Министерство образования Российской Федерации

Кузбасский региональный институт

Управление образованием администрации Промышленновского района

Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря

Курсовая работа

Исполнитель:

Шиповская Елена Аркадьевна

Библиотекарь

Соревнованской

осн. обр. школы,

слушатель очно-заочных курсов повышения квалификации

Преподаватель:

Стародубова Г.А.

канд. пед. наук,

доцент кафедры ТДК КемГУКИ

Дата допуска к защите:

пос. Промышленная

2004 год

Оглавление

с

Введение                                                                                                             3

Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-

               педагогический аспект                                                                       5

1.1 Основные составляющие психолого-педагогической работы

      школьного библиотекаря                                                                  5

1.2 Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе

      школьного библиотекаря с детьми                                                  7

1.3 Авторитет школьного библиотекаря                                             10

Глава 2. Технология психолого-педагогической работы библиотекаря

               со школьниками                                                                                12

2.1  Методические аспекты психолого-педагогической работы

       школьного библиотекаря                                                               12

2.2 Программы работы школьного библиотекаря с детьми              14

2.3 Психолого-педагогическая работа библиотекаря                       

               (на примере Соревнованской школы)                                            18

Заключение                                                                                                      21

Список литературы                                                                                         23

Приложение 1                                                                                                  24

Приложение 2                                                                                                  25

Приложение 3                                                                                                  26

Приложение 4                                                                                                  27

Введение

Всем известно, что библиотекари и биб­лиографы выполняют функцию посред­ника в процессе донесения информации до потребителя. И также ни для кого не секрет, что в последнее время функция эта становится все более значимой: информационный поток непрерывно растет, и самостоятельно ориенти­роваться в нем не только ребенку, но и вполне взрослому человеку все труднее и труднее.

Главной, пожалуй, даже главнейшей пробле­мой сегодня стала не только проблема выбора, умения вы­делять в информационном потоке самое интересное, самое важное, самое полезное, самое необходимое, умение отличать это от сора и шлака, которые просто подавляют порой своей массой все по-настоящему глубокое и ценное, но психолого-педагогические основы работы с детьми в процессе преподнесения этой информации. Как научиться этому школьным библиотекарям? Вопрос весьма актуальный, можно ска­зать, сверхактуальный.

Дети, при всех их недюжинных способностях к адаптации, все­гда находятся в самом уязвимом положении, тем более читающие дети. Излишне говорить о том, что таких становится все меньше и меньше, и ви­новаты в этом не только библиотекари. Да, дети действительно адаптируются к окружающему миру, в котором, кажется, осталось так мало времени и места для свободного чтения, для чтения вообще. Но современный ребенок пере­стает читать еще и потому, что из инстинкта са­мосохранения опасается оказаться погребен­ным под книжной лавиной, опасается захлеб­нуться в бездонном информационном море.

В этой связи на первый план выходит личностный фактор – личность библиотекаря, помощника «не потеряться» в этом бескрайнем просторах информационного потока.

Объект исследования – школьный библиотекарь.

Предмет исследования – деятельность школьного библиотекаря.

Цель исследования – изучить психолого-педагогическую составляющую деятельность школьного библиотекаря.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные составляющие психолого-педагогической работы        школьного библиотекаря;

- проанализировать психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми;

- рассмотреть понятие авторитета школьного библиотекаря;

- рассмотреть методические аспекты психолого-педагогической работы        школьного библиотекаря;

- изучить возможные программы работы школьного библиотекаря с детьми;

- проанализировать психолого-педагогическую работу библиотекаря                (на примере Соревнованской школы).

Методы исследования:

1. Изучение психолого-педагогической и библиотековедческой литературы по теме исследования.

2. Социологические методы (наблюдение за читателями).

База исследования – библиотека Соревнованской школы.

Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-педагогический аспект

1.1 Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия - профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во многом превосходят знания библиотекаря, но умение библиотечного работника разыскать и представить требуемый материал непревзойденно, и он вправе носить звание «лоцмана книжных морей» (5, С.36).

В  современных  условиях,  когда  школа  перестраивается  в  соответствии  с  изменениями,  происходящими  в  обществе,  все  возрастающее  значение  приобретает  дифференциация  и  индивидуализация  психолого-педагогической деятельности библиотекаря  Ориентир  на  абстрактного  «среднего  посетителя»  утрачивает  свое  значение.  Многоцветность  и  многогранность  жизни  захлестнула  практическую  жизнь школы.  Можно  с  полной  уверенностью  сказать,  что  от  декларации  индивидуального  подхода  школа  перешла  к  его  реализации  на  уровне  повседневной  практики (4, С.34-35). 

