Оглавление

Введение                                                                                                          3

Глава 1 Способности ребенка: сущность понятия                                      5

1.1. Сущность человеческих способностей                                       5

1.2. Природа способностей                                                                12

1.3. Уровни способностей: талант и мастерство                             17

Глава 2 Оценка способностей школьника                                                  21

2.1. Выявление способностей у детей среднего

       школьного возраста                                                                     21

          Заключение                                                                                                    24

          Список литературы                                                                                       25

          Список сокращений                                                                                      27

Приложение                                                                                                   28

Введение

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди более или менее значительно отличаются друг от друга по своим способностям.

Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко; в психологической литературе им немало злоупотребля­ли. Так называемая «психология способностей» сильно дискредити­ровала это понятие. Наподобие мольеровского ученого врача, кото­рый «объяснял» усыпляющее действие опиума тем, что опиум име­ет «способность» усыплять, эта психология объясняла любое психи­ческое явление тем, что приписывала человеку соответствующую «способность». Способности, таким образом, в ученом арсенале этой психологии служили нередко для того, чтобы избавиться от необхо­димости вскрыть закономерности протекания психических процес­сов. Поэтому современная научная психология выросла в значитель­ной мере в борьбе против психологии способностей. «Функции» тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались как некие первичные, природные, преимущественно врожденные особенности. Ввиду этого, прежде чем вводить понятие «способности» в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его истинное содержание.

Способностям ребенка должно уделяться особое внимание, от развития способностей начиная с раннего периода жизни будет зависеть развитие личности ребенка, когда он подрастет.

Человеку нужны способности для того, чтобы заниматься деятельностью. Обладая определенными способностями, человек более быстро осваивает какую-либо деятельность, справляется с ней. От наличия способностей зависит качество выполнения этой деятельности, ее успешность, достижение. В этой связи тема данной работы представляется нам актуальной.

Объект исследования – дети среднего школьного возраста, как категория психолого-педагогического изучения.

Предмет исследования – выявление способностей у детей среднего школьного возраста.

База исследования – ансамбль танца «Фантазия» г.Кемерова.

Цель исследования – изучить особенности выявления способностей у детей среднего школьного возраста.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность человеческих способностей;

- проанализировать природу способностей;

- изучить талант и мастерство, как уровни способностей;

-         провести социологическое исследование по выявлению способностей детей среднего школьного возраста;

-         проанализировать основные показатели способностей школьников по результатам исследования.

Гипотеза заