Тема: «Феномен гендерной избирательности родительского отношения»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Основные подходы к изучению феномена

              гендерной избирательности родительского

              отношения в психологии…………………………………………6

          1.1. Феномен родительского отношения…………………………...6

          1.2. Сущность и особенности гендерной

                избирательности родительского отношения…………………10

          1.3. Гендерная избирательность родительского

                отношения на разных этапах развития ребенка……………...14

Глава 2 Гендерная избирательность в материнском

              и отцовском отношении…………………………………………26

          2.1. Материнское отношение и гендерная избирательность…….26

          2.2. Влияния отцовского отношения на мальчиков и девочек…..29

Заключение………………………………………………………………..31

Список литературы……………………………………………………….34

Введение

Этапы становления и развития советской детской психологии неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относились к тому, что свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областях жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса, «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». В психологии такой личностью стал Л.С. Выготский. Он строил теорию развития сознательной личности ребенка «в обстановке всеобщей революции» и само его учение было «насквозь революционным». Революционными были жизнь и творчество многих русских интеллигентов, и здесь надо согласиться с поэтом: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».

Вся научная деятельность Л.С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности». Он ввел новый – экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что «проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка».

Л.C. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка.

Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он первым ввел исторический принцип в область детской психологии. «До сих пор, - писал Л.С. Выготский, - еще многие склонны в ложном свете представлять идею исторической психологии. Они отождествляют историю с прошлым. Изучать нечто исторически означает для них изучать непременно тот или иной из фактов прошлого. Изучать исторически что-либо – значит изучать в движении. Это и есть основное требование диалектического метода».

В многочисленных исследованиях А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и их сотрудников была показана зависимость психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности.

Следующий шаг в развитии идей Л.С. Выготского был подготовлен работами П.Я. Гальперина и А.В. Запорожца, посвященными анализу строения и формирования предметного действия, выделению в нем ориентировочной и исполнительной частей. Так началось чрезвычайно продуктивное исследование функционального развития психики ребенка, предсказанное Л.С. Выготским. Актуальным стал вопрос о соотношении функционального и возрастного генеза психических процессов.

Д.Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе «ребенок в обществе», то радикально меняется характер взаимосвязи да и само содержание систем «ребенок – вещь» и «ребенок – отдельный взрослый», выделенных в европейской психологии как две сферы детского бытия.

Система «ребенок – взрослый» превращается, по Д.Б. Эльконину, в систему «ребенок – общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый – носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности.

В педагогике, как и в медицине, самое трудное – умело применить профессиональные знания и умения по отношению к конкретному ребенку. Психосексуальная культура создает контекст, в котором поведение отдельного человека обретает свое истинное звучание. В более узком смысле половое воспитание – это процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат воздействия на формирование полового сознания и поведения.

Процесс этот носит многосторонний характер. С одной стороны, личность в нем – объект, на который психосексуальная культура воздействует – предлагает стереотипы и эталоны для сравнения, одобряет либо не одобряет тот или иной его стиль поведения и отношений. С другой стороны, личность – субъект, который преломляет воспринимаемое через призму собственных особенностей и установок, приемлет одно и отвергает другое, экспериментирует и избирательно преобразует в ценностные ориентации, установки и мотивы то, что предлагают ему социальная среда и ее культура.

В работе предполагается рассмотреть феномен гендерной избирательности родительского отношения.

Объект исследования – родительское отношение.

Предмет исследования – феномен гендерной избирательности родительского отношения

Цель исследования – изучить феномен гендерной избирательности родительского отношения

Задачи исследования:

- рассмотреть основные подходы к изучению феномена гендерной избирательности родителей;

- изучить особенности влияния материнского воспитания на детей разного пола;

- выявить особенности влияния отцовского воспитания на мальчиков и девочек.

Глава 1 Основные подходы к изучению феномена гендерной избирательности родительского отношения в психологии

1.1. Феномен родительского отношения

Одну из важнейших функций семьи составляет физическое и духовное воспроизводство человека. Эта функция имеет большое значение как для самой семьи, для супругов, так и для общества.

В сущности, о семье в буквальном смысле слова можно говорить лишь при наличии в ней ребенка. «Семья начинается с детей», - справедливо заметил А.И. Герцен. Именно появление ребенка по-настоящему скрепляет брачный союз мужчины и женщины, объединяет их общими заботами и радостями. В детях родители как бы продолжают себя, они имеют возможность воплотить в них свои идеалы, реализовать собственные неосуществленные надежды [7].

С другой стороны, рождение ребенка в каждой семье – это появление нового человека, который требует к себе заботы и внимания. Здоровые, хорошо воспитанные и образованные дети составляют главное богатство государства, обеспечивают в дальнейшем материальное, духовное и нравственное развитие общества.

Совершенно очевидно, что появление ребенка в семье возлагает большую и серьезную ответственность на  супругов, ставит перед ними важные задачи по его всестороннему развитию, воспитанию и обучению, по формированию его личности в соответствии с общечеловеческими идеалами.

Воспитательное влияние семьи на ребенка обусловлено материальными и бытовыми условиями ее жизни, численностью и структурой семьи, характером взаимоотношений ее членов, определяющими морально-психологическую атмосферу семьи. Существенное значение имеют образование и жизненный опыт старших членов семьи, особенно родителей, их общая и педагогическая культура.

Воспитание детей в семье является органической частью широкого и сложного процесса воспитания, участниками которого выступают государственные воспитательно-образовательные учреждения (ясли, детский сад, школа и т.д.), детские и юношеские организации, общественность и трудовые коллективы, литература и искусство, средства массовой информации [9; 11].

Однако среди всех факторов воспитания семье принадлежит особая, весьма важная и ответственная роль, поскольку в формировании личности ребенка все начинается именно с родительского дома. Для семейного воспитания характерна своя специфика. Она выражается в том, что воспитание здесь осуществляется главным образом не как специальный процесс, а в результате повседневной совместной жизни старших и младших. Семейное воспитание строится на эмоциональной основе, так как воспитателями выступают родные и самые близкие ребенку люди, оно по существу непрерывно продолжается до полной самостоятельности детей и сугубо индивидуально.

