Оглавление

1. Понятие о чувствах. Физиологические механизмы эмоций.

    Формы переживания чувств: настроение, аффекты, эмоции,

    Собственно чувства, страсти………………………………………………3

2. Психологическая характеристика Аллы Пугачевой……………………18

Список литературы………………………………………………………….24

1. Понятие о чувствах. Физиологические механизмы эмоций. Формы переживания чувств: настроение, аффекты, эмоции, собственно чувства, страсти

У психологов, так же как у философов и педагогов, нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, полагая разум характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная деятельность. В нашем обществе, да и не только в нашем, человек, начав учиться в раннем детстве, продолжает свое образование по мере взросления до достижения зрелости; при этом само образование чаще всего понимают как процесс знакомства с фактами и овладения теориями, как процесс накопления информации.

Но другие ученые, несмотря на увлеченность процессом познания, несмотря на то, что интеллект стал их орудием производства, а наука – судьбой, все же склонны относить человека к разряду существ эмоциональных или, может быть, эмоционально-социальных. По их мнению, сам смысл нашего существования имеет аффективную, эмоциональную природу: мы окружаем себя теми людьми и вещами, к которым привязаны эмоционально. Они утверждают, что научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может, и более важно, чем накопление информации.

Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер (1948), ведущий специалист по теории личности, и Маурер (1960), выдающийся специалист по психологии научения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением». Маурер должен был признать порочность общепринятого для западной цивилизации недоверчивого и презрительного отношения к эмоциям и их принижения перед интеллектом (разумом, логикой). «Если представленные рассуждения верны, то эмоции чрезвычайно важны для самого существования живого организма и вовсе не заслуживают такого противопоставления «разуму».

Несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины [4].

Какую бы разновидность мотивации ни рассматривали ученые, будь то базовая потребность, обеспечивающая выживание индивида, или эмоциональная направленность на повышение уровня жизни, необходимо признать, что она возникала и претерпевала изменения в ходе эволюции, как и другие структуры и функции человека.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.

Эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями обычно понимают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффекта длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер, то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или воспринимаемые [5].

Чувства – это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

К высшим проявлениям чувств многие авторы относят страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.

Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение – самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно тонуса нервной системы. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин – возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения [5].

Существование «мотивационной» системы в ее рудиментарном виде можно предположить уже у самых первых обитателей Земли. «Мотивация» простейших одноклеточных организмов основана на электрохимических процессах. И хотя они еще не обладали способностью к когнитивной оценке стимулов, им удалось адаптироваться и выжить. Они вышли победителями из неравного сражения с окружающей средой, вооруженные не разумом, а простейшей мотивационной системой, которая помогла им приблизиться к желанному и избежать опасного.

Последние исследования, посвященные проблеме возникновения вкусовых ощущений, показывают, что даже простейшие вирусы способны испытывать своего рода «отвращение», они «пятятся», стараясь избежать контакта с ядовитым веществом.

Существует несколько теорий мотивации, уходящих корнями в концепцию «приближения-избегания». Так, например, для фрейдовской теории мотивации и личности центральными являются понятия «удовольствие» (приближение) и «боль» (избегание). Именно на противостоянии «удовольствия» и «боли» основывается его понимание секса и агрессии [3].

К базовым понятиям относятся те мотивы, или нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида. В неблагоприятных условиях они побуждают индивида бороться за свою жизнь – искать пищу, воду, убежище, выводить из организма продукты жизнедеятельности. В обычных же условиях, когда эти нужды легко удовлетворить, связанная с ними деятельность становится обыденной и не требующей значительных затрат времени. Однако, когда неблагоприятные условия среды, нехватка ресурсов угрожают выживанию или благополучию индивида, голод пробуждает эмоцию, и это взаимодействие драйва и эмоции оказывается чрезвычайно эффективным.

Драйв – это мотивационное состояние, вызванное или нехваткой каких-то веществ в тканях организма. Наиболее распространенными примерами драйвов являются такие состояния, как голод, жажда, усталость. Мотивационная интенсивность всех драйвов, за исключением сексуального драйва и драйва к избеганию боли, по своей природе циклична. Только два драйва – избегание боли и сексуальное влечение – обладают некоторыми характеристиками эмоций.

Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи человеку потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Неужели они тоже способствуют выживания? Если спросить себя, для чего в ходе эволюции возникли рефлексы и инстинкты, то ответ будет лежать на поверхности.

