Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Семья, как социальный институт…………………………………...5

1.1. Понятие и социальные функции семьи…………………………..5

1.2. Социальные проблемы современных семей……………………..9

1.3. Социально–педагогические аспекты развития личности……...12

Глава 2 Детство, как социально-психологический феномен социума…...18

2.1. Социальное положение детей в стране и его взаимосвязь

                  с развитием личности……………………………………………18

2.2. Меры социальной защиты семей, способствующие

       развитию личности ребенка……………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………..26

Список литературы………………………………………………………….27

Введение

Психологическая наука знает многое о законах обучения ребенка, о характерных возрастных особенностях его развития. В последние годы значительно обогатились научные представления об отношениях в семье, о закономерностях общения между детьми и родителями. Но все еще не разрешенной загадкой остается сложный, противоречивый, иногда мучительный, но всегда творческий процесс воспитания личности человека, таинство возвышения ума и характера. Перед этой непознанностью воспитания и родители, и наука психология во многом равны.

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов.

Проблемным на сегодняшний день является взаимоотношения в семье и обществе. Эту проблему в состоянии решить социальная педагогика. Она как интегративная наука, объединяющая педагогику с социологией, социальной психологией, биологическими и антропологическими науками не только активно объединяет развивающегося индивида с социальными институтами, но и проникает в усложняющуюся и во многом ещё не раскрытую, и по этому и «загадочную»  природу человека, его поразительных и не всегда предсказуемых возможностей.

Объект исследования – развитие личности.

Предмет исследования – социальные условия развития личности.

Цель исследования – изучить социальные условия развития личности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и социальные функции семьи.

2. Проанализировать социальные проблемы современных семей.

3. Рассмотреть социально–педагогические аспекты развития личности.

4. Проанализировать социальное положение детей в стране во взаимосвязи  с развитием личности ребенка.

5. Рассмотреть основные серы социальной защиты семей, способствующие  развитию личности ребенка.

Информационной базой для написания данной работы послужили публикации следующих авторов: Т.М. Афанасьева, С.П. Баранов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, И.В. Гребенников, В. Ильин, Д. Майерс, А.С. Макаренко и др.

Глава 1 Семья, как социальный институт

1.1. Понятие и социальные функции семьи

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной                  ответственностью [1].

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции [13]. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

Социологи определяют семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное  общностью быта и взаимной ответственности [15]. Поскольку семья, как правило,  представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.

Под социальным институтом понимается организованная система связей  и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей -  сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках [9].

Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь [13].

Таким образом, институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций.

Социальные  функции  семьи [4; 7; 11]:

1. Функция  сексуального  регулирования. 

Семья -  это  главный  социальный  институт,  через который  общество  упорядочивает,  направляет  и  регулирует  естественные  сексуальные  потребности  людей [2].  Вместе  с  тем  практически  каждое  общество  имеет  альтернативные  пути  удовлетворения  сексуальных  потребностей.  Несмотря  на  то,  что  существуют  определенные  нормы  супружеской  верности,  большинство  обществ  легко  прощает  нарушение  этих  норм.  При  этом,  как  нигде,  наблюдаются  отклонения  реальной  культуры  от  идеальной.  Но  часто  нормы  семьи  разрешают  сексуальные  связи  супругов  вне  семьи.  Особенно  наглядно  различие  норм  сексуального  поведения  проявляется  в  отношении  добрачного  сексуального  опыта  молодых  людей.  Во  многих  современных    обществах   вступление  в  брак  девственников  считается  абсурдным  и  нелепым,  а  добрачные  сексуальные  связи - служащими  подготовкой  к  браку.  В  патриархальных  семьях  добрачный  сексуальный  опыт  строго  запрещается  (по  крайней  мере,  в  отношении  женщин).

2. Репродуктивная  функция.

Одна  из  основных  задач  любого  общества - воспроизводство  новых  поколений  его  членов.  При  этом  важно,  чтобы  дети  были  физически  и  психически  здоровыми  и  впоследствии  имели  способности  к  обучению  и  социализации.  Вместе  с  тем  важным  условием  существования  общества  является  регулирование  рождаемости,  избежание  демографических  спадов  или  взрывов.

3. Функция  социализация. 

