Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Психологическая сущность и природа манипуляции………….7

          1.1. Психологическая сущность понятия «манипуляция»………..7

          1.2. Психологическая природа манипуляции……………………...9

Глава II. Средство против суггестий и анализ социологического

               исследования……………………………………………………12

          2.1. Средство против суггестий – зрелое, самостоятельное,

                 критическое мышление……………………………………….12

          2.2. Социологическое исследование………………………………17

Заключение………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………….24

Приложение……………………………………………………………….25

Введение

Появление рыночной экономики значительно изменило картину в социальной и профессиональной сферах деятельности человека. Ведущее место заняли проблемы внутрикорпоративных межличностных отношений, принципы делового и профессионального этикета, мотивации персонала.

Установление оптимальных взаимоотношений между подчиненными по горизонтали, управляющими и подчиненными по вертикали – важнейшая социально-психологическая проблема, во многом определяющая результаты трудового процесса.

Доказано, что разногласия, возникающие в процессе общения, приводят к снижению производительности труда минимум на 30%.

Знание основ психологии и этики корпоративных взаимоотношений, рациональная тактика ведения деловых встреч и переговоров, умение быстро и без потерь выходить из конфликтных ситуаций во многом определяют эффективность работы и профессионального роста менеджеров любого уровня компетентности.

Психология и этика ведения деловых встреч и переговоров в современном деловом мире играет настолько важную роль, что в западных странах даже функционируют исследовательские центры по переговорным процессам. В них читаются специальные курсы, проводятся семинары и иммиграционные игры по научным программам. Методике переговоров обучают юристов, бизнесменов, психологов, общественных деятелей.

Не каждый час на своем рабочем месте человек находится в одной и той же физической форме: бывают подъемы и спады энергии, хочется то есть, то спать, и все это влияет на эффективность общения с коллегами и партнерами. Наше настроение, даже время и место деловой встречи могут сказаться на ее результатах.

За последние годы значительно возрос образовательный уровень работающих, поэтому руководящая должность сама по себе  не может гарантировать менеджеру, что его распоряжения будут беспрекословно выполняться. Гарантию может дать только авторитет, для формирования которого необходимо время.

Сегодня, на сломе общественно-экономических формаций, человек подвергается колоссальному, мощному внушению, на языке психотерапевтов – суггестиям. Средства массовой информации, кинематограф, общественные организации – все социальные институты буквально с утра до вечера заняты промыванием мозгов людей. В обществе, где морально-этические критерии размыты, сохранить себя, свою душу, психику здоровыми, полноценными, сложно.

Приемы, используемые индустрией PR, и в основном воздействующие на психологию и образ мыслей, доказали свою эффективность в сфере торговли автомобилями и сигаретами. Сегодня такие же приемы используются почти рефлексивно, чтобы «продвигать и поддерживать политические курсы, кандидатов на важные посты, идеологии, диктаторов-тиранов и опасные для здоровья продукты».

Данная тема исследована достаточно широко. Феномену манипуляции в психологической литературе уделено большое внимание. Среди ученых можно назвать такие имена как М. Вебер. Дж. Френч, Ф. Лутанс, К. Хэйлс, Р. Хаус, М. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури, Д. Бодди, Р. Пэйтон, О.С. Виханский, А.И. Наумов, В. Веснин, Е.Л. Доценко, Д.А. Зарайский, Д. Мартин и др.

В работе предполагается рассмотреть суггестию как способ манипулирования людьми.

Объект исследования – человек.

Предмет исследования – особенности манипулирования людьми.

Цель исследования – изучить особенности манипулирования людьми.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть психологическую сущность понятия «манипуляция»;

- рассмотреть психологическую природу манипулирования;

- рассмотреть средство против суггестий как зрелое, самостоятельное,                  критическое мышление;

- провести социологическое исследование.

Глава I. Психологическая сущность и природа манипуляции

1.1. Психологическая сущность понятия «манипуляция»

Проблема манипулятивного воздействия людей друг на друга имеет разную направленность и разный результат. Важно понять психологическую природу, механизмы и технологию манипулятивного воздействия. Понятие «манипуляция» имеет два различных смысла: технико-технологическое и психологическое.