Рефлекс – это специфическая реакция на определенный стимул. Инстинкты обеспечивают успешное исполнение более сложных моделей поведения, причем некоторые из этих моделей остаются неизменными на протяжении всей жизни животного от рождения до смерти. Человек рождается с очень ограниченным набором рефлексов, и лишь некоторые из них, вроде рефлекса моргания, остаются с ним навсегда. Рефлексы и инстинкты ригидны, они жестко привязаны к стимулу, их явно недостаточно, когда ситуация требует принятия решения в ситуации выбора или в ситуации, требующей гибкости поведения [5].

Однако рефлексы и инстинкты обеспечивают адаптацию индивида, снабжая его четко определенным способом реагирования на ограниченный, постоянный набор объектов и явлений окружающей среды. То же самое можно сказать о мотивах, которые называют драйвами, - о голоде, жажде, сексуальном влечении, избегании боли и потребности в выведении из организма продуктов жизнедеятельности. Эти мотивационные системы необходимы для выживания человека. Их иногда называют потребностями выживания, поскольку они наряду с регулярной химической, или гомеостатической, системой обеспечивают физическое благополучие человека.

Но как и для чего возникли эмоции? По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным – им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того, чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Неизвестно, каким образом она возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции.

Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках.

Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно ученые пришли к выводу, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь.

Даже взрослому человеку бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии.

Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщить окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов. Например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса на лице ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом [4].

Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, так как без нее связь между матерью и ребенком была бы невозможна. Исследования показывают, что родителей, дети которых страдают болезнью Дауна, очень огорчает и угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, человек не был бы в полной мере человеком. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и способность человека сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней [6].

Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариантность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Эмоция – это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспресссивный и чувственный компоненты. Интраиндивидуальный процесс взаимодействия этих компонентов, в результате которого возникает эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов. Так, у человека особенности переживания и выражения эмоции гнева являются врожденными, панкультурными и универсальными.

Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если человек охвачен гневом, то он не бросится наутек, а если он перепуган, то вряд ли решится на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует восприятие человека. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой.

У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40 – 60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма.

Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства [4].

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, - не достигая порога сознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма.

Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что называется «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и в конце концов чревата даже физическими или душевными расстройствами.

Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. Если в течение долгого времени человек испытывает злость, тревогу или депрессию, - пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, - то у него больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Всем известно, что это вирусные заболевания, но возбудители этих болезней всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И если хронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют иммунную систему, организм предоставляет им благоприятную почву для размножения и болезнетворного влияния [3].

Труды Фрейда и его психоаналитическая теория по праву занимают особое место в истории психологии и в истории наук о поведении. Он открыл новую область научного познания – область человеческой мотивации, сделал ее важной частью современной психологии и тем самым стал основоположником психодинамической традиции. Огромный интерес в этом отношении представляет фрейдовская концепция аффекта.

Фрейд и его последователи крайне широко трактовали этот термин, нагружая его по мере развития теории все более и более разнообразными значениями. Так, в своих ранних работах Фрейд пишет, что аффект, или эмоция, - это единственная побудительная сила психической жизни, а в своих поздних трудах он «уже говорит об аффектах как об интрапсихических факторах, пробуждающих фантазии и желания индивида».

В психоаналитической литературе рассматриваются три аспекта аффекта – энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или чувство эмоции).

Теория Фрейда и психоанализ в целом рассматривали прежде всего негативные аффекты, возникающие в результате конфликтных влечений.

Теория дифференциальных эмоций признает за эмоциями функции детерминант поведения в широчайшем диапазоне его проявлений: от насилия и убийства, с одной стороны, до актов самопожертвования и героизма – с другой. Эмоции рассматриваются не только как основная мотивационная система организма, но и в качестве фундаментальных личностных процессов, придающих смысл и значение человеческому существованию. Им отводится важная роль как в поведении человека, так и в его внутреннем мире.

Личность – это результат сложного взаимодействия шести систем:

1) гомеостатической;

2) побудительной (система драйвов);

3) эмоциональной;

4) перцептивной;

5) когнитивной;

6) моторной.

Каждая система до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными.

Гомеостатическая система по сути представляет собой несколько взаимопереплетенных и взаимозависимых систем, действующих автоматически и бессознательно. Главными из них являются эндокринная и сердечно-сосудистая системы, связанные с личностью из-за частого взаимодействия с системой эмоций. Гомеостатические механизмы обычно рассматриваются как вспомогательные по отношению к эмоциональной системе, однако гормоны, и нейромедиаторы, энзимы и другие регуляторы метаболизма также играют роль в регуляции и подкреплении активированной эмоции [2].

