МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМА НА СЛУЖБУ И УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Контрольная работа

КР 0201.НП.00.00

                                                                              Студентка гр. П-021

____________Валуева Н.Е.

                                                                      Руководитель

_________ Шатилова В.А.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

1. Прохождение службы в органах внутренних дел………………………..4

2. Прекращение службы в органах внутренних дел………………………..8

Заключение…………………………………………………………………..13

Литература…………………………………………………………………...14

ВВЕДЕНИЕ

Органы внутренних дел создаются и функционируют  в качестве государственных органов  исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел. Эти органы образуются Президентом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.

В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеративными и иными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами МВД России  и других министерств и ведомств, положениями о соответствующих службах и органах внутренних дел, а также международными договорами Российской  Федерации.

В соответствии с компетенцией органов  внутренних дел призваны осуществлять следующие  основные задачи: обеспечивать безопасность личности, защищать ее права, свободы и законные интересы, интересы общества и государства от противоправных посягательств; предупреждать и пресекать преступления и другие правонарушения; охранять общественный порядок и общественную безопасность; раскрывать и расследовать преступления и осуществлять розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также преступников; предупреждать пожары и вести борьбу с ними; охранять собственность; исполнять уголовные наказания в виде лишения свободы; оказывать социальную и правовую помощь населению. Сущность деятельности органов внутренних дел состоит в проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в сфере внутренних дел государства, общественный порядок, общественную безопасность и борьбу с преступностью, а также иными правонарушениями.

1. ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Под прохождением службы понимается совокупность юридических фактов, вызывающих изменение служебно-правового положения сотрудника ОВД. К их числу относятся: зачисление в кадры, назначение на должность, присвоение специального звания, служебное аттестование, перемещение по  службе и прекращение службы в органах внутренних дел.

Порядок прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел регламентируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Зачисление в кадры органов внутренних дел заключается в том, что военнообязанные, назначенные на должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также зачисленные слушателями и курсантами в учебные заведения МВД России снимаются с воинского учета. Юридическим фактом, определяющим момент зачисления в кадры органов внутренних дел, является приказ о назначении на должность и присвоение специального звания [2].

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане России не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию – не старше 35 лет), способные по своим деловым, личным и нравственным  качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения МВД России могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование.

Должности рядового и начальствующего состава замещаются в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность.

Для лиц, впервые поступающих на службу, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. Во  время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта.

Назначение на должность производится уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел в порядке, установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Присвоение специального звания производится начальниками, которым это право предоставлено законодательством. Специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных законодательством [1].

В целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям производится аттестация. Сотрудник, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходит аттестацию при его продлении, а сотрудник, заключивший контракт на неопределенный срок, - каждые пять лет службы.

Сотрудники органов внутренних дел аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел, а также при увольнении по служебному несоответствию, за грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины, а также за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел. Порядок проведения аттестации определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе производится:

а) на высшую должность – в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника органов внутренних дел;

б) на равнозначную должность – с согласия сотрудника органов внутренних дел при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования сотрудника с учетом его деловых, личных качеств и подготовки по новой специальности, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

в) на нижестоящую должность: при сокращении штатов, в случае  невозможности перемещения на равнозначную должность, с согласия сотрудника органов внутренних дел; по состоянию здоровья – в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; по личной просьбе; по служебному несоответствию в аттестационном порядке; в порядке дисциплинарного взыскания;

г) при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы;

д) в порядке прикомандирования к представленным и исполнительным органам государственной власти [5].

При перемещении сотрудника на должность ему обеспечивается работа по основной или родственной специальности либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования сотрудника на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его переподготовка на соответствующих курсах (сборах).

Перемещение по службе сотрудника во всех случаях оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел с указанием основания перемещения.

В случае перемещения на нижестоящую должность по сокращению штатов или по состоянию здоровья с уменьшением размера должностного оклада сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу 15 и более лет (в календарном исчислении), сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы. Сотрудник, перемещенный на нижестоящую должность, в последующем может продвигаться по службе с учетом его служебной квалификации, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья [1;4].

