Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Педагогические принципы социальной реабилитации

    детей с недостатками в умственном и физическом развитии…………...4

2. Формы социальной реабилитации детей с недостатками в

    умственном и физическом развитии……………………………………...8

3. Программа социальной реабилитации детей с ограниченными

    возможностями……………………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………….22

Введение

Люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовано особое место. Дети и взрослые, чье развитие существенно отличалось от общепринятой нормы, вызывали не только чувство жалости, сострадания и сочувствия.

«Так же, как отличались их внешний вид и поведение от остальных людей, так же и их положение в обществе было необычным, окрашенным в священный цвет печатью Бога». На этих людях был «Промысел Божий». Поэтому деятельное сострадание и участие в их судьбе было явлением нравственного порядка, отличавшим культуру русского общества того времени.

В послереволюционной России долгие годы считалось, что главная задача семьи – обеспечить воспроизводство населения, а члены семьи рассматривались прежде всего как «строители светлого будущего». Ребенок с тяжелыми нарушениями развития, к сожалению, нередко исключался из активной общественной жизни, а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений, и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности в обществе. Это привело к тому, что целый «пласт» людей – самых разных, часто особо одаренных, по-настоящему талантливых – оказался невостребованным обществом к активной, полноценной жизни.

1. Педагогические принципы социальной реабилитации детей с недостатками в умственном и физическом развитии

Сегодняшние российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями по содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают недискриминационное отношение к инвалидам и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности в сфере обслуживания, получения услуг, информации, образования и трудовой деятельности.

И хотя люди с ограниченными возможностями и их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно меняется, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия их прав, достоинства и полезности обществу.

Кризисные явления в обществе не могли не сказаться на здоровье населения. Падение уровня жизни и отсутствие адекватной компенсации негативных факторов природной и социальной среды ведут к накоплению хронических больных в каждом поколении. Особое беспокойство вызывает здоровье детей: растет заболеваемость детскими инфекциями, увеличивается распространенность врожденных аномалий и пороков развития. По всем прогнозам показатель детской инвалидности будет расти [8].

По данным Госкомстата РФ, в 1994 году на учете в органах социальной защиты состояло 398, 9 тысяч, а в 1995 году – 453,6 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, что почти в 4 раза больше, чем в 1985 году (90,6 тысяч человек). Однако эта цифра не отражает истинного положения дел, поскольку, во-первых, многие дети, имеющие недостатки в развитии или страдающие тяжелыми заболеваниями, не могут быть признаны инвалидами (дети с дефектами умственного и физического развития, которые не признаны инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения); во-вторых, вопросами детской инвалидности в РФ занимаются органы социальной защиты, здравоохранения и образования, учитываются разные группы детей-инвалидов и детей с недостатками в умственном и физическом развитии. Поэтому отсутствие единой системы учета детей-инвалидов и детей с дефектами в развитии не дает полного представления о размерах детской инвалидности в России [6].

На положение детей с ограниченными возможностями влияет целый ряд факторов:

1) медицинских;

2) биологических;

3) психологических;

4) социальных.

Социальные факторы развития инвалидности у детей привлекают все большее внимание в аспекте становления социальной работы. К числу их относится уровень толерантности, терпимости в обществе по отношению к нетипичным людям.

Проблема состоит в том, что специалисты, работающие с детьми-инвалидами, зачастую проявляют нетерпимость по отношению к ним, поскольку такой ребенок не так быстро усваивает программный материал, имеет отклонения в поведении, внешности. И первым желанием бывает изолировать ребенка от сверстников, направив его в какое-либо специализированное учреждение для аномальных детей.

Однако далеко не каждый ребенок с ограничениями в развитии должен воспитываться в специальном детском учреждении. Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения социальных институтов и рядовых членов общества к идее, что дети с ограниченными возможностями должны иметь равные права со здоровыми.

В семье, воспитывающей ребенка-инвалида, возникает много сложных специфических проблем:

1) экономических;

2) медицинских;

3) социально-профессиональных;

4) психологических;

5) воспитания и ухода.

