Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности труда в организации…………….5
1.1. Понятие о функциональных состояниях работника
и проблема профессиональных деструкций……………………..5
1.2. Психология личности и деятельности охранника……………...11
1.2.1. Социально-психологические особенности охранника………11
1.2.2. Психологическая характеристика деятельности
сотрудника охраны……………………………………………..20
Глава 2 Экспериментальное психологическое изучение уровня
тревожности охранников…………………………………………..28
2.1. Описание выборки и методов исследования ………………….28
Заключение…………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………….44
Введение
Психология с каждым годом привлекает к себе все большее внимание в обществе, вызывает интерес у людей разного возраста, разного социального положения и образования. Наверное, в этом проявляется то, что психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формировании гуманистического менталитета людей. Основы психологического знания необходимы каждому современному человеку в его повседневной жизни и деятельности.
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно-научного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно-научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.
Эта объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной и социальной жизни.
Психология определялась как наука о деятельности сознания. Сознание представляет собой неделимое динамическое целое, оно связано с телесными условиями. Процессы сознания обеспечивают адаптацию человека к новому, психические операции и телесная активность обеспечивают связь с внешней средой в качестве инструмента удовлетворения потребностей, сохранение жизненного опыта и его оценка необходимы для саморегулирования поведения.
В работе предполагается рассмотреть уровень тревожности у охранников.
Объект исследования – работа с повышенной опасностью для жизни.
Предмет исследования – психологические особенности людей в работе с повышенной опасностью для жизни.
Цель исследования – изучить психологические особенности людей в работе с повышенной опасностью для жизни (на примере трудовой деятельности охранников).
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие о функциональных состояниях работника;
- изучить психологию личности и деятельности охранника;
- провести эскпериментальное исследование.
Глава 1 Психологические особенности труда в организации
1.1. Понятие о функциональных состояниях работника и проблема профессиональных деструкций
Проблема функциональных состояний – одна из наиболее запутанных в психологических исследованиях человеческой деятельности. Ю.М. Забродин отмечает: «Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности. Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем главным образом стационарные оценки параметров того или иного психического процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека» [4].
Выделяют две основные группы психических, функциональных состояний:
1) стресс (напряженность);
2) утомление.
Функциональные состояния работника определяют физиологические факторы и психологические факторы.
Теоретический аспект проблемы функциональных состояний связан с уточнением вопроса о том, что вообще считать психическим, функциональным состоянием. Ю.М. Забродин пишет в этой связи: «…В природе самого функционального состояния заключены и динамика и стабильность. Именно в понятии состояния мы пытаемся связать два важнейших момента психического: устойчивость и изменчивость». При этом традиционно под состоянием понимают только стабильность. Таким образом, при экспериментальном исследовании функциональных состояний важны временная динамика состояний и структурное описание самого состояния.
Проблема структуры функциональных состояний связана с пониманием того, что само состояние – это «фиксация некоторых событий», зафиксированный «временной срез» значений системы, «отображение ее структуры в каждый данный момент (интервал) времени». При этом сразу же обнаруживается трудность, выражающаяся в том, что «под таким отображением мы понимаем не просто «временный срез»… но в действительности временной инвариант, т. е. такое отображение, при котором структура взаимосвязей остается зафиксированной, неизменной в течение произвольно выбранного промежутка времени (произвольного интервала)» [16].
При этом «каждый субъект потенциально может находиться в одном из множества различных состояний». Этим и определяется «пространство функциональных психических состояний».
В психологическом плане «состояния всегда реально рассматривать как реакции на внешние или внутренние возмущения, которые изменяют характеристики психической системы и организма в целом».
Как считает Ю.М. Забродин, «проблема функционального (психического) состояния оказывается теснейшим образом связанной с психологическим проектированием профессиональной деятельности, особенно в той его (психологического проекта) части, которая относится к профессиональной подготовке и функционированию субъекта». При психологическом проектировании деятельности следует различать: «состояние профессиональной пригодности человека» и «состояние профессиональной готовности субъекта труда».
Особый интерес представляет проблема управления функциональным состоянием работника. Проблема регуляции психического состояния работника возникла как реакция на участившиеся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда и т. п.) [1].
Л.Г. Дикая и Л.П. Примак выделяют следующие основные методы регуляции психических состояний:
1) рефлексологический метод (воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки с помощью токов, иглоукалывания, лазерными технологиями);
2) воздействие через музыку (цветомузыку);
3) психофармакологические средства;
4) постгипнотическое, аутогипнотическое внушение и метод моделирования особых суггестивных состояний человека;
5) релаксационные упражнения [13].
Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: «…Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к проявлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности… Вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа «человек-техника», «человек-природа», сменяется депрофессионализацией… на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций.
Профессиональная деструкция – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности» [8].
А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций:
1) отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;
2) несформированность профессиональной деятельности (работник как бы «застревает» в своем развитии);
3) дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
4) низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;
5) рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает и т.д. [12].
Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Необходимо привести наиболее удачную классификацию уровней профессиональных деструкций:
1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов – синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).
2. Специальные, профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя – правовая подозрительность, у охранников – актуальная агрессивность и т. д.
3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате – складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы.
4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций.
Например, сверхответственность, суперчестность, навязчивая педантичность, агрессия и т. д.
Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу [15].
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д.
Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам факт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.
В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны [11].
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа:
1) мотивационная агрессия, как самоценность;
2) инструментальная агрессия, как средство.
При этом, подразумевая, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).
Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии [14].
Э.Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации, позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций:
1) повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;
2) диагностика профессиональных деформации и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
3) прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;
4) рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;
5) профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
6) овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
7) повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы) [8].
