Оглавление

Введение                                                                                                             3

Глава 1 Административное правонарушение: сущность и виды                 4

1.1.  Понятие и признаки административного правонарушения        4

1.2. Состав административного правонарушения                               8

1.3. Виды административных правонарушений                                16

Глава 2 Понятие и основания административной ответственности          20

2.1. Сущность административной ответственности                          20

2.2. Основание административной ответственности                         24

Глава 3 Административные наказания                                                         26

3.1. Цели административных наказаний                                             26

3.2. Виды административных наказаний                                            27

3.3. Назначение административного наказания                                 30

Заключение                                                                                                      33

Список литературы                                                                                         34

Введение

По общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов административное право является одной из древнейших и профилирующих, опорных, базисных отраслей правовой системы (на ряду с конституционным, гражданским и уголовным правом). Административное право всегда имело и имеет безусловное большое общественное, можно даже утверждать – жизненно важное значение. Трудно найти такой участок в нашей жизни, где так или иначе мы не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а следовательно, с административным правом.

Административное право, будучи по своей сути правом внутреннего, то есть внутригосударственного,  управления, окружает нас со всех сторон, независимо от того, ощущаем мы это или нет. Но дело не только в его ощущении, а в сознательном понимании объективной необходимости устанавливаемых его нормами правил. В этом – главное условие должной упорядоченности всех проявлений нашей жизни.

Объект исследования – административный ответственность.

Предмет исследования – особенности процедуры административной ответственности.

Цель исследования – изучить особенности процедуры административной ответственности.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи.

- рассмотреть понятие и признаки административного правонарушения;

- изучить состав и виды административного правонарушения;

          - рассмотреть сущность и основание административной ответственности;

- проанализировать цели административного наказания;

- изучить виды административных наказаний;

- рассмотреть назначение административного наказания.

Глава 1 Административное правонарушение: сущность и виды

1.1.  Понятие и признаки административного правонарушения

В Российской Федерации, как во всяком другом современном государстве,  действует большое число различных юридически обязательных правил.

Такого рода правила имеют своей целью обеспечить правопорядок и должную государственную дисциплину в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Иногда эти правила не без основания называют общеобязательными [2].

Одной из существенных особенностей обязательных правил является то, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируются в качестве административного правонарушения.

Основные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Согласно ст. 2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие административного правонарушения характеризует собой ряд признаков. Во-первых, это действие или бездействие, то есть деяние; во-вторых, деяние общественно опасное; в-третьих, деяние противоправное; в-четвертых, деяние виновное; в-пятых, деяние наказуемое [19].

Административное правонарушение – это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму либо действия, либо бездействия [3].

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета,  правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правила обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).

Бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение о подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за

их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения [4, 7].

Любой административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).

В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в КоАП как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована  указанием на то, что они посягают на общественный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой общественная опасность деяния присущая только преступлениям, а административный проступок характеризуется, в частности, лишь «вредоносностью». С точки зрения Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова [4] административным правонарушениям присуща не только вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения.

Невозможно отказать в общественной опасности административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч      людей),        правила,          связанные        с      приобретением,   

хранением  и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и многого другого. К ним, несомненно, необходимо отнести и многие административные правонарушения, совершаемые в особых условиях: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техногенные катастрофы, массовые беспорядки,  а также обстановка чрезвычайного положения. В последние годы возросла общественная опасность экономических административных правонарушений, проступков в налоговой, таможенной и некоторых других областях [1, 24].

Между тем некоторые авторы упрощают ситуацию, считая, что по отсутствию у административных правонарушений общественной опасности их можно легко отграничить от преступлений. Это – очевидное заблуждение. Единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна в этих видах правонарушений.

Нарушение правил, о которых говорилось, иногда может повлечь уголовную ответственность, если это прямо предусмотрено УК РФ. Но в большинстве случаев вред от каждого нарушения таких правил не настолько велик, чтобы привлекать к уголовной ответственности нарушителей, признавать их преступниками. Для подобных случаев, а они наиболее часты, государство и учредило административную ответственность, которая по характеру мер нередко не менее сурова, чем уголовная, но не влечет судимости и применяется, как    правило,    органами     исполнительной     власти,   то есть

более оперативно, на основе менее сложного процесса, чем уголовный [6].