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, зачастую испытывают материальные трудности, некоторые из них находятся на грани нищеты. Дефицит средств обусловливает и значительные различия в рационе питания здоровых детей и детей-инвалидов. Стоимость медицинского обслуживания ребенка-инвалида в три раза выше, чем здорового.

Сложной задачей является организация досуга для детей-инвалидов. Только каждый восьмой больной ребенок может отдохнуть в оздоровительном лагере в рамках данных программ, поэтому особую актуальность приобретает самостоятельная организация семьями оздоровительного отдыха своих детей. Но обеспечить пребывание ребенка-инвалида в специализированном санатории бывает затруднительно из-за стоимости путевки, не сопоставимой с уровнем доходов семьи [1].

Тяжелое материальное положение семей, воспитывающих детей-инвалидов, объясняется не только катастрофическим ростом цен. Примерно в каждой пятой такой семье мать инвалида вынуждена оставить работу, чтобы посвятить себя уходу за больным ребенком. Необходимо учитывать, что отцы, не выдержав тягот воспитания больного ребенка, в одной трети случаев оставляют семью, что лишает ее основного, а порой и единственного источника доходов.

Таким образом, большинство экономических и связанных с ними иных проблем, возникают в результате низкого уровня доходов подобной семьи, обусловлены ее нестабильностью и неполной занятостью ее трудоспособных членов.

Психологические проблемы семей, имеющих ребенка-инвалида, связаны с тяжелым его воспитанием, трудностями установления и поддержания контакта с ним и взаимоотношений между всеми членами семьи. Особенности взаимоотношений обусловлены, как правило, тем, что в инвалидности ребенка родители видят свою вину и, искупая ее заботой и поиском лечения, жертвуя личными отношениями и вниманием к здоровым детям. Из-за недосмотра родителей эти дети часто запущены – они болезненны, плохо учатся и страдают от тяжелого материального положения семьи.

На взаимоотношения между больными и здоровыми членами семьи большое влияние оказывает негативное отношение окружающих к инвалидам. Все эти причины влекут за собой возникновение в семье конфликтов, угнетенное состояние и стрессы, и как следствие – формирование неблагоприятного фона для развития больного ребенка. 

Ответственность родителей и специалистов становится особенно серьезной, когда ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. Диагностика состояния здоровья и развития маленького ребенка, пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье [3].

Помощь детям, имеющим нарушения развития, - это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское учреждение), а широкий спектр услуг, необходимых как самим детям, так и их семьям. Они нужны, во-первых, тем детям, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений (таких, как церебральный паралич или нарушение слуха), изменений, вызванных средой (недостаточное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жесткое обращение с ним), неизвестных причин (врожденного или природного свойства, либо их сочетания). Во-вторых, остро нуждаются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозой в результате биологических факторов (например, малый вес при рождении) или факторов среды (сочетание низкого дохода и отсутствия родственной поддержки).

Дело в том, что дети, чье развитие существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознание второй группы, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи, может быть затруднено. Вот почему столь важно производить регулярное обследование ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.

Основная цель диагностики и помощи ребенку связана с обеспечением его социального, эмоционального, интеллектуального и физического роста, достижением максимального успеха в раскрытии возможностей для обучения.

Цель состоит еще и в том, чтобы не допустить возникновения вторичных дефектов у детей с нарушением развития. Вторичные дефекты возникают либо после неудач, ошибок медицинской практики, обучения или психосоциального консультирования ребенка, либо в результате искажения взаимоотношений ребенка и семьи. Если семье удастся достичь понимания и приобрести навыки общения в соответствии с особенностями ребенка, это исключит дополнительные, вредные для него воздействия [8].

2. Формы социальной реабилитации детей с недостатками в умственном и физическом развитии

Набор услуг, входящих в «зонтичную» систему ранней интервенции, значителен. Кратко их можно представить четырьмя формами: 

1. Непосредственные услуги детям:

- медицинские (хирургия, медикаментозное  лечение, физиотерапия);

- трудотерапия;

- логопедия;

- структурированные обучающие программы.

