Оглавление

Введение                                                                                                      3

Глава 1  Работа с семьями, входящими в группу риска                             5

          1.1. Понятие риска для детей: сущность и динамика   

                 изменения взглядов на него                                                         6

                    1.2. Ограничения действующих в Англии подходов

                            к детям «группы риска»                                                             12

Глава 2 Нарушение баланса сил и прав в семье                                        17

2.1.         Насилие и материнская забота в семье,

          как две  противоположности                                                   17

                    2.2. Потребности и права детей в семье                                           20

          2.3. Поддержка семьи со стороны  широкого сообщества             22

Заключение                                                                                               26

          Список литературы                                                                                28

                                                    Введение

Социальная работа с семьей является важнейшим условием благоприятного развития общества. Социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. В данном контексте семья рассматривается как социальный институт, устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

В данном исследовании  основное внимание будет уделено методике работы английских специалистов с семьями, входящими в «группу риска», потому что, во-первых, работа с такими семьями является наиболее сложной и проблематичной, а во-вторых, значимость такой работы особенно велика, потому как от ее эффективности зависит дальнейшее развитие и благополучие общества.

Надо заметить, что любому социальному работнику важно применять в своей работе не только отечественный, но и зарубежный опыт, поэтому рассматриваемая социальная работа с семьями в Англии может быть применима и для других стран, конечно, с учетом их специфических особенностей.

Объект исследования – социальная работа с семьей.

Предмет исследования – особенности социальной работы с семьями в Англии.

Цель исследования – изучить особенности социальной работы с семьями в Англии.

Задачи исследования:

- изучить особенности работы с семьями, входящими в группу риска;

- рассмотреть нарушение баланса сил и прав в семье;

- проанализировать понятия  «насилие и материнская забота в семье, как две  противоположности»;

         - изучить особенности потребностей и прав детей в семье;

- рассмотреть закономерности поддержки семьи со стороны  широкого сообщества.

          Глава 1 Работа с семьями, входящими в группу риска

Х            Х

Х

В этой главе предполагается проанализировать, до какой степени осозна­ется нарушение баланса сил между семьями и государст­вом, а также в пределах самих семей, и как оно преодолева­ется в практике социальной работы. Сосредоточившись на положении дел в Великобритании, рассмотрим то, как со временем изменились взгляды на причинение вреда де­тям и жестокое обращение с ними, а также ситуации, в кото­рых вмешательство государства в семейную жизнь наиболее желательно, и наконец формы его вмешательства, исполь­зуемые в настоящее время. Затем  обсудим общую схему политики и практики, стремящихся опираться на возмож­ности детей и их семьи, и сознающих трудности и недостат­ки, которые могут выпасть на их долю. Используя эту схему,  рассмотрим, как социальные работники и лица, опреде­ляющие социальную политику, смогли бы выработать под­ход к практике, которая в равной степени была бы и без­опасной для детей, и активизирующей их и их родителей.

1.1. Понятие риска для детей: сущность и динамика

изменения взглядов на него

Социальная работа с детьми и семьями не беспристрастна. В какой-то момент практика защиты детей столкнется с конкуриру­ющими ценностями: с одной стороны, ответственности государст­ва за защиту детей, и независимости семьи — с другой. Это нигде так не очевидно, как при работе с семьями, в которых дети нахо­дятся под угрозой жестокого обращения или безнадзорности.  Силами социальных работников и политиков не только определяются случаи, когда социальные службы несут ответственность за детей, находящихся в трудной ситуации, и детей «группы риска», но также формируются нормативные представления, помогающие нам понять, что означает жестокое обращение с детьми.

История Великобритании показывает, как со временем меня­лось представление о понятии риска для детей. До 1870-х годов вмешательство правительства с целью защиты детей было руди­ментарным и осуществлялось только в отношении сирот и бездо­мных, а также малолетних правонарушителей. Оно руководствова­лось заботой о защите общества от детей. С точки зрения Дж. Бэлмера, «охранять промышленность от малолетних было святым долгом Англии. Охранять от них дом — наисвятейшим» [8, 14].

Тем не менее, поддерживаемое пылкими проповедями христи­ан о спасении детей, правительство приняло в 1889 г. Акт о пред­упреждении жестокого обращения с детьми, обозначивший пово­ротный момент в решении этой проблемы. Благодаря Акту суды впервые получили возможность отбирать детей у родителей, жес­токо обращавшихся с ними. В центре внимания тогда находилось физическое причинение вреда и в гораздо меньшей степени обра­щалось внимание на сексуальные злоупотребления.

После первой мировой войны вопрос о жестоком обращении с детьми почти исчез с повестки дня. Имели место неоднократные заявления, что физическая жестокость более не является такой про­блемой, какой она была прежде. Когда же случаи детской безнадзор­ности попадали в поле зрения, они приписывались материнской недобросовестности. К 60-м годам вопрос о защите детей, вызывав­ший наибольшее беспокойство, был связан с проблемой правонаруше­ний несовершеннолетних. И опять эту проблему связали с детской безнадзорностью как следствием недобросовестного материнства.

