Оглавление

Введение                                                                                                               3

1. Понятие и типология конфликта                                                                     5

1.1. Понятие конфликта и проблема эволюции конфликта                                5

1.2. Основные виды классификации конфликтов                                                7

2. Причины  возникновения  и структура конфликтов                                    10

2.1.  Причины возникновения конфликтов                                                       10

2.2.  Структура конфликта                                                                                16

Заключение                                                                                                         23

Список литературы                                                                                            24

Введение

В современном обществе, в условиях, когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны.

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию.

Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: «Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития». Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию.

Объект исследования – конфликт, как категория «психологии».

Предмет исследования – особенности психологии конфликта.

Цель исследования – изучить особенности психологии конфликта.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие конфликта и проблему эволюции конфликта.

2. Проанализировать основные виды классификации конфликтов.

3. Рассмотреть причины возникновения конфликтов.

4. Рассмотреть структуру конфликта.

Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов, как: В.С. Агеев [1], А.Я. Анцупов [3; 4], А.М. Бандурка [5],            Н.В. Гришина [8; 9], А.И. Донцов [11], Ф.Е. Василюк [12], Л.Хьелл [19]  и др.

1. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

1.1. Понятие конфликта и проблема эволюции конфликта

Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов) [2].

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь [11].

Возьмем за основу следующее определение конфликта: под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными                          эмоциями [16].

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их,  то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Существует три типа конфликтов: внутриличностные, социальные и зооконфликты. Будем рассматривать первые два. В рамках социальных конфликтов выделяются межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями.

Для того, чтобы разобраться в причинах того, почему в конфликтной ситуации человек поступает так или иначе, необходимо иметь очень четкое представление о функционировании психики в момент конфликта. А для этого нужно представлять себе эволюцию конфликта.

Человек привык думать, что его поступками руководит сознание. И это отчасти так. Однако структура психики включает несколько уровней: бесознательное, подсознание, сознание и надсознание. Логично будет предположить, что чем более длительный период развития прошел каждый из этих отделов, тем более совершенен он с эволюционной точки зрения, тем более упорядочено  его  взаимодействие с другими уровнями.  Следовательно,  чем более древним является  образование,  тем  больше оснований считать,  что именно к нему, как к самому надежному, проверенному временем обратится человеческий организм  в  кризисной ситуации [13].

Рассмотрим, какое место в эволюции конфликта занимает каждый из отделов психики.

Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен, главным образом, инстинктами. К основным  инстинктам  можно  отнести инстинкт самосохранения (продления жизни), размножения (сохранения  вида)  и смерти (последний признается не всеми,  о нем можно спорить, поэтому будем учитывать его в последнюю очередь, хотя именно в конфликтах он проявляется с максимальной полнотой). Первые два инстинкта продиктованы в иерархической последовательности. То есть когда удовлетворяется первый (жизнедеятельность  человеческого  организма  вне опасности), начинает функционировать второй (появляется стремление к продлению рода).

Приблизительно 50 млн. лет назад у высших животных появился новый, более совершенный уровень психического отражения - подсознание. Оно в основном представлено  эмоциями. Эмоции характеризуются большим разнообразием. Их можно разделить на два большие класса: положительные и отрицательные.

Сознание, свойственное человеку, возникло примерно 500 тыс. лет назад. Это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу.

К надсознанию относят психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате длительных специальных, целенаправленных тренировок. Возникло оно примерно 5 тыс. лет назад.

Если представить  время  макроэволюции психики в виде отрезка длиною в один метр,  то сознанию будет соответствовать 1мм., а подсознанию - 10 см. Время эволюции сознания в процессе развития жизни на Земле составляет примерно 0,1%  времени эволюции бессознательного [5].                 

Один из важнейших выводов, вытекающих из сказанного выше, состоит в  том,  что  бессознательное  и  подсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более  значительную  роль, чем  кажется.

В принятии решения о выборе того или иного варианта поведения участвуют все уровни психики. Но в стрессовых, конфликтных ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознания заметно возрастает.  Поэтому  при  анализе  конфликта будем учитывать их влияние.