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Российское государство, признавая то или  иное действие либо бездействие общественно опасным, устанавливает правовые запреты на их совершение. Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.

Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права, регулирующие сферу пожарной безопасности, правонарушители тем самым посягают на общественные отношения, охраняемые противопожарными правилами, на которых основываются государственные меры борьбы с огнем [30].

Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом или гражданином правил, норм и стандартов пожарной безопасности. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются окончательными с момента совершения самых противоправных деяний, то есть создания угрозы пожарной безопасности [5, 30].

Кроме того, необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.

Важный признак административного правонарушения – его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его свершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

1.2. Состав административного правонарушения

     

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. В месте с тем совокупность признаков административного правонарушения и юридический состав данного противоправного посягательства – явления не тождественны. С помощью признаков по административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение – быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то и нет ответственности [11].

В теории административного права (как и в теории уголовного права) под составом правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение, например, незаконное врачевание, самоуправство [18, 19]. К объективным элементам состава относятся:

1) объект посягательства, то есть регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения;

2) объективная сторона административного проступка – это внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения [9].

Субъективным элементом состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности администранивно-правового статуса – гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла и неосторожности, мотив и цель административного правонарушения.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые формами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свобода граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления [8, 32].

Каждый конкретный проступок имеет видовой, то есть непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан – при мелком хулиганстве; спокойствие граждан при шуме в ночное время).

Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный    акт      внешнего     поведения     нарушителя нормы права,

влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем в результате.

Содержание объективной стороны характеризуют такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение. Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию [12].

Неоднократностью административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП.

Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица.

Систематически признается правонарушение, совершаемое в течении года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами.

Под продолжаемым административным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которых правонарушитель должен привлекаться к административной ответственности.

Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия [7].

Анализ объективной стороны административного правонарушения предполагает выявление причинной связи между конкретным противоправным деянием и наступившими в результате его последствиями [11].

Установление, выявление причинной связи в сфере реализации исполнительной власти характеризуется специфическими особенностями. Как правило, здесь этот признак административного правонарушения является открытым и наглядным, что позволяет быстро его обнаруживать и зафиксировать, немедленно оценить его характер и применить к правонарушителю необходимые меры административного принуждения.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. КоАП  [18] определяет общих, специальных и особых субъектов такого рода.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ. Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства [18].

Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также  рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые за административные проступки несут ответственность  по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного    режима,     режима  в  пунктах пропуска через Государственную

границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил они несут административную ответственность на общих основаниях [9].

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

По ст. 2.2. КоАП административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. 

Так, лицо, въезжая без пропуска в запретную зону, сознательно, с прямым умыслом, совершает нарушение пограничного режима. В другом случае водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает его наступления. Таким образом, правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех общественно опасных действий или бездействия и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина.

Каждая форма вины имеет важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных взысканий и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, подкуп избирателей, участников референдума (ст.5.16.); вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст.6.10.); действия, угрожающие безопасности полетов (ст. 11.3.) и т.д. [18, 20].

Тем не менее, в большинстве случаев умышленную форму вины можно установить лишь на основе анализа всех сторон состава административного правонарушения и прежде всего его объективной стороны. Так, об умышленной вине может свидетельствовать характер совершения проступка, например, сокрытия больными своего венерического заболевания, источника заражения, самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, грубое нарушение правил охоты и т.д. При этом умышленная вина может служить основанием для применения к правонарушителю более строгого взыскания.

Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным. Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила, например, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, нарушение правил водопользования, выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства [22, 26].

Материальный   состав   административного  правонарушения включает в

себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легких телесных повреждений или материального ущерба). В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия.

Административный проступок, как было сказано выше, может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.

Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могла их предвидеть. Так, механик автохозяйства не проверив качества ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты. Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестности, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжелых последствий [1, 27].

Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Так, ряд статей КоАП допускает обе формы вины, и, естественно, совершение правонарушения по неосторожности может служить основанием для наложения менее строгого взыскания в пределах, установленных санкцией конкретной правовой нормы. Например, такие административные правонарушения, как умышленная порча паспорта или утрата его по небрежности (ст.19.16. КоАП), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст.8.32. КоАП), в зависимости от формы вины влекут и весьма различные по тяжести административные взыскания.

При неосторожной вине в форме легкомыслия нарушитель не допускает наступления вредных последствий своих действий надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными явлениями. При этом он рассчитывает  на свои силы, знания, опыт и другие возможные обстоятельства. И если вредные последствия все же наступают, нарушитель несет ответственность за свою самонадеянность.

При небрежности нарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя, проявив внимательность и осмотрительность, должен был и мог их предвидеть. Здесь правоприменителю важно выяснить, учитывая объективные условия, в которых находился нарушитель, должен ли и мог ли он предвидеть наступления вредных (опасных) последствий своих действий или бездействий [25].

Когда выясняется, что лицо не должно было предвидеть наступившие последствия, становится очевидным отсутствие его вины и отпадает вопрос о его административной ответственности.  При решении вопроса о том, что могло ли лицо предвидеть наступление вредных последствий, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности нарушителя (жизненный опыт, профессия, стаж работы, навыки, состояния здоровья и т.д.).

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, то есть казуса, или случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные вредные последствия своих действий. В частности, такие казусы нередко встречаются при дорожно - транспортных происшествиях.

Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся квалифицирующими признаками состава и обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Например, ст.6.11. – за занятие проституцией при наличии цели получения материальной выгоды. Во всех названных случаях цель выступает в качестве конституционного признака состава, а ее отсутствие исключает возможность признания названных действий административными правонарушениями. В иных случаях, когда в КоАП или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определенного вида и размера административного взыскания, налагаемого на виновное лицо.

 

1.3. Виды административных правонарушений

Характеристика общего состава административного проступка предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан).

В виду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существует. В качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонарушений.

Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность., порядок управления) и отраслевую направленность проступка, то есть конкретную область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).

На основе данного критерия все виды административных правонарушений могут быть объединены в следующие классификационные группы [6, 28].

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан. К ним, в частности, относятся: воспрепятствование осуществлению гражданином РФ       своих      избирательных     прав     либо работе избирательной комиссии;

воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и свободу вероисповедания; нарушение законодательства о труде и охране труда; отказ в предоставлении гражданину информации; принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке и т.д.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Это, например, сокрытия источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения; незаконное врачевание (целительство); нарушение санитарного законодательства; незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах; потребление наркотических средств без назначения врача; занятие проституцией и т.д. [31].

3. Административные правонарушения в области охраны собственности. Они включают: самовольное занятие земельного участка или несвоевременный возврат временно занимаемых земель; пользовании недрами без специального разрешения (лицензии); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие земельного участка лесного фонда; пользование объектами животного мира без специального разрешения (лицензии); нарушение правил пользования жилыми помещениями и т.д.

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Это – порча земель; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил охраны водных объектов; нарушений правил водопользования; нарушение требований санитарных правил в лесах и т.д.

5. Административные нарушения в промышленности, строительстве и энергетике.     К     ним   относятся: нарушение правил, норм или инструкций по

безопасному ведению работ; самовольное строительство, нарушение правил пользования энергией и газом в быту и т.д. [13].

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Это, например, нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, незаконный посев и выращивание наркотикосодержащих растений; сокрытие внезапного падежа скота и т.д.

7. Административные правонарушения на транспорте. Они включают: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил полетов воздушных судов и т.д.

8. Административные правонарушения в области дорожного движения. К ним, в частности, относятся: нарушение правил государственной регистрации и прохождения государственного технического осмотра транспортных средств; управление транспортов в  состоянии опьянения и т.д.

9. Административные правонарушения в области связи и информации. Это, например, самовольная установка или эксплуатация радиотрансляционного узла; незаконная деятельность в области информации и т.д.

10.  Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Они включают: занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности; обман потребителей и т.д.   

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. К ним, в частности, относятся: незаконные операции с иностранной валютой; непредставление гражданином декларации о доходах и т.д. [16, 23].

