Оглавление
Введение 3
Глава 1 Положение Президента Российской Федерации
в системе органов государственной власти 5
1.1 . Понятие главы государства и конституционный
статус Президента РФ 5
1.2. Основные функции Президента Российской Федерации 10
Глава 2 Порядок избрания Президента Российской Федерации.
Прекращение его обязанностей 15
2.1. Общие условия выборов Президента РФ. 15
2.2. Организация и финансирование выборов
Выдвижение кандидатов 19
2.3. Определение результатов голосования.
Вступление Президента в должность 22
2.4. Прекращение обязанностей Президента.
Отрешение от должности 25
Заключение 28
Список литературы 29
Введение
За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь от тоталитаризма к демократической общественно-политической системе. В стране формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в тоже время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Современное конституционное право – это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Появление института президентской власти и избирательной системы, основанной на общем всенародном голосовании явное тому подтверждение.
Объект исследования – Президент Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности проведения выборов Президента РФ и отрешения его от должности.
Цель исследования – изучить особенности проведения выборов Президента РФ и отрешения его от должности.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие главы государства и конституционный статус Президента РФ;
- изучить основные функции Президента Российской Федерации;
- рассмотреть общие условия выборов Президента РФ и выдвижение кандидатов на пост Президента РФ;
- проанализировать особенности организации и финансирования выборов;
- рассмотреть основы определения результатов голосования и вступления Президента в должность;
- проанализировать основные параметры прекращения обязанностей Президента и отрешение от должности.
Глава 1 Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти
1.1. Понятие главы государства и конституционный статус Президента РФ
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемым широкими полномочиями в сфере взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем решение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти [11, 20].
При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства
___________
11 Конституция РФ: Научно-практический комментарий.-М.: Юристъ, 1997.-716с.
20 Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: Теория и практика.-М.: Юность, 1998.-245с.
номинальны, в других – они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, то есть высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия – например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (Германия, Италия и др.). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или стоять как бы вне основных властей [2, 18].
Когда говорят о положении главы государства в системе органов
___________
2 Баглай М.В. Коституционное право РФ: Учебник для юридических вузов и факультетов.-М: ИНФРА-М, 1997.-752с.
18 Умнова И.А. Конституционные основы современной Российского Федерализма.-М.: Дело, 1998.-280с.
государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей – законодательной, исполнительной, судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями, но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.
Президентская власть в республиках президентского типа – это всегда единоличность власти. Глава государства не только не только не делит свою власть с другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства – напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка [14].
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в
___________
14 Медушевский А.К. Демократия и авторитаризм в сравнительной перспективе.-М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997.-650с.
государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти [1, 12].
Конституционный статус реализует в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г.[10], установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (то
___________
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-М.: Издательство НОРМА, 2001.-800с.
12 Лазарев Б.М. Что такое правовое государство.-М.: Знание, 1990.-62с.
10 Конституция Российской Федерации.-М.: «Проспект», 1999.-48с.
есть до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б.Н.Ельцина определяются уже новой Конституцией.
По Конституции РФ 1993 г. [10] Президент является главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти.
Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д. Со временем, вероятно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденции Президента как
в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.
1.2. Основные функции Президента Российской Федерации
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ [10], согласно которой он:
1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он должен прежде всего обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Президент не может оставаться безучастным,
___________
10 Конституция Российской Федерации.-М.: «Проспект», 1999.-48с.
если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляется или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации [3, 7, 21].
Как гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т.д.
Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах
___________
3 Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права.-М.: БЕК, 1998.-520с.
7 Коваленко А.И. Кконституционное право РФ.-М.: Артания, 1995.-192с.
21 Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник.-М.: Юристъ, 1999.-400с.
своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но в наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого оперативного и адекватного реагирования.
Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличии от ряда стран (Франции и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и решения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ [4, 9].
____________
4 Бусленко Н.И. Книга-адвокат: Вопросы и ответы.-Р-на-Д, 1996.-576с.
9 Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А.Окунькова.-М.: Бек, 1994.-458с.
Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами.
Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 24 декабря 1993 г.). Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся [2, 15]:
- личность (ее права и свободы);
- общество (его материальные и духовные ценности);
- государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).
Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа, и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации,
_____________
2 Баглай М.В. Коституционное право РФ: Учебник для юридических вузов и факультетов.-М: ИНФРА-М, 1997.-752с.
15 Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция РФ.-М.: Новая школа, 1995.-48с.
назначать послов и представителей в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).
Глава 2 Порядок избрания Президента Российской Федерации.
Прекращение его обязанностей
2.1. Общие условия выборов Президента РФ. Выдвижение кандидатов
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. [19] и других федеральных законов.
Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Четырехлетний срок является достаточно распространенным в мировой практике, хотя в ряде стран глава государства избирается на более длительные сроки (чаще всего на 5-6 лет, а в Италии, Турции на 7 лет). Президент РФ может быть переизбран на второй четырехлетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Следовательно, избрание на третий, четвертый сроки возможно, но только после перерыва.
