Оглавление
Введение….……………………………………………………………………3
1. Концепция социальной адаптации военнослужащих, уволенных
с гражданской службы…………………….……………………………….5
1.1. Общие положения Концепции……...………………………………...5
1.2. Система социальной адаптации военнослужащих, уволенных
с военной службы…………………..…………………………………7
1.3. Механизм реализации Концепции.……..…………………………..13
2. Опыт решения социальных проблем уволенных военнослужащих
за рубежом……………………………..…………………………………18
2.1. Опыт переподготовки военнослужащих в Соединенном
Королевстве Великобритании и Северной Ирландии…………….18
2.2. Опыт переподготовки военнослужащих в Федеративной
Федеративной Республике Германия……..……………………….20
2.3. Французская политика в области переподготовки
военнослужащих……………………….………………………….26
2.4. Опыт социальной адаптации увольняемых военнослужащих
в Соединенных Штатах Америки………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………..40
Список литературы………………………………………………………….43
Введение
Важнейшим приоритетом военной реформы в Российской Федерации является повышение статуса военнослужащих, обеспечение их социальной защиты. Осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является одной из ключевых задач в обеспечении национальной безопасности российского государства. Несмотря на предпринимаемые усилия, на протяжении последних лет продолжает сохраняться ряд социальных проблем, крайне отрицательно влияющих на боевую готовность и боеспособность войск, на морально-психологическое состояние военнослужащих.
С принятием решения о сокращении на 600 тыс. человек численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов особую актуальность приобретают проблемы социальной адаптации, переподготовки на гражданские специальности и трудоустройства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Единой системы социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, пока не создано. Их профессиональной подготовкой по гражданским специальностям занимается более ста организаций, но провозглашаемые ими возможности по переподготовке равно, как и выдаваемые «дипломы», не пользуются доверием у работодателей.
Наряду с социально-экономическими трудностями, общим сложным положением войск (сил), вызванным их недофинансированием, недостаточная эффективность мероприятий социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей обусловлена отсутствием единого понимания должностными лицами сущности, целей и принципов социальной адаптации, недостаточной скоординированностью действий органов государственной власти и военного управления в решении задач социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы.
В работе предполагается рассмотреть психологические аспекты социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы к гражданской жизни.
Объект исследования – граждане, уволенные с военной службы.
Предмет исследования – психологические аспекты социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы.
Цель исследования – изучить психологические аспекты социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть Концепцию социальной адаптации военнослужащих, уволенных с гражданской службы;
- рассмотреть систему социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы;
- проанализировать механизм реализации Концепции;
- изучить опыт решения социальных проблем уволенных военнослужащих за рубежом;
- рассмотреть опыт переподготовки военнослужащих соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии;
- рассмотреть опыт переподготовки военнослужащих в Федеративной Республике Германия;
- изучить Французскую политику в области переподготовки военнослужащих;
- проанализировать опыт социальной адаптации увольняемых военнослужащих в Соединенных Штатах Америки.
1. Концепция социальной адаптации военнослужащих, уволенных с гражданской службы
1.1. Общие положения Концепции
В целях решения проблем адаптации военнослужащих, уволенных с гражданской службы, разработана Концепция социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которая представляет собой систему принятых в Вооруженных Силах взглядов на сущность, содержание социальной адаптации военнослужащих и организацию работы органов военного управления и должностных лиц по ее обеспечению. Данная Концепция:
1) разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об обороне», «О статусе военнослужащих», других законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также с учетом существующих нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации по вопросам социальной адаптации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
2) направлена на качественное решение задач военной реформы, повышение статуса военнослужащих, укрепление морально-психологического состояния личного состава;
3) исходит из необходимости выработки единого подхода к осуществлению социальной адаптации военнослужащих, включения в эту работу всех органов военного управления, активизации взаимодействия в этих целях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями;
4) учитывает имеющийся опыт решения проблем социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
5) призвана стать основой для разработки и принятия всех последующих нормативных правовых актов по вопросам социальной адаптации указанных категорий граждан.
Данная концепция представляет собой сконцентрированную в едином документе совокупность основополагающих, официально принятых в Вооруженных Силах Российской Федерации положений (понятий и взглядов) по организации, всестороннему обеспечению и совершенствованию системы социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на ближайшую перспективу с учетом реальных условий социально-экономического развития государства.
Основные термины, используемые в Концепции:
Военнослужащие - лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Увольняемые военнослужащие - военнослужащие, проходящие военную службу за три года до увольнения по достижении ими предельного возраста, либо в течение года до увольнения по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, уволенные с военной службы - лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, в Вооруженных Силах СССР.
Члены семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы- супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих [1; 8].
1.2. Система социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы
Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.
Исходной нормативной правовой основой Концепции является положение статьи 7 Конституции Российской Федерации, определяющее Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это конституционное положение ставит социальную защиту граждан центральной проблемой государства, предусматривает развитие системы социальных служб, декларирует гарантии социальной защиты.
Неотъемлемым компонентом системы социальной защиты является социальная адаптация военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Социальная адаптация военнослужащих - это деятельность органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и самих военнослужащих по подготовке и приспособлению к новым условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы [5].
Основные задачи социальной адаптации военнослужащих:
1) планирование и осуществление мероприятий, направленных на смягчение социально-экономических и общественно-психологических последствий, связанных с увольнением военнослужащих и их социальной адаптацией;
2) снижение социальной напряженности в местах размещения воинских формирований и проживания граждан, уволенных с военной службы;
3) создание условий и возможностей для получения образования, переподготовки и трудоустройства;
4) разработка предложений по совершенствованию законодательства о правах, льготах и социальных гарантиях военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
5) совершенствование механизмов и институтов социальной адаптации военнослужащих.
Успешное достижение целей и решение задач социальной адаптации зависит от глубокого знания и умелого применения специфических принципов социальной адаптации, отражающих объективные закономерности деятельности по подготовке военнослужащих к новым условиям жизни после увольнения с военной службы. К ним, прежде всего, относятся:
- гуманизм и законность;
- адресность и предметность;
- тесное взаимодействие органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления и общественных объединений;
- комплексное использование политических, экономических, социальных, правовых и иных мер;
- связь с государственным и военным строительством;
- целостный подход к человеку как объекту социальной адаптации, учет его меняющихся потребностей, интересов, целостных ориентации [1; 10].
Объектом социальной адаптации выступают военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей.
