Оглавление

Введение                                                                                                                       3

1. Опрос как метод сбора первичной информации                                                  4

1.1. Опрос: сущность и основная характеристика                                                    4

1.2. Анкета, как главный инструмент опроса                                                           6

2. Неосознаваемые психические процессы: эмпирическое исследование             8

Заключение                                                                                                                 13

Список литературы                                                                                                    14

Введение

Сознание и бессознательное рассматривается в современной психологии, как одно из основных направлений. Еще в первобытном обществе человек задал себе вопрос: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законом подчиняется его внутренняя, душевная жизнь? Этот момент был рождением самосознания человечества. С тех пор многие ученые обращались к вопросу: что же такое сознание человека. Пытаясь его решить Декарт утверждал, что первое, что обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, поэтому задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния содержания сознания.

Наряду с сознательными процессами в каждом человеке имеют место и неосознаваемые психические процессы. Чтобы убедиться в этом, в данной работе предполагается провести эмпирическое исследование на тему «неосознаваемые психические процессы» и подтвердить или опровергнуть теоретические данные практическими.

Объект исследования – неосознаваемые психические процессы.

Предмет исследования – изучение неосознаваемых психических процессов на примере конкретного социологического исследования.

Цель исследования – изучить проявление неосознаваемых психических процессов респондентов.

Задачи исследования:

- рассмотреть сущность и основную характеристику опроса, как метода сбора первичной информации;

- изучить понятие «анкета», как главный инструмент опроса;

- разработать анкету по теме «неосознаваемые психические процессы»;

- провести социологическое исследование на заданную тему и проанализировать полученные данные.

1.       ОПРОС КАК МЕТОДЫ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНОРФМАЦИИ

1.1. Опрос: сущность и основная характеристика

Для того, чтобы подтвердить достоверность теоретических данных, проводят социологические исследования. Для каждого исследования, как правило, необходимы свои методы. В данной работе был использован письменный опрос. Прежде чем перейти непосредственно к анализу полученных в ходе исследования данных, дадим характеристику опросу, как методы социологических исследований. 

Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня знаний, отношений к продукту и т.д. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

Для сбора данных разрабатываются анкеты. Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры или плотности некой характеристики (свойства), представляющей интерес для исследователя [1].

Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выделяют четыре характеристики шкал:

- описание;

- порядок;

- расстояние;

- наличие начальной точки.

Описание предполагает использование единственного дескриптора, или опознавателя, для каждой градации в шкале. Например, «да» или «нет»; «согласен» или «не согласен»; возраст респондентов.

Порядок характеризует относительный размер дескрипторов («больше чем», «меньше чем», «равен»).

Расстояние используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах.

Начальная точка – шкала, имеющая единственное начало или нулевую точку [6].

Выделяют четыре уровня изменения, определяющих тип шкалы измерений:

- наименований;

- порядка;

- интервальный;

- отношений.

Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ставит в соответствие описываемым объектам только его название, никакие количественные характеристики не используются.

Шкала порядка разрешает ранжировать респондентов или их ответы.

Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными градациями шкалы. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер (хотя это предположение требует обоснования).

Шкала отношений является единственной шкалой, имеющей нулевую точку, поэтому можно проводить количественные сравнения полученных результатов.

Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при проведении изучения какого-то объекта. Кроме того, она предопределяет, какой вид статистического анализа можно или нельзя использовать.

Оценка измеряемого признака производится путем выбора, как правило, одного ответа из серии предложенных или путем выбора одного числового балла из некоторой совокупности чисел.

Графическая  шкала разделена на разные части и снабжена словесными или числовыми обозначениями, для оценки измеряемого качества. Респондента просят сделать отметку на шкале соответствий с его оценкой данного качества.

Ранжирование – производится оценивание по измеряемому качеству совокупностей объектов путем их упорядочивания по степени выраженности данного признака [5; 7].

1.2. Анкета, как главный инструмент опроса

Главным инструментом реализации метода опроса является анкета.

Анкета – самое распространенное  орудие исследования при сборе первичных данных [1]. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.

Анкета обычно состоит из трех частей:

- введение;

- реквизитной части;

- основной части.

Главная задача введения убедить респондента принять участия в вопросе.

В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положений – для частных лиц; для организаций: размер, местоположение, положение респондента в организации и т.д. [7].

Существует три основных формата задаваемых вопросов: открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.

Открытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация; он позволяет опрашиваемому отвечать на вопрос своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации.

Закрытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация. Он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор.

Вопрос должен быть кратким. Следует избегать неопределенности и многословности формулировок.

Следует использовать повседневный язык респондентов, термины, понятные каждому потенциальному респонденту, исключая жаргон [1].

Прежде чем проводить исследование следует разработать выборку и определить ее объем. Выборка – сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием.

2. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Исследование было проведено среди жителей г.Кемерова. Целью исследования являлось выявить отношение данной группы людей к неосознаваемым психическим процессам. Взятая  группа  не является показательным примером для любых других групп. Выводы исследования будут касаться  только  данной конкретной группы  и  не  будут проецироваться на иные группы. Да это и не входило в цель исследования.

