ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Когнитивные особенности и аффективная сфера

    в младенческом возрасте………………………………………………..5

   1.1. Характеристика когнитивных особенностей младенцев………….5

   1.2. Аффективная сфера и ее проявления у детей

          младенческого возраста……………………………………………10

2. Я-концепция и поведенческие особенности детей

    младенческого возраста………………………………………………..14

    2.1. Особенности формирования Я-концепции………………………14

    2.2. Поведенческие особенности младенца…………………………..19

Заключение………………………………………………………………..22

Библиографический список литературы………………………………...25

Приложение……………………………………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того,                                   в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее                      ребенка.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям                       среды.

Младенческий возраст — период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно–личностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно–манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с «кризисом                                                       первого года», свидетельствующим о формировании личности                            ребенка.

Младенчество – период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать наглядно воспринимаемые ситуации,                    взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению                      близких.

Объект исследования – дети младенческого возраста.

Предмет исследования – основные новообразования                      младенчества.

Цель исследования – изучить основные новообразования    младенчества.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику когнитивных особенностей младенцев.

2. Рассмотреть особенности аффективной сферы и ее проявлений у детей младенческого возраста.

3. Проанализировать особенности формирования Я-концепции у детей младенческого возраста.

4. Рассмотреть поведенческие особенности младенцев.

Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов, как: Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, И.В. Дубровина,                         С.В. Маланов, В.С. Мухина, Л.Ф., Обухова, О.О. Петрова, А.А. Реан,                  Е.Е. Сапагова и др.

1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДЕНЦЕВ

Развитие когнитивной сферы ребенка будем рассматривать в контексте развития познавательных психических процессов.

К познавательным психическим процессам относятся пси­хические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, пред­ставления, память, воображение, мышление, речь [8; 12].

1. Развитие ощущений.

Ощущение - отражение свойств предметов объективно­го мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств [1].

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дро­жит из-за различия температуры тела матери и температуры комнаты. Реагирует новорожденный ребенок и на прикоснове­ния, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко разви­та вкусовая чувствительность. Новорожденные дети ярко реа­гируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Че­рез несколько дней после рождения ребенок уже способен от­личить молоко матери от подслащенной воды, а последнюю - от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мама или нет [9].

Однако следует отметить, что обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются у ребенка достаточно дол­го. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Развитие слуха у младенца происходит следующим образом. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней после рождения. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение пер­вой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель [9].

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шеве­лит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку у новорожденного ребенка очень низкая, но постепенно в пер­вые недели его жизни она возрастает. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачи­вая голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музы­ку улыбкой, общим оживлением.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюда­ется на втором месяце жизни, когда ласковый тон мамы дей­ствует на ребенка успокаивающе.

Немного позже ребенок начинает воспринимать ритмичес­кую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако раз­личение звуков речи наступает только к концу первого года жизни малыша. С этого момента и начинается развитие соб­ственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способ­ность различать гласные, а спустя некоторое время он начина­ет различать и согласные.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных детей достаточно низка, но уже в первые дни жиз­ни она заметно возрастает. С момента появления у малыша зрительных ощущений ребенок начинает реагировать на свет различными двигательными ре­акциями.

Однако цвет ребенок различает очень плохо, и развитие этой его способности идет очень медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвета на пятом месяце жизни, после чего у него незамедлительно по­является интерес ко всякого рода ярким предметам.

Новорожденный ребенок не может различать предметы. Эта способность возникает у малыша лишь в процессе разви­тия у него восприятия.

2. Восприятие.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситу­аций, явлений, возникающих в сознании человека при не­посредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов              чувств [4].

Новорожденный ребенок, обладая определенными ощущения­ми, не может «видеть» окружающие его предметы. Это объяс­няется тем, что движение глаз ребенка не согласовано: один глаз  смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым.

По мнению Е.О. Смирновой [11], признаки предметного воспри­ятия у ребенка начинают проявляться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. К 5-6 месяцам количество случаев фиксации взора малы­ша на предмете увеличивается, однако на этом развитие вос­приятия у ребенка только лишь начинается. Важнейшим условием развития восприятия как психичес­кого процесса является практика.

3. Развитие речи.

Развитие речи проходит в несколько этапов. Чаще всего выде­ляют четыре периода развития речи у ребенка. Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период начинается с первых дней жизни ребенка и длится до конца первого года его жизни.

