ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика понятия «личность»
в психологической науке……………………………………………….5
1.1. Сущность понятия «личность»……………………………………5
1.2. Процессы и свойства личности……………………………………9
2. Периодизация развития личности…………………………………….15
2.1. Периодизация психического развития в трудах
Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского………….15
2.2. Периодизация психического развития в трудах
Э. Эриксона, З. Фрейда, Л.Колберга…………………………….19
Заключение………………………………………………………………..27
Библиографический список литературы………………………………...29
Приложения……………………………………………………………….30
ВВЕДЕНИЕ
По поводу вопроса «Что такое личность?» велись и ведутся долгие, нескончаемые споры. Причин тому несколько. Во-первых, крайне трудно, практически невозможно представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида, обладающего ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным «лицом», без потребности в выработке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без по-своему активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Личность без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания - нонсенс. Если подобные люди и встречаются, то в этих случаях мы имеем дело с индивидами, влачащими социально и духовно зависимое существование, живущими, как говорится, чужим умом, а это свидетельствует о невысоком уровне собственно личностного развития.
Во-вторых, личностью в полном смысле слова является человек, который не вынуждается вступать в какие-либо общественные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации, человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической наживы, базой чьего-то паразитического благополучия.
Наконец, еще один признак личности состоит в непременном обладании способностью и полем для творческого самоутверждения в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек является личностью не только «в себе», субъективно, в собственных представлениях, но и объективно, вовне, «для других». Всем перечисленным, конечно, не исчерпываются характерные особенности личности, но и без этого рассуждать о личности, по меньшей мере, странно.
Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Если посмотреть на героев сказок, песен, народных былин и сказаний, то можно увидеть, что они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая сила, выносливость.
Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки. Они видели идеал разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Поэтому тема личности в психологической науке остается актуальной во все времена.
Объект исследования – понятие «личность».
Предмет исследования – понятие «личность» в психологии».
Цель исследования – изучить понятие «личность» в психологии».
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «личность».
2. Рассмотреть основные процессы и свойства личности.
3. Рассмотреть периодизацию психического развития в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, Э. Эриксона, З. Фрейда, Л. Колберга.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТЬ»
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТЬ»
Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности [3]. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
В специальных исследованиях понятие «личность» обычно употребляется во втором, более узком смысле: когда педагог говорит о личности школьника-подростка, социолог - о личности рабочего, криминалист - о личности преступника, психиатр - о личности невротика и т.д., каждый из них имеет в виду прежде всего те черты, которые делают человека соответственно школьником-подростком, рабочим и т.п. и которые для них типичны и существенны, абстрагируясь от остальных [10].
Понятие «личность» следует отличать от понятий «индивид» (человек как единичный представитель некоего целого - биологического или социального) и «индивидуальность» (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и т.п.). Личность же появляется только с возникновением сознания и самосознания. Личность является объектом изучения философии, психологии и социологии.
В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость [5].
Хотя о соотношении биологических и социальных факторов формирования личности все еще идут споры, альтернативная постановка вопроса - наследственность или среда, природа или воспитание - постепенно отходит в прошлое, уступая место пониманию того, что поведение человека как личность определяется единством обоих факторов, взаимодополняющих и опосредующих друг друга. Доказано, например, что нормальное, адекватное биологическому полу индивида сексуальное поведение достигается только в том случае, если биологическая детерминация пола (хромосомная, гормональная, морфологическая) сочетается с соответствующей психосоциальной детерминацией (половая идентификация, усвоение надлежащих половых ролей и т.д.). Бесспорно, однако, что сложные формы социального поведения и соответствующие мотивы личности являются по своему содержанию социальными и наследственность индивида (генотип, соматотип и т.п.) определяет лишь его предрасположенность к ним или специфические формы протекания данных психический процессов. Для понимания этой взаимозависимости большое значение имеют исследования, прослеживающие эволюцию определенных психологических черт у одних и тех же людей на протяжении длительного периода их жизни и с учетом особенностей тех условий, в которых она протекает.
В значительной мере преодолен современной психологией и традиционный дуализм «внешних», интерпсихологических, и «внутренних», интрапсихологических, процессов. Согласно Л.С. Выготскому [2] и его последователям, внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир путём усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы [4]. Таким образом, «социальное» и «индивидуальное», на первый взгляд являющиеся противоположностями, оказываются связанными друг с другом генетически и функционально (подробнее о теориях, рассматривающих понятие личности в следующей главе).