Нами было опрошено 30 человек, что составляет 100% опрашиваемых респондентов. Социально-демографические характеристики группы выглядят следующим образом: респондентов женского пола было опрошено 15 человек (50%), респондентов мужского пола - 15 человек (50%). Возрастная характеристика группы такова:  15-18 лет – 6 человек (20%);  19-25 лет – 10 человек (33%);  26-35 лет – 8 человек (27%); 36-45 лет – 6 человек (20%).

Таблица 1

Социально-демографические характеристики группы

Возрастные группы

Всего

В том числе

Кол-во, чел.

%

Мужчин

Женщин

Кол-во, чел.

%

Кол-во, чел

%

15-18 лет

6

20

3

20

3

20

19-25 лет

10

33

5

33

5

33

26-35 лет

8

27

4

27

4

27

36-45 лет

6

20

3

20

3

20

Прежде чем проводить исследование мы разработали анкету, которая включает в себя четыре вопроса, которые являются закрытыми. Исходной позицией нами была взята такая категория психологии как «неосознаваемый автоматизм» В этой связи первый вопрос нашей анкеты звучал так: «Скажите, пожалуйста, возвращаясь домой с улицы, Вы моете руки?» На данный вопрос были получены следующие ответы (Таблица 2).

Таблица 2

Степень применения респондентами в реальной жизни неосознаваемого автоматизма

Ва-риант ответа

Всего

В том числе

Мужчин

Женщин

15-18 л

19-25 л

26-35 л

36-45 л

15-18 л

19-25 л

26-35 л

36-45 л

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Да

26

87

2

67

4

80

3

75

2

67

3

100

5

100

4

100

3

100

Нет

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Иногда

4

13

1

33

1

20

1

25

1

33

0

0

0

0

0

0

0

0

Анализ данных Таблицы 2 показывает, что большинство респондентов (87%) кто-то чаще, кто-то реже действуют в некоторых ситуациях автоматически, неосознанно. Например, как было сказано в вопросе, моют руки приходя домой с улицы. В основном утвердительно на данный вопрос отвечали женщины, причем всех возрастных групп. Мужчины также склонны приходя домой мыть руки, однако, некоторые из них делают это не всегда. Конечно, по одно примеру нельзя основательно утверждать, что данная категория респондентов применяет (или не применяет) в реальной жизни неосознанный автоматизм. Тем не менее мы выяснили наличие в жизни респондентов данного психологического процесса, как такового.

Далее было интересно узнать степень применения респондентами в реальной жизни неосознаваемой установки. Чтобы это осуществить, был задан второй вопрос анкеты – «Когда Вы, находясь на улице, слышите звук проезжающей мимо машины, Вы оборачиваетесь?» Полученные данные на второй вопрос анкеты были сведены в Таблицу 3.

Таблица 3

Степень применения респондентами в реальной жизни неосознаваемой установки

Ва-риант ответа

Всего

В том числе

Мужчин

Женщин

15-18 л

19-25 л

26-35 л

36-45 л

15-18 л

19-25 л

26-35 л

36-45 л

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Да

11

37

0

0

0

0

0

0

1

33

2

67

2

40

3

75

3

100

Нет

9

30

2

67

3

60

3

75

0

0

0

0

1

20

0

0

0

0

Иногда

10

33

1

33

2

40

1

25

2

67

1

33

2

40

1

25

0

0

Исходя из данных Таблицы 3 можно заключить следующее: реакция респондентов на звук проезжающей мимо машины различна. Практически равное процентное соотношение мы получили на все предложенные варианты ответа по данному вопросу. Так, 37% от общего числа опрошенных реагируют на звук проезжающей мимо машины и оборачиваются; 33% респондентов оборачиваются, но иногда. И, наконец, 30% опрошенных нами человек никак не реагируют на проезжающую машину и чувствуют себя совершенно спокойно.

Стоит заметить, что среди тех, кто оборачивается, когда слышит звук машины, в основном женщины. Видимо это связано с тем, что представители женского пола более осторожны и осмотрительны, а также более подвержены панике. Мужскому же полу, напротив, присуще почти хладнокровное спокойствие.

Третий вопрос анкеты, заданный нашим респондентам, касался применения ими в реальной практике неосознаваемых сопровождений сознаваемых действий. По этому поводу был задан вопрос: «Всегда ли Вы произносите тост стоя?» Ответы на данный вопрос представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Степень применения респондентами в реальной жизни неосознаваемых сопровождений сознаваемых действий

Ва-риант ответа

Всего

В том числе

Мужчин

Женщин

15-18 л

19-25 л

26-35 л

36-45 л

15-18 л

19-25 л

26-35 л

36-45 л

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Всегда

14

47

0

0

3

60

3

75

3

100

0

0

0

0

3

75

2

67

Иног-да

10

33

1

33

2

40

1

25

0

0

0

0

4

80

1

25

1

33

Ни-когда

6

20

2

67

0

0

0

0

0

0

3

100

1

20

0

0

0

0

Как показывают данные Таблицы 4 почти половина опрошенных респондентов неосознанно всегда произносят тост стоя (44% от общего числа опрошенных). Среди них преобладают мужчины в возрасте от 19 до 45 лет и женщины, возраст которых находится в пределах 26-45 лет.