Система драйвов основана на тканевых изменениях и возникающем дефиците, которые сигнализируют человеку о потребностях тела. Фундаментальными драйвами являются голод, жажда, сексуальное влечение, поиск комфорта и избегание боли. Трудно оспорить важную роль драйвов в ситуациях борьбы за выживание, но в обыденной жизни (когда базовые потребности и потребность в комфорте удовлетворены) драйвы психологически значимы лишь в той мере, в какой они влияют на эмоции. Исключением можно счесть сексуальный драйв и драйв к избеганию боли, эти два драйва сами по себе обладают некоторыми признаками эмоций. Они неизбежно взаимодействуют с эмоциями, и именно в силу этого взаимодействия они играют важную роль в организации личности и поведения.

Для организации личности, для ее социального взаимодействия и для человеческого бытия в высшем смысле этого слова принципиально важны четыре системы:

1) эмоциональная;

2) перцептивная;

3) когнитивная;

4) моторная.

Их взаимодействие формирует основу истинно человеческого поведения. Результатом гармонии во взаимоотношениях систем становится эффективное поведение. И наоборот, неэффективное поведение, дезадаптация – прямое следствие нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия.

Теория дифференциальных эмоций исходит из того, что признает необходимость изучения отдельных эмоций. Однако наличие целого десятка фундаментальных эмоций, которые в сочетании с драйвами и когнитивными процессами образуют неисчислимое множество аффективно-когнитивных структур, чрезвычайно затрудняет изучение человеческой мотивации [4].

Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно-переживательный аспекты. Нейрофизиологический аспект эмоции определяется главным образом в терминах электрохимической активности центральной нервной системы. Лицевые нервы, мышечная ткань и проприоцепторы лицевой мускулатуры также задействованы в эмоциональном процессе. Предполагается, что эмоция – это функция соматической нервной системы (которая управляет произвольными движениями) и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию.

На нервно-мышечном, или экспрессивном, уровне эмоция проявляется прежде всего в виде мимической активности, а также пантомимическими, висцерально-эндокринными и иногда голосовыми реакциями.

Существующие теории личности и поведения в большинстве своем не дают ясной картины той роли, которую играет в жизни человека каждая из эмоций. Точно также многие популярные теории эмоций почти не рассматривают роль эмоций в развитии личности и их влияние на мышление и поведение человека. Как правило, исследователи эмоций занимаются лишь изучением какого-то одного компонента эмоционального процесса. Хотя в рамках некоторых теорий и предпринимались попытки изучения отдельных аспектов взаимоотношения эмоций, когнитивных процессов, поведения и личности, этот вопрос по-прежнему требует исследований – как теоретических, так и экспериментальных [1].

Классическая психоаналитическая теория почти не обращается к дискретным эмоциям, хотя и подчеркивает важность некогнитивных феноменов, или аффектов, в человеческом поведении. В своих ранних работах Фрейд рассматривал аффекты как мотивационные переменные, заложив тем самым основы психодинамической традиции в психологии и психиатрии. Несмотря на то, что его понимание инстинктивных влечений как источника мотивации серьезно критикуется или полностью отвергается некоторыми современными теоретиками психоанализа, предложенное им понимание мотивационных феноменов как продуктов взаимосвязи представления и аффекта получило свое развитие и приобрело новое звучание.

Фрейдовское понимание мотивации отчетливо проглядывает в концепциях желания, выдвинутых Кляйном и Холтом; оно же, по всей видимости, повлияло на теорию эмоций Дала, который рассматривает эмрции как фундаментальные мотивы, равно как и на взгляды Сингера, истоками которых являются одновременно психоанализ и теория дифференциальных эмоций. Кроме того, оно непосредственно повлияло на работы Хелен Льюис, в которых исследуется роль эмоций стыда и вины в развитии личности, - эти работы представляют собой современное истолкование взглядов Фрейда и служат развитием идей, заложенных в работах Уиткина.

Сторонники измерительного подхода к проблеме эмоции, в отличие от психоаналитической теории, особенно в современном ее варианте, не столь жестко связывают эмоции с фуекционированием личности. Этот подход был заложен Спенсером, его пониманием эмоций (переживаний) как измерений сознания или состояний сознания; он оформился в самостоятельное направление, когда Вунд предложил оценивать эмоциональную сферу сознания такими количественными мерами, как «удовольствие – неудовольствие», «расслабление – напряжение» и «спокойствие – возбуждение».

