Оглавление

Введение                                                                                                    3

Глава 1 Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности  5

          1.1. Понятие бездомности и ее причины                                            5

1.2. Лица бомж, как особая категория бездомных                            9

Глава 2 Организация, формы и методы социальной работы                   

              с лицами бомж и бездомными                                                      15

          2.1. Организация социальной работы с лицами бомж                    15

          2.2. Пути решения проблемы бездомности                                     17

          Заключение                                                                                                  22

Список литературы                                                                                     23

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что в последнее время вызывают серьезную озабоченность проблемы, связанные с появлением в России значительного числа лиц без определенного  места жительства, не имеющих постоянных средств к существованию, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

После отмены в 1991 г. статьи 209 УК РСФРС «Систематическое занятие бродяжничеством и попрошайничеством», предусматривающей уголовное наказание до 2-х лет лишения свободы, как несоответствующей нормам о правах человека, проблема эта с каждым годом стала принимать все более серьезный характер. Указ Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайническтва» от 2 ноября 1993 г. положил начало широкомасштабной государственной кампании по работе с лицами без определенного места жительства и занятий.

Объект исследования – социальная работа с лицами бомж и бездомными.

Предмет исследования – основные методы социальной работы с лицами бомж и бездомными.

Цель исследования – изучить основные методы социальной работы с лицами бомж и бездомными.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность понятия бездомности;

- проанализировать понятие «лица бомж», как особую категорию бездомных;

- выяснить социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности;

- изучить основные подходы к организация социальной работы с лицами бомж;

- рассмотреть пути решения проблемы бездомности.

Глава 1 Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности

          1.1. Понятие бездомности и ее причины

Бездомность — явление, присущее человечеству на всем протя­жении его существования. Но особенно широко оно распространя­ется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.

Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.

Наиболее характер­ными причинами, усугубляющими проблему бездомности, для мно­гих стран в настоящее время являются:

1) недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;

2) безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

3) малодоходность многих семей и отдельных граждан;

4) социальное здоровье, общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоро­вые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заклю­чения);

5) слабые возможности реализации социальных программ, наце­ленных на оказание материальной и другой помощи малообеспе­ченным семьям, группам риска и т.д. [1, 15, 19].

В нынешних условиях в качестве важнейших факторов роста чис­ла бездомных в России и в целом в СНГ можно назвать развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных госу­дарств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, «дикого» капитализма.

Одной из причин бездомности в России являлось наличие про­писки, правила регламентации которой были введены постановле­нием ЦИК и СНК СССР в декабре 1932 г. Дополнения, детализа­ция, послабления в целом не меняли сути: без отметки в паспорте было трудно получить и работу, и особенно жилье. И теперь вопрос о прописке не решен до конца: не ясно, что лучше — отменить ее или оставить.

Стоит подчеркнуть также и то обстоятельство, что в последние годы заметно ослаблена деятельность правоохранительных органов. Исключение из уголовного кодекса статей, осуждающих за спеку­ляцию и многие хозяйственные махинации, смягчение правил про­писки резко сократили возможности милиции в борьбе с бродяга­ми, попрошайками, проститутками, жуликами. Хотя, конечно же, эти проблемы только милицейскими методами решить невозможно.

Нельзя не сказать и о таких фактах, как развал Варшавского До­говора, изменения, произошедшие на мировой арене, вследствие чего (а также непродуманных и поспешных решений российского правительства и под нажимом определенных сил) сотни тысяч во­еннослужащих России возвращены из других стран в места дисло­кации, где не решены проблемы обустройства.

Социологическое исследование, проведенное в конце 90-х гг., дает воз­можность конкретизировать причины бездомности (беженцы не опрашивались). Ниже они перечислены в порядке убывания степе­ни распространенности [8].

1. Выписан в связи с конфликтами в семье (37,5% из 133 опро­шенных бездомных).

2. Нигде не берут на постоянную работу.

3. Сам ушел из дома, скучно жить на одном месте (т.е. есть люди, склонные к бродяжничеству).

4. Без конкретных причин (решение принято скорее самостоя­тельно).

Из опрошенных 52,5% работали раньше на производстве, 39% находились в местах заключения, 47,3% ничего хорошего о своем детстве сказать не смогли.

Ни в одной стране нет точной статистики бездомных. Так, по дан­ным Национальной коалиции за права бездомных, в США в первой половине 80-х годов число бездомных составляло около 3 млн. че­ловек. По подсчетам же Министерства жилищного строительства и городского развития  —           250—300 тыс. бездомных (разница в 10 раз).