В первом случае (в прямом значении) под манипуляцией понимают обращение с объектами со специальным намерением, с особой целью. Кроме того, это и ручное управление с помощью рычагов, механизмов, собственно манипуляторов.

В переносном значении понятие «манипуляция» определяется как акт влияния на людей, как управление людьми [10].

Разные авторы вкладывают свои представления в суть манипулятивного воздействия и дают свои определения. Под манипуляцией понимают:

- «форму духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемую насильственным путем»;

- «господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира;

- «скрытое применение власти, силы вразрез с предполагаемой волей другого»;

- «обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора»;

- «скрытое влияние на совершение выбора»;

- «такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать»;

- «побуждение к определенному поведению посредничеством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого»;

- «отношение к другому как к средству, объекту, орудию»;

- «скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения»;

- «управление и контроль, эксплуатация другого, использование его в качестве объектов, вещей»;

- «мастерское управление или использование» [7].

Если обратиться к приведенным формулам, то вполне очевидно выступают следующие сущностные признаки манипуляции:

1) скрытость, обман, эксплуатация;

2) господство, управление, контроль;

3) принуждение либо применение силы в интересах манипулятора и вразрез с волей другого ради корысти;

4) использование другого в качестве объекта;

5) отношение к другому как к средству, орудию;

6) игра на слабостях, ненасильственный путь, косвенное воздействие, влияние, программирование мыслей, мастерство и сноровка [12].

В качестве взаимозаменяемых или равноценных рабочих определений понятия «манипуляция» в современной литературе по психологии манипулирования используются следующие определения:

- манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его желаниями;

- манипуляция – это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений или отношений, не совпадающих с существующими на момент манипулирования;

- манипуляция – это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им;

- манипуляция – это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению задуманных манипулятором действий;

- манипуляция – это безнравственное психологическое воздействие, осуществляя которое субъект манипулирования преследует корыстные цели, не известные объекту манипулирования;

- манипуляция – это искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели [2; 8; 14].

Полезно разобраться в понятии «корысть» как цели манипулирования. Любой поступок человека (добровольный, естественно) есть поступок корыстный, так как он направлен на удовлетворение его собственных потребностей. Чтобы он ни делал, он удовлетворяет какую-то свою потребность, материальную или духовную. Он делает это как в ущерб другим или за счет других, так и без такого ущерба.

Следовательно, люди повседневно осуществляют манипулирование, то есть оказывают психологическое воздействие на другого в обход его сознания и с корыстной целью.

Необходимо отметить еще один важный момент. Он касается операциональной стороны манипулирования и имеет прямое отношение к определению понятия «манипуляция». Что же она все-таки: воздействие одного на другого или взаимодействие двоих?

Есть точка зрения, что применительно к феномену «манипуляция» понятие «воздействие» на операциональном уровне анализа смысла не имеет, а касается исключительно только уровня намерений. Это означает, что обычно под понятием «воздействие» подразумевается не технологический, то есть физический, а целеполагающий смысл [4].

Итак, свою особую специфику различные виды психологических воздействий получают только в целеполагающем аспекте. Именно этот аспект и следует принимать в расчет, когда манипуляцию называют воздействием.

Большинство моделей манипулирования включает несколько ключевых идей: сокрытие действительных мотивов, скрытое использование зависимости одной стороны от другой, затушевывание того факта, что действительным содержанием действий одной из сторон является подготовка способов поведения объекта манипулирования [5].

1.2. Психологическая природа манипуляции

Манипуляция как психологический феномен не появляется сама по себе. Всегда существуют некие силы и условия, которые способствуют или прямо вызывают ее к жизни. И, конечно, всегда находятся люди благодаря активности которых эти силы и условия действуют.