Основываясь на концепциях Спенсера и Вундта, Даффи предположила, что любой поведенческий акт можно объяснить в терминах организмического возбуждения (уровня напряжения, или энергии). Она рассматривает эмоцию как точку или ряд точек на шкале возбуждения. То есть эмоция, по мнению Даффи, представляет собой высший уровень напряжения, или энергетики, в тканях организма. Такой подход, равно как и подход Линдсли, позволяет говорить о количественной мере эмоции и отрицает ее качественное разнообразие [5].

Вудворт и Шлосберг, изучавшие в основном внешние, поддающиеся наблюдению аспекты эмоций, доказали возможность категоризации мимических проявлений эмоций и обратный механизм определения эмоции на основе оценок, распределенных по шкалам «удовольствие – неудовольствие», «принятие – отвержение» и «сон – напряжение».

В ходе исследований, проводившихся в рамках данного подхода, были получены данные, которые убедительно свидетельствуют о том, что качественно различные эмоции могут быть представлены как точки или группы точек в многофакторном пространстве. Как показано в исследовании Бартлета и Изарда, такие критерии, как «удовольствие», «напряжение», «самоуверенность» и «импульсивность», могут быть полезны в описании субъективного опыта переживания дискретных эмоций.

Ряд теоретиков рассматривают эмоцию как последовательность перцептивно-когнитивных процессов. Некоторые из них явно грешат рационализмом, рассматривая эмоции как нечто вредоносное и нежелательное, как процесс, разрушающий и дезорганизующий мышление и поведение человека.

В рамках данного подхода Арнольд определяет эмоцию как ощущаемую индивидом тенденцию к действию и отличает эмоцию от биологического драйва, с одной стороны, и мотива (импульс к действию плюс когнитивный процесс) – с другой. Свой вариант когнитивной теории эмоций предлагает Шехтер, определяя эмоцию как недифференцированное возбуждение плюс когнитивный процесс. Он считает, что в основе всех эмоций лежит одно и то же физиологическое состояние возбуждения, а качественные различия между эмоциями обусловлены оценкой ситуации, вызвавшей это возбуждение [4].

Плутчик определяет эмоцию как генетически предопределенную реакцию организма, связанную с приспособительным биологическим процессом. Например, адаптивному комплексу отвержения соответствует эмоция отвращения, а адаптивному комплексу разрушения – эмоция гнева. Плутчик дает определение восьми первичным эмоциям и указывает на то, что эти восемь первичных эмоций, вступая в комбинации друг с другом, образуют вторичные эмоции. Он выводит формулы вторичных эмоций, например, «гордость = гнев + радость», «скромность = страх + принятие». Он считает, что в терминах вторичных эмоций можно анализировать личностные черты. Например, различные социальные регуляторы, по его мнению, могут быть поняты как комбинации страха и других эмоций.

  2. Психологическая характеристика Аллы Пугачевой

Алла Борисовна Пугачева родилась в 1949 г. эстрадная певица, композитор. Уже в шестнадцать лет Пугачеву называли не иначе, как Алла Борисовна. И это, пожалуй, не случайно. Очевидно, в ней с детства проявлялась так свойственная натуре взрослой Аллы Борисовны всепобеждающая энергия, и, возможно, люди уже тогда догадывались, что эту девочку ждет большое будущее. Теперь-то ни у кого нет сомнения в том, что Алла Борисовна Пугачева - сильная личность, которая умеет постоять за себя и знает себе цену. Поэтому даже самые циничные журналисты, которые привыкли обращаться со звездами запанибрата, именуют ее уважительно, по имени и отчеству, и называют «королевой эстрады».

Однако, в детстве она была совсем другой - очень нерешительной и закомплексованной девочкой. Уже будучи известной певицей она как-то сказала: «Я с детства любила петь. И боялась это делать. Аккомпанировала другим, помогала подругам ставить песни на школьных концертах. А сама... Сочиняла песни и пела их в пустой комнате, когда дома никого не было. Стеснялась, что плохо это делаю. И в музыкальном училище занималась не вокалом, а на дирижерско-хоровом факультете...» Однако это же признание говорит о сильной воле Аллы Пугачевой. Она сумела преодолеть себя и стала прославленной певицей. Путь Аллы Борисовны Пугачевой - это путь от солистки провинциального вокально-инструментального ансамбля до звезды с мировым именем.

Однако, обо всем по порядку.

