при принятии решения не свя­зан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Судья, несогласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ. Особые мнения практикуются весьма часто.

Решение Конституционного Суда провозглашается в пол­ном объеме в открытом заседании немедленно после его под­писания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции РФ1.

_____________________

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М,1999.-776с.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официаль­ных изданиях органов государственной власти РФ, субъек­тов РФ, которых касается принятое решение. Решения Кон­ституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при не­обходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституцион­ного Суда РФ о признании акта неконституционным не мо­жет быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконсти­туционными, утрачивают силу; признанные не соответству­ющими Конституции РФ не вступившие в силу международ­ные договоры не подлежат введению в действие и примене­нию. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулирова­нии, непосредственно применяется Конституция РФ.

Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его офици­ального текста, если иные сроки специально в нем не огово­рены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечет ответственность, установленную федеральным законом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать вывод, что институт конституционного судопроизводства как форма конституционного контроля прошел сложный и длительный путь развития. Уже по Конституции 1924 года Верховный Суд СССР обладал некоторыми полномочиями в сфере конституционного контроля. До середины 80-х годов в данной области наблюдается застой, что было обусловлено причинами политического свойства: функции конституционного контроля взяли на себя законодатели, которые не были заинтересованы в его эффективности.

Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь во второй половине 80-х годов в связи с тем, что на повестку дня был поставлен вопрос о создании правового государства. В конце 1989 года был принят Закон «О конституционном надзоре в СССР». Это был первый конкретный шаг к возрождению эффективного контроля за соблюдением Конституции СССР. Просуществовав год, он принял ряд важных решений, став примером для соответствующих правовых реформ в России. В 1991 году был принят первый закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». Был создан уже не комитет, а орган конституционного судопроизводства, который проработал два года. В 1994 году принят новый Закон «О Конституционном Суде РФ» на основе Конституции России 1993 года, действующий до настоящего времени. Он соответствует принципу Конституции о разделении властей. За этот сравнительно небольшой отрезок времени накоплен и позитивный и негативный опыт работы. Несмотря на это, сейчас в целом созданы все условия для эффективной и независимой деятельности этого суда.  Устранены многие недостатки прежнего законодательства о Конституционном Суде. В частности нашли более четкое процессуальное решение вопросы, которые слабо освещались в старом законе. Но осталось немало и нерешенных проблем, в том числе процессуальных. Должны быть четко урегулированы взаимоотношения Конституционного Суда с Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Надо решить – является ли Конституционный Суд четвертой властью, либо возглавляет судебную власть. Вызывает сомнения безупречность и истинность решений Конституционного Суда, когда по принятому постановлению большое количество судей выражает своё особое мнение. Эти и другие вопросы рано или поздно всё равно придется решать, так как поле деятельности для Конституционного Суда в нашей стране очень обширно и он нам просто необходим. К тому же Конституционный Суд оправдал своё предназначение и несомненен его вклад в укрепление позиций Конституции и в создание демократического правового государства.

Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные сложности в организации судебной практики, главная проблема эффективности  работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках процедуры конституционного судопроизводства или конституционного законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной власти. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве, в том числе и конституционную, должны   обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Конституционный суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия.

Таким образом, лучшая гарантия выполнения решений Конституционного суда - не принуждение, а такое состояние общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки этому решению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд. - М.: Юридическая лит-ра,1996.

2. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Изд - во БЕК, 1994.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М,1999.-776с.

4. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. Учебное пособие. М.: «Манускрипт», 1993.

5. Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. - Ростов на Дону: «Феникс», 1996.

6. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. 2-е издание. - М.: Юрист, 1994.

7. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. - М.: Изд-во «Право и закон», 1997.

8. Конституция РФ.-М.: Юридическая литература,1993.

9. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1996.

10. Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник. - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1995.

11. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. - М.: Изд-во «БЕК», 1996.

12. Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г.

13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: ИПП «Отечество», 1993.

14. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юрист, 1995.

15. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М.: 1993.

Приложение 1

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

(Извлечение)

 

Статья 125

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам  Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы, Правительства Российской Федерации,  Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента  Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы,  Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных  нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по  вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти  Российской Федерации и совместному ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской  Федерации и органами государственной власти субъектов Российской  Федерации, договоров между органами государственной власти  субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской  Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о  компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов  Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на  нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным  законом.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам  Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной  власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции  Российской Федерации.

 Акты или их отдельные положения, признанные  неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не  подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета  Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Приложение 2

Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г.

(Извлечение)

Глава II. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Статья 11. Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в компаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.