Успешное семейное воспитание детей в большой мере зависит от целости семейного коллектива, наличия в нем отца и матери. Обеспечивая естественную атмосферу внутрисемейных отношений, умножая воспитательное влияние на ребенка, отец и мать создают необходимые условия для его нормального развития и, в частности, в плане взаимоотношений между полами, готовят к общению с представителями мужского и женского пола. Воспитание в семье, как правило, более плодотворно, если в ней растет не один ребенок, а несколько. Это действительно позволяет говорить о семье как о настоящем разновозрастном коллективе, для которого характерны и общие цели, и разнообразные отношения ответственной зависимости между родителями и детьми, между старшими и младшими. Наличие нескольких детей в семье существенно облегчает задачи их воспитания: старшие выступают помощниками родителей, младшие берут с них пример, формируются отношения дружбы и взаимопомощи между братьями и сестрами и т.д. [3].

Родительская любовь – важное условие надлежащей морально-психологической атмосферы в семье, эффективного воспитательного влияния родителей на детей. Любовь родителей – это естественное чувство, совершенно необходимое детям. Она не только обогащает их эмоциональную жизнь, жизнь всей семьи, но и часто подсказывает родителям верные решения, связанные с воспитанием. Вместе с тем родительская любовь к детям не может быть «слепой», она должна проявляться на разумной основе, с объективным учетом реальных интересов ребенка [8].

Рождение ребенка в семье – большое и радостное событие. Супруги, у которых появились сын или дочь, - уже не просто муж и жена, они отец и мать своего ребенка, его воспитатели. «Родители» и «родина» - слова одного корня. Отец и мать для детей являются главными представителями родины. Они приобщают их к родному языку, родной природе, культуре, традициям своего народа. Родители – основное связующие звено между ребенком и Отечеством.

Воспитание детей, подростков, юношей и девушек – непростое и нелегкое дело. Чтобы успешно его выполнять, добиваться желаемых результатов, отцу и матери надо обладать достаточно высокой общей и педагогической культурой. Это значит, что родителям необходимо [1; 9]:

- отчетливо представлять основные задачи воспитания;

- знать возрастные, половые и индивидуальные особенности своего ребенка;

- владеть методами и приемами воспитательной работы с детьми.

Кроме того, это предполагает, что отец и мать живут активной общественной жизнью, в курсе всех важнейших общественно-политических событий, а также событий производственной, культурной, спортивной жизни, регулярно читают художественную литературу, бывают в театрах и музеях, посещают выставки и т.п.

Вооружая родителей различными знаниями, которые нужны собственно для воспитания и непосредственно для передачи детям, насыщенная, полнокровная жизнь отца и матери одновременно служит хорошим и убедительным примером для младших, ориентирует их на такую же активную и содержательную жизнь. При этом, конечно, имеется в виду и положительный пример родителей в отношении к труду, общественной работе, окружающим людям, а также друг к другу.

Поскольку объектом семейного воспитания являются вполне конкретные дети, живущие в данной семье, а воспитателями выступают отец и мать, успех воспитательного воздействия в большей мере зависит от единства их усилий в этом отношении. Обоим родителям важно заранее договорить об общих требованиях к ребенку, о единой линии влияний, о согласованных воздействиях на воспитанника. Только тогда ребенок сможет почувствовать и осознать искренность добрых намерений родителей и их справедливость, лишь тогда общие усилия отца и матери могут привести к достижению поставленных целей.

В каждой семье за время совместной жизни супругов, как правило, складываются определенные семейные традиции. Это могут быть уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, совместный труд и отдых, и многое другое. Такие добрые традиции весьма положительно сказываются на детях, благотворно влияют на формирование у них высоких моральных качеств [5].

Родители успешно выполняют свои функции воспитателей, лишь, если пользуются у детей авторитетом. В раннем возрасте ребятишек этот авторитет обусловлен родительским положением, однако, по мере взросления ребенка отцу и матери приходится специально заботиться о поддержании и укреплении своего авторитета. Заслужить уважение и доверие детей им поможет высокая требовательность к себе, добрая, справедливое отношение к окружающим и, естественно, к самому ребенку, ответственное отношение к своим обязанностям. Весь образ жизни родителей или укрепляет уважение и доверие сыновей и дочерей, или  подрывает их. Это очень важно понять родителям с первых же дней появления малыша на свет.

1.2. Сущность и особенности гендерной избирательности родительского отношения

Значение, придаваемое полу будущего ребенка, у всех людей различно, но, все же, ожидая первенца, родители, особенно отцы, чаще хотят мальчика, а семьи, в которых первые дети – девочки, чаще решаются еще на одного ребенка. Ожидая ребенка, родители заранее представляют, каким он должен быть в зависимости от пола (верны такие представления или нет – это уже другой вопрос; важно, что они есть). По форме живота, интенсивности пигментации кожи у беременной, не говоря уже о периоде шевеления плода, строятся прогнозы пола.

Определение его паспортного статуса становится сигналом к поведению родителей с ребенком. Матери в общении с мальчиками первого года жизни уделяют больше внимания физическим упражнениям, а с девочками – «разговорам» (повторение за ними гуления, обращенная к ребенку речь). Отцы больше склонны разговаривать с новорожденным сыном [6].

При рождении второго ребенка различий в материнском поведении в зависимости от его пола выявить уже не удается. Можно допустить, что это связано с «наработкой» материнского опыта. Ряд исследователей считают, что различия в общении матери с первым ребенком обусловливаются связанными с полом особенностями самого ребенка.

И.И. Лунин, обобщая данные ряда работ, показывает, что до 3 месяцев родители чаще прикасаются к мальчикам, чем к девочкам, но постепенно телесный контакт с мальчиками слабеет, и уже к 6 месяцам к ним прикасаются реже, чем к девочкам, для которых все это время интенсивность телесного контакта остается постоянной. Если объяснять это только родительскими ожиданиями и установками, то непонятно, что же их меняет в столь короткий срок и почему эти перемены относятся только к мальчикам. Но если учесть взаимное обусловливание, то картина становится много понятнее.

Осознает ли маленький ребенок биологические сигналы своей половой принадлежности? Едва ли это можно считать осознанием, тем более прямым, самостоятельным. Скорее, эти биологические сигналы воспринимаются в отраженном и опосредованном родительским поведением виде. Продолжая эту мысль, приходится заключить, что родители, еще и не думающие о половом воспитании, своими реакциями подкрепляют или тормозят у ребенка значение этих биологических сигналов [15].

Семья – первая среда полоролевой социализации. Оценка этого бесспорного факта сопряжена с целым рядом вопросов, в частности о роли отца и матери в воспитании мальчика и девочки, о полоролевом развитии при воспитании ребенка вне семьи. Специально эти вопросы исследовал И.И. Лунин в своей диссертационной работе. Вот некоторые результаты.

Воспитание ребенка в семье всегда совершается во многих ситуациях, применительно к которым его и следует рассматривать. Идет ли речь о выборе игрушек, или помощи родителям по дому, или отношении к назначению, всегда имеют значение и сама ситуация и участвующие в ней лица.

Так, мальчики считали, что право наказывать их имеют оба родителя, но «справедливые» наказания приписывали матери. Девочки же отдавали право на наказание преимущественно матери, но считали справедливыми наказания, исходящие от отца. Все мальчики предпочитали игру с танком и отвергали игру с куклой: они были уверены, что отцу их игры с куклами не понравятся, но при этом каждый второй мальчик предполагал, что маме такая игра вполне может понравиться. Девочки предпочитали игру с куклой, вполне при этом допуская для себя и игру с танком; в отличие от мальчиков, отношение обоих родителей к «мужским» играм они воспринимали как спокойное и заинтересованное [13].

Реальное отношение отцов, особенно отцов мальчиков, вполне совпадало с представлениями матерей и детей, когда речь шла о не свойственных полу играх. В других ситуациях представления родителей и детей расходились.

Матери положительно относились к любой помощи детей. Отцы не одобряли помощи дочерей в «мужском» труде, но помощь мальчиков мамам в «женском» труде считали вполне допустимой. Правда самим мальчикам такая помощь нравилась, а отцы считали, что мальчикам это не по душе.

Отцы спокойнее матерей относились к агрессии детей в адрес младших и гостей, придавали меньше значения конфликтам ребенка и гостя, чаще отзывались на просьбы детей помочь им в игре, более жестко относились к вопросам о происхождении детей. 

Матери же были внимательнее отцов к физическим жалобам ребенка, находили больше различий между мальчиками и девочками. Интересно, что чем более выраженными и важными представлялись родителям половые различия, тем больше они смущались в ответах детям на вопросы, связанные с полом.

Исследование И.И. Лунина строилось на «стереотипическом» принципе:  выяснялись отношения и установки каждого члена семьи к той или иной ситуации. Несмотря на невозможность для каждого члена семьи увидеть себя полностью «глазами других», семьи детей без полоролевых отклонений все же обладали структурной уравновешенностью: позиции любого члена семьи не становились диктатом для других. Отцу, например, может не нравиться, когда маленькая дочь помогает ему в столярных работах, мать может не соглашаться с отцом, а девочка – все же пользоваться его инструментами [6].

Первые женщина и мужчина в жизни ребенка – мать и отец. Но требуется немало времени, чтобы в сознании ребенка родительские и половые роли образовали единство. Если на первых этапах полоролевой социализации женщина и мужчина в представлениях ребенка – это частный случай отца и матери, то теперь родители становятся  представителями пола. Это сказывается на взаимоотношениях детей, которые теперь сравнивают отца и мать с другими взрослыми, и родителей, которые чувствуют изменение позиции детей и могут порой испытывать чувство ревности.

В формировании этих отношений участвует трудно обозримое количество самых разнообразных факторов, определяющих личностное и полоролевое развитие ребенка. Р. Бернс, суммируя в своей фундаментальной работе исследования, посвященные развитию Я-концепции у детей, называет среди таких факторов социальное положение семьи, профессиональный статус родителей, полноту семьи, характер родственных отношений, наличие старших или младших братьев и сестер, доминантность матери и отца и многое другое.

Так называемый здравый смысл далеко не всегда является надежным проводником в лабиринте этих проблем. Предполагалось, например, что теплое отношение отца должно сказываться больше на Я-концепции сына, а не дочери. Но подтвердилось обратное: властный, доминантный контроль отца приводил к негативизации образа Я у мальчиков, никак не сказываясь на образе Я у девочек [14].

Р. Бернс в связи с этим формулирует вопрос, пока не получивший ответа: может быть, дело не в том, что доминантность отца негативно влияет на Я-концепцию мальчиков, а в том, что доминантность отца перекрывает пути доминированию матери, которое оказывало бы позитивное  воздействие? Он настойчиво подчеркивает значение родительского тепла и настаивает на презумпции родительской любви, утверждая, что ни капризы ребенка, ни гнев родителей не подрывают внутреннюю преданность и любовь к нему матери и отца. Именно она представляет собой тот аспект личности каждого из родителей и семейных отношений, к которому можно эффективно апеллировать в ходе полоролевой социализации детей.

С этими положениями перекликается вывод специального исследования А.Я. Варги о том, что в структуре родительского отношения главное место занимает эмоциональное принятие или отвержение ребенка, причем последнее является источником душевного страдания самих родителей [10].

 

1.3. Гендерная избирательность родительского отношения на разных этапах развития ребенка

Первый критический  период развития  ребенка - период новорожденности.

Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой  травмы.  Но  вряд  ли  с  этим можно  согласиться,  если учесть,  что у новорожденного   ребенка   еще   отсутствует  психическая   жизнь,   и  крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в  известном смысле   есть  переход  от  паразитарного   типа  существования   к   форме индивидуальной  жизни.  Это переход от темноты  свету, от тепла  к холоду, от одного   типа  питания   к   другому.   Вступают  в  действие   другие   виды физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Кризис новорожденности -  промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не  было  взрослого человека,  то  через несколько часов это существо  должно было  бы погибнуть. Переход  к  новому  типу  функционирования  обеспечивается  только взрослым.

Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция  еще отсутствует. Единственно, что может ребенок, это принять внутриутробную позу (поджать ножки  и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.  Правда  у ребенка есть врожденные  рефлексы (например, рефлекс Робинзона, «велосипедные движения» и др.). Однако эти рефлексы  не служат  основой  для формирования  человеческих форм  поведения. Они  должны  отмереть  для  того, чтобы сформировался  акт хватания или ходьба [4].

Таким  образом,  период   времени,  когда  ребенок  отделен  от  матери физически,   но   связан  с   ней   физиологически,   и  составляет   период новорожденности.  Этот  период характеризуется катастрофическим изменением  условий  жизни,  помноженным  на  беспомощность  ребенка.  Все  это могло бы привести к гибели ребенка,  если бы не сложилась особая, социальная ситуация его  развития.  C  самого  начала возникает  ситуация  объективно необходимых отношений между  ребенком  и взрослым. Все  условия  жизни ребенка  сразу же социально  опосредованы.  

Однако  социальная   ситуация   развития   должна установиться. Психологическое  единство ребенка  и  матери  еще  должно появиться.  То единство, которое существует с  самого начала, идет со стороны матери,  а со стороны ребенка пока еще ничего нет.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружают действительности - человеческое  лицо.  Может  быть,   это   происходит  потому,  что  это  тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его  органических потребностей.  Глазки ребенка,  которые впервые начинают конвергировать на лице матери, и  улыбка на лицо  матери - служат показателями выделения объекта.

Из   реакции   сосредоточения   на   лице   матери   возникает   важное новообразование  периода  новорожденности  -  комплекс оживления.  Комплекс оживления - это  эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями   и   звуками.  До   этого   движения   ребенка   были хаотичны, некоординированы.  В  комплексе  зарождается координация  движений. Комплекс оживления это первый акт поведения,  акт  выделения взрослого. Это и  первый акт общения.  Комплекс оживления -  это  не просто реакция, это -  попытка воздействовать   на  взрослого  (Н.М.  Щелованов,  М.И.  Лисина,  С.Ю. Мещерякова).

Комплекс  оживления  - основное  новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития  - стадии младенчества.  Поэтому  появление  комплекса  оживления  представляет собой    психологический    критерий    конца    кризиса    новорожденности [10].

Физиологический  критерий  конца  новорожденности - появление зрительного и слухового  сосредоточения,  возможность  формирования  условных рефлексов на зрительные  и  слуховые раздражители.  Медицинский  критерий  конца  периода новорожденности - приобретение ребенком первоначального веса, с которым  он родился,   что   свидетельствует   о   том,  что   физиологические   системы жизнедеятельности функционируют нормально.

Второй период – стадия младенчества.

Специфическая реакция улыбки на лицо  матери есть показатель  того,  что социальная  ситуация   психического  развития  ребенка  уже  сложилась.  Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л.С.  Выготский назвал ее социальной ситуацией «Мы». По словам Л.С. Выготского, ребенок  похож на взрослого  паралитика,  который  говорит:  «Мы поели»,  «Мы погуляли». Здесь можно говорить о неразрывном единстве ребенка и взрослого. Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и  деятельность ухаживающего за  ним взрослого. В общем,  это ситуация комфорта,  и  центральный  элемент   этого   комфорта – взрослый   человек. Как заметил  Д.Б.  Эльконин,  пустышка  и покачивание  -  эрзацы,  заменители взрослого,  говорящие  ребенку: «Все  спокойно!», «Все  в порядке!»,  «Я  - здесь».

Социальная  ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в  себе противоречие: ребенок максимально нуждается во  взрослом  и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него.  Это противоречие решается  на  протяжении  всего периода младенчества. Разрешение  указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила [2; 10].

Социальная   ситуация  общей   жизни  ребенка  с   матерью  приводит  к возникновению нового типа  деятельности - непосредственного  эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д.Б.  Эльконина и М.И. Лисиной, специфическая  особенность  этого типа деятельности состоит  в том, что   предмет   этой   деятельности  -  другой  человек.  Но  если  предмет деятельности - другой человек, то эта деятельность - и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б. Эльконин, а  то, что предметом  деятельности  становится  другой человек. Общение  этого  типа  в младенческом  возрасте очень  ярко выражено.  Со  стороны взрослого  ребенок становится  предметом  деятельности.  Со  стороны  ребенка  можно  наблюдать возникновение  первых  форм  воздействия  на  взрослого.  Так,  очень  скоро голосовые  реакции   ребенка  приобретают  характер  эмоционально  активного призыва,  хныкание   превращается   в  поведенческий  акт,  направленный  на взрослого человека.  Это еще не речь в  собственном смысле  слова,  пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции [12].

Общение  в   этот  период   должно   носить  эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка  создается  эмоционально-положительный  тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Большинство  исследователей (Р. Спитц,  Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от  матери  в  первые  годы  жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка,  и это накладывает неизгладимый  отпечаток  на всю его жизнь. Р. Спитц описывал многочисленные симптомы нарушения поведения детей  и задержку психического и физического развития детей, воспитывавшихся в детских  учреждениях.  Несмотря  на то, что  уход,  питание,  гигиенические условия  в  этих учреждениях были  хорошими,  процент смертности  был  очень большим. Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и  речевое  развитие; разлука с матерью сказывается на  развитии познавательных  функций, на  эмоциональном  развитии ребенка.  А. Джерсилд, описывая эмоциональное  развитие  детей,  отмечал,  что  способность ребенка любить окружающих тесно связана  с тем,  сколько  любви  он  получил сам и в какой форме она выражалась.