Сотрудник может быть назначен исполняющим обязанности по должности. При этом непрерывный срок исполнения им обязанностей по вакантной должности не должен превышать двух месяцев, а по невакантной – четырех месяцев.

Сотрудник может быть временно отстранен от должности в порядке, устанавливаемом Министром внутренних дел Российской Федерации, в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. За время отстранения от должности сотруднику выплачивается денежное довольствие в полном размере.

При проведении организационно-штатных мероприятий сотрудник может быть освобожден от занимаемой должности с зачислением его в распоряжение органа внутренних дел на срок не более двух месяцев с сохранением размера денежного довольствия в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации. До истечения указанного срока решается вопрос о трудоустройстве данного сотрудника.

Перемещение сотрудника на службу в другую местность, в том числе в связи с передислокацией органа внутренних дел, допускается только с его согласия, если иное не предусмотрено контрактом. Проезд и перевозка имущества сотрудника и членов его семьи к новому месту службы осуществляются за счет МВД России.

Сотрудники органов внутренних дел, избранные депутатами, могут быть прикомандированы к соответствующим представительным органам государственной власти. Они могут быть также прикомандированы к органам исполнительной власти (министерствам, ведомствам и др.). Прикомандированные сотрудники остаются в кадрах МВД России. Контроль за прохождением службы прикомандированными сотрудниками осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

2. ПРЕКРАЩЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Основаниями для прекращения службы являются:

- увольнение из органов внутренних дел;

- прекращение гражданства Российской Федерации;

- признание сотрудника в установленном порядке безвестно отсутствующим;

- смерть (гибель) сотрудника органов внутренних дел.

Сотрудники могут быть уволены со службы по следующим основаниям:

- по собственному желанию;

- по достижении предельного возраста, установленного ст.59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации;

- по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

- по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

- в связи с нарушением условий контракта;

- по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника на службе;

- по болезни – на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;

- по ограниченному состоянию здоровья – на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;

- по служебному несоответствию в аттестационном порядке;

- за грубое либо систематическое нарушение дисциплины;

- за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника внутренних дел;

- в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу [3].

Увольнение со службы сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях рядового и младшего начальствующего состава, производится прямыми начальниками в пределах их компетенции. Увольнение сотрудников, состоящих на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, производится:

а) до подполковника милиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно – заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел республик в составе России, начальниками УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, а также начальниками, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) от полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно и сотрудников из числа высшего начальствующего состава – Министром внутренних дел Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством.

Сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников, увольняемых за нарушение условий контракта, за грубое нарушение либо систематическое нарушение дисциплины, за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, а также в связи с осуждением за преступление [1;7].

Сотрудники органов внутренних дел, умершие, погибшие, безвестно отсутствующие и лишенные специального звания, исключаются из списков сотрудников органов внутренних дел в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации.

В случае несогласия с решением об увольнении, перемещении по службе, отстранении от должности, понижении в должности или снижении в специальном звании сотрудник вправе обжаловать это решение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, а решение, принятое Министром внутренних дел Российской Федерации или Президентом Российской Федерации – в суд в месячный срок со дня вручения ему копии соответствующего приказа либо со дня получения письменного уведомления МВД России или Президента Российской Федерации об отказе в восстановлении в должности, специальном звании либо на службе в органах внутренних дел. Решение о восстановлении в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел, принятое компетентным должностным лицом органов внутренних дел, Президентом России или судом, подлежит немедленному исполнению.

Восстановление на службу в органы внутренних дел осуществляется путем назначения уволенного сотрудника на занимаемую им ранее должность либо с его согласия на равнозначную ей должность. Сотрудникам, восстановленным на службе, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для присвоения очередного специального звания, выплаты процентной надбавки и назначения пенсии, засчитывается время с момента их увольнения до даты подписания приказа о восстановлении на службе. Сотрудникам, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным из органов, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах внутренних дел, но не более чем за один год, а сотрудникам, которые в период увольнения и до восстановления на службе работали на предприятиях, в учреждениях  и организациях, занимались предпринимательской деятельностью, компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком в период вынужденного перерыва в службе. Сотрудникам, уволенным со службы в связи с осуждением за преступление, а затем реабилитированным в установленном порядке, возмещение причиненного ущерба осуществляется в соответствии с законодательством [6].