2. Услуги для родителей:

- программы родительских групп самопомощи «родитель для родителя»;

- программы развития знаний и навыков родителей;

- индивидуальное и групповое консультирование.

3. Услуги семьям:

- групповые программы для братьев и сестер, бабушек и дедушек;

- особые формы помощи, такие как предоставление небольшого отдыха, передышки родителям, помощь на дому;

- финансовая поддержка.

 4. Услуги в микрорайоне:

- агентства ранней интервенции способствуют включению детей с нарушениями развития в обычные детские сады и школы;

- защищают права детей и их семей;

- способствуют тому, чтобы общество осознавало проблемы и нужды детей-инвалидов.

Во многих развитых странах существует целый ряд услуг для родителей, для семьи в целом и для всех тех, кто взаимодействует с семьей (например, специальные курсы для учителей той школы, куда поступил ребенок-инвалид). Все эти услуги организованы таким образом, чтобы поддержать индивидуальное и семейное развитие и защищать права всех членов семьи. Насколько это возможно, оказывается помощь в естественной обстановке, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье [5].

Безусловно, некоторые из этих услуг присутствуют и в российских условиях. Однако пока еще многие семьи не пользуются даже той профессиональной помощью, которая есть в наличии. Возможно, это происходит из-за недостатка информации (родителям просто трудно сориентироваться в меняющихся условиях) или из-за того, что общество в целом по-прежнему негуманно относится к детям с нарушениями развития и их семьям.

Диагноз в нарушении развития ребенка – прежде всего медицинский диагноз. Он устанавливается врачом либо уже в родильном доме, либо на основании наблюдения за ростом и развитием ребенка участковым врачом-педиатром и врачами специалистами. В зависимости от диагноза дети с нарушениями развития состоят на диспансерном учете у детского невропатолога, психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отоларинголога и прочих узких специалистов.

Для семьи врач-педиатр и врач-специалист – не просто сторонние наблюдатели, а непосредственные кураторы, ведущие маленького пациента, главные консультанты и советчики во многих вопросах, связанных с течением заболеваний.

Не менее важный аспект – психологический. Здесь на помощь родителям приходит психолог, который работает в сотрудничестве с врачом. Наконец, помочь в разрешении социальных проблем такой семьи призваны социальные работники. Они решают задачу объединения или интеграции всех составляющих этих сложных проблем в единое целое, обладая знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере [8].

Чтобы знать когда и с каким специалистом следует взаимодействовать, семье необходимо точно представлять особенности развития ребенка. Маленькие дети развиваются очень быстро. Каждый день можно отмечать что-нибудь новое в поведении ребенка, поэтому нужно посоветовать родителям внимательно следить за его развитием и сообщать врачу обо всех изменениях.

Самое главное – помочь родителям научиться управлять развитием ребенка так, чтобы поведение близких людей, их взаимоотношения с малышом помогали ему добиваться лучших результатов. Стратегия родительского поведения может изменяться от одного возраста ребенка к другому, в зависимости от тех особенностей развития, какие будут выступать на первый план по мере взросления их сына или дочки.

На определенном этапе ведущее место в обеспечении его развития начинает занимать психолого-педагогическая реабилитация, в ходе которой реализуются меры по максимально полному (с учетом заболевания) восстановлению социального статуса, решаются вопросы обучения, воспитания и всестороннего развития детей с физическими и умственными ограничениями. Эти меры облегчают подготовку к профессиональной деятельности, жизни в обществе и семье.

3. Программа социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Тяжелое состояние ребенка отражается не только на состоянии его здоровья, но и на общении со сверстниками и членами семьи, обучении и трудовой деятельности, способности к самообслуживанию и т. п. Поэтому реабилитация ребенка с ограниченными возможностями и нарушениями в развитии не должна носить «узкий» односторонний характер, сосредоточивать усилия специалистов в одном направлении, например, только на медикаментозном лечении заболевания или протезирования, обходя вниманием психологические и социальные факторы, способствующие развитию болезни.

