Оглавление
Введение 3
Глава 1 Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности 5
1.1. Понятие бездомности и ее причины 5
1.2. Лица бомж, как особая категория бездомных 9
Глава 2 Организация, формы и методы социальной работы
с лицами бомж и бездомными 15
2.1. Организация социальной работы с лицами бомж 15
2.2. Пути решения проблемы бездомности 17
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что в последнее время вызывают серьезную озабоченность проблемы, связанные с появлением в России значительного числа лиц без определенного места жительства, не имеющих постоянных средств к существованию, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
После отмены в 1991 г. статьи 209 УК РСФРС «Систематическое занятие бродяжничеством и попрошайничеством», предусматривающей уголовное наказание до 2-х лет лишения свободы, как несоответствующей нормам о правах человека, проблема эта с каждым годом стала принимать все более серьезный характер. Указ Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайническтва» от 2 ноября 1993 г. положил начало широкомасштабной государственной кампании по работе с лицами без определенного места жительства и занятий.
Объект исследования – социальная работа с лицами бомж и бездомными.
Предмет исследования – основные методы социальной работы с лицами бомж и бездомными.
Цель исследования – изучить основные методы социальной работы с лицами бомж и бездомными.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия бездомности;
- проанализировать понятие «лица бомж», как особую категорию бездомных;
- выяснить социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности;
- изучить основные подходы к организация социальной работы с лицами бомж;
- рассмотреть пути решения проблемы бездомности.
Глава 1 Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности
1.1. Понятие бездомности и ее причины
Бездомность — явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.
Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.
Наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему бездомности, для многих стран в настоящее время являются:
1) недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;
2) безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;
3) малодоходность многих семей и отдельных граждан;
4) социальное здоровье, общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);
5) слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д. [1, 15, 19].
В нынешних условиях в качестве важнейших факторов роста числа бездомных в России и в целом в СНГ можно назвать развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, «дикого» капитализма.
Одной из причин бездомности в России являлось наличие прописки, правила регламентации которой были введены постановлением ЦИК и СНК СССР в декабре 1932 г. Дополнения, детализация, послабления в целом не меняли сути: без отметки в паспорте было трудно получить и работу, и особенно жилье. И теперь вопрос о прописке не решен до конца: не ясно, что лучше — отменить ее или оставить.
Стоит подчеркнуть также и то обстоятельство, что в последние годы заметно ослаблена деятельность правоохранительных органов. Исключение из уголовного кодекса статей, осуждающих за спекуляцию и многие хозяйственные махинации, смягчение правил прописки резко сократили возможности милиции в борьбе с бродягами, попрошайками, проститутками, жуликами. Хотя, конечно же, эти проблемы только милицейскими методами решить невозможно.
Нельзя не сказать и о таких фактах, как развал Варшавского Договора, изменения, произошедшие на мировой арене, вследствие чего (а также непродуманных и поспешных решений российского правительства и под нажимом определенных сил) сотни тысяч военнослужащих России возвращены из других стран в места дислокации, где не решены проблемы обустройства.
Социологическое исследование, проведенное в конце 90-х гг., дает возможность конкретизировать причины бездомности (беженцы не опрашивались). Ниже они перечислены в порядке убывания степени распространенности [8].
1. Выписан в связи с конфликтами в семье (37,5% из 133 опрошенных бездомных).
2. Нигде не берут на постоянную работу.
3. Сам ушел из дома, скучно жить на одном месте (т.е. есть люди, склонные к бродяжничеству).
4. Без конкретных причин (решение принято скорее самостоятельно).
Из опрошенных 52,5% работали раньше на производстве, 39% находились в местах заключения, 47,3% ничего хорошего о своем детстве сказать не смогли.
Ни в одной стране нет точной статистики бездомных. Так, по данным Национальной коалиции за права бездомных, в США в первой половине 80-х годов число бездомных составляло около 3 млн. человек. По подсчетам же Министерства жилищного строительства и городского развития — 250—300 тыс. бездомных (разница в 10 раз).
Сколько бездомных в России — тоже никто точно не знает.
