Министерство образования Российской Федерации
Кузбасский региональный институт
Управление образованием администрации Промышленновского района
Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря
Курсовая работа
Исполнитель: Шиповская Елена Аркадьевна Библиотекарь Соревнованской осн. обр. школы, слушатель очно-заочных курсов повышения квалификации Преподаватель: Стародубова Г.А. канд. пед. наук, доцент кафедры ТДК КемГУКИ Дата допуска к защите: |
пос. Промышленная
2004 год
Оглавление
с
Введение 3
Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-
педагогический аспект 5
1.1 Основные составляющие психолого-педагогической работы
школьного библиотекаря 5
1.2 Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе
школьного библиотекаря с детьми 7
1.3 Авторитет школьного библиотекаря 10
Глава 2. Технология психолого-педагогической работы библиотекаря
со школьниками 12
2.1 Методические аспекты психолого-педагогической работы
школьного библиотекаря 12
2.2 Программы работы школьного библиотекаря с детьми 14
2.3 Психолого-педагогическая работа библиотекаря
(на примере Соревнованской школы) 18
Заключение 21
Список литературы 23
Приложение 1 24
Приложение 2 25
Приложение 3 26
Приложение 4 27
Введение
Всем известно, что библиотекари и библиографы выполняют функцию посредника в процессе донесения информации до потребителя. И также ни для кого не секрет, что в последнее время функция эта становится все более значимой: информационный поток непрерывно растет, и самостоятельно ориентироваться в нем не только ребенку, но и вполне взрослому человеку все труднее и труднее.
Главной, пожалуй, даже главнейшей проблемой сегодня стала не только проблема выбора, умения выделять в информационном потоке самое интересное, самое важное, самое полезное, самое необходимое, умение отличать это от сора и шлака, которые просто подавляют порой своей массой все по-настоящему глубокое и ценное, но психолого-педагогические основы работы с детьми в процессе преподнесения этой информации. Как научиться этому школьным библиотекарям? Вопрос весьма актуальный, можно сказать, сверхактуальный.
Дети, при всех их недюжинных способностях к адаптации, всегда находятся в самом уязвимом положении, тем более читающие дети. Излишне говорить о том, что таких становится все меньше и меньше, и виноваты в этом не только библиотекари. Да, дети действительно адаптируются к окружающему миру, в котором, кажется, осталось так мало времени и места для свободного чтения, для чтения вообще. Но современный ребенок перестает читать еще и потому, что из инстинкта самосохранения опасается оказаться погребенным под книжной лавиной, опасается захлебнуться в бездонном информационном море.
В этой связи на первый план выходит личностный фактор – личность библиотекаря, помощника «не потеряться» в этом бескрайнем просторах информационного потока.
Объект исследования – школьный библиотекарь.
Предмет исследования – деятельность школьного библиотекаря.
Цель исследования – изучить психолого-педагогическую составляющую деятельность школьного библиотекаря.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря;
- проанализировать психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми;
- рассмотреть понятие авторитета школьного библиотекаря;
- рассмотреть методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря;
- изучить возможные программы работы школьного библиотекаря с детьми;
- проанализировать психолого-педагогическую работу библиотекаря (на примере Соревнованской школы).
Методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и библиотековедческой литературы по теме исследования.
2. Социологические методы (наблюдение за читателями).
База исследования – библиотека Соревнованской школы.
Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-педагогический аспект
1.1 Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря
Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия - профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во многом превосходят знания библиотекаря, но умение библиотечного работника разыскать и представить требуемый материал непревзойденно, и он вправе носить звание «лоцмана книжных морей» (5, С.36).
В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, все возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической деятельности библиотекаря Ориентир на абстрактного «среднего посетителя» утрачивает свое значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую жизнь школы. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики (4, С.34-35).
В этой связи на современном этапе развития психолого-педагогическая работа школьного библиотекаря с детьми включает в себя несколько моментов:
1. Психологическая помощь.