Голосовые реакции наблюдаются, уже у новорожденных. Это хныканье. Несколько позднее (3-4 недели) они превраща­ются в редкие отрывистые звуки - зачатки лепета. Первые звуки, произносимые ребенком, лишены функции речи. Они возникают, скорее всего, из-за органических ощущений, или двигательных реакции на вне­шний раздражитель.

Со второй половины первого года жизни у ребенка по­являются элементы настоящего речевого общения. В 6-6,5 месяцев ребенок начинает связывать воспринимаемый предмет с определенным словом — именем или названием объекта и предмета. С 7-8 месяцев у ребенка значительно увеличивается ко­личество слов, которые он связывает с определенными действи­ями или впечатлениями [9].

4. Мышление.

Мышление является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразова­ния в сознании человека окружающей действительности.

Развитие мышления выражается в способности обобщать и сравнивать. Первые обобщения ребенка неотде­лимы от его практической деятельности: мы видим, как ребе­нок совершает одни и те же действия со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни малыша [5].

Способности к сравнению наблюдаются, как правило, в возрасте около 2 лет. На данном этапе развития мышления в сознании ре­бенка происходит процесс обнаружения сходства или различия между предметами и явлениями реального мира.

5. Память.

Первоначальным проявлением памяти можно считать услов­ные рефлексы, которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни ребенка. Например, прекращение плача, когда в комнату входит мама.

Более отчетливо проявле­ние памяти обнаруживается то­гда, когда ребенок начинает уз­навать предметы. Впервые этот процесс наблюдается в конце первого полугодия жизни ма­лыша и сначала ограничивает­ся узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окру­жают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, уве­личивается. Удлиняется и скрытый период. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого.

Таким образом, к концу второго года жизни память ребен­ка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме [4; 9].

6. Развитие внимания.

Под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители, причем только в слу­чае их резкой смены. Например, при переходе от сумерек к яр­кому свету, при внезапных громких звуках, при смене темпера­туры и т.п.

Начиная с третьего месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, то есть наиболее близкими к нему.

В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к но­вым ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание в этот период жизни до­статочно развито и интенсивно. Зачатки произвольного внимания обычно начинают про­являться к концу первого - началу второго года жизни ребенка.

1.2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Развитие аффективной сферы ребенка начинается еще до рождения. Осознанное желание родителей иметь ребенка является одним из главных моментов в формировании психоэмоцио­нальной структуры личности будущего ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружа­ющих людей складывается у желанного ребенка еще в мо­мент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» - эта формула, записанная в подсознании малыша, определяет не только его развитие, но и весь жизненный путь бу­дущей личности. Ребенок, в необходимости появления которо­го на свет родители долго сомневались, существенно отличает­ся от желанного. Своим поведением этот малыш как бы мстит родителям за их «нежелание, нелюбовь, неожидание» [9].

Аффективная сфера - совокупность переживаний чело­веком своего отношения к окружающей действительнос­ти и к самому себе [2].

Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом воз­расте - непосредственное эмоциональное общение с окружа­ющими. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия.

Важным новообразованием этого возраста является фор­мирование у ребенка потребности в общении с другими людь­ми и определенное эмоциональное отношение к ним. Дефицит эмоционального общения оказывает отрицательное влияние на психическое развитие малыша.

Наблюдения за младенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов в шестой день Жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцати часов после рождения на лице младенца отмечаются движения, мор­фологически напоминающие улыбку. Эти движения возника­ли во сне и рассматривались как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца в первую неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том чис­ле в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себе человечес­кий голос не вызывает у мла­денца улыбку. К этому возрас­ту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стиму­лы, в том числе вид человечес­кого лица.

На втором и третьем меся­це жизни ребенок уже улыба­ется спонтанно, а не только в ответ на внешние раздражите­ли. Наиболее универсальным стимулом для улыбки можно считать вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появля­ются голосовые реакции.

Эта реакция получила на­звание «комплекс оживления». Некоторые психологи дет­ства считают именно это ново­образование основным показателем завершения периода новорожденности. По комплексу оживления учеными были проведены некоторые исследования, результаты которых описаны в Приложении 1 [9].

Рассмотрим влияние эмоций на физиологические процессы в организме ребенка. Звуки гуления, издаваемые ребенком в момент радости, имеют значение для голосовых реакций, а в дальнейшем и для разви­тия речи. Кроме того положительные эмо­ции влияют на все физиологические процессы, происходящие в организме ребенка, повышая его тонус. Поэтому преобладание радостного состояния для всех возрастов развития челове­ка очень ценно.