Объясняется это не только отсутствием должным образом поставленного статистического учета, но и сложностью самого объекта подсчета (бездомных), нечетким определением понятий «бездомность», «бездомные».
Так, в одних источниках бездомный трактуется как «человек, не имеющий жилья, приюта» [22]. Другие источники проводят параллель между термином «бездомный» и термином «беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой» [12, 16].
Согласно американской «Энциклопедии социальной работы», бездомным считается человек, «не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлого образа жизни».
Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга [14].
К числу бездомных в широком смысле слова можно отнести кочевые народы. Кочевничество как образ жизни в основном скотоводов ныне сохраняется в ряде стран Центральной и Западной Азии, Северной Африки.
И до сих пор нередко можно встретить группы кочующих цыган (и не только в России). По состоянию на конец 80-х годов в СССР их насчитывалось 262 тыс. человек. Конечно, далеко не все они кочевали, но часть вела кочевой образ жизни. Вряд ли их шатры можно назвать настоящим кровом [2].
Итак, в России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлежках и домах, предназначенных на снос; проживающих у друзей.
1.2. Лица бомж, как особая категория бездомных
Значительную долю бездомных составляют так называемые бомжи, т.е. лица без определенного места жительства. В последние годы их число в России резко увеличилось. Только в Москве их насчитывается более 30 тыс. Главное место их пребывания — вокзалы больших городов.
Оставшиеся без крыши над головой в силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Нередко и само общество толкает их к этому Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступления (случайные заработки и попрошайничество не выход из положения). Ситуация особенно усугубляется в кризисных условиях. Только в Москве в 2000 г. бомжами совершено в 4 раза больше преступлений, чем в 1999 г. [21].
Значительная часть бомжей в зимний период сосредоточивается в южных городах.
Несколько лет назад бомжей подбирала милиция и определяла в приемники-распределители. Многие из них сами «сдавались» и с удовольствием отбывали в зону. Там они ели, жили, лечились. Но и этой привилегии их лишили в последние годы: из Уголовного кодекса изъята статья 209 — за бродяжничество.
Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран.
Большинство бездомных — одинокие мужчины. Женщины среди бездомных составляют около 10%. Это алкоголички, женщины, вернувшиеся из мест заключения (последняя группа составляет около 1/5 от всей численности бездомных женщин).
В России из 40 млн. детей (до 18 лет) бездомные составляют немногим более 1%. Но их число растет. В основном это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечительства родителей. По данным Московского Центра реабилитации детей и подростков, число подкинутых и заблудившихся детей за период с 1999 по 2000 г. увеличилось на 56% [8].
Положение детей-бездомных особенно тягостно. В частности, положение детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими родителями — алкоголиками, душевнобольными, имеющими другие асоциальные отклонения. Многие дети покидают прежде всего конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений.
Только в 1999 г. в органы милиции Российской Федерации доставлено почти 150 тыс. беспризорных детей, включая бежавших из дома и интернатов. Они ютятся на вокзалах, в метро. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих.
Для них создаются различного рода приюты, ночлежки, центры реабилитации и т.д. [22].
Следует отметить и такое важное событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и наркомании» открыт приют для бездомных детей. Дети приходят туда сами. При желании они могут уйти. Там их кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь, учат читать и писать, помогают обрести душевное спокойствие.
Часть брошенных детей, находящихся в детприемниках, усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша — будущего родителя к своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, что отвращение, ненависть к собственному ребенку — это такое явление, которое имело место в прошлом, есть в настоящем и, вероятно, будет и в будущем.
Особо следует сказать о беженцах.
Конвенция 1951 г. и Протокол 1967г., принятые ООН, определяют беженца как «лицо, которое в силу обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» [3, 4].
Сейчас в СНГ причин стать беженцем более чем достаточно.
По данным социологических опросов из 25 млн. русских, живущих за пределами России, около 3 млн. намерены перебраться в Российскую Федерацию. По мнению иностранных наблюдателей, число потенциальных мигрантов из республик бывшего Союза 25—30 млн. человек (имеется в виду русскоязычное население).