- создать атмосферу доверия;
- возможность отдохнуть, отвлечься;
- помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;
- помочь разобраться в себе;
- развивать рефлексию;
- вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие ребенка;
- «вести за руку» в трудных нравственных ситуациях.
2. Психолого-педагогическая помощь.
- вовлекать во все мероприятия, проводимые библиотекой;
- помогать осваивать новые интересные навыки, умения;
- заинтересовать учащихся нужной и полезной деятельностью;
- формировать у них навыки здорового образа жизни.
3. Организационная помощь.
- создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;
- поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;
- предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности, где они себя увереннее чувствуют, работа в библиотеке должна нацеливать и на успешную деятельность на уроках.
4. Эстетически-художественная помощь.
- влияние на эмоциональную сферу;
- создание красоты, привитие чувства прекрасного (6, С. 66-69; 9, С.14-18).
Работа с детьми в школьной библиотеке, проводимая в различных формах (чтение вслух, занятия в кружках, организация работы по сбору материала по заранее заданной теме и т.д.), в целом должна способствовать следующему:
1. Выявлять и развивать способности ребят.
2. Прививают интерес литературе, истории, музыке, искусству и т.д.
3. Развивают эмоциональную сферу личности ребенка.
4. Формируют отношение к культурным традициям.
5. Помогать ребенку адаптироваться в школьной среде, ощутить себя успешным, значимым среди сверстников.
Работе библиотекаря должна быть снабжена соответствующими средствами и приемами:
- наглядно-образными (слайды, видеофильмы, репродукции);
- вербальными (рассказы, беседы, поэзия);
- музыкальными (песни, музыкальные произведения) и др. (8, С.93-97).
Таким образом, работа библиотекаря, особенно ответственно относящегося к своей деятельности, - не проста. Он также, как учитель, несет воспитательную функцию. А если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания (в частности, назначением деятельности школьного библиотекаря) является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека.
1.2 Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми
Психолого-педагогическими проблемами, возникающими в работе школьного библиотекаря с детьми, могут быть следующими:
1. Неприязнь к библиотеке. Такое отношение часто появляется оттого, что библиотеки, помимо своей основной функции, не могут предложить ребятам, что-то большее потому становятся скучными и неинтересными для детей.
2. Игровые интересы. Дети всегда остаются детьми и любую, даже учебную деятельность они хотят превратить в игровой процесс. Отсутствие в библиотеке игрового процесса также может стать для ребят, особенно начальных классов, камнем преткновения, из-за которого они редко посещают школьную библиотеку. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уходит в себя.
3. Отсутствие интересных программ. Любая детская деятельность интересна тогда, когда она хорошо организована. В этой связи существенное значение приобретает методичная, целенаправленная работа школьного библиотекаря с детьми. Причем здесь важно также учитывать половозрастные характеристики детей.
4. Некомфортность. Отсутствие комфорта в библиотеке часто является причиной для ее непосещения. Ощущение «домашней» обстановки, уюта и тепла является очень важным фактором для формирования положительного эмоционального настроя.
5. Отсутствие у библиотекаря умения работать с детьми. Это и нежелание понять ребенка, выслушать его, и отсутствие этики поведения, и отсутствие опыта общения с детьми, как такового (например, в силу молодого возраста библиотекаря) и т.д. (3, С.25-28).
В связи с возникающими проблемами в работе библиотекаря с детьми хочется заострить внимание на тех качествах, которые необходимы библиотекарю для работы со школьниками. Итак, библиотекарь должен:
1. Быть доброжелательным и чутким.
2. Разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы.
3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
4. Иметь широкий круг интересов и умений.
5. Иметь помимо основного еще какое-либо образование (например, психологическое).
6. Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с работой с детьми.
7. Иметь живой и активный характер.
8. Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму).
9. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
10. Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.
11. Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
12. Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний (8, 67-68).
Рассмотрев требования к школьному библиотекарю, можно сформулировать их в виде 12 заповедей:
- Не навреди.
