Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению
феномена «эмоционального выгорания» социальных
работников…………………………………………………………..5
1.1. Зарождение теории «эмоционального выгорания»……………...5
1.2. «Эмоциональное выгорание» с позиции Б. Пелмана и
Е. Хартмана…………………………………………………………8
1.3. Экзистенциальный подход к проблеме «эмоционального
выгорания»………………………………………………………..11
Глава 2. Характеристика профессиональной деятельности
социальных работников и их личностно-профессиональные
особенности ……………………………………………………….19
2.1. Сущность социальной работы и профессиональные
требования, предъявляемые к социальному работнику………19
2.2. Личностно-професиональные качества социального
работника с точки зрения различных теорий…………………..22
2.3. Специфика феномена «эмоционального выгорания»
в профессиональной деятельности социального работника….27
Заключение…………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………………….38
Введение
Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Однако, улучшая способности людей к социальному функционированию социальный работник в процессе своей деятельности может быть подвержен эмоциональному выгоранию.
Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных областей науки, в том числе психологов. В отечественной психологии основным методологическим принципом является единство сознания и деятельности. В работах отечественных психологов, отмечается, что характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональной становление. В свою очередь выполнение профессиональной деятельности вызывает определенные личностные изменения, в том числе развитие эмоционального «выгорания».
Главной практической задачей психологов в этом направлении является установление гармонии между человеком и профессией.
В каждой профессии имеются комплексы факторов, деформирующих психику, обладающих как общей (объективное разделение социального труда и принципиальная ограниченность человеческих ресурсов отдельного человека - субъекта труда), так и специфической природой (особенности конкретного профессионального труда).
Своеобразие социальной работы заключается в том, что она направлена на организацию индивидуализированных услуг с целью обеспечения психосоциальной гармонии существования человека. Таким образом, социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома «эмоционального выгорания».
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определила выбор темы нашего исследования: «Синдром «профессионального выгорания» у социальных работников и его преодоление».
Объект исследования - профессиональная деятельность социального работника.
Предмет исследования - синдром «профессионального выгорания» у социальных работников.
Цель исследования – изучить основные составляющие синдрома «профессионального выгорания» у социального работника.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические подходы проблеме изучения синдрома «профессионального выгорания» в трудах зарубежных и отечественных авторов;
- рассмотреть сущность социальной работы и профессиональные требования, предъявляемые к социальному работнику;
- рассмотреть личностно-профессиональные качества социального работника с точки зрения различных теорий;
- изучить специфику феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социального работника.
Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания» социальных работников
1.1. Зарождение теории «эмоционального выгорания»
Впервые на проблему «эмоционального выгорания» обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки — выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса - «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена «эмоционального выгорания» [17, с. 13-18].
Термин - «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.
Понятие выгорания («burnout») обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами [29, с. 54].
Первая статья по проблеме «эмоционального выгорания» была опубликована в 1976 г. К. Маслач. Синдром «эмоционального сгорания» определяется ею как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания»» охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию [27, с. 112-113].
Первоначальные исследования проблемы «эмоционального выгорания» носили в основном описательный и эпизодический характер. Только в 1981 г. Маслач детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане - утрату профессионального мастерства.
Основными признаками синдрома сгорания являются:
- ощущение эмоционального истощения;
- наличие негативных чувств по отношению к клиентам;
- негативная самооценка [10, с. 26; 34, с. 24].
Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявления.
Психологи утверждают, что к эмоциональному сгоранию быстрее всего приводит позиция профессионала, которые верят и следуют четырем мифам:
1. Мне нельзя ошибаться.
2. Я должен быть сдержанным.
3. Я не имею права быть предвзятым.
4. Я обязан быть во всем примером для подражания [3, с. 54-55].
Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал. Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающее у здоровых людей. Ощущение тревоги и депрессии является также симптомом эмоционального «выгорания». Депрессия (от лат. depressio - подавление) - это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека или его близких. Возникает чувство беспомощности перед лицом жизненных трудностей, неуверенности в своих возможностях, сочетающиеся с чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, приводит к пассивному поведению, безынициативности [26, с. 66-68].
В то же время при утомлении, тревоге у здоровых людей могут возникать навязчивые состояния (непроизвольно, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию), при которых мотивационный потенциал резко увеличивается. Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает «профессиональное выгорание» [15, с. 93-97].