В 1997 г. в России находилось более 380 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, по другим данным — около 3 млн. человек. Среди сегодняшних беженцев — 80% русские. Бегут в основном высококвалифицированные кадры. Это результат не естественной, а искусственной миграции по своим масштабам и причинам. Это следствие искусственного развала СССР [20].
Непосредственными причинами вынужденной миграции можно считать [5, 10]:
1) деформацию социального самочувствия русских (русскоязычных) в бывших союзных республиках СССР;
2) политику, проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье, главная цель которой — удержание власти;
3) межнациональные конфликты, военные действия;
4) экологические катастрофы (например, Чернобыль). Бесправие, отсутствие стабильности и уверенности в личных правах и свободах толкает русскоязычное население к выезду в Россию. У возможных мигрантов в Россию есть три пути:
1) вернуться в Россию;
2) остаться в национальных республиках, но в юрисдикции России;
3) стать гражданами национальных государств, но без потери связей с Россией.
Массовый наплыв беженцев тоже усугубляет проблему бездомности в стране.
Для решения проблемы беженцев необходимо принимать меры глобального, стратегического характера. Их реализация зависит от уровня развития общества, морали, духовной жизни в целом, политической культуры, степени развития социальной сферы, а также от состояния его экономики [9].
Одной из таких ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных конфликтов в целом ряде бывших советских республик, а также в России. Хлынувший многомиллионный поток беженцев сразу же во много крат увеличил численность бездомных в России. А большинство из этих беженцев раньше имели крышу над головой. Так, 2/3 беженцев из Северной Осетии имели собственные дома, а более 1/5 проживали в благоустроенных квартирах.
Требуется разработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспекты территориальных перемещений населения в новых, еще до конца не оформленных условиях государственности.
Нужны совместные решения всех государств СНГ (или двусторонние соглашения между Россией и бывшими союзными республиками). Часть таких соглашений уже заключена. В том числе с прибалтийскими государствами. Заключено, как известно, соглашение между Россией и Германией в связи с выводом российских войск на территорию Российской Федерации, которое предусматривает оказание помощи в обустройстве мест дислокации этих войск.
Разрабатывается долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются по заблаговременно отобранным регионам, где заранее продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты (жилье, транспорт, медицинское обслуживание, культурная сфера и т.д.), рассчитаны требуемые финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения, в том числе и путем привлечения средств мирового сообщества, правительственных и неправительственных организаций.
Учитывая особое положение беженцев-бездомных, государственная политика занятости Российской Федерации предусматривает создание для них дополнительных рабочих мест.
В 1992 г. учрежден российский Фонд помощи беженцам «Соотечественники». Помощь оказывается ассоциациям и общинам беженцев, уже организованным группам людей (имеются в виду строительные бригады, объединения фермеров, деловых людей и т.д.). Отделения фонда существуют в 20 городах России, в Смоленской, Воронежской, Белгородской и других областях. К примеру, во Пскове сформировано 18 жилищно-строительных товариществ и ассоциаций фермерских хозяйств. Здесь работало (по состоянию на март 1993 г.) 1100 семей выходцев в основном из Латвии и Эстонии. Осуществляется комплексное обустройство переселенцев [3, 6].
Многое, конечно, зависит от решения жилищной проблемы. В конце 80-х годов в СССР было 83,6 млн. квартир и частных домов, а семей — 90,3 млн. Фактически семей было значительно больше (многопоколенные семьи вынуждены были жить и сейчас живут совместно из-за квартиры).
Для решения жилищной проблемы российские экономисты считают возможным и необходимым привлекать денежные средства населения. Здесь три пути [18]:
1. Введение новой системы оплаты квартир, повышение квартплаты в целом и тесная ее увязка с размером и качеством занимаемой площади, расположением жилья (тип застройки, развитость сферы услуг, близость центра, ландшафтно-экологические условия).
2. Расширение жилищно-строительной кооперации.
3. Содействие индивидуальному жилищному строительству.
Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в России уже сейчас, сегодня оказывают бездомным конкретную помощь, как-то: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т.п. Принято и постепенно реализуется постановление Правительства «О домах ночного пребывания». Указом Президента Российской Федерации (ноябрь 1992 г.) «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации, создаются новые. Кое-где для бродяг и бомжей действует специальный «телефон доверия».
Подробнее методы социальной работы с бездомными и лицами бомж будут рассмотрены в следующей главе.
Глава 2 Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж и бездомными
2.1. Организация социальной работы с лицами бомж
В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.
На органы внутренних дел согласно этому указу возлагается выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.
Правительство Российской Федерации своим Постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 5 ноября 1995 г. (№ 1105) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц бомж, включающей в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные центры и др.
Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц бомж, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
8 июня 1996 г. Правительство РФ приняло еще одно постановление, касающееся бомжей, «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (№ 670), регулирующее деятельность учреждений социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий [3].
В ряде регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Омская области. Республика Дагестан и др.) администрациями и органами социальной защиты населения сформированы и реализуются программы социальной поддержки и помощи бездомным, в том числе путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.
2.2. Пути решения проблемы бездомности
Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж [7, 11, 17]:
1) дома ночного пребывания;
2) специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;
3) центры социальной адаптации;
4) социальные гостиницы и приюты.
В июне 1992 г. в Москве, в порядке эксперимента, был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России — в Кемерово (на 120 мест), Петропавловске-Камчатском (на 100 мест), Липецке, Махачкале (на 25 мест), а также в ряде других городов. Планируется создать таких учреждений по России более 80.
В социальных учреждениях лицам бомж предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.
Для обеспечения общественного порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь принимаются лица без определенного места жительства (в первую очередь — инвалиды и старики), которые обращаются сами или направлены органами внутренних дел или органами социальной защиты.
В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется из приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов. По данным на 1 января 1994 г. в Российской Федерации действовало 37 подобных учреждений, в которых проживало примерно 5 тысяч человек [13].
Специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых являются медико-социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты.
Эта форма социальной работы с лицами бомж из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.
Развитие сети специальных домов-интернатов будет продолжено, так как, по данным органов МВД России, примерно каждый девятый (11-12%) покидающий тюрьму — инвалид или престарелый.
Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей. Сейчас в России работают три таких центра — в Перми, Омске (на 60 мест каждый) и в Красноярске (на 10 мест).
Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В период проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения. Таких учреждений в России пока только три. Они действуют в Волгограде, Махачкале (на 60 мест каждый) и Липецке (на 20 мест).
Анализ деятельности функционирующих домов ночного пребывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефицита бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий, ограничиваясь лишь поддержанием в нормальном состоянии учреждения и выплатой заработной платы сотрудникам.
В этих особенно тяжелых условиях нельзя не указать на заслуги благотворительных организаций— «Ночлежка», «Врачи без границ», «Армия спасения» и др. [11].
Так, в Москве с мая 1992 г. Международная неправительственная ассоциация «Врачи без границ» (Бельгия) оказывает социальную и первичную медицинскую помощь бомжам возле 5 московских вокзалов (Курский, Павелецкий, Ленинградский, Ярославский, Казанский), где функционируют передвижные автобусы-амбулатории. Врачи проводят медицинский осмотр, диагностику и лечение заболеваний, не требующих госпитализации; выдают лекарства и производят перевязку гнойных ран и язв. Ассоциация сотрудничает с 4 больницами города и пригорода, в том числе с туберкулезной больницей № 11, которые принимают для госпитализации больных из числа бездомных. Ассоциация также заключила соглашение с дезинфекционным центром, куда направляются больные. За время деятельности ассоциации в больницы было помещено 300 человек, 200 из которых были больны туберкулезом. Помимо того, ассоциация помогает бомжам в восстановлении документов, проводит консультации по социальным, правовым, бытовым и медицинским вопросам.