1.2. Основные виды классификации конфликтов

Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом (табл. 1) [19]:

Таблица 1

Классификация конфликтов 

ТИП

Конфликты с участием человека

Зооконфликты

Социальные

Внутриличнос-тные

 

Интерапси-хические

 

Зоосоциальные

 

 

В

 

И

 

Д

Межличностные

Между «хочу» и «хочу»

Между двумя животными

Между личностью и группой

Между «могу» и «не могу»

Между малыми социальными группами

Между «хочу» и «не могу»

Между животным и группой

Между средними социальными группами

Между «нужно» и «нужно»

Между большими социальными группами

Между «хочу» и «нужно»

Между группами животных

Межгосударственные

Между «нужно» и «не могу»

Межкоалиционные

 

Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Согласно теории А.Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней:

- физиологические;

- в безопасности и защищенности;

- социальные;

- потребности в уважении;

- потребности самовыражения.

В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь еще и следующий вид (табл. 2) [19]:

Таблица 2

Типология конфликтов 

Тип

конфликта

Ресурсный

Статусно-ролевой

Из-за идей, норм и принципов

Объект удовлетворения потребностей

Ресурсы

Статус в группе, роль в межличностных отношениях

Идея, норма, принцип

Потребности

Материальные

Социальные

Духовные

 

Важной характеристикой конфликта является его интенсивность, т.е. острота противоречий и способов их урегулирования. Максимально интенсивный конфликт завершается уничтожением одной или нескольких сторон.

Иногда на ход конфликта оказывает влияние его продолжительность. Конфликт в общественном транспорте может длиться десятки секунд, а Столетняя война между Англией и Францией длилась 116 лет. А потом еще 105 лет этот территориальный конфликт завершался невоенными способами. И все же оба эти конфликта прошли одинаковые стадии развития, о которых пойдет речь в следующей главе.

 

2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТРУКТУРА КОНФЛИКТОВ

2.1. Причины возникновения конфликтов

Совершенно очевиден тот факт, что без выяснения причин конфликтов человек будет не в состоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное для их успешного разрешения и уж тем более для предупреждения.

Существует четыре группы причин конфликтов (рис. 1) [10]:

      Объективные

      Организационно- управленческие

       Социально-психологические

        Личностные

объективные

 

субъективные

Рис. 1 Группы причин конфликтов

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины начинают действовать тогда. Когда предконфликтная обстановка перерастает  в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение.

Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других - нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.

К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

- естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.

- слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем. Например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты  достоинства прибегать к конфликтному поведению.   В  нашем обществе пока не разработаны эффективные стандартные, всем известные конфликтные способы защиты интересов подчиненных  от  произвола начальников. Подчиненный, конечно, имеет право обжаловать неправильные, по его мнению, действия начальника. Однако процедура такого  обжалования мало эффективна. Поэтому   подчиненные реально пользуются ею лишь в  крайних  случаях. В большинстве предконфликтных ситуаций  такого   рода они предпочитают либо уступить, либо пойти на конфликт;

- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности  людей материальных и духовных благ.  То, что мы живем в обществе всевозможных дефицитов, естественно, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере  конфликтов  между ними.  Основным  дефицитом  сегодня стали деньги. Если  в  организации  появляется возможность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто  получает эту работу, и остальными работниками. Распределение материальных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом [12].

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер.  Этим причинам элемент субъективизма присущ  в  несколько  большей степени по сравнению с объективными причинами.  Организационно-управленческие причины конфликтов связаны  с  созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов  заключаются в несоответствии структуры организации  требованиям  деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет  решать  или  решает, структура создается  под задачи. Однако добиться  идеального  соответствия структуры организации решаемым  задачам практически невозможно. В основном допускаются две ошибки при создании организации: ошибка при проектировании организации  и прогнозировании ее задач, и непрерывное изменение задач, стоящих перед организацией. Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных  связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой  должности. Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между  авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных  руководством, также  вызывает опасность конфликта по этому поводу [20].

Третья группа причин имеет социально-психологический характер.

Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может передать без искажения в процессе общения информацию.

Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Согласно теории, Эрика Берна, каждый человек в процессе взаимодействия играет определенные роли. В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он - друг, с другими - начальник, с третьими - подчиненный и т.д. В отношении возникновения конфликта наиболее существенны роли руководителя и подчиненного (ребенка и родителя, старшего, равного, младшего).