Субъектом социальной защиты являются органы и должностные лица, предназначенные осуществлять эту деятельность.
В соответствии с положением статьи 7 Федерального закона «Об обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправлению во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.
Центральное место в системе социальной адаптации занимают социальные службы, предназначенные для непосредственной работы по социальной поддержке, оказанию бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, социальной адаптации.
В систему социальных служб, осуществляющих социальную защиту и социальную адаптацию военнослужащих, входят:
1) государственная система социальных служб;
2) муниципальная система социальных служб;
3) предприятия и учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию [6].
Основными условиями эффективности предлагаемой системы социальной адаптации военнослужащих являются согласованность, скоординированность деятельности всех органов системы; тесное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями и их социальными службами.
В Вооруженных Силах социальную защиту и социальную адаптацию военнослужащих, увольняемых с военной службы, осуществляют:
- командиры (начальники), другие должностные лица;
- органы военного управления;
- военные комиссариаты;
- органы воспитательной работы;
- юридическая служба Вооруженных Сил, органы военной прокуратуры, военные суды;
- военно-учебные заведения;
- органы и учреждения всех видов обеспечения личного состава;
- общественные объединения.
В целом работа по обеспечению социальной адаптации военнослужащих Вооруженных Сил организуется Министерством обороны. В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона «Об обороне» Министерство обороны обеспечивает социальную защиту военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Организацию переподготовки военнослужащих увольняющих (уволенных) с военной службы, и членов их семей на гражданские профессии осуществляет Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.
Военно-учебные заведения осуществляют подготовку военных кадров в области социальной адаптации, организуют переподготовку увольняемых военнослужащих, участвуют в научно-исследовательской работе и решении проблем социальной адаптации и трудоустройства граждан, уволенных с военной службы.
Определенный вклад в решении задач социальной адаптации вносят общественные объединения. Они осуществляют защиту консолидированных интересов достаточно больших социальных групп личного состава, создают дополнительные возможности, условия и гарантии обеспечения социальной адаптации [1; 9].
В качестве основных элементов системы социальной адаптации и переподготовки военнослужащих выступают:
1) Координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
2) советы по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в видах Вооруженных Сил, военных округов и на флотах;
3) Всероссийской центр социальной адаптации военнослужащих;
4) главные центры социальной адаптации военнослужащих видов Вооруженных Сил;
5) центры социальной адаптации военнослужащих военных округов, флотов;
6) отделения центров социальной адаптации военнослужащих в военных городках-гарнизонах;
7) справочно-консультативные пункты в воинских частях и гарнизонах;
8) учебные центры переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас.
Предлагаемая Концепция создает основу для объединения существующих и создаваемых компонентов социальной адаптации в единую управляемую структуру.
Координация работы федеральных органов исполнительной власти осуществляется Правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей готовит предложения рекомендательного характера для Федерального Собрания и других органов государственной власти по совершенствованию системы социальной адаптации военнослужащих. Он участвует в разработке проектов федеральных и региональных программ социальной защиты военнослужащих, в том числе с участием зарубежных партнеров, запрашивает и получает от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации необходимую информацию, создает из специалистов заинтересованных организаций временные рабочие группы для проведения экспертиз и научных исследований.
Организационно-техническое обеспечение работы Координационного совета осуществляется Отделом организационным и комплектования учебных центров по переподготовке военнослужащих Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.
Функции и сфера деятельности советов по социальной адаптации военнослужащих в видах Вооруженных Сил и военных округах аналогичны функциям и задачам Координационного совета применительно к своим уровням военного управления [1; 3].
Учебные центры переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, находящиеся в ведении Министерства обороны, призваны обеспечить дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих.
В решении проблем социальной защиты военнослужащих Всероссийский центр социальной адаптации взаимодействует с Министерством труда и социального развития, Министерством образования Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями [7].
1.3. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции представляет собой комплекс мероприятий по созданию и обеспечению функционирования в Вооруженных Силах системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Этапы и сроки реализации Концепции:
Выполнение Концепции рассчитано на 2001-2005 годы. Ее реализация осуществляется в два этапа: организационный (2001 год) и основной (2002-2005 годы).
Основной целью организационного этапа является создание условий, необходимых для выполнение практических мероприятий по развертыванию рассматриваемой системы социальной адаптации.
Основными задачами этапа являются:
1) разработка необходимого нормативного правового, научно-методического и информационного обеспечения;
2) определение источников финансового и материально-технического обеспечения, а также трудовых ресурсов;
3) организация эксперимента по отработке механизма социальной адаптации на базе одного из видов Вооруженных Сил;
4) организация подготовки специалистов по социальной защите при одном из военно-учебных заведений и на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего и профессионального образования;
5) создание научно-методического центра;
6) создание эффективной системы управления и контроля за ходом реализации Концепции;
7) разработка и осуществление ряда программ по конкретным проблемам социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [1].
Основной целью основного этапа является реализация системы социальной адаптации в Вооруженных Силах в полном объеме.
Основными задачами этапа являются:
1) проведение необходимых организационно-штатных мероприятий;
2) выделение необходимых финансовых и материально-технических средств;
3) обеспечение распространения результатов апробации на все Вооруженные Силы;
4) контроль за ходом реализации Концепции.
Обеспечение реализации Концепции:
Основу нормативного правового, методического и информационного обеспечения реализации Концепции составляют мероприятия, осуществление которых позволит создать необходимую систему социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Нормативное правовое обеспечение предполагает:
- анализ соответствия действующей нормативной правовой базы существующим социально-экономическим условиям;
- приведение нормативной правовой базы Министерства обороны в соответствие с федеральным законодательством и реальным социально-экономическим положением в стране;
- отработку предложений по корректировке федерального законодательства;
- разработку необходимых приказов, положений и других нормативных документов.
Научно-методическое обеспечение предполагает:
- организацию научно-методического сопровождения реализации Концепции;
- разработку методических рекомендаций по организации взаимодействия на всех уровнях структур исполнительной и законодательной власти, органов военного управления и общественных объединений;
- анализ, обобщение и распространение имеющегося опыта решения вопросов социальной адаптации на местах.
Информационное обеспечение предполагает:
- создание информационно-аналитической базы данных по вопросам социальной адаптации;
- организацию издания и распространения необходимой информационно-справочной литературы;
- организацию информационного взаимодействия со средствами массовой информации, общественными и религиозными объединениями [1; 5].
Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о лидерах групп.
Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией.
В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией. То есть новый работник вживается в коллектив, осваивает системы ценностей, устанавливает связи и вступает в отношения с остальными членами коллектива и т. д. [7].