Эмоциональные контакты с детьми в возрасте двух, трех, че­тырех месяцев показывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который никогда их не кормил и не пеленал, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит.

На первом месяце жизни крик ребенка, по своему звуко­вому составу близкий к интонеме обиды и недовольства у взрослых, свидетельствует об аналогичном состоянии малы­ша. Позднее в голосовых реакциях ребенка появляются и дру­гие звуки, позволяющие дифференцировать его эмоциональ­ное состояние.

На эмоциональную окраску речевого сообщения дети на­чинают реагировать раньше, чем способны понять его смысл. Так, сурово сказанные, но ласковые по смыслу слова вызыва­ют у ребенка отрицательные эмоции, тогда как мягкий тон сердитого но смыслу словесного обращения стимулирует положительные эмоциональные проявления [10].

В связи с увеличением длительности бодрствования и даль­нейшим развитием деятельности анализаторов у ребенка появ­ляются условия для возникновения положительных эмоций. С 6 месяцев голос и зрительный образ матери несут такой же позитивный эмоциональный импульс, как ранее физический контакт. Более того, нормально развивающемуся ребенку край­не важно теперь видеть мать.

Этот этап развития, когда шестимесячный плачущий ре­бенок замолкает, услышав из другой комнаты голос мамы, психологи называют «по­явлением надежды».

Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых. Всего ребенок в состоянии различить до 30 голосовых оттенков и интонаций.

В процессе общения со взрослыми на 2-м году жизни у ре­бенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Это способствует созданию у ребенка внутренних условий для развития самооценки, самолюбия, для формиро­вания устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.

Естественно, что ребенку, даже младенческого возраста, свойственны не только положительные, но и отрицательные эмоции.

Психологи [3; 8] утверждают, что на 2-м году жизни ребенка имеется больше предпосылок для возникновения у него отрицательных эмоций, чем в последующие периоды его развития. Это объясняется прежде всего тем, что у детей в этом возрасте еще плохо развита активная речь (особенно в первом полугодии 2-го года), что приводит к неумению выразить словами свое отношение к тому или иному факту, событию или ситуации. Отрицательные эмоциональные состояния выражаются уже не только в крике, плаче. Находясь в состоянии недовольства чем-либо, ребенок в этом возрасте топает ногами, дерется, а иногда и кусается. Например, если ма­лыш утомлен, огорчен или обижен, то есть находится в состоя­нии повышенной или, наоборот, пониженной возбудимости, а к нему подойдет кто-то из детей с намерением пожалеть или просто поиграть с ним, то он может дать неадекватную реак­цию - еще больше расплакать­ся или ударить ребенка, жале­ющего его. В таких случаях очень важно сберечь и стиму­лировать у второго ребенка же­лание проявлять сочувствие.

Уже на 2-м году жизни ребенок способен испытывать такие эмоции, как радость, любовь, страх, обида и т.п.

Эмоции страха чаще все­го возникают у малыша в ре­зультате резкого изменения ка­кого-либо стереотипа в его привычной жизни. Не обладая жизненным опытом, ребенок боится всего нового, незнако­мого, неожиданного. Однако спокойное отношение взрос­лых к новым впечатлениям, к изменению ситуации быстро приучает ребенка не бояться их.

Причиной возникновения страха может быть и неправиль­ное воспитание. Почти в каждой семье ребенка пугают чем-ни­будь, желая заставить его слушаться. Тем самым взрослые со­вершают серьезную ошибку, так как частые переживания чув­ства страха в детстве могут оставить глубокий след в душе ребенка, вызвав со временем нервозность, различные формы тя­желых психических отклонений и т. п.

2. Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

2.1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Я-концепция - это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно соб­ственной личности [6].

Рассмотрим формирование Я-концепции детей младенческого возраста с различных точек зрения:

1. Развитие «телесного» Я-образа.

До 3 месяцев младенец, по-видимому, не воспринимает себя как «субъекта», который хочет и может исследовать окружающий его мир и оценивать его значимость для себя.

В трехмесячном возрасте ребенок начинает проявлять зна­чительный интерес к детальному исследованию пространства собственного «Я». Наиболее выраженным и значимым прояв­лением этого является изучение и освоение ребенком своего фи­зического тела. Младенец с большим интересом открывает для себя собственные руки и пальчики на них, исследует и познает их возможности, совершая различные движения, понятные только ему.