Несмотря  на  большое  число  институтов,  участвующих  в  социализации  личности,  центральное  место  в  этом  процессе  занимает  семья. Это  объясняется  прежде  всего  тем,  что  именно  в  семье  осуществляется  первичная  социализация  индивида,  закладываются  основы  его  формирования  как  личности.  Семья  для  ребенка  является  первичной  группой,  именно  с  нее  начинается  развитие  личности.

4. Функция  эмоционального  удовлетворения. 

К  многочисленным  потребностям  человека  относится  интимное  общение.  Психиатры  считают,  что  основной  причиной  эмоциональных  и  поведенческих  трудностей  в  общении  и  даже  физических  болезней  является  отсутствие  любви,  тепла  и  полноценного  интимного  общения  в  первичной  группе,  и  прежде  всего  в  семье.  Огромное  количество  данных  свидетельствует  о  том,  что  серьёзные  преступления  и  другие  негативные  отклонения  намного  чаще  происходят  у  тех,  кто  в  детстве  был  лишен  заботы  в  семье,  что  дети,  воспитанные  в  детских  домах  без  любви  матери  и  отца,  гораздо  в  большей  степени  подвержены  заболеваниям,  психическим  расстройствам,  повышенной  смертностью  и  т.д.  Доказано,  что  потребность  людей  в  близком  доверительном  общении,  интимности,  эмоциональном  выражении  чувств  близким  людям  является  жизненно  необходимым  элементом  существования.

5. Статусная  функция. 

Каждый  человек,  воспитанный  в  семье,  получает  в  качестве  наследия  некоторые  статусы,  близкие  к  статусам  членов  его  семьи.  Это,  прежде  всего,  относится  к  таким  важным  для  личности  статусам,  как  национальность,  место  в  городской  или  сельской  культуре  и  др.  В  классовых  обществах  принадлежность  семьи  к  определенному  социальному  слою  предоставляет  ребенку  возможности  и  вознаграждения, характерные  для  этого  слоя,  и  в  большинстве  случаев  определяют  его  дальнейшую  жизнь.  Классовый  статус  изменяться  благодаря  усилиям  человека  и  благоприятным  обстоятельствам.

6. Защитная  функция.

Во  всех  обществах  институт  семьи  осуществляет  в  разной  степени  физическую,  экономическую  и  психологическую  защиту  своих  членов.  В  большинстве  случаев  вину  или  стыд  за  человека  разделяют  все  члены  его  семьи. Так  же  могут  и  защищать  его.

7. Экономическая  функция.

Ведение  членами  семьи  общего  хозяйства,  когда  все  они  работают,  способствует  формированию  крепких  экономических  связей  между  ними.  Нормы  семейной  жизни  включают  обязательную  помощь  и  поддержку  каждого  члена  семьи  в  случае,  если  у  него  возникают  экономические  трудности. 

1.2. Социальные проблемы современных семей

Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индистраализация  и др. Возникают проблемы которых не было раньше.

Среди проблем, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений, выделяют:

-     увеличение малообеспеченных слоев населения;

-     увеличение социальной и географической мобильности;

-     миграция, в том числе и за пределы государства;

-     ухудшение состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

-     фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;

-     рост количества неполных семей;

-     повышение коэффициента иждивенчества;

-     социальное сиротство [16].

Все эти проблемы не могут не сказываться на развитии ребенка, на формировании полноценной личности.

Их возникновение в основном связывают с построением государственности нашей страны, серьезными ошибками в формировании социально–экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей.

Коммерциализация делает учреждения социальной инфраструктуры детства недоступными для большинства детей; часть из них, не справились с финансовыми трудностями, закрываются. Теряется высококвалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишенные возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей. Сейчас как никогда остро,  ощущается слабость или полное отсутствие многих элементов социальной защищенности россиян. Если взять область личных доходов, то минимальная зарплата, максимальная пенсия, а также новые размеры всех основных социальных выплат еще очень далеки от стандартов, способных обеспечить сколько-нибудь сносное существование людей.

Резкое расслоение и обеднение большинства населения России обусловлены не только условиями перехода к рынку, но, прежде всего, нарушения состояния пропорций в оплате труда между сферами занятости, слабым социальным обеспечением, нетрудоспособных в результате не эффективной государственной политики в этой области.