Сколько бездомных в России — тоже никто точно не знает.

Объясняется это не только отсутствием должным образом по­ставленного статистического учета, но и сложностью самого объек­та подсчета (бездомных), нечетким определением понятий «бездом­ность», «бездомные».

Так, в одних источниках бездомный трак­туется как «человек, не имеющий жилья, приюта» [22]. Другие источники  проводят параллель между термином «бездомный» и терми­ном «беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой» [12, 16].

Согласно американской «Энциклопедии социальной работы», бездомным считается человек, «не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлого образа жизни».

Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как про­живание в домах на снос; и как проживание на площади друга [14].

К числу бездомных в широком смысле слова можно отнести ко­чевые народы. Кочевничество как образ жизни в основном ското­водов ныне сохраняется в ряде стран Центральной и Западной Азии, Северной Африки.

И до сих пор нередко можно встретить группы кочующих цыган (и не только в России). По состоянию на конец 80-х годов в СССР их насчитывалось 262 тыс. человек. Конечно, далеко не все они ко­чевали, но часть вела кочевой образ жизни. Вряд ли их шатры мож­но назвать настоящим кровом [2].

Итак, в России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютит­ся на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлеж­ках и домах, предназначенных на снос; проживающих у друзей.

1.2. Лица бомж, как особая категория бездомных

Значительную долю бездомных составляют так называемые бом­жи, т.е. лица без определенного места жительства. В последние годы их число в России резко увеличилось. Только в Москве их насчиты­вается более 30 тыс. Главное место их пребывания — вокзалы боль­ших городов.

Оставшиеся без крыши над головой в силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют собой ре­альную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Нередко и само общество толкает их к этому Невозможность получить жи­лье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступ­ления (случайные заработки и попрошайничество не выход из по­ложения). Ситуация особенно усугубляется в кризисных условиях. Только в Москве в 2000 г. бомжами совершено в 4 раза больше пре­ступлений, чем в 1999 г. [21].

Значительная часть бомжей в зимний период сосредоточивается в южных городах.

Несколько лет назад бомжей подбирала милиция и определяла в приемники-распределители. Многие из них сами «сдавались» и с удовольствием отбывали в зону. Там они ели, жили, лечились. Но и этой привилегии их лишили в последние годы: из Уголовного ко­декса изъята статья 209 — за бродяжничество.

Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран.

Большинство бездомных — одинокие мужчины. Женщины сре­ди бездомных составляют около 10%. Это алкоголички, женщины, вернувшиеся из мест заключения (последняя группа составляет око­ло 1/5 от всей численности бездомных женщин).

В России из 40 млн. детей (до 18 лет) бездомные составляют не­многим более 1%. Но их число растет. В основном это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечительства родителей. По данным Москов­ского Центра реабилитации детей и подростков, число подкинутых и заблудившихся детей за период с 1999 по 2000 г. увеличилось на 56% [8].

Положение детей-бездомных особенно тягостно. В частности, положение детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими  родителями — алкоголиками, душевнобольными, имеющими дру­гие асоциальные отклонения. Многие дети покидают прежде всего конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений.

Только в 1999 г. в органы милиции Российской Федерации до­ставлено почти 150 тыс. беспризорных детей, включая бежавших из дома и интернатов. Они ютятся на вокзалах, в метро. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих.

Для них создаются различного рода приюты, ночлежки, центры реабилитации и т.д. [22].

Следует отметить и такое важное событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и наркомании» открыт приют для бездомных детей. Дети приходят туда сами. При желании они могут уйти. Там их кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь, учат читать и писать, помогают обрести душевное спокойствие.

Часть брошенных детей, находящихся в детприемниках, усынов­ляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных родите­лей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша — будущего родителя к своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, что отвращение, ненависть к собственному ребенку — это такое яв­ление, которое имело место в прошлом, есть в настоящем и, веро­ятно, будет и в будущем.

Особо следует сказать о беженцах.

Конвенция 1951 г. и Протокол 1967г., принятые ООН, опреде­ляют беженца как «лицо, которое в силу обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей граждан­ской принадлежности и не может пользоваться защитой этой стра­ны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опа­сений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» [3, 4].

Сейчас в СНГ причин стать беженцем более чем достаточно.

По данным социологических опросов из 25 млн. русских, живу­щих за пределами России, около 3 млн. намерены перебраться в Рос­сийскую Федерацию. По мнению иностранных наблюдателей, чис­ло потенциальных мигрантов из республик бывшего Союза 25—30 млн. человек (имеется в виду русскоязычное население).

