О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение ___________________________________________________3
Глава I. Формы правления и ее основные разновидности _____________ 5
1. Понятие формы правления ___________________________________5
2. Основные разновидности формы правления ____________________6
Глава II. Республиканская форма правления _______________________12
1. Основные признаки республиканской формы правления _________12
2. Основные разновидности республиканской формы
правления _______________________________________________ 13
3. Формы правления и стабильность в государстве _______________ 20
Заключение ________________________________________________22
Библиография _____________________________________________ 24
Введение
Давно прошли времена, когда государство рассматривалось только как «ночной сторож», который должен охранять граждан и общество, не вмешиваясь в их деятельность. Правда, на практике такой ситуации никогда не существовало. Государство возникло в обществе, в частности, для выполнения «общих дел» и, естественно, оно в какой-то степени всегда регулировало различные общественные отношения, поведение людей. В современных условиях государство активно вторгается в различные сферы общественной жизни. В том или ином объеме оно регулирует экономические отношения (законодательство о собственности, о директивном или индикативном планировании, о денежном обращении и т.д.), социальную сферу жизни (труд, пенсионное обеспечение, здравоохранение и др.). Государство занимается вопросами образования и культуры (государственные театры, музеи), религии (оно запрещает законом определенные секты, а в ряде стран устанавливает государственную религию, и не только на Востоке, но и в Европе (например, англиканская протестантская церковь в Великобритании или православная в Греции), вмешивается в вопросы идеологии, предписывая в тоталитарных государствах определенную идеологию (например, мобутизм — от имени президента страны — в бывшем Заире, теперь — Демократической Республике Конго) или провозглашая в конституциях идеологический плюрализм. Посредством законодательства, прежде всего основного закона, конституции, оно определяет основы правового статуса личности. В некоторых мусульманских странах есть законы, религиозные нормы, обычаи, санкционированные государством, которые затрагивают даже интимные стороны жизни людей. Современное государство, плохо или хорошо это, на деле является вездесущим фактором не только внутренней жизни любой страны, но и международных отношений. Оно — главный субъект, действующий на международной арене. Вторая мировая война, развязанная фашистским германским государством, унесла жизни более 50 млн. человек, миротворческие силы ООН, включающие воинские контингенты нескольких, а иногда и одного государства, действуют в самых различных точках планеты, воздушные бомбардировки государств НАТО позиций сербов, мусульман, хорватов заставили в 1995 г. эти стороны прекратить военные действия и пойти на переговоры.
Без деятельности государства упорядоченная жизнь современного общества как внутри страны, так и на международной арене невозможна. Альтернатива этому — только анархия и распад общества. Поэтому ныне государство как особое общественное явление представляет собой общечеловеческую ценность, хотя его сила и инструментарий могут быть использованы по-разному.
Будучи необходимой составной частью современного общества, государство вместе с тем представляет собой определенное целостное явление, определенную систему. Политика государства зависит от того, какая форма правления принята в этом государстве.
Объект исследования – формы государственного правления.
Предмет исследования – особенности республиканской формы правления.
Цель исследования – изучить особенности республиканской формы правления.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие формы правления;
- изучить основные разновидности форм правления;
- проанализировать основные признаки и разновидности республиканской формы правления;
- выявить взаимодействие формы правления и стабильности в государстве.
Глава I. Понятие формы правления и ее основные разновидности
1. Понятие формы правления
Термин «форма правления» (реже — «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилии 1988г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г. и др.). Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовалось просто название «государство», например, «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.
В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства, приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других органов государства, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер [2; 6].
В современной литературе традиционно форма правления определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством.
______________
2 Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. – М., 1996.
6 История политических и правовых учений. Учебное пособие / Под ред. B.C. Нерсесянца. - М., 1995.
Такой подход в основном верен, так как делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то следует учесть и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.
В управлении государством участие принимают также местные органы государства (советы в тоталитарном социалистическом государстве, назначенные представители государственной власти в других странах). Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государства с населением. Таким образом, оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры и взаимоотношений трех традиционных для определения этого понятия органов, следует учитывать роль других органов государства, которым по конституциям принадлежит государственная власть (например, упомянутый выше Военный комитет развития на Мадагаскаре) или которые осуществляют ее на практике (армия в Индонезии в соответствии с концепцией о политической роли армии), формы прямых и обратных связей органов государственной власти с населением.
Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее — гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония — монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Форма правления — это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.
2. Основные разновидности формы правления
С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне более 5/6 государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления, как видно из приведенных данных, вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности. Монарх (царь, император, король, султан и т.д.) занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и, как правило (о некоторых исключениях сказано ниже), не может быть смещен со своего поста. В республике глава государства избирается из среды граждан на определенный срок, он может быть досрочно смещен [9].