В проекте Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи «О положении семьи в Российской Федерации» впервые дается объективная, но безрадостная, картина положения семей в России. Хотя общее количество семей в стране увеличивается (примерно 9 из каждых 10 жителей страны - члены семьи), но сами семьи становятся всё меньше и меньше (2-3 человека) 67% семей состоят и супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи (33%) - это, как правило, семьи одиноких матерей, разведенных женщин, вдов [15].

В последние годы сократилось число браков примерно в четверть и на 10% увеличилось число разводов, что свидетельствует о серьезном кризисе института брака.

Резко упала рождаемость в России по сравнению с послевоенным периодом. Начиная с 80-х годов, растет внебрачная рождаемость. Одновременно отмечается рост числа искусственных абортов. Со второй половины 80-х годов фиксируется снижение ожидаемой продолжительности жизни. И этот процесс не останавливается до сих пор.

Острейшей социальной проблемой для страны стала материнская смертность. Она в 15-20 раз превышает показатели многих развитых стран. Если в России на 100000 новорожденных приходиться 50,8 материнских смертей, то в Скандинавии – 2,8 в Великобритании – 7 в США – 9. В целом рост смертности от неестественных причин вызван обострением социальной напряженности в стране, межнациональными конфликтами, ухудшением качества питания, экологическими и технологическими катастрофами [9].

Таким образом, серьезной социально-экономические и духовно- нравственные трудности нашей жизни являются существенными факторами, которые дестабилизируют традиционные семейные отношения, усиливают их неустойчивость.

Отсутствует и должная подготовка подрастающих поколений к семейной жизни, которая бы способствовала достижению гармонии в брачных отношениях. Наше общество, как никогда ранее, заинтересованно в прочной семье, здоровой физически, духовно и нравственно, в устранении многих перекосов, допущенных в отношении семьи в прошлом.

Поэтому сегодня особенно важна работа всех государственных и не государственных структур, общественных организаций по укреплению семьи и оказанию всемерной помощи в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий с целью обеспечения должного уровня жизни семьи и более полной реализации ее воспитательных функций.

Многие специалисты считают, что в России необходимо разработать национальную программу помощи семье, которая включала бы следующие компоненты:  исследовательский, политический, правовой, образовательный и информационный.

Исследовательский компонент предлагает проведение конкретных исследований проблем семьи, сбор, обработку и уточнение данных о семье в официальной статистике, публикации экспертов.

Политический компонент – пропаганду существующих реальной политики, оказывающей влияние на институт семьи; выявление недостатков в семейной политике; разработку конкретных планов для реализации новой политики в отношении семьи.

Правовой компонент предусматривает надзор существующего законодательства  в стране, его реформирования и подготовку новых законов, направленных на поддержание и укрепление семьи.

Образовательный компонент содержит проведение конференций, семинаров, «круглых столов» и других акций по проблемам семьи и семейной политики.

Информационный компонент включает данные, представленные другими странами, выделяя широкий набор наиболее важных проблем и приоритетов. Среди них: безработица членов семьи и проблема трудоустройства; низкие доходы членов семьи; насилие по отношению к женщинам и детям;  эксплуатация и заброшенность детей; равные права мужчин и женщин; положение женщин в семье; отношения «детей и отцов»; ухудшение экологической среды и семья и другие.

Все эти проблемы актуальны и сегодня для многих стран мира, а для России в особенности.

1.3. Социально–педагогические аспекты развития личности

Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит, введенное Л.С. Выготским [5], понятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

Развитие в подходе Л.С. Выготского характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах требует особой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития являются внутренние изменения самого развития. В культуре, современной Л.С Выготскому, да и в настоящее время, существует две полярные (и множество находящихся между ними) концепций развития:

1.  Развитие как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков.

2.  Развитие как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего не прежних стадиях [5].

Главными критериями развития выступают новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Л.С. Выготскому принадлежит идея о неравномерности процесса развития, о двух его типах:

-     медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;

-     резкие, бурные взломы кризисы развития [5].