М.И. Лисина проанализировала исследования о влиянии разлуки с  матерью на  психическое   развитие   ребенка.  Она   показала,   что   представители психоаналитического направления  ложно  интерпретируют  контакты  ребенка  с матерью  как проявление  его  примитивных сексуальных влечений, не  исследуя действительной природы и подлинного  содержания  этих контактов  и не изучая механизмов   их   влияния   на   психическое  развитие.   Представители   же бихевиористского направления остаются,  по  мнению М.И. Лисиной, на уровне внешнего  описания  фактов,  механистически  трактуя  процессы развития  как поведенческие  реакции, возникающие под  воздействием  окружающих  людей.  В обоих направлениях проявляется натуралистический подход к проблеме развития.

Характерной отличительной чертой натуралистического, подхода к развитию ребенка  служит  ответ  на  вопрос,  где  находится  источник  развития. Все представители  биологизаторского  направления  в  психологии  ищут  источник развития внутри  индивида.  Поэтому  необходимо признать,  что теоретический анализ  большого  числа неоспоримых фактов о  серьезном  негативном  влиянии разлуки с  матерью  на  развитие ребенка  основывается  на  биологизаторских позициях [8].

Л.С. Выготский и его последователи считают, что источник развития лежит  не внутри,  а  вне  ребенка,  в  продуктах  материальной  и  духовной культуры, которая раскрывается каждому ребенку взрослым человеком в процессе общения  и специально  организованной совместной деятельности. Поэтому  путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей, по словам Л.С. Выготского, всегда пролегает через отношение к другому человеку. Вот, почему начало  психической  жизни  состоит в  формировании у  ребенка  специфически человеческой   потребности  в  общении.  В  ходе  длительных   наблюдений  и экспериментов  доказано,   что  эта  потребность   возникает  не  на  основе удовлетворения органических нужд ребенка, а специально формируется в общении ребенка  и  взрослого,  инициатором  которого в первые  дни  жизни  младенца является взрослый [3; 10].

М.И. Лисина говорила  об  упреждающем влиянии взрослого. Л.С. Выготский считал, что общение  со взрослым - основной путь проявления собственной активности  ребенка. Отношение  ребенка  к  миру - зависимая  и производная величина от самых непосредственных и конкретных  его отношений к взрослому человеку.

Дело  не  в   биологической   привязанности  ребенка  к  матери,  не  в удовлетворении сексуальных влечений, не в механическом предъявлении стимулов и  в отборе реакций,  а  в организации общения, в  формировании специфически человеческих  потребностей, в  управлении  ориентировочной   деятельностью ребенка. Можно даже сказать, что  все дело не в  матери как в  биологическом факторе, а во взрослом как конкретном носителе для ребенка всей человеческой культуры и способов ее освоения.

Самые   важные   моменты  взаимодействия   между  ребенком  и  взрослым осуществляются  в  процессе  ухода  за  ребенком.  Это  кормление,  купание, одевание, прогулки и др. Особенность контактов взрослого и ребенка состоит в том,  как взрослый  информирует  ребенка  о  своих  действиях.  При этом  он терпеливо,  не  спеша,   может  ждать  проявления  активности  ребенка.  Так, например, во время кормления  мать поднимает ложку с едой сначала до уровня  глаз  ребенка  с тем,  чтобы ребенок  посмотрел  на эту  ложку. У ребенка  рефлекторно  открывается  рот, и  мать  спокойно  кормит ребенка.  

На   этом  примере  ясно  видно  соблюдение   «золотого   правила воспитания»: ребенку необходимо сначала дать возможность сориентироваться, а затем он сам начинает действовать. Это правило относится к любым, даже самым простым, действиям человека. К сожалению, считает Э. Пиклер, взрослые обычно сами решают, что должен знать ребенок, когда и как он должен действовать, и, помогая  ребенку, обучают  его,  не  предоставляя  ему  возможности  активно ориентироваться в условиях собственного действия [15].

Основной, ведущий тип деятельности  ребенка в младенческом  возрасте – эмоционально-непосредственное   общение,  предметом  которого   для   ребенка является  взрослый  человек.  Первая  потребность,  которая   формируется  у ребенка, - это  потребность в  другом человеке.  Только  развиваясь  рядом с взрослым человеком, ребенок  сам  может  стать человеком. С другой стороны,  дефицит  общения  в младенческом  возрасте оказывает отрицательное  влияние  на  все  последующее  психическое  развитие ребенка.

Пользуясь словами Э. Эриксона,  можно сказать, что события первого года жизни формируют  у  ребенка  «основу доверия»  или недоверия в  отношении внешнего мира. Ущербность в этом возрасте, отсутствие любви между окружающими ребенка людьми и  любви к ребенку, по  мнению исследователей, «окрасит  решение всех возрастных  задач,  которые будут возникать  перед ребенком  на  последующих этапах развития» (Г. Бронсон).

Общая    закономерность     любого    поведенческого    акта:    сначала сориентироваться, а затем действовать. У человеческого ребенка  самом начале жизни   это  обеспечено  природой.  В  первое   полугодии  жизни   происходит чрезвычайно  интенсивное  развитие  сенсорных механизмов,  элементарных форм будущих   ориентировочных   реакций:   сосредоточение,  слежение,   круговые движения. 

В  4 месяца появляется реакция  на новизну (по  М.П. Денисовой). Реакция  на  новизну  - это  явная  сенсорная  реакция,  она,  в  том  числе, заключается  в  длительности удержания взгляда на новом предмете.  Возникают самоподкрепляемые круговые реакции, когда каждую минуту предмет  меняет свои свойства. Развивается слуховое восприятие.      Появляются    реакции   на   голос   матери.   Развивается   тактильная чувствительность,  которая  имеет  важное  значение для  возникновения  акта хватания и обследования предмета [10].

Развиваются  голосовые реакции  ребенка.  Возникают первые призывы - попытки   привлечь  взрослого  с  помощью  голоса,   что  свидетельствует  о перестройке голосовых реакций  в  поведенческие  акты. Уже  в  первые месяцы жизни развиваются  разные типы  голосовых реакций:  гудение, гуканье, лепет.