Алла Пугачева родилась после войны, в 1949 году. Ее мать, Зинаида Архиповна, во время войны находилась в составе частей ПВО, защищавших Москву. В отличие от многих других современных певиц, Алла Борисовна получила хорошее профессиональное образование: закончила дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища им. Ипполитова-Иванова, а в             1981 году - факультет театральной режиссуры Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского.

Своеобразной школой стала и работа в ансамблях, вначале в липецком «Новом электроне», потом в качестве солистки известного оркестра О.Лундстрема, а затем и в ансамбле «Веселые ребята» под руководством П.Слободкина. Первый серьезный успех пришел к Алле Пугачевой, когда она осенью 1974 года на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады получила третью премию за песню «Посидим-поокаем». Из трехминутной песни певица практически создала шутливую репризу, проявив себя и как драматическая актриса.

А через год имя Аллы Пугачевой становится одним из самых популярных на эстраде. Она приняла участие в международном фестивале песни «Золотой Орфей» в Болгарии и получила Гран-при за песню «Арлекино». Это стало приятной неожиданностью не только для певицы, но и для болгарского композитора Эмила Димитрова, так как эта его песня была уже хорошо известна, ее исполняли многие певцы, и никто не ждал открытий от ее нового исполнения. Но Алла Пугачева сделала такое открытие. Ее исполнение произвело большое впечатление на жюри и на публику. По выражению Димитрова, Пугачева стала «сюрпризом фестиваля». Так после «Арлекино» R Пугачевой пришла мировая известность.

Объясняя успех молодой певицы, критики писали: «Это было в полном смысле открытие великолепных вокальных данных, голоса, в красках которого певица сумела передать глубочайшую тоску, боль, тщательно спрятанные под маской хохочущего паяца, его надежды, мечты». С тех пор Алла Пугачева стала знаменитой, а некоторое время спустя в народе появился анекдот, который люди с удовольствием рассказывали друг другу: «Вы знаете, кто такой Брежнев? Это мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой». И это тоже не случайно, поскольку Пугачева создала свою эпоху песенного искусства, выражением которой стал ее собственный стиль. Ему тут же стали подражать другие певицы, но Пугачева была неповторима; если она однажды исполнила какую-то песню, то другим исполнителям уже не стоило за нее браться - лучше Пугачевой они все равно эту песню спеть не могли. Большую роль сыграли, конечно, режиссерская подготовка и талант Аллы Борисовны как комедийно-драматической актрисы, каждую свою песню она умеет не только спеть, но и сыграть так, как будто перед зрителем разворачивается маленькая новелла. Этому также способствует каждый раз новый сценический образ Пугачевой. Она не устает удивлять поклонников своими оригинальными сценическими туалетами и прическами. Но главное, пожалуй, не в этом. Пугачева не столько оригинальна, сколько самобытна, во всех своих песнях она прежде всего выражает себя. «С первых шагов на сцене я старалась пением и игрой передать свое мироощущение. Все, о чем я пою, - искреннее выражение моих мыслей, моего отношения к жизни. Для меня сценический образ как скульптура - кусок мрамора, от которого я отсекаю все лишнее».

Большинство песен Аллы Пугачевой становились не только хитами, но и своеобразными «визитными карточками» певицы. Так произошло и с ее песней «Все могут короли», представленной на конкурс Интервидения в Сопоте. Пугачева получила Гран-при, а песня стала поистине народной. С 1978 года Пугачева «открывает» для себя сразу две сферы деятельности. Она подготовила свою первую сольную программу «Монолог певицы» и сыграла главную роль в фильме «Женщина, которая поет», который многие зрители не без основания восприняли как художественное отображение творческой биографии певицы. Через несколько лет на той же киностудии «Мосфильм» вышел еще один, на этот раз документальный фильм - «Пришла и говорю», в котором также отразилась, творческая судьба Аллы Пугачевой, затем увидел свет художественный фильм «Алла» Режиссер фильма «Женщина, которая поет», так рассказывал о своей работе с Аллой Борисовной: «Я знал, что Алла Пугачева много лет ждала момента, когда она сама будет не только петь в картине, но и играть. Однако, талант певицы и дарование драматической актрисы имеют разную основу. Одно дело - «проживать жизнь» персонажа в песне, другое дело - жить этой жизнью в кадре.

