Оглавление

Введение                                                                                                                       3

1 Межличностные отношения ребенка в дошкольном и школьном возрасте       4

1.1. Социально-психологические особенности общения в  дошкольном

и школьном возрасте                                                                                                   4

1.2. Межличностные отношения и конфликты в группе                                         8

1.3. Совместная деятельность и общение в формировании  гуманных

отношений в детской группе                                                                                    11

2. Межличностные отношения ребенка в школе

(социологическое исследование)                                                                             16

2.1. Опрос как метод сбора первичной информации                                             16

2.2. Анализ межличностных отношений учащихся 9-го класса                           20

Заключение                                                                                                                 27

Список литературы                                                                                                    28

Приложение Бланк анкеты                                                                                       30

Введение

Психологическая наука знает многое о законах обучения ребенка, о характерных возрастных особенностях его развития. В последние годы значительно обогатились научные представления о межличностных отношений детей различного возраста. С самого рождения человек вступает во  взаимоотношения с другими людьми, которые формируют его характер, а значит оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Изучение основных составляющих межличностных отношений ребенка, особенностей этих взаимоотношений, а также важных факторов, позволяющих строить эти отношения на дружественном и безконфликтном уровне является важной областью изучения социальной психологии.

Объект исследования – межличностные отношения ребенка.

Предмет исследования – особенности межличностных отношений ребенка в разные периоды времени.

Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений ребенка в разные периоды времени.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  социально-психологические особенности общения в дошкольном и школьном возрасте;

- проанализировать межличностные отношения и конфликты в группе;

- изучить особенности совместной деятельности и общения в формировании гуманных отношений в детской группе.

          - рассмотреть понятие «опрос как метод сбора первичной информации»;

- провести анализ межличностных отношений учащихся 9-го класса и произвести обработку данных.

1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Социально-психологические особенности общения в дошкольном и школьном возрасте

Межличностное общение - непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями  человеческого общества гибкий и общения    многоцелевой механизм формирования личности в дошкольном ребенка в ходе усвоения им социально-исторического  опыта человека [3].

      Общение со сверстниками, как и совместная деятельность, — обязательная предпосылка становления личнос­ти ребенка. В процессах общения он вырабатывает коммуника­тивные умения и навыки, формирует знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и со взрослыми. К общению детей и подростков в полной мере применимо высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «развитие индивида обусловлено развитием всех других ин­дивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном об­щении». Совместная деятельность и общение образуют единст­во.

В межличностном общении могут быть выделены три сто­роны.

Коммуникативная сторона общения связана с обменом ин­формацией, обогащением друг друга за счет накопленного каж­дым из сверстников запаса знаний. Интерактивная сторона об­щения служит практическому взаимодействию сверстников меж­ду собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявля­ется их способность сотрудничать, помогать друг другу, коор­динировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навы­ков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности ребенка, соз­дают трудности в его воспитании. Перцептивная сторона обще­ния характеризует процесс восприятия детьми своих товари­щей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг дру­га в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная, интерактивная и перцеп­тивная стороны общения в их единстве определяют его содер­жание, формы и роль в жизнедеятельности детей. Общение де­тей и подростков со сверстниками, так же как их общение со взрослыми, жизненно необходимо, является условием нормального развития человека.

Общение детей со сверстниками складывается в классе, груп­пе детского сада, в различного рода неформальных и формаль­ных детских и подростковых группах. Для приобретения социально-психологического опыта ребенок нуждается в постоян­ном расширении круга общения. Так, дети семи лет проводят в общении со сверстниками от 50 до 70 % времени. Значимость общения со сверстниками возрастает от младшего к старшему возрасту, хотя его количественные (по времени) характеристи­ки могут и не увеличиваться в связи с учебными и обществен­ными нагрузками.

Содержание, интенсивность, формы общения существенно изменяются с возрастом. Дошкольник в общении со сверстни­ками реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом в общении со взрослыми, как наиболее референтными для него лицами. В подростковом и раннем юношеском возрасте обще­ние сверстников приобретает особую ценность в связи с воз­растающим интересом друг к другу, потребностью сравнить себя со сверстниками, со стремлением обрести интимную дружбу [1; 6].

Взрослый для ребенка - эталон поведения, образец для по­дражания. Сверстник - это партнер по совместной деятель­ности.

Общение со сверстниками воздействует на развитие личнос­ти дошкольника: он учится согласовывать свои действия с дей­ствиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих то­варищей и себя. В общении со сверстниками дошкольник ис­пользует и проверяет действенность присвоенных им в общении со взрослыми способов деятельности и норм человеческих взаи­моотношений. Считая сверстников равными себе, ребенок заме­чает их отношение к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происхо­дят по нескольку раз в продолжение дня), но это общение — необходимое условие усвоения определенных норм взаимодейст­вия. Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, непопулярность в группе сверстников, резко снижая интенсивность процесса общения, замедляют процесс социали­зации, препятствуют формированию ценных качеств личности [8].