Специалисты в области манипулятивного взаимодействия отмечают следующие причины возникновения манипуляции как явления: внутриличностный конфликт, недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви, ощущение беспомощности, боязнь тесных межличностных контактов, стремление к символическому овладению партнерами по общению, реализация компенсаторного стремления к власти, аффилиативная потребность (некритическая потребность получать одобрение со стороны других).

Природу манипуляции можно рассматривать в системе различных причинных оснований, в числе которых актуальная роль принадлежит человеческой культуре как таковой, обществу, общению, личности [15].

Общечеловеческий контекст манипуляции. Он уходит своими корнями в глубокую древность. Хитрости, уловки, интриги – все это весьма почитаемые и достойные богов поступки, о чем свидетельствуют предания и мифы.

Психолингвистическими исследованиями достоверно установлено, что мифологический и сказочный культурный фон не только характеризуется благосклонным отношением к уловкам и хитростям, но даже возводит их в ранг поощряемой добродетели. Как-то молчаливо предполагалось, что манипуляция все же предпочтительнее, чем физическая расправа или прямое принуждение. Но главной, безусловно самой важной, ценностью (именно ценностью) оказывался выигрыш, выгода, победа, ради которых все эти хитрости изобретались [9].

Среди учителей манипуляции можно найти видных исторических деятелей, культурных героев, которые в реальности существовали и вершили свои дела. Крылатая фраза «Победителей не судят» - есть предельное выражение логики снятия ответственности, ссылки на то, что цель оправдывает средства.

Таким образом, имеют место два важных общекультурных, общечеловеческих приобретения: борьба за ценность и хитрость как образец одного из возможных средств ее ведения. Вместо хитрости можно поставить манипуляцию: суть от этого не меняется.

Социальный контекст манипулирования. Определяется феноменом разделения социума на «мы» и «они», «свои» и «чужие». Это значит, что наряду с общечеловеческими ценностями люди ориентируются еще и на коллективные, а точнее, групповые, корпоративные ценности и интересы.  При этом наблюдается очень важная трансформация: общечеловеческие ценности, общечеловеческая мораль оценивается теперь уже с точки зрения корпоративных или групповых интересов, причем так, что первые полностью девальвируются, а вторые - утверждаются и доминируют.

Межличностный контекст манипуляции. Определяется инструментальным значением межличностного общения как механизма создания условий для передачи информации по каналам связи.

Межличностное отношение – этот психологический феномен означает действие отношения: один человек что-то относит другому. Только относит не вещь или предмет, а нечто идеальное, живущее только в сознании субъекта: представление, оценку, чувство, мысль. Инструментальное значение межличностного отношения состоит в том, что вслед за установлением межличностного контакта информационные каналы наполняются конкретным личностно значимым содержанием.

Внутриличностный контекст манипуляции. Определяется множественной природой личности, полисубъективностью ее внутреннего мира. Научно и эмпирически установлен тот факт, что вычленяемые внутри личности структурные образования действительно обладают основными признаками субъекта, в частности, являются источниками и одновременно носителями психической активности [6; 13].

Таким образом, у каждого уровня (внутриличностного, межличностного) и у каждой части личности внутри него есть свои частные или частичные интересы, устремления. Это многообразие внутренних мнений способствует появлению известной степени нерешительности, неуверенности, неустойчивости, тревоги. Многие субличности откровенно противоборствуют друг с другом, становясь яркой мишенью для манипуляции извне.

Глава II. Средство против суггестий и анализ социологического исследования

2.1. Средство против суггестий – зрелое, самостоятельное, критическое мышление

Суггестия – это внушение, передача знаний без критического осмысления. В основе суггестий лежит самый древний онтологический механизм обучения, который идеален в детстве, когда оно происходит бездумно. Взрослея, человек обучается мыслить критически. Но это не значит, что он полностью избавляется от этого механизма. Последний переходит на уровень самовнушения.

Старые психотерапевты говорили: нет внушения без самовнушения. Внушаемые люди сами себе могут внушить многое.

Почему так происходит? Суггестия предполагает пассивность мышления. Если человек пассивен – значит, у него все хорошо. Пассивность – приятное состояние, напоминающее о раннем детстве, с которым у каждого нормального человека связаны самые лучшие воспоминания, потому что тогда его все любили.