Берн вводит понятие трансакции – единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся заданием их позиций.

Выделяются три основных группы ролей:

Ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины…), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания

Родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует

Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике [6].

Когда руководитель  общается  с  подчиненным, то он ведет себя как старший по отношению к младшему. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей,  т.е.  считает себя младшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности  ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго.

 Однако может  сложиться  ситуация,  при которой участники взаимодействия определят себе равные роли.  При  таком  дисбалансе возможен ролевой конфликт. Взаимодействие людей осложняется тем, что они играют сразу несколько ролей.

Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов  является непонимание  людьми  того,  что  при обсуждении проблемы,  особенно сложной,  несовпадение  позиций часто может  быть  вызвано  не  действительным расхождением во взглядах на одно и то же,  а подходом к  проблеме  с  различных сторон.

Проблемы, которые обсуждают люди, как правило,  сложны  и имеют много сторон и оттенков.  Партнеры по взаимодействию нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая разным жизненным опытом  и  знанием проблемы, они дополняют эту проблему до целостной каждый по-своему. В случае такого конфликта необходимо вслух проговорить проблему каждой из сторон и придти к единому ее определению.

Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является  выбор  ими  различных  способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит  сравнение.  Существует  пять  возможных способов оценки: сравнение с идеалом, с нормой, с достижениями других людей, с исходным положением дел.

Существует и другие социально-психологические  причины конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами;  ограниченные способности   человека   к   децентрации,  т.е.  изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с  позициями других людей;  желание получать больше, чем отдавать; стремление к власти; психологическая несовместимость и другие [1].

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с  индивидуально-психологическими особенностями его участников.  Они обусловлены спецификой процессов,  происходящих  в  психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Если говорить  о  причинах  конфликтов, которые можно отнести к психологическим,  то важной среди них будет следующая.

В процессе  социального  взаимодействия  у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого  поведения,  общения, деятельности  со  стороны  другого человека,  являющегося партнером по взаимодействию. Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми,  нежелательными и недопустимыми.  Характер поведения зависит от индивидуально-психологических  особенностей человека,  его  психического состояния,  отношения к конкретному партнеру по взаимодействию,  особенностей актуальной ситуации взаимодействия.  Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого  или  допустимого,  то  взаимодействие продолжается  бесконфликтно,  если нет -либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.

Некоторые отношения  переходят  в  конфликты в силу того, что рамки допустимого поведения у человека могут быть  заужены в результате  его  эгоистической  ориентации  или  чрезмерного стремления к лидерству.  Рамки допустимого поведения одного  и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам.

Еще одна психологическая причина возникновения конфликта - значительная вариативность  психологической  устойчивости  к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Человек может использовать какое-либо воздействие на  человека,  считая  его достаточно нейтральным, или слабым, но для его оппонента оно может оказаться достаточно сильным.

Такую же злую шутку  может  сыграть  с  человеком низкая способность к эмпатии, т.е. непонимание эмоционального состояния другого человека, неспособность сопереживать или сочувствовать ему.

К конфликту может привести завышенный или заниженный уровень притязаний.

Охарактеризованные личностные причины возникновения  конфликта встречаются  наиболее  часто, но не исчерпывают перечень причин подобного рода.

  

2.2. Структура конфликтов

  

Конфликт как многомерное явление  имеет  свою  структуру. Иногда структура   рассматривается   как  устройство,  порядок расположения элементов. Применительно к конфликту такой подход неприемлем, так  как  наряду с тем,  что он является системой, конфликт представляет собой процесс,  поэтому структура  конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность,  тождественность самому  себе, отличие от других явлений социальной жизни,  без которых он не может существовать как динамически  взаимосвязанная  целостная система и процесс.

Каждая конфликтная  ситуация  имеет  объективное  содержание и субъективное значение.  Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

1. Участники конфликта.  В  любом  социальном  конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт,  основными действующими лицами являются люди.  Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт),  как официальные лица (конфликт по  вертикали)  или  как  юридические  лица (представители учреждений  и организаций). 