В Великобритании надо было дождаться смерти семилетнего ребенка, чтобы «переоткрыть» проблему жестокого обращения с детьми, в частности причинения им физического вреда. Мария Колуэлл умерла в 1973 г. на руках своего отчима. Ее смерть при­влекла особо пристальное внимание средств массовой информа­ции, а социальных работников, вернувшихся в ее дом по просьбе семьи, обвинили в неумении защитить девочку. Это вновь появив­шееся в поле зрения официальное признание факта физического причинения вреда (ранее называвшегося жестокостью) последова­ло за работой Г.Кемпа и его коллег из Соединенных Штатов Аме­рики. Г.Кемп опубликовал тогда получившую значительный резо­нанс статью о «систематических побоях маленьких детей родите­лями», используя данные новой радиологической техники, облег­чающей обнаружение полученных детьми телесных повреждений.

Он и его коллеги приписали эти повреждения преднамеренному дурному обращению с детьми их родителей [2, 8, 17].

Внимание общественности к проблеме вновь всколыхнулось в Великобритании в конце 80-х годов. Оно было инициировано про­финансированным правительством публичным расследованием, названным Кливлендским расследованием. Изучалась ситуация в одном районе Великобритании, Кливленде, где у беспрецедентно­го числа детей при обследовании были обнаружены свидетельства сексуальных злоупотреблений над ними (опять-таки с помощью новой диагностической техники), в результате чего дети были ли­шены родительской опеки (1988). Сексуальное насилие над деть­ми, совершаемое часто кем-нибудь из членов семьи, почти через столетие вновь стало главной причиной беспокойства.

Все возраставшее осознание сексуального насилия сопровожда­лось возобновившимися нападками средств массовой информации на социальных работников. Прежде их критиковали за то, что они делали слишком мало и слишком поздно. Теперь же они навлекли на себя критику за то, что делали слишком много и слишком бы­стро, т.е. за то, что слишком многих детей отбирали у родителей при явном недостатке доказательств. Шумиха вокруг Кливлендского рас­следования, тем не менее, еще раз драматически обнажила давнюю дилемму в защите детей. Как наилучшим образом справиться с кон­фликтом между действиями по защите детей, которые могут нахо­диться под угрозой, уважая при этом права и детей, и их родителей?

Как мы видели, на протяжении разных периодов истории Ве­ликобритании в центре внимания и беспокойства общественности оказывались разные виды причинения вреда детям. Но в течение всего этого времени существовала некоторая незыблемость от­носительно понимания того, какие меры должны быть пред­приняты, чтобы добиться внимания к данной проблеме. В част­ности, значительные усилия предпринимались для того, чтобы защитить детей от членов семьи, а также защитить общество от детской преступности. Гораздо меньше усилий затрачивалось на попытки улучшить условия жизни, оказывающие наиболее глубокое влияние на развитие детей, такие, как нищета, не­сносные жилищные условия и плохое воспитание, хотя «дет­ская нищета беспрерывно возрастала в Великобритании, начи­ная с 1979 г., и к 1991 г. достигла приблизительно одного ре­бенка из каждых трех». Это наводит на мысль о предпо­чтении такой модели государственного вмешательства в защиту детей, согласно которой внимание направлено на оказание помо­щи конкретным детям, а не на структуру отношений в обществе, когда некоторые дети постоянно ставятся в невыгодное положение правительственной политикой, уверяющей, что финансовая поддержка, образование и здравоохранение неравно распределены среди всего населения [19].

Какие дети «группы риска» получают большую помощь со стороны социальных служб?

В настоящее время в Великобритании детям, находящимся под угрозой безнадзорности, физического или сексуального насилия со стороны членов семьи, отдается основное предпочтение службами социальной работы. Несколько меньше ресурсов выделяется на ока­зание помощи подросткам, которые могут находиться под угрозой в результате своего собственного поведения, как, например, тем, кто нюхает клей, принимает наркотики или нарушает закон [3, 8, 19].

Фактически последние законодательные изменения привели к сокращению финансовой поддержки, ограничению возможности выбора образования и жилья, доступных выпускникам школ, что, в свою очередь, привело к резкому росту бездомности среди этой возрастной группы и сопровождающей ее наркотической и алкогольной зависимости, проституции и мелких преступлений. Молодые люди в значительной мере находятся под угрозой, но большинство из них не получают государственного социального обслуживания из-за своего возраста. Вызывает беспокойство тот факт, что значительная часть этих молодых людей прежде была известна службам социальной работы по той причине, что после распада семьи или установления факта насилия над ребенком они жили отдельно от своих семей в социальных учреждениях по мес­ту жительства или воспитывались в приемных семьях.