Большие теоретические трудности представляет проблема структуры личности. Отказавшись от традиционного понимания личности как более или менее случайной совокупности психологических черт, современные психологи видят в ней определённую систему, структуру. Но раскрывается это по-разному. «Многофакторные» теории (Айзенк, Кеттел и др.) рассматривают личность скорее как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. «Холистические» или «организмические» теории, напротив, видят в личности субстанциальное единство, которое лишь проявляется в эмпирически наблюдаемых свойствах [5].
В социальной психологии преобладает интериндивидуальный подход, при котором структура личности выводится из структуры взаимодействия индивида с другими людьми и социальным целым, к которому он принадлежит. В возрастной и дифференцированной психологии чаще изучают интраиндивидуальную структуру. Структура личности нередко отождествляется то со структурой ее мотивов, то со структурой ее деятельности (поведения). Многоуровневые структурные модели, включающие в себя и биологически обусловленные особенности, и мотивы, и социальные свойства, и самосознание личности, часто громоздки и эклектичны. Эти трудности сказываются и в типологиях личности. Многочисленные существующие типологии и классификации личнсоти имеют разные теоретические основания - нейрофизиологические, психофизиологические, психологические, социально-психологические, социологические, - причем между разными теориями и уровнями исследования большей частью нет логических мостов. На роль интегрирующего личностного начала претендуют разные понятия (в советской психологии это, например, установка Д.Н. Узнадзе и его школы, «направленность личности», «отношения» В.Н. Мясищева и т.д.), которые недостаточно хорошо согласуются друг с другом.
Чем больше психических свойств (характер, темперамент, способности, чувства и т.д.) называются «личностными», тем глобальнее становится понятие «личность» и тем труднее им оперировать, вплоть до полного совпадения понятий «общей психологии» и «психологии личности» [11].
Однако задача создания общей теории, описывающей регуляцию человеческого поведения на всех уровнях - от организмического до социального включительно, выходит за рамки не только теории личности, но и психологии в целом. Психологи, занимающиеся изучением личности в собственном смысле слова, обычно суживают свою задачу и видят ядро личности как субъекта сознательной деятельности в мотивационной сфере, выделяя в ее составе потребности, интересы и направленности. В этой области психологии достигнуты большие успехи. Важное значение для нормального функционирования личности имеет также такой внутренний регулятивный механизм личности, как самосознание, включая образы собственного Я, самооценка и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение.
1.2. ПРОЦЕССЫ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Исходными в психической жизни человека является процессы (ощущения и восприятия, память, мышление и воображения, эмоции и волевые процессы) обеспечивающие отражение действительности, формирование знаний и умений, жизненного опыта и осуществление деятельности. Без этих процессов мы бы остались теми кем были раньше (обезьянами). Материалистическое учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны. Ощущения же – результат воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения дают нам верный снимок с объективной действительности, т.е. отражают мир таким, каким он существует. В процессе ощущения и восприятия, с помощью ощущения мы познаем отдельные предметы и явления, а с помощью восприятия мы эти предметы и явления что мы ощущаем (познаем) мы их также и воспринимаем с помощью двигательных (моторных) компонентов.
Наиболее широким понятием, присущем личности (индивиду) являются свойства. Под свойством личности С.Л. Рубинштейн [9] понимает способность отвечать при определенных условиях на генерализованные воздействия определенной психической деятельность.
Свойства ощущений качества - это основная особенность данного ощущения, отлегающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материй. Слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, силой, громкостью. Человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой от 20 до 2000 герц. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функционированием состояний рецептора [5].
Восприятием называется отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В процессе восприятия ориентировку в окружающем мире. Без этого процесса мы бы не могли бы представлять, что нас окружает галлюцинация или реальность. Все эти процессы и свойства присуще у человека т.к. человек биологическое существо, которое наделено сознанием.
Свойства восприятия. Предметность – восприятия выражаются в так называемом акте объективации, т.е. отнесение сведений получаемых из внешнего мира к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Предметность, как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практичным назначением или основным свойством. Пример, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут «вести себя» самым различным образом.
Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятия дает целостный образ [3]. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета получаемых в виде различных ощущений. По моему представлению сюда можно отнести, например: инопланетянина т.к. мы не знаем, как он выглядит и что у него есть. Восприятия есть всегда целостный образ, я могу представить его целостность полностью, а если эта вещь или образ таким, каким он есть на самом деле.
Константность - называется относительная постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий [1]. Благодаря свойству константности состоящему способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия), компенсировать эти изменения мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные при зрительных восприятии, цвета, величины, формы предмета. Константность восприятия цвета – относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Константность восприятия величины предмета - относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности – иллюминатор в самолете, когда мы смотри в низ через него, то видим предметы, какие они есть, но отдаленные от нас. Они кажутся нам маленькими, но на самом деле они такие, какие мы их знаем. Константность восприятия формы – представляет в относительной неизменности ее восприятия при изменении их наложение по отношению к мини взора наблюдателя (круг, квадрат и т.д.).
Осмысленность восприятия – хотя восприятие возникает при не посредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связанно с мышлением. Сознательно воспринять предмет – значит мысленно назвать его т.е. отнести к определенной группе, классу обобщить его в слово. Даже при виде не знакомого предмета, мы пытаемся установить в нем сходство со знакомым. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное. На счет таких предметов я думаю, они есть у всех только они не понимают что видят, я могу хорошо представить себе этот предмет.
Воля – сознательная организация и само регуляция человека в деятельности, осознавая потребностей и предъявляемых требований, процесс соотношения побуждений с условиями жизни и согласования с нравственными убеждениями, определение цели, решение их наконец, исполнение [1]. С помощью воли мы контролируем свое внутреннее состояние. Без воли мы были бы как резиновые, неустойчивые, а воля она доминирует наше внутреннее и внешнее состояние организма, нашу психику.
Волевые свойства - целеустремленность – она понимается как сознательное активное направленность личности на определенном результате деятельности.
Инициативность – как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодалевание собственной инертности, изменение привычного течения дел, они не могут что предпринять сами без стимуляции из вне. Это когда человек берет на себя все трудности решений, каких то задач, или целей с переживанием, «надо», я «должен» осуществляя полевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей импульсивных действий.
Самостоятельность – волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений [5].
Выдержка – позволяет за тормозить действия чувства, мысли, не адекватные ситуации. Это когда человек не достиг своих целей, и начинает переживать, волноваться, нервничать (аффект) это свойство дает во время затормозить те адекватные действия (ситуация) которые мешая человеку став на пути его решений.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Свойства внимания: 1) устойчивость - это временная характеристика внимания длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту; 2) концентрация – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженность, т.е. психическая или сознательная деятельность; 3) распределение – понимается субъективно переживанию способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно; 4) переключаемость – она определяется скрыто, переходя от одного вида деятельности к другому. Так же означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой; 5) объем внимания – таким образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько не зависимых друг от друга объектов – это и есть объем внимания (чисел, букв и т. д.) которые могут быть с ясностью восприняты субъектом [11].
Чувства – это внутренне переживание человека, тому что и кто его окружает это так же эмоциональное состояние [1]. Все эти выше описанные свойства они относятся к тем или иным жизненным факта и связанных с чувствами. Чувства они также относятся к психическим процессам, и имеют свою динамику, и доминант. Так же как люди одинаковые, но чувства у них разные т.к. и свойства (качества). Одинаковые чувства в нашем плане (виде) в том что они биологические социальные существа, и у них протекают по-разному.
Чувство может быть ложным, но не лживым: следовательно, наиболее искренней личность обнаруживает себя в своих чувствах
Легкость установления систем временных связей или отношений, которые определяются благоприятными внешними и внутренними условиями, связана с положительными эмоциями. А отрицательные переживания временных связей, что может быть сопряжено с внешними трудностями (сила раздражителей, характер их смены) или неблагоприятным внутренними состояниями (соматические или нервные заболевания, истощенность нервной системы в результате перенапряжения, усталости). Наиболее яркое проявление эмоций можно наблюдать при разрыве привычных привязанностей, т.е. при нарушении стереотипа или укоренившейся системы связей. Это нарушение стереотипа имеет огромное психологическое значение, которое делает понятной массу жизненных явлений окрашивающих чувствами торжества, радости, отчаяние, горе и т.д.