В развитых странах (Европа, Япония, а также Канада, Австралия и др., где британский монарх представлен генерал-губернатором) различия между монархией и республикой практически не имеют значения: по степени демократичности порядка управления монархия Испании мало чем отличается от соседней республики Португалии. В развивающихся странах различия между монархией и республикой могут иметь весьма существенное значение для демократизации политического строя. Монарх в этой группе стран обладает весьма реальными властными полномочиями, подданство (гражданство) рассматривается как личная верность монарху, он направляет работу парламента и даже распускает его на многие годы (Марокко), а то и на два-три десятилетия (Иордания) и правит без него [7; 14].
Поэтому, например, в тех арабских странах, где существует монархия, их политический строй существенно отличается от республик, хотя во всех этих странах применяются, правда в разной степени, принципы шариата (для сравнения: абсолютная монархия в
_________________
9 Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. – М., 1997.
7 Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. - М., 1997. 13. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. – Л., 1971.
14 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.
Саудовской Аравии, где запрещены все партии, а парламента нет, и президентская республика в Египте, где существует многопартийность, довольно активно действует парламент, но в рамках «ценностей египетского общества»).
Хотя разделение государств на монархии и республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы. В монархиях появляются отдельные республиканские черты (например, периодические выборы монарха раз в 5 лет в Малайзии или «коллегиальная монархия» в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты (до 80— 90-х гг. в Югославии, Уганде, Малави, Экваториальной Гвинее, Тунисе и др.). В некоторых случаях появляется и наследственность: сын пожизненного президента Ким Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства.
Отсутствие достаточных различий в политическом строе европейских монархий и республик, черты гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления). Однако для анализа именно формы правления утвердившееся на протяжении веков различие существенно. Большое значение оно имеет для развивающихся стран [13; 14].
Выше уже говорилось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вице-монарха в отличие от вице-президента (правда, иногда губернатор в колониях Великобритании именовался вице-королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная
_______________
13 Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. – Л., 1971.
14 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.
монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.
Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).
Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной » монархии (Конституция Марокко 1972г.) «о конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).
В целом институт монархии — это феодальный пережиток, а для некоторых стран — пережиток еще более давних времен, но использование данной формы правления в той или иной стране имеет конкретный характер. Как отмечалось, в ряде стран эта форма не сказывается практически на характере политического строя, а в других часто имеет определяющее значение для него. Сам монарх может выступать и с реакционных позиций, и с позиций защиты демократического строя, как это сделал король Испании в 1981 г., когда он, будучи по конституции главнокомандующим, использовал эту «спящую» конституционную норму для ликвидации путча правых офицеров, стремившихся восстановить фашистские порядки.
Процесс развития современного мира свидетельствует о сокращении числа монархий. После Второй мировой войны в ранее монархических Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Румынии, Эфиопии провозглашены республики. Однако этот процесс развивается с зигзагами. Восстановлена монархия в Испании, Камбодже, на несколько лет в 70-х гг. империей стала Центрально-Африканская Республика, в 90-х гг. исламским эмиратом объявлен Афганистан. В Албании и Бразилии в 90-х гг. проводились референдумы о возможности восстановления монархии (результат был отрицательным), такой референдум был назначен и в Болгарии (отменен парламентом). Небольшие группы населения выступают за восстановление монархии в Румынии и в России [17; 26].
Сторонники монархии достоинством данной формы правления считают прочность поста главы государства, который не зависит от политических перемен и, следовательно, стабильность государственной власти. К числу достоинств относят также беспартийность монарха и, следовательно, теоретически его беспристрастность, который вследствие этого может быть подлинным арбитром в обществе. Эти доводы несостоятельны для развитых стран, где монарх безвластен (хотя и может в определенных ситуациях использовать свои «спящие» прерогативы), и не отвечают условиям многих развивающихся стран, где монарх властвует, а если он арбитр, то отнюдь не беспристрастный [18].
_______________
17 Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. - М., 1995.
20 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юрист, 1996.
18 Рене Давид, Камилла Жоффе-Спинози. Основные правовые системы современности. - М.,1996.
В развитых странах (Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Японии и др.) сколько-нибудь заметного движения за ликвидацию монархии и замену ее республикой не существует: монарх в значительной мере лишь почетная должность, он не влияет сколько-нибудь существенно на управление страной. В развивающихся странах есть силы, стремящиеся к ликвидации монархии, их организации являются чаще всего тайными, подпольными. Во многих из этих стран такие организации создавались армейскими офицерами и привели к установлению республики (Египет, Ливия, Эфиопия и др.).
