Оглавление

1. Свойства внимания: объем, концентрация, переключение,

     распределение, устойчивость…………………………………………..3

2. Психологическая характеристика Красной шапочки…………………9

Список литературы……………………………………………………….12

1. Свойства внимания: объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость

Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменением в собственном психическом и физическом состоянии. Почему же наша психическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается на том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект [7].

Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя [2; 5].

Внимание к объекту, будучи предпосылкой, для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно, какую либо деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание – это связь сознания с объектом более или менее тесная, цепная, в действии, в действительности она и крепиться.

Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего [1]. Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Внимание отвечает не только за  направление потока психической жизни человека, но и за другие его важные особенности.  Действительно, поток может двигаться по широкому или узкому руслу. От этого будет зависеть его энергия; определенное  направление может удерживаться длительное или короткое время, при этом в разных условиях переключение потока из одного русла в другое может осуществляться с различной скоростью и требовать неодина­ковых усилий; поток психической жизни способен иногда как бы раздваиваться и устремляться по параллельным или не очень па­раллельным дополнительным каналам; наконец, струи этого пото­ка не текут плавно и безмятежно, а как бы пульсируют в своих берегах. Сложная динамика психической жизни человека выражает­ся в основных свойствах внимания.

К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания [2; 3; 6]. Рассмотрим эти свойства более подробно:

1. Устойчивость.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания. Периоды таких колебаний равны 2-3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура.  Такой эффект дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течении некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - значительно большей устойчивостью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности [6].

Устойчивость внимания имеет особое значение для достижения успеха в любой деятельности, она характеризует глубину, длительность, интенсивность психической деятельности человека. Именно устойчивость отличает людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от ряда условий: степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

2. Концентрация внимания.

Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности [6]. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

3. Распределение внимания.

Под распределением внимания понимают субъективно пе­реживаемую способность человека удерживать в центре вни­мания определенное число разнородных объектов одновре­менно [4]. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

4. Переключение внимания.

Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Переключаемость внимания определяют­ся скрытно, переходя от одного вида деятельности к друго­му.

Легкость переключения у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интересней деятельность, тем легче на нее переключиться и наоборот.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания [3].

5. Объем внимания.

Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной легкостью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы.

6. Отвлекаемость внимания.

Отвлекаемость (отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой [6]. Оно воз­никает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвле­каемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наибо­лее отвлекают предметы или явления, которые появляются вне­запно и действуют с меняющейся силой и частотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учеб­ных занятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами и желаниями, в коре головного мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания, по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающемся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.

2. Психологическая характеристика Красной шапочки

При составлении психологической характеристики сказочной героини одноименной сказки Шарля Перро «Красная шапочка» обратим внимание на четыре важных аспекта:

1. Темперамент.

2. Самооценка.

3. Способности.

4. Характер.

Рассмотрим каждый из этих аспектов более подробно.

В психологической литературе встречается как минимум восемь характеристик темперамента:

1. Сенситивность (чувствительность), которая определяется по силе внешнего раздражителя, вызывающего реакцию, и по продолжительности этой реакции. Говоря о Красной шапочке, можно заметить, что ее сенситивность невелика. Когда сказочная героиня встретила волка, она не испугалась  этого хищного зверя, а, наоборот, весело его поприветствовала и поддерживала с ним разговор.

2. Реактивность (величина непроизвольной реакции на раздражители). Реактивность у Красной шапочки также находится на низком уровне. Даже когда она пришла к своей бабушке, то сразу и не заметила, что вместо бабушки в ее постели лежит волк.

3. Активность (или энергия человека, проявляющаяся при решении им различных проблем). Героиня Шарля Перро обладает неиссякаемой энергией, она очень активно. Во-первых, гуляя по лесу, она пребывала в хорошем настроении, пела песенки. Во-вторых, проявляла любознательность, например, когда пришла в дом к своей бабушке и начал спрашивать: «бабушка, почему у тебя такие большие уши?» и т.д.

4. Соотношение реактивности и активности. У Красной шапочки преобладает активность.