1.2. «Эмоциональное выгорание» с позиции Б. Пелмана и Е. Хартмана
В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «выгоранием». Среди них есть такие, которые связаны с мотивацией на работу (потеря энтузиазма, интереса к тем, кого обслуживают). Б. Пелман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента:
1. Эмоциональное истощение, которое проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше.
2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Деперсонализация представляет собой изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения, к работе, близким.
3. Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативное восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности, появляется безразличие к работе [22, с. 16-18].
К. Кондо, исследуя проблему «эмоционального выгорания» особое значение придает разрешению стрессовых ситуаций. Он считает наиболее уязвимыми тех, кто реагирует на стрессы агрессивно, несдержанно, поддаваясь соперничеству. Стрессогенный фактор вызывает у таких людей, как правило, чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. Кондо относит к типу «сгорающих» также и «трудоголиков».
Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизует человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека. Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности и т.д. [18, с. 5-7].
К профессиональным стрессам можно отнести:
- вхождение в новую профессиональную среду;
- ситуацию нововведений и конфликтов в этой сфере;
- ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов;
- ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др.
Так, ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений, как: беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности [6, с. 35-40; 18, с. 2-16].
Синдром эмоционального «выгорания» некоторые авторы (например, Махер, Кондо) склонны относить к разновидности стресса, где клиенты социальных служб являются стрессогенными факторами. Другие исследователи рассматривают «эмоциональное выгорание» как результат влияния различных стрессогенных факторов (Маслач, Абрумова, Бойко). Однако, все они сходятся во мнении, что эффекты, возникающие под влиянием стресса сходны с эффектами «выгорания». Так, А.Г. Абрумова выделяет пять типов реакций на стресс, которые сходны с эффектами «выгорания» [1, с. 107-115]:
1. Реакция эмоционального дисбаланса характеризуется отчетливым превалированием отрицательной гаммы эмоций. Общий фон настроения снижен. Человек ощущает чувство дискомфорта той или иной степени выраженности. Помимо широкого диапазона отрицательно окрашенных эмоций, реакция эмоционального дисбаланса характеризуется сокращением круга.
2. Пессимистическая ситуационная реакция выражена в первую очередь изменением мироощущения, установлением мрачной окраски мировоззрения, суждений и оценок, видоизменением и переструктурированием системы ценностей. Мир воспринимается человеком в самых «черных» тонах. Такое восприятие вызывает стойкое снижение уровня оптимизма, что, разумеется, преграждает путь к продуктивному планированию деятельности в будущем. Реальное планирование уступает место мрачным прогнозам. Такая скованность собственной воли, якобы наступающая неконтролируемость сменяющихся событий или условий вызывают вторичное снижение самооценки, ощущение незначительности и маловажности собственных возможностей.
3. Ситуационная реакция демобилизации отличается наиболее резкими изменениями в сфере контактов: отказом от привычных контактов или по меньшей мере значительным их ограничением, что вызывает устойчивые, длительные и мучительные переживания одиночества, беспомощности, безнадежности. Наблюдается также частичный отказ от деятельности. Практически человек избегает включения в какие бы то ни было сферы деятельности, кроме самых необходимых, социально контролируемых, к которым принуждают его установленные и принятые им самим правила и требования общества.
4. Ситуационная реакция оппозиции характеризуется повышающейся степенью агрессивности, возрастающей резкостью отрицательных оценок окружающих и их деятельности.
5. Ситуационная реакция дезорганизации содержит в основе своей тревожный компонент. Вследствие этого здесь наблюдаются в наиболее выраженном виде соматовегетативные проявления (гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы, нарушения сна) [1, с. 107-115].
Однако, несмотря на схожесть эффектов выгорания и профессиональные стрессов, не следует отождествлять их. Синдром эмоционального скорее является не разновидностью стресса, а следствием влияния комплекса стрессовых факторов.
1.3. Экзистенциальный подход к проблеме «эмоционального выгорания»
В работах экзистенционалистов преобладает другой к подход к рассмотрению проблемы эмоционального выгорания. По мнению К. Роджерса: «Помогающие отношения» - это отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими» [28, с. 106-107].
Анализ К. Роджерса построен на описании результатов или эффектов помогающих отношений с точки зрения изменений, происходящих у детей, больных, клиентов психоаналитиков и т.д. Предложенное К. Роджерсом понимание помогающих отношений, как отмечает сам автор, позволяет отнести в эту категорию отношения между детьми и родителями, врачом и пациентом, учителем и учеником, консультантом и клиентом, в самых различных сферах взаимодействия. Сама природа помогающих отношений — в «способствовании», в помощи в решении проблем, естественно, что возникает своеобразная фокусировка на проблемах.