Степень участия  в  конфликте  может  быть  различной:  от непосредственного противодействия до опосредованного  влияния  на ход конфликта.  Исходя  из этого выделяют:  основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно  совершают  активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.  Некоторые авторы [7; 14] вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны  - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если  в межличностном конфликте один из участников заменяется новым,  то и конфликт  изменяется,  начинается  новый конфликт. Часто в конфликте можно выделить сторону,  которая первой начала конфликтные действия.  Ее называют инициатором конфликта. Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах бывает сложно определить инициатора.  Многие из  таких  конфликтов имеют многолетнюю  историю,  поэтому сложно бывает назвать тот шаг, который стал причиной конфликта.

Часто выделяют  такую  характеристику оппонента,  как его ранг, то есть уровень  возможностей  оппонента  по  реализации своих целей  в конфликте,  «сила»,  выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности,  знания. Навыки и  умения,  его  социальный  опыт  конфликтного   взаимодействия. Это  широта его социальных связей,  масштабы общественной и групповой поддержки.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят  силы,  которые  могут быть представлены отдельными индивидами,  группами  и  т.д.  Они  либо   активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть,  что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей,  исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники - субъекты,  которые оказывают  эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи) [9].

2. Предмет конфликта. Как отмечалось ранее, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие,  как правило, в  свою  пользу.  В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

В большинстве  случаев  суть  противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности.  Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. Предмет конфликта - это объективно существующая или  воображаемая  проблема,  служащая основой конфликта [3]. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект  конфликта.  Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается.  Объект является ядром  проблемы.  Объектом конфликта может   быть   материальная   (ресурс),   социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента [4].

Объект конфликта может быть делимым и неделимым. Условием для конфликта  является  притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта,  желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо   изменять   не  только  его  объективные составляющие, но и субъективные.

4. Микро-  и  макросреда - условия,  в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона, и качества которых она унаследовала.

Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте:

1.  Мотивы  сторон -  это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий,  вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов,  так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов [15].

2. Конфликтное  поведение  состоит из противоположно направленных действий оппонентов.  Этими  действиями  реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов.  Чередование взаимных реакций, направленных  на  реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Конфликтное поведение имеет свои  принципы,  стратегию  и тактики. Среди  основных  принципов  выделяются:  концентрация сил, координация сил,  нанесение удара по  наиболее  уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как  ориентация личности по отношению к конфликту,  установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.  В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» мотивации руководителя, ориентированного либо на производство, либо на человека, производителя.  Первая  «силовая линия» ведет к максимально высоким объемам прибыли  и  рассматривается  как  напористость. Вторая направлена на человека, на то,  чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его  потребностям  и  запросам. Она рассматривается как кооперативность. Выделяются пять стратегий:

Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

Сотрудничество - позволяет осуществить поиск  такого  решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то  важном и принципиальном для каждой стороны.

Приспособление  - основывается на  понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.

При избегании - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению [8].

Как правило,  в конфликте используются комбинации стратегий, порой  доминирует  одна из них.  При этом стратегии в конфликте реализуются через различные тактики.

Тактика захвата и удержания объекта  конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален.

Тактика физического насилия (ущерба). Применяются  такие приемы, как  уничтожение  материальных  ценностей,  физическое воздействие, нанесение телесных повреждений,  блокирование чужой деятельности, причинение боли           и т.п.

Тактика психологического насилия (ущерба)  вызывает у  оппонента обиду,  задевает  самолюбие,  достоинство и честь.  Ее проявления: оскорбление,  грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях.

Тактика давления.  Спектр  приемов  включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата,  шантаж.  В  конфликтах  по вертикали применяется в двух из трех случаев.

Тактика демонстративных  действий. Применяется  с  целью привлечения внимания окружающих к  своей  персоне.  Это  могут быть публичные  высказывания  и  жалобы на состояние здоровья, невыход на работу,  заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, неотменяемые обязательства  (бессрочные голодовки,  перекрытие железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т.п.).

Санкционирование -  воздействие  на  оппонента  с  помощью взыскания, увеличения  рабочей  нагрузки,  наложение  запрета, установление блокад,  невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения.

Тактика коалиций. Цель - усиление своего ранга конфликте. Выражается в  образовании союзов,  увеличение группы поддержки за счет руководителей,  общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов.