- Будь терпеливым и великодушным, умей прощать.
- Имей чувство юмора.
- Найди ключ к каждому.
- Не используй отметку как средство наказания.
- Не говори: «не способен», говори: «способности не раскрыты».
- Не забывай похвалить.
- Умей признавать свои ошибки, но ошибайся редко.
- Не навязывай ребенку свою точку зрения.
- Не добивайся успеха силой.
- Будь автором своей системы методов.
- Не имей любимчиков (1, С.55-59).
На наш взгляд, соответствие описанным требованиям и практическое соблюдение заповедей позволит библиотекарю стать настоящим профессионалом своего дела и завоевать искреннее доверие у детей, которое невозможно купить ни за какие деньги.
Однако, наблюдается тенденция потери авторитета школьного библиотекаря, которая зависит не только от субъективных, но и от объективных причин. На них мы остановимся в следующем параграфе.
1.3 Авторитет школьного библиотекаря
Должность школьного библиотекаря - пост уважаемый; с библиотекарем регулярно советуются по целому ряду вопросов. Чаще всего библиотекарь в школе один, а потому является личностью неповторимой и пользуется автономией, о которой учителям и мечтать не приходится. К сожалению, по той же причине он часто оказывается в изоляции. Он хорошо знает изучаемые в школе предметы, но несмотря на это не имеет ни влияния, ни власти, чтобы изменить процесс преподавания.
Библиотекарь контактирует со множеством людей - школьниками, учителями и администраторами. Многие из них плохо представляют себе функции школьного библиотекаря, а некоторым это и вовсе безразлично. Отношение к библиотекарю определяется степенью осведомленности о его работе. Печально, но факт: каждый, кто пытается выйти за пределы чужого представления о рамках его должности, считается помехой или того хуже - конкурентом в борьбе за влияние и ресурсы (2, 59-61).
Немалая часть людей, пользующихся услугами библиотеки, считает ее функцию чисто вспомогательной, менее важной и даже второстепенной по сравнению с основной функцией школы. Когда речь заходит о необходимости снижать расходы, библиотеку чаще всего называют одной из первых. Если же библиотекарь начинаете защищаться и доказывать необходимость выполнения стоящих перед библиотекой задач, его обвиняют в том, что он за деревьями не видит леса и плохо представляет себе, что происходит в школе.
В школе ему постоянно приходится иметь дело с людьми, у которых куда больше прав решать вопросы ассигнований на нужды библиотеки, чем у него самого. Часто люди, находящиеся в школьной иерархии на одном с ним уровне, обладают большим влиянием и авторитетом, чем он.
С подобными трудностями сталкивается каждый школьный библиотекарь. Они являются естественной частью любой работы, которая считается вспомогательной по отношению к основной деятельности того или иного учреждения. Подобное отношение несправедливо, но с ним приходится считаться.
Тем не менее, школьные библиотекари участвуют в образовательном процессе не меньше, чем учителя и администраторы. Они решают чрезвычайно важные задачи, связанные с реформой школьного образования. Как показывают результаты многих исследований, проведенных отдельными учеными и научными коллективами, сердцевиной любого проекта улучшения школьного образования (совместного обучения; обучения, основанного на конечном результате; Коалиции школ, дающих знания первой необходимости; и всех остальных) является самостоятельная работа учащихся с источниками информации. Успех этих усовершенствований напрямую зависит от школьного библиотекаря, от его знания источников информации и каналов доступа к ним. Освоение каждого школьного предмета (а особенно междисциплинарного) зависит от умения учащегося определять, находить, получать доступ, упорядочивать, интерпретировать и излагать информацию, однако это освоение может быть успешным только при условии, что такая информация доступна. Самая плодотворная идея, самый талантливый и опытный учитель обречены на неудачу в том случае, если нужных информационных источников нет в библиотеке. А кто знает собственный фонд лучше библиотекаря? Поэтому библиотекарь должен быть участником любого проекта по усовершенствованию средней школы (2, 89-100).