Финансовое обеспечение Концепции предполагается осуществлять как из бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования.
К основным бюджетным источникам финансирования относятся:
- Федеральный бюджет;
- бюджет субъектов Российской Федерации;
- местные бюджеты.
Внебюджетными источниками финансирования могут быть:
- средства заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
- средства заинтересованных предприятий и фирм;
- иностранные инвестиции;
- целевые банковские кредиты;
- спонсорские средства отечественных и зарубежных фирм;
- личные сбережения граждан;
- средства предпринимательской деятельности граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Материально-техническое обеспечение Концепции предусматривается осуществлять за счет средств Министерства обороны, средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средств органов местного самоуправления, а также заинтересованных организаций, предприятий и фирм.
Трудовые ресурсы. Для успешной реализации Концепции предполагается использовать штатный персонал Вооруженных Сил, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации [1; 2].
Управление ходом реализации Концепции и контроль за ним. Координация деятельности Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти и организаций осуществляется Правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службой, и членов их семей. Контроль за ходом реализации Концепции в Вооруженных Силах осуществляет Координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Проверку финансово-хозяйственной деятельности предполагается осуществлять в соответствии с действующим законодательством,
Оценка эффективности реализации Концепции.
В результате реализации Концепции планируется:
1) в социальном плане - снизить социальную напряженность в армейской среде путем регулирования социальной адаптации увольняемых военнослужащих и членов их семей к гражданской жизни, оказывать им адресную поддержку;
2) в экономическом плане - способствовать экономическому развитию российских регионов, подготовить специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики;
3) в техническом плане - расширить и укрепить в Министерстве обороны материальную базу системы социальной адаптации увольняемых военнослужащих и членов их семей;
4) в организационном плане - создать модель комплексного решения острых социальных проблем в Вооруженных Силах [1].
2. Опыт решения социальных проблем уволенных военнослужащих за рубежом
2.1. Опыт переподготовки военнослужащих соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
Все военнослужащие Великобритании служат на контрактной основе.
Из «Положения Королевы Великобритании об Армии»:
«Командиры несут ответственность за обеспечение доступности информации и консультаций, касающихся всех аспектов адаптации к гражданской жизни, всем военнослужащим любых званий в любой период их карьеры».
Особенностями британской практики в решении проблем адаптации увольняемых военнослужащих являются следующие:
- все мероприятия проводятся за счет государства, а не за счет работодателей или военнослужащих;
- Министерство обороны помогает военнослужащим в этих вопросах за 2-2,5 года до увольнения и 1 года после увольнения;
- право на переподготовку возникает у военнослужащих после 5 лет службы, при этом для рядовых подготовка за 2-2,5 года до увольнения является обязательной, для офицеров - добровольной;
- военнослужащие имеют право на получение гранта на 534 фунта стерлинга (сумма неизменна в течение ряда последних лет) для оплаты курсов переподготовки вне системы Министерства обороны;
- ежегодно увольняется 25 000 военнослужащих, частичная поддержка оказывается всем военнослужащим, полная - 50 % от числа уволенных;
- Министерство обороны, кроме того, возмещает расходы по проезду и проживанию военнослужащих в ходе переподготовки;
- длительность переподготовки зависит от выслуги лет;
- результаты работы по содействию трудоустройству: 50% уволенных военнослужащих находят работу сразу; 75% (с учетом предыдущих 50%) - через 3 месяца после увольнения; 7% - направляются на обучение, уходят в отставку и т.п.; 18% - не находят работу (через год - 7%).
Поддержка военнослужащих осуществляется на трех уровнях:
1) общие консультации в части офицерами, отвечающими за трудоустройство уволенных военнослужащих;
2) уровень поддержки, которую оказывает командование рода войск через офицеров-консультантов (в ВМФ - 8 чел., в ВВС - 11 чел., в СВ - 22 чел.);
3) через структуру, в которой наряду с Министерством обороны участвует частная компания.
Бюро профессиональной реабилитации.
Кроме них в процесс социальной адаптации увольняемых военнослужащих вовлечены Центр адаптации в Алдершоте, 10 региональных центров профориентации, сеть бюро по трудоустройству (бюро трудоустройства при Министерстве обороны, 2 благотворительные организации по трудоустройству и др.).
Министерством обороны публикуется для увольняемых военнослужащих:
1. Еженедельный список вакансий и новых курсов.
2. Ежегодный справочник по темам курсов переподготовки.
3. Ежеквартальный справочник для увольняемых военнослужащих - трудоустройство и региональные возможности.
4. Ежеквартальный Лист Новостей - новости, письма, дискуссии.
5. Справочники для офицеров и солдат «Заполнить пробел» и «Шаг в сторону».
6. План предполагаемого увольнения.
Для жен военнослужащих на организуемых интервью и тренингах Министерством обороны оставляются свободные места. Цена обучения для жен военнослужащих – невысокая [4].
2.2. Опыт переподготовки военнослужащих в Федеративной Республике Германия
В Федеративной Республике Германии правовое регулирование социальной и правовой защиты военнослужащих осуществляется на основе федеральных законов «О воинской повинности» (1986 г.) и «О правовом положении военнослужащих бундесвера» (1975 г.), а также последующих дополнений к ним. В соответствии с этими актами забота о социальной защите военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров является обязанностью государства. Решение данных вопросов входит в непосредственную компетенцию федерального Министерства обороны.
В составе центрального аппарата Министерства, наряду с правовым, бюджетным и другими отделами, созданы социальные отделы, выполняющие функции социальной и правовой защиты военнослужащих. В гарнизонах на территории ФРГ эти задачи возложены на административно-хозяйственные управления гарнизонов. Они осуществляют социальное обеспечение всех военнослужащих бундесвера и их семей в данном районе. Следует заметить, что, как и другие административные отделы Министерства обороны ФРГ, социальные отделы состоят из вольнонаемных лиц.
Рядом вопросов социальной защиты военнослужащих бундесвера занимаются также Министерство труда и социальных отношений, Министерство по делам семьи и пожилых граждан, Министерство здравоохранения.
Закон устанавливает денежное обеспечение военнослужащих бундесвера при увольнении - отдельно для профессионалов, военнослужащих, проходящих службу по контракту, и по воинской повинности.
При увольнении в запас военнослужащим бундесвера, в том числе и военнослужащим по контракту по истечении договорных сроков, выплачивается выходное пособие. Выходное пособие выплачивается также и в случае досрочного увольнения из вооруженных сил, если увольнение производится не по вине самого военнослужащего и не связано с грубыми нарушениями по службе.