Принимая во внимание тот факт, что детям, находящимся под угрозой насилия или безнадзорности в своих собственных семьях, уделяется внимание в первую очередь, какого рода услуги получа­ют они? В Великобритании работа с такими детьми развивалась в особом направлении. Пораженное смертью Марии Колуэлл, пра­вительство установило ряд процедур по выявлению детей, находя­щихся под угрозой безнадзорности или насилия в своей семье, и координации качественной профессиональной помощи в опреде­лении масштабов угрозы и защиты детей. Строгое соблюдение процедур направлено на защиту уязвимых детей, но и социальные работники полагаются на него, надеясь разделить ответственность за принимаемые решения среди всей группы профессионалов и тем самым защитить себя от общественного осуждения на тот слу­чай, если какой-нибудь ребенок все-таки подвергнется жестокому обращению. Поток общественных расследований причин смерти других детей свидетельствовал о том, что насилие над детьми все еще остается серьезнейшей общественной проблемой. Слу­чаи профессиональной небрежности часто предавались огласке, мероприятия по защите детей подвергались пересмотру.

В Великобритании названные процедуры включают три глав­ных элемента, направленных на улучшение взаимодействия различных агентств в осуществлении защиты детей от насилия. С 1974 г. от местных властей, прибегающих к услугам социальных работников для защиты детей, ожидали, во-первых, создания тер­риториальных комитетов (в настоящее время — Территориальные комитеты по защите детей) с целью осуществления надзора за мест­ной политикой и проведением воспитательных мероприятий; во-вторых, гарантий, что разборы случаев с участием представителей различных профессий будут проводиться по каждому подозревае­мому эпизоду насилия над ребенком или случаю его беспризор­ности; и, в-третьих, организации централизованного учета соот­ветствующей информации, составления списка всех детей, кото­рые считаются находящимися под угрозой (сейчас это называется регистрацией детей, нуждающихся в защите). В функционирова­нии системы защиты детей главное— достоверно выявить детей, находящихся под угрозой насилия, и оперативно принять меры по их защите. Одной из мер защиты может быть внесение имен детей в регистрационную карту с тем, чтобы социальные работники и другие специалисты могли осуществлять надзор за этими детьми на дому, а также следить за тем, чтобы родители выполняли свои родительские обязанности в соответствии с существующими нор­мами. В качестве альтернативы возможно разлучение детей с ро­дителями либо с их согласия, либо в судебном порядке [1, 2, 10].

Хотя система, направленная на контроль и регламентирование родительских обязанностей существовала с 70-х годов, в настоящее время она действует в Англии и Уэльсе в рамках нового законода­тельства, в частности Закона о детстве (Children Act; 1989). Этот за­кон требует от профессионалов работать совместно с родителями в поисках способа помочь им в выполнении воспитательной функ­ции. Он также требует, чтобы учитывалось желание детей и чтобы разлучение их с родителями по решению суда применялось только как крайняя мера. Главный принцип, лежащий в основе Закона о детстве, — это принцип совместной работы с родителями [7]. Тем не менее, пока еще не совсем ясно, как настоящий закон повлияет на практику социальной работы с детьми, находящимися под угрозой жестокого обращения. Однако новое законодательство отвергает более враждебно настроенную по отношению к родителям систе­му защиты детей, когда родители попадают под подозрение, не­редко обвиняются в жестоком обращении со своими детьми и всегда имеется возможность завести уголовное дело против родителей.

1.2. Ограничения действующих в Англии подходов

к детям «группы риска»

До недавнего времени информация о том, как работает бри­танская система защиты детей, была малодоступной. Несмотря на это, в настоящее время завершен ряд научных исследований, про­финансированных правительством. Полученные в ходе исследова­ний данные свидетельствуют о том, что эта система имеет как силь­ные, так и слабые стороны. Положительным в ней является то, что информация, поступающая из разных источников, распространя­ется среди всех, решения тщательно взвешиваются, и значитель­ная часть детей получает защиту от дальнейшего насилия. Об этом говорит уже сам факт привлечения разных агентств (учреждений) к контролируемой и упорядоченной системе обмена информацией и совещаний (главным образом работников полиции, здравоохра­нения и образования, а также социальных работников). Рядом пос­ледних исследований установлено, что приблизительно 70% детей, зарегистрированных в картотеке, не подвергались в дальнейшем серьезному насилию, были избавлены от безнадзорности после вмешательства системы защиты детей. Это дает основания думать о значительных успехах в деле защиты детей и поддержа­ния их безопасности в тех случаях, когда удавалось установить, что прежде члены семьи плохо обращались с ними [11, 20].