Что такое потребность, которая заставляет человека двигаться? Это значит, чего-то не хватает – ему холодно, голодно… Ощущение дефицита создает беспокойство, человек не может усидеть на месте. Как только потребность удовлетворяется, можно расслабиться, отдохнуть, стать пассивным [3].

Пассивность ассоциируется с удовлетворением, покоем, счастьем. Суггестия предполагает даже физическую пассивность. Внушение, гипноз возможны только тогда, когда человек иммобилизован, как бы застыл на месте.

Люди идут в тоталитарные секты, потому что им там обещают здоровье, счастье, рай земной и защиту. Все резкие перемены в обществе воспринимаются как угроза существованию, на этом и спекулируют сектанты. Может наступить бедность, болезни, голод, несчастья. Люди ищут защиту, но не там, где нужно. Им раскрывают объятия не службы социальной помощи и не учебные заведения, а секты, которые более активны.

Можно предположить, что человек не понимает, что происходит, он дезориентирован, не знает куда податься. Жизнь ему предлагает две возможности – подружиться с сектантами, которые ласково уговаривают: ты приди, Бог будет тебя любить, рисуют сладостную сердцу картину… Либо он может пойти в учебное заведение, где обещают научить профессии, языкам, развить физическую силу. Но вся беда в том, что в нашей стране никого особо не уговаривают пойти учиться, наоборот, этот путь связан с препятствиями – выдержи экзамен, заплати, дай взятку. Хорошее, многостороннее, фундаментальное образование стало малодоступным для большинства населения [8].

Секты более привлекательны для слабых людей, одиноких, испугавшихся, дезориентированных, несчастных и больных. Новый закон о психиатрии, который запрещает принудительное лечение, привел к тому, что очень много психически нездоровых людей оказались в обществе. Хочешь – лечись, а нет – так нет. А какой психически больной признает себя больным?

Такие люди устремились в секты. Для сект они очень выгодны, поскольку люди с таким душевным складом становятся фанатиками, апологетами веры, пропагандистами, хорошими миссионерами. Они все бросают и занимаются только делами сект. На первых порах баптисты используют доброжелательный стиль – мягкий, вкрадчивый, вползающий в душу. Человек еще ничего не сделал, а его уже любят. Людей, не обласканных жизнью, это подкупает. Дальше идет обработка, применяются суггестии. В сектах выработаны целые системы промывания мозгов.

Как правило, секты возглавляют недоучки, невежественные люди, которые оперируют обрывками знаний, выдавая их за истину в последней инстанции. Почему такие люди способны с пугающей легкостью воздействовать на умы?

Чем меньше человек знает, тем легче врать. Можно привести такой пример. Психотерапевты редко рекламируют себя. Чем они опытнее, образованнее, тем труднее им говорить о преимуществах своего метода (можно вспомнить высказывание Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»). Ребенок же, не обремененный опытом, знаниями, уверен: я все знаю, я – всесильный. В психоанализе это называется «фантазия всемогущества у детей». Пока ребенок не постиг мир, он может считать себя его повелителем. Как только перед ним приоткроется сложность жизни, он осознает непростые взаимоотношения с окружающими, иллюзия всемогущества проходит [3].

Поэтому, чтобы стать мощным суггестологом, уметь влиять на людей, надо обладать талантом актера или срежиссировать состояние детской всемогущественности.

Другая причина обращения в секты – в том, что современные знания, образование становятся слишком сложными для многих людей.

Почему как грибы после дождя появляются пророки? Потому что люди их слушают, хотят как можно быстрее облегчить свою жизнь. И это беда не только России. Этот процесс происходит во всем мире, он не связан с состоянием культуры, историческим наследием, несовершенством реформ.

Всплеск интереса к тоталитарным сектам связан с тем, что многим не хочется думать, когда создано очень много думающих машин. Не секрет, что греческая философия, например, большинству людей недоступна.