Права избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по
______________
19 Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».-М.: «Ось-89», 2000.-176с.
приговору суда.
Избрание Президента РФ прямым способом связывает его с народом более тесно, чем избрание Парламентом (Турция) или косвенное избрание (в США, например, население сначала избирает выборщиков), но различие не носит очень принципиального характера с точки зрения демократизма [16].
Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в РФ не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и при том, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента. Данное лицо должно быть гражданином РФ, и поскольку не сказано, что обязательно по рождению, то можно сделать вывод, что также по натурализации (в ведущих странах мира такое обычно не встречается). Скупые конституционные требования к Президенту – признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент [17].
_____________
16 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: Понятия, содержание, вопросы становления.-М.: Юрист, 1994.-288с.
17 Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву РФ / Сост. Овсепян Ж.И.-Р-на-Д: «Феникс», 1997.-736с.
Право выдвижения кандидата на пост Президента принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Существует два способа выдвижения кандидатов в Президенты [2, 5, 6]:
1. На съезде (конференции) избирательного объединения (блока), не более одного кандидата.
2. Выдвижение кандидата в Президенты инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.
Однако, избирательное объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тысяч подписей избирателей. Центризбирком проверяет правильность собрания подписей и выносит решение о регистрации кандидата.
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работы в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ – не пользоваться преимуществами своего служебного положения.
______________
2 Баглай М.В. Коституционное право РФ: Учебник для юридических вузов и факультетов.-М: ИНФРА-М, 1997.-752с.
5 Государственное право РФ: учебник для вузов / Под ред. О.Е.Кутафина.-М.: Юридическая литература, 1996.-584с.
6 Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для Вузов.-М.: Норма, 1999.-856с.
Кандидаты на пост Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным транспортом, приобретают статус неприкосновенности и др.). На выборах Президента РФ каждый зарегистрированный кандидат получает от Центризбиркома на ведение своей кампании средства из федерального бюджета. Закон регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий.
2.2. Организация и финансирование выборов
Выборы проводятся в сроки, установленные Конституцией и федеральным законом. Дата выборов назначается Советом Федерации Федерального Собрания, хотя она фактически установлена в законе. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не позже чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы (такие выборы были проведены 26 марта 2000 г. после добровольной отставки Президента Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 г.).
Выборы Президент РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый зарегистрированный кандидат в Президенты вправе назначить одного члена, Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещательного голоса. Избирательные комиссии имеют большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто [1, 13].
Финансирование выборов Президента осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но кандидаты на пост Президента обязаны создавать собственные избирательные фонды, которые могут формироваться [8, 18]:
- за счет собственных средств (не более 2000 минимальных зарплат);
- средств, выделенных Центризбиркомом на предвыборную агитацию;
- средств избирательных объединений (200 тысяч минимальных зарплат);
- добровольных пожертвований физических лиц (каждое не более 400 минимальных зарплат);
- добровольных пожертвований юридических лиц (каждое не более 40 тысяч минимальных зарплат).
______________
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-М.: Издательство НОРМА, 2001.-800с.
8 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов.-М.: Юристъ, 1999.-520с.
13 Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения.-М.: Закон и право, 1997.-159с.
18 Умнова И.А. Конституционные основы современной Российского Федерализма.-М.: Дело, 1998.-280с.
Однако есть и общие ограничения: предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать суммы, равной 300 тысячам минимальных зарплат. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны [2, 10]:
- иностранных государств, организаций и граждан;
- лиц без гражданства;
- российских юридических лиц с иностранным участием (если доля иностранного капитала превышает 30%);
- международных организаций и общественных движений;
- органов государственной власти и местного самоуправления;
- государственных и муниципальных учреждений и организаций;
- юридических лиц с государственной или муниципальной долей в 30%;
- воинских частей, военных учреждений и организаций;
- благотворительных организаций и религиозных учреждений;
- анонимных жертвователей.
Закон устанавливает строгий учет пожертвований в избирательные фонды.
_____________
2 Баглай М.В. Коституционное право РФ: Учебник для юридических вузов и факультетов.-М: ИНФРА-М, 1997.-752с.
10 Конституция Российской Федерации.-М.: «Проспект», 1999.-48с.
2.3. Определение результатов голосования.
Вступление Президента в должность
Подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а она, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 10 дней со дня выборов определяет результаты выборов [16].
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбирком признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей или если число голосов за кандидата, набравшего наибольшее число, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов. При определенных условиях выборы могут быть объявлены недействительными. В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, через 21 день назначается
_____________
16 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: Понятия, содержание, вопросы становления.-М.: Юрист, 1994.-288с.
повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее – по сравнению с другим кандидатом – число голосов при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если же повторное голосование не приводит к результату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку результатов выборов на всех уровнях. Результаты голосования объявляются Центризбиркомом не позднее чем через три месяца со дня выборов [5, 20].