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей». Порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам, увольняемым со службы с правом на пенсию, выплачивается единовременное пособие, а при увольнении без права на пенсию – выходное пособие в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

За сотрудниками, уволенными из органов с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях МВД России, а также на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристских базах системы МВД России. При этом указанным сотрудникам ежегодно выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки, а членам семей – в размере 25 процентов стоимости путевки независимо от того, приобретена путевка или нет [1].

Время прохождения сотрудников на службе в органов  внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный труд стаж, а также в стаж работы по специальности на льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а в период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях – соответственно, один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа. Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел и поступившим на работу или учебу не позднее трех месяцев после увольнения, не считая времени переезда к месту постоянного жительства, время службы в органах внутренних дел засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию.

Сотрудникам, уволенным с правом на пенсию по достижении предельного возраста, по выслуге лет, сокращению штатов, болезни и ограниченному состоянию здоровья, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболеваний, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда независимо от размера и принадлежности жилых помещений. Указанным лицам и проживающим с ними членам семей предоставляются льготы по уплате земельного налога и налога на недвижимость, а также льготы в размере 50 процентов по оплате жилой площади, коммунальных услуг и за польз телефоном. Им, а также лицам, уволенным по названным выше основаниям со стажем службы 15 лет и более (в календарном исчислении), предоставляются безвозмездно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородного хозяйства площадью 0,06 га – в городах, 0,10 га – в поселках городского типа и 0,25 га – в сельской местности.

Сотрудники, уволенные из органов внутренних дел с правом на полное или частичное освобождение от уплаты налогов, связанных с приватизацией жилых помещений, других налогов и сборов в соответствии с федеральным законодательством, решениями представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития нашего государства, превращение его в правовое государство требуют совершенствования и повышения уровня управления в сфере внутренних  дел. В законодательных  и иных актах государства определены конкретные пути улучшения государственного управления.

Повышение эффективности кадрового потенциала, улучшение подготовки и использования специалистов и в первую очередь совершенствование кадровой политики следует рассматривать в качестве важнейшего направления работы с кадрами, предусмотренного Концепцией развития органов внутренних дел МВД России.

Успех функционирования служб и подразделений органов внутренних дел в значительной мере зависит от организации работы с кадрами. Эту работу организует тот, кто непосредственно и персонально отвечает за результаты работы подчиненного органа или подразделения, т.е. руководитель. Работа с кадрами служит целям улучшения деятельности органа или подразделения внутренних дел и создания условий для всестороннего развития способностей и удовлетворения запросов его личного состава.

Деятельность органов внутренних дел осуществляется людьми в интересах людей, общества, общественного порядка и общественной безопасности. Все участки оперативно-служебной деятельности требуют укомплектования профессионально грамотными, культурными и нравственно безупречными сотрудниками. В этом заключается конечная цель и сущность организации работы с кадрами в органах внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Сборник нормативных актов правоохранительных органов Российской Федерации.-М.:Юрайт,1999.-395с.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Административная деятельность органов внутренних дел/Под ред. А.П.Коренева.-М.:Щит-М,1997.-346с.

2. Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура.-М.:Юрист,2001.-349с.

3. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и специальные службы Российской Федерации. История и современность.-Ростов-на-Дону:Феникс,1999.-704с.

4. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы.-М.:ИНФРА-М,2002.-432с.

5. Смоленский Т.Б. Правоохранительные органы Российской Федерации.-Ростов-на-Дону,2002ю-192с.

6. Справочник милиционера/Под ред.А.В.Николаева.-М.:ИНФРА-М,1998.-248с.

7. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарии к закону Российской Федерации «О милиции».-М.:Проспект,2000.-496с.