Сегодня многие люди длительное время находятся в состоянии стресса. Они теряют уверенность в себе, легко внушаемы. Как защитить себя в такой ситуации?

Человек особенно внушаем, когда не знает ясной картины. Очень многие люди теряются, когда сталкиваются с болезнью, каким-то непонятным для них явлением. Когда не знаешь, что с тобой, - это устрашает. И многие целители этим пользуются. В таком состоянии людям можно навязать все что угодно. Человек приходит к экстрасенсу, чувствуя неблагополучие, а тот с порога заявляет: я знаю, в чем причина! Вот тут человек и попался.

В профессиональной психотерапии описан прием, который называется «гипноз с помощью запутывания». Когда человек дезориентирован, он выполняет все что угодно, лишь бы выйти из состояния дезориентации. Он в это время необычайно внушаем.

Суггестологи могут что-то сделать, только когда есть внушаемые люди. В среде, в которой люди самостоятельны, дорожат своей свободой, способностью мыслить, суггестологов практически нет. Никто ничего им в голову не вбивает, люди только договариваются. Кстати, среди бизнесменов, руководителей очень мало внушаемых людей, работа заставляет их думать.

Суггестия возможна только тогда, когда происходит паралич мышления, человек застывает не только физически, но при этом замирает, цепенеет, становится неподвижным его ум. В него как бы впечатываются слова, действия, образы. В профессиональной суггестологии есть очень распространенный прием, часто используемый в сегодняшней жизни. Он называется «моторное прерывание» - разрушение привычных действий. Если сломать шаблон, по которому человек привык действовать, то он на секунду впадает в состояние транса и становится внушаемым [3; 10].

Чем отличается гипноз от суггестии?

Гипноз – это термин, указывающий на состояние, подобное сновидению. Для суггестии это не требуется, порой она происходит в состоянии активного бодрствования: физическая активность может остановить процесс мышления.

Рано или поздно человек сталкивается с проблемой – каким он хочет быть. Его по-разному аттестовали: и неудачником, и таким, и эдаким. Он решает проблему самоопределения – каким он сам хочет себя видеть и уважать.

Тут нужны образцы, на которые он может равняться. Я такой, как этот. Я хочу быть только таким. Взрослый человек решается на то, чтобы определить себя самостоятельно, отбросив те ярлыки, которые навязали ему родители, общество, - учителя, начальники. В школе подростку внушали, что он – хулиган, неисправимый, отъявленный… Если этому поверить, то неизбежно асоциальное поведение.

Поэтому молодым людям необходимы образцы для подражания, герои, на которых они могли бы равняться. На помощь нужно призвать литературу, театр, хорошее классическое образование, которое знакомит юные умы с мифами, с историческими личностями. Так можно быстрее самоопределиться. Человек сам должен решить, на кого он хочет быть похож. Тогда все будет в порядке [3].

2.2. Социологическое исследование

Для проведения исследования в данной работе был использован письменный опрос, который заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно манипулирования населения [11].

Для сбора данных разработана анкета, состоящая из 4 вопросов в основной части   и 3 вопроса паспортички.

Нами было опрошено 100 человек. Социально-демографические характеристики группы выглядят следующим образом (Таблица 1): респондентов женского пола было опрошено 71 человек (71%), респондентов мужского пола - 29 человек (29%).

Таблица 1

Социально-демографические характеристики респондентов

Характеристики группы

Мужской пол

Женский пол

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Образование:

- среднее

- среднее профессиональное

- высшее

-

24

5

-

83

17

-

52

19

-

77

23

Итого:

29

100,0

71

100,0

Возраст:

- до 18 лет

- 18-25 лет

- 26-30 лет

- 31-40 лет

- 41-50 лет

- 51-60 лет

- 61 и старше

-

-

5

11

8

4

1

-

-

18

36

27

16

3

-

-

12

21

33

2

3

-

-

16

29

46

4

5

Итого:

29

100,0

71

100,0

Таким образом, образование респондентов в основном среднее профессиональное (83% мужчин  и 64 % из опрошенных женщин).