5. Темп реакций у сказочной героини достаточно высок.

6. Пластичность-ригидность (способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям). Красная шапочка умеет быстро адаптироваться к ситуации – сразу вступила в разговор с волком, начала интересоваться что же случилось с бабушкой?

7. Экстраверсия-интроверсия. У Красной шапочки преобладает экстраверсия, что подтверждают ранее приведенные примеры.

8. Эмоциональная возбудимость умеренная. Эмоциональный фон Красной шапочки ровный, она не склонна впадать в панику.

Самооценка

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой.

Вид самооценки  - вариант соответствия самооценки реальному положению дел:

- адекватная самооценка, соответствующие действительным способностям и возможностям человека;

- завышенная самооценка, когда человек переоценивает себя;

- заниженная самооценка, когда человек недооценивает себя.

Самооценка Красной шапочки достаточно высока, ее можно назвать завышенной. По поведению сказочной героини видно, что она считает себя красивой, общительной, умной девочкой и самоуверенной в собственных силах. В подтверждение последнего можно привести тот факт, что она с легкостью отнеслась ко встречи с волком. Не увидела ничего подозрительного, когда пришла к бабушке домой и т.д.

Способности

Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

К способностям Красной шапочки можно отнести музыкальные способности.

Характер

Характер человека - совокупность психических черт человека, как результат его темперамента и воспитания, направления его воли и ума.

Основными чертами характера Красной шапочки являются:

- доброжелательность, которая проявляется в ее отношении не только к маме, бабушке, но даже к волку;

- жизнерадостность;

- общительность;

- желание быть полезной, помогать другим людям;

- смелость (не побоялась пойти одна через лес к бабушке).

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997. – 456С.

2. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. - 367с.

3. Коломинский А. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. – 358с.

4. Макланов А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 388с.

5. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 487с.

6. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред.            Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000. – 476с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2001. – 384с.

2. Психологическая характеристика В.В. Путина

Многих аналитиков, биографов, психологов В.В. Путин привлекает своей незаурядной личностью, своим прошлым в КГБ, достаточной сдержанностью своей человеческой натуры, что весьма нехарактерно для традиционных лидеров России.

Особое место в жизни Путина занимает его дед. Повар по профессии, после первой мировой войны он был приглашен на работу в подмосковные Горки, где жил Ленин и вся семья Ульяновых. После смерти Ленина деда перевели на одну из дач Сталина, где он проработал практически до смерти «отца народов». После этого он жил и работал в доме отдыха Московского горкома партии в Ильинском. Будучи маленьким мальчиком, Владимир Владимирович часто бывал у деда. Однако ни дед, ни родители будущего президента не распространялись про жизнь деда. Как говорит сам Путин – «не было принято».

Детство Путина пришлось на тяжелые послевоенные годы. Его два старших брата умерли во время ленинградской блокады. Возможно, это и дало началу формирования «безотказного, но принципиального и лояльного трудоголика» - как его называли впоследствии сослуживцы. Уже в школьные годы в нем ярко проявились два важных качества: азартная целеустремленность и несгибаемая уверенность в своих силах.

Владимир Владимирович был всегда отличником - и в школе, и в университете. К числу его достижений также относятся и спортивные: трижды чемпион Ленинграда по самбо, бронзовый призер Кубка СССР, мастер спорта по дзюдо. Было бы ошибкой утверждать, что он - бунтарь. Напротив, из восточных единоборств он впитал в себя самое важное - философию защитника. Личность тренера А.С. Рахлина оставила глубокий след в его жизни. Это был своего рода «объект идентификации», пример мужского поведения и объект подражания. Именно из детских лет он вынес: «Спорт только тогда спорт, когда это связано с потом, кровью, тяжелой работой». Думается, повзрослев, Путин перенес эти качества и на представление о деятельности и жизни в целом. Представление о полноценно и качественно сделанной работе у него сформировалось на основе спортивного образа жизни. Важное качество, которое его отличало и в детстве, и в последующем - умение быть учеником, уметь подчиняться, впитывая при этом все самое главное и полезное. Данное качество помогло ему освоить не только языки и виды спорта, но и сделать карьеру. В общении Путин ведет себя достаточно сдержанно. Это говорит об устойчивой и гибкой нервной системе, выполняющей функцию успешной адаптации.