Напротив, реабилитационная работа с детьми-инвалидами, направленная на восстановление психических и физических нарушений развития и роста, контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем, должна носить комплексный характер. Она должна включать педагогические, социальные, юридические и другие мероприятия [7].

Таким образом, комплексная социальная реабилитация детей, имеющих нарушение развития, представляет собой систему мер, направленных на осуществление позитивных изменений в жизни ребенка и его семьи, координирует и интегрирует усилия различных специалистов и других представителей социального окружения ребенка, упрочивая сеть социальной и иной поддержки всей семьи.

Только социальная реабилитация, обеспеченная участием в ней команды специалистов и семьи, дает возможность интегрировать больного ребенка в общество. Семья ребенка-инвалида и он сам в процессе комплексной реабилитации при командном подходе входят в систему совместной деятельности со специалистами, перестраивая сложившуюся ранее систему отношения «объект-субъект» в систему отношений «объект-объект». Именно такой подход обеспечивает наиболее полную социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями и их интеграцию в общество.

Проблема реабилитации – это система мероприятий направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога. Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, с учетом состояния здоровья и особенностей развития ребенка, а также потребности и возможности семьи для успешного выполнения программы. Последняя может разрабатываться как на полгода, так и на более короткие сроки, в зависимости от возраста и условий развития ребенка [8].

По прошествии срока, на который была рассчитана программа, специалист, координирующий услуги для ребенка и семьи, встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты, проанализировать успехи, которые были достигнуты, и то, чего достичь не удалось. Необходимо также обсудить все негативные и положительные незапланированные моменты, после чего родителями вместе со специалистом (командой специалистов) разрабатывается программа реабилитации на следующий период.

Программа реабилитации – это четкий план, схема действий родителей по развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональная ориентация), причем мероприятия обязательно должны охватывать и других членов семьи. Это может касаться образования для родителей, психологической поддержки семьи, помощи семье в организации отдыха, необходимого для восстановления сил.

На каждый период программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разнообразных специалистов. Допустим, необходима программа, которая будет включать мероприятия, направленные на развитие общей или специальной моторики, языка и речи, умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. В связи с этим в программу реабилитации будут входить и такие мероприятия, как организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, общения в семье), приобретение новых знаний родителями и всеми теми, кто близок к ребенку [4].

После того, как программа разработана и стали выполняться мероприятия,  должен осуществляться мониторинг, то есть регулярное отслеживание хода событий. Такой контроль производится в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями. Если возникают какие-нибудь трудности, куратору нужно содействовать родителям, помогать преодолевать преграды путем ведения переговоров с нужными специалистами, учреждениями, разъясняя, где нужно, права ребенка и семьи. В случае необходимости куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы. Таким образом, программа реабилитации представляет собой цикличный процесс:

1. Планирование реабилитационной программы на определенный период.

2. Выполнение мероприятий.

3. Критический анализ достигнутого.

4. Мониторинг выполнения программы родителями и специалистами.

В процессе реабилитации на разных уровнях затронуты различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на особенности ребенка. Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его социализация.

На первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка. При этом появляется возможность включения компенсаторных механизмов самого организма ребенка с ограниченными возможностями. Здесь существенную помощь оказывают медицинские и психологические службы. Основная цель рассматриваемого уровня – достичь наибольшего физического оздоровления ребенка, помочь ему в осознании своей субъектности.

Второй уровень реабилитации – мезоуровень. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках социального окружения, семьи, исследуются его взаимодействия с другими детьми, сверстниками, друзьями, рассматривается влияние школы. На мезоуровне важно выявить значение для ребенка каждой из этих структур, скоординировать деятельность различных систем, чтобы они могли более плодотворно оказывать воздействие на ребенка с целью его включения, интеграции в жизнь социума. Цель мезоуровня реабилитации – обучение и воспитание нетипичного ребенка, развитие у него коммуникативных навыков.