Выходное пособие включает в себя денежную компенсацию, связанную с вынужденной потерей рабочего (служебного) места и единовременное пособие по материальной помощи. Годовое единовременное пособие («тринадцатая зарплата») также входит в выходное пособие.
Денежная компенсация в зависимости от выслуги лет выплачивается за время, в течение которого уволенный в запас военнослужащий может оставаться без работы - от 6 до 36 месяцев.
Сумма денежной компенсации определяется в размере 75% последнего месячного оклада с учетом зонально-территориальных надбавок.
Сумма единовременного пособия по материальной помощи определяется в зависимости от срока службы военнослужащего и не облагается налогом.
Профессионалы увольняются из армии лишь при достижении ими определенного возраста, например, полковник - 50 лет (в штабах - 58 лет), майор - 45 лет (в штабах - 54). Только тогда им положена пенсия за выслугу лет. Размер пенсии зависит от стажа военной службы и величины денежного содержания. За 10 лет выслуги пенсия назначается в размере 35% прежнего денежного содержания, за каждый последующий год сверх 10 и до 25 лет - 2% дополнительно и за каждый год свыше 25 лет - 1% дополнительно.
При определении размера пенсии в расчет принимается только основной оклад и территориальная надбавка. Назначение пенсии профессионалам за сравнительно небольшой срок службы в армии (за 10 лет) объясняется тем, что при формировании бундесвера ставилась задача привлечь на службу военнослужащих гитлеровского вермахта. Эти военнослужащие ко дню вступления в бундесвер имели возраст, близкий к пенсионному, а выслугу лет небольшую. Прослужив в бундесвере всего лишь несколько лет, они достигали определенного возраста и могли быть уволены с правом получения пожизненной пенсии [4].
Тем же военнослужащим, которые поступили на военную службу впервые (в молодом возрасте) стаж в 10 лет права на получение пенсии не дает, так как обязательное условие для ее назначения - служба в армии до определенного возраста.
Увольнение в запас по собственному желанию не дает права на получение пенсии.
При увольнении военнослужащих ранее достижения ими необходимого возраста пенсия за выслугу лет назначается лишь в том случае, если они увольняются по болезни при выслуге в 10 и более лет. При стаже службы менее 10 лет пенсия назначается лишь в том случае, если болезнь военнослужащего вызвана несением военной службы. Размер пенсии такой же, что и при увольнении по возрасту.
Профессионалам может быть назначена пенсия по инвалидности, если они стали нетрудоспособными вследствие несчастного случая, связанного с выполнением служебных обязанностей. Размер пенсии устанавливается так: сначала исчисляется пенсия согласно выслуге лет военнослужащего, затем она повышается на 20%. Максимальный размер пенсии - 75%, минимальный - 66,7%. Размер пенсии по инвалидности, следовательно, поставлен в прямую зависимость от продолжительности службы военнослужащего по контракту.
В случае наступления инвалидности в период срочной службы или на сборах предусмотрены: выплата пенсии, надбавки к ней за инвалидность, бесплатное медицинское обслуживание, ежемесячная компенсация утраченной трудоспособности в размере 45,5% дохода, надбавки на уход за инвалидом и другие льготы.
Помимо пенсии, некоторым категориям военнослужащих-профессионалов выплачивается единовременное пособие. Право на него имеют лишь те военнослужащие, которые уволены по достижении предельного возраста.
Если военнослужащий-профессионал увольняется без права на пенсию за выслугу лет или по инвалидности, ему назначается выходное пособие. Размер пособия: за первый год службы - один оклад, за каждый последующий - половина оклада, но не более 5-ти окладов за 9 лет службы. Выходное пособие выплачивается только после увольнения из армии ежемесячно - по одному окладу.
Иначе обстоит дело с пенсионным обеспечением военнослужащих, проходящих службу по контракту. Права на пенсию они вообще не имеют. Однако, чтобы материально заинтересовать их в военной службе, для них предусматривается ряд специальных выплат (пособий), а также обучение гражданским специальностям в период военной службы и после увольнения.
Военнослужащим, прослужившим по контракту в течение десяти лет, после увольнения еще в течение определенного времени производится доплата к заработной плате до размера получаемого денежного довольствия в последний месяц службы в армии. Иными словами, за ними на этот период сохраняется тот же уровень материального обеспечения, что во время службы в вооруженных силах.
Военнослужащим, отбывающим воинскую повинность, при увольнении выдается единовременное пособие. Размер пособия зависит от продолжительности службы и воинского звания.
Заслуживает внимания опыт социальной адаптации военнослужащих бундесвера, уволенных в отставку. Федеральный закон «Об обеспечении военнослужащих» определяет в вооруженных силах Германии порядок получения ими образования или повышения квалификации в избранной области. Законом предусматриваются следующие варианты:
1) переподготовка на новую профессию;
2) завершение начатого профессионального образования;
3) получение свидетельства, дающего право на обучение в средних или высших учебных заведениях.
Следует отметить, что положения этого Закона распространяются только на военнослужащих по контракту [4].
В бундесвере создана особая федеральная служба, в центре внимания которой вопросы профессиональной подготовки. На нужды этой службы ежегодно выделяются значительные средства: в 1993 г. - 228,6 млн. марок, в 1994 г. - 226,8 млн. марок. Ее сотрудники начинают работу с военнослужащими еще до призыва в вооруженные силы, ведут ее в течение всего срока его службы и заканчивают только после устройства уволенного в запас на новом рабочем месте.
Среди услуг, оказываемых службой:
1) помощь в поисках работы и ее получении;
2) возмещение расходов, связанных с поездкой для знакомства с новым местом работы или переездом к новому месту жительства;
3) выплата компенсации работодателю, в случае если бывший военнослужащий не сразу достигает необходимой производительности труда на новом месте;
4) выдача некоторым категориям увольняющихся допусков и направлений на работу в государственную службу, на специально резервируемые должности.
Обучение организуется в различных формах по выбору военнослужащих. Освоение значительной части существующих профессий, в том числе по уникальным специальностям, производится в специализированных школах бундесвера, существующих во всех округах. Они предназначены в основном для обучения сверхсрочнослужащих, увольняющихся в запас. Обучение в школах бесплатное. На время учебы военнослужащие освобождаются от несения службы. Выпускники школ получают дипломы, аттестаты и свидетельства общегосударственного стандарта. Школы бундесвера пользуются большой популярностью.