Кроме того, такого типа отношения часто отличаются недостаточной позитивной обратной связью [28, с. 106-107].
Синдром «выгорания» берет свое начало в хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком.
Одним из таких состояний является эмоционально-мотивационное утомление, при котором появляются субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость. Это может привести к хроническому переутомлению. Трудовое утомление - комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создают конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека, для преодоления которого организм мобилизует внутренние ресурсы и переходит на более высокий уровень энергетического функционирования.
Утомление может сопровождаться раздражительностью, снижением интереса работе, мотивационной и эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью и другими явлениями. Возможно появление неврозов и соматических нарушений психогенного характера, могут возникнуть изменения личности - эпизодическая конфликтность, вялость, повышенная эмоциональная лабильность. На стадии выраженного переутомления все это приобретает устойчивые черты - интравертность, замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значимых мотивов. Различают субъектные, институциональные, коммуникативные, ролевые и «должностные» фактора агрессии. Наиболее распространенное изменение личности профессионала - это хроническое переутомление [31, с. 12-15].
Вообще, утомление представляет собой естественное состояние, неизбежно возникающее в определенный момент выполнения деятельности; оно несет функцию защиты. Но при длительном утомлении, без периодов восстановления развивается хроническое утомление и переутомление, при котором ухудшение психофизиологического состояния не компенсируется отдыхом [27, с. 57-59].
Постоянное воздействие разрушающих факторов приводят к устойчивым изменениям личности, при которых эпизодические проявления отрицательных эмоций трансформируются в устойчивые черты: интровертированность, замкнутость, агрессивность, высокую личностную тревожность, депрессивность, агрессивность, сужение круга значимых мотивов.
Одним из показателей синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности является состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистические настроения. Существуют различные научные подходы к определению сущности и видов психической напряженности. Некоторые ученые различают два вида таких состояний:
1) напряжение, вызывающее положительный, мобилизующий эффект;
2) напряженность, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции личности.
Другие проводят различие между эмоциональным напряжением как нормальным состоянием и эмоциональной напряженностью как предпаталогическим состоянием.
К основным видам психической напряженности относятся:
1) перцептивная (возникающая, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации);
2) интеллектуальная (при невозможности найти адекватный способ решения или выход из оптической ситуации);
3) эмоциональная (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность);
4) волевая (при неспешности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией); мотивационная (связанная с борьбой мотивов, например: выполнить долг или уклониться от опасности и риска) [27, с. 13-18; 30, с. 45-47].
При хронической эмоциональной напряженности наблюдаются отрицательные проявления, сходные с признаками переутомления (интравертность, агрессивность, высокая тревожность, неудовлетворенность собой, сворачивание межличностных контактов, неврозы).
Деятельность социальных работников характеризуется увеличением роли когнитивной деятельности, возрастанием значения функции внимания, активного наблюдения, и контроля, переработки поступающей информации и принятия решения в условиях острого дефицита времени. Таким образом, в процессе трудовой деятельности, связанной с умственно-эмоциональном напряжением может развиться нервное перенапряжение [12, с. 77-79].
По мнению ряда исследователей, формированию нервного перенапряжения могут способствовать:
1) личностные особенности, социального работника (усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение);
2) факторы социально-производственной природы нервного перенапряжения (социальные перемены, значимые жизненные трудности (развод, смерть близких и т.д.), длительное эмоциональное напряжение, значительное преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени и хроническая усталость, сопровождающаяся раздражительностью, нетерпением, торопливостью в процессе работы, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе, падение личною престижа, отсутствие элементов творчества в работе и чрезмерная трудовая нагрузка, экстремальные ситуации) [3, с. 54-58].
Исследователи попытались также сформулировать представления о том, какие особенности людей способствуют развитию профессионального «выгорания». По мнению американских исследователей, развитие «выгорания» чаще всего наблюдается у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. Американские исследователи также отмечают, что с возрастом вероятность развития выгорания уменьшается. Однако, преобладающее большинство исследователей считают, что профессиональное выгорание не имеет прямой зависимости от социально-демографических факторов. Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации [18, с. 2-16].