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Это – неисполнение распоряжения судьи; уклонение от явки в прокурору и т.д.

14. Административные правонарушения, посягающие на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ. К ним относятся: нарушение пограничного режима в пограничной зоне; незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ и т.д.

15. Административные правонарушения против порядка управления. Они включают: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, представителя органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); нарушение таможенных правил и т.д. [14, 15].

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Это – мелкое хулиганство; нарушение требований пожарной безопасности; производство, продажа, передача, приобретение, хранение или ношение оружия, запрещенного в Российской Федерации, и т.д.

17. Административные правонарушения в области воинского учета. К ним относятся: неоповещение граждан о вызове военного комиссариата; уклонение от медицинского обследования и т.д.

Глава 2 Понятие и основания административной ответственности

2.1. Сущность административной ответственности

Административная ответственность выражается в примене­нии полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами администра­тивного права конкретных административно-правовых сан­кций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения — административного право­нарушения [4, 10].

Таким образом, для мер административной ответственности ха­рактерна показательная функция (административная кара), что не исключает их общее и индивидуальное превентивное (предуп­редительное) значение.

Административная ответственность имеет собственную норма­тивно-правовую базу. В настоящее время основные нормы, отно­сящиеся к ее регламентации, содержатся в КоАП, в Таможенном кодексе РФ, а также в ряде иных федеральных законодательных актов. В их числе в первую очередь следует назвать Налоговый кодекс РФ (Общая часть), содержащий составы налоговых право­нарушений административно-правового характера. Содержатся такого рода нормы и в иных законодательных и подзаконных пра­вовых актах (например, об архитектурной деятельности, об охране различных видов природных ресурсов и т.п.).

В принципе действует правило, в соответствии с которым все административно-правовые нарушения должны быть включены в КоАП.

Однако полная кодификация законодательства в этой области не осуществлена. Поэтому не включенные в содержание КоАП нормы действуют непосредственно, но в соответствии с положе­ниями, закрепленными в КоАП.

Цели административной ответственности вытекают из опреде­ленных КоАП задач законодательства об административных пра­вонарушениях.

Они состоят в защите личности, охране прав и свобод человека гражданина, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, собственности, окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, прав юридичес­ких лиц и их объединений от административных правонаруше­ний, а также в предупреждении их совершения. Соответственно этим целям в КоАП формулируются составы конкретных админи­стративных правонарушений.

Законодательство об административных правонарушениях и, следовательно, об административной ответственности учитывает разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Нынешняя редакция КоАП не помогает решению данной про­блемы. Поэтому обратимся к положениям, сформулированным на тот счет в проекте нового КоАП. С учетом того, что к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено административное и админи­стративно-процессуальное право (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), включая защиту прав и свобод личности, правопорядка и общественной безопасности, предполагается следующее разграни­чение предметов ведения [21].

Ведению РФ в области законодательства подлежит определе­ние: общих положений и принципов правового регулирования; по­нятия административного правонарушения; перечня видов адми­нистративных взысканий и правил их применения; порядка про­изводства по делам об административных правонарушениях; по­рядка исполнения постановлений о наложении административ­ных взысканий. Кроме того, законодательством РФ устанавливаются: административная ответственность по вопросам, имеющим общефедеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами; перечень органов и должностных лиц, правомочных осуществлять производство по делам об адми­нистративных правонарушенях, предусмотренных КоАП [18].

Вне этих пределов субъектами РФ осуществляется собственное правовое регулирование.

Административная ответственность наступает в случаях нару­шения или несоблюдения общеобязательных правил, т.е. распро­страняющихся на всех физических и юридических лиц, подпада­ющих под их регулятивное действие. Они разнообразны, в основном носят специальный характер. Это, например, правила: по стандартизации; учету и статистике; безопасности движения и пользования средствами транспорта; воинского учета; погранич­ного режима; борьбы с контрабандой; обращения валюты и др. Сейчас многие правила устанавливаются непосредственно органа­ми исполнительной власти [6].

Административная ответственность наступает в случае нару­шения административно-правовых норм. Вместе с тем действую­щее законодательство допускает возможность привлечения к ней за нарушения норм трудового, финансового, земельного и даже конституционного права. Это означает, что она имеет межотрасле­вое (в смысле соотношения правовых отраслей) значение.