В эмоции лежат такие нервные процессы, протекающие в образований или преобразований, также в поддержке систем временных связей. Характер протекания эмоций зависит и от силы процессов возбуждения и торможений в коре и подкорке и от состояния иррадиацией и концентрации первых процессов и от раздражителей, которые поступают из внешней и внутренней среды организма, и от временных связей ранее сложившихся. По физиологической основе положительных, тонизирующих (поднять) деятельность организма являются эмоции (радость, восторг, гнев) эти процессы возбуждения. А отрицательные эмоции (тьма, страх и т.д.) лежат процессы торможения, как указывал И.П. Павлова – что физиологическая основа страха есть торможение.
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТРУДАХ
Л.С. ВЫГОТСКОГО, Д.Б. ЭЛЬКОНИНА, А.В. ПЕТРОВСКОГО
Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие.
Возраст – категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития. Различают два понятия возраста: хронологический и психологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения, психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания [1].
Развитие может быть биологическим, психическим и личностным. Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое – закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.
Возрастная периодизация Л.С. Выготского:
1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.
2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).
3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.
4. Раннее детство (1год–3года).
5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.
6. Дошкольный возраст (3-7 лет).
7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
8. Школьный возраст (8-12лет).
9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.
10. Пубертатный возраст (14-18 лет).
11. Кризис 17 лет [2].
Рассмотрим периодизацию развития индивида по критерию ведущей деятельности Д.Б. Эльконина
В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте принадлежит Д.Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующую схему периодизации.
Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности.
Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:
1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни входит.
2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.
3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» – кризису.
4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого [13].
Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мир предметов и отношений [7]. Д.Б. Эльконин выделил две системы отношений:
1) человек – человек
2) человек – вещь (Приложение 1).
В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системы отношений осваиваются:
1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений между людьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера.
2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью, т.е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы [13].
Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: по закону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.
Остановимся на периодизации психического развития по А.В. Петровскому.
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.
Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату индивидуальных черт (конформность, робость, неуверенность в себе).
Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).
Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение)
А.В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды [6; 8]:
1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде.
2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.
3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.
2.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТРУДАХ
Э. ЭРИКСОНА, З. ФРЕЙДА, Л. КОЛБЕРГА
Человек, по мнению Э. Эриксона [14], в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью. Все 8 стадий в психологической теории Эриксона представлены в Приложении 2:
1. Доверие – недоверие к миру.
Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона, может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается, по Эриксону, надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры, основу мировоззрения человека [14].
2. Автономия – стыд и сомнение.
Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.
3. Инициатива – чувство вины.
В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизнь имеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их [14].
4. Трудолюбие – неполноценность.
У детей развивается чувство трудолюбия, когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (т.е. приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.
5. Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение.
Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, музыканты, студенты, спортсмены) и собрать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: у индивида должен сформироваться образ себя, сложившейся в прошлом и смыкающейся с будущим. Второе: людям нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Третье: люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой [14]. Их восприятие должно подтверждаться опытом межличностного общения через обратную связь.
6. Интимность – одиночество.
Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего, сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим близким людям. Но для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у него было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья).
Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
7. Производительность – стагнация.
Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры [1; 14]. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям.
8. Умиротворение - отчаяние.
Последняя стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его развития. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всю прошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.
Рассмотрим этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда.
З. Фрейд выделяет 4 стадии психосексуального развития. В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующей от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. На каждой стадии развития определенный участок тела стремиться к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. З. Фрейд сделал основной акцент на биологических факторах, т.е. все стадии тесно связаны с эрогенными зонами – чувствительные участки тела, которые функционируют как выражение побуждений либидо (Приложение 3) [12].
1. Оральная стадия.
В самом начале жизни основная потребность ребенка в питании, поэтому большая часть энергии спроектирована в область рта. Во время кормления ребенка покачивают, ласкают, ребенок испытывает удовольствие от сосания, следовательно, область рта – это первая область, которая приносит максимум удовольствия.
2. Анальная стадия.
Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду – поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей.
3. Фаллическая стадия.
С 3-х лет ребенок замечает разницу в анатомическом строении мужчин и женщин. Дети могут проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают их родители. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки.
4. Латентный период.
На данной стадии либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверстниками. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.
5. Генитальная стадия.
В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии и т.д.), но в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника противоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное «рвется» наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, «несчастных» случаев, фантазий, неврозов [12].