Что касается отрицательной стороны системы защиты детей, то исследования выявили следующее: проведение расследований, когда полицейские и социальные работники опрашивали детей и их родителей, а еще более последующие разборы случаев с преоб­ладанием профессионалов опасны серьезными стрессами для ро­дителей, испытывающих стыд и позор, чувствующих, как их ро­дительские навыки стремительно обесцениваются. Это может вес­ти к отказу от предложений помощи со стороны профессионалов. Действительно, в некоторых случаях родители, пытаясь справиться со своими детьми собственными усилиями, испытывают даже еще большие трудности в результате включения их в систему защи­ты детей. Это особенно касается таких ситуаций, когда социально уязвимые матери пытаются справиться с капризными малышами или трудными подростками, живя в нищенских условиях. Исследования наводят на мысль, что такие родители должны были бы получать — при вмешательстве службы детского попечительства — соответст­вующие обстоятельствам услуги, направленные на оказание им по­мощи в преодолении их трудностей и совершенствовании их роди­тельских навыков, а не на контроль и уж тем более не на то, что их будут клеймить позором за плохое воспитание, — а именно с этим нередко ассоциируется у них работа по защите детей.

Кроме того, исследование показало, что современная практика сосредоточивается скорее на немедленном осуществлении защи­ты, чем на достижении долговременного благополучия ребенка. Известно, что даже те дети, которых изымали из родительского дома вследствие жестокого обращения с ними, как только лиша­ются государственного попечительства, так снова возвращаются в свои семьи. Но в подобных случаях почти не принимается во внимание необходимость оказания кратковременной или долго­временной помощи родителям, от которых зависят эти дети. На­пример, такие проблемы, как неотложная необходимость улучше­ния жилищных условий или неудовлетворительное состояние пси­хического здоровья родителей, как правило, остаются вне поля зрения социальных работников, за исключением тех случаев, ког­да эти проблемы оцениваются как непосредственно связанные с безопасностью ребенка. Аналогичным образом упор на защиту ребенка может означать, что слишком мало внимания уделяется потребностям ребенка в образовании и здоровье или его потреб­ности в профессиональной помощи при реабилитации после жес­токого с ним обращения.

Из 44 детей, зарегистрированных службой защиты детей и обследованных Э.Фармер и М.Оуэн, во всех случаях дети подверга­лись сексуальному насилию со стороны лиц мужского пола. Физи­ческое же насилие совершалось в равной степени и мужчинами, и женщинами. Несмотря на это, основное внимание при вмешатель­стве в дело службы защиты направлялось главным образом на жен­щин. Даже в случаях физического насилия, совершенного мужчина­ми, внимание специалистов быстро переключалось с мужчин на матерей, которые казались более сговорчивыми и доступными для вмешательства специалистов. Предпринимались попытки побудить женщин контролировать действия их партнеров. Все эти факты крайне тревожны, так как большинство детских смертей в Вели­кобритании произошло по вине мужчин. Переориентация вни­мания с мужчин на женщин упускает из виду мужское насилие. Мужчины, жестоко обращавшиеся со своими детьми, часто были жестоки и со своими женами, однако случаям семейных раздо­ров редко придавалось большое значение при разборе соответ­ствующих случаев. В исследовании, проведенном Э. Фармер и М. Оуэн, большинство детей с тяжелыми последствиями жес­токого обращения жили в семьях, где мужчина постоянно из­бивал женщину. Такого рода жестокость иногда скрывалась от властей, а иногда рассматривалась профессионалами как второ­степенная проблема [4, 13, 18].

В итоге, система защиты детей в Великобритании уделяет го­раздо больше внимания контролю за семьями и выявлению де­тей «группы риска», чем вмешательству с целью оказания по­мощи детям и их семьям, в частности такой, как услуги по пере­стройке взаимоотношений, совершенствованию родительских на­выков и помощи в реабилитации детей, подвергшихся жестокому обращению. Кроме того, угроза со стороны злоупотребляющих жестоким обращением мужчин порой игнорируется, а в результате не получает достаточно внимания и вопрос о том, каким образом осуществить вмешательство для того, чтобы усилить поддержку подвергшемуся жестокому обращению ребенку благодаря поддержке другого, не совершающего насилия родителя. Но, кроме того, сис­тема защиты детей и навязчива, и требует слишком больших за­трат. Она отвлекает ресурсы от других служб детского попечи­тельства, включая и ту, которая связана с повседневной рабо­той по оказанию поддержки и помощи нуждающимся семьям, что помогает избежать и предотвратить угрозу детям.

Зададимся вопросом: возможна ли практика большей активизации детей «группы риска»?