1.2. Психология личности и деятельности охранника
1.2.1. Социально-психологические особенности охранника
В психологии под личностью понимает конкретного человека, представителя определенного общества, коллектива, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося определенной деятельностью и обладающего индивидуально-психологическими особенностями. В личности выражается жизненная позиция человека, его идейный и нравственный облик, ум и воля, творческий заряд и культура. Отличительными психологическими признаками личности являются самосознание, индивидуальность, саморегулирование, активность, выражающаяся в конкретной деятельности, включенность в систему общественных связей [2].
Личность частного охранника в значительной степени характеризуется особенностями его психики и имеет определенную психологическую структуру. Основными компонентами этой структуры являются психические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности) в их диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и психическими свойствами (знаниями, навыками, умениями, привычками).
Для полной характеристики охранника еще недостаточно рассмотреть психологическую структуру личности, которая передает главным образом ее строение, присущее каждому человеку. Необходимо раскрывать и содержание личности - ее духовный мир, то, что называют индивидуальным сознанием.
Индивидуальное сознание человека включает сложившиеся в систему убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения. Сюда же относятся и те мнения, настроения, интересы, влечения, то есть менее устойчивые составные, которые могут вытекать из взглядов и убеждений, а также вызываться и случайными обстоятельствами, возникать стихийно как непосредственная реакция на происходящие события.
Содержание личности частного охранника проявляется и развивается в ходе его учебы, несения служб, обслуживания техники, то есть в процессе деятельности [5].
Деятельность и сознание охранника находятся в единстве. С одной стороны, сама деятельность по овладению профессией немыслима без участия сознания. Оно позволяет правильно ориентироваться в окружающей обстановке, понять предъявляемые к личности обучаемого требования, в соответствии с этими требованиями и внутренними побуждениями планировать действия, предвидеть результаты. С другой стороны, развитие сознания невозможно вне практической деятельности охранника.
Поведение, успехи в учебе, службе и дисциплине будущего охранника зависят также от их самосознания и самодисциплины. Самосознание представляет собой осознание охранником самого себя как члена общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими членами общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий и поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности. На этой основе формируется самодисциплина охранника как способность контролировать свои действия и поступки, сверять их с требованиями морали, нравственности, способность с позиций этих требований всесторонне оценивать свою личность, проявлять выдержку и самообладание, вовремя заметить и исправить свою ошибку.
Изменение личности охранника не является прямым и непосредственным следствием внешних условий. Оно всегда обусловлено их прошлым опытом, психологическими свойствами - направленностью, темпераментом, характером, способностями, которые в своей совокупности составляют внутренние условия, определяющие эффект внешних воздействий [17].
Ведущим психологическим свойствам личности охранника является направленность, представляющая собой систему внутренних побуждений и жизненных целей. От направленности зависит, что и как делает человек, какова его генеральная линия в жизни. В направленности личности выражается основное содержание человека как члена общества.
Основной всех побуждений охранника выступают потребности. Под потребностью понимается переживание человеком нужды в условиях и средствах своего существования и развития как члена общества и как организма.
Выделяются следующие уровни потребностей:
- физиологические потребности (в пище, сне, одежде и т.п.);
- потребности в безопасности (в физической и психологической безопасности личности, близких, жилища, собственности и т.п.);
- потребности в уважении и любви (быть принятым в обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются и т.п.);
- потребность в уважении (в одобрении, признании и т.п.);
- интеллектуальные и эстетические потребности (в красоте, симметрии и т.п.);
- потребность в самореализации (в реализации своих потребностей) [3].
При рассмотрении двух первых потребностей можно выявить некоторые особенности, которые могут повлиять на деятельность охранников. Это связано с тем, что у части населения не удовлетворяются основные физиологические потребности, и государство не может обеспечить безопасность личности и ее близких. Если не удовлетворяется вторая потребность, то личность вооружается, чтобы защитить себя. Если не удовлетворяется первая потребность, то вооруженная личность идет туда, где эту потребность можно удовлетворить. В этом случае для стихийной преступности разные «крыши», «авторитеты» существенного значения не имеют.
Формируемая у будущих охранников профессиональная направленность представляет собой часть общей направленности и выражает их глубоко мотивированную устремленность к деятельности по овладению профессией, конкретной специальностью.
В сложной психологической структуре профессиональной направленности личности частного охранника ведущее место занимают профессиональные убеждения. В психологическом плане убеждения представляют собой устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и взгляды, проникнуты чувствами и волевыми устремлениями.
Профессиональная убежденность - это глубоко обоснованная уверенность в высокой общественной и личной значимости профессии, найденном в ней призвании. Такие убеждения создают прочную внутреннюю опору в деятельности человека по овладению профессией частного охранника, побуждают их преодолевать трудности учебы, а затем и профессиональной деятельности. Профессиональные убеждения представляют собой мировоззренческий элемент направленности личности и характеризуют нравственный облик частного охранника [17].
На основе профессиональной убежденности формируется и интерес к избранной специальности, то есть положительное сознательно-эмоциональное отношение к ней. Интересы характеризуются содержанием (на что они направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью). Во всем многообразии интересов человека ведущую роль играет профессиональный интерес.
Устойчивый интерес к профессии, как правило, перерастает в склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления к совершенствованию знаний по своей специальности. Склонность предполагает также способности, позволяющие успешно овладевать профессией.
В ходе деятельности по избранной специальности у охранника формируются профессиональные идеалы, в роли которых могут быть высокие нравственные и профессиональные качества или конкретный человек, носитель этих качеств.
Если профессиональные убеждения, интересы, склонности и идеалы показывают, что побуждает человека к деятельности, то профессиональные цели, установки и перспективы - к чему стремятся.
Охранники, как правило, ставят перед собой как далекую цель - получить высокооплачиваемую работу, так и близкие цели - успешно подготовиться к семинару, зачету, экзамену, успешно выполнить боевые стрельбы, успешно завершить обучение. Естественно, могут быть и другие цели, в том числе и негативного характера.