Военнослужащим бундесвера предоставлено право обучения в гражданских высших учебных заведениях, особенно если это способствует повышению их военной квалификации. При этом обучение производится как в очной, так и заочной форме. Во внеслужебное время военнослужащие могут посещать специализированные курсы, вечерние школы и другие гражданские учебные заведения. Обучение в них также производится за счет государства [8].
В целях подготовки квалифицированных специалистов как для вооруженных сил, так и для общества в конце 70-х годов были созданы университеты бундесвера. В них принимается гражданская молодежь при условии последующей службы в вооруженных силах не менее 12 лет. В университетах бундесвера готовят специалистов в области общей и социальной педагогики, экономики и организации производства, авиационной и космической техники, электротехники и машиностроения. Военные дисциплины в университетах не преподаются. Их изучение проводится на специальных курсах, функционирующих в период каникул. Студентам таких университетов выплачивается стипендия.
Для обеспечения адаптации офицеров, увольняющихся из вооруженных сил, в программы ряда высших военных учебных заведений включены такие предметы как «Социология», «Организация управления и управленческая деятельность», «Право» и другие. Несомненно, что все это помогает военнослужащим обрести уверенность в завтрашнем дне [4].
2.3. Французская политика в области переподготовки военнослужащих
Одна из отличительных черт французской политики в этой области заключается в том, что совокупность «комплектование - обучение – переподготовка» рассматривается как единое целое, предполагающее возможность для военнослужащих не только успешно осуществлять свою службу в армии, но и добиться успеха при возвращении в гражданское общество в рамках своей второй карьеры.
С 22 февраля 1996 года, с момента объявления Президентом Французской республики решения о переводе за 6 лет армии на профессиональную основу, политика переподготовки личного состава является составной часть политики управления кадрами.
В частности это означает, например, необходимость предусмотреть профессиональную карьеру, позволяющую военнослужащему в определенный момент времени нести службу в рамках специальности, которая может затем быть использована на гражданской службе.
Это означает также необходимость и наличие процедуры признания дипломов, когда административной комиссией при Министерстве труда производится признание соответствия военных дипломов конкретному уровню на шкале государственных дипломов, выдаваемых системой образования. Координацию процедуры признания военных дипломов осуществляет Департамент профессиональной мобильности (MMP).
Другой особенностью французской политики в этой области является значительная дифференциация работы по социальной помощи военнослужащим для каждого вида войск (ВМФ, ВВС, сухопутные войска). Например, в ВМФ создана структура под названием «Мобильность во флоте», объединяющая 5 управлений переподготовки. По каждому из таких управлений координацию осуществляет офицер-консультант по данному региону. Персонал этих управлений изыскивает возможности трудоустройства в непосредственном контакте с предприятиями (более 4000 различных компаний прибегает к услугам структуры «Мобильность во флоте»).
Общее положение о военнослужащих (закон от 13 июля 1972 г.) с изменениями, внесенными законом о мерах помощи военнослужащим в рамках перехода к профессиональной армии от 19 декабря 1996 г. В соответствии с этим законом кадровый военнослужащий или военнослужащий по контракту может воспользоваться в течение 12 месяцев отпуском для переподготовки, что позволяет ему проходить обучение, адаптированное к его профессиональному проекту. При этом в течение первых 6 месяцев сохраняется 100% заработной платы, а в течение последующих 6 месяцев - заработная плата, но без выплаты премиальных. Есть право работать (стажироваться) на предприятии и получать там заработную плату, но это может повлечь за собой уменьшение военной зарплаты.
Три декрета, принятые в мае 1997 г., определяют условия предоставления отпусков для переподготовки (отпуска предоставляются управлениями кадров).
Совместная инструкция от 22 апреля 1998 года Генерального секретариата административной канцелярии МО и Главных штабов родов войск определяет принципы новой политики переподготовки личного состава.
Политика переподготовки личного состава предназначена для всех военнослужащих, проходивших службу в течение минимум 4 лет.
В Министерстве обороны функционирует Совет по переподготовке личного состава, занимающийся изучением всей совокупности проблем, вынесением заключений и рекомендаций по проектам, представляемым Министерством обороны.
Ответственность за переподготовку личного состава возложена на созданный в 1982 году Департамент профессиональной мобильности (MMP-Mission pour la Mobilite Professionnelle), который под руководством Управления военного и гражданского персонала (DFP) разрабатывает и определяет совместно с различными видами войск политику переподготовки личного состава [4].
В MMP работает 30 чел. Он координирует работу созданных в 1988 году восьми Межармейских центров переподготовки (CIR) по всей территории Франции. Эти центры являются региональными техническими подразделениями ММР.
ММР выделяет им бюджет на профессиональное обучение персонала центров, документацию и услуги внешних агентств, обеспечивающих ориентацию и сопровождение. Персонал центров (старший офицер, 4 других военнослужащих, всего персонала - 6-7 чел.) поддерживает тесные отношения с предприятиями в своих регионах.
Планируется в каждом межармейском центре привлечь к работе консультанта от Министерства труда, который будет финансироваться Министерством обороны.
В рамках ММР сотрудник Министерства труда занимается идентификацией институциональных партнеров, профессиональных и предпринимательских организаций, а также устанавливает отношения и осуществляет обмен информацией с Министерствами труда, народного образования, финансов и промышленности.
Таким образом, на центральном уровне заключаются рамочные соглашения. Одно из направлений трудоустройства военнослужащих - поступление на государственную службу.
Ассоциация по социальной адаптации офицеров и младшего командного состава (ARCO).
ARCO организует коллективные курсы по ориентации и утверждению проектов. Она также проводит индивидуальные собеседования с военнослужащими. ARCO может помогать военнослужащим в течение 3 лет после их увольнения в запас [4].
Техническое задание определяется совместно с ММР, который является вышестоящей организацией. ARCO ежегодно подписывает соглашение с Агентством по трудоустройству высшего управленческого персонала (APEC). ARCO участвует также в обучении офицеров-консультантов (таких офицеров-консультантов в воинских частях около 600 чел., они занимаются кроме профориентирования и переподготовки еще и другими вопросами - собеседования по проблемам карьеры и др.). Бюджет ARCO на 98 % финансируется Министерством обороны (в 1998 году он составлял 7 млн. франков).
Процесс переподготовки должен начинаться за 2-1,5 года до увольнения военнослужащего.
Предусматриваются следующие этапы:
1. Информирование
(Личный состав информируется о переподготовке и существующих структурах в этой области).