В практике социальной работы, направленной на активизацию, четко осознается нарушение баланса сил и прав и в семьях, и в обще­стве. Признается, что члены семьи в своей жизни очень часто могут столкнуться с неблагоприятными обстоятельствами и дискримина­цией и что эти обстоятельства, как правило, отражаются на здоровье и безопасности детей. Цель практики активизации заключается в том, чтобы уменьшить или нейтрализовать действие этих неблаго­приятных обстоятельств. Этой цели можно достичь, если, работая со взрослыми и с детьми, стараться помочь им убедиться в том, что их запросы будут удовлетворены, а их права, чувства и взгляды будут соответствующим образом учитываться и профессионалами, и всеми другими людьми, с которыми им придется иметь дело [12].

Часто думают, что концепция активизации противоречит не­обходимости защищать детей от «опасных» родителей. Ясно, что некоторые родители действительно наносят серьезный вред или увечья своим детям, и общество ответственно за обеспечение без­опасности этим детям. Необходимо принять во внимание и тот факт, что все маленькие дети физически и эмоционально уязвимы и в своем выживании и развитии зависят от взрослых. Однако мы настаиваем, что зависимость детей и тот факт, что действия неко­торых родителей действительно нуждаются в контроле, не исклю­чают возможности работы с родителями и детьми «группы риска» по принципу активизации. Такая практика может осуществляться благодаря внимательной оценке того, какой конкретно член или члены семьи представляют угрозу для ребенка, а также благодаря рассмотрению способов увеличения или уменьшения этой угрозы другими обстоятельствами в жизни ребенка, и наконец, благодаря профессиональному вмешательству, учитывающему все указанные факторы. Другими словами, оценка степени угрозы, как и вмеша­тельство социального работника, вместо сосредоточения усилий на конкретных деталях случая жестокого обращения требуют учета более широкой «защитной среды» ребенка. Ее можно определить как «ряд структурных, культурных, личностных и межличностных факторов, взаимосвязанных таким образом, чтобы сделать мир ребенка менее опасной и удовлетворительной средой».

Предпринятый недавно анализ межнациональных проблем, в котором давалась оценка защитной среды ребенка и оказания под­держки путем реализации принципа активизации, выявил необхо­димость учитывать следующие четыре элемента [6, 15]: 1) нарушение баланса сил и прав в семье; 2) потребности и права детей; 3) под­держка со стороны более широкого сообщества; 4) доступность сетей поддержки. Вместе они образуют структуру реализации прин­ципа активизации в ситуациях, когда дети находятся под угрозой. Далее  рассмотрим каждый элемент в отдельности.

                  Глава 2  Нарушение баланса сил и прав в семье

2.1.  Насилие и материнская забота в семье,

как две  противоположности

Полученные Э.Фармер и М.Оуэн данные относительно пола совершающих насилие подтверждаются многими другими британскими и международными исследованиями. Во всех стра­нах, где они проводились, было установлено, что совершавшими сексуальное насилие оказывались мужчины. Типично, что эти мужчины в течение длительного времени подрывали взаимоотно­шения матери и ребенка и лишали ребенка возможности просить мать о помощи, поэтому дети часто скрывали факт насилия, а если и рассказывали о нем, то им не верили. Принимая во внимание коли­чество времени, проводимого мужчинами и женщинами с детьми, согласно британским исследованиям, наиболее правомерно признать, что физическое насилие над детьми совершают мужчины, тогда как женщины, скорее, пренебрегают ими. Когда данные этого ис­следования связали с данными исследования о масштабах насилия над женщинами, совершаемого их мужьями или партнерами, то стало ясно, что во многих семьях с жестоким обращением мужчины могут доминировать над своими партнершами и детьми, только уг­рожая насилием либо подрывая родительский авторитет и умения женщины в глазах ее ребенка. До самого последнего времени суще­ствовало реальное профессиональное пренебрежение к выяснению подоплеки этого нарушения соотношения сил и прав.

В европейских странах, как и во многих других, работа/по ухо­ду за детьми и их воспитанию осуществляется главным образом женщинами. Наряду с другими аспектами «женского труда» как в семье, так и вне семьи, этот труд ценится невысоко ни в социальном отношении, ни в материальном [5, 8 19].

Динамика сил и прав в семье может служить отражением этого неравенства. На женщинах может лежать большая часть ответствен­ности по уходу за детьми и другими членами семьи, но они распола­гают весьма небольшими ресурсами, необходимыми для наилучше­го выполнения этих обязанностей. Например, взрослый с более вы­соким доходом потенциально обладает большим контролем за мате­риальными ресурсами семьи и большей властью в решении того, каким образом они должны использоваться. В большинстве стран таким человеком, как правило, оказывается мужчина.

В странах, где женщины несут главную ответственность за забо­ту о детях, они также являются, по-видимому, главным объектом государственного вмешательства. Сосредоточивая внимание исклю­чительно на женщинах, независимо от того, те ли они взрослые, которые жестоко обращаются с детьми, а также возлагая на них глав­ную ответственность за защиту детей, социальные работники закреп­ляют существующий структурный дисбаланс сил и прав в семье.