Переживания человека могут реально сказываться на качестве его деятельности, как бы подтверждая для него правильность его негативных, суждений свой адрес. Тенденция к самообвинению может стать столь сильной, что приводит к возникновению саморазрушительных процессов. Нарушение самоуважения часто является центральной характеристикой депрессии. Человек может считать, что он терпит неудачи на работе, что он вообще потерпел неудачу в жизни, что его принципы и идеалы не осуществились, и он переживает жизненное разочарование.
Здесь нам хотелось бы заострить внимание на мнениях различных исследователей по проблеме большей подверженности выгоранию лиц с наиболее активным, добросовестным отношением к работе. К сожалению, эти суждения не подкреплены какими-то конкретными исследованиями. Видимо, считается само собой разумеющимся, что эти люди больше страдают, потому что больше отдаются своей профессии. Этот факт прекрасно отражает название книги К. Маслач - «Выгорание. Плата за сочувствие».
Другие исследователи, например, Форманюк рассматривают данную проблему несколько в другом ракурсе. Исследователь пишет: «Активное трудовое поведение является одной из форм самореализации, точнее говоря, поиском самореализации в сфере профессиональной деятельности. Это особенно характерно для «помогающих профессий» с их высокими идеалами служения людям, с высокими (и часто завышенными) требованиями, которые предъявляются по отношению к представителям данных профессий и результатам их деятельности со стороны общества и часто принимаются ими, задавая высокие критерии «субъектного вклада индивидов в профессиональное занятие.
Соответственно растут я их собственные ожидания относительно тех «личностных наград», которые дает профессиональная деятельность, поскольку «чувство принадлежности, достойная профессия, приобщенность к системеценностей так же существенны для психологического благополучия, как безопасность, любовь и самоуважение» [6, с. 35-40].
Таким образом, оспаривая название книги К. Маслач, Форманюк считает, что «выгорание» — это плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные ожидания. В качестве причин наиболее сильных негативных переживаний, связанных с работой, учителя разных возрастов и групп, как правило, называли «отсутствие результата» («ощущений, что работаешь впустую», «чувствую отчаяние, когда что-то не удалось, не получилось, когда вижу равнодушие и непонимание, неудачи ребят в учебе» и т.д.). Ощущение утраты смысла деятельности, обесценивание и бессмысленность своих усилий являются сильнейшим фактором переживаний учителей.
«Профессия «социальный работник», которая относится к так называемым, «помогающим» профессиям дает хорошую возможность самоактуализации за счет сильного эмоционального вовлечения в деятельность, что является важным элементом самоактуализации», - таково мнение А. Маслоу. Он утверждает, что «самоактуализирующиеся люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за их пределы, во что-то вне них самих», что образует область их «метамотивации» - посвящения себя чему-то «вне себя».
Бойко В.В. рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения [4, с. 65-69].
При этом он описывает различные симптомы «выгорания» [4, с. 65-69]:
1. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.
2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Человек постепенно начинает работать как робот. Однако, в других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом выгорания. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.
3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать.
4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний [4, с. 65-69].
В целом можно отметить, что специалисты в области выгорания сходятся на том, что развитие «выгорания» не ограничивается профессиональной сферой и его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека, его взаимодействии с другими людьми, в других ситуациях его бытия. Болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.
По результатам первой главы можно сделать следующие выводы:
1. Выгорание рассматривается как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов. «Синдром выгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
2. Существуют различные мнения относительно причин возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания». Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания - это взаимодействие с людьми. Те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных службах, прежде всего, выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат.
3. По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. Эти нарушения обычно заключаются в том, что у человека развивается «эмоциональное «выгорание» - симптомокомплекс, который включает в себя набор отрицательных показателей, разрушающих личность специалиста, он не может использовать имеющиеся у него личностные возможности и средства в связи с состоянием психической усталости или утрачивает свои трудовые умения и навыки. В результате происходят нарушения и деформации профессиональной деятельности, снижается результативность труда в целом.
Глава 2. Характеристика профессиональной деятельности социальных работников и их личностно-профессиональные особенности
2.1. Сущность социальной работы и профессиональные требования, предъявляемые к социальному работнику
В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в
постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.), а также социально девиантных контингентов и «групп риска» (алкоголики и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители и проститутки, бомжи, профессиональные нищие и др.) [23, с. 322-323].
Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под «социальной работой» понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемам занятости населения и др.
Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.
Среди основных профессиональных требований к социальному работнику выделяют:
- хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях;
- обладание достаточно высокой общей культурой;
- владение информацией о современных политических, экономических и социальных процессах;
- обладание определенной социальной приспособленностью [9, с. 5-8].
Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т.д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.
Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. «Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение (толерантность), интуиция, сострадание и т.д.» [17, с. 3-10].
Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.
Итак, можно сделать вывод, что социальная работа – это профессия коммуникативная, то есть тесно связанная и неотрывная с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне социальной работы.
В коммуникациях всегда большое внимание уделялось личностным качествам специалиста. Можно сказать, что личностный аспект специалиста в его подготовке, профессиональной деятельности и ее результативности – существенная основа повышения эффективности социальной работы в целом.
Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе – психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обоняния [21, с. 57-63].
Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание, как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность), должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие требования могут играть, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.
Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.
В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа.
Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, применяемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет опыт работы с людьми и ценностные ориентации кандидата.
Ко второй группе качеств относятся такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.
К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие [21, с. 57-63].
2.2. Личностно-професиональные качества социального работника с точки зрения различных теорий
Определение личностных качеств социального работника предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов. Однако такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего, он понимается как одномоментный акт, что предполагает упрощенное представление о человеке, отрыв его от конкретного процесса труда.
Одна из наиболее популярных теорий – концепция Д. Сьюпера, который рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс; оно формируется под взаимодействием ряда факторов высшей среды, среди которых первостепенное значение отводится субъективным факторам. С точки зрения Д. Сьюпера, процесс профессионального становления индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Вместе с тем в нем можно выделить ряд типичных этапов (рост, поиск, уточнение, стабилизация и спад). Большое место он в профессиональном определении он отводит процессу самопонимания личностью себя как работника [23, с. 324-330].
В отечественной психологической литературе выбор профессии исследуется с позиций деятельного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других исследователей, что предполагает анализ всех психических явлений субъекта. В профессиональном самоопределении важную роль играют не столько объективные факторы (семья, школа, группы сверстников), сколько субъективные. Одним из решающих субъективных факторов, определяющих выбор профессий, являются интересы личности.
Как динамическая тенденция интерес описывается рядом характеристик: содержание, широта, глубина, устойчивость. Профессиональный интерес характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий, эмоциональных переживаний. На этом уровне субъект принимает решение превратить свое «хобби» в профессию. В формировании профессиональных планов важное место принадлежит способностям, которые следует учитывать при выборе профессии. Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.
Национальная ассоциация социальных работников США выработала профессиональные нормы, которыми руководствуются социальные работники, и разработала кодекс этики социального работника, где указываются его основные обязательства [23, с. 223-227]:
1. Я считаю своей главной обязанностью служение интересам и благосостоянию индивида или группы, которых я обслуживаю, и это включает действия по улучшению социальных условий жизни и быта клиентов.
2. Я выступаю против дискриминаций по признакам пола, расы, цвета кожи, религии, возраста или национального происхождения в общении с людьми, в своей работе буду добиваться прекращения и ликвидации такой дискриминации в предоставляемых услугах, в трудовых соглашениях, в практике предпринимательства.
3. Я отдаю предпочтение своей профессиональной ответственности, а не своим личным интересам.
4. Я принимаю на себя ответственность за качество и количество предоставляемых мною услуг клиентам. Я уважаю конфиденциальность клиента. Я ответственным образом использую сведения, полученные мною в работе с клиентами.
5. Я отношусь с уважением к сведениям, точкам зрения и действиям коллег по работе и использую соответствующие каналы для выражения своих суждений по этим вопросам.
6. Я практикуюсь в социальной работе в рамках общепринятых знаний и компетенции моей профессии.
7. Я признаю свою ответственность за свой вклад в фонд знаний и опыта в сфере социальной работы.
8. Я принимаю на себя обязанность в защите интересов общины против неэтичных поступков и поведения отдельных индивидов или организаций.
9. Я готов предоставлять соответствующие профессиональные услуги в чрезвычайной общественной обстановке.
10. Я четко и публично провожу различия между заявлениями, как индивида, так и представителя организации.
11. Я поддерживаю принцип необходимости профессионального образования для профессиональной работы.
12. Я принимаю на себя ответственность за создание и поддержку условий в социальном агентстве, которые позволяют социальным работникам вести себя в соответствии с данным кодексом.
13. Я оказываю своими знаниями и умениями поддержку программам улучшения социального благосостояния [23, с. 223-227].
Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурных элементов также относят психолого–педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно назвать следующие характерологические признаки личности специалиста в области социальной работы:
- профессионализированный индивид, осуществляющий свою деятельность в системе «человек-человек»;
- субъект профессиональной деятельности, включенный в социокультурные условия;
- его личность как субъекта деятельности определяют два базовых компонента: возможности (способности) и готовность к этой деятельности;
- личность специалиста в сфере социальной работы формируется, развивается, самореализуется, самосовершенствуется в профессиональной деятельности, она изменяет себя и деятельность;
- эта личность есть индивидуальность с присущими личностными инвариантными характеристиками, которые отвечают профессионально-этическим принципам и стандартам данной профессии.
Личностно-профессиональные особенности социальных работников оказывают непосредственное и существенное влияние на качество социальной работы, а через нее и на действенность проводимой социальной политики государства.
Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому среди прочих требований к социальному работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен:
- иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;
- обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;
- владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;
- обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою позицию;
- обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать с «трудными» подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми, находящимися на реабилитации, и т.д.;
- иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;
- обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать [6, с. 36].
Социальный работник общего профиля должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях - начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника. Но даже будучи штатным работником, профессионал должен постоянно участвовать в общественной работе, набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства, просвещать общество о сути проблем.
2.3. Специфика феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социального работника
Профессия социального работника интересна и дает немало полезного ему самому. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.
Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A. Сторр (1980) выделяет несколько важных аспектов этой «платы»:
- угроза утратить идентичность и «раствориться» в клиентах;
- отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);
- угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией [17, с. 58-61].
Специалисты по социальной работе нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Они не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью социального работника. Во-первых, требования этики не позволяют социальному работнику делиться с семьей проблемами своих клиентов, соблюдая принцип конфиденциальности, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким к своей работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей [17, с. 62-63]. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия специалиста по социальной работе.
Содержательные характеристики синдрома эмоционального «выгорания» социального работника можно описать через изменение профессиональных и личностных качеств (их деформацию), присутствие которых просто необходимо для успешного осуществления профессиональной деятельности и личностного роста.
Стоит заметить, что специфика профессионального «выгорания» заключается в том, что в изменении личностных качеств за счет факторов, связанных с профессиональной деятельностью работника.
Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность социального работника являются когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач; достигать результатов, соответствующих стандартам уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.
На развитие синдрома «сгорания» оказывает воздействие и организационный фактор. Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания [8, с. 56-57]. Данная группа разнородна по своему составу. Приведем основные составляющие организационных факторов:
1. Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания [2, с.3-9; 6, с.35-40]. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друга другом [10, с.25-32]. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [22, с.16-21].
Наличие связей между этой группой факторов и выгоранием в какой-то степени объясняется не только действительным их влиянием на данный феномен, но и их объективным содержанием, возможностью количественного измерения и однозначного понимания.
2. Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними.
Данные относительно взаимодействия между выгоранием и количеством клиентов, их числом, обслуживаемым за определенный период, не однозначны, хотя теоретически можно предполагать наличие положительной связи между этими переменными, что подтверждается рядом исследований [32, с.33-41]. Однако есть и исследования, в которых такая связь между данными переменными не обнаружена. Видимо, отсутствие связи может опосредоваться и другими факторами, в частности, продолжительностью этого контакта.
Более определенную тенденцию обнаруживает сопоставление глубины контакта с клиентами и остроты их проблем. Непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с хроническими больными или людьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями (СПИД, рак и некоторые др.) и т.д. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.
Важный фактор, взаимодействующий с выгоранием, - степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения. Практически все исследования подтверждают отрицательную корреляционную зависимость между указанными переменными и выгоранием, хотя отмечается, что связь между последней переменной более тесная [2, с.3-9; 6, с.35-40]. Вместе с тем связь между указанными характеристиками и выгоранием не является линейной. В частности, в исследовании Дж. де Йонг и В. Шофэли установлено наличие интравертированной зависимости между степенью самостоятельности в деятельности и эмоциональным истощением. Полученные результаты представляются нам важными и интересными, поскольку согласуются с аналогичными данными в других областях психологии [22, с. 16-21].
3. Социально-психологические факторы. Пожалуй, один из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания - социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали. Решающую роль в этом играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.). Практически во всех исследованиях, посвященных этой проблеме, отмечается отрицательная зависимость между выгоранием и социальной поддержкой у представителей практически всех профессий, связанных с оказанием профессиональной помощи людям [22, с. 16-21].