В рамках рассматриваемой проблемы в следующей главе мы попытаемся обозначить возможную технологию работы школьного библиотекаря, с помощью которой он сможет, помимо основной, выполнять еще и психолого-педагогическую функцию.
Глава 2. Технология психолого-педагогической работы библиотекаря со школьниками
2.1 Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря
Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальными в работе школьного библиотекаря. Рассмотрим принципы, о которых идет речь:
1. Содержание учебной программы должно предусматривать изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
2. Учебная программа должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
3. Учебная программа должна давать возможность детям приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Учебная программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Учебная программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами (1; 35-36; 7, С.47).
В свою очередь Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ работы с детьми с целью психолого-педагогического воздействия:
- знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
- осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
- акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;
- большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
- более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
- предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
- поощрение творческого и продуктивного мышления;
- воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
- создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей (10, С.12-17).
Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, на которые следует обратить внимание библиотекарю и попытаться приложить все усилия, чтобы дети, с которыми он работает, смогли их развивать:
1. Познавательные способности и навыки (владение большим объемом информации; богатый словарный запас; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно- следственных связей; умение делать выводы; умение интегрировать и синтезировать информацию; участие в решении сложных проблем; организация информации; использование альтернативных путей поиска информации; анализ ситуаций; умение оценивать как сам процесс, так и результат; умение предвидеть последствия; умение рассуждать; критичность в мышлении; высокая любознательность и т.д.).
2. Творческие способности (гибкость в мышлении и действиях; быстрота мышления; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; богатое воображение; развитая интуиция и т.д.).
3. Особенности эмоциональной сферы (уважение к другим; эмпатическое отношение к людям; терпимость к особенностям других людей; склонность к самоанализу; терпимое отношение к критике; готовность делиться вещами и идеями; настойчивость в выполнении задания; независимость в мышлении и поведении) (1, С.39-40).
2.2 Программы работы школьного библиотекаря с детьми
Говоря о психолого-педагогических основах работы школьного библиотекаря считаем целесообразным уделить внимание программам, на базе которых он мог бы выстроить свою работу с детьми.
1. Программа С.Каплан. При составлении таких программ по мнению С.Каплан (США) необходимо выдерживать следующие требования: глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления. Большое внимание должно быть уделено развитию личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.
Программа С.Каплан предусматривает 2 основных метода обучения детей – дедуктивное и проблемное исследование. Первый предполагает движение от обзора, цель которого – помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой. На начальном этапе библиотекарь знакомит школьников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу (4, 37-38).
2. Педагогика индивидуализации. Принцип индивидуализации предполагает наличие у библиотекаря значительной компетентности, которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся.
Богатство хорошо организованной системы образования состоит в сопряжении индивидуализации и коллективной партикуляризации. Как отметил еще в 20-е гг. Роже Кузине, необходимость объединять учеников в разнородные группы навязывается самой жизнью в разные группы. Например, путем организации в библиотеках дней газеты, радио, культуры и т.д. (1, С.56-58).
3. «Методика полного усвоения» (по Дж. Кэрролл, Б.Блум).
В основе методики полного усвоения лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы американскими психологами Дж.Кэрроллом и Б.Блумом. Они исходили из следующих посылок. Дж.Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т.д.) Единственное, что остается незафиксированным, - это…результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае условия будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.
Этот подход был поддержан и развит Б.Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:
- малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
- талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные;
- обычные учащиеся (около 90 %), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.
Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.
«Методика полного усвоения» очень эффективна в рамках работы школьного библиотекаря. При грамотном психолого-педагогическом подходе библиотекаря реализация данной методики будет способствовать лучшему и более эффективному усвоению материала школьниками. Это связано с тем, что методика подразумевает нетрадиционные формы обучения, которые будут не сковывать, а раскрепощать детей (1, С.61-63).
Рассмотрим еще 3 концептуальные модели психолого-педагогической работы с детьми: «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума.