Для младших школьников, как и для дошкольников, взрос­лый продолжает оставаться самым авторитетным лицом. Ха­рактерно, что в оценках, которые они дают сверстникам, дети ссылаются главным образом на мнение учителя. В связи с этим отношения детей в младшем школьном возрасте строятся в ос­новном при прямом или косвенном участии педагога. Однако основания межличностных отношений сверстников иные, чем в группах дошкольников. Предпочтение в выборе товарищей оп­ределяется в наибольшей степени успехами или неудачами сверстников в учебе. Для младших школьников характерны по­лярные оценки сверстников: одних выбирают почти все, дру­гих - никто, что опять-таки связано с изменением социальной позиции ребенка и постепенным вхождением в новую для него учебную деятельность. В этом возрасте в общении начинают складываться первые, начальные проявления взаимоотношении по интересам, лежащие в основе формирования различного рода неформальных (неофициальных) групп. Несмотря па определен­ную ситуативность в выборе товарищей по общению (живут в одном доме, сидят за одной партой и т. д.), отношения сверстников друг к другу приобретают признак устойчивости, выде­ляются популярные дети, обладающие навыками и умением общения, и дети, не пользующиеся популярностью и любовью в классе. Неблагополучное положение в системе внутриклассного общения может сделать ребенка конфликтным, трудным для воздействия педагога.

У подростков и старших школьников развитие новых требо­ваний к взрослым и сверстникам порождает многообразие взаи­моотношений. Если в младших классах положение ребёнка за­висит в основном от успеваемости, поведения и от того, как ре­бенок выполняет требования взрослых, то для большинства подростков наиболее важным становится соответствие ожиданиям группы сверстников. Отсюда особая ценность та­ких качеств личности, как смелость, сообразительность, умение понять товарища и помочь ему. Подросток сам готов оказать поддержку сверстнику, но и от товарища ждет помощи — стрем­ление к справедливости особо обостряется и существенно ска­зывается на взаимоотношениях школьников. В общении с ровесниками подросток получает возможность подняться на новый уровень социальной и моральной зрелости, для него это само­стоятельная, важная и ценная сфера жизни.

В общении со сверстниками в подростковом возрасте явно преобладают две тенденции: стремление к общению и стремление получить признание, быть принятым в данной группе. Потребность обрести, индивидуальность  и, добиться призна­ния окружающими, стать или хотя бы казаться взрослым является преобладающей в этом возрасте [8; 11; 15].

 Группы сверстников с заданной организационной структурой (различные общественные организации) и неофициальные груп­пы, объединенные общностью интересов и взаимными симпати­ями, приобретают для подростка особую притягательность. Слу­чается, что личностные качества подростка, которые очень це­нятся в одной группе, могут отвергаться в другой, отличающейся иными ценностными ориентациями. Расхождения между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении могут толкнуть подростка на поиск группы, где он мо­жет утвердить себя в ином качестве и оказаться в ней интегри­рованным в определенных обстоятельствах. Это могут быть неформальные группы, иногда даже имеющие характер асоциальной ассоциации (в последние годы, например, это так назы­ваемые «фанаты» - истовые болельщики футбола). У подрост­ков в процессах общения на передний план выдвигается комп­лекс нравственных качеств, делающих их более или менее по­пулярными. Но достаточно одной или двух подмеченных товарищами или приписанных ему отрицательных черт, чтобы подросток утратил популярность («эффект ореола»). Группы сверстников оказываются весьма действенной школой формирова­ния нравственных качеств, формой социального взаимодейст­вия и сферой эмоциональных проявлений, важность которых дети усматривают в преданности группе, солидарности, справедливости, товарищеской взаимопомощи и т. д. Нарушение процессов взаимодействия становится причиной возникновения межличностных конфликтов.

1.2. Межличностные отношения и конфликты в группе

Под групповым конфликтом понимается столкновение различных тенденций в межличностных  отношениях, связанных с выраженными отрицательными эмоциональными состояниями его участников [2; 12].

Конфликты могут различаться по разным признакам: по источнику -возникающие при столкновении различных взглядов, ценностей, мотивов           и т.д.; по содержанию — деловые и личные; по эффекту, который они оказывают на жизнь группы, и т. д. Конфликты могут носить как внутригрупповой (межличностный), так и межгрупповой характер.

Как межличностные, так и межгрупповые конфликты порож­даются несовместимостью ценностей, норм и целей, которая становится препятствием для общения. Уже в старших группах детского сада взаимодействие дошкольников вызывает конф­ликтные ситуации. Чаще всего такие ситуации возникают в иг­ре, в которой наряду с игровыми отношениями, задаваемыми взятыми детьми на себя ролями, обнаруживаются и реальные отношения детей, которые привносятся в игру из повседневного общения. Игровые отношения зачастую не совпадают с реаль­ными взаимоотношениями детей. Нередко приходится наблю­дать, как мальчик, только что проявивший в роли «доктора» заботу о «заболевшей» девочке, через несколько минут, выйдя из игры, отнимает у той же девочки игрушку, не обращая вни­мания на ее слезы. В дошкольном возрасте эти конфликтные ситуации, как правило, разрешаются взрослыми, так как содер­жание самого общения детей, практически полностью завися­щего от взрослого, порождает стремление к «правилосообразности» поведения, нарушение которого влечет конфликт. Воспроизведение в игре отношений между взрослыми людьми учит ребенка подчиняться определенным правилам, выполнение ко­торых воспринимается им как строго обязательное («мамы так не делают», «разве доктор так обращается с больными?» и т. п.) [2; 7; 10].