Целям соответствуют и установки, выражающие внутреннюю готовность к определенному действию и поведению в конкретной сложившейся ситуации. Под перспективой обычно понимают эмоционально насыщенное представление жизненно важного будущего, более или менее отодвинутого во времени.
Все структурные элементы профессиональной направленности личности находятся в сложной иерархической зависимости и в своей совокупности функционируют как целостная динамическая система.
Следовательно, направленность личности - сложное и многоплановое свойство в структуре личности, она включает в себя разные взаимосвязанные компоненты.
Большую роль играет формирование у охранников целеустремленности как волевого качества. В целеустремленности тесно взаимодействуют три стороны: а) содержательная, идейная, выражающая нравственную направленность всей жизни и деятельности охранника; б) волевая, то есть способность обучаемых ставить ясные цели, проявлять настойчивость и упорство в их осуществлении, подчинять им свою деятельность; в) мотивационная, побудительная сторона, определяющая содержание целей и способы их достижения [17; 18].
Профессиональная направленность охранников не может быть устойчивой, если они не умеют ставить перед собой ясные, четкие, общественно значимые цели, проявлять настойчивость, организованность, собранность в деятельности по их достижению, подчинять этим целям свои действия и поступки. Высокая целеустремленность - один из характерных признаков человека с развитой волей.
Поведение человека зависит от не только от его направленности, но и от темперамента, то есть от таких индивидуально-психологических особенностей личности, в которых проявляются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, и от темперамента зависим многое. Его особенности важно учитывать в процессе профессиональной деятельности охранника. Знание этих особенностей поможет выбрать из арсенала психологических средств воздействия наиболее верные. Известно, что человека с холерическим темпераментом необходимо держать под постоянным контролем воспитателя. Невыдержанность, резкость в обращении с ним могут вызвать бурную ответную реакцию. Вместе с тем допускаемые холериком срывы и крайности в поведении должны находить критическую оценку, неровное поведение - встречать противодействие. У сангвиника имеет смысл периодически возбуждать чувство ответственности за свою учебу, поступки, проверять качество выполняемых заданий. Флегматик требует систематического контроля, а в некоторых случаях повышенной взыскательности. По отношению к меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, так как это наиболее ранимый темперамент.
Особенности поведения человека, определяемые его темпераментом и другими психическими образованиями, под воздействием социальной среды превращается в устойчивые черты характера.
Характер можно оценивать по его силе. Сильный характер у тех охранников, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям, последовательно ведут себя в различных, в том числе в трудных, условиях, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей. И наоборот, охранники со слабым характером отличаются непоследовательностью в своем поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.
Важное значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У будущего охранника с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности. Если же взгляды, убеждения, отношения быстро меняются, то характер является неустойчивым.
Различные проявления характера называют его чертами. Так, например, волевыми чертами являются решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, целеустремленность; эмоциональными чертами - впечатлительность, экспансивность, порядочность, инертность, безразличие; интеллектуальными чертами - сообразительность, находчивость, любознательность.
Характеру охранника наряду с сугубо индивидуальными чертами присущи и общие черты. Общим чертами характера, в которых раскрывается моральный облик, являются высокое сознание долга, интернационализм, коллективизм, честность, правдивость, бдительность [9; 10].
Раскрытие сущности характера и его основных черт позволяет понять место этого свойства в общей структуре личности охранника. Характер является своеобразным выражением психических познавательных процессов, чувств, воли, направленности, темперамента и способностей. Направленность личности, ее убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют интеллектуальные черты характера. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, его изменение и выражение в деятельности.
Главное различие между ними состоит в том, что темперамент обусловлен преимущественно врожденными биологическими свойствами нервной системы. В становлении же характера определяющую роль играют социальная среда и воспитание.
Сильный характер не только воспитывается, но и проявляется в борьбе с трудностями, через преодоление препятствий. Народная мудрость гласит: «Настоящий ты тогда, когда трудно». Накопление охранниками опыта волевого поведения имеет большое значение в воспитании у них сильного характера. Необходимый опыт приобретается на занятиях и боевых стрельбах.
Заметим, что будущие охранники - это часть российской молодежи, занимающейся в высшей степени общественно значимой деятельностью по овладению профессией. А молодежи присущи и возрастные особенности.
Охранники относятся к возрасту на степени его перехода к зрелости. Молодости свойственна некоторая природная дисгармония. Так желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. В таких условиях юноша не всегда способен подавить некоторые излишние стремления и желания. Именно поэтому психический склад людей юношеского возраста не только сложен, но порой и противоречив.
Для юношеского возраста характерен большой оптимизм, вера в собственные силы, чуткое и доброе отношение людям, искренность, непосредственность, задушевность, чувство товарищества и т.д.
У охранников сильно развито чувство собственного достоинства и стремление к самостоятельности, желание скорее найти свое место в жизни, показать себя с лучшей стороны, в полной мере проявить свои способности.
Социально-психологические особенности охранников зависят также от характера и содержания учебной и служебной деятельности, жизненного опыта, семейного положения, воспитания, развития, образования и других факторов. Все это находит свое проявление в духовном облике, поведении, запросах и интересах, в повседневной деятельности будущих охранников.
Проведение исследования, анализ учебно-воспитательной работы показывают, что направленность охранников, как правило, характеризуется возвышенными и благородными стремлениями, целями, установками - окончить обучение, стать охранниками. Наличие твердых жизненных планов, возвышенных стремлений - благоприятная предпосылка успехов в жизни будущих охранников.
Вместе с тем у части охранников нет твердого убеждения в правильности выбора профессии. Они проявляют сомнения, колебания, допускают халатное отношение к учебе и дисциплине.
Охранникам присущи разнообразные потребности, в сложном переплетении которых ведущими могут быть либо материальные либо духовные [6].