Для административной ответственности характерно, что между органом (должностным лицом), привлекающим виновных в совершении административного правонарушения, и виновной стороной отсутствуют отношения подчиненности по службе, рабо­те или учебе. И это понятно, так как нарушаемые правила выходят за узкие рамки служебной или иной подчиненности.

Административная ответственность практически реализуется преимущественно специально уполномоченными на это должност­ными лицами, являющимися представителями соответствующих исполнительных органов, наделенных контрольно-надзорными функциями и полномочиями. Ее меры применяются также судами (мировыми судьями).

Административная ответственность получает свое непосредст­венное выражение в отношении лиц, совершивших администра­тивное правонарушение, в особых мерах административного при­нуждения — в административных взысканиях [17, 18].

Процессуальной формой реализации административной ответ­ственности является установленный законодательством особый порядок производства по делам об административных правонару­шениях.

Наконец, основанием административной ответственности яв­ляется особый вид правонарушения — административное право­нарушение.

Таким образом, административная ответственность означает наступление определенных последствий негативного характера для тех, кто ненадлежащим образом выполняет требования соот­ветствующих административно-правовых норм. В самом обобщен­ном виде она характеризуется в качестве результата совершения административного правонарушения.

Каково соотношение административной ответственности с дру­гими видами юридической ответственности?

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Так, для уголовной ответственности основанием является со­вершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесу­дебном порядке, что сближает ее с административной ответствен­ностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъек­том дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинар­ный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязан­ностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыс­кание [18].

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответст­венность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

2.2. Основание административной ответственности

Главное в характеристике административной ответственнос­ти — ее юридическое основание, придающее ей совокупность спе­цифических качеств. Им является, как уже отмечалось, правона­рушение особого рода, а именно административное правонаруше­ние. Это фактическое ее основание. Если нет состава администра­тивного правонарушения, административная ответственность не может наступить.

Говоря об административном правонарушении, мы подразумеваем противоправное виновное и наказуемое деяние. Что означает противоправность? То, что данное деяние пред­ставляет собой посягательство на требования, содержащиеся в со­ответствующих административно-правовых нормах. С другой сто­роны, то, что этими нормами запрещаются деяния, составляющие фактическое содержание такого рода посягательств [17, 29].

Но противоправны фактически все виды правонарушений. Од­нако только для уголовных преступлений используется дополни­тельный элемент, определяющий их противоправность — общест­венная опасность. Преступление противоправно, виновно и опасно для общества. Что же касается административного правонаруше­ния, то оно якобы не представляет собой общественно опасного деяния. Верно ли это?

Общественная опасность означает вредность данного деяния для общества, нанесение им или реальную угрозу нанесения суще­ственного ущерба общественным отношениям. В силу этого зада­чей уголовного законодательства является борьба с посягательст­вами на общественный строй, собственность, личность и ее субъек­тивные права, на правопорядок. Глава 20 КоАП  закрепляет точно такие же задачи законодательства об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ст.20.1.-20.27.) Значит, у преступлений и административных правона­рушений одинаковые объекты посягательств. Отсюда вывод: об­щественная опасность также является признаком административ­ного правонарушения, выражением его противоправности. Иначе трудно объяснить, почему государство использует свою власть для борьбы с такими деяниями и широко применяет при этом юриди­ческие средства принудительного характера, если эти деяния ни­какой опасности для интересов общества не представляют.

Иногда административные правонарушения называют антиобщественными, что также созвучно с их общественной опасностью.

Конечно же, они также и вредоносны. Имеется в виду то, что такие деяния имеют вредные для общества, граждан, органов и юридических лиц последствия (или могут их иметь). В силу этого и устанавливаются запреты на совершение определенных дейст­вий или же предусматривается отрицательная юридическая оценка определенных бездействий. Это также показатель их общест­венной опасности.

Совокупность таких признаков, как противоправность, харак­тер и объем вредных последствий, степень виновности, лежит в основе соотношения между преступлениями и административны­ми правонарушениями. На этой основе они различаются и по ха­рактеру наказуемости: за административное правонарушение взыскание более мягкое, чем за преступление.