Лоренс Колберг рассматривает нравственное развитие как прогрессивный процесс. Развитие морального сознания включает 6 стадий, объединяющихся в 3 уровня [5]:
1.Доморальный уровень, который относится к детскому возрасту.
1 стадия – поведение ребенка мотивировано стремлением избежать наказания.
2 стадия - поведение ребенка мотивировано заслужить поощрение
2.Конвенциальная мораль (конвенция- договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний остается внешним.
3 стадия – люди отчетливо осознают мнения других и стремятся завоевать их одобрение.
4 стадия – люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Формируется нравственное сознание.
3. Автономная мораль, т.е. моральные принципы становятся собственным, внутренним достоянием личности.
5 стадия – люди осмысливают различные противоречия между различными нравственными убеждениями. Они способны делать обобщение, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом.
6 стадия – у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные последовательные нравственные принципы. Люди лишены эгоцентризма, предъявляют к себе такие же требования, как к другим. Этой стадии достигли только два человека – И. Христос, И. Ганди.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам работы можно сделать некоторые выводы.
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.
Личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
Развитие личности проходит некоторые этапы. Различные специалисты в области психологии рассматривают их по-разному. По Л.С. Выготскому, это: кризис новорожденности; младенческий возраст; кризис одного года; раннее детство; кризис 3-х лет и т.д. По Д.Б. Эльконину – социальная ситуация развития; основные новообразования развития и т.д. А.В. Петровский выделяет эпоху детства 3-7 лет; отрочества 11-15 лет; юности.
Однако, общим в этих теория является убеждение о том, что личность есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина. - М., 1998. - 320с.
2. Выготский Л.С. Психология. - М.: Апрель Пресс, 2000. - 1008с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997. – 345с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. – 322с.
5. Общая психология. Курс лекций для I ступени педагогического образования / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1998. – 438с.
6. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 322с.
7. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. - СПб.: Ювена, 1998. - 346с.
8. Петровский А.В. Быть личностью. - М.: Педагогика, 1990. - 310с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2001. – 387с.
10. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. – 345с.
11. С чего начинается личность / Под ред. Р.И. Косолапова. - М.: Политиздат, 1984. – 365с.
12. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. – М., 2004. – 192с.
13. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 384с.
14. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: АСТ, 1996. – 592с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СТАДИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ
Возраст |
Ведущая деятельность |
Тип деятельности |
Младенчество |
Эмоциональное общение с матерью |
Социальная |
Младший дошкольный (1-3 года) |
Предметно-манипулятивная (освоение предметов культуры) |
Культурная |
Старший дошкольный |
Ролевая игра |
Социальная |
Младший школьный |
Учебная |
Культурная |
Средний школьный |
Интимно-личностная |
Социальная |
Старший школьный |
Учебно-профессиональная |
Культурная |
17- 30 лет |
Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья |
Социальная |
30-40 |
Самореализация и творчество |
Культурная |
Больше 40 |
Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых |
Социальная |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПО Э. ЭРИКСОНУ
Возраст |
Психосоциальный кризис |
Сильная сторона |
1. Рождение- 1 год |
Базальное доверие – базальное недоверие |
Надежда |
2. 1-3 год |
Автономия - стыд |
Сила воли |
3. 3-6 лет |
Инициативность - вина |
Цель |
4. 6-12 лет |
Трудолюбие - неполноценность |
Компетентность |
5. 12-19 лет |
Становление индивидуальности – ролевое смешение |
Верность |
6. 20-25 лет |
Интимность - одиночество |
Любовь |
7. 26-64 года |
Продуктивность - застой |
Забота |
8. 65 лет - смерть |
Умиротворение - отчаяние |
Мудрость |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО З. ФРЕЙДУ
|
Стадии |
Возраст-ной период |
Зона сосредоточения либидо |
Опыт, соответствующий данному уровню развития |
||||
|
Оральная |
0-18 месяцев |
Рот (сосание, кусание, жевание) |
Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела |
||||
|
Анальная |
1-3 лет |
Анус (удержание или выталкивание фекалий) |
Приучение к туалету (самоконтроль) |
||||
Фалличес-кая |
3-6 лет |
Половые органы (мастурбация) |
Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
|
||||
Латентная |
6-12 лет |
Отсутствует (сексуальное бездействие) |
Расширение социальных контактов со сверстниками |
|
||||
Гениталь-ная |
Половое созревание |
Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) |
Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество. |
|
||||