В ходе кампании по выборам Президента РФ 1996 г. в первом туре ни один из кандидатов (их было десять) не получил большинства голосов, хотя явка избирателей к урнам была достаточно высокой (до 70% от зарегистрированных избирателей). Избирательная кампания в основном проходила в соответствии с законодательством, хотя Центральная избирательная комиссия обращала внимание на некоторые нарушения правил предвыборной агитации. 3 июля 1996 г. было проведено повторное голосование, в результате которого Президентом РФ вновь был избран
_______________
5 Государственное право РФ: учебник для вузов / Под ред. О.Е.Кутафина.-М.: Юридическая литература, 1996.-584с.
20 Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: Теория и практика.-М.: Юность, 1998.-245с.
Б.Н.Ельцин. Он получил 53,7% голосов принявших участие в выборах избирателей, в то время как его соперник – 40,4%. На выборах 2000 г. участвовали 11 зарегистрированных кандидатов. Президентом РФ уже в первом туре был избран В.В.Путин, получивший около 53% голосов (в выборах приняло участие около 69% от общего числа включенных в списки избирателей) [2].
Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. Предусмотрено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.
______________
2 Баглай М.В. Коституционное право РФ: Учебник для юридических вузов и факультетов.-М: ИНФРА-М, 1997.-752с.
2.4. Прекращение обязанностей Президента. Отрешение от должности
Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом.
Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае:
1) его отставки;
2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
3) отрешения от должности [1, 2].
Первый случай предполагает свободное волеизъявление Президента. Так, 31 декабря 1999 г. первый Президент за полгода до истечения срока полномочий издал Указ о прекращении исполнения полномочий с 12 часов 00 минут, и с этого времени полномочия перешли к Председателю Правительства РФ.
По второму случаю в Конституции РФ не предусмотрено ни какой процедуры, но Конституционный Суд РФ, давая толкование ст. 92 Конституции РФ, в постановлении от 11 июля 2000 года указал, что такая
_____________
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-М.: Издательство НОРМА, 2001.-800с.
2 Баглай М.В. Коституционное право РФ: Учебник для юридических вузов и факультетов.-М: ИНФРА-М, 1997.-752с.
процедура должна устанавливаться федеральным законом. Речь здесь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий.
Третий случай предполагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Конституции РФ. Ст. 93 Конституции РФ гласит [10]:
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
____________
10 Конституция Российской Федерации.-М.: «Проспект», 1999.-48с.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
В случаях прекращения обязанностей действующего Президента выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента. Председатель Правительства становится временно исполняющим обязанности Президента РФ в случаях смерти Президента, длительной болезни, когда она не носит стойкого характера, при досрочном прекращении обязанностей Президента в связи с отставкой или стойкой неспособностью выполнять свои обязанности по состоянию здоровья [15].
Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, законодательно установлены определенные гарантии.
____________
15 Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция РФ.-М.: Новая школа, 1995.-48с.
Заключение
В ходе исследования было выяснено, что Президент Российской Федерации является не только главой государства, но и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Все правила проведения выборов Президента РФ и отрешения его от должности закреплены в Конституции РФ, в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. и в других федеральных законах.
Список литературы
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-М.: Издательство НОРМА, 2001.-800с.
2. Баглай М.В. Коституционное право РФ: Учебник для юридических вузов и факультетов.-М: ИНФРА-М, 1997.-752с.
3. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права.-М.: БЕК, 1998.-520с.
4. Бусленко Н.И. Книга-адвокат: Вопросы и ответы.-Р-на-Д, 1996.-576с.
5. Государственное право РФ: учебник для вузов / Под ред. О.Е.Кутафина.-М.: Юридическая литература, 1996.-584с.
6. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для Вузов.-М.: Норма, 1999.-856с.
7. Коваленко А.И. Кконституционное право РФ.-М.: Артания, 1995.-192с.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов.-М.: Юристъ, 1999.-520с.
9. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А.Окунькова.-М.: Бек, 1994.-458с.
10. Конституция Российской Федерации.-М.: «Проспект», 1999.-48с.
11. Конституция РФ: Научно-практический комментарий.-М.: Юристъ, 1997.-716с.
12. Лазарев Б.М. Что такое правовое государство.-М.: Знание, 1990.-62с.
13. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения.-М.: Закон и право, 1997.-159с.
14. Медушевский А.К. Демократия и авторитаризм в сравнительной перспективе.-М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997.-650с.
15. Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция РФ.-М.: Новая школа, 1995.-48с.
16. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: Понятия, содержание, вопросы становления.-М.: Юрист, 1994.-288с.
17. Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву РФ / Сост. Овсепян Ж.И.-Р-на-Д: «Феникс», 1997.-736с.
18. Умнова И.А. Конституционные основы современной Российского Федерализма.-М.: Дело, 1998.-280с.
19. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».-М.: «Ось-89», 2000.-176с.
20. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: Теория и практика.-М.: Юность, 1998.-245с.
21. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник.-М.: Юристъ, 1999.-400с.