Таким образом, все заключается в степени общественной опас­ности; у административных правонарушений она меньше, чем у преступлений.

Глава 3 Административные наказания

3.1. Цели административных наказаний

Следующим элементом общей характеристики администра­тивной ответственности являются административные наказания. Они являются мерой ответственности за совершенное администра­тивное правонарушение и применяются в целях воспитания лица, его совершившего, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Главное, т.е. юридическое, его содержание состоит в том, что такого рода наказание означает прежде всего применение к право­нарушителю соответствующей наказательной меры, равно как и во всех других случаях совершения правонарушений. Это означа­ет, что административное взыскание влечет наступление опреде­ленных негативных последствий для виновного. Другое дело — степень таких последствий. Они мягче по сравнению с уголовным наказанием, хотя нередко весьма близки к ним.

Административные наказания могут выражать либо мораль­ное осуждение деяния, совершенного тем или иным лицом (например, предупреждение), либо материальное воздействие на право­нарушителя (например, денежный штраф, конфискация имуще­ства). Но во всех случаях они не преследуют цель возмещения материального ущерба, нанесенного данным административным правонарушением [5].

Если же такой ущерб нанесен административным правонару­шением гражданину или юридическому лицу, то в соответствии со ст. 4.7. КоАП одновременно с наложением взыскания полномочный орган (должностное лицо) решает вопрос о  возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Административное наказание не может иметь своей целью уни­жение человеческого достоинства лица, совершившего правонару­шение, или причинение ему физических страданий, а также нане­сение вреда деловой репутации юридического лица [3, 18].

3.2. Виды административных наказаний

Система административных наказаний определена в ст. 3.2. КоАП: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без граждан­ства; дисквалификация [18].

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4 ст.3.2. КоАП.

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст.3.4. КоАП).

Административный штраф является денежным взыс­канием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета рай­онных коэффициентов), установленному федеральным за­коном на момент окончания или пресечения администра­тивного правонарушения (далее - минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонару­шения на момент окончания или пресечения администра­тивного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения администра­тивного правонарушения, либо сумме незаконной валют­ной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального разме­ра оплаты труда, не может превышать двадцать пять ми­нимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда (ст.3.5. КоАП).

Возмездным изъятием орудия совершения или пред­мета административного правонарушения является их при­нудительное изъятие и последующая реализация с пере­дачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета, Воз­мездное изъятие назначается судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыбо­ловства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ст.3.6. КоАП).

 Конфискацией орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается су­дьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыбо­ловство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правона­рушение, орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения:

- подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

- изъятых из оборота либо находившихся в противоправ­ном владении лица, совершившего административное пра­вонарушение, по иным причинам и на этом основании под­лежащих обращению в собственность государства или уничтожению (ст.3.7. КоАП).

Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу (права на управление транспортными средствами, права охоты), применяется за грубое и систематическое нарушение по­рядка пользования таким правом. Назначается такое взыскание на срок не менее одного месяца и не более двух лет.

Лишение права управления транспортными средствами не при­меняется к лицам, пользующимся этими средствами в связи с ин­валидностью.

Однако в случаях управления ими в состоянии опьянения, ук­лонения от прохождения освидетельствования на состояние опья­нения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия с их участием такое взыскание может быть к ним приме­нено.

Не применяется взыскание к лицам, для которых право охоты, хранения и ношения охотничьего оружия является источником их существования (ст. 3.8. КоАП).

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавли­вается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение тре­бований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается су­дьей.

Административный арест устанавливается и назна­чается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может приме­няться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достиг­шим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (ст. 3.9.).

Административное выдворение за пределы Россий­ской Федерации иностранных граждан или лиц без граж­данства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государ­ственную границу Российской Федерации за пределы Рос­сийской Федерации, а в случаях, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10.).

Дисквалификация заключается в лишении физичес­кого лица права занимать руководящие должности в испол­нительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юри­дическим лицом, а также осуществлять управление юриди­ческим лицом в иных случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шес­ти месяцев до трех лет.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание [18].