Подход, принимающий во внимание неблагоприятные струк­турные условия, облегчает понимание практических и эмоциональ­ных трудностей, с которыми могут столкнуться женщины, желаю­щие защитить своих детей от жестокого обращения с ними в семье. Если перевести это в практику активизации, то социальным работ­никам необходимо убедить женщин, что они предоставляют им без­опасную возможность рассказать о семейных отношениях и о том, как распределяются ответственность за заботу о детях и семейные финансы, а также обсудить любой профессиональный вопрос об угрозе ребенку. Не менее важно и то, чтобы социальные работники обсуждали все эти проблемы непосредственно с мужчиной-родите­лем или с отчимом и стремились вовлечь его в любой план защиты ребенка. Это будет означать, что на женщину не возлагается ника­кой ответственности за проявление профессионального интереса к ее партнеру и стремление заручиться его поддержкой [9].

Разрабатывая дальше определенные приемы и методы, кото­рые социальные работники уже используют для защиты детей, они не исключают возможности совместной работы с матерью или не злоупотребляющим жестоким обращением опекуном с тем, чтобы помочь закрепить и поддержать эти методы и приемы. Напри­мер, в качестве кратковременной меры мать может попытаться убедить детей уйти из дома, скажем, навестить родственника в то время, когда их отец вероятнее всего будет пьяным и драчливым. Социальные работники в состоянии поддержать такие методы, помогая с транспортными расходами, обеспечивая продовольст­вием или организуя запасной вариант помощи, когда родственни­ки недосягаемы. Кроме того, женщине, которая помышляет о бег­стве вместе, с детьми от ненадежного и даже опасного для семьи мужчины с тенденцией к насилию или сексуальным злоупотреб­лениям, необходима и какая-то альтернатива в виде безопасного и подходящего места. Оценивая варианты защитных мероприятий для таких родителей, важно установить степень возможного для них доступа к поддерживающим материальным, правовым и дру­гим ресурсам, предоставляемым государством, их ближайшим ок­ружением или их семьями.

                                     2.2. Потребности и права детей в семье

Для того чтобы способствовать активизации ключевых членов семьи, в которой дети находятся под угрозой, социальным работ­никам необходимо узнать у детей и других членов семьи, кто заботится о каждом ребенке и кто и почему представляет для них угро­зу. Однако во многих социальных службах склонны недооцени­вать некоторые категории детей, делая их тем самым потенциаль­но уязвимыми. К таким категориям относятся дети с ограничен­ными возможностями, дети из групп этнических меньшинств, не­здоровые или нежеланные дети, а также дети, рожденные при труд­ных или позорных обстоятельствах.

Давая оценку положения детей, необходимо принять во вни­мание несколько вопросов. Дети могут по-разному оцениваться обоими родителями, а для некоторых приемных родителей гораз­до труднее дать оценку неродным детям. Другие взрослые, зани­мающие определенное место в жизни ребенка, могут либо преуве­личить степень угрозы, либо помочь ему дома компенсировать его проблемы. Например, дедушки, бабушки или другие родственни­ки ребенка могут быть неисчерпаемым источником любви, привя­занности и защиты детям, а могут способствовать их трудностям. Возможна и угроза сексуального или физического насилия со сто­роны старших братьев или сестер, живущих в семье.

Необходимо также помнить, что даже если дети оцениваются в семье высоко, они могут быть частью культурной или другой суб­группы, не одобряемой обществом, в котором они живут. Это мо­жет служить поводом для нравоучений, угроз и даже физических нападений на детей вне дома. Ложащееся на родителей дополни­тельное бремя ответственности может, в свою очередь, усилить их негативное отношение к ребенку [4, 16, 19].

Взгляды детей на все эти проблемы могут совершенно отличать­ся от взглядов их родителей. Они могут и по-другому смотреть на проблему, и видеть иные варианты своей защиты. Например, иссле­дование показало, что обычно детям бывает очень трудно рассказать кому-нибудь, что над ними было совершено сексуальное насилие. В результате тот из родителей, который не допускает жестокого обращения с детьми, может не отдавать себе отчета в степени или характере угрозы. Дети, которые все-таки рассказывают о фактах сексуального насилия, имеют разные представления о том, хотят ли они, чтобы насильник был наказан, каким образом они хотели бы достичь собственной безопасности, не разрывая отношений с други­ми членами семьи. Когда дети находятся под угрозой вне дома, родители часто не знают, что происходит или насколько серьезна угроза, что является ее причиной — запугивание, злоупотребление алкоголем или наркотиками или что-то другое [19].

Конвенция ООН по правам ребенка требует учитывать мнения детей «во всех случаях воздействия» на них (ст. 12). Дети старшего возраста могут иметь особый взгляд на свои права и обязанности, не разделяемый их родителями. Вмешательство профессионалов, учитывающих взгляды и представления детей, не только активи­зирует их, но и гарантирует им, что разрабатываемые планы их защиты имеют больший шанс на успех, если будут опираться на силы и крепкие связи в семье и вне семьи, которые определяют сами дети.