Важно, чтобы ведущую роль в их деятельности играли духовные потребности, в первую очередь, потребность в отличном овладении профессией, добросовестном отношении к работе и дисциплине.
Охранникам присущи чувство нового, любознательность, широта интересов.
Для охранников характерна острая восприимчивость, сильная впечатлительность, повышенная эмоциональность. Каждый успех вызывает у них большую радость, ошибка, сбой - глубокую озабоченность, недовольство самим собой, будущие охранники очень остро реагируют на недостатки и особенно на несправедливое отношение к себе.
Одной из особенностей охранников является ярко выраженная прямота в суждениях. Их высказывания зачастую категоричны, суждения безапелляционны, поспешны. Свои мысли охранники, как правило, высказывают откровенно.
1.2.2. Психологическая характеристика деятельности
сотрудника охраны
Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он сознательно достигает поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.
Труд частного охранника - один из наиболее сложных видов деятельности по следующим обстоятельствам:
- возможность внезапного возникновения опасности;
- необходимость постоянной готовности к активным мерам, которая не реализуется в конкретных действиях;
- дефицит или однообразие поступающей информации, что усыпляет внимание;
- относительно небольшие размеры помещений, где обычно несут службу охранники, что может привести к развитию гиподинамии;
- продолжительность рабочего дня (12-24 часа), что требует качественного отдыха;
- бодрствование в ночное время суток, что может привести к нарушению суточного биоритма и заболеванию нервной системы;
- необходимость общения с большим количеством людей в дневное время и отсутствие или ограничение общения ночью и т.д. [7].
Специфика труда предъявляет, с одной стороны, высокие требования к физическим и психическим свойствам личности частного охранника, а с другой - предполагает организационные мероприятия по психогигиене и психологической подготовке.
Всякая деятельность состоит из ряда актов - движений, действий, операций, основанных на тех или иных потребностях и мотивах. Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими, общими и конкретными. Так, например, цели деятельности охранных и криминальных структур диаметрально противоположны. А предмет труда у них один - это, как правило, материальные ценности, жизнь и здоровье охраняемых лиц. Криминальные структуры стремятся нанести ущерб, а охранники - не допустить его. Надо отметить, что в некоторых подразделениях охранники представляют свою цель в общих чертах.
«Вот если что-то будет, тогда мы что-то сделаем». Нападающая сторона чаще всего видит цель четко, конкретно. В этом одна из причин не всегда видит цель четко, конкретно. В этом одна из причин не всегда успешной работы охраны. Следует отметить, что эти цели еще до их реализации существуют в мыслях человека идеально. Преступник, например, еще до проникновения на объект представляет ситуацию совершения преступления.
Деятельность той и другой сторон планируется, то есть заранее намечается система действий, предусматривающая порядок, последовательность, время, место, используемые силы и средства. Одни планы учитывают все элементы решаемых задач, а другие носят общий, рекомендательный характер. Анализ преступлений позволяет сделать вывод, что в борьбе чаще побеждает тот, у кого лучше план. Охранных предприятий в своих планах не всегда учитывают элементы обстановки конкретного поста. Поэтому задача каждого сотрудника охраны иметь собственный план личной безопасности, поскольку обеспечение личной безопасности предполагает обеспечение безопасности охраняемых объектов.
Любая профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на формирование личности. Это происходит потому, что для выполнения тактических задач приобретаются определенные знания и формируются необходимые умения и навыки. Работа протекает в сходных условиях, с определенным кругом общения и использованием повторяющихся действий и движений. Такие условия деятельности создают специфический внутренний мир личности и систему отношений, особенности реагирования на те или иные события, манеру держаться, одеваться и т.д. Естественно, что такие особенности выражаются в поведении человека и доступны для наблюдения и последующих выводов. Именно по таким признакам «рыбак» узнает «рыбака» военный - военного, охранник - охранника, преступник - преступника. Признаки, по которым происходит узнавание, как правило, ясно не осознаются. Сходные явления имеют место и тогда, когда сталкиваются противоположные интересы. У сотрудников охраны и у криминальных элементов один и тот же предмет труда, сходные условия деятельности, но противоположные цели. Поэтому охранник и его потенциальный противник должны узнавать друг друга [17].
Таким образом, каждая из конфликтующих сторон обладает набором признаков, по которым заинтересованный человек с большей или меньшей степенью вероятности может определить, чем занимается конкретное лицо. Это обусловлено тем, что часть признаков связана с профессиональными действиями, которые приобретают устойчивый характер или становятся автоматизмами и не контролируются сознанием. К ним относятся:
- навыки ношения и применения оружия, специальных средств и приспособлений;
- навыки владения приемами оружия, специальных средств и приспособлений;
- навыки владения приемами рукопашного боя;
- признаки, свидетельствующие о подготовке к совершению преступления [6].
Некоторые признаки связаны с постоянной потребностью лица, готовящегося совершить или совершающего преступление, ориентироваться в складывающейся обстановке. Для этого ему надо как можно больше видеть и слышать, и он должен занимать соответствующее положение в помещении или на улице. Если обычный человек ориентируется на ближайшую цель, то человек, обладающий криминальным опытом, как правило, ориентируется на цель противоправных действий, учитывая:
- возможную опасность (охрана, технические средства);
- пути ухода с места совершения преступления;
- лиц, участвующих в конкретной ситуации [18].
Эти признаки могут проявляться даже тогда, когда человек и не готовится к противоправным действиям.
Наиболее важным являются признаки, связанные с психическим состоянием людей, вовлеченных в опасный конфликт.
Психическое состояние - состояние элементов психики в данный момент. Каждый человек ежедневно испытывает разные психические состояния, такие, например, как бодрость, усталость, растерянность, решительность, апатия, монотония, стресс, радость, страх. Одни из них способствуют деятельности, другие - затрудняют эмоциональные состояния. Они проявляются в элементах внешнего облика человека, что позволяет определить его психическое состояние.