В этой связи на современном этапе развития психолого-педагогическая работа школьного библиотекаря с детьми включает в себя несколько моментов:

1.  Психологическая  помощь.

- создать  атмосферу  доверия;

- возможность  отдохнуть,  отвлечься;

- помочь  реабилитироваться  или,  наоборот, научить  сдерживаться;

- помочь  разобраться  в  себе;

- развивать  рефлексию;

- вызвать  доверие  и  своим  авторитетом  влиять  на  самочувствие  ребенка;

- «вести  за  руку»  в  трудных  нравственных  ситуациях.

2.                Психолого-педагогическая  помощь.

- вовлекать  во  все мероприятия, проводимые библиотекой;

- помогать  осваивать  новые  интересные  навыки,  умения;

- заинтересовать  учащихся  нужной  и  полезной  деятельностью;

- формировать  у  них  навыки  здорового  образа  жизни.

3.                Организационная  помощь.

- создавать  ситуацию  успеха  для  трудных  учащихся;

- поддерживать  их  своим  авторитетом  перед  товарищами;

- предоставить  возможность  проявить  себя  в  тех  видах  деятельности,  где  они  себя  увереннее  чувствуют,  работа в библиотеке  должна  нацеливать  и  на  успешную  деятельность  на  уроках.

4.                Эстетически-художественная  помощь.

- влияние  на  эмоциональную  сферу;

- создание  красоты,  привитие  чувства  прекрасного (6, С. 66-69; 9, С.14-18).  

Работа с детьми в школьной библиотеке, проводимая в различных формах (чтение вслух, занятия в кружках, организация работы по сбору материала по заранее заданной теме и т.д.), в целом должна способствовать следующему:

1.                Выявлять  и  развивать  способности  ребят.

2.                Прививают  интерес литературе, истории, музыке, искусству и т.д.

3.                Развивают  эмоциональную  сферу  личности  ребенка.

4.                Формируют  отношение  к  культурным  традициям.

5.                Помогать ребенку  адаптироваться  в  школьной  среде,  ощутить  себя  успешным,  значимым  среди  сверстников.

Работе библиотекаря должна быть снабжена соответствующими средствами  и  приемами:

- наглядно-образными  (слайды,  видеофильмы,  репродукции);

- вербальными  (рассказы,  беседы,  поэзия);

- музыкальными  (песни,  музыкальные  произведения) и др. (8, С.93-97).

Таким образом, работа библиотекаря, особенно ответственно относящегося к своей деятельности, - не проста. Он также, как учитель, несет воспитательную функцию. А если  воспитание  -  постоянное  восхождение  к  культуре  и  повседневное  воссоздание  культуры  во  всех  жизненных  актах,  то  назначением  воспитания (в частности, назначением деятельности школьного библиотекаря) является  формирование  личности,  которая  бы  приобретала  в  процессе  развития  способность самостоятельно  строить  свой  вариант  жизни,  достойный  человека.

1.2 Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми

Психолого-педагогическими проблемами, возникающими в работе школьного библиотекаря с детьми, могут быть следующими:

1.         Неприязнь к библиотеке. Такое отношение часто появляется оттого, что библиотеки, помимо своей основной функции, не могут предложить ребятам, что-то большее  потому становятся скучными и неинтересными для детей.

2.         Игровые интересы. Дети всегда остаются детьми и любую, даже учебную деятельность они хотят превратить в игровой процесс. Отсутствие в библиотеке игрового процесса также может стать для ребят, особенно начальных классов, камнем преткновения, из-за которого они редко посещают школьную библиотеку. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уходит в себя.

3.         Отсутствие интересных программ. Любая детская деятельность интересна тогда, когда она хорошо организована. В этой связи существенное значение приобретает методичная, целенаправленная работа  школьного библиотекаря с детьми. Причем здесь важно также учитывать половозрастные характеристики детей.

4. Некомфортность. Отсутствие комфорта в библиотеке часто является причиной для ее непосещения. Ощущение «домашней» обстановки, уюта и тепла является очень важным фактором для формирования положительного эмоционального настроя.