              2.3. Поддержка семьи со стороны  широкого сообщества

«Нужны усилия всей деревни, чтобы вырастить одного ребенка», - гласит африканская поговорка.

Характерной чертой семьи, в которой дети подвергаются на­силию, является, как правило, ее социальная изоляция, потому что если семья служит звеном в сильной социальной сети под­держки, то угроза детям будет ограничена. Эти социальные сети действуют в «пространстве» между семьей и государством. Они могут дать возможность родителям разделить с другими обя­занности, связанные с воспитанием детей, предложить помощь, когда в ней. есть нужда, дать совет и подать пример хорошего родительского воспитания. Собственные социальные связи де­тей могут помочь им обзавестись друзьями, которым они стали бы доверять во всем; они обеспечивают им ролевые модели поведения, позволяют им почувствовать свою значимость, а также предоставляют модели, обучающие их умению справляться с неподобающим поведением взрослых. И наконец, социаль­ные сети поддержки подпитывают дух большего согласия и осу­ществляют более пристальный контроль за допустимыми мето­дами воспитания ребенка.

В некоторых случаях социальная изоляция конкретной семьи является результатом психического заболевания кого-либо из ее членов или одним из способов, которым насильник пытается убе­дить, что он (или она) может подавлять членов семьи. Однако в других случаях причины социальной изоляции могут быть иными, такими, как недостаток времени или ресурсов, миграция семьи или социальные пертурбации, культурные установки, потворству­ющие замкнутости семьи, дискриминация некоторых семей или групп со стороны местной общины. Точно так же и в семье какие-то члены семьи могут быть более изолированными, чем другие. Социальный работник должен изучать социальные сети поддержки разных членов семьи так, чтобы их проблемы признавались открыто. Это может помочь им обдумать, каким наиболее прием­лемым и реалистичным образом усилить их социальную поддерж­ку. Возможно, что социальные работники могут подтолкнуть к новым инициативам в практике работы по месту жительства, в результате которых взрослые или дети, чья социальная изоляция является фактором риска, имели бы возможности для встреч с дру­гими людьми.

Четвертый элемент, подлежащий учету в развивающейся прак­тике активизации, — это наличие адекватной поддержки детям, подвергающимся в семье непосредственной угрозе и ее доступ­ность для них. Социальным работникам необходимо принять во внимание, какие формальные и неформальные «сети безопаснос­ти» существуют для конкретного ребенка и каким образом их можно усилить. С самого начала, попав в ситуацию непосредственной угрозы, люди часто обращаются за помощью к своим неформаль­ным сетям поддержки, куда входят друзья, соседи или собствен­ные семьи. Социальные работники могут помочь детям и их попе­чителям точно определить, к кому они могут обратиться и при каких обстоятельствах, если им нужна будет помощь. Например, испытывая стресс, дети могут чувствовать, что способны погово­рить с учительницей, которой доверяют, или с бабушкой. Можно также побудить общину найти способ выявить и позаботиться о своих наиболее уязвимых членах [8, 14].

Однако возможны и такие ситуации, в которых требуется за­щита со стороны государства. В увлекательной работе по изуче­нию описаний случаев с детьми и семьями, хранящихся в одном из агентств по охране детей в Бостоне (США) и охватывающих 100-летний период, Л.Гордон обнаружила, что женщины — мате­ри, бабушки и соседки— часто активно стремятся получить госу­дарственную поддержку для расследования и коррекции фактов ущемления прав в семье. К этому виду помощи прибегали тогда, когда другие способы не приносили успеха. Л.Гордон в сво­ем исследовании подчеркнула важность серьезного отношения к подобного рода просьбам о помощи, а также применения таких методов оказания помощи, которые уже были опробованы роди­телями и другими людьми.

При обсуждении вопроса о том, стоит ли обращаться за помо­щью в службу социальной работы, чтобы защитить ребенка, на­ходящегося под угрозой, важными факторами для большинства родителей и детей будут качество, доступность и приемлемость имеющихся в распоряжении служб «сетей безопасности». Люди с большей неохотой будут прибегать к помощи государственных или профессиональных агентств, если у них возникнет подозрение, что реакция этих агентств будет ущемлять их права и полномочия, и может принести больше вреда, чем пользы. Например, в Великоб­ритании многие государственные агентства имеют плохую репута­цию по причине дискриминации ими чернокожих людей, а как показало исследование, это означает, что чернокожие женщины неохотно прибегают к государственной помощи для защиты себя от жестокости со стороны мужчин, ибо считают, что доступные ресурсы не только не удовлетворят их нужды, но и не окажут на их партнера никакого воздействия. Практическая деятельность социальных работников, опирающихся на принцип активизации, включает их способность оценивать качество имеющихся в их рас­поряжении профессиональных защитных ресурсов и умение поде­литься своими знаниями с членами семьи для того, чтобы они нашли в себе мужество сделать осознанный выбор наилучшего способа защиты ребенка [10, 17].