Представляет интерес и работа Целевого благотворительного фонда «Ночлежка» (Санкт-Петербург). На 1 февраля 1994 г. на регистрационном учете в Фонде состояло более 10 тысяч человек, каждый из которых получал талоны на бесплатное питание. Фонд организовал социальную столовую, где 600 человек ежедневно получают горячие обеды.
В фонде работает юрист и психолог. Нуждающиеся направляются в санитарный пропускник, получают одежду, в учреждения здравоохранения и т.п. [15].
Общественные организации стали, пожалуй, главными инициаторами создания социальных столовых для лиц бомж. Так, например, французской гуманитарной ассоциации принадлежат 2 благотворительные столовые для бомжей, расположенные в столице: одна — в районе Павелецкого вокзала, другая — в районе Китай-города. В них ежедневно (кроме субботы и воскресенья) по талонам бесплатно обедают более 400 человек. Бесплатно пообедать можно и без талона — такую возможность ежедневно предоставляет 450 московским бомжам столовая благотворительного общества «Христианское милосердие» от Христианского Демократического Союза России.
Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых острых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов. Не определен статус лиц бомж; отсутствует государственная система их учета; недостаточно развита сеть социальных учреждений для помощи указанной категории населения. Практически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.
Представляется необходимым создание и осуществление Целевой Федеральной программы по организации социальной поддержки и помощи бомжам в России и решение следующих задач:
— организация научных исследований проблем бездомности в России;
— повышение эффективности профилактической работы по предупреждению бродяжничества;
— совершенствование правовой базы;
— предоставление бомжам возможности комплексной социально-психологической и медицинской реабилитации (адаптации) с целью интеграции их в общество;
— создание материально-технической и финансовой базы для широкой сети социальных учреждений для бездомных;
— подготовка кадров специалистов различного профиля для работы с лицами бомж;
— объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи лицам бомж [21].
Таким образом, для решения проблем лиц без определенного места жительства необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечение к организации помощи лицам бомж общественных и благотворительных организаций. Не менее важно привлечение внимания широкой общественности к бездомным людям, особенно детям, чтобы само российское общество чувствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудовую и духовную жизнь России.
Заключение
По результатам исследования можно заключить следующее: 1. Бездомный — это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.
2. К бездомным людям требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.
3. В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.
4. Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы — это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно «слабозащищенных» слоев.
Список литературы
1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы.-М., 1992.-С.23-88.
2. Беженцы. Динамика перемещения.— М., 1989.-234с.
3. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш.Рамон.-М., 1997.-С.176-214.
4. Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы, миграционная политика.— М.: Луч, 1993.-354с.
5. Горбунов А.В. Борьба с нищенством и бродяжничеством.— М., 1990.-278с.
6. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // СОЦИС.-1994.-№8-9.-С.15-23.
7. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы.-М., 1995.-С.342-377.
8. Завьялов Ф.Н., Спиридонова Е.М. Уровень и образ жизни бомжей // СОЦИС.-2000.-№2.-С.63-69.
9. Корель Л.В., Тапилина B.C., Трофимов В.А. Миграция и жилище.— Новосибирск,1988.-312с.
10. Можаев В. Бедствие века – растущая нищета // Профсоюзы.-1997.-№5.-С.40-41.
11. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д.Повленок.-М., 1997.-С.178-191.
12. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ, 1997.-С.12.
13. Сметанин Е.Н. Адаптация населения в современной экономической ситуации // СОЦИС.-1995.-№4.-С.37-41.
14. Социальная работа: вопросы и ответы.-М., 1997.-С.35.
15. Социальная работа / Под ред. Ф.И.Курбатова.-Р-н/Дону, 1999.-576с.
16. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь.-Т.1.-М., 1997.-С.87.
17. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация бездомных // ЭКО.-1992.-№6.-С.35-39.
18. Теория и методика социальной работы.-Вып. 2.-М., 1995.-С.14.
19. Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И.Григорьева.-М., 1994.-С.90-145.
20. Теория социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ, 1999.-334с.
21. Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева.-М.: ВЛАДОС, 2000.-236с.
22. Энциклопедия социальной работы.-Барнаул, 1993.-С.156.