При правильном  и достаточном  общении ребенка  и  взрослого  фонематический состав лепета соответствует фонематическому составу родной речи.  М.И.  Лисина назвала  его ситуативно-деловым.

Начиная  со второго  полугодия жизни, ребенок  больше не соглашается  просто «обмениваться со взрослым  ласками».  Ему  теперь уже нужно, чтобы взрослый «сотрудничал»  с ним  в деле, организовывал  его, помогал  в трудную минуту, подбадривал  при  неуспехе,  хвалил  за  достижения.  Каждой  матери  хорошо известно, как ребенок, находясь у нее на руках, показывает пальчиком на окно или  часы,   приглашая  полюбоваться  заинтересовавшим  его  предметом.  При ситуативно-деловом  общении  дети ищут присутствия  взрослого,  требуют  его доброжелательного внимания,  но  и этого недостаточно  - детям нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и активно участвовал в этом процессе.

Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на  взрослого.   Из  протянутой  к  недосягаемому  предмету  руки  возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова. Прекрасно  писал  о  возникновении  указательного  жеста  Л.С.  Выготский: «Вначале   указательный   жест   представляет   собой   просто   неудавшееся хватательное движение,  направленное на  предмет  и обозначающее предстоящее действие.  Ребенок пытается схватить слишком далеко  отстоящий  предмет, его руки, протянутые  к  предмету,  остаются  висеть  в  воздухе, пальцы  делают указательные  движения. Эта  ситуация исходная  для дальнейшего  развития [1; 14].

Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно  изменяется.  Указательный жест  становится жестом для других. В ответ на неудавшееся  хватательное движение ребенка возникает реакция не  со стороны  предмета, а со  стороны  другого человека.  Первоначальный смысл  в неудавшееся хватательное  движение  вносят, таким образом, другие.  И только впоследствии, на  основе того,  что  неудавшееся  хватательное  движение уже связывается  ребенком  со  всей  объективной  ситуацией,  он  сам   начинает относиться к  этому движению как к указанию. Здесь изменяется функция самого движения: из движения, направленного на  предмет,  оно становится движением, направленным на другого  человека,  средством связи; хватание превращается в указание.  

Благодаря  этому   самодвижение   редуцируется,   сокращается  и вырабатывается та форма указательного жеста, про  которую можно сказать, что это  уже жест для себя. Однако  жестом для себя  движение  становится не иначе, как  будучи сначала указанием в себе, т.е.  обладая  объективно всеми необходимыми функциями для указания и жеста для других,  то есть осмыслено и понято окружающими  людьми как указание. Ребенок приходит, таким образом,  к осознанию  своего жеста последним. Его значение  и функции создаются вначале объективной ситуацией и затем окружающими ребенка  людьми. Указательный жест раньше  начинает  указывать движением  то,  что  понимается другими, и  лишь позднее становится для самого себя указанием» [9].

К  концу  младенческого возраста  у ребенка возникает  первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка. К  9 месяцам  (начало кризиса 1-го года) ребенок  становится на  ножки, начинает  ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в  акте ходьбы не только  то,  что  расширяется  пространство  ребенка,  но и то,  что ребенок отделяет   себя   от  взрослого.  Впервые  происходит  раздробление   единой социальной  ситуации «Мы», теперь не  мама ведет  ребенка, а  он ведет маму, куда  хочет. Ходьба  - первое  из  основных  новообразований  младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Второе  основное новообразование  этого  возраста  - появление первого слова. Особенность первых  слов  в том,  что они носят характер указательных жестов.

Третий период – ранний возраст.

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого  года жизни  социальная ситуация  полной  слитности ребенка  со взрослым взрывается изнутри.  В  ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.

В этом  возрасте  ребенок  приобретает  некоторую степень самостоятельности: появляются  первые слова, ребенок  начинает  ходить,  развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

По  словам  Л.С. Выготского, все психические функции  в этом  возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Это относится  и к развитию  мышления. Можно  с уверенностью сказать, что  когда ребенок  рождается,  у  него  еще  нет  мышления.  Когда  мышление  начинает формироваться, то  оно формируется не как дискурсивное  или аутистическое, а как  наглядно  действенное  Ребенок  практически  манипулирует  с  вещами  и схватывает связи между ними.  Говоря  образно,  это  мышление, которое  можно видеть  глазами  В.   Келер,  а   вслед  за  ним   и  К. Бюлер  считали,  что наглядно-действенное  мышление   ребенка   аналогично  интеллекту   обезьян [12].

Советские исследователи  показали, что это не соответствует действительности. Согласно  Л.С.  Выготскому, в интеллектуальном решении  очень рано начинает играть роль речь. Она меняет характер всей интеллектуальной активности. Речь сразу  же  освобождает  ребенка от  многих  зависимостей  и,  прежде  всего, исчезает   зависимость   от  поля  восприятия.  Согласно  А.Н. Леонтьеву, центральное  значение  имеет  обобщение ребенком решения ряда сходных задач, что приводит к выделению приема. П.Я.  Гальперин подчеркивает, что предметы выступают для ребенка не как естественные объекты природы. Ребенок овладевает орудиями, которые имеют свою собственную логику и соответствующее назначение в обществе. Ребенок постепенно овладевает значениями предметов [10].

Итак, что же главное  в развитии ребенка раннего возраста? Все основные новообразования связаны  с  развитием основного типа деятельности:  развитие восприятия, интеллекта, речи. В чем  заключается  основное  новообразование, которое возникает в конце  раннего детства? Благодаря отделению действия  от предмета,  происходит  сравнение  своего  действия  с   действием  взрослого (ребенок  называет себя другими именами). Как только  ребенок  увидел себя в другом, он увидел  себя  самого  и появился  феномен «Я сам». Л.С. Выготский назвал  это  новообразование  «внешнее Я сам». Его возникновение приводит  к полному  распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

Первые 5–6 лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся  на последующем развитии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация самым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни – это развитие конкретного мальчика или девочки.