Существенную роль в профессиональном «выгорании» играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования посвященные изучению взаимосвязи между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Они выявили, что это особенно проявляется в тех профессиональных ситуациях, в которых общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, тогда как результат труда зависит от слаженности и скоординированности действий. Анализ уровней «сгорания», проведенный в двух различных группах, показал, что распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома «сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше обычной. Таким образом, появлению синдрома «сгорания» способствует наличие ролевого конфликта в деятельности социального paботника [22, с. 16-21].
Следующим неблагоприятным фактором, связанным с риском возникновения профессионального выгорания в труде социального работника являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной специальности внутри профессии, при необходимости переквалификации и т. д. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту ли, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции. Риск возникновения профессионального «выгорания» личности специалиста в социальной работе увеличивается в таких случаях:
- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
- неразрешенные личностные конфликты консультанта [5, с. 16-18].
В некоторых работах отмечается, что обобщенным показателем отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на сознании правильности выбора профессии, соответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда [9, с. 5-8].
Если человеку не удается преодолеть кризисное состояние, синдром «выгорания», могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим.
Деформация личности - это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и профессионально-эффективное функционирование. Деформация является следствием «выгорания», когда защитные механизмы ослабевают на столько, что социальный работник не может противостоять губительным факторам и начинается процесс разрушения.
Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре ее личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.
В ходе взаимодействия с субъектом социальный работник, используя свою личность как инструмент влияния на него, если социальный работник, часто прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости.
Характерно, что представители профессии типа «человек-человек», постоянно работающие с людьми, в том числе и социальные работники, подвержены опасности профессиональной деформации больше, чем представители профессий типов «человек-техника», «человек-природа». Это вызвано тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на социального работника. Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту социальный работник как бы принимает в себя особенности личности своего партнера по деловому общению и его проблемы, что является небезопасным для его психического здоровья.
Имеют значение и производственные факторы, профессиональное «выгорание» развивается раньше, если работник:
а) оценивает свою работу как незначимую;
б) не удовлетворен профессиональным ростом;
в) испытывает недостаток самостоятельности считает, что его излишне контролируют;
г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);
л) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании;
е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности) [27, с. 57-59].
Существенно влияют па развитие личности специалиста пространство социальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействий специалиста по социальной работе и клиента, морально-правовой статус социального работника в обществе и другие факторы.
Восприятие личностью социального работника социального мира и отдельного человека во многом будет определяться не только личностным развитием, но и в большей мере объективными обстоятельствами.
В США в последние годы проводились исследования факторов, приводящих к стрессовым ситуациям работников детских социальных служб, которые испытывают сильнейшую эмоциональную нагрузку. Улаживание труднейших обстоятельств ограниченные ресурсы, требовательные клиенты, низкая зарплата и постоянно изменяющиеся внешние условия - все это делает стресс профессиональным заболеванием социального работника, ведет к эмоциональному «выгоранию». Поэтому необходимость обучения приемам снятия стрессовых нагрузок получает первостепенное место [27, с. 57-59].
Личностные стрессы социального работника могут быть вызваны такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п.
Психологи изучают, например, как человек принимает нужные решения в нетипичной ситуации, какие психологические качества ему необходимы, какие негативные качества возникают у него в экстремальной ситуации и т.д.
С этим связаны и так называемые «стрессы ответственности». Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту; соотношение способности с возможностью выполнять свои функции. Этическая ответственность социального работника перед своей профессией связана с сохранением ценностей и предназначением профессии, с использованием и развитием знаний социальной работы.
Психологическое изучение профессиональной деятельности тесно связано с проблемами психологии личности, точнее, здесь целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, особенности личности социального работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой стороны, само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.
Профессиональная деятельность человека во многом как бы задает направление развития его личности. Приверженцы структурных концепций считают, что профессиональное развитие - в значительной степени необратимый процесс. Многолетнее участие людей в сходной деятельности, часто сопровождающееся сходством условий труда, быта, общения, приводит к тому, что формируются сходные особенности личности. Экспериментальные исследования во многом подтвердили предположение, что каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения, традиции и т.п. Отрицательным моментом становится возможность профессиональных деформаций личности. Проблема деформации личности социального работника малоизученна, но неоспорим тот факт, что личные особенности человека будут влиять на способность противостоять различным рискам в социальной работе, деформации самой личности и «эмоциональному выгоранию», а с другой стороны, особенности деятельности социального работника могут приводить к изменениям личности.