5. Отсутствие у библиотекаря умения работать с детьми. Это и нежелание понять ребенка, выслушать его, и отсутствие этики поведения,  и отсутствие опыта общения с детьми, как такового (например, в силу молодого возраста библиотекаря) и т.д. (3, С.25-28).

В связи с возникающими проблемами в работе библиотекаря с детьми хочется заострить внимание на тех качествах, которые необходимы библиотекарю для работы со школьниками. Итак, библиотекарь должен: 

1.         Быть доброжелательным и чутким.

2.         Разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы.

3.         Иметь высокий уровень интеллектуального развития.

4.         Иметь широкий круг интересов и умений.

5.         Иметь помимо основного еще какое-либо образование (например, психологическое).

6.         Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с работой с детьми.

7.         Иметь живой и активный характер.

8.         Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму).

9.         Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

10.    Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.

11.    Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.

12.       Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний (8, 67-68).

Рассмотрев требования к школьному библиотекарю, можно сформулировать их в виде 12 заповедей:

-                    Не  навреди.

-                    Будь  терпеливым  и  великодушным,  умей  прощать.

-                    Имей  чувство  юмора.

-                    Найди  ключ  к  каждому.

-                    Не  используй  отметку  как  средство  наказания.

-                    Не  говори:    «не  способен»,  говори: «способности  не  раскрыты».

-                    Не  забывай  похвалить.

-                    Умей  признавать  свои  ошибки,  но  ошибайся  редко.

-                    Не  навязывай  ребенку  свою  точку  зрения.

-                    Не  добивайся  успеха  силой.

-                    Будь  автором  своей  системы  методов.

-                    Не  имей  любимчиков (1, С.55-59).

На наш взгляд, соответствие описанным требованиям и практическое соблюдение заповедей позволит библиотекарю стать настоящим профессионалом своего дела и завоевать искреннее доверие у детей, которое невозможно купить ни за какие деньги.

Однако, наблюдается тенденция потери авторитета школьного библиотекаря, которая зависит не только от субъективных, но и от объективных причин. На них мы остановимся в следующем параграфе.

1.3 Авторитет школьного библиотекаря

Должность школьного библиотекаря - пост уважаемый; с библиотекарем регулярно советуются по целому ряду вопросов. Чаще всего библиотекарь в школе один, а потому является личностью неповторимой и пользуется автономией, о которой учителям и мечтать не приходится. К сожалению, по той же причине он часто оказывается в изоляции. Он хорошо знает изучаемые в школе предметы, но несмотря на это не имеет ни влияния, ни власти, чтобы изменить процесс преподавания.

Библиотекарь контактирует со множеством людей - школьниками, учителями и администраторами. Многие из них плохо представляют себе функции школьного библиотекаря, а некоторым это и вовсе безразлично. Отношение к библиотекарю определяется степенью осведомленности о его работе. Печально, но факт: каждый, кто пытается выйти за пределы чужого представления о рамках его должности, считается помехой или того хуже - конкурентом в борьбе за влияние и ресурсы (2, 59-61).

Немалая часть людей, пользующихся услугами библиотеки, считает ее функцию чисто вспомогательной, менее важной и даже второстепенной по сравнению с основной функцией школы. Когда речь заходит о необходимости снижать расходы, библиотеку чаще всего называют одной из первых. Если же библиотекарь начинаете защищаться и доказывать необходимость выполнения стоящих перед библиотекой задач, его обвиняют в том, что он за деревьями не видит леса и плохо представляет себе, что происходит в школе.

В школе ему постоянно приходится иметь дело с людьми, у которых куда больше прав решать вопросы ассигнований на нужды библиотеки, чем у него самого. Часто люди, находящиеся в школьной иерархии на одном с ним уровне, обладают большим влиянием и авторитетом, чем он.

С подобными трудностями сталкивается каждый школьный библиотекарь. Они являются естественной частью любой работы, которая считается вспомогательной по отношению к основной деятельности того или иного учреждения. Подобное отношение несправедливо, но с ним приходится считаться.