Кризис, по Л.С. Выготскому, является необходимым периодом развития, в ходе которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего литического периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных этапов развития, отличаемых исследователями, являются:

-     нечеткость границ периода;

-     относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;

-     негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит,  самым существенным содержанием развития в кризисе будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным критерием и основанием периодизации детского развития выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Уровень достигнутого развития характеризуется таким понятием как возраст – целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частной линии, компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется как целая в своем внутреннем строении и движении, изменение каждой части личности определяется законами изменения целого.

Развитие характеризуется определенной динамикой – совокупностью всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.

Для понимания особенностей развития на различных этапах и его механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Социальная среда по Л.С. Выготскому [6] является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Их понимания сути социальной ситуации развития и роли социальной среды следует существование оптимальных возрастных периодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

Идеи Л.С. Выготского, продолжение и развитие его последователями   Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Б.Д. Элькониным и другими, позволили построить следующую типологию возрастов, содержание ведущих деятельностей и кризисов. Этапы возрастного развития личности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Этапы возрастного развития личности

Возраст

Ведущая

деятельность

На что направлена

( тип отношений)

Пространство

развития

Психологическое

новообразование

1

2

3

4

5

0-2 месяца

Кризис новорожденности

2 месяца-

1 год - младенчество

Непосредственное

Эмоциональное

общение

Сенсомоторное

Развитие отношения

Ребенок- родитель,

Объект - субъект

Семья, кроватка,

Перемещение

на руках матери

Потребность в

Общении с другими

Людьми и эмоцио-

нальное отношения

1 год

Кризис одного года – появление предметно-манипулятивных действий

1-3 года – раннее

детство

Предметно-

Орудийная деятельность

Манипуляции с предметом и речь;

Отношение

Ребенок –родитель.

Семья и ближайшие родственники,

Квартира как зона

изучения

Речь и наглядно-

Действительное мышление

3 года

Кризис трех лет

4-6 лет – дошколый

возраст

Ролевая игра

Межличностные

Отношения

Ребенок - родитель

Семья, детсад, двор, как внешние ограничения и не самостоятельность в выборе границ

Потребность в общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности

7 лет

Кризис семи лет

7-12 лет

младший школьный

возраст

Учение

Первичное знание.

Ученик-учитель

Объект-субъект

Семья, школа (класс), двор как «чужое пространство»

Произвольное психическое явление форм внутреннего плана  действия. Рефлексия

продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

13 лет

Кризис тринадцати лет (подростковый )

14-17 лет

Общественно полезное, учебная, организационная

Трудовая деят-сть и общение

Отношения в различныз соц. Системах

Человек-человек

(субъект- субъективный)

Школа как «Целое», двор или улица; Секция, клуб и др. сфера не формального общения.

Стремление к взрослости и самостоятельности; Критическое отношение к действительности; Образ «Я», самооценка

17 лет

Кризис семнадцати лет (юношеский возраст)

Понимание возрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая – учебная – общение - труд.) получила широкое распространение в российской педагогике и психологии. Но одновременно - и это нам представляется важным – развитие есть овладение новыми пространствами – как по глубине (семья – класс – школа – двор – город - мир), так по содержанию. Освоение отношений происходит параллельно и проходит следующие этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель; человек – человек; человек- мир.

Эти три процесса (овладение деятельностями, пространствами и отношениями) протекают одновременно и освоение новой деятельности есть результат и одновременно предпосылка овладения новыми пространствами и отношениями.

Для понимания особенностей взросления ребенка в современном обществе задача школы в обеспечении этого процесса необходимо, прежде всего, проанализировать современную социальную ситуацию взросления. Она имеет системный характер, иерархическое строение и может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях [10]:

1.  Общемировой, цивилизационный, характеризующий человеческое сообщество, в рамках которого формируется детство. Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, как экология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.

2.  Внутренний, свойственный именно нашей стране, проходящей очередной «Революционный» этап своего развития, опосредующий влияние «Верхнего», общемирового уровня.

3.  В результате произошли серьезные имения на ближайшем к растущему человеку – индивидуально-личностном уровне, в пространстве его непосредственного развития – семье, школе, компании сверстников.

Глава 2 Детство, как социально-психологический феномен социума

2.1. Социальное положение детей в стране и его взаимосвязь

с развитием личности

Важнейшим социальным индикатором является положение детей в стране. Ухудшение или улучшение показателей, по которым определяется неблагополучие или благополучие, в современных условиях приобретает особую социально-политическую значимость и объективно выступает фактором социальной стабильности или конфронтации населения и правительства [8].