1. «Свободный класс». Такая система ориентирует библиотекарей на максимально внимательное отношение к каждому ребенку. Она дает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами. При этом новом подходе руководство процессом обучения уже осуществляется не только учителем, но и учениками. Дети в таких «классах» (группах) не стеснены возрастными рамками и другими ограничениями, которые накладывает традиционная учебная программа.
Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с привлечением обширного вспомогательного материала и оборудования. Детям предоставлена возможность диктовать, иллюстрировать, оформлять в виде книг свои собственные сочинения.
2. Модель «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли отвергает тезис о том, что потенциальные возможности детей могут быть реализованы путем простой интенсификации усвоения того же самого материала, который рассчитан на детей со средними способностями.
Основная задача библиотекаря (как «педагога») состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать методами и исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
3. Модель «Таксономия целей обучения» Блума. Таксономия целей обучения ориентирована на сферу познавательных функций детей.
Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, библиотекарь, выполняя свою определенную педагогическую функцию, может определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план (1, С.76-77).
Таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач.
2.2 Психолого-педагогическая работа библиотекаря
(на примере Соревнованской школы)
В Соревнованской школе (Кемеровский район) успешно проводит свою работу библиотека, организованная не только для учащихся, но и для учителей.
Для ребят библиотека – не просто источник для интеллектуального развития. Они часто приходят туда просто пообщаться с самим библиотекарем, как с человеком, который не ставит оценки за невыученный урок. Ребята приходят поделиться своими радостями и проблемами, успехами и промахами.
Библиотекарю Соревнованской школы, естественно, приходится работать с детьми различных возрастов, поэтому ему нужно знать возрастные особенности развития детей, чтобы наладить с ними максимально доверительные отношения.
Стоит заметить, что уже два года в этом направлении ведется активная работа. Так в школьной библиотеке действует «ящик доверия», куда ребята могут опустить свои письма, адресованные как своим сверстникам, так и взрослым, работающим в школе (Приложение 1).
Письма ребят самые разнообразные: это и признания в симпатиях, и теплые слова в адрес учителей, и предложения по улучшению школьной жизни и многое другое. Очень часто школьники обращаются к библиотекарю за советом, делятся самыми сокровенными мыслями.
Кроме этого в библиотеке существует «Забор откровения», куда ребята помещают мысли «вслух» для большого количества читающих. Это могут быть поздравления, признания в адрес какого-нибудь класса. Иногда человек просто делится своими эмоциями – грустными или радостными.
Библиотекарь Соревнованской школы также является руководителем кружка «Горница», который располагается при библиотеке. Занятия в кружке позволяют любому ребенку, даже закомплексованному и не очень коммуникабельному, принять участие творческом процессе, выразить свои эмоции, получить навыки общения. В кружке занимаются 15 человек. Это ребята в возрасте 9-12 лет (Приложение 2).
Дети из неблагополучных семей, а таких к сожалению, достаточно, очень любят проводить время в школьной библ иотеке, в стенах которой находят спокойствие, человеческое тепло, уют и понимание.
Много таких детей приходят на час «тихого чтения», когда все дети по очереди вслух читают одно произведение. В такие моменты сердца ребят переполняет радость, искрятся глаза, полные безмятежного счастья.
Особо хочется подчеркнуть, что библиотека Соревнованской школы, кроме своей основной функции, выполняет еще и функцию игровой комнаты. Очень часто можно наблюдать картину, когда учащиеся младших классов, уютно расположившись на ковре, играют в шашки, собирают мозаику и т.д.
В рамках данной библиотеки широко ведется педагогическая работа, в рамках которой ребятам, например, предлагается с целью изучения своих семейных корней собрать информацию о предках, историю их жизни и составить генеалогическое дерево. Собранную информацию ребята систематизируют и оформляют в виде стенда (Приложение 3).
К юбилею Кемеровской области школьники вместе с библиотекарем работали над подготовкой исторического материала на тему «Летопись села в судьбах его жителей». Материал был оформлен в виде выставки (Приложение 4), которая заняла третье место по области среди библиотек по краеведению.