Тем не менее, школьные библиотекари участвуют в образовательном процессе не меньше, чем учителя и администраторы. Они решают чрезвычайно важные задачи, связанные с реформой школьного образования. Как показывают результаты многих исследований, проведенных отдельными учеными и научными коллективами, сердцевиной любого проекта улучшения школьного образования (совместного обучения; обучения, основанного на конечном результате; Коалиции школ, дающих знания первой необходимости; и всех остальных) является самостоятельная работа учащихся с источниками информации.            Успех этих усовершенствований напрямую зависит от школьного библиотекаря, от его знания источников информации и каналов доступа к ним. Освоение каждого школьного предмета (а особенно междисциплинарного) зависит от умения учащегося определять, находить, получать доступ, упорядочивать, интерпретировать и излагать информацию, однако это освоение может быть успешным только при условии, что такая информация доступна. Самая плодотворная идея, самый талантливый и опытный учитель обречены на неудачу в том случае, если нужных информационных источников нет в библиотеке. А кто знает собственный фонд лучше библиотекаря? Поэтому библиотекарь должен быть участником любого проекта по усовершенствованию средней школы (2, 89-100).

В рамках рассматриваемой проблемы в следующей главе мы попытаемся обозначить возможную технологию работы школьного библиотекаря, с помощью которой он сможет, помимо основной, выполнять еще и психолого-педагогическую функцию.

Глава 2. Технология психолого-педагогической работы библиотекаря со школьниками

2.1  Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальными в работе школьного библиотекаря. Рассмотрим принципы, о которых идет речь:

1.                Содержание учебной программы должно предусматривать  изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

2.                Учебная программа должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

3.                Учебная программа должна давать возможность детям приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

4.                Учебная программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

5.                Учебная программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии.

6.                Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

7.                Учебная программа должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами (1; 35-36; 7, С.47).

В свою очередь   Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ работы с детьми с целью психолого-педагогического воздействия:

-                    знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

-                    осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;

-                    акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов  высокого уровня;

-                    большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

-                    более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;

-                    предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;

-                    поощрение творческого и продуктивного мышления;

-                    воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;

-                    создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей (10, С.12-17).

Ниже приводятся некоторые наиболее  важные способности и умения, на которые следует обратить внимание библиотекарю и попытаться приложить все усилия, чтобы дети, с которыми он работает, смогли их развивать:

1. Познавательные способности и навыки (владение большим объемом информации; богатый словарный запас; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно- следственных связей; умение делать выводы; умение интегрировать и синтезировать информацию; участие в решении сложных проблем; организация информации; использование альтернативных путей поиска информации; анализ ситуаций; умение оценивать как сам процесс, так и результат; умение предвидеть последствия; умение рассуждать; критичность в мышлении; высокая любознательность и т.д.).

2. Творческие способности (гибкость в мышлении и действиях; быстрота мышления; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; богатое воображение; развитая интуиция и т.д.).

3. Особенности эмоциональной сферы (уважение к другим; эмпатическое отношение к людям; терпимость к особенностям других людей; склонность к самоанализу; терпимое отношение к критике; готовность делиться вещами и идеями; настойчивость в выполнении задания; независимость в мышлении и поведении) (1, С.39-40).

2.2 Программы работы школьного библиотекаря с детьми

          

  

Говоря о психолого-педагогических основах работы школьного библиотекаря считаем целесообразным уделить внимание программам, на базе  которых он мог бы выстроить свою работу с детьми.

1. Программа С.Каплан. При составлении таких программ по мнению С.Каплан (США) необходимо выдерживать следующие требования: глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления. Большое внимание должно быть уделено развитию личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.

Программа С.Каплан предусматривает 2 основных метода обучения детей – дедуктивное и проблемное исследование. Первый предполагает движение от обзора, цель которого – помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой. На начальном этапе библиотекарь знакомит школьников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу (4, 37-38).  

2. Педагогика индивидуализации. Принцип индивидуализации предполагает наличие у библиотекаря значительной компетентности, которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся. 

Богатство хорошо организованной системы образования состоит в сопряжении индивидуализации и коллективной партикуляризации. Как отметил еще в 20-е гг. Роже Кузине, необходимость объединять учеников в разнородные группы навязывается самой жизнью в разные группы. Например, путем организации в библиотеках дней газеты, радио, культуры и т.д. (1, С.56-58).

3. «Методика полного усвоения» (по Дж. Кэрролл, Б.Блум).

В основе методики полного усвоения лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы американскими психологами Дж.Кэрроллом и Б.Блумом. Они исходили из следующих посылок. Дж.Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т.д.) Единственное, что остается незафиксированным, - это…результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае условия будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б.Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:

- малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

- талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные;

- обычные учащиеся (около  90 %), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

«Методика полного усвоения» очень эффективна в рамках работы школьного библиотекаря. При грамотном психолого-педагогическом подходе библиотекаря реализация данной методики будет способствовать лучшему и более эффективному усвоению материала школьниками. Это связано с тем, что методика подразумевает нетрадиционные формы обучения, которые будут не сковывать, а раскрепощать детей (1, С.61-63).