Темпы этого процесса ошеломительны. В 5-6 лет в ребенке уже отчетливо просматривается будущий взрослый. Это путь от первых биологических, витальных потребностей к духовным интересам, от способности к общению до потребности в нем и умения строить его, от элементарных реакций удовольствия или неудовольствия к чувствам радости, страха, гнева, удивления, любопытства, привязанности, а затем и к переживаниям любви, сострадания, ревности, стыда, дружбы [5].

Глава 2 Гендерная избирательность в материнском и отцовском отношении

2.1. Материнское отношение и гендерная избирательность

В сформированную к моменту рождения систему половой диференциации теперь включаются средовые влияния. Строго говоря, они включаются раньше. Уже на последних месяцах беременности плод отличает голос матери от других голосов, звук ее сердцебиения от сходных ритмических звуков, по-разному реагирует на разную музыку и т. д. Это установлено в большом количестве специальных экспериментов и обосновывает необходимость как можно более раннего и более тесного контакта новорожденного с матерью, который имеет не только эмоциональное, но и телесное, биологическое значение.

Хронологически первым этапом психосексуальной социализации является социализация в семье. Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик и какой девочка. Р. Грин, суммировав данные многих исследователей, показал, что поведение родителей с сыновьями и дочерьми различается и по менее осознаваемым параметрам, например по интенсивности телесного контакта, тону обращенной к ребенку речи и т. д. [6].

Решающее значение в половой социализации принято отводить матери, проводящей с детьми больше времени. Однако все чаще подчеркивают, что роль матери и отца не может определяться количественной меркой «больше – меньше». М. Табер, к примеру, показал, что дети реагируют не просто на поведение родителей, а на их поведение в связи с полом, и допустил, что роль отца (особенно для мальчиков) может быть не только не меньшей, но и большей, чем роль матери; решающая роль принадлежит все же отношениям.

Особый канал половой социализации в семье связан с сексуальным поведением. Необходимо рассмотреть общие моменты. Первый из них связан с тем, что даже самые сдержанные родители так или иначе демонстрируют своим поведением отношения мужчины и женщины: забота, прикосновения, объятия, поцелуи, легкие эротические реакции и т. д.

Второй момент поначалу выглядит неожиданным. Р. Грин, Р. Уикс и другие исследователи интересовались развитием детей в необычных семьях, где родители были представлены мужскими или женскими гомосексуальными парами либо парами, один из членов которой хирургическим путем менял свой пол. У всех детей формировалось свойственное большинству людей гетеросексуальное влечение. Направление сексуальной ориентации, стало быть, не передается генетически и не зависит от сексуальной ориентации родителей.

Третий момент, связанный с отношением взрослых к проявлениям сексуальности у детей, можно рассмотреть на примерах проведенного исследования [5].

И мужчины, и женщины воспринимали детскую сексуальность как нечто, присущее лишь мальчикам и, безусловно, отрицательное, хотя и проявляющее себя не так сильно и активно, как взрослая сексуальность. В оценке и мужчин, и женщин детская сексуальность связывалась, в отличие от взрослой, с представлениями о болезни, которая пугает, вызывает чувства стыда и брезгливости.

Оценивая семью как фактор психосексуальной социализации в целом, нужно отметить следующее:

1) хотят того родители или нет, они неизбежно влияют и на психологическое, и на сексуальное развитие детей;

2) семья влияет на ребенка через систему отношений: родителей между собой, каждого из них и обоих вместе с ребенком;

3) успешность влияния семьи существенно зависит от степени согласованности их с существующими у ребенка врожденными особенностями маскулинности-фемининности;

4) семья служит своего рода преломляющим восприятие фильтром на путях вхождения ребенка в психосексуальную культуру [13].

С. Гольдберг и М. Левис в 1969 г. показали, что первые половые различия в поведении мальчиков и девочек обнаруживаются у них уже в 13 месяцев. Матери и дети наблюдались в игровой комнате с широким ассортиментом игрушек. Каждая мать должна была спустить ребенка со своих рук, поставить на пол и наблюдать, не вмешиваясь за игрой. Девочки менее охотно, чем мальчики, сходили с рук матери, держались ближе к ней, чаще оглядывались на нее и возвращались, чтобы прикоснуться к ней. Через 15 минут дети и игрушки были разделены барьером. Девочки кричали и бежали к матери за помощью. Мальчики направлялись к концу перегородки, возможно пытаясь обойти ее. Различались и стили поведения. Девочки больше сидели и играли игрушками. Мальчики были подвижнее, бродили от игрушки к игрушке, толкали девочек.

Через полгода эксперимент был повторен с теми же участниками. К этому времени матери уже больше разговаривали с девочками, чем с мальчиками. Если учесть данные о большем физическом контакте девочек с матерью на первом году жизни, то получается, что сначала мать служит инициатором контакта, а затем девочка своими ожиданиями и требованиями поддерживает и стимулирует этот контакт [5].

Матери относятся к сыновьям как к маленьким мужчинам. В разговоре женщина может сказать о муже и сыне – «мои мужчины» или «мои мальчики».

Для развития ребенка большое значение имеет поведение родителей, и Д.В. Колесов справедливо подчеркивает необходимость избегать всего того, что способствует возникновению и закреплению негативизма по отношению к другому полу.

Например, мальчик может оказаться единственным «светом в окне» для одинокой матери, отдающей ему всю свою любовь. Она старается, чтобы он как можно меньше общался с девочками, так как уверена, что для воспитания у сына мужественности он должен все время общаться с мужчинами, которые и мужественности научат, и в какой-то мере заменят отца, и к дурному не подтолкнут. Итогом может стать «замыкание» сексуальных чувств на образе человека своего пола, т. е. сексуальная переориентация [8].