Практические вопросы защиты детства перешли сегодня в ряд социально –педагогических и стали рассматриваться специалистами с научно-педагогических позиций. Нарушение общественных структур на современном этап, таких, как территориально-экономическая целостность, духовная общность, негативно сказываются на детском населении страны.

Характерной особенностью последних лет явилось положение кризисов: глобального (цивилизационного, общероссийского, секторальных, по отдельным сферам социальной жизни), молодежной популяции 90-х годов, возрастных, индивидуально личностных.

Социологи прогнозируют дальнейшее снижение жизненного уровня и социального самочувствия детей и молодежи в результате общероссийского и спектральных кризисов. Рассмотрим понятие детства как социально- психологического феномена социума. С точки зрения известного отечественного психолога, Фельдштейна, в индивидуальном варианте – это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В обобщенном – это совокупность детей разных, возрастов, составляющих довзрослый компонент общества.

Как особый социальный феномен, детство исторично. На исторических этапах развития общества оно имеет не только разные ёмкости, но и  разным, как известно, было отношение к детству взрослых. В этой связи интересна, на наш взгляд, постановка проблемы взаимоотношения взрослых и детей.

До сих пор этот вопрос недостаточно проработан и четко не поставлен на ученом уровне. Это преодолел психолог Фельдштейн, своими работами последних лет (1997-2000г.). Можно согласиться, что проблема взаимодействия детей и взрослых приобретает особую значимость в диспозиции детство - взрослость - двух особых социальных структур и реальных объектов.

Это пространство между Мирами взрослых и детей необходимо продуманно структурировать. Оно должно заполняться и не только информационными потоками, моделями совершенствующегося образования, и т.д., но и соответствующими конструктами: а) обеспечивающие превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослым б) ставящими детство во всей сложности его внутренних «организаций» в позицию реального субъекта такого диалога.

Однако в современном обществе прослеживается качественно иная картина – картина деформированных взаимоотношений взрослых и детей. Налицо серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку. Во взрослом мире реально  не выработано отношение к Детству как субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социального созревания. Это, в частности, проявляется в том, что взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего человека в общество. Членам общества он становиться сразу, одновременно, не пройдя весь необходимый путь поэтапного социального принятия, неподготовленный, а освоению психологических, особых отношений в обществе. Сложный процесс социального  развития ребенка, овладения опытом социальных действий и отношений плохо регулируется, что затормаживает, осложняет социальное созревание подростков и юношества. Между тем, именно в поэтапном принятии ребенка обществом выражается связанность, непрерывность развития детства. Вследствие не реализованности поэтапного принятие ребенка в общество происходит не осознанных обществом разрыв поколений на мотивационно - личностно – социальном уровне, который является результатом противоречия между интересами общества в целом и человека. В условиях разрешения данной проблемы необходима социальная защита детей. Что же это такое? Как свидетельствуют источники, это осознание ответственности взрослых перед молодежью, не достижение социальной зрелости, за качество их жизни. Осознание этой ответственности заключается не только в верной оценке современной ситуации с детьми и молодежью – понимание ее взрывоопасности. Это, прежде всего, поиск путей снятия указанного выше противоречия, затушевывание или непонимание которого на официальном уровне выражается в декларативности, социально демографическом, миликтирующем характере всего нормотворчества в детской и молодежной сферах, всех государственных программ социальной защиты детей и молодежи; Это коллективная,  общественная разработка современной парадигмы социальной защиты общества. Парадигма, как совокупность теоретических и методолоческих предпосылок, является основанием выбора проблем, что позволяет сосредоточить внимание на специалистов теоретиков и практиков на разработке научно обоснованной модели социальной защиты детства, конкретизированной в соответствии с назначением и функциями каждого института социализации типа учреждения и каждой педагогической          должности [6].

Противоречия, по сути и генезису, носит социально-педагогический характер и должно рассматриваться в контексте социального образования (социализации детей  в процессе их защиты и примирительно к социальным и общественным условиям). Следовательно, речь должна идти о социально- педагогической парадигме защиты детства. Успешность разработки такой парадигмы связана в большей мере со степенью разработки теоретических основ, раскрывающих закономерности, цели, предмет и функции конкретной развивающейся формы научного знания и его существенные связи с определенной областью практики.

