Оглавление

1. Комплексное обследование по документации………………………...3

1.1. Состояние матери во время беременности…………………………..3

1.2. Состояние матери после беременности……………………………...3

2. Анализ рисунка семьи…………………………………………………..4

2.1. Взаимоотношения автора и сиблинга………………………………..4

2.2. Взаимоотношения автора и родителей………………………………5

2.3. Общий анализ рисунка……………………………………………….6

Список литературы………………………………………………………..7

Приложение………………………………………………………………..8

1. Комплексное обследование по документации

Комплексное обследование по документации будем проводить в два этапа:

1. Состояние матери во время беременности.

Людмила К. (мама автора рисунка, который будет проанализирован в следующем параграфе) забеременела в 29 лет. Беременность протекала достаточно хорошо, без осложнений. Людмила К. была примерной пациенткой и проходила регулярное медицинское обследование.

В начале беременности у Людмилы К. наблюдался небольшой токсикоз, который протекал в несложной форме и длился всего около 2-х недель.

С первых месяцев беременности Людмила К. старалась уделять внимание своему еще не родившемуся ребенку. Она читала ему сказки, слушала мелодичную музыку.

Если физиологическое состояние Людмилы К. во время беременности было хорошим, то о ее психологическом состоянии такого сказать было нельзя. В основном это связано с конфликтными взаимоотношениями с мужем из-за его пристрастия к алкоголю, частых и длительных командировок, нежелания помогать ей в хозяйстве. Все это позволило Людмиле К. еще больше сконцентрироваться на своем будущем ребенке.

2. Состояние матери после беременности.

Роды протекали хорошо, осложнений никаких не возникло. Ребенок (мальчик, которого назвали Алексеем) родился здоровым (в физиологическом плане) и в положенный срок. Сразу после рождения сына Людмила К. принялась хлопотать над ним как заботливая мама. Заботы о ребенке в первый год его жизни позволили Людмиле К. несколько забыть о конфликтах с мужем, потому что времени подумать о них, а тем более еще больше обострять отношения, просто не было.

После первого года жизни, когда хлопот с новорожденным, стало несколько меньше, Людмила К. пыталась выстроить политику налаживания взаимоотношений со своим мужем. Однако, он не собирался отказываться от своих привычек и идти на уступки жены. В результате Людмила К. стала ограничивать участие отца  в воспитании младшего сына и взвалила на себя нелегкую ношу самостоятельно воспитывать ребенка.

2. Анализ рисунка семьи

В ходе работы будем анализировать рисунок семьи, выполненный                5-летним мальчиком Алексеем К. (Приложение 1).

Рисунок семьи анализируется на основе следующих критериев:

- отсутствие на рисунке автора или сиблинга;

- присутствие на рисунке только автора или сиблинга;

- размер фигур автора и сиблинга;

- расположение фигур на листе;

- отличительные особенности в рисовании фигур автора и сиблинга;

- специальные признаки конкуренции на рисунке.

По тем же критериям будем анализировать взаимоотношения автора с родителями.

1. Взаимоотношения автора и сиблинга.

На рисунке присутствует сам автор и его старший брат. Из изображения видно, что старший брат расположен ненамного выше младшего. Однако, в данном случае, это не является психологической проблемой, потому что между братьями есть разница в возрасте.

По всей видимости, между сиблингами существуют конкурентные отношения, что следует из следующих обстоятельств:

а) сиблинги расположены по разные стороны от родителей;

б) в руках старшего брата находится стреляющее оружие;

в) различная цветовая гамма в изображении автора рисунка и его брата. Автор изображен более спокойным, умиротворенным цветом (зеленым), его сиблинг, напротив, ярко фиолетовым - агрессивным.

У сиблинга полностью отсутствует улыбка на лице. Сам он изображен необъемно и достаточно небрежно, что также подчеркивает конкурентное отношение к нему автора рисунка.

 

2. Взаимоотношения автора и родителей.

Во взаимоотношениях с родителями явно прослеживается тенденция разделения детей. Из рисунка видно, что автор ближе к маме. Об этом свидетельствует то, что он крепко держит ее за руку. К тому же овал ее лица и волосы изображены  в той же цветовой гамме, что и сам автор. Мама на рисунке улыбается. Это говорит о том, что автор воспринимает ее как жизнерадостного, миролюбивого и добродушного человека – человека, в котором он может найти поддержку и понимание.

Мама изображена открытым человеком, будто бы являющимся защитником всей семьи от внешнего мира.

Папа автора изображен совсем иначе. Во-первых, сразу бросается в глаза нечеткая прорисовка его фигуры. Он изображен прерывистыми штрихами. Цветовая гамма (бледно-коричневый цвет), выбранная автором говорит о том, что он не совсем понимает своего отца. Можно даже сказать, что отец для него является «темной лошадкой». Во-вторых, отец единственный человек на анализируемом рисунке, который изображен в головном уборе. Это тоже признак тревожности, говорящий о состоянии соперничества и непонимания автора с его отцом.

Изображение отца рядом со старшим братом наталкивает на мысль, что для автора они оба вызывают недоверие и чувство конкуренции, ревности. Возможно это борьба со старшим братом за любовь родителей. Однако, еще раз обращаясь к изображению сиблинга, хочется подчеркнуть, что его отношения с отцом тоже недостаточно ясны. Мы видим, как отец протягивает старшему сыну руку, но тот предпочитает держать в своей руке пистолет.

3. Общий анализ рисунка.

В целом, глядя на рисунок, можно сказать, что семья, изображенная на нем, не является дружной, хотя почти все ее участники держатся за руки. Семья словно поделена на два лагеря – 1) мама и младший сын; 2) папа и старший сын. Единственный человек, в котором чувствуется уверенность и сила – это мама автора рисунка. Ее фигура привлекает к себе особое внимание. Она похожа на лидера, ведущего за собой свою команду.

В самом психологически некомфортном и тревожном состоянии находится автор рисунка, о чем свидетельствует его печальный, немного испуганный взгляд. В целом колорит рисунка демонстрирует мысли его автора: во-первых, тревожность и неуверенность (сгустившиеся тучки), во-вторых, обособление и одиночество (стоящая в стороне елка, ветви которой под большим углом устремились вниз); в-третьих, невозможность найти выход из сложившейся ситуации (ярко светящее солнце, изображенное со стороны отца и старшего брата, как будто поддерживающее их).

Исходя из рисунка, единственным «спасением» автора является его мама, которая всегда его поймет и поможет найти выход из трудной ситуации. Проведенное в первой параграфе комплексное обследование подтвердило этот факт и показало трепетное отношение мамы к своему младшему сыну.

Список литературы

1. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: Введение в понимание детей через кинетические рисунки. – М.: Смысл, 2000.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

3. Захарова А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

4. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. – 1986. - №1. – С.165-171.