Говоря об адаптации как психологическом качестве человека, следует отметить, что приспособление (а именно так этот термин понимается многими) - это отнюдь не пассивное следование социальным нормам. Активные действия в нужное время и в нужном месте тоже способствуют адаптации. В ходе анализа первичного материала было замечено, что на многих фото Путин «исполняет» разные роли. Вот он в каске шахтера хлопает в ладоши, а вот - в кабине штурмана надевает шлем - серьезен, сосредоточен, внимателен к внутренним ощущениям. С банкой грибов в руке, когда он гостил под Самарой, на официальной встрече с Б.Ельциным и в Тадж-Махале на лавочке с супругой - везде он выглядит естественно и непринужденно. Человек, увидев его впервые в форме пилота, может сказать, что он - летчик, в каске - шахтер, с бокалом шампанского - светский лев. Такие ассоциации возникают в тех редких случаях, когда человек «входит, вживается в роль». Можно было бы предположить, что над ним хорошо поработали имиджмейкеры, однако без его природных данных это было бы невозможно. Благодаря такому таланту психологической гибкости Путин воспринимается каждым человеком как «свой парень». Особенно ярко он выражает свой образ через любимые народом выражения: нам туда лезть не надо; Россию зазывают заняться глобальными делами; обижать нас - себе дороже; где бы не притаился террорист; предпочтут с нами больше не связываться; дают - бери, бьют - беги; дали им серьезно по зубам …).

Сразу после защиты диплома с отличием в 1975 году Путин в числе трех сокурсников был направлен на службу в управление внешней разведки КГБ СССР младшим оперуполномоченным. Долгое время работал в Германии - в берлинской резидентуре КГБ. Позже, переведясь в резерв, он устроился помощником проректора Ленинградского университета по международным вопросам. В 1990 году он стал советником председателя Ленсовета Анатолия Собчака, а в 1992-м, махнув рукой на карьерный рост в КГБ, принял предложение Собчака перейти на работу в Смольный. Он возглавил в мэрии Петербурга Комитет во внешним связям.

Бывший разведчик стал публичной фигурой в Петербурге, журналисты довольно активно атаковали его просьбами об интервью, и он практически никогда не отказывал в этом. Правда, путинские интервью пользовались малым успехом у читателей - интервьюер обладал удивительным свойством выражать свои мысли вроде бы и конкретно, но в то же время расплывчато. В журналистской среде его называли «серым кардиналом Смольного». Среди питерских силовиков за ним закрепилась кличка «штази». Недоброжелатели называли его попросту «кагэбэшником» - и все сразу понимали, о ком идет речь.

... Говорят, что именно ректор ЛГУ Меркурьев рекомендовал Собчаку Путина как очень исполнительного работника. И в течение почти 10 последующих лет Путин эту рекомендацию блестяще оправдывал: он тенью следовал за Собчаком не только на официальные приемы, но и, например, на концерты любимой четой Собчаков Аллы Пугачевой, хотя сам предпочитал в свободное от работы время Мариинский театр.

Вскоре без его ведома в мэрии практически ничего не решалось. Собчак, который редко кому доверял и часто менял мнение об окружавших его людях, Путину, кажется, доверял безгранично и скорее серьезно, чем в шутку, каламбурил: «С ним можно и в разведку».

... После поражения Собчака на губернаторских выборах Путин наотрез отказался работать в новой команде, заявив, что это «будет выглядеть предательством».

... Как вспоминает одна из близких знакомых Путина по работе в Смольном, Путин умеет дружить как «настоящий мужик: если он дружит с человеком, это большое счастье, но если кого-то ненавидит, это большая беда». Из забавных особенностей: Путин, занимая тот или иной кабинет, никогда не затевал там перестановок, что страшно удивляло всех чиновников. Так, в Питере Сергей Ткачев, занявший пост председателя Комитета по внешним связям в Смольном, первый раз зайдя в путинский кабинет в своем новом качестве, не мог сдержать удивления: «Что же он даже мебель не поменял?»