На стремление детей к «правилосообразности» поведения, эталоны которого они заимствуют у взрослых, указывает ряд исследователей детства. Наблюдение за пяти-шестилетнимм детьми в различных ситуациях в беседах и различных играх показывает, что без постоянного контроля и влияния взрослых основные правила общения и сотрудничества ими забываются. Закономерен вывод, что разрешение конфликтов в дошкольном возрасте, следование необходимым нормам поведения во многом зависят от взрослого. Потребность детей в общении сталкивается с их недостаточной подготовленностью к межличностным отношениям, с несформированностью коммуникатив­ных умений. При типичной для большинства дошкольников общительности в детском сообществе может быть неразвито сопе­реживание, терпимость к товарищам и др.  Вместе с тем именно в детском саду дети приобретают умения и навыки играть и трудиться сообща; в процессе совмест­ной деятельности зарождаются первые ростки коллективизма. Случается, и нередко, что в первых классах, ввиду отсутствия совместной учебной деятельности, собственные успехи ребенка становятся для него и для окружающих (прежде всего для его родителей) важнее и значительнее успеха товарищей. В этом случае первые ростки коллективизма, выращенные в детском саду, не получают в начальной школе достаточной поддержки и развития.

В подростковом возрасте конфликты возникают в связи с различными ценностными представлениями членов группы и различиями в их нравственных качествах. Для разрешения конфликтной ситуации решающее значение имеет мнение и по­зиция коллектива. Это тем более важно и значимо, что подрост­ки чутко прислушиваются к осуждению и неодобрению коллек­тива сверстников, мнением которых они дорожат. Конфликты в подростковом возрасте отнюдь не являются неизбежными, но тем не менее в связи с нередкими случаями неудовлетвореннос­ти подростков общением со взрослыми, непризнанием в среде сверстников и усиливающимся стремлением к индивидуализа­ции, их возникновение не может быть неожиданностью для пе­дагога.

Конфликт в острой эмоциональной форме отражает реаль­ные противоречия в процессе совместной деятельности и обще­ния. В основе этих реальных противоречий могут быть предмет­но-деловые разногласия и личностно-прагматические. Предмет­но-деловые разногласия могут способствовать активизации сов­местной деятельности, решению общественных задач, сближе­нию точек зрения. Но случается, что личностно-прагматические отношения переносятся в сферу совместной деятельности и при­крываются ее интересами. Иногда эти столкновения порождают­ся отсутствием интересного дела, перспектив, обостряют непри­язнь и маскируют эгоизм, нежелание считаться с товарищами. Трудность разрешения подобного рода конфликтов и в том, что они могут быть не только явными, но и скрытыми, не лежа­щими на поверхности.

Предотвращение и правильное разрешение таких конфлик­тов зависит от уровня развития группы — чем он выше, тем ме­нее индивидуализм может стать причиной конфликтных отно­шений [17].

Лишенное противоречий развитие, как известно, невозможнo, поэтому важно оценить качественную сторону конфликта, выявить, что за ним стоит: неудовлетворенность ли подростка общением с товарищами, степень ли расхождения между личностными и групповыми нормами или же в общем продуктивное разногласие по поводу способов достижения общей цели.

Нравственная устойчивость сложившейся личности, ее ак­тивная жизненная позиция укрепляются и в конфликтной ситу­ации, заставляя человека осуществлять нравственный выбор. Преодоление (снятие) конфликта — путь к совершенствованию отношений. Л.А.Петровская [13]  подчеркивала, что характер челове­ка должен отличаться не бесконфликтностью, а готовностью к конфликту, порой способностью идти ему навстречу. Воспита­тельное значение подобных конфликтных ситуаций и мораль­но оправданных путей их разрешения и снятия в школьном кол­лективе трудно переоценить.

1.3. Совместная деятельность и общение в формировании гуманных отношений в детской группе

Психологическую основу гуманного отношения  составляет складывающаяся в общении и  совместной деятельности определенная   готовность субъекта чувствовать, переживать,    действовать так, как если бы этим другим    являлся он сам.

В социальной группе функционирование этих отношений выражается в признании за другим, как и за самим собой, равных прав и обязанностей, в оказании содействия и под­держки, а также в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам по группе.

Необходимым условием возникновения гуманного отношения к сверстнику является распознавание состояния, пе­реживаемого другим. Многочисленные наблюдения и экспери­ментальные исследования детей раннего возраста показывают, что дети поначалу легче распознают эмоции радости и гнева и труднее - печали и грусти. В более старшем возрасте репертуар эмоциональных проявлений становится все богаче и ребенок все тоньше их различает.

Благодаря способности детей к распознаванию эмоций, на следующем этапе осуществляется аффективная вовлеченность в состояние другого. Она может протекать посредством зара­жения, в результате которого эмоциональное состояние одного ребенка непосредственно передается другим детям.

Такое уподобление эмоциональному состоянию другого появляется в раннем возрасте и позволяет перейти от эмоции сопереживания - к действию. Как показали исследования, если годовалые дети начинают плакать, видя слезы другого, то уже дети на год старше делают попытки утешить расстроенных, поделиться с ними лакомством и пр. Подобная эмоционально-утешительная реакция, вызванная неблагополучием сверстника особенно ярко проявляется в дошкольном возрасте. При этом ребенок не только, подобно зеркалу, «отражает» то или иное состояние другого, но и испытывает нетождественные этому сос­тоянию эмоции, например, жалость в ответ на его плач и гнев, направленный на обидчика [4; 9].

Предпосылки гуманного отношения в дошкольном детстве могут проявиться и в форме кооперативности - непосред­ственного, действенно-практического отклика ребенка в ответ на неблагополучие сверстника или его потребность в содействии. Малыш полутора лет может отдать огорченному товарищу лю­бимую игрушку. Дошкольник готов поделиться чем-то лично для него ценным со сверстником, непроизвольно броситься ему на помощь, оказать услугу, например, поднести «строительный материал» и т. д. Младшие школьники хорошо могут улавли­вать потребность товарища в кооперации, умеют взаимно координировать свои действия, соучаствовать.

У ребенка-дошкольника активно формируются нравственные представления о том, что хорошо и что плохо, моральные оцен­ки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация ребенка со сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других, относясь к себе как бы со сторо­ны и соотнося при этом свое поведение с моральными нормами. В соответствии с нормами осуществляется принятие решения и «проигрывание» собственного действия в воображаемом плане. В сознании ребенка происходит предвидение того результата, который произведет его поступок, и предчувствие возможных последствий этого поступка для окружающих и его самого [16].

Эмоциональное предвосхищение играет важную роль в осу­ществлении дошкольниками форм деятельности, направленной на удовлетворение нужд и требований других людей, а также при выполнении определенных нравственных норм и правил по­ведения. Такого рода предчувствие - необходимый компонент гуманных взаимоотношений, в резуль­тате которого ребенок знает и чувствует, каким образом его действие отзовется на состоянии другого и как необходимо по­строить свою деятельность, чтобы устранить его неблагополучие [19].

Достаточно понаблюдать за детьми, чтобы обнаружить их способность к такому предвосхищению. Например, рассмотрим такую ситуацию. На игровой площадке мальчик лет пяти катается на велосипеде. Другой  трехлетний ребенок не опускает с него восхищенных глаз: он еще не умеет кататься. На пути велосипедиста оказывается большая ветка, и он в рас­терянности смотрит, как же ему ее объехать. Трехлетний мальчик бросается и оттаскивает ветку в сторону, освобождая дорогу. Велосипе­дист мчится дальше, а малыш, улыбаясь, глядит ему вслед.

Такое содействующее поведение свидетельствует о том, что действие из воображаемого плана переходит в реальный, когда гуманное отношение осуществляется в форме реализации наме­рения. Это происходит тогда, когда ребенок особым образом организует совместную деятельность со сверстником, осуществ­ляя действенное сострадание в ситуации его неблагополучия и активное содействие его радости, успеху.

Такие сложные формы поведения возникают к концу до­школьного возраста. Особенности их проявления выявила сле­дующая экспериментальная ситуация, построенная по схеме коллективистской идентификации. Четверо детей («бригада машинистов») по игрушечной железной дороге дви­гали паровозик, каждый - по своему участку пути. Чем больше скорость паровозика, тем больше опасность ошибок машиниста, из-за которых всю группу, а значит, и его самого, ждет нака­зание - исключение из игры. Это первая ситуация - «работа для себя». И вторая: теперь ошибки любого участника засчи­тывались только одному. Он являлся ответственным за всех, именно ему грозило наказание. Как изменится поведение детей в этой ситуации - «работы для другого»?

Объективным критерием, по которому можно было судить о непреднамеренности поведения ребенка, являлась скорость выполнения задания в обеих ситуациях. Если ребенок непроиз­вольно увеличивал скорость, от которой зависело количество ошибок в ситуации «работы для другого», то это говорило о том, что его не очень заботила возможность наказания сверстника. А если в обеих ситуациях ребенок работал более осторожно, а значит, более медленно, то тогда было основание говорить о ту­манном отношении к сверстнику, о стремлении избавить его от наказания, так же как и себя самого. Таким образом, разница в скорости в двух ситуациях являлась показателем отношения ребенка к неблагополучию сверстника. В результате у большин­ства детей пяти лет индексы гуманного отношения оказались отрицательными - желание избежать наказания для себя у них значительно выше, чем забота о благополучии сверстника. К семи годам появляется поведение по устранению угрозы нака­зания сверстника в той же степени, что своей собственной, а к десяти годам в ряде случаев благополучие товарища начинает выступать более сильным стимулом, чем собственное наказание. Таким образом, задолго до того, как гуманное отношение к дру­гим людям становится устойчивой индивидуально-психологиче­ской особенностью личности, оно возникает в совместной дея­тельности, которая требует реального сотрудничества детей и эмоционально насыщенного общения [2; 18].