Рассмотрение этих четырех элементов показывает, что для фор­мирования реалистичного взгляда семей на их собственные силы и возможности, социальным работникам необходимо знание не только тех факторов, которые вероятнее всего послужат уменьше­нию угрозы, но в равной степени и тех, которые могут увеличить ее. Им также необходимо знать об альтернативах и ограничениях, с которыми сталкиваются родители, пытаясь защитить своих де­тей. Такое понимание поможет социальным работникам выбрать то конкретное поле, где они могли бы активизировать детей и тех, кто ими занимается. Исследование, проведенное в Великобрита­нии, выявило, что некоторые социальные работники в большей степени, чем другие, оказались способными добиться этого, не­смотря на общие ограничения, при которых им приходится рабо­тать, и что родители больше ценят тех работников, которые умеют найти к ним дружеский, уважительный и честный подход и стара­ются как можно полнее и активнее привлекать их к выработке решений относительно их детей. Эти работники были более способны опираться на внутренние силы семьи и работать вместе с членами семьи, а не в конфликте с ними.

Заключение

Анализ современных исследований и современной практи­ки социальной работы в Великобритании позволил наметить ряд тем, которые могут помочь заложить основу для практики активизации в тех случаях, когда дети находятся под угрозой. К их числу относится прежде всего необходимость учета целостного контекста, на фоне которого может обеспечиваться общая защита, а не фокусирование внимания и сил на конкретных случаях жестокого обращения. Профессиональная цель должна состоять в том, чтобы раскрыть и опереться на силы самих де­тей, их семей и сообщества, но социальные работники должны также ясно понимать, какие члены семьи представляют угрозу для ребенка.

Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспек­тиве, а не только в ситуации жестокого обращения и единовре­менного вмешательства социальных служб. Это требует быть осо­бо внимательными как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми — либо через организацию доступа к таким услугам, как дневной стационар, либо через конкретные формы помощи и поддержки. Оказание помо­щи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.

К работе с детьми «группы риска» необходимо подходить дво­яко: фокусируясь и на ребенке, и на родителях. Практика, следую­щая только по одному из путей, не в состоянии обратиться к реа­лиям жизни детей и потенциально опасна. Профессионалам необ­ходимо знать о мнениях и представлениях детей и их родителей о том, что вредно или опасно для конкретного ребенка, с которым они работают. Важно разрабатывать такие планы, при реализации которых они пытались бы найти общую почву для совместной ра­боты профессионалов, детей и главных членов семьи ради дости­жения общей цели.

Мы не можем избежать трудностей, встречающихся в нашей профессиональной работе по исследованию конкретных случаев жестокого обращения с детьми и по их защите. Но практика акти­визации может успешно развиваться при наличии уважительно­го отношения к взглядам, мнениям и представлениям всех участ­ников, при четком знании ими тех альтернатив и ограничений, с которыми они могут столкнутся, и, наконец, при условии, что вмешательство будет осуществляться в духе партнерства между профессиональными социальными работниками и члена­ми семьи.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.-М., 1994.-С.123-167.

2. Алешина Ю.Э. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Московского университета. Сер.14.-1987.-№2.-С.60-72.

3. Андерсен К. Социальная психиатрия – новый взгляд на социальную работу // Российский журнал социальной работы.-1995.-№1.-С.11-17.

4. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы.-М., 1992.-С.23-88.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М., 1990.-С.12-34.

6. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш.Рамон.-М., 1997.-С.176-214.

7. Возрастно-психологическое консультирование / Под ред. Г.В.Бурмянской.-М., 1994.-С.17-35.

8. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы.-М., 1995.-С.342-377.

9. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д.Повленок.-М., 1997.-С.178-191.

10. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф.Парслоу.-М.: Аспект Пресс, 1997.-223с.

11. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ, 1997.-С.57.

12. Социальная адаптация в современных условиях // СОЦИС.-1994.-№8-9.

13. Социальная работа: вопросы и ответы.-М., 1997.-С.35.

14. Социальная работа / Под ред.  Ф.И.Курбатова.-Р-н/Дону, 1999.-576с.

15. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь.-Т.1.-М., 1997.-С.87.

16. Теория и методика социальной работы.-Вып. 2.-М., 1995.-С.14.

17. Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И.Григорьева.-М., 1994.-С.90-145.

18. Теория социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ, 1999.-334с.

19. Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева.-М.: ВЛАДОС, 2000.-236с.

20. Энциклопедия социальной работы.-Барнаул, 1993.-С.156.