Глава II. Республиканская форма правления
1. Основные признаки республиканской формы правления
Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (демократическая республика в Афинах и аристократическая — в Риме) и средние века (города-республики), но наиболее широкое распространение эта форма правления получила в Новое время. Подавляющее большинство государств ныне имеют республиканскую форму правления.
В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства, В данном случае нет династического престолонаследия. Президентом может стать любой гражданин, удовлетворяющий установленным в конституциях (в некоторых странах — в законах о выборах президента) условиям: рождение от граждан данного государства (натурализованный гражданин во многих странах президентом быть не может), достижение определенного возраста (обычно 35— 40 лет, в единичных странах — 45 и 50 лет), обладание полными гражданскими и политическими правами, иногда — обладание необходимыми цензами для избрания в парламент. В некоторых странах для кандидата на должность президента устанавливается возрастной барьер — 65 лет (например, африканская Намибия).
В отличие от монарха президент по общему правилу избирается только на определенный срок (обычно от 4 до 7 лет, в Латвии — на 3 года). На практике президентами избирались не только мужчины, но и женщины (в Аргентине, Ирландии, Исландии, Филиппинах, Шри Ланке и др.). Переизбрание на очередной срок в некоторых странах (Египет, Франция) допустимо без каких-либо ограничений, но чаще всего одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока (США, Россия) [22; 24].
________________
22 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 1993.
24 Хутыз М.Х., Серженко П.Н. Энциклопедия права: Учебное пособие. М., 1995.
В отдельных странах второй срок президентства бывает сокращенным (в Аргентине не 4, а только 2 года), в Мексике и некоторых других странах президент не может быть избран на следующий срок, а иногда на протяжении всей жизни не может быть более избран президентом. Способы избрания президента различны (они рассматриваются ниже), но всегда в республике (кроме экстремальных ситуаций), в отличие от монархии, глава государства выборный, им может быть избран любой гражданин, отвечающий установленным в законе цензам. Президент в отличие от монарха — лицо ответственное, хотя его ответственность осуществляется в особых формах [21].
2. Основные разновидности республиканской формы правления
Ранее было принято различать две формы республики — президентскую и парламентарную, но в настоящее время все более широкое распространение получает смешанная форма правления, соединяющая черты первых двух форм. Ее принято называть полупрезидентской (или полупрезидентской, полупарламентарной, иначе — полупарламентской) республикой.
В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки — президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров [16].
_______________
25 Шилобод М.И. Политика и право. – М., 1995.
10 Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 1997.
Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа — правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента) [1; 12].
Министры (премьер-министр и Совет министров, там где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках [19; 23].
_______________
1 Алексеев А.С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. – М., 1985.
12 Основы государства и права. Учебное пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. -М.,1994.
19 Философский энциклопедический словарь. - М., 1988.
23 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2 т. – Т.1. - М.: Юрист, 1996.
В настоящее время президентская республика классического типа, о которой речь шла выше, подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах — и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственность затруднена и в конечном счете вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента (например, в Египте, если недоверие подтверждено путем референдума избирателей). Иногда конституция очень четко устанавливает случаи, когда возможно недоверие. В Казахстане (ст. 53 Конституции 1995 г.) правительство ответственно перед парламентом только в одном случае: отклонение программы правительства означает недоверие, но принятие такого решения затруднено (за него должны проголосовать 2/3 списочного состава парламента, причем на совместном заседании обеих палат). В других странах таких жестких условий нет, но предложить резолюцию о недоверии министру может лишь значительное число парламентариев (в Перу четвертая часть однопалатного парламента).
На деле недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент сам меняет правительство, если он видит такую необходимость и соответствующее отношение к правительству со стороны парламента. Сложно что-то сказать и о недоверии отдельным министрам. В Египте таких фактов не было, да и вряд ли возможно: абсолютное большинство (более 90%) депутатов принадлежат к партии президента (в настоящее время — президента Мубарака), и они вряд ли выразят недоверие «своему» министру, назначенному «своим» президентом. В докладе на одном из международных симпозиумов конституционалист из Латинской Америки С. Нино, говоря о возможности вотума недоверия министрам в некоторых странах этого региона, также не приводит фактов о такой ответственности [3; 21].
Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. Выше мы уже упоминали о концепции и практике партии-государства, о пожизненных президентах в президентско-монократических республиках прошлого (Гвинея, Заир, Малави, Экваториальная Гвинея, Уганда и др.), где президент возглавлял и государственный аппарат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма в условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (иногда — исполняющим обязанности президента, иногда — временным президентом). Это — милитарно-президентская республика. Это — временная форма, но в отдельных странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.) [16].