Рассмотрим еще 3 концептуальные модели психолого-педагогической работы с детьми: «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума.

1. «Свободный класс». Такая система ориентирует библиотекарей на максимально внимательное отношение к каждому ребенку. Она дает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами. При этом новом подходе руководство процессом обучения уже осуществляется не только учителем, но и учениками. Дети в таких «классах» (группах) не стеснены возрастными рамками и другими ограничениями, которые накладывает традиционная учебная программа.

Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с привлечением обширного вспомогательного материала и оборудования. Детям предоставлена возможность диктовать, иллюстрировать, оформлять в виде книг свои собственные сочинения.

2. Модель «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли отвергает тезис о том, что потенциальные возможности детей могут быть реализованы путем простой интенсификации усвоения того же самого материала, который рассчитан на детей со средними способностями.

Основная задача библиотекаря (как «педагога») состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать методами и исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.

3. Модель «Таксономия целей обучения» Блума. Таксономия целей обучения ориентирована на сферу познавательных функций детей.

Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, библиотекарь, выполняя свою определенную педагогическую функцию, может определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план (1, С.76-77).

Таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач.

2.2 Психолого-педагогическая работа библиотекаря

(на примере Соревнованской школы)

В Соревнованской школе (Кемеровский район) успешно проводит свою работу библиотека, организованная не только для учащихся, но и для        учителей.

Для ребят библиотека – не просто источник для интеллектуального развития. Они часто приходят туда просто пообщаться с самим библиотекарем, как с человеком, который не ставит оценки за невыученный урок. Ребята приходят поделиться своими радостями и проблемами, успехами и            промахами.

Библиотекарю Соревнованской школы, естественно, приходится работать с детьми различных возрастов, поэтому ему нужно знать возрастные особенности развития детей, чтобы наладить с ними максимально доверительные отношения.

Стоит заметить,  что уже два года в этом направлении ведется активная работа. Так в школьной библиотеке действует «ящик доверия», куда ребята могут опустить свои письма, адресованные как своим сверстникам, так и взрослым, работающим в школе (Приложение 1).

Письма ребят самые разнообразные: это и признания в симпатиях, и теплые слова в адрес учителей, и предложения по улучшению школьной жизни и многое другое. Очень часто школьники обращаются к библиотекарю за советом, делятся самыми сокровенными мыслями.

Кроме этого в библиотеке существует «Забор откровения», куда ребята помещают мысли «вслух» для большого количества читающих. Это могут быть поздравления, признания в адрес какого-нибудь класса. Иногда человек просто делится своими эмоциями – грустными или радостными.

Библиотекарь Соревнованской школы также является руководителем кружка «Горница», который располагается при библиотеке. Занятия в кружке позволяют любому ребенку, даже закомплексованному и не очень коммуникабельному, принять участие  творческом процессе,  выразить свои эмоции, получить навыки общения. В кружке занимаются 15 человек. Это ребята в возрасте 9-12 лет (Приложение 2).

Дети из неблагополучных семей, а таких к сожалению, достаточно, очень любят проводить время в школьной библ        иотеке, в стенах которой находят спокойствие, человеческое тепло, уют и понимание.

Много таких детей приходят на час «тихого чтения», когда все дети по очереди вслух читают одно произведение. В такие моменты сердца ребят  переполняет радость, искрятся глаза, полные безмятежного                             счастья.

Особо хочется подчеркнуть, что библиотека Соревнованской школы, кроме своей основной функции, выполняет  еще и функцию игровой комнаты. Очень часто можно наблюдать картину, когда учащиеся младших классов, уютно расположившись на ковре, играют в шашки, собирают                           мозаику и т.д.

В рамках данной библиотеки широко ведется педагогическая работа, в рамках которой ребятам, например, предлагается с целью изучения своих семейных корней собрать информацию о предках, историю их жизни и составить генеалогическое дерево. Собранную информацию ребята систематизируют и оформляют в виде стенда (Приложение 3).

 К юбилею Кемеровской области школьники вместе с библиотекарем работали над подготовкой исторического материала на тему «Летопись села в судьбах его жителей». Материал был оформлен в виде выставки               (Приложение 4), которая заняла третье место по области среди библиотек по краеведению.