2. Ориентация
(Это первый настоящий этап переподготовки. В рамках Министерства обороны проводится первое собеседование по переориентации. Оно позволяет обратиться, в зависимости от ситуации, к офицеру-консультанту, в Межармейский центр переподготовки (CIR), или ARCO).
3. Профессиональный проект
(Структуры помощи в переподготовке личного состава содействуют появлению на свет профессионального проекта, а затем - его утверждению. Утверждение проекта имеет целью как можно более объективную проверку правильности проекта, реалистичности его характера и его осуществимости с точки зрения рынка труда. Командование принимает участие в этом процессе лишь на последующих этапах, с тем, чтобы дать свое разрешение на осуществление проекта и определить объем и характер необходимых мероприятий).
4. Реализация проекта
(Два способа действия:
- профессиональное обучение (осуществляется в том случае, когда профессионального опыта недостаточно, или когда полученные в армии навыки не могут быть непосредственно использованы в рамках гражданской специальности. Обучение должно пополнять имеющийся опыт);
- сопровождение в отношениях с предприятиями (Эта мера предназначена для военнослужащих, прошедших отбор в рамках предшествующего этапа ориентации. Цель таких курсов, длящихся 6 месяцев, состоит в наделении военнослужащего инструментами и навыками общения, необходимыми для его интеграции в предприятие. Специализированное агентство помогает ему уточнить его проект и оказывает ему содействие при его первых контактах (моделирование собеседований, составление автобиографии, анкеты и писем и т.д.)).
2.4. Опыт социальной адаптации увольняемых военнослужащих в Соединенных Штатах Америки
Вопросам социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США, членов их семей придается первостепенное значение и Конгрессом, и администрацией. Предложения по соответствующим проектам новых законов и поправкам к действующим законодательным актам готовятся Министерством обороны США и проходят предварительную экспертизу в Главном счетном управлении. Экспертную оценку по ним выносит также бюджетная служба Конгресса, в частности, ее секция национальной безопасности. Согласно законодательству, Министерство обороны ежегодно до 1 июля должно представить Президенту доклад о результатах сравнения уровня денежного довольствия военнослужащих со ставками заработной платы гражданских служащих (государственного и частного сектора) и соответствующие рекомендации по пересмотру основных видов довольствия.
Предложения по вопросам материального обеспечения военнослужащих включаются в бюджетное послание Президента на очередной финансовый год. Президент передает в Конгресс и копию доклада Министерства обороны с тем, чтобы после обсуждения здесь соответствующих предложений они приняли форму законодательного акта и вступили в силу с началом финансового года, т.е. не позднее 1 октября.
Раз в четыре года Министерство обороны США готовит специальный доклад о системе материального обеспечения военнослужащих, в котором формируются предложения и рекомендации по ее совершенствованию (варианты законодательных поправок, изменений в структуре и механизме социальной защиты военнослужащих и ветеранов и т.п.). По традиции этот доклад становится основой для дебатов в Конгрессе по реформе соответствующего законодательства [4].
Законодательство США предусматривает периодическую «ревизию» системы выплат военнослужащим с тем, чтобы увязать порядок и условия добровольного найма на военную службу с уровнем жизни в стране и конъюнктурой на рынке рабочей силы. С этой целью Конгресс США специальным решением ежегодно повышает им базовые оклады, надбавки на питание и жилье. Например, с учетом величины инфляции они были увеличены в 1991 г. - на 3,5% , в 1992 г. - на 4,2%.
Размер специальных, наградных и различных компенсационных выплат пересматриваются значительно реже - обычно раз в три-пять лет. В целом в бюджете Министерства обороны США предусмотрено около 50 статей, касающихся материального обеспечения военнослужащих, начиная с расходов по денежному содержанию и кончая издержками на погребение и выплату пособий родителям, супругам и детям погибших (умерших). В Сенате США вопросами социального обеспечения военнослужащих занимаются, прежде всего, Комитет по вооруженным силам и, в частности, входящий в его состав Подкомитет по личному составу и персоналу, а также Комитет по делам ветеранов.
В Палате представителей данными проблемами занимаются Комитет по вооруженным силам и, в том числе, входящий в его состав Подкомитет по делам военнослужащих и компенсациям (выплатам). Важную роль играет также Комитет по делам ветеранов, в который входит ряд подкомитетов:
1) по вопросам компенсаций, пенсий и страхования;
2) по вопросам образования, подготовки и занятости;
3) социальных гарантий и защиты здоровья; по жилищным вопросам и мемориальной службе;
4) надзора и расследований.
По представлению вышеуказанных комитетов Конгресс США ежегодно вносит около 20-25 поправок в законодательство, регулирующее вопросы социального обеспечения военнослужащих.
В структуре органов исполнительной власти США вопросами социальной защиты как действующих, так и бывших военнослужащих занимается Министерство обороны. С этой целью в его составе созданы управления кадров, статистики и пенсионного обеспечения. Отдельные вопросы также решает Министерство здравоохранения и социального обеспечения.
В соответствии с законодательством США американские граждане, прослужившие на действительной военной службе не менее срока, установленного для курса подготовки новобранца (180 и более дней) и уволенные не по причине недостойного поведения, подпадают под категорию «ветеран» и получают право на пользование определенными льготами. Для уволенных по инвалидности минимальные сроки службы не устанавливаются.
Вопросами льгот и привилегий ветеранов вооруженных сил США занимается Министерство по делам ветеранов. (До 15 марта 1989 г. этими вопросами занималось управление по делам ветеранов, повышение его статуса до уровня Министерства свидетельствует о значимости, которая придается в США вопросам социального обеспечения бывших военнослужащих).
Министерство по делам ветеранов занимается проблемами социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил вне рамок соответствующих специализированных служб Министерства обороны. Поэтому небезынтересно познакомиться с его структурой. Она включает секретаря по делам ветеранов, заместителя секретаря, аппараты генерального инспектора и главного юрисконсульта, отделы обращений ветеранов, обращений по контрактам и отдел использования малого и неприбыльного бизнеса. В составе Министерства имеются управления по медицинскому обслуживанию ветеранов и исследованиям, по льготам и привилегиям ветеранов, аппараты помощников секретаря по вопросам финансов и планирования, по информационным ресурсам и управлению, по кадрам и административным вопросам, по связям с ветеранами и координации программ, по закупкам и сооружениям, по связям с Конгрессом и общественностью [4].