3.3. Назначение административного наказания

Административное наказание за совершение адми­нистративного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответствен­ность за данное административное правонарушение, в со­ответствии с КоАП.

При назначении административного наказания физи­ческому лицу учитываются характер совершенного им ад­министративного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятель­ства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юри­дическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятель­ства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответ­ственность.

Назначение административного наказания не осво­бождает лицо от исполнения обязанности, за неисполне­ние которой административное наказание было назначено.

Установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правона­рушение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, что влияет на выбор конкретного административного наказания, относятся:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим администра­тивное правонарушение, вредных последствий админист­ративного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вре­да;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолет­него ребенка.

В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, можно отнести:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок предусмотренный статьей 4.6 КоАП;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения состоянии опьянения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Установлена давность привлечения к административной ответ­ственности. Лицо не подлежит административному наказанию по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания [18, 20].

Заключение

          В ходе исследования было выяснено, что административным правонарушением (проступком)  признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Существует множество видов административных правонарушений. Среди них,  административные  правонарушения, посягающие на права граждан; административные проступки в области охраны собственности; в области  охраны окружающей среды; в промышленности, строительстве, энергетике; на транспорте и т.д.

Основным правовым документом, регулирующим вопрос административных правонарушений является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно законодательству Российской Федерации административные правонарушения и преступления являются общественно опасными деяниями, которые влекут за собой административную  ответственность. Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом правонарушений – административными правонарушениями. Цель этого средства состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

Список литературы

1. Административная ответственность // Закон.-1998.-№9.-С.45-54.

2. Административное право / Под ред. Ю.М.Козлова.-М.: Юристъ, 1999.-728с.

3. Административное право России: Особенная часть / Отв. ред. Д.Н.Бахрах.-М.: БЕК, 1997.-330с.

4. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова.-М.: Юристъ, 1999.-728с.

5. Административное принуждение и административная отвественность: Сборник нормативных актов / Сост. Ю.Н.Старилов.-М., 1998.-244с.

6. Алехин А.П. и др. Административное право Российской Федерации.-М.: ЗЕРЦАЛО, 2001.-592с.

7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник.-М.: ЗЕРЦАЛО, 1997.-С.282-312.

8. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: учебное пособие.-М., 1999.-С.34-89.

9. Бахрах Д.Н. Административное право России.-М.: Норма, 2001.-640с.

10. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях.-М.: Знание, 1989.-96с.

11. Бахрах Д.Н. Состав административного проступка.-Свердловск: СЮИ, 1987.-С.114-165.

12. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право.-М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.-622с.

13. Закон РФ «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушение в области строительства» от 17 декабря 1992 г.

14. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. №1026-1.

15. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. №1026-1 (с изменениями на 29.12.00 №163-ФЗ).

16. Закон РФ  «О   федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. №5238-1.

17. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Закон.-1998.-№9.-С.88-91.

18. Кодекс РФ об административных правонарушениях.-М., 2002.

19. Козлов Ю.М. Административное право: учебник.-М.: Юристъ, 1999.-320с.

20. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. И.М.Веремеенко, Н.Г.Салищевой, М.С. Студеникиной.-М., ООО «Издательство ПРОСПЕКТ», 2002.-832с.

21. Конституция РФ.-М.,1993.

22. Лазарев Б.М. Административная ответственность.-М., 1985.-654с.

23. Манохин В.М. и др. Российское административное право.-М.: Юристъ, 1996.-427с.

24. Налоговый кодекс РФ.-М., 2000.

25. Овсянко Д.М. Административное право: Учеб. Пособие.-М.: Юристъ, 2000.-468с.

26. Практикум по административному праву: Учеб. Пособие для вузов.-М.: БЕК, 1995.-128с.

27. Самицева Н. Законодательное регулирование ответственности и разграничение полномочий // Закон.-1998.-№9.-С.84-87.

28. Студеникина М. Административная ответственность должностных лиц // Закон.-1998.-№9.-С.92-95.

29. Студеникина М. К проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях // ЖРП.-1998.-№6.-С.113-121.

30. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ.

31. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ.

32.Четвериков В.С. Административное право.-М.: Новый юристъ, 1998.-286с.