На вопросы анкеты отвечали в основном респонденты среднего возраста от 31 до 50 лет.

Результаты опроса по первому вопросу представлены в таблице 2.

                                                                                                        Таблица 2

Показатели уровня жизни населения в России в ответах респондентов

Варианты ответов

Мужчины, чел.

%

Женщины, чел.

%

Ниже прожиточного минимума

6

20

16

22

Выше прожиточного минимума

15

55

32

44

Равен прожиточному минимуму

8

25

23

34

Итого:

29

100

71

100

Таким образом, большинство населения (55%  - мужчин и 44% - женщин) считает, что уровень жизни населения в России выше прожиточного минимума, 25% мужчин и 34% женщин считают, что равен прожиточному минимуму и 20% мужчин и 22% женщин считают, что уровень жизни населения в России ниже прожиточного уровня.

Результаты опроса по второму вопросу представлены в таблице 3.

                                                                                                        Таблица 3

Показатели уровня жизни населения в Кузбассе по сравнению с другими регионами в ответах респондентов

Варианты ответов

Мужчины, чел.

%

Женщины, чел.

%

Выше

4

14

8

12

Ниже

9

30

8

12

Такой же

16

56

55

76

Итого:

29

100

71

100

Таким образом, большинство населения (56%  - мужчин и 76% - женщин) считает, что уровень жизни населения в Кузбассе такой же, как в других регионах России, 14% мужчин и 12% женщин считают, что выше, чем в других регионах и 30% мужчин и 12% женщин считают, что уровень жизни населения в Кузбассе ниже, чем в других регионах России.

Результаты опроса по третьему вопросу представлены в таблице 4.

                                                                                                        Таблица 4

Показатели опроса респондентов относительно слоев населения

Варианты ответов

Мужчины, чел.

%

Женщины, чел.

%

Богатые

-

-

Обеспеченные

10

38

14

19

Бедные

13

42

41

59

Находящиеся за чертой

бедности

6

20

16

22

Итого:

29

100

71

100

Таким образом, большинство населения (42%  - мужчин и 59% - женщин) относят себя к бедным, 38% мужчин и 19% женщин считают себя обеспеченными и 20% мужчин и 22% женщин считают, что по уровню жизни они находятся за чертой бедности.

Результаты опроса по четвертому вопросу представлены в таблице 5.

                                                                                                        Таблица 5

Показатели опроса респондентов относительно степени внушения

Варианты ответа

Мужчины, чел.

%

Женщины, чел.

%

Да

7

26

19

26

Нет

22

74

52

74

Итого:

29

100

71

100

Таким образом, 74% мужчин и женщин считают себя легко внушаемыми и лишь 26% мужчин и женщин считают, что они не подвержены внушению.

 В целом по проведенному социологическому опросу можно сделать вывод о том, что большинство населения живет либо чуть выше черты бедности, либо за чертой бедности. Это говорит о том, что население подвергается стрессу, в результате которого создается благоприятная обстановка для манипулирования людьми.

 

Заключение

Под манипуляцией понимают обращение с объектами со специальным намерением, с особой целью. Кроме того, это и ручное управление с помощью рычагов, механизмов, собственно манипуляторов.

В переносном значении понятие «манипуляция» определяется как акт влияния на людей, как управление людьми.

Манипуляция как психологический феномен не появляется сама по себе. Всегда существуют некие силы и условия, которые способствуют или прямо вызывают ее к жизни. И, конечно, всегда находятся люди благодаря активности которых эти силы и условия действуют.

Природу манипуляции можно рассматривать в системе различных причинных оснований, в числе которых актуальная роль принадлежит человеческой культуре как таковой, обществу, общению, личности. Необходимо выделить:

1. Общечеловеческий контекст манипуляции.

2. Социальный контекст манипулирования.

3. Межличностный контекст манипуляции.

4. Внутриличностный контекст манипуляции.

Суггестия – это внушение, передача знаний без критического осмысления. В основе суггестий лежит самый древний онтологический механизм обучения, который идеален в детстве, когда оно происходит бездумно. Взрослея, человек обучается мыслить критически.