В Министерстве по делам ветеранов работает свыше 245 тыс. чел. Это второй по численности гражданских служащих федеральный исполнительный орган. На долю центрального аппарата приходится около 4 тыс. чел., а на периферийные органы - более 241 тыс. Указанное Министерство ведает делами по установлению льгот, назначению пособий и пенсий, защите прав бывших военнослужащих, участников боевых действий, ветеранов, находящихся на действительной военной службе.
К числу основных льгот, предусмотренных американским законодательством для ветеранов ВС США, относятся:
1) выплата пособий по инвалидности;
2) реализация программы профессиональной реабилитации;
3) оказание помощи в получении образования;
4) психотерапевтическая помощь ветеранам войны во Вьетнаме;
5) оказание помощи в трудоустройстве;
6) выплата пособий по безработице;
7) осуществляемые на льготных условиях медицинское обслуживание, страхование жизни, предоставление ссуд на строительство жилья, организация похорон и некоторые другие услуги.
Вышеуказанные виды материального обеспечения утверждаются Конгрессом.
Министерство по делам ветеранов учитывает всех лиц, проходивших службу в вооруженных силах в военное время или принимавших участие в вооруженных конфликтах, включая тех ветеранов, которые проживают за пределами США. Ветераны, чья действительная служба проходила в мирное время, имеют право на некоторые льготы и привилегии, предоставляемые ветеранам войн.
По данным печати, в настоящее время услугами этого министерства пользуются или могут пользоваться около 73 млн. чел. (1/3 населения страны): 27 млн. чел., отнесенных к категории ветеранов, и 46 млн. - члены их семей. Оно располагает достаточно мощной финансово-экономической базой. Ему принадлежит 19,3 кв. км земли и более 5 тыс. зданий во всех 50 штатах, федеральном округе Колумбия, на о. Пуэрто-Рико и на Филиппинах. Бюджет министерства в 1990 г. составлял 28, 6 млрд. долл.; более 95% указанной суммы приходилось на прямые выплаты ветеранам [4].
Проблемами социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США наряду с государственными структурами активно занимаются многочисленные общественные организации, ассоциации и фонды, в том числе:
1) Ассоциация офицеров в отставке;
2) Национальная ассоциация вдов военнослужащих;
3) «Парализованные ветераны Америки»;
4) Ассоциация «Жены Золотых Звезд Америки», объединяющая вдов военнослужащих (ветеранов), погибших при выполнении воинского долга или умерших от ран (профессиональных заболеваний), полученных в период прохождения воинской службы;
5) Организация «Ветераны зарубежных войн Соединенных Штатов»;
6) Ассоциация слепых ветеранов;
7) Организация «Американские ветераны-инвалиды»;
8) Организация «Американцы - бывшие военнопленные».
Значительную помощь военному ведомству в социальной защите военнослужащих, а также в ориентации молодежи оказывают различные ассоциации, созданные в вооруженных силах, в том числе «Американская ассоциация военнослужащих рядового и сержантского состава».
Основная задача этих ассоциаций - защита прав солдат, сержантов, офицеров и членов их семей. Кроме того, активисты ассоциаций участвуют в мероприятиях, связанных с набором добровольцев на военную службу, работой среди гражданской молодежи и среди тех, кто недавно подписал контракты.
Характерной особенностью американского механизма социальной защиты военнослужащих является осуществление ее через специально разработанные программы. Типичен в этом плане подход к разрешению проблемы трудоустройства военнослужащих и членов их семей.
В конце 80-х годов Пентагон, министерства видов вооруженных сил США, многочисленные военные организации (ассоциации армии, ВВС, ВМС, офицеров, сержантов, рядовых запаса), оказывающие помощь в обеспечении работой лиц, ушедших с военной службы, создали в США специальную службу по вопросам трудоустройства лиц, покинувших ряды вооруженных сил.
Сотрудники этой службы разработали и реализовали специальную программу «сопряжения» военных и гражданских специальностей, благодаря которой каждый желающий найти работу может получить информацию о том, в каких отраслях экономики его целесообразно использовать и где требуются специалисты данного профиля. Руководство службы полагает, что этого удалось добиться благодаря тесному взаимодействию с компаниями, корпорациями, государственными и частными бюро по найму рабочий силы. Для ускорения и облегчения трудоустройства выпущены справочники-указатели, содержащие различные сведения: от советов увольняемым в запас и отставку до правил заполнения необходимых анкет, данные которых вводятся в ЭВМ. В настоящее время такие справочники имеются почти во всех библиотеках воинских частей США.
Законодательство США вменяет в обязанность государственным органам осуществлять заботу о военнослужащих и после их увольнения из вооруженных сил. Так, рядовые и сержанты, не получающие пенсий, имеют право на пособие по безработице, выплачиваемое из фонда, созданного исключительно за счет средств Министерства обороны. Бывшие военнослужащие пользуются преимуществом при найме на государственную службу.
Привилегии при найме на государственную службу заключаются в предоставлении отдельным категориям ветеранов приоритетного права найма на работу в правительственные организации. В соответствии с законодательством США - закон «О приоритетном праве ветеранов» (1944 г.); закон «О помощи ветеранам в вопросах образования и трудоустройства» (1976 г.) и закон «О реформе гражданской службы» (1978 г.) - приоритетом при приеме на работу в правительственные организации пользуются участники боевых действий и имеющие правительственные награды или получившие за время службы инвалидность. Кроме того, для поступивших на военную службу после 7 сентября 1980 г. обязательным является условие ее прохождения в регулярных ВС как минимум в течение 2-х лет (это условие не касается инвалидов) [4].
Ветераны-инвалиды пользуются приоритетным правом при найме на работу в правительственные организации, если они отвечают профессиональным требованиям, если потеря трудоспособности составляет 30 и более процентов и если она наступила в результате прохождения ими действительной военной службы.
Программа профессиональной реабилитации осуществляется с целью оказания помощи ветеранам, получившим инвалидность в результате прохождения ими действительной военной службы, в вопросах восстановления их самостоятельности, социальной и профессиональной пригодности. Под действие программы попадают бывшие военнослужащие со степенью потери трудоспособности не менее 20%, инвалидность которых наступила не ранее чем 16 сентября 1940 г.
Курс реабилитации рассчитан на 48 и более месяцев. Он организуется на базе университетов, колледжей, школ и курсов профессионально-технической подготовки, специализированных реабилитационных учреждений, а при необходимости - и на дому. Программа курса предусматривает: бесплатное обучение по специальности; бесплатные специальные занятия, связанные с восстановлением двигательных, речевых и других функций, обеспечивающих повседневную самостоятельность и организуемые в зависимости от характера инвалидности (отсутствие конечностей, слепота, глухота и др.); предоставление бесплатных услуг, включая обеспечение питанием, медицинское обслуживание и протезирование, проезд на транспорте, бытовое обслуживание семей ветеранов и некоторые другие.