Задача воспитания гуманных отношений в детской группе требует целенаправленного педагогического воздействия семьи и школы. Одним из наиболее эффективных путей ее реализации является организация совместной деятельности детей, поскольку, как показали исследования, различные типы взаимодействия в детской группе оказывают неоднозначное влияние на установ­ление той или иной формы межличностных отношений у дошкольников, младших школьников, подростков. Известно, на­пример, что корпоративный, конкурентный характер совмест­ной деятельности порождает отношения рассогласованности, отчуждения, недоброжелательства между детьми, а кооператив­ный характер способствует объединению детей, взаимопонима­нию, сопереживанию. Даже такие внешние моменты совмест­ной деятельности, как «степень совместности», оказывают су­щественное влияние на проявление отношений в детской груп­пе, особенно дошкольников и младших школьников. Если взаи­модействие в группе подчинено общей задаче, обусловливаю­щей ответственность каждого за благополучие товарища, тогда, возникают условия для формирования гуманных отношений в детской группе.

Развивающееся в совместной деятельности умение ребенка ставить себя на место другого, воспринимать чужие пережива­ния как свои собственные способствует созданию образа собст­венного «Я» и становлению гуманного отношения к другому. Смена позиции в процессе совместной деятельности предостав­ляет ребенку возможность освоения различных моделей пове­дения в зависимости от ситуации и «упражняет» его в таком поведении по отношению к другому, как будто этим другим является он сам [9].                                    

Воспитание гуманных отношений в детской группе затрагивает еще один важный аспект - практику санкционирования, то есть наказания или награды ребенка как метода воздействия на его поведение и сознание. «Воспитание радостью»,  «сорадование» по поводу общего успеха оказывается много действеннее эффекта наказания. Педагогу   следует иметь в виду, что при организации совместной деятельности в детской группе необходимо задавать такую тактику,   которая бы способствовала проявлению радости за другого,    при этом особое внимание педагогу следует уделить соблюде­нию справедливости в распределении поощрений между детьми.   Содержательная совместная деятельность и нравственно-эмо­циональное общение между детьми являются основой формиро­вания гуманных взаимоотношений в детской группе.

2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

 (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

2.1. Опрос как метод сбора первичной информации

Прежде чем приступить к анализу данных проведенного социологического исследования необходимо рассмотреть основные составляющие примененного в данной работе метода сбора первичной как опрос.

 Опрос является одним из самых распространенных методов исследования. Под опросом понимается метод сбора информации, путем установления контактов с объектами исследования [20]. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

Достоинство метода опроса состоит прежде сего в практически неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях в будущем.

Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Поскольку в данной работе использовалось личное интервью, остановимся на нем подробнее.

Итак, личное интервью считается универсальным и самым популярным способом связи с объектами исследования, поскольку позволяет избежать недостатков, присущих опросам по почте  и телефону.

К достоинствам этого способа относятся:

- относительно небольшая доля отказов от ответов, обеспечиваемая высокой квалификацией интервьюеров;

- относительно высокая точность обследования, обеспечиваемая применением более сложных и длинных анкет (чем при опросе по телефону или по почте), что обусловлено возможностью и способностью опытного интервьюера разъяснить все непонятные вопросы;

- возможность совмещения личного опроса с наблюдением, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых.

Основным недостатком личного опроса является отно­сительно большие организационные усилия к материальные затраты на его проведение, а также возможность оказания интервьюером вольного или невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных пристрастий [5].

Анализ рассмотренных выше достоинств и недостатков различных способов связи с аудиторией, с одной стороны, а также особенностей аудитории, содержания опро­са и возможностей исследователей, с другой стороны, позволяет выбрать наиболее рациональный способ связи с аудиторией, при проведении опроса. Решение этой задачи позволяет исследователям приступить непосредственно к разработке анкеты, представляющей собой перечень вопросов, на, которые опрашиваемому предстоит дать ответы.

Для сбора данных разрабатываются анкеты. Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры или плотности некой характеристики (свойства), представляющей интерес для исследователя [20].

Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выделяют четыре характеристики шкал:  описание;   порядок;  расстояние; наличие начальной точки.

Описание предполагает использование единственного дескриптора, или опознавателя, для каждой градации в шкале. Например, «да» или «нет»; «согласен» или «не согласен»; возраст респондентов.

Порядок характеризует относительный размер дескрипторов («больше чем», «меньше чем», «равен»).

Расстояние используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах.