Третий уровень – макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Сюда входят прежде всего социальная политика, государственные программы, учреждения, мероприятия, общественные объединения, фонды и т. д., созданные в рамках всего социума и призванные помочь индивидам с особыми нуждами на уровне государства. Основная цель макроуровня, как и всего процесса реабилитации, - это включение нетипичного ребенка в социум, его социализация.

Все  три уровня реабилитации тесно связаны между собой. Деятельность на макроуровне напрямую влияет на самого ребенка, то есть на микроуровень, через государственную политику в области здравоохранения, образования, занятости и т. д. Существует и обратная связь, когда на микроуровне составляются программы помощи детям с ограниченными возможностями, которые рассматриваются на макроуровне [8].

 Для детей-инвалидов социальная реабилитация – один из основных путей активного включения в жизнь общества. Обеспечение комплексной программы интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями – один из вариантов решения данной проблемы.

Социальный педагог является организатором или посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, он влияет на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, в семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых. Клиентами социального педагога являются семья и сфера ее ближайшего окружения.

В отличие от обычного педагога, работающего в учебном заведении, у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательно-корректирующая, а воспитательная роль, функция социальной помощи и защиты. Социальные педагоги призваны способствовать развитию (саморазвитию) личности, созданию условий наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. Они помогают людям жить, обеспечивая консолидацию всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развивая активность самого клиента, личности как субъекта этого процесса.

Отклонения в развитии приводят к выпадению из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Это происходит на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных дополнительных и специфических средств, методов, путей обучения [2].

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член – рука или нога – выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган» [6].

Реабилитация средствами образования означает:

1) на уровне возраста: совпадение начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка;

2) на уровне содержания образования: выдвижение тех задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка;

3) на уровне методов обучения: построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения, более дифференцированное, «пошаговое» обучение, что не применяется в образовании нормально развивающегося ребенка;

4) на уровне организации: особые формы организации образовательной среды, которые не нужны нормально развивающемуся ребенку;

5) на уровне границ образовательного пространства: максимальное расширение образовательного пространства, означающего необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;

6) на уровне продолжительности образования: пролонгированность процесса обучения и выход за рамки школьного возраста;

7) на уровне подготовки кадров специалистов для системы специального образования: это принципиальное изменение профиля профессиональной подготовки учителя, то есть обеспечение подготовки специалиста по диагностике и преодолению «социального вывиха», коррекции развития ребенка, восстановлению нарушенных связей в разных областях развития;

8) на уровне определения круга лиц, участвующих в реабилитации средствами образования: обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Таким образом, реабилитация средствами образования означает в общем виде восстановление аномального ребенка в его правах на наследование культурно-исторического и социального опыта, достижение максимально возможной для данного ребенка интеграции в общество в доступных для него сферах [8].

Реабилитация средствами образования играет особую роль в системе комплексной реабилитации именно потому, что только специальное образование позволяет осуществить восстановление аномального ребенка в праве на наследование социального и культурно-исторического опыта. Чем лучше решается эта задача средствами образования, тем выше потенциальные возможности ребенка с нарушениями в развитии для интеграции в общество, тем более он подготовлен к взрослой жизни, то есть социально компетентен.

Важнейшую роль в решении проблемы детской инвалидности и предоставлении необходимой помощи нетипичным детям и их семьям играет развитие в нашей стране сети социально-реабилитационных центров помощи детям с особенностями развития.

Процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями можно условно разделить на четыре основных этапа.

I этап. Определение уровня дезадаптации ребенка:

- диагностика ребенка (уровень развития в соответствии с возрастом);

- ближайшее окружение (круг общения);

- места, где ребенок бывает;

- интересы и желания ребенка;

- возможности ребенка: его реабилитационный потенциал в плане дальнейшего развития;

- социальный запрос семьи и ожидаемый результат.