Курс реабилитации может быть пройден в любое удобное ветерану время в 12-летний период с момента назначения ему Министерством по делам ветеранов пенсии по инвалидности.
Пособия по безработице могут выплачиваться лицам, завершившим весь срок действительной военной службы, а также уволенным по другим уважительным причинам (по сокращению, по медицинским соображениям и т.д.). При этом они должны быть зарегистрированы на бирже труда.
Размер пособия и срок, в течение которого оно выплачивается, исчисляются на основании основного оклада и надбавок на момент увольнения и конкретно определяются законодательством штата, в котором проживает бывший военнослужащий. При этом в большинстве штатов пособие по безработице выплачивается в течение 26 недель, в отдельных случаях этот срок может быть продлен. Выплачиваемая сумма составляет 7-468 долл. в неделю.
Ветераны, которые на 30% нетрудоспособны, получают работу без прохождения конкурса, если они отвечают предъявляемым требованиям. Многие предприниматели, как показывает практика, высоко ценят опыт, приобретенный военнослужащими за время службы, и охотно берут их на работу.
Американским военным законодательством определен также порядок трудоустройства членов семей военнослужащих. Например, те из них, кто временно работает в районе дислокации войск за рубежом, пользуется правом на внеочередное трудоустройство по возвращении в США. Срок предоставления работы в этом случае не должен превышать 6 месяцев. Кроме того, у этих лиц есть преимущество при получении работы с неполным рабочим днем, по совместительству, а также сезонной работы. Для оказания помощи в реализации упомянутых прав в сухопутных войсках созданы 65 специализированных центров по трудоустройству. Они оснащены компьютерной техникой, что позволяет незамедлительно получать ответы на любой запрос, связанный с проблемой занятости.
Дополнительные меры защиты приняты Конгрессом США в отношении военнослужащих, подлежащих демобилизации в связи с сокращением вооруженных сил. Предусмотрены, в частности: выплата специального денежного пособия по увольнению в запас, размер которого в зависимости от звания и выслуги составляет от 30 до 100 тыс. долл.; оплата переезда уволенного и членов его семьи в любой город США; бесплатное медицинское обслуживание уволенных и членов их семей на срок до 120 дней; бесплатное лечение в течение одного года заболеваний, приобретенных во время службы; выплата 26-недельного пособия по безработице; разрешение уволенным и их семьям бесплатно проживать в государственных жилых домах в течение 6 месяцев; сохранение за ними права покупать товары в военных магазинах.
Законами США предусмотрены и иные льготы ветеранам в вопросах их трудоустройства.
В 1992 финансовом году в связи с сокращением вооруженных сил были приняты две новые программы, обеспечивающие безболезненность такого сокращения: «Поощрительные выплаты при добровольном увольнении» и «Специальное вознаграждение при увольнении». Они распространялись на военнослужащих отдельных недефицитных специальностей, имеющих выслугу от 6 до 20 лет, добровольно уволившихся из вооруженных сил. Каждый военнослужащий был вправе самостоятельно решить, в какой программе он будет участвовать.
По первой программе предусмотрены ежегодные выплаты в размере 2,5% годовой суммы основного оклада, умноженного на количество прослуженных лет. Платежи производятся в течение срока, равного удвоенному количеству прослуженных лет. В случае смерти получателя выплаты производятся его вдове. По второй программе предусмотрена единовременная выплата денежной суммы, составляющей 15% основного годового оклада, которая умножена на количество прослуженных лет [4].
Показательно, что согласно специальному решению Конгресса США, каждый досрочно увольняемый должен указать в письменной форме, в какой степени он и члены его семьи удовлетворены предусмотренными мерами правительственной помощи. Претензии становятся предметом специального разбирательства представителей Конгресса в аппарате Министерства обороны. Эти представители несут персональную ответственность за реализацию в полном объеме программ правительственной помощи увольняемым по сокращению вооруженных сил.
Другой пример создания хорошо отлаженного механизма социальной защиты военнослужащих, который заслуживает особого рассмотрения, - это постановка дела по обеспечению права военнопленных на возвращение на Родину и по установлению судьбы пропавших без вести во Вьетнаме военнослужащих армии США.
Заключение
Понятие «адаптация» заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором в отличие от биологического и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.
Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.
Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация – двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.
Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется в его поведении, в показателях трудовой деятельности:
1) эффективности труда (его количестве и качестве);
2) усвоении социальной информации и ее практической реализации;
3) росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познавательной);
4) удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т. д.).
Трудовая адаптация может быть первичной – при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной – при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях среды. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.
Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация во многом выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретения навыков профессионального мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.
В Концепции предложено комплексное использование политических, экономических, психологических, правовых, социальных и собственно военных мер, увязанных с повышением боевой готовности и престижа военной службы, скоординировано взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, определены их функции, а также функции должностных лиц в сфере адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В Концепции предложена система социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которая позволит интегрировать усилия заинтересованных органов и должностных лиц в целях более эффективного использования финансовых и других материальных ресурсов.
Основные положения Концепции разработаны для Вооруженных Сил. Однако они могут быть использованы в других войсках, воинских формированиях и органах.
Концепция должна стать основой для разработки программ социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей федерального, регионального и местного уровней.
При организации работы по переподготовке и социальной адаптации увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и на федеральном уровне, и в субъектах Российской Федерации важное значение имеет учет зарубежного опыта в этой области. Ясно, что этот опыт не может быть перенесен в наши условия в «чистом виде», что называется «один к одному». Однако, все полезное и поучительное из этого опыта, безусловно, может быть использовано.
Список литературы
1. «Концепция социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Вооруженных Силах Российской Федерации». Приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации 2001 года № 45.
2. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учебн. пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2002.-495с.
3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебн. пособие для вузов. – М.: Феникс, 2001.-387с.
4. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. – М.: Юрист, 1997.-485с.
5. Майерс Д. Социальная психология. – СП: Питер, 19997.-524с.
6. Мокшанцев Р.И. Социальная психология: Учебн. пособие. – М.: Гардарики, 2001.-472с.
7. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.:Гардарики, 1999.-320с.
8. Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. – М.: Знание, 1999.-272с.
9. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: Питер, 1999.-538с.
10. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.-544с.