Тактика фиксации своей позиции - наиболее часто применяемая тактика (80%  конфликтов).  Основана на использовании фактов, логики  для  подтверждения своей позиции.  Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.

Тактика дружелюбия.  Включает корректное обращение,  подчеркивание общего,  демонстрацию готовности  решать  проблему, предъявление необходимой информации,  предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.

Тактика сделок предусматривает  взаимный  обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями [17; 18].

Тактики бывают жесткими,  нейтральными и мягкими. в конфликтах перемены тактик идут обычно от мягких к жестким.

3. Информационные модели конфликтной ситуации. По-другому этот компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта.

Степень соответствия образа конфликтной  ситуации  реальности может  быть  различной.  Исходя из этого выделяют четыре случая:

1. Конфликтная ситуация объективно существует,  но не осознается, не воспринимается участниками.  Конфликта как социально-психологического явления нет.

 2. Объективная конфликтная ситуация  существует  и  стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).

3. Объективная конфликтная ситуация отсутствует,  но тем не менее отношение  сторон  ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).

4. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно  воспринимается  участниками.  Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом [3; 4].

Обычно конфликтная ситуация характеризуется  значительной степенью искаженности  и неопределенности.  Поэтому именно эта «неопределенность» исхода является необходимым  условием  возникновения конфликта,  ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение.

 При нейтральном взаимодействии ситуация общения воспринимается, как правило,  адекватно. Конечно, происходит определенное искажение и потея информации, как в ходе коммуникации,  так и в результате специфики социальной перцепции,  о чем уже сказано выше при  рассмотрении  генезиса  конфликта.  Это  вполне естественно, так  как  информация не обезличена,  а имеет личностный смысл.  Однако в конфликтной ситуации восприятие  претерпевает особенные  изменения - возрастает степень субъективности восприятия.

Заключение

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности является важнейшим вопросом социальной психологии. В любом объединении людей обязательно существуют разногласия, порой, перерастающие в конфликт.

Конфликты бывают: внутриличностные, социальные и зооконфликты.

Среди основных причин конфликтов психологи выделяют:                                     

1) объективные;

2) организационно- управленческие;

3) социально-психологические;

4) личностные.

Лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения. От этого зависит и «окрашенность» конфликта, т.е. какую роль (положительную или отрицательную) сыграет он на взаимоотношениях коллектива или группы.

Хотелось бы закончить работу словами Х.Л. Мартина Дескальсо, который писал: «В двух случаях из трех люди ссорятся потому, что не доверяют друг другу. Они воображают, что за самым невинным замечанием кроются всевозможные задние мысли. Они хотят, чтобы весь мир мыслил одинаково. Идеи могут быть одинаковыми, но они окрашены различными переживаниями, и формы их выражения различны. 

Если мы сможем хоть как-то сдержаться и отложить выяснение отношений на следующий день, когда немного остынем и будем в состоянии высказаться более четко, ссоры практически прекратятся».

Список литературы

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. – 344с.

2. Андреева Г.М Социальная психология. - М., 1979. – 288с.

3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 345с.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 551с.

5. Бандурка А.М., Друзь В.А. Конфликтология. - Харьков, 1997. – 388с.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992. – 305с.

7. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.Н. Внимание, конфликт! – Новосибирск, 1983. – 377с.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000. – 432с.

9. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. - Л., 1990. – 305с.

10. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993. – 344с.

11. Донцов А.И., Полозов Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестник МГУ: Сер. 14. Психология. -1982. - № 4.

12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984. – 387с.

13. Емельянова С.М. Практикум по конфликтологии. – М., 2001. – 376с.

14. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Ростов-н/Д, 1998. – 304с.

15. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского,                Н.Г. Ярошевского. - М., 1998. – 275с.

16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000. - 686с.

17. Социальная психология личности в вопросах и ответах; учебное пособие / Под ред. В.А.  Лабунской. - М.: Гардарики, 1999. - 397с.

18. Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного,                                Ю.Н. Шерковина. - М.: Политиздат, 1975. – 356с.

19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория Личности. – СПб.: Питер, 2000. - 608с.

20. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2000. - 272с.