II этап. Конкретные шаги и оказание помощи:

- включение ребенка в реабилитационные мероприятия;

- работа с ближайшим окружением;

- осознание ситуации;

- включение семьи в коррекционную работу с ребенком;

- коррекция семейных отношений, восстановление утраченных функций, формирование терапевтической и реабилитационной функции семьи;

- совместная работа реабилитолога и семьи над программой реабилитации ребенка (создание ситуации взаимодействия реабилитатор – ребенок – ближайшее окружение ребенка) – формирование адекватного запроса у ближайшего окружения к ребенку, специалистам-реабилитологам, обществу.

III этап. Интеграция:

- расширение круга общения (создание интегрированной среды) ребенка;

- профориентационные мероприятия;

- повышение уровня социально-психологической адаптивности ребенка и семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества – подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив.

IV этап. Поддержка.

Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитационного потенциала, интеграции ребенка в общество и вносит ощутимый вклад в повышение эффективности комплексной реабилитации. Основная задача, стоящая перед педагогами, состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей [2].

Огромное значение в педагогической работе с детьми-инвалидами в процессе реабилитации придается игре. Для многих детей игра в Центре становится первым опытом общения со сверстниками и чужими взрослыми, первым опытом выполнения правил поведения в обществе, овладения социальным пространством и познания окружающего мира со всеми его взаимосвязями и взаимозависимостями. Для многих детей этот вид деятельности довольно долго остается ведущим способом освоения мира и включения в социум.

Как видно из сказанного, в комплексной работе по социальной реабилитации детей с недостатками в умственном и физическом состоянии педагогическая работа занимает существенное место. Она выступает и как необходимый компонент на различных этапах воспитания и в разных видах социально-реабилитационной работы, и как особая образовательно-воспитательная деятельность. Ее выполнение требует специальной подготовки и навыков.

Заключение

Для определения целей и задач реабилитации через образование детей с различными нарушениями ключевым понятием является понятие «особые образовательные потребности». Исходя из того, что первичное нарушение в развитии ребенка приводит к ситуации «социального вывиха» необходимо определить смысл термина «ребенок с особыми образовательными потребностями», то есть определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе социального образования.

Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:

1. Первичное нарушение в развитии должно быть выявлено как можно раньше.

2. Целенаправленное специальное обучение должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка.

3. Своевременно определяются, по возможности, все направления развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения, и возраста, в котором оно наступило; определены роли каждого «вывиха» в социальном развитии и определены характер и содержание специального обучения, которое направлено на устранение уже возникших и предупреждение новых социальных отклонений.

4. В содержание обучения аномального ребенка вводятся специальные разделы, которые ориентированы на целенаправленное решение задач его развития, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника.

5. Должны быть построены «обходные пути» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.

6. Необходимо осуществить регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения и развития реальным достижениям и уровню в развитии ребенка.

7. Должна быть обеспечена особая пространственная и временная организация образовательной среды.

8. Все окружающие взрослые должны быть подготовлены и реально участвовать в решении образовательных задач за пределами образовательного учреждения.

9. Реабилитация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически такой ребенок нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.

10. Процесс реабилитации средствами образования необходимо осуществлять квалифицированным специалистам, компетентным в решении задач развивающего обучения.

Среди множества проблем, связанных с изучением, обучением и воспитанием детей и подростков, одна проблема выделяется особенно отчетливо, так как она интегрирует в себе комплекс задач, требующих решения не только в научном плане, но и в практическом, выходящем на уровень государственной политики. Эта проблема касается положения в своевременном обществе лиц с нарушением психического и физического развития, среди которых значительное число составляют умственно отсталые.

Список литературы

1. Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1995. - №1.

2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: 1987.-286с.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: 1972.-428с.

4. Виноградова А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника // Коррекционная работа во вспомогательной школе. – Л., 1978.

5. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. – М., 1995.-321с.

6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: 1995.- 327с.

7. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. – М., 1996.-285с.

8. Социальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 272с.