В 1997 г. в России находилось более 380 тыс. беженцев и вынуж­денных переселенцев, по другим данным — около 3 млн. человек. Среди сегодняшних беженцев — 80% русские. Бегут в основном вы­сококвалифицированные кадры. Это результат не естественной, а искусственной миграции по своим масштабам и причинам. Это следствие искусственного развала СССР [20].

Непосредственными причинами вынужденной миграции мож­но считать [5, 10]:

1) деформацию социального самочувствия русских (русскоязыч­ных) в бывших союзных республиках СССР;

2) политику, проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье, главная цель которой — удержание власти;

3) межнациональные конфликты, военные действия;

4) экологические катастрофы (например, Чернобыль). Бесправие, отсутствие стабильности и уверенности в личных пра­вах и свободах толкает русскоязычное население к выезду в Россию. У возможных мигрантов в Россию есть три пути:

1)    вернуться в Рос­сию;

2)    остаться в национальных республиках, но в юрисдикции России;

3) стать гражданами национальных государств, но без по­тери связей с Россией.

Массовый наплыв беженцев тоже усугубляет проблему бездом­ности в стране.

Для решения проблемы беженцев необходимо принимать меры глобального, стратегического характера. Их реализация зависит от уровня развития общества, морали, духовной жизни в целом, поли­тической культуры, степени развития социальной сферы, а также от состояния его экономики [9].

Одной из таких ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных кон­фликтов в целом ряде бывших советских республик, а также в Рос­сии. Хлынувший многомиллионный поток беженцев сразу же во много крат увеличил численность бездомных в России. А большин­ство из этих беженцев раньше имели крышу над головой. Так, 2/3 беженцев из Северной Осетии имели собственные дома, а более 1/5 проживали в благоустроенных квартирах.

Требуется разработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспекты территориальных перемещений населения в новых, еще до конца не оформленных условиях государственности.

Нужны совместные решения всех государств СНГ (или двусто­ронние соглашения между Россией и бывшими союзными респуб­ликами). Часть таких соглашений уже заключена. В том числе с при­балтийскими государствами. Заключено, как известно, соглашение между Россией и Германией в связи с выводом российских войск на территорию Российской Федерации, которое предусматривает ока­зание помощи в обустройстве мест дислокации этих войск.

Разрабатывается долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются по заблаговременно отобранным регионам, где заранее продумана система их обустрой­ства, создана инфраструктура социальной защиты (жилье, транс­порт, медицинское обслуживание, культурная сфера и т.д.), рассчи­таны требуемые финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения, в том числе и пу­тем привлечения средств мирового сообщества, правительственных и неправительственных организаций.

Учитывая особое положение беженцев-бездомных, государствен­ная политика занятости Российской Федерации предусматривает создание для них дополнительных рабочих мест.

В 1992 г. учрежден российский Фонд помощи беженцам «Сооте­чественники». Помощь оказывается ассоциациям и общинам бе­женцев, уже организованным группам людей (имеются в виду стро­ительные бригады, объединения фермеров, деловых людей и т.д.). Отделения фонда существуют в 20 городах России, в Смоленской, Воронежской, Белгородской и других областях. К примеру, во Пско­ве сформировано 18 жилищно-строительных товариществ и ассо­циаций фермерских хозяйств. Здесь работало (по состоянию на март 1993 г.) 1100 семей выходцев в основном из Латвии и Эстонии. Осу­ществляется комплексное обустройство переселенцев [3, 6].

Многое, конечно, зависит от решения жилищной проблемы. В конце   80-х годов в СССР было 83,6 млн. квартир и частных домов, а семей —       90,3 млн. Фактически семей было значительно больше (многопоколенные семьи вынуждены были жить и сейчас живут совместно из-за квартиры).

Для решения жилищной проблемы российские экономисты счи­тают возможным и необходимым привлекать денежные средства на­селения. Здесь три пути [18]:

1. Введение новой системы оплаты квартир, повышение кварт­платы в целом и тесная ее увязка с размером и качеством занимае­мой площади, расположением жилья (тип застройки, развитость сферы услуг, близость центра, ландшафтно-экологические усло­вия).

2. Расширение жилищно-строительной кооперации.

3. Содействие индивидуальному жилищному строительству.

Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобаль­ного характера, в России уже сейчас, сегодня оказывают бездомным конкретную помощь, как-то: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т.п. Принято и постепенно реализуется постановление Правитель­ства «О домах ночного пребывания». Указом Президента Россий­ской Федерации (ноябрь 1992 г.) «О мерах по предупреждению бро­дяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации, созда­ются новые. Кое-где для бродяг и бомжей действует специальный «телефон доверия».