Наиболее важной причиной, вызывающей то или иное эмоциональное состояние, является деятельность. Существует закон, который устанавливает зависимость между эмоциональной напряженностью (мотивацией) и эффективностью деятельности. По мере увеличения эмоциональной напряженности эффективность деятельности повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, падает.
Практика показывает, что большинство охранников во время работы находится в состоянии апатии-монотонии с невысоким уровнем производительности труда.
Участники криминальных структур в ходе подготовки и совершения противоправных действий находятся в состоянии стресса. Если мы оценим эффективность деятельности противоборствующих сторон в условных единицах, то вынуждены будем отметить, что у сотрудников охраны она в пять раз ниже. Очевидно поэтому нападающая сторона, как правило, не встречает серьезного сопротивления. Вместе с тем равная борьба конфликтующих сторон возможна лишь тогда, когда они обладают одинаковой профессиональной подготовкой, оснащением, вооружением и находятся в одном психическом состоянии, то есть в состоянии боевой готовности.
В основе некоторых приемов, позволяющих сотруднику охраны достичь состояния боевой готовности, лежит осознание опасности его жизни, здоровью и охраняемому объекту. В одних случаях за счет повышения мотивации сотрудник охраны постоянно поддерживает состояние боевой готовности или состояние, близкое к нему. Но длительное нахождение в таком состоянии может отрицательно сказаться на здоровье. В других ситуациях сотрудник определяет, когда и в какое время ему надо находиться в состоянии боевой готовности, а когда напряжение можно снизить. Успех зависит от знаний и опыта. Если он может определить их правильно, то это не отразится на качестве работы, если неправильно, то возможны отрицательные последствия. Так, если телохранитель при выходе с охраняемым лицом из квартиры позволяет себе расслабиться, то это грубейшая ошибка, которая может привести к непоправимым последствиям.
Очевидно, оптимальным является «тактический» вариант, который основывается на принципе рубежности. Получение сотрудником охраны сигнала о возможной опасности с одного рубежа позволяет ему вовремя подготовиться к соответствующим действиям. Но это предполагает использование дополнительных сил и средств, на что не всегда идут руководители охраняемых объектов. Существует поговорка: «Жадный платит однажды, но по самой высокой цене».
Все приемы взаимосвязаны и используются, исходя из конкретной ситуации. Если в ситуации опасности охранник не успевает войти в состояние боевой готовности, то он переходит в состояние дистресса, что не позволяет ему выполнить служебные задачи, так как дезорганизуется интеллектуальная, волевая, эмоциональная деятельность. Основной причиной дистресса охранника является неожиданность, которая вызвана тем, что он чего-то не знает, не умеет, чего-то не предвидит. Дополнительными причинами могут быть следующие факторы: неудовлетворенность работой, низкая мотивация, отсутствие возможности проявить себя.
Сотрудник охраны испытывает отрицательные воздействия не только на работе. Значительно осложнилась жизнь вообще: кризис в экономике, снижение уровня жизни, рост преступности, угроза безработицы. Возникает чувство неуверенности, неопределенности, незащищенности, то есть стрессовые ситуации, которые обладают свойством накапливать отрицательные последствия и разрушающе действовать на организм.
Влияние сложных и опасных ситуаций на поведение и работоспособность охранника чрезвычайно индивидуально: одних они мобилизуют, других подавляют, угнетают.
Реакция человека на опасную ситуацию зависит от [17]:
- направленности личности, ее убеждений, чувства долга и ответственности за порученное дело перед руководством организации и товарищами;
- уровня психологической подготовленности;
- особенностей нервной системы, темперамента и способностей.
Важным является фактор психологической подготовленности. Основная задача психологической подготовки - это формирование профессиональных и личных качеств, позволяющих успешно выполнять служебные задачи в экстремальных ситуациях. Известно, что отсутствие профессиональных знаний, навыков, неспособность предвидеть сложные ситуации в работе приводит к возникновению дистресса. Поэтому основное направление подготовки связано с повышением уровня профессионального мастерства.
Различают три вида психологической подготовки: общую, специальную и целевую.
Общая предполагает ознакомление сотрудников охраны с криминальной обстановкой в стране, городе, районе; с типичными приемами, способами и средствами совершения преступлений.
Специальная направлена на выработку устойчивости охранника применительно к тем или иным видам преступных посягательств, ознакомление с конкретными ситуациями посягательств и факторами, вызывающими стресс. Такие задачи решаются в процессе занятий по боевой и физической подготовке, при решении проблемных ситуаций, отражающих специфику деятельности охранных предприятий.
Целевая психологическая подготовка предполагает выработку у охранника подготовленности к действиям в конкретной ситуации: например, при нападении на охраняемое лицо во время выхода из подъезда; захвате заложников; пожаре; возникновении сложных ситуаций на посту. Стрессовые ситуации создаются на реальном объекте или на объекте, моделирующем ситуацию.
Человек, готовящийся к совершению преступления, всегда находится в состояния стресса. Это связано с ожиданием действий. Преступник понимает, что достижению цели может помешать охрана, другие обстоятельства. Организм в этом состоянии выделяет дополнительную энергию, которая не может быть сразу реализована. И когда сначала действий эта энергия реализуется, преступники не всегда контролируют свое поведение и предпринимают все для устранения возникающих на их препятствий. Поэтому, в тех случаях, когда сотрудник охраны оказался в безвыходном положении и не может оказать сопротивление, безопаснее для него и окружения не предпринимать никаких резких действий. После достижения цели преступники несколько успокаиваются, их состояние будет ближе к оптимальному, и тогда от них можно ожидать действий, учитывающих все обстоятельства ситуации.
Глава 2 Экспериментальное психологическое изучение уровня тревожности охранников
2.1. Описание выборки и методов исследования
Исследование воздействия эмоционального состояния на восприятие личности проводилось в несколько этапов. В выборку вошли 30 человек.