К 6 же месяцам ребенка начинают в большей степени ин­тересовать собственные ноги, он делает попытки «использо­вать» их по прямому назначению, поддерживая вертикальное положение тела и совершая первые передвижения. Для малы­ша открытие того, что он сам может «передвигаться» в этом про­странстве, отыскивать в нем то место, которое ему кажется при­влекательным, овладевать любыми интересующими его предметами, имеет крайне важное значение. Ведь совершая первые Движения (сначала ползком, а потом и перебежками), ребенок обретает столь желанную самостоятельность, самоутверждает­ся, становится увереннее и крепче в своих движениях. Все это приводит ребенка в восторг, и он стремится разделить свою ра­дость со взрослыми [9].

Раннее осознание «телесного Я» у ребенка связано прежде всего с опытом тех движений и действий, которые малыш осу­ществляет в процессе освоения пространства своего физичес­кого тела. Более целостно Я-образ впервые воспринимается ре­бенком при знакомстве со своим отражением в зеркале.

До 8 месяцев очевидно, что ребенка привлекает изображе­ние в зеркале, однако узнает ли он себя, однозначно сказать трудно.

Между 8 и 16 месяцами малыш уже может отличить соб­ственное изображение в зеркале от зеркальных образов других людей, например от ребенка старшего возраста или взрослого. Именно в этот возрастной период младенец начинает связывать конкретные особенности внешности с чувством своего «Я». Од­нако интересно, что если поставить губной помадой яркую мет­ку на носу малыша, то он ее непременно заметит, но станет по­казывать не на свой нос, а на нос в зеркале.

Примерно в 18 месяцев ребенок уже более не нуждается в каких-то внешних подсказках, чтобы установить связь между изображением в зеркале и собой, - он понимает, что видит свой собственный образ. Теперь, если вновь повторить эксперимент с губной помадой, последует иная реакция малыша: он укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза и смущенно улыбнется.

К двум годам познание ребенком себя расширяется еще больше. Он уже не только узнает свое изображение в зеркале, но постепенно начинает осознавать и смысл тех действий, ко­торые совершают взрослые, причесывая или умывая его. Так, двухлетний ребенок, прихорашиваясь сам перед зеркалом, лю­буется собой, начиная задумываться над понятиями красоты, опрятности, аккуратности [7; 9].

2. Развитие Я-образа во взаимодействии с предметами.

Приобщение ребенка к предметному миру происходит под вли­янием его общения со взрослыми, в результате которого у мла­денца происходит формирование определенных предпочтении к каким-либо предметам. Ребенку может нравиться или не нра­виться предмет из-за его определенного цвета, формы, запаха или звука, производимого этим предметом или игрушкой.

Одному малышу интересны куклы, потому что они внеш­не похожи на человека, другой же предпочитает тряпичные или плюшевые мягкие игрушки - их приятно трогать руками. Узнать о подобных предпочтениях ребенка можно по характер­ному комплексу оживления, который характеризуют радость и нетерпение малыша при приближении к желанному предмету.

3. Развитие Я-концепции под влиянием социума.

С конца первого месяца общение младенца со взрослыми име­ет ситуационно-личностный характер. Это связано с тем, что в этот период своего развития ребенок нуждается в общении со взрослыми прежде всего для удовлетворения своих насущных потребностей, поэтому малыш стремится во всем проявить свою активность, выражая свое эмоциональное отношение к имею­щей место ситуации.

В настоящее время считается признанным, что ребенок уже в первые полгода жизни способен к ограниченной имитации действий своих родителей. Он двигает головой, открывает и закрывает рот, даже высовывает язык в ответ на мимику роди­телей.

После 6 месяцев постижение своего «Я» развивается в рус­ле общего психосоциального развития младенца. Если рассмат­ривать одну из важных психосоциальных составляющих в сис­теме человеческих отношений - привязанность к значимым близким - как способ проявления самосознания, то самосо­знание первоначально на эмоционально-чувственном уровне дает основание ребенку осознавать себя как: «Я - любимый», «Я - желанный», «Я - привязанный к моим близким». Таким образом, ребенок ощущает свое «Я» таким, каким воспринима­ют и определяют его взрослые, то есть Я-концепция младенца «помещена» внутрь родительской концепции и из нее                              рож­дается [9].