Подробнее  методы социальной работы с бездомными и лицами бомж будут рассмотрены в следующей главе.

Глава 2 Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж и бездомными

          2.1. Организация социальной работы с лицами бомж

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного поряд­ка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-рас­пределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.

На органы внутренних дел согласно этому указу возлагает­ся выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попро­шайничеством, их задержание, доставление в центры социаль­ной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направле­ние их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Фе­деральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также опре­деление оснований и порядка выплаты пенсий.

Правительство Российской Федерации своим Постановле­нием «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 5 ноября 1995 г. (№ 1105) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц бомж, включающей в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные цен­тры и др.

Решения об организации соответствующих учреждений от­несено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц бомж, отнесены за счет бюджетов субъек­тов Российской Федерации.

8 июня 1996 г. Правительство РФ приняло еще одно поста­новление, касающееся бомжей, «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (№ 670), регу­лирующее деятельность учреждений социальной помощи ли­цам без определенного места жительства и занятий [3].

В ряде регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Ростовс­кая, Омская области. Республика Дагестан и др.) администра­циями и органами социальной защиты населения сформирова­ны и реализуются программы социальной поддержки и помо­щи бездомным, в том числе путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.

2.2. Пути решения проблемы бездомности

Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж [7, 11, 17]:

1)  дома ночного пребывания;

2)  специальные дома-интернаты для инвалидов и престаре­лых;

3)  центры социальной адаптации;

4)  социальные гостиницы и приюты.

В июне 1992 г. в Москве, в порядке эксперимента, был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России — в Кемерово (на 120 мест), Петропавловске-Камчатском (на 100 мест), Липецке, Махачкале (на 25 мест), а также в ряде других городов. Планируется создать таких уч­реждений по России более 80.

В социальных учреждениях лицам бомж предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная по­мощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

Для обеспечения общественного порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь принимаются лица без определенного места жительства (в первую очередь — инвалиды и старики), которые обращаются сами или направ­лены органами внутренних дел или органами социальной за­щиты.

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездом­ных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется из приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов. По данным на 1 января 1994 г. в Российской Федерации дей­ствовало              37 подобных учреждений, в которых проживало при­мерно 5 тысяч человек [13].

Специальные дома-интернаты для инвалидов и престаре­лых являются медико-социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты.

Эта форма социальной работы с лицами бомж из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инва­лидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.

Развитие сети специальных домов-интернатов будет про­должено, так как, по данным органов МВД России, примерно каждый девятый (11-12%) покидающий тюрьму — инвалид или престарелый.

Центры социальной адаптации предназначены для трудо­способных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы быто­вого и психологического характера, а также оказывают по­мощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массо­вая работа и предупредительно-профилактические мероприя­тия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предостав­ляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей. Сейчас в России работают три таких цент­ра — в Перми, Омске (на 60 мест каждый) и в Красноярске (на 10 мест).

Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необ­ходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В пе­риод проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения. Таких учреждений в России пока толь­ко три. Они действуют в Волгограде, Махачкале (на 60 мест каждый) и Липецке (на 20 мест).

Анализ деятельности функционирующих домов ночного пре­бывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефици­та бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий, ограничиваясь лишь поддержанием в нормальном состоянии учреждения и выплатой заработной платы сотрудникам.

В этих особенно тяжелых условиях нельзя не указать на заслуги благотворительных организаций— «Ночлежка», «Вра­чи без границ», «Армия спасения» и др. [11].

Так, в Москве с мая 1992 г. Международная неправитель­ственная ассоциация «Врачи без границ» (Бельгия) оказывает социальную и первичную медицинскую помощь бомжам возле 5 московских вокзалов (Курский, Павелецкий, Ленинградс­кий, Ярославский, Казанский), где функционируют передвиж­ные автобусы-амбулатории. Врачи проводят медицинский ос­мотр, диагностику и лечение заболеваний, не требующих гос­питализации; выдают лекарства и производят перевязку гной­ных ран и язв. Ассоциация сотрудничает с 4 больницами города и пригорода, в том числе с туберкулезной больницей № 11, которые принимают для госпитализации больных из числа бездомных. Ассоциация также заключила соглашение с дезинфекционным центром, куда направляются больные. За время деятельности ассоциации в больницы было помещено 300 человек, 200 из которых были больны туберкулезом. По­мимо того, ассоциация помогает бомжам в восстановлении документов, проводит консультации по социальным, право­вым, бытовым и медицинским вопросам.