Суггестия возможна только тогда, когда происходит паралич мышления, человек застывает не только физически, но при этом замирает, цепенеет, становится неподвижным его ум.

Навыки и методы воздействия на окружающих могут быть сильнодействующими и убедительными. Их можно использовать как для конструктивных целей, так и для разных махинаций. Чем более открыты люди по поводу своих целей, тем труднее неэтично использовать эти методы.

Характеристики тех, кто успешно влияет на окружающих, вкратце сводятся к следующему:

1. Влиятельность – это свойство заслуживающих доверия людей.

2. Необходимо вознаграждать положительные изменения.

3. Наши ожидания влияют на окружающих.

4. Публичное выражение своих взглядов укрепляет новое отношение.

5. Нам необходимо самим следовать своим поучениям.

6. Ключевым фактором является личное взаимопонимание.

Люди, эффективно влияющие на окружающих, приобретают навыки успешной презентации. Они также воспринимают взгляды, мнения и другую информацию от тех, на кого стремятся влиять. Поскольку влияние представляет собой двусторонний процесс, важно умение прислушиваться к другим.

Такое умение может быть специально развито, а среди его достоинств можно упомянуть следующие:

1. Накапливается больше информации.

2. Лучше понимаются перспективы другого человека.

3. Вы показываете, что цените другого человека.

4. Создается взаимопонимание.

5. Можно сделать разумные умозаключения.

Список литературы

1. Гранова И. Приемы манипуляции человеческим сознанием, используемые современными корпорациями // Консультант директора.-2005.-№3.-С.2-9.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: Прогресс, 1997.-383с.

3. Завьялов В.Ю. Средство против суггестий – зрелое, самостоятельное, критическое мышление // ЭКО.-2000.-№9.-С.156-170.

4. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. – Дубна, 1997.-286с.

5. Ковалев С.В. НЛП эффективного руководства, или Как управлять кем угодно и где угодно. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.-256с.

6. Лубченков Ю.Н. Политическое лидерство как технология // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.-2005.-№1.-С.113-134.

7. Маркова Н. Защитимся от манипуляций // Нарконет.-2005.-№5/6.-С.13—131.

8. Мартин Д. Манипулирование встречами / Пер. с англ. – Минск, 1996.-375с.

9. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.-352с.

10. Панасюк А.Ю. Как победить в споре или искусство убеждать. – М.: Дело, 1998.-358с.

11. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Наука, 1997.-512с. 

12. Соловцова Е. Игры в манипуляции: сумей отбить удар // Народное образование.-2006.-№1.-С.238-242.

13. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.-386с.

14. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. – Минск, 1997.-284с.

15. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор / Пер. с англ. – Минск, 1992.-374с.

 

                                                                                                 Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в социологическом опросе, целью которого является выявить способы манипулирования населения. Вам необходимо прочитать вопрос и подчеркнуть вариант ответа, который соответствует Вашему мнению или дописать свой ответ.

1. Как Вы считаете, каков сегодня уровень жизни населения в России?

1.1. Ниже прожиточного минимума

1.2. Выше прожиточного минимума

1.3. Равен прожиточному минимуму

2. По Вашему мнению, уровень жизни населения в Кузбассе по сравнению с другими регионами?

2.1. Выше

2.2. Ниже

2.3. Такой же

3. К каким слоям населения Вы могли отнести лично себя?

3.1. Богатым

3.2. Обеспеченным

3.3. Бедным

3.4. Находящимся за чертой бедности

4. Вы считаете себя легко внушаемым человеком?

9.1. Да

9.2. Нет

         Для статистической обработки информации просим Вас указать некоторые сведения о себе:

         5. Ваш пол: 1. Женский     2.Мужской

         6. Возраст __________

         7. Ваше образование:

                   1. Неполное среднее

                   2. Среднее

         3. Среднее специальное

         4. Высшее, незаконченное высшее

         5. Ученая степень

Благодарим Вас за участие в исследовании!