Младенец старше 6 меся­цев способен уже четко и свое­временно выразить окружаю­щим свою реакцию на какую-либо конкретную ситуацию. Теперь ребенок уже знает, чего он хочет, и в случае, если ситуация не нравится малышу или противоречит его ожиданиям, если он испытывает дискомфорт оттого, что чем-то неудовлетворен, - он «сердится» и незамедлительно ставит в известность своих родителей, требуя и ожидая изменения ситуации. Если же ребенок чем-то доволен, ему все нравится, ситуация приносит ему желанное и приятное, то младенец спешит оповестить окружающих об этом радостным оживлением.

Таким образом, возникновение и формирование осознания своего «Я» у ребенка происходит в результате его активного вза­имодействия с окружающими. В связи с этим взрослым следу­ет иметь в виду, что им необходимо всячески способствовать развитию активного самовыражения ребенка, помогать ему про­являть свои желания, свою индивидуальность.

С 3 месяцев и примерно до конца первого полугодия ребенок начинает различать знакомых и незнакомых людей. Близкого человека, которого ребенок хорошо знает, он приветствует ра­достной улыбкой или просто оживлением. Незнакомца же ма­лыш может «принять» также с радостью, однако степень ее вы­раженности будет заметно меньше. Многое зависит от того, ка­ково у ребенка общее эмоциональное восприятие мира и окружающих его людей.

Во втором полугодии жизни у ребенка появляется стой­кое расположение к родным людям и параллельно развивается отрицательное отношение к незнакомцам.

К 7-8 месяцам ребенок может, проанализировав различ­ные реакции на него со стороны взрослых, сделать выводы о том, кто из окружающих с ним связан и как этот человек к нему относится. Появляющиеся же в поле восприятия ребенка «не­знакомцы» уже без труда отличаются от близких людей и ро­дителей и принимаются ребенком с большой настороженнос­тью.

Проявление особенностей образа Я в речи ребенка начинается с момента появления его лепета в виде псевдословесного пото­ка. Этот способ эмоционально-мотивационного общения мла­денца со взрослыми проявляет себя примерно к 11 месяцам жизни малыша. Во второй половине первого года жизни у ребенка начи­нает формироваться собственно речевая деятельность [5; 9].

3. Отношение младенца к себе

Экспериментально было установлено, что на первом году жизни у ребенка развивается весьма своеобразное отношение к себе. В основном оно складывается в результате общения со взрослыми, адекватно и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности ребенка, ко­торые исходят от окружающих. Вследствие этого у ребенка фор­мируются такие важные составляющие его образа-Я, как эмоционально-позитивное самоощущение и переживание своей значимости для окружающих людей.

Таким образом, все эти факторы влияют на развитие у мла­денца общей самооценки. Однако на первом году жизни роль собственного опыта ребенка (его взаимодействие с предмета­ми, общение со взрослыми) в развитии образа Я еще весьма не­значительна.

Интересно, что с момента рождения и два месяца спус­тя младенцы не могут выделить себя из окружающего мира. Однако со временем они начинают понимать, что они - от­дельные и единственные в своем роде существа. Осознанию этого открытия посвящена значительная часть младенчества.

2.2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДЕНЦЕВ

Поведенческие особенности детей младенческого возраста характеризуются двумя показателями:

1. Развитие телесного пространства и физической активности.

2. Развитие социального поведения [9].

Рассмотрим эти показатели подробнее.

Развитие телесного пространства и физической активности.

Развитие телесного пространства начинается с освоения ребен­ком собственного тела. Это происходит путем исследования воз­можностей своего тела и его спонтанной физической актив­ности.                                                                         

Наличие схемы тела необходимо для эффективного взаи­модействия ребенка с физическим миром. Формирование схе­мы тела начинается, по-видимому, с момента его первого кон­такта с предметным миром и в дальнейшем обусловливается его предметными действиями и деятельностью.

Новорожденный ребенок большую часть времени спит. Одна­ко уже в первые дни общее время бодрствования, состоящее из коротких интервалов между сном, достигает нескольких часов в сутки. Во время бодрствования ребенок проявляет три формы активности: спокойное бодрство­вание, активное бодрствование и крик, который взрослыми оце­нивается как плач.

Во время спокойного бодрствования ребенок лежит с от­крытыми глазами. При этом двигательная активность, в том чис­ле и мимическая (гримасы), практически отсутствует. При по­падании в поле его зрения движущегося предмета он может провожать его взглядом.