Термины социальная педагогика, социальное воспитание, социальная защита детства в нашей стране в 90-х годов XX века не были приняты в теории и практике, но опыт, идеи, принципы гуманного отношения к детям существовали давно, таким образом, закладывались основы благотворительности и милосердия как системно-образовательных и педагогических устоев формирования взаимоотношений человека и социальной среды, составлявших в дальнейшем, ядро социальной педагогики. Очевиден вклад С.М. Матского и А.С. Макаренко [12], разработавших концепцию и внедривших непосредственных опыт по моделированию социально-педагогической защитной деятельности, в основу которых была положена идея взаимообусловленности влияний воспитания социальной сферы. Cуть этой методологии заключается в целостном процессе социально воспитания, рассматривалось или в качестве важнейших стимулов, интеллектуального, мировоззренческого, нравственного, эстетического и физического развития личности [14].

В настоящее время происходящие в нашем обществе кризисные процессы не создают условий для позитивного социального развития личности. Под социальным развитием понимается постоянно воспроизводящийся результат социализации, индивидуализации, которые характеризуются не только уровнем освоения, растущим человеком всеобщего социального в своей сложности и широте его определения, но и степенью социальной самостоятельности индивида [3]. В этом плане в процессе социализации, индивидуализации (то есть в процессе социального созревания) осуществляется как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учетом индивидуальных особенностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений, так и присвоение и реализация новой самости (нового уровня самосознания, самоопределения). Это позволяет индивиду не только воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивать соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта.

Именно в таком двуедином воспроизводстве и происходит социальное взросление, проявляется степень социальной зрелости.

2.2. Меры социальной защиты семей, способствующие развитию

личности ребенка

Из всего вышесказанного становится ясно, что системный кризис в российском обществе требует и системного перехода к анализу его конкретных причин и поиску выхода из сложившейся ситуации. Эта проблема должна расцениваться как общенациональная задача социальной безопасности народа, требующая выдвижения вопросов социального обеспечения обслуживания на первое место. Нужна система государственных гарантий, подкрепленная кадрами и достаточными финансовыми средствами, способная обеспечить комплексную социальную поддержку каждому человеку, взрослому и ребенку, с момента рождения до смерти во всех случаях, когда в силу обстоятельств, не зависящих от него, он в ней нуждается.

Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области Социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения. В зависимости от этого можно выделить несколько видов подходов к формированию механизма социальной защиты:

1.                 Политика в отношении семьи рассматривается с точки зрения решения демографических проблем.

2.                 Политика в отношении семьи ориентируется на защиту детей (особенно из бедных семей) от материальных решений и перераспределение доходов в пользу семей, имеющих детей.

3.                 Политика в отношении семьи предусматривает предоставление широких возможностей выбора и оказания помощи всем видам семей. Она направлена на выравнивании различных уровней жизни в отдельные периоды жизненного цикла.

4.                 Политика в отношении семьи рассматривается в увязке в проблемой положения женщин в сфере занятости [16].

Определяющим фактором выбора механизма социальной защиты в настоящие время стало прогрессирующее расслоение общества, массовые объединения населения.

Исходной базой анализа и выбора возможных механизмов социальной защиты являются обозначенные выше и сложившиеся в мировой практике подходы у реализации механизма социальной защиты семьи. При этом основными критериями действительности механизма социальной защиты семьи являются, в первую очередь, агрессивность и целенаправленность.

Нормативно-правовая база, являющаяся основой социальной защиты населения, очень многообразна, и, отражая развитие отрасли, она постоянно расширяется. В настоящее время в нее входит не только собственно российское законодательство, но и ратифицированные Российской Федерацией международные правовые акты.

К международным документам относятся Международный билль о правах человека, включающий в себя три документа, принятые Генеральной Ассамблеей ООН; Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экологических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и полных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему.