С целью информирования ребят о перспективах дальнейшего обучения в ссузах и вузах библиотекарь ежегодно собирает достаточное количество материала по данной теме. Информация также оформляется в виде стенда «Профессиональная ориентация», на котором ребята всегда смогут найти нужную для них информацию.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность библиотекаря Соревнованской школы очень убедительно демонстрирует психолого-педагогический подход в работе со школьниками. Об этом свидетельствует многообразие форм работы с детьми, ориентированных не только на педагогическую направленность деятельности, но и несущих в себе психологическую подоплеку.

Заключение

Детские и школьные библиотеки с большим опозданием примериваются к сложившейся ситуации, хотя именно они, как представляется, могут и должны стать своего рода фильтром все возрастающего информационного потока, именно они должны отсеивать все малозначи­тельное - напротив - привлекать вни­мание ко всему важному и существенному.

Ребенок далеко не всегда способен грамот­но, да просто самостоятельно, без посторонней помощи выбрать необходимую книгу- количе­ство их поистине огромно, а начинающий чита­тель зачастую смутно представляет себе, чего же он, собственно говоря, хочет. Одно дело, когда ему требуется выполнить школьное зада­ние, подготовить реферат по какой-то конкрет­ной, заданной учителем теме или когда речь идет о давно и прочно сложившемся увлечении - тут ребенок, если он достаточно настойчив, может свернуть горы. Но предоставленный са­мому себе, так сказать, в состоянии "свободно­го полета", желая почитать просто-напросто что-нибудь интересное и занимательное, даже вполне серьёзный подросток может растерять­ся - чем копаться и что-то выискивать, лучше схватить первую попавшуюся книжку, например какой-нибудь «детективчик» для нехитрого вре­мяпрепровождения, а потом так и идти всякий раз по проторенной дорожке, упорно выбирая из бескрайнего литературного моря те же са­мые «детективчики»...

Сегодня вопрос ребенка «что бы мне почи­тать?» не просто по-прежнему актуален. Именно теперь, во времена засилья самой разнообраз­ной, порой весьма агрессивной и подавляющей сознание информации, этот вопрос приходится слышать все чаще и чаще. Причем задают его не только дети, но и взрослые - в первую очередь родители и педагоги, то есть те, кому небезраз­лично, насколько разносторонне и гармонично будет развиваться следующее поколение.

В этом огромном потоке информации библиотекарь должен найти именно то, что смогло бы положительно отразиться на становлении личности ребенка. Однако, такой подход к делу требует от библиотекаря глубокой психолого-педагогической подготовки. Потому что только подготовленный специалист может сделать работу ребенка в библиотеке интересной и занимательной.

          Лучшие  педагоги  всех  времен  и  народов (сюда можно отнести и школьных библиотекарей)  стремились  создать  такую  школу, которая позволила бы ребенку раскрыться во всем его своеобразии,  во всей полноте его неповторимых задатков  и  особенностей.   Очень хотелось бы, чтобы таких людей стало как можно больше: умных, деликатных, тактич­ных  (профессиональных педагогов и профессиональных библиотекарей).

Список литературы

1. Акимова  М.К.   Индивидуальность  учащегося  и  индивидуальный  подход. – М., 1992.-346с.

2. Беллмен Дж. Что можно сделать не будучи директором? – М.,2000.-133с.

3. Березкина Н. Современная библиотека: оснащение и дизайн // Вестник ББА.-1998.-№ 2.-С.25-28.

4. Дунаева Т.Г. Современное библиографоведение: грани взаимодействия различных концепций // Библиотека и библиотекарь в современном мире: Сб. ст. - Казань, 1999. – 134 с.

5. Копейкин А. Приглашение на «Час книги» // Школьная библиотека.-2001.-№1.-С.36-38.

6. Корчак  Я.  Как  любить  ребенка:  книга  о  воспитании. – М., 1990.-288с.

7. Мижериков  В.А.  Психолого-педагогический  словарь. - Ростов-на-Дону, 1998.-С.47.

8. Рыданова  И.И.  Основы  педагогики  общения. – М., 1998.-237с.

9. Соловьева И. Периодические издания. Что читают наши дети? // Библиотека.-1997.-№9.-С.14-18.

10. Щуркова  Н.Е.  Программа  воспитания  школьника // Классный  руководитель.–1997.-№1.–С.12-17.