В качестве методик исследования были выбраны:
1. Тест «Личностная шкала проявления тревоги» (опросник Дж.Тейлора).
2. Тест «Шкала ситуационной и личностной тревожности» (опросник Ч. Спилбергера).
3. Тест для изучения алкогольной зависимости (Миннесотский многопрофильный личностный опросник).
4. Диагностика состояния агрессии (опросник А. Баса и А. Дарки).
Измерение тревожности и самооценки, как свойства личности особенно важны, так как эти свойства во многом обуславливает поведение субъекта, восприятие им окружающего мира. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуационная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером.
Методика эмоционального состояния личности по шкале ситуационной и личностной тревожности Спилбергера
Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности. Для того, чтобы подсчитать сумму баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности.
Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого (таблицы 1, 2).
Таблица 1
Таблица ситуационной тревожности
Номер респондента |
Вид тревожности |
||||
Очень Высокая |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Очень низкая |
|
1 |
1,6 |
||||
2 |
1,95 |
||||
3 |
2,25 |
||||
4 |
1,5 |
||||
5 |
1,45 |
||||
6 |
1,4 |
||||
7 |
1,8 |
||||
8 |
1,9 |
||||
9 |
1,16 |
||||
10 |
2,0 |
||||
11 |
1,0 |
||||
12 |
1,0 |
||||
13 |
1,95 |
||||
14 |
2,0 |
||||
15 |
1,4 |
||||
16 |
1,45 |
||||
17 |
1,9 |
||||
18 |
2,4 |
||||
19 |
1,6 |
||||
20 |
1,5 |
||||
21 |
1,8 |
||||
22 |
2,15 |
||||
23 |
1,65 |
||||
24 |
1,9 |
||||
25 |
1,6 |
||||
26 |
1,8 |
||||
27 |
1,9 |
||||
28 |
2,05 |
||||
29 |
2,0 |
||||
30 |
1,7 |
В результате проведенного исследования были получены следующие данные:
- респондентов со средней ситуационной тревожностью – 9 чел. или 30%;
- респондентов с низкой ситуационной тревожностью – 14 чел. или 43%;
- респондентов с очень низкой ситуационной тревожностью – 7 чел. или 27%;
Представим полученные данные графически (Рисунок 1).
Рис. 1 Диаграмма ситуационной тревожности у охранников
Данные, представленные на рис.1, свидетельствуют о том, что у большинства опрошенных охранников (43%) присутствует низкий уровень ситуационной тревожности. Только 1/3 респондентов обладает средним уровнем ситуационной тревожности. Отсюда вывод: опрошенные нами охранники, находясь на рабочем месте, стараются максимально держать ситуацию под контролем, чтобы быстро реагировать на возникающую опасность.
Рассмотрим показатели личностной тревожности респондентов (таблица 2).
Таблица 2
Таблица личностной тревожности
Номер респондента |
Вид тревожности |
||||
Очень Высокая |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Очень низкая |
|
1 |
1,45 |
||||
2 |
2,2 |
||||
3 |
2,0 |
||||
4 |
1,65 |
||||
5 |
1,4 |
||||
6 |
1,3 |
||||
7 |
2,25 |
||||
8 |
1,9 |
||||
9 |
1,35 |
||||
10 |
1,95 |
||||
11 |
1,15 |
||||
12 |
1,8 |
||||
13 |
2.05 |
||||
14 |
1,55 |
||||
15 |
1,8 |
||||
16 |
1,7 |
||||
17 |
1,1 |
||||
18 |
2,6 |
||||
19 |
1,4 |
||||
20 |
1,4 |
||||
21 |
1,9 |
||||
22 |
2,15 |
||||
23 |
1,65 |
||||
24 |
1,9 |
||||
25 |
1,7 |
||||
26 |
1,6 |
||||
27 |
2,1 |
||||
28 |
2,15 |
||||
29 |
2,0 |
||||
30 |
2,0 |
В результате проведенного исследования были получены следующие данные:
- респондентов со средней личностной тревожностью – 11 чел. или 36%;
- респондентов с низкой личностной тревожностью – 11 чел. или 36%.
- респондентов с очень низкой личностной тревожностью – 8 чел. или 28%;
Представим полученные данные графически (Рисунок 2).
Рис. 2 Диаграмма личностной тревожности у охранников
Данные рис. 2 свидетельствуют о том, что равная доля опрошенных обладает средним и низким уровнем личностной тревожности (по 36%) и личностная тревожность охранников несколько выше, чем ситуационная.
Далее интересно было проанализировать состояние агрессии респондентов.
Для диагностика состояния агрессии по опроснику «Басса-Дарки» составляем таблицу сырых баллов (таблица 3).