Начальная точка – шкала, имеющая единственное начало или нулевую точку [5].

Выделяют четыре уровня изменения, определяющих тип шкалы измерений: наименований; порядка; интервальный; отношений.

Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ставит в соответствие описываемым объектам только его название, никакие количественные характеристики не используются.

Шкала порядка разрешает ранжировать респондентов или их ответы.

Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными градациями шкалы. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер (хотя это предположение требует обоснования).

Шкала отношений является единственной шкалой, имеющей нулевую точку, поэтому можно проводить количественные сравнения полученных результатов.

Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при проведении изучения какого-то объекта. Кроме того, она предопределяет, какой вид статистического анализа можно или нельзя использовать.

Оценка измеряемого признака производится путем выбора, как правило, одного ответа из серии предложенных или путем выбора одного числового балла из некоторой совокупности чисел.

Графическая  шкала разделена на разные части и снабжена словесными или числовыми обозначениями, для оценки измеряемого качества. Респондента просят сделать отметку на шкале соответствий с его оценкой данного качества.

Ранжирование – производится оценивание по измеряемому качеству совокупностей объектов путем их упорядочивания по степени выраженности данного признака [14].

Главным инструментом реализации метода опроса является анкета. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.

Анкета обычно состоит из трех частей: введение; реквизитной части;  основной части.

В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положений – для частных лиц; для организаций: размер, местоположение, положение респондента в организации и т.д. [5].

Существует три основных формата задаваемых вопросов: открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.

Открытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация; он позволяет опрашиваемому отвечать на вопрос своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации.

Закрытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация. Он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор.

Вопрос должен быть кратким. Следует избегать неопределенности и многословности формулировок. Следует использовать повседневный язык респондентов, термины, понятные каждому потенциальному респонденту, исключая жаргон [14; 20].

Прежде чем проводить исследование следует разработать выборку и определить ее объем. Выборка – сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием.

2.2. Анализ межличностных отношений учащихся 9-го класса

Исследование было проведено в одном из 9-х классов школы №49 г.Кемерова. Целью исследования являлось выявить показатель межличностных отношений учащихся в подростковом возрасте. Были опрошены учащиеся 9-го класса, потому что, на наш взгляд, они являются золотой серединой подросткового возраста.  Взятая  группа  не является показательным примером для любых других групп. Выводы исследования будут касаться  только относительно учащихся   данной конкретной группы  и  не  будут проецироваться на межличностные отношения всех подростков в целом. Да это и не входило в цель исследования.

Нами было опрошено 30 человек, что составляет 100% опрашиваемых респондентов. Нам было интересно узнать взаимоотношение подростков в данном коллективе, за пределами этого коллектива, их отношение к старшему поколению и т.д.

Прежде чем проводить исследование мы разработали анкету, которая включает в себя семь вопросов (пять закрытых и два полузакрытых). Социально-демографические характеристики группы выглядят следующим образом: респондентов женского пола было опрошено 18 человек (40%), респондентов мужского пола - 12 человек (60%). Возрастная характеристика группы практически одинакова: в основном всем опрашиваемым по 14 лет, некоторым – 15 лет.

Первым вопросом анкеты, по которой были опрошены респонденты, являлся следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас друзья, которым Вы можете доверять?» На данный вопрос было предложено три варианта ответов: «Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить».

Анализ ответов показал, что у большинства ответивших (60%) есть друзья, которым они могут доверять. В основном так отвечали учащиеся женского пола. Среди 18 человек, ответивших положительно – 12 человек, составляют респонденты женского пола, что является абсолютным большинством не только среди всей совокупности респондентов, но и среди лиц женского пола, т.е. 67% от общего числа респондентов женского пола.

Отрицательно по данному опросу высказались 8 человек, что составляет 27% от общего числа респондентов. Здесь равное количество голосов исходило от лиц мужского и женского пола (по 4 человека от каждой стороны). Таким образом, можно констатировать, что 33% лиц мужского пола (от общего числа мальчиков) и 22% лиц женского пола (от общего числа девочек) не имеют друзей, которым они могут доверять.

И, наконец, 13% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. В итоге получается, что большинство подростков опрашиваемой группы верят в дружбу и могут доверять другим людям свои чувства, секреты и переживания. Возможно, что в дальнейшем этот показатель будет снижаться, потому что, как показывают многие источники, подростковый период является таким этапом жизни, на котором (с позиции подростков) может самое большое количество друзей. Однако, это тема уже другого исследования.

Далее нам было интересно узнать прислушиваются ли одноклассники к мнению наших респондентов. В  анкете был предложен закрытый вопрос, на который было дано три варианта ответов.

Результаты полученных данных таковы:

- 45% опрошенных считают, что к их мнению прислушиваются;

- 23% респондентов ответили, что их мнение никого не интересует;

- 32% затруднились ответить на данный вопрос.