Применение Международного билля о правах человека стимулировало создание ряда документов, в которых конкретизируется содержание и пути решения проблем защиты прав человека. Особенно акцентируется внимание на проблемах социального обеспечения граждан; ликвидации голода и недоедания; Брака и семьи; детей и молодежи; трудовой занятости населения; соблюдение прав отдельных лиц и индивидов, организаций самых различных видов; помощи на глобальном, региональном и местном уровнях всем нуждающимся. В 1989 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – один из основополагающих, вместе с Декларацией прав ребенка (1959 год) международных правовых документов, содержащих обоснование и описание основных прав ребенка.

Основная цель конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. При этом она призывает ратифицировавшие ее государства создавать условия, при которых дети могу принимать активное и творческое участие в социальной и политической жизни страны. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а так же обязанность государства в выполнении своих обязательств.

Существующая концепция социальной защиты населения Российской Федерации ориентирована на сценарии трехэтапного развития экономики: кризис, восстановление экономики, экономический подъем [16].

На сегодняшний день не сложилось единого представления о сущности, содержании, характере социальной защиты как системы, да и само понятие социальной защиты не имеет однозначного толкования. Например,                     М.И. Лаборакина рассматривает социальную защиту наряду с социальным страхованием, социальным обеспечением и социальной поддержкой, как функцию социальной сферы. Под социальной сферой автор понимает защиту социальных прав как неотъемлемую часть прав человека.

На мой взгляд, социальную защиту нужно рассматривать как систему принципов, методов, гарантий, предоставленных государством, которые поддерживают жизнеспособность человека. Государственная система социальной защиты включает в себя четыре блока:

1. Первый блок - социальное благосостояние. Это означает, что государство должно создать такие экономические условия для граждан, чтобы они сами могли зарабатывать себе на жизнь, а не быть униженными просителями. Задача правительства должна сводиться не к благотворительности, а к обеспечению устойчивого денежного обращения.

2. Второй блок – Социальная безопасность. Внебюджетные фонды утратили страховые функции, и назрела необходимость реформирования социально, медицинского, пенсионного и других видов страхований.

3. Третий блок представляет собой систему выплат пенсий и пособий.

4. Четвертый блок - социальное обслуживание [9].

Задачи социальной защиты реализуются через социальную инфраструктуру. Социальная инфраструктура – это совокупность органов и учреждений, их материальной и нормативно - законодательной базы, которые обеспечивают удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав.

 

 

Заключение

Все работники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к решению важнейшей задачи современности – поиску оптимальных путей и способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельно члена общества. Гуманистическая идея всевозрастающей ценности человеческой личности, во вселенском сознании, людей на планете Земля, должна в своей практической реализации пронизывать и все формы обучения и воспитания, в новой гуманистической школе, в системах подготовки современных кадров - специалистов всех профилей, касающихся тех или иных проблем человека, а также все социальные отношения в обществе и всю практику социальной защиты человека.

Многоаспективность и многогранность человека как объекта научного познания, определяющие уникальность профессии социального педагога, настоятельно требует сегодня обобщения, интеграция всех наиболее ценных и конструктивных теоретических положений, выработанных мировой наукой и практикой, а также всех воспитательных компонентов социума. Назначение социального педагога- оказание компетентной социальной помощи населению, гуманизация социо-культурной среды обитания, повышение эффективности процесса социализации, воспитания, развития и социальной защиты детей.

Подготовка специалистов, способных гуманизировать отношения между людьми, содействовать социальному, духовному, нравственному возрождению России, социальной защите ее жителей – новая перспективное направление в профессиональном образовании.

Список литературы

1. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. - М., 1993. – 390с.

2. Баранов С.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. – 345с.

3. Бодалев А.А., Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Институт практической психологии, 1990. - 368с.

4. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. - М., 1988. - 289с.

5. Выготский Л.С. Психология. - М.:  Апрель Пресс,  2000. - 1008с.

6. Горленко Г.Е. Введение в профессию социального педагога. – Красноярск, 2001 – 320с.

7. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 251с.

8. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 256.

9. Ильин В. Социальное неравенство. – М., 2000. - 384с.

10. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. – 467с.

11. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. – 339с.

12. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972. – 285с.

13. Семья: 500 вопросов и ответов / Ред. – сост. Л.В. Прошина. - М.: Мысль, 1992. - 717с.

14. Смирнов С.А. Педагогика: педагогическая теория, системы, технологии. Учебное пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 344с.

15. Фролов С.С. Социология. – М., 2000.-394с.

16. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 436с.