   

2.2. Влияния отцовского отношения на мальчиков и девочек

Нередко отцы ярко выраженного маскулинного типа бывают разочарованы недостаточной, на их взгляд, мужественностью сына. Одни, исполненные любви, другие с оттенком отвергания, непринятия стремятся исправить этот недостаток своего чада. Первые действительно могут помочь мальчишке, вовлекая его в свои занятия, не отказывая себе в удовольствии поиграть или повозиться с ним и постепенно закрепляя и развивая навыки маскулинного поведения. Вторые же обычно предъявляют к сыну максималистские требования и добиваются их исполнения в очень жестком стиле; результатом становится нарушение у мальчика эмоциональной связи с отцом и возрастание психологических контактов с матерью и другими женщинами в семье.

Дело может принимать еще более тяжелый оборот при наличии старшего брата, разделяющего взгляды отца. В общении с женщинами, которые к тому же жалеют мальчика и проявляют особую ласковость, мальчик больше или меньше феминизирует поведение. Это в свою очередь провоцирует реакцию отвергания со стороны сверстников и т. д. [6].

Считается, что родители более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хотят быть моделью для него. На общение с детьми более или менее явно переносится стиль отношения между полами, так что отношение отцов к дочерям – это всегда немного отношение как к маленьким женщинам.

В свободном, неофициальном общении мужчина скажет о жене и дочери «мои женщины» или «мои девочки».

Бесконечно любящий дочь отец, внушающий дочери, что от мужчин и мальчишек надо держаться как можно дальше, потому что ничего хорошего от них ждать нельзя. Понятно, что этот пример описывает не абсолютные правила, а ситуацию риска. Многое зависит и от ребенка. Результатом действий ласкового отца может оказаться не сексуальная переориентация дочери, а предпочтение, которое она будет оказывать похожим на отца представителям мужского пола [5].

 

Заключение

Детская психология – молодая наука. На протяжении одного столетия своего существования она создавалась трудами выдающихся ученых, и ее современное состояние отличает подлинная зрелость. Однако, несмотря на большое количество талантливых, творческих, самобытных ученых, тем не менее людей масштаба З. Фрейда, Ж. Пиаже или Л.С. Выготского сейчас нет. Во всяком случае всемирной известности и признания вновь возникающие концепции детского развития еще не получили.

Но нельзя сказать, что детская психология остановилась в своем развитии. В настоящее время многие психологи заняты изучением и описанием эмпирических фактов, которые не укладываются в рамки классических концепций и побуждают к их пересмотру. Все больше исследователей склоняются не к противопоставлению различных подходов к исследованию психики ребенка, а к их синтезу.

Выход за рамки лаборатории, многочисленные попытки применить известные теории на практике сопровождаются трудностями в решении жизненных вопросов, что влечет за собой снижение интереса к теории. Общие тенденции современной науки, когда сиюминутные, прагматические вопросы отодвигают на второй план фундаментальные исследования, не миновали и детскую психологию.

Классическую детскую психологию на протяжении всего периода ее становления интересовали общие закономерности психического развития любого ребенка, независимо от его индивидуальности. Современные психологи обращаются к изучению конкретного ребенка, а не усредненного субъекта и проявляют особый интерес к различиям между детьми.

В то же время исследователи стремятся к изучению целостного индивида, анализируя роль наследственности, культуры, мотивации, познавательного развития и поведения. Их интересует роль социальных отношений в семье, в коллективе сверстников, в учебной и профессиональных группах, их влияние на психическое развитие ребенка.

Возрастающий интерес к личности поднимает новые проблемы – изучение обиженного ребенка и оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам.

Ни одна из практических задач не может быть решена без хорошей теории. И здесь огромное поле деятельности для новых поколений психологии.

Создание системы полового воспитания проходит первые свои этапы. Требуется и серьезный культурологический и социально-демографический анализ половой социализации, и углубление знаний о путях полового воспитания, и разработка его новых средств и методов. Но это не должно пугать: прокладывать дороги всегда тяжело.

О наличии системы полового воспитания можно будет по-настоящему говорить лишь тогда, когда данная система органически растворится в повседневной жизни и станет ее неотъемлемой частью и когда в необходимости полового воспитания никого уже не нужно будет убеждать.

Важнейшим фактором, приближающим это время, являются заинтересованность воспитателей и их творческий подход к решению новых педагогических задач.

Содержание полового воспитания составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни.

Принципы полового воспитания представляют собой его методологическую основу. Их можно рассматривать как самое общее руководство к действию, определяющее решение частных задач.

Рассмотрение полового воспитания как составной части нравственного не должно затенять того факта, что оно входит неотъемлемым элементом в формирование здорового образа жизни. Как воспитание полоролевое оно направлено на оптимизацию коммуникативных навыков и социальной адаптации, способствуя тем самым снижению пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств.

Как воспитание сексуальное оно ориентируется на достижение сексуального здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения в виде комплекса физических, эмоциональных интеллектуальных и социальных аспектов сексуального поведения человека, обогащающего его личность, повышающих способность к любви и уменьшающих, таким образом, распространенность сексопатологических нарушений.

Как подготовка к ответственному супружеству и родительству половое воспитание направлено на формирование здоровой семьи, способной преодолевать кризисы своего развития оптимальным образом.    

Список литературы

1. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч., т. 4, М., 1984. – 298с.

2. Выготский Л.С. Проблема обучения  и  умственного развития в  школьном возрасте / Избр. психологические исследования. - М.,1986. – 388с.

3. Выготский  Л.С.  Обучение  и  развитие в  дошкольном  возрасте  / Избр. психологические исследования. - М., 1986. – 325с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999. – 384 с.

5. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.-256 с.

6. Крайг Р. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 297 с.

7. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. – 688 с.

8. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1997. – 285 с.

9 Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психол. журнал – 1980.-№ 5.

10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола,1996.-360 с.

          11. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

12. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147 с.

13. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1989.–196  с.

14. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение к окружающим. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511с.

15. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В Бурменской. -. М: Педагогика, 1996.-473 с.

Список литературы

Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991.-256 с.

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.-360 с.

2.