В основном (иногда, как вариант ответа) тост произносят стоя 33% респондентов. И, наконец, никогда не произносят тост стоя 20% опрошенных. Так ответили в основном молодые люди от 15 до 25 лет (разного пола). Возможно это связано, во-первых, с тем, что они вообще не употребляют алкоголь (или употребляют его редко); во-вторых, с тем, что в молодежных кампаниях не принято произносить тосты.

Последний вопрос нашей анкеты – «Как часто Вы испытываете чувство вины, когда у Вас что-то не получается?» - был задан  с целью проверить степень применения респондентами в реальной жизни неосознаваемых побудителей сознательных действий (Таблица 5).

Таблица 5

Степень применения респондентами в реальной жизни неосознаваемых побудителей сознательных действий      

Ва-риант ответа

Всего

В том числе

Мужчин

Женщин

15-18 л

19-25 л

26-35 л

36-45 л

15-18 л

19-25 л

26-35 л

36-45 л

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Часто

14

47

1

33

2

40

2

50

1

33

2

67

3

60

1

75

2

67

Редко

16

53

2

67

3

60

2

50

2

67

1

33

2

40

1

25

1

33

Результаты ответов, представленные в Таблице 5, говорят о том, что 53% опрошенных редко испытывают чувство вины, если у них что-то не получается. Среди ответивших преобладают мужчины разных возрастов. На наш взгляд, это связано с тем, что мужчина всегда и во всем занимал главенствующую позицию и в его психологии чаще возникает установка «я прав», чем «я виноват». Ему «не к лицу» оправдываться и чувствовать себя виноватым. Хотя, надо заметить, что процентное соотношение «виноватых» и «не виноватых» не сильно разнится. Часто чувствуют себя виноватыми за свои неудачи 47% респондентов. Здесь нет четкого половозрастного разграничения. И мужчины, и женщины причем всех возрастов в каких-то ситуациях могут чувствовать себя виноватыми.

Заключение

В ходе исследования было выявлено, что для подтверждения теоретических гипотез на практике необходимо проводить исследования. Методов исследования существует достаточно много. Наиболее оптимальным, пригодным для сбора эмпирического материала практически по любой теме, является опрос.

Для реализации данного метода на практике составляется анкета, с помощью которой в последствие проводится исследование. После завершения опроса собранный материал обрабатывается и сводится в таблицы.

В данной работе было проведено конкретное социологическое исследование, результаты которого показали:

1. Преобладающая часть опрошенных респондентов склонны в той или иной ситуации действовать автоматически (неосознанно). Так ответили 87% респондентов.

2. Наличие неосознаваемой установки не дает четких разграничений. У третьей части респондентов она присутствует, у другой трети присутствует иногда, у остальных отсутствует.

3. Неосознаваемые сопровождения сознаваемых действий находятся в наличии почти у половины респондентов (47% от общего числа опрошенных).

4. Неосознаваемые побудители сознательных действий встречаются почти у ½ части опрошенных.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что результаты данного социологического исследования касаются только той группы респондентов, на которых они были приведены и не могут распространяться на другие группы.

Список литературы

1. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов.-М.:Высш. шк.,1989.-176с.

2. Великие психологи/Сост. С.И.Самыгин. - Ростов-на-Дону, 2000. - С.35-80.

3. Джемс У. Психология. - М.,1991.-С.90-114.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.- В 2 т.-Т.1. - М., 1996. - С. 67 - 119.

5. Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1977. - 390с.

6. Современный словарь иностранных слов/Под ред. Е.А.Гришиной. - М.: Рус. Яз., 1993. - С.12.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Дело, 1997. - С. 23 - 54.

Приложение №1

Бланк анкеты

                                      Уважаемые респонденты!

Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся неосознанных психических процессов. В каждом вопросе выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ и подчеркните его, либо допишите, если указанные положения не совсем совпадают с Вашими утверждениями.

1. Скажите, пожалуйста, возвращаясь домой с улицы, Вы моете руки? 

1.1. Да

1.2. Нет

1.3. Иногда

2. Когда Вы, находясь на улице, слышите звук проезжающей мимо машины, Вы оборачиваетесь?

2.1. Да

2.2. Нет

2.3. Иногда

3. Всегда ли Вы произносите тост стоя?

3.1. Всегда

3.2. Иногда

3.3. Никогда

4. Как часто Вы испытываете чувство вины, когда у Вас что-то не получается?

4.1. Часто

4.2. Редко

Сообщите, пожалуйста, о себе некоторые данные:

5. Ваш пол:  М      Ж

6. Ваш возраст: _______

Благодарим за участие!