Но первые же репетиции, первые кинопробы напрочь отбросили сомнения относительно актерских способностей Пугачевой». Что же касается сольных программ певицы, то и их премьеры каждый раз становились событием. В 1981 году Пугачева показала зрителям свою программу «Как тревожен этот путь», через три года подготовила новую - «Пришла и говорю». Сольные программы Пугачевой всегда тщательно подготовлены, в них все продумано до мельчайших деталей, и все-таки они воспринимаются как неожиданная и блистательная импровизация. Причем Алла Борисовна во все вникает сама, выступая в своих программах как главный режиссер-постановщик, продюсер, автор сценария и главный исполнитель. Она сама работает без устали и не дает расслабляться другим. Недаром знаменитый дизайнер Валентин Юдашкин говорит, что Пугачева действует на него как адреналин, заставляя все время придумывать что-то новенькое. В этом отношении типичны традиционные ежегодные «Рождественские вечера», где Пугачева одной из первых рискнула выступить перед многотысячной аудиторией на стадионе.

Некоторые из сольных программ были записаны на 10 дисков-гигантов, из которых два вышли на иностранных языках. Свои песни Пугачева пела также в фильмах «Сезон чудес» и «Любовью за любовь». Лучшие из них она потом объединила в еще один диск. Он состоит из 36 песен, созданных в течение 12 лет. Этот диск певица назвала своим именем - «Алла».  И все-таки, несмотря на некоторый эпатаж, который наблюдается в поведении Пугачевой, никак не скажешь, что она больна звездной болезнью. Ведь она стала звездой благодаря титаническому труду и в своей жизни испытала немало лишений. Скорее всего, правы те ее поклонники, которые говорят: «Пусть Алла живет так, как хочет, она этого заслужила». Певица просто знает свое место в «табели о рангах», ведь мало кто из эстрадных исполнителей получил столько премий, зарубежных и российских, среди которых есть и последние, 1995 года, престижные российские премии «Овация» и «Звезда».

 Еще одна сторона таланта Пугачевой - сочинение музыки. С этим связан один интересный момент из жизни певицы. Она долгое время никому не рассказывала о том, что сама пишет музыку, говорила, что все это принадлежит некоему композитору Борису Горбоносу. В конце концов ей поверили, хотя удивлялись, почему же он скрывается так, что с ним никто не знаком. У Пугачевой и на этот случай была уже заготовлена целая легенда. Она очень трогатель но рассказывала всем, какой ее композитор нелюдим, какой он больной человек, что сам никуда ходить не может и не хочет. Во время съемок фильма «Женщина, которая поет», где она исполняла песни на свою музыку, ей даже пришлось загримироваться под своего композитора-невидимку, попросить знакомого фотографа снять ее в таком виде и принести фотографии «Борис Горбонос за работой» на студию. И только после того, как ее песня победила на конкурсе «Песня года», ей пришлось раскрыть псевдоним и объявить себя композитором.

Тексты для своих песен она берет обычно из женской поэзии, отдавая предпочтение поэтам «серебряного века». Интересно также и то, что Пугачева не поет народных песен, она исключила их из своего репертуара еще в ранней молодости.

Конечно, у Аллы Пугачевой есть не только поклонники, но и недоброжелатели, хотя их совсем немного. Было, однако, время, когда они распускали слухи, что Пугачеву не принимают на Западе, поскольку не считают ее даже более-менее приличной певицей. И тем не менее Пугачева объездила со своими гастролями не только весь Советский Союз, но и практически всю Европу. Она побывала также в США, Германии, Индии, других странах. Во время гастролей во Франции певице предоставили возможность выступить в знаменитом французском зале «Олимпия», где некогда пела Эдит Пиаф.

В конце 1995 года Пугачева объявила о том, что покидает сцену. Однако этому мало кто поверил: ведь у Аллы Борисовны еще не наступил тот предел, за которым следует творческое увядание. Но, очевидно, она приняла серьезное решение и оставила для себя только свой выстраданный «Театр песни Аллы Пугачевой», которым самозабвенно занимается, воспитывая там своих учеников.  Однако Алла Борисовна Пугачева не какая-то второстепенная величина, о которой быстро забывают.  

Таким образом, Аллу Борисовну Пугачеву можно назвать сильной личностью, женщиной с волевым характером, способной дарить свой талант людям. Если говорить о темпераменте, то Пугачеву можно отнести к холерикам.

Список литературы

1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию.- М.:МПСИ,2003.-304с.

2. Абрамова Г.С. Общая психология.- М.: ПРОСПЕКТ,2002.-496с.

3. Гальперин П.Л. Введение в психологию.- М.: Университет,2000.-336с.

4. Изард К.З. Психология эмоций.- СПб.: Питер,1999.-464с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер,2003.-592с.

6. Психология/ Под ред. А.А. Крылова.- М.: ПРОСПЕКТ,2001.-584с.