Подводя итог второй главе можно сделать следующие выводы:
1. Социальная работа как вид профессиональной деятельность требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств без которых осуществление социальной помощи практически невозможно.
2. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственною достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
3. Трудовая деятельность социального работника непосредственно связана с людьми, а потому может создавать синдром профессионального «выгорания».
4. В социальной работе можно выделить две группы факторов, которые могут стать причины эмоционального «выгорания»: - объективные (организационные и ролевые) - порождаемые, условием самой работы или неправильной ее организацией. Это, например, переутомление, чрезмерная психологическая напряженность в работе с клиентами, отрицательный социально-психологический климат в коллективе; - субъективные - особенности личности. Причем обе группы связаны между собой.
5. Практика показывает, что процесс трудовой деятельности в ситуациях, когда специалист переживает психотравмирующие факторы может приводить к снижению, как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде.
Заключение
В ходе исследования было выяснено, что синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях, в числе которых профессия - социальный работник.
Среди основных симптомов синдрома эмоционального выгорания выделяют: ухудшение отношений с коллегами и родственниками; нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам); злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином; утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины; повышенная раздражительность - и на работе, и дома; упорное желание переменить род занятий; то и дело возникающая рассеянность; нарушение сна; обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной работе влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» - это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
Список литературы
1. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика//Психологический журнал. - 1985. - №6. - С. 107 - 115.
2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А.; Эткина A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля//Психологический журнал. - 1984. - №3. - С. 3 - 9.
3. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»//Вестник МГУ. - Cер.14 Психология. - 1995. - №1. - С. 54 - 58.
4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 1996. - 154с.
5. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.М. Мотивация и контроль действий. -M., 1991. - 68с.
6. Васильева Н.Ю. Психологический портрет социального работника//Социальная работа. - 1992. - №5. - С. 35 - 40.
7. Владимирова О., Овчинников Е. Методика психологического консультирования в социальной работе//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1996. - № 2. - С. 14 - 30.
8. Воронин Г.А. Конфликты в школе//Социологические исследования. - 1994. -№3. - С. 56 - 72.
9. Глебович Т.М. Специалист по социальной работе – принципиально новая профессия//Социальная работа. - 1992. - №1. - С. 5 - 8.
10. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы//Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1. - С. 25 - 32.
11. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. - М., 1994. - 114с.
12. Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения. -Барнаул, 1993. - 236с.
13. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность//Социальная работа. - 1992. - №2. - С. 54 - 67.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512с.
15. Козлов B.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. - Саратов, 1984. - 220с.
16. Колпачников В.В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование//Вопросы психологии. - 1998. - №6. - С. 35 – 43.
17. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. -М.: Академический проект, 1999. - 240с.
18. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №11. - С. 2 - 16.
19. Макаревич Р.А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися//Психология учителя. - М., 1989. - С. 45 - 67.
20. Мальцев В.А. Система ценностей социального работника и психологические основания ее эффективного становления: Автореф. дис. канд. психол. Наук: 19.00.01. - Барнаул, 2001. - 21с.
21. Морозова Н.И., Филатова Е.В. Эффективность организации социальной работы глазами клиента//Психология зрелости и старения. - 2003. - №1(21). - С. 57 - 63.
22. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 16 - 21.
23. Основы социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2000. –368с.
24. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация/Под ред. Л.В. Молчадской. - М.: Б.И., 1993. - 34с.
25. Психологические основы профилактики перенапряжения/Под ред. Ю.В. Моцкина, А.И. Киколова, В.И. Тихоревского. - М., 1987. - 278с.
26. Психологические проблемы самореализации личности/Под ред. А.А. Крылова, А.А. Коростылева. - СПб.: Изд. С-П ун-та, 1997. - 240с.
27. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Под ред. С.А. Боровикова, Т.П. Водолазскова. - СПб.: Издательство С-П ун-та, 1991. -151с.
28. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - С. 106 - 107.
29. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424с.
30. Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятии риск//Вестник Московского ун-та, серия «Психология». - 2000. - №3. - С. 45 - 49.
31. Технология социальной работы: Учебное пособие/Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2000. - 348с.
32. Филиппова Г.П. Личностно-профессиональные особенности социального работника//Работник социальной службы. - 2000. - .№1. - С. 33 - 41.
33. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологи. -1994. - №6. - С. 34 - 56.
34. Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной характеристики//Социальная работа. - 1997. - №2. - С. 23 - 27.