Представляет интерес и работа Целевого благотворительно­го фонда «Ночлежка» (Санкт-Петербург). На 1 февраля 1994 г. на регистрационном учете в Фонде состояло более 10 тысяч человек, каждый из которых получал талоны на бесплатное питание. Фонд организовал социальную столовую, где 600 че­ловек ежедневно получают горячие обеды.

В фонде работает юрист и психолог. Нуждающиеся направ­ляются в санитарный пропускник, получают одежду, в учреж­дения здравоохранения и т.п. [15].

Общественные организации стали, пожалуй, главными ини­циаторами создания социальных столовых для лиц бомж. Так, например, французской гуманитарной ассоциации принадле­жат 2 благотворительные столовые для бомжей, расположен­ные в столице: одна — в районе Павелецкого вокзала, дру­гая — в районе Китай-города. В них ежедневно (кроме субботы и воскресенья) по талонам бесплатно обедают более 400 чело­век. Бесплатно пообедать можно и без талона — такую возмож­ность ежедневно предоставляет 450 московским бомжам сто­ловая благотворительного общества «Христианское милосер­дие» от Христианского Демократического Союза России.

Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых ост­рых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов. Не определен статус лиц бомж; отсутствует государственная система их учета; недостаточно развита сеть социальных уч­реждений для помощи указанной категории населения. Прак­тически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.

Представляется необходимым создание и осуществление Целевой Федеральной программы по организации социальной поддержки и помощи бомжам в России и решение следующих задач:

— организация научных исследований проблем бездомнос­ти в России;

— повышение эффективности профилактической работы по предупреждению бродяжничества;

— совершенствование правовой базы;

— предоставление бомжам возможности комплексной со­циально-психологической и медицинской реабилитации (адап­тации) с целью интеграции их в общество;

— создание материально-технической и финансовой базы для широкой сети социальных учреждений для бездомных;

— подготовка кадров специалистов различного профиля для работы с лицами бомж;

— объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи лицам бомж [21].

Таким образом, для решения проблем лиц без определенно­го места жительства необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечение к организации помощи лицам бомж обществен­ных и благотворительных организаций. Не менее важно при­влечение внимания широкой общественности к бездомным людям, особенно детям, чтобы само российское общество чув­ствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудо­вую и духовную жизнь России.

Заключение

По результатам  исследования можно заключить следующее:                     1. Бездомный — это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслужива­ния (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не гово­ря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

2. К бездомным людям требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От соци­ального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ноч­лег, питание, медицинскую помощь.

3. В решении разнообразных проблем бездомности большую роль иг­рают социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соот­ветствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилита­ции, детских домах и т.д.

4. Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы — это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социаль­ную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормаль­ных условий жизни большинства населения, особенно «слабозащищенных» слоев.

Список литературы

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы.-М., 1992.-С.23-88.

2. Беженцы. Динамика перемещения.— М., 1989.-234с.

3. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш.Рамон.-М., 1997.-С.176-214.

4. Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы, миграционная политика.— М.: Луч, 1993.-354с.

5. Горбунов А.В. Борьба с нищенством и бродяжничеством.— М., 1990.-278с.

6. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // СОЦИС.-1994.-№8-9.-С.15-23.

7. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы.-М., 1995.-С.342-377.

8. Завьялов Ф.Н., Спиридонова Е.М. Уровень и образ жизни бомжей // СОЦИС.-2000.-№2.-С.63-69.

9. Корель Л.В., Тапилина B.C., Трофимов В.А. Миграция и жили­ще.— Новосибирск,1988.-312с.

10. Можаев В. Бедствие века – растущая нищета // Профсоюзы.-1997.-№5.-С.40-41.

11. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д.Повленок.-М., 1997.-С.178-191.

12. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ, 1997.-С.12.

13. Сметанин Е.Н. Адаптация населения в современной экономической ситуации // СОЦИС.-1995.-№4.-С.37-41.

14. Социальная работа: вопросы и ответы.-М., 1997.-С.35.

15. Социальная работа / Под ред.  Ф.И.Курбатова.-Р-н/Дону, 1999.-576с.

16. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь.-Т.1.-М., 1997.-С.87.

17. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных // ЭКО.-1992.-№6.-С.35-39.

18. Теория и методика социальной работы.-Вып. 2.-М., 1995.-С.14.

19. Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И.Григорьева.-М., 1994.-С.90-145.

20. Теория социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ, 1999.-334с.

21. Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева.-М.: ВЛАДОС, 2000.-236с.

22. Энциклопедия социальной работы.-Барнаул, 1993.-С.156.