Путин вспоминает, что в детстве вначале был лидером и это ему нравилось. К несчастью, лидерство не было «харизматическим», - за счет способностей или обаяния. Потом, когда начал лидерство терять, пытался развивать способности - начал хорошо учится, заниматься спортом - не помогло. Тогда возникла мечта получить такую профессию и такой статус, когда один человек влияет на судьбы многих. Вначале это была разведка, а теперь - пост президента.

Родители будущего президента, узнав о его желаемой профессии разведчика, были решительно настроены отговорить его. Здесь следует отметить, что в подростковом возрасте при подобном давлении родителей получается обратная реакция сопротивления. То есть ребенок реагирует прямо противоположно мнению родителей. Для него в этом возрасте неважно содержание совета или требования, важно «испытать» свою оригинальность и непохожесть. Путин в данном случае так тщательно наводил справки и готовился к поступлению на юридический факультет, что склонил на свою сторону родителей и добился желаемого. Уже в этих его поступках выражается его решительный волевой характер.

Путин молод и по биологическим часам, и по психологическим. В спокойной обстановке такие люди производят приятное впечатление, но в экстремальных условиях (для Путина это административное одиночество, когда может сказаться входящий в парадигму инфантилизма дефицит самостоятельности) они непредсказуемы и жестоки, как дети. Редко, но упоминается, что у Путина бывают эмоциональные срывы. Сейчас его показывают чаще и это стало заметнее. Например, рассказывая о гибели своей грозной собаки и оправдываясь, что новая размером с кошку он чуть не расплакался. По характеру - за рамками стресса - он добрый человек.

Сильное качество Путина- хорошая память, особенно зрительная. По отдельным рассказам можно предполагать, что она приближается к феноменальной. Иногда он ею даже бравирует. Излишек памяти мог привести к развитию цитатной внутренней речи. На все случаи жизни Путин имеет цитаты из книг и фильмов, которые иногда озвучивает, иногда, усмехаясь, проговаривает про себя.

Было бы ошибкой считать, что у этого человека нет недостатков и слабостей. Например, у него нет такой харизмы, как была у Б.Ельцина. Его речь и внешность иногда воспринимаются как детские и потому - несерьезные. Некоторые психологи выявляют и отмечают в нем некоторую женственность. Все эти недостатки он умеет превращать в достоинства (это опять-таки общепринятая женская черта). Например, отсутствие харизмы помогает ему быть «своим парнем». Высокая степень адаптации (как женская черта) помогает ему быть проницательным. То есть он демонстрирует не само качество (адаптацию и карьеризм), а результат развития этого качества - проницательность и мудрость.

В неофициальной жизни, судя из его воспоминаний, Путин достаточно общительный человек. У него очень много друзей. Первые годы, проведенные в Германии, для него были тяжелыми из-за отсутствия старых товарищей. Мужская дружба для него очень много значит.

В социально-культурном плане Путин чувствует себя европейцем. Из этого ощущения у него сформировалось общее представление о России как части западноевропейской культуры. Учитывая европейский менталитет, можно сказать, что принципиально важным для Путина является продуктивная деятельность при строгом соблюдении законов. Административная вертикаль не имеет такого значения, как соблюдение «правил игры» - «генеральный прокурор должен быть образцом морали и нравственности, потому что именно он наблюдает за исполнением законов всеми гражданами: и премьером, и президентом, и всеми». Путин не считает себя «последней инстанцией», как это было характерно для Российских вождей. Он включает себя в «игру» и подчиняется ее правилам.

Таким образом, перед нами человек без внутренних борений и колебаний. Он знает, что и как ему делать. Стиль его жизни - быть, а не казаться.

По типу темперамента такого человека можно отнести к холерикам, потому что холерики характеризуются быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.