В периоды активного бодрствования глаза ребенка также открыты, дыхание, как правило, неровное. Он совершает быстрые, хаотичные, разнообразные движения, в которых принима­ют участие все части его тела.

Во время крика ребенок издает голосом громкие, нечле­нораздельные, порой надрыв­ные звуки. При этом он весь приходит в движение - «барахтается».

В поведении новорожден­ного проявляются разнообразные, жизненно необходимые рефлексы. Один из них - рефлекс «поиска груди»: если ре­бенка погладить по щеке около уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей руки. Если ребенок очень голоден, то в ответ на такое раздражение он повернет голову в обе стороны несколько раз, при этом он  открывает рот и вытягивает губы [3].

 К 4 месяцам некоторые рефлексы (например, рефлекс шагания) угасают, и в поведении ребенка начинает появляться некоторая осмысленность и «произвольность». В этом же воз­расте   дети   уже   способны переворачиваться с живота на спину и обратно.

В возрасте 7-10 месяцев ребенок овладевает до­статочно тонкой моторикой, а также обретает способность само­стоятельно перемещаться в пространстве. Его действия носят уже манипуляторный характер.

Зрительно-моторная координация достигает высокого уровня развития: ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого.

После 10 месяцев игры с предметами приобретают дифференцированный, функциональный характер: куклу укачива­ют, расческой «расчесываются», машину катают. Таким обра­зом, многие действия ребенка после 10 месяцев становятся пред­намеренными.

Основной новой характеристикой деятельности второго года жизни ребенка является его направленность на достиже­ние результата, интерес к функциональному назначению объек­тов, т.е. переход от манипуляторной к собственно предметной деятельности [4].

Развитие социального поведения

Изначальная социальность ребенка не только способствует его психическому развитию, но и требует постоянных, устойчивых, заинтересованных его контактов со взрослыми.

До 6 месяцев общение ребенка со взрослыми носит преимуще­ственно эмоциональный характер. В качестве средств общения в это время выступают эмоциональные реакции.

После 6-8 месяцев у ребенка формируется новый тип об­щения со взрослыми - ситуативно-деловой, при котором в [качестве средства общения наряду с эмоциональными реакци­ями становится действие с предметом.

В возрасте до одного года понимание ребенком речи взрослого носит еще сугубо ситуативный характер. Ребенок скорее реа­гирует на интонацию и выражение лица близкого человека, чем на собственно значение сказанного им слова. Значения слов представлены ему единичными объектами в знакомых ситуа­циях.

На втором году жизни начинает стремительно развивать­ся процесс обобщения. К концу второго года ребенок имеет ак­тивный словарный запас — уже в два-три десятка слов. Он мо­жет уже связывать их в предложения, состоящие из двух-трех слов. Несмотря на то что слова произносятся неправильно, ре­бенок может уже с их помощью выразить свое желание, при­глашение, вопрос. Где-то именно в этом возрасте адресованные взрослому неоформленные возгласы с просьбой назвать пред­мет заменяются первыми вопросами типа «Что это?» [9].

Основным механизмом развития ребенка как субъекта де­ятельности и общения также является подражание взрослым, ко­торое приобретает в разные периоды жизни самые различ­ные формы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования было выявлено, что на первых этапах когнитивного развития прежде всего проис­ходит развитие тех процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы. К числу та­ких процессов относятся ощущения и восприятия. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувстви­тельность, достаточно высоко развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Развитие зрения и слуха происходит постепен­но в течение всего периода младенчества.

Развитие речи у ребенка проходит в несколько этапов:

-   период подготовления словесной речи. После 6 месяцев жиз­ни у ребенка появляются элементы настоящего речевого об­щения;

-   в конце первого - начале второго года жизни происходит пе­реход к следующему этапу овладения ребенком речью - пе­риоду первоначального овладения языком. Потребность в ре­чевом общении становится одной из жизненных потребнос­тей ребенка.

Развитие мышления проходит в этом возрасте несколько стадий: обобщение, развитие речи, сравнение.

К концу второго года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого - началу второ­го года жизни ребенка.

Развитие эмоциональной сферы ребенка является важнейшим фактором связи его с окружающим миром. Появление комплек­са оживления свидетельствует о завершении кризиса новорож­денного и начале развития социальных эмоций. Развитие эмпатии у ребенка наблюдается в конце первого года жизни. На втором году жизни у малыша в силу различных причин и обстоятельств начинается активное проявление отрицательных эмоций, в том числе и эмоций страха. Для того чтобы эти эмоции развивались у ребенка в рамках нормы, необходимы постоянное внимание, лю­бовь и забота со стороны близких.