Стоит заметить, что здесь позиции респондентов мужского и женского пола практически поровну распределились по разные стороны барикад. Как мальчики, так и девочки в равной степени отвечали, что к их мнению прислушиваются (или, наоборот, не прислушиваются). Таким образом, об участниках данной группы можно сказать, что у них нет проблем, связанных с половой дискриминацией.

Следующий вопрос нашей анкеты касался частоты возникновения разногласий респондентов с мнениями одноклассников или всего класса в целом (Таблица 1.).

Таблица 1

Оценка частоты возникновения разногласий

с мнениями одноклассников

Варианты ответа

Всего

В том числе

М

Ж

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Часто

4

13

3

25

1

6

Не очень часто

3

10

2

17

1

6

Редко

21

70

6

50

15

82

Никогда

2

7

1

8

1

6

Анализ ответов показывает, что большинство респондентов (70%), редко вступают в разногласия со своими одноклассниками и ориентированы на неконфликтные отношения в классе. В основном предпочитают не вступать в конфликт респонденты женского видимо в силу совей меньшей природной агрессивности (82% от общего числа  опрошенных женского пола).  Ровно половина лиц мужского пола также предпочитают не вступать в конфликты со своими одноклассниками.

Однако все-таки 13% опрошенных часто приходят в разногласия со своими одноклассниками. И здесь превалируют лица мужского пола (25% от общего количества респондентов мужского пола).

И, наконец, 7% респондентов никогда не вступают в разногласия с другими учащимися.

Итак, респондентам был задан следующий вопрос: «Кто для Вас является авторитетом?» По данному вопросу предлагались следующие варианты ответов: «учитель», «родители», «друзья», «никто», а также можно было дописать свой ответ, если предложенные варианты не совпадали с мнением респондента. Данные представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Оценка наличия авторитета для респондентов

Варианты ответа

Всего

В том числе

М

Ж

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Учитель

2

7

-

-

2

11

Родители

17

56

8

67

9

50

Друзья

4

13

4

33

-

-

Никто

2

7

-

-

2

11

Другое

5

17

-

-

5

28

По данным Таблицы 2 видно, что для большинства респондентов (56% от общего числа опрошенных) авторитетом являются их родители. Из них 67% мальчиков (от общего числа опрошенных респондентов мужского пола) и 50% девочек (соответственно, от общего числа опрошенных  респондентов женского пола).

Для 7% опрошенных авторитетом является учитель. Все респонденты женского пола. Для такого количества опрошенных никто не является авторитетом (также здесь прослеживается абсолютное большинство респондентов женского пола).

Друзья являются авторитетом только для 4 человек из 30 опрошенных, что составляет 13% от общего числа респондетов. При этом все респонденты, назвавшие друзей своим авторитетом, лица мужского пола.

Таким образом, данные, полученные на вопрос о наличии авторитета, свидетельствуют о том, что для большинства респондентов авторитетом являются их родители, и именно по их подобию они выстраивают свои взаимоотношения с другими людьми.

Далее был задан вопрос о том, какие отношения преобладают у наших респондентов со сверстниками.  Данные представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Оценка отношений респондентов со сверстниками

Варианты ответа

Всего

В том числе

М

Ж

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Дружественные

15

50

5

42

10

55

Нейтральные

11

36

4

33

7

38

Конфликтные

2

7

2

16

-

-

Натянутые

2

7

1

9

1

7

Анализ данных Таблицы 3 свидетельствует о том, что 15 человек, что составляет ровно 50% от общей совокупности респондентов, считают свои отношения со сверстниками дружественными. За нейтральные отношения высказались 11 человек (36%). Конфликтные и натянутые отношения преобладают лишь у 7% респондентов.

Стоит заметить, что результаты ответов на данный вопрос показали, что как мальчики, так и девочки могут дружественно общаться со своими сверстниками и в этом смысле каких-то особых барьеров, связанных с половым признаком, на пути  общения у них не возникает.

Последний вопрос нашей анкеты звучал так: «Что могло бы помочь Вам легко общаться со сверстниками?» ответы представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Оценка обстоятельств, помогающих легко

общаться со сверстниками

Варианты ответа

Всего

В том числе

М

Ж

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Личный авторитет

2

7

2

16

-

-

Общие интересы

18

60

6

50

12

66

Раскрепощенность

4

14

1

6

3

12

Доброжелательное отношение сверстников ко мне

6

9

3

18

3

12

Другое _______

-

-

-

-

-

-

Ответы распределились следующим образом:

- за личный авторитет высказались 7% респондентов;

- общие интересы преобладают у 60%;

- раскрепощенность у 14%;

- за доброжелательное отношение со стороны окружающих отдали свои голоса 9% опрошенных.

Таким образом, данные Таблицы 4 показывают, что для легкости общения подросткам более всего требуются общие интересы. На втором месте, в след за общими интересами, идет раскрепощенность. За ней следует доброжелательное отношение со стороны окружающих и только на последнем месте личный авторитет.         

Надо сказать, что если общие интересы преобладают как у респондентов мужского, так и женского пола, то, например, раскрепощенность, как фактор легкости общения между сверстниками, превалирует у опрошенных женского пола. Напротив же наличие  личного авторитета больше  волнует мальчиков, нежели девочек.