Таблица 3
Таблица сырых баллов
Номер респон-дента |
Шкалы |
|||||||
Физи-ческая агрес-сия |
Косвен-ная аг- рессия |
Раздра-жение |
Нега-тивизм |
Обида |
Подо-зри- тель- ность |
Вер- баль- ная аг- рессия |
Чувст- во вины |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
7 |
8 |
5 |
4 |
5 |
6 |
10 |
8 |
2 |
6 |
5 |
2 |
2 |
0 |
6 |
7 |
2 |
3 |
5 |
4 |
1 |
0 |
4 |
4 |
8 |
6 |
4 |
4 |
2 |
2 |
0 |
4 |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
5 |
6 |
3 |
6 |
6 |
5 |
2 |
2 |
2 |
6 |
9 |
5 |
7 |
6 |
5 |
4 |
2 |
6 |
6 |
5 |
7 |
8 |
6 |
2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
6 |
6 |
9 |
5 |
4 |
5 |
1 |
1 |
7 |
3 |
2 |
10 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
7 |
6 |
11 |
3 |
1 |
2 |
4 |
1 |
5 |
5 |
4 |
12 |
5 |
3 |
5 |
2 |
2 |
6 |
9 |
3 |
13 |
6 |
2 |
4 |
2 |
1 |
5 |
10 |
8 |
14 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
15 |
6 |
3 |
1 |
2 |
2 |
4 |
7 |
5 |
16 |
1 |
3 |
1 |
0 |
4 |
6 |
6 |
6 |
17 |
7 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
8 |
2 |
18 |
9 |
6 |
8 |
2 |
7 |
8 |
4 |
7 |
19 |
5 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
20 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
4 |
5 |
21 |
7 |
4 |
3 |
1 |
1 |
4 |
4 |
7 |
22 |
4 |
1 |
2 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
23 |
5 |
5 |
3 |
4 |
1 |
4 |
5 |
7 |
24 |
4 |
4 |
1 |
0 |
2 |
3 |
5 |
5 |
25 |
4 |
3 |
0 |
0 |
2 |
4 |
5 |
6 |
26 |
5 |
4 |
2 |
2 |
3 |
7 |
9 |
3 |
27 |
7 |
4 |
6 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
28 |
5 |
2 |
4 |
1 |
4 |
6 |
9 |
6 |
29 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
5 |
7 |
30 |
4 |
3 |
1 |
1 |
2 |
7 |
9 |
7 |
По результатам таблицы 3 составляем таблицу агрессивности и враждебности (таблица 4).
Таблица 4
Таблица агрессивности и враждебности
Номер респондента |
Агрессивность |
Враждебность |
||
факт |
Норма |
Факт |
Норма |
|
1 |
22 |
Средний |
11 |
Враждебность |
2 |
15 |
Низкий |
6 |
|
3 |
14 |
'' |
8 |
Враждебность |
4 |
12 |
'' |
11 |
Враждебность |
5 |
12 |
'' |
6 |
|
6 |
17 |
'' |
8 |
Враждебность |
7 |
15 |
'' |
12 |
Враждебность |
8 |
15 |
'' |
6 |
|
9 |
13 |
'' |
8 |
Враждебность |
10 |
11 |
'' |
9 |
Враждебность |
11 |
10 |
'' |
6 |
|
12 |
19 |
'' |
8 |
Враждебность |
13 |
20 |
'' |
6 |
|
14 |
9 |
'' |
5 |
|
15 |
14 |
'' |
6 |
|
16 |
8 |
'' |
10 |
Враждебность |
17 |
17 |
'' |
9 |
Враждебность |
18 |
21 |
'' |
15 |
Враждебность |
19 |
11 |
'' |
9 |
Враждебность |
20 |
8 |
'' |
7 |
|
21 |
14 |
'' |
5 |
|
22 |
11 |
'' |
9 |
Враждебность |
23 |
13 |
'' |
5 |
|
24 |
10 |
'' |
5 |
|
25 |
9 |
'' |
6 |
|
26 |
16 |
'' |
10 |
Враждебность |
27 |
20 |
'' |
11 |
Враждебность |
28 |
18 |
'' |
10 |
Враждебность |
29 |
13 |
'' |
6 |
|
30 |
14 |
'' |
9 |
Враждебность |
В результате проведенного исследования личностных тестов психических состояний были получены следующие данные:
По результатам ответов на тест Баса-Дарки получились следующие данные:
- респондентов со средним уровнем агрессивности – 1 чел. – 3%;
- респондентов с низким уровнем агрессивности – 29 чел. – 97%;
- респондентов с высоким уровнем враждебности – 17 чел. – 56%;
- респондентов с низким уровнем враждебности – 13 чел. – 44%.
Представим полученные данные графически (Рисунок 3).
Рис. 3 Диаграмма агрессивности и враждебности у охранников
Данные, представленные на рис. 3, свидетельствуют о том, что преобладающее большинство опрошенных охранников обладают низким уровнем агрессивности (97%). Однако, уровень враждебности более половины респондентов (56%) высок. Это говорит о том, что данная категория опрошенных могут без необходимости вступать в конфликт, проявляя враждебность по отношению к окружающим.
По результатам исследования личностной шкалы проявления тревоги (опросник Тейлора) составляем таблицу 5.
Таблица 5
Таблица личностной шкалы проявления тревоги
(опросник Тейлора)
Номер респондента |
Кол-во баллов |
Оценка |
1 |
6 |
Средний |
2 |
8 |
'' |
3 |
8 |
'' |
4 |
11 |
'' |
5 |
1 |
Низкий |
6 |
3 |
'' |
7 |
11 |
Средний |
8 |
15 |
'' |
9 |
6 |
'' |
10 |
7 |
'' |
11 |
4 |
'' |
12 |
2 |
'' |
13 |
8 |
'' |
14 |
6 |
'' |
15 |
3 |
Низкий |
16 |
9 |
Средний |
17 |
9 |
'' |
18 |
28 |
Высокий |
19 |
11 |
Средний |
20 |
6 |
'' |
21 |
6 |
'' |
22 |
12 |
'' |
23 |
4 |
Низкий |
24 |
2 |
'' |
25 |
3 |
'' |
26 |
1 |
'' |
27 |
8 |
Средний |
28 |
14 |
'' |
29 |
5 |
Низкий |
30 |
8 |
Средний |
В результате проведенного исследования были получены следующие данные:
- респондентов с высокой личностной тревожностью – 1 чел. или 3%;
- респондентов со средней личностной тревожностью – 21 чел. или 70%.
- респондентов с низкой личностной тревожностью – 8 чел. или 27%;
Представим полученные данные графически (Рисунок 4).
Рис. 4 Диаграмма личностной тревожности у охранников (опросник Тейлора)
Таким образом, полученные после проведения тестирования по опроснику Тейлора, данные подтверждают результаты теста Спилбергера – большинство опрошенных обладают средним уровнем личностной тревожности.