С целью информирования ребят о перспективах дальнейшего обучения в ссузах и вузах библиотекарь ежегодно собирает достаточное количество материала по данной теме. Информация также оформляется в виде стенда «Профессиональная ориентация», на котором ребята всегда смогут найти нужную для них информацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность библиотекаря Соревнованской школы очень убедительно демонстрирует психолого-педагогический подход в работе со школьниками. Об этом свидетельствует многообразие форм работы с детьми, ориентированных не только на педагогическую направленность деятельности, но и несущих в себе психологическую подоплеку.
Заключение
Детские и школьные библиотеки с большим опозданием примериваются к сложившейся ситуации, хотя именно они, как представляется, могут и должны стать своего рода фильтром все возрастающего информационного потока, именно они должны отсеивать все малозначительное - напротив - привлекать внимание ко всему важному и существенному.
Ребенок далеко не всегда способен грамотно, да просто самостоятельно, без посторонней помощи выбрать необходимую книгу- количество их поистине огромно, а начинающий читатель зачастую смутно представляет себе, чего же он, собственно говоря, хочет. Одно дело, когда ему требуется выполнить школьное задание, подготовить реферат по какой-то конкретной, заданной учителем теме или когда речь идет о давно и прочно сложившемся увлечении - тут ребенок, если он достаточно настойчив, может свернуть горы. Но предоставленный самому себе, так сказать, в состоянии "свободного полета", желая почитать просто-напросто что-нибудь интересное и занимательное, даже вполне серьёзный подросток может растеряться - чем копаться и что-то выискивать, лучше схватить первую попавшуюся книжку, например какой-нибудь «детективчик» для нехитрого времяпрепровождения, а потом так и идти всякий раз по проторенной дорожке, упорно выбирая из бескрайнего литературного моря те же самые «детективчики»...
Сегодня вопрос ребенка «что бы мне почитать?» не просто по-прежнему актуален. Именно теперь, во времена засилья самой разнообразной, порой весьма агрессивной и подавляющей сознание информации, этот вопрос приходится слышать все чаще и чаще. Причем задают его не только дети, но и взрослые - в первую очередь родители и педагоги, то есть те, кому небезразлично, насколько разносторонне и гармонично будет развиваться следующее поколение.
В этом огромном потоке информации библиотекарь должен найти именно то, что смогло бы положительно отразиться на становлении личности ребенка. Однако, такой подход к делу требует от библиотекаря глубокой психолого-педагогической подготовки. Потому что только подготовленный специалист может сделать работу ребенка в библиотеке интересной и занимательной.
Лучшие педагоги всех времен и народов (сюда можно отнести и школьных библиотекарей) стремились создать такую школу, которая позволила бы ребенку раскрыться во всем его своеобразии, во всей полноте его неповторимых задатков и особенностей. Очень хотелось бы, чтобы таких людей стало как можно больше: умных, деликатных, тактичных (профессиональных педагогов и профессиональных библиотекарей).
Список литературы
1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 1992.-346с.
2. Беллмен Дж. Что можно сделать не будучи директором? – М.,2000.-133с.
3. Березкина Н. Современная библиотека: оснащение и дизайн // Вестник ББА.-1998.-№ 2.-С.25-28.
4. Дунаева Т.Г. Современное библиографоведение: грани взаимодействия различных концепций // Библиотека и библиотекарь в современном мире: Сб. ст. - Казань, 1999. – 134 с.
5. Копейкин А. Приглашение на «Час книги» // Школьная библиотека.-2001.-№1.-С.36-38.
6. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. – М., 1990.-288с.
7. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. - Ростов-на-Дону, 1998.-С.47.
8. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – М., 1998.-237с.
9. Соловьева И. Периодические издания. Что читают наши дети? // Библиотека.-1997.-№9.-С.14-18.
10. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руководитель.–1997.-№1.–С.12-17.