Проанализировав полученные данные в ходе нашего исследования мы вправе заключить  следующее:

1. Большинство респондентов легко находят общий язык со своими сверстниками и заводят друзей.

          2. Однако не всегда и не все одноклассники прислушиваются к мнениям друг друга. На этой почве, хотя и не часто, но возникают разногласия среди подростков.

          3. Для большинства респондентов есть свои авторитеты в жизни. И, как показало исследование, в основном этим авторитетом являются родители. На втором месте друзья и лишь  для немногих авторитетом является учитель.

          4. Несмотря на довольно успешное общение наших респондентов со сверстниками, все же есть факторы, которые могли бы помочь в налаживании еще более теплых и дружественных отношений. Таким фактором в основном являются общие интересы. Также сюда можно добавить раскрепощенность и доброжелательное отношение со стороны окружающих.

Заключение

Исследование показало, что межличностное общение является непременным условием формирования личности ребенка. В общении ребенок вырабатывает коммуникативные навыки, формирует знания об окружающих и о собственном «Я».

Межличностные отношения ребенка складываются на всех этапах его жизнь. Сначала это детский сад, затем школа, а также неформальные детские и подростковые группы. Человек общается с другими людьми на протяжении всей своей жизни, изменяются только содержание, интенсивность и формы общения.

К сожалению, не всегда взаимоотношения ребенка бывают гладкими. Они, также как и отношения между взрослыми людьми, не проходят без конфликтов, которые порождаются несовместимостью ценностей, норм, целей. Преодоление конфликта – это путь к совершенствованию отношений, на основе которых должны формироваться гуманные отношения между детьми.

Основой формирования гуманных взаимоотношений между детьми является содержательная совместная деятельность и нравственно-эмоциональное общение.

Для того, чтобы практически подтвердить факты теории, нами были проведены конкретные исследования на примере одной из групп учащихся средней школы. Исследования были посвящены анализу межличностных взаимоотношений участников данной группы.

Результаты данного исследования  показали, что подростки в основном легко вступают в контакт со своими сверстниками. Общение практически не вызывает у них никаких затруднений. Еще раз подчеркнем, что результаты данного исследования не могут быть показателем для всех коллективов.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 1997.-232с.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.М., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления). - М.:Издательство Московского университета, 1978.-364с.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.:Аспект Пресс,1997.-368с.

4. Анциферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояния зарубежной психологии. - М.,1974.-318с.

5. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. - М.:Высш. шк.,1989.-176с.

6. Возрастная и педагогическая психология/Сост. И.В. Дубровина. - М., 1998.-320с.

7. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М.: Знание, 1978.-143с.

8. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982.-112с.

9. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1986.-78с.

10. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.:Питер,1997.-518с.

11. Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М.:Издательство Московского университета, 1981.-382с.

12. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. - М.:Издательство Московского университета,1987.-366с.

13. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.:Издательство Московского университета, 1977.-410с.

14. Рабочая книга социолога. - М.:Наука,1977.-390с.

15. Рогов Е.И. Психология человека. - М.: ВЛАДОС, 1999.-320с.

16. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. - Л.: Ленинградский университет, 1988.-288с.

17. Социальная психология/Под ред. А.В. Петровского.-М.: Просвещение, 1987.-442с.

18. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандритская. - М.:Аспект Пресс, 2000.-474с.

19. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.:Аспект Пресс,1996.-386с.

20. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.:Дело, 1997.-528с.

Приложение 1

Бланк анкеты

Дорогой друг!

Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся межличностных отношений подростков со сверстниками. В каждом вопросе предлагаются варианты ответов. Выберите верный на ваш взгляд ответ и подчеркните его, либо допишите,  если предложенные варианты не совпадают с Вашем мнением.

1. Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас друзья, которым Вы можете доверять?

1.1. Да

1.2. Нет

1.3. Затрудняюсь ответить

2. Прислушиваются ли ровесники к Вашему мнению?

2.1. Да

2.2. Нет

2.3. Затрудняюсь ответить

3. Часто ли у Вас возникают разногласия с мнением одноклассников или мнением всего класса?

3.1. Часто

3.2. Не очень часто

3.3. Редко

3.4. Никогда

4. Кто для Вас является авторитетом?

4.1. Учитель

4.2.Родители

4.3. Друзья

Продолжение приложения 1

4.4. Никто

4.5. Другое ________________________________

5. Ваши отношения со сверстниками чаще всего:

5.1. Дружественные

5.2. Нейтральные

5.3. Конфликтные

5.4. Натянутые

6. Что могло бы помочь Вам легко общаться со сверстниками:

6.1. Личный авторитет

6.2. Общие интересы

6.3. Раскрепощенность

6.4. Доброжелательное отношение сверстников ко мне

6.5. Другое __________________________________

7. укажите Ваш пол:

7.1. м

7.2. ж

                                       Благодарим за участие!