_______________
3 Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. - Ростов-на-Дону, 1996.
21 Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник . – М.: Юристъ, 1999.
16 Теория государства и права. Вып. 1 / Под ред. А.Б. Венгерова. - М., 1993.
В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с населением имеют свои особенности. В милитарно-президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократической республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают в конечном счете персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента — идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, но в данном случае его деятельность более открыта для населения (иногда — вплоть до интимных сторон, как это имело место в США в связи с обсуждением в 1998 г. правоохранительными органам некоторых вопросов о сексуальных отношениях Президента Клинтона), с другой — парламент. На местах нередко в качестве представителей государства назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.
Парламентарная (парламентская) республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия, Германия и др.), особенно в ее «чистой» форме, распространена гораздо меньше, чем президентская, хотя в последние годы эта форма появилась и в некоторых странах Африки. В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан-избирателей, не мог противопоставлять себя парламенту, т.е. непрямыми выборами (парламентом, особой коллегией и т.д.), хотя есть парламентарные республики, где президент избирается гражданами (Болгария). Поэтому способ выборов президента не является решающим критерием отличия парламентарной республики от президентской. Главное состоит в способе формирования правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике эта схема аналогична парламентарной монархии, но место главы государства занимает президент. Формально правительство в парламентарной республике назначает президент: подобно монарху в парламентарной монархии он издает соответствующий указ. Но выбор его не свободен, указ лишь оформляет фактическое положение. В отличие от президентской республики, где президент сам подбирает себе министров, президент парламентарной республики вынужден назначить главой правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (лидера партии большинства или коалиции партий), и по его предложению — министров. Иначе правительство не получит вотума доверия в парламенте (для парламентарной республики это необходимая процедура) и правительство не будет сформировано. Таким образом, в парламентарной республике правит не партия президента, а партия (партии) парламентского большинства (особый случай — формирование правительства парламентского меньшинства, о чем сказано ниже). Лишь в исключительных случаях (например, при утрате правительственной партией большинства в парламенте, в частности, при массовом переходе членов одной партии в другую, как это было в Индии) президент может принять самостоятельное решение о назначении премьер-министра и министров по его рекомендации [4; 11].
В парламентарной республике правительство несет ответственность только перед парламентом (нижней палатой, в Италии — перед обеими палатами), но не перед президентом. Вотум недоверия обязывает правительство подать в отставку. Президент, правда, может не принять отставку, а распустить парламент (нижнюю палату) с назначением даты новых выборов. Фактически это происходит в соответствии с желанием правительства. Правительство может также рекомендовать президенту распустить парламент с назначением новых выборов, этот совет (на деле — указание) президент обязан выполнить. Правительство в парламентарной республике нередко пользуется этим приемом, если считает, что досрочные выборы в парламент укрепят его
________________
4 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.
11 Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. - М., 1998.
позиции (увеличат число мандатов его партии) в парламенте. Однако в этом случае правительства и в парламентарной монархии, и в парламентарной республике, и в республике полупрезидентской в своих прогнозах могут ошибаться. Политологи, проводя конкретно-социологические исследования, в ряде случаев утверждали, что при роспуске парламента и досрочных выборах правящая партия получит более значительное и устойчивое большинство в парламенте, а результаты оказывались обратными. Так бывало в Великобритании, во Франции, некоторых других странах.
Вопросы судебной власти, конституционного контроля могут решаться в парламентарной республике аналогично и с парламентарной монархией, и с президентской республикой. Аналогично могут решаться вопросы прямой и обратной связи с населением, хотя роль президента, который в президентской республике играет ведущую роль в этих контактах, в парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, принадлежит премьер-министру. Он — главный рупор для общественного мнения.
Парламентарная республика тоже имеет свои разновидности, что связано с внедрением идей «рационализированного парламентаризма». Для этого все чаще (Венгрия, Польша и др.) используется «конструктивный вотум недоверия» (решение о недоверии главе правительства может быть принято только при одновременном назначении другого главы правительства), впервые введенный в Германии. Кроме того, недоверие не может быть выражено отдельным министрам. Наконец, министров парламент не утверждает. Он назначает (избирает) только главу правительства, а он подбирает и увольняет министров (официально это делает президент по представлению премьер-министра, и игнорировать такое представление президент не может). Такой порядок отношений президента, правительства, парламента, главы правительства и его членов существенно отличает традиционную парламентарную республику от рационализированной парламентарной республики.