По результатам теста для изучения алкогольной зависимости (Миннесотский многопрофильный личностный опросник) составляем таблицу 6.
Таблица 6
Таблица алкогольной зависимости
Номер респондента |
Оценка |
1 |
Очень низкая |
2 |
'' |
3 |
'' |
4 |
'' |
5 |
'' |
6 |
'' |
7 |
'' |
8 |
'' |
9 |
'' |
10 |
'' |
11 |
'' |
12 |
'' |
13 |
'' |
14 |
'' |
15 |
'' |
16 |
'' |
17 |
'' |
18 |
'' |
19 |
'' |
20 |
'' |
21 |
'' |
22 |
'' |
23 |
'' |
24 |
'' |
25 |
'' |
26 |
'' |
27 |
Склонность к алкоголизму |
28 |
Очень низкая |
29 |
'' |
30 |
'' |
Представим полученные данные графически (Рисунок 5).
Рис. 5 Диаграмма алкогольной зависимости
Как свидетельствуют данные таблицы 6 и рисунка 5, в результате проведенного исследования были получены следующие данные:
- респондентов со склонностью к алкоголизму – 1 чел. или 3%;
- респондентов с очень низкой алкогольной зависимостью – 29 чел. или 97%.
Отсюда вывод – большинство опрошенных охранников не склонны к алкоголизму.
Таким образом, в результате исследования получены следующие результаты:
1) охранников со средним уровнем ситуационной тревожности – 9 чел. (30%);
2) охранников с низким уровнем ситуационной тревожности – 14 чел. (43%);
3) охранников с очень низким уровнем ситуационной тревожности – 7 чел. (27%);
4) охранников со средним уровнем личностной тревожности – 11 чел. (36%);
5) охранников с низким уровнем личностной тревожности – 11 чел. (36%);
6) охранников с очень низким уровнем личностной тревожности – 8 чел. (28%);
7) охранников со средним уровнем агрессивности – 1 чел. (3%);
8) охранников с низким уровнем агрессивности – 29 чел. (97%);
9) охранников с высоким уровнем враждебности – 17 чел. (56%);
10) охранников с низким уровнем враждебности – 13 чел. (44%).
Вербальная агрессия преобладает у большинства респондентов (1; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 22; 24; 25; 26; 27; 29; 30). Чувство вины также характерно для многих респондентов (1; 3; 7; 8; 12; 16; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 27; 28; 29; 30). У многих респондентов преобладает подозрительность (4; 9; 11; 16; 17; 18; 19; 22; 26; 27; 28; 29). Для отдельных респондентов характерна физическая агрессия (8; 14; 15; 21). У некоторых респондентов преобладает обида (7; 18).
Заключение
В свете проведенного анализа эмоциональный процесс представляет собой реакцию механизмов регуляции на воздействия, значимые для биологического или психического равновесия субъекта; эта реакция характеризуется такими особенностями, как степень возбуждения, знак и содержание (или качество). Этот процесс оказывает влияние на поведение человека, принимая участие в регуляции деятельности.
Степень участия эмоций в регуляции поведения может быть разной: эмоция может проявляться в латентной форме - в таком случае она не оказывает непосредственного влияния на протекание деятельности, но создает готовность к определенным реакциям, и о ее существовании можно узнать тогда, когда в ответ на слабый раздражитель внезапно возникает сильная и хорошо организованная эмоциональная реакция (например, вспышка гнева по поводу ничтожной причины у «накалившегося» человека); с другой стороны, эмоция может достигать такой степени концентрации и силы, что начинает полностью контролировать поведение, - в таком случае говорят, что она выражается в форме аффекта.
Эмоции различаются и своей продолжительностью. В этом отношении выделяют кратковременные ситуативные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т. п.) и более продолжительные, устойчивые эмоции - настроения. Устойчивая склонность реагировать определенными эмоциями на некоторые ситуации пли объекты может быть названа эмоциональной установкой.
Эмоциональные процессы оказывают организующее влияние на поведение. Различным эмоциям соответствуют разные комплексы моторных реакций.
Эмоции участвуют также в организации знаковых действий человека, благодаря чему человек приобретает способность выражать свои эмоции в словесной форме. Эта способность создает возможность ориентации в собственных эмоциях и контроля над ними.
Эмоции влияют также причиной возникновения устойчивой готовности к определенному реагированию на некоторый круг внешних ситуаций, так называемого эмоционального отношения.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что у охранников имеют место такие состояния, как: тревожность и агрессивность. Наличие таких составляющих характера охранников несомненно оказывает влияние на восприятие ими окружающего мира. Чем больше выражены эти составляющие, тем, соответственно, большее влияние они оказывают.
Список литературы
1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - №4. - С.141-149.
2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - №5. - С.12-17.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. - 398с.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1983. – 348с.
5. Бодров В.А. Основы профессионализма. - М., 1996. – 288с.
6. Гнесь П.А. Тактика охранной деятельности. Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности частный охранник. - СПб, 1998. – 348с.
7. Журавлев С.Ю. Частная охрана. - М., 1994. – 320с.
8. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997. - 362с.
9. Калинин С.В., Образцов С.Е. Охрана. Оружие. Безопасность. – СПб., 1999. – 254с.
10. Колышкин В.В. Практические основы профотбора. - Новосибирск,1995. – 358с.
11. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - 452с.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. - 285с.
13. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М., 1975. - 238с.
14. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: «Прогресс», 1979. - 392с.
15. Психология эмоций. – М.: Прогресс, 1987. - 394с.
16. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999. - 348с.
17. Теплов Э.П., Вандышев В.В., Кириченко В., Лесов В.М. Нормативные основы деятельности сотрудника частной службы безопасности. Часть 1. – СПб., 1998. – 357с.
18. Теплов Э.П., Вандышев В.В., Кириченко В., Лесов В.М. Частная охранная деятельность: организационно-правовые и тактические основы. – СПб., 1996. – 210с.