Формирование Я-концепции у ребенка на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения со взрослыми. Я-концепция в младенческий период (так же как и в последующие) проходит стадию «функ­ционального развития», что предусматривает изменение отдель­ных составляющих и функций Я-образа ребенка. С момента рождения и два месяца спустя младенцы не могут выделить себя из окружающего мира. Однако со временем они начинают понимать, что они - отдельные и единственные в сво­ем роде существа. Осознанию этого открытия посвящена значи­тельная часть младенчества. Последовательность формирования Я-концепции у младенцев

- первые два месяца жизни у ребенка нет грани между собой и миром;

- осознание своего тела приходит в 3-8 месяцев;

- воздействие на окружение начинается с 3 месяцев;

- выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7-8 месяцев;

- умение откладывать осуществление своих «планов» на корот­кое время появляется с 8 месяцев;

- подражание окружающим людям и изучение норм их пове­дения начинается с 6 месяцев;

- опережающая модель в самопроявлении - понимание того, что от него ждут, наступает в 12-18 месяцев;

- внешний Я-образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) фор­мируется с 8 месяцев;

- узнает о принадлежности к конкретному полу с 18 месяцев;

- узнает о своих физических особенностях и других характе­ристиках с 18 месяцев.

Основная линия развития поведения ребенка в раннем возрасте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движений, характерных для первой половины пер­вого года жизни, когда реализуется стремление к формированию эмоционального контакта со взрослым, через интенсивное освое­ние своего собственного тела к достаточно высоко дифференци­рованной предметной деятельности, становлению речи и интен­сификации общения со взрослым на втором году жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 344с.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности форсирования личности в детстве. – М., 1990. – 432с.

3. Возрастная и педагогическая психология/Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998.-320с.

4. Детская практическая психология/Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000.-256с.

5. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М., 2001. – 376с.

6. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2000. – 478с.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 405с.

8. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Конспект лекций. – Роство н/Д: Феникс, 2004. – 224с.

9. Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368с.

10. Сапагова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М., 2001. – 344с.

11. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 1997. – 344с.

12. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981. – 367с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИССЛЕДОВАНИЯ АФФЕКТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

1. Исследования М.Ю. Кистяковской.

В результате серии исследований, проведенных в Академии медицинских наук в Москве, М. Ю. Кистяковская (1965) обнару­жила, что комплекс оживления наблюдается у здоровых детей к концу первого - началу второго месяца жизни. Кроме улыбки, комплекс оживления проявляется быстрыми генерализованными движениями с попеременным сгибанием и выпрямлением конеч­ностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и моргани­ем. По результатам проведенных исследований можно сделать ряд выводов:

а) взрослый может вызвать позитивную эмоцию младенца, про­сто обеспечивая его слуховыми и зрительными впечатления­ми, тем самым развивая его способность к визуальной кон­центрации;

б) своевременное и полное удовлетворение первичных потреб­ностей младенца значительно снижает вероятность возник­новения негативных эмоций и создает условия для позитив­ного эмоционального развития ребенка;

в) позитивные эмоции способствуют длительной и устойчивой визуальной концентрации.

2. Исследования Штитца и Вольфа.

В классическом исследовании Шпитца и Вольфа (Spitz, Wolf, 1946) было обнаружено, что в возрасте от двух до пяти месяцев ребенок реагирует улыбкой на любое человеческое лицо. Примерно на четвертом-пятом месяце ребенок начинает отличать мать от других людей. После этого возраста лицо не­знакомого человека редко вы­зывает у него улыбку, он теперь отдает явное предпочтение ма­теринскому лицу и другим зна­комым лицам. Эффект, кото­рый производит улыбка ребен­ка, ее воздействие на чувства матери подтверждают истин­ность гипотезы о мотивационной роли эмоций и эмоциональной экспрессии. Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует форми­рованию эмоциональной привязанности, теплых, нежных от­ношений между матерью и ребенком.

3. Исследования М.И. Лисиной.

Как отмечает М. И. Лисина: «Мать видит то, чего еще нет, и тем самым реально лепит новое поведение ребенка. Она на­чинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к ком­муникативной деятельности, но именно благодаря этому он в конце концов втягивается в эту деятельность». При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрица­тельной эмоции  плач.