3. Формы правления и стабильность в государстве
Каждая из рассмотренных форм имеет свои плюсы и минусы. Полуабсолютно-теократическая форма обеспечивает очень высокую стабильность государственного управления, которая поддерживается прежде всего религией. Смена правителя, даже если она осуществлена путем семейного переворота (сын или брат свергают правителя), не влечет какой-либо дестабилизации в государстве, просто место одного монарха занимает другой. Прочная стабильность обеспечивается в дуалистической монархии, поскольку монарх пожизненно занимает свой пост, готовит заранее себе сына-преемника (это имеет место и в других формах монархии на Востоке), он назначает и смещает правительство. Смена партий в парламенте не влияет на стратегию и методы управления.
Стабильность правительства (министров) обеспечивается во всех формах президентских республик, ибо парламент не формирует его (это делает президент), а иногда парламента вовсе нет. Однако во всех этих случаях ответственность исполнительной власти перед парламентом имеет крайне неразвитый характер, а ее наиболее острые формы (вотум недоверия и др.) отсутствуют. Введение этих форм ответственности в конституциях при властном президенте не реализуется на практике. Правительство, министры испытывают слабое давление парламента и через него — общественного мнения. В парламентарной монархии и парламентарной республике партийная принадлежность министров, состав правительства полнее и точнее отражает изменения общественного мнения, его колебания прежде всего через парламент [5; 8; 15].
________________
5 Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 1995.
8 Краснов М.А. Ответственность власти (государство в открытом обществе) – М., 1997.
15 Райх В. Массы и государство. – Тверь, 1995.
Однако это ведет к значительному недостатку — нестабильности правительства. Партийные коалиции распадаются, часть членов правящей партии (хотя это бывает очень редко) может примкнуть к оппозиции и правительство может быть свергнуто. В послевоенной Италии (на 1998 г.) сменилось 56 составов правительства, каждое из них существовало в среднем год с небольшим (правда, часто новые правительства возглавляли прежние лидеры).
С целью преодолеть недостатки парламентарной и президентской форм и соединить их плюсы в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентарной республики.
Заключение
В ходе исследования было выяснено, что под формой правления понимается способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.
Из истории известно существование двух основных форм правления: монархии и республики, причем республика выходит на первый план и представляет собой форму правления множества государств мира.
Основными признаками монархии являются:
1) наследственность;
2) неответственность.
При монархической форме правления главой государства является монарх, в республике – президент, который избирается гражданами государства. Президент обладает ответственностью за существование государства и его граждан.
Формы республики:
- президентская;
- парламентская;
- смешанная форма правления.
В заключении хочется сказать о форме правления в нашей стране. По тексту Конституции Россия является полупрезидентской республикой с доминирующим положением Президента в системе власти. На практике Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет Правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат — Администрацию Президента, которая, по существу, поставлена над Правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов — «дома президента» во Франции, Администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов, посулов благ и прекращений материального обеспечения парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной власти: ее главой на деле является Президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту; а иногда и публикуя открытые письма с чем-то вроде предостережений.
Существенные фактические изменения в форме правления в России (пока что без изменения конституционных норм) произошли в конце 1998 г. в связи с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции Президента ослабляются, а Правительства и парламента усиливаются.
Библиография
1. Алексеев А.С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. – М., 1985.
2. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. – М., 1996.
3. Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. - Ростов-на-Дону, 1996.
4. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.
5. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 1995.
6. История политических и правовых учений. Учебное пособие / Под ред. B.C. Нерсесянца. - М., 1995.
7. Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. - М., 1997.
8. Краснов М.А. Ответственность власти (государство в открытом обществе) – М., 1997.
9. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. – М., 1997.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 1997.
11. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. - М., 1998.
12. Основы государства и права. Учебное пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. -М.,1994.
13. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. – Л., 1971.
14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.
15. Райх В. Массы и государство. – Тверь, 1995.
16. Теория государства и права. Вып. 1 / Под ред. А.Б. Венгерова. - М., 1993.
17. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. - М., 1995.
18. Рене Давид, Камилла Жоффе-Спинози. Основные правовые системы современности. - М.,1996.
19. Философский энциклопедический словарь. - М., 1988.
20. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юрист, 1996.
21. Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник . – М.: Юристъ, 1999.
22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 1993.
23. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2 т. – Т.1. - М.: Юрист, 1996.
24. Хутыз М.Х., Серженко П.Н. Энциклопедия права: Учебное пособие. М., 1995.
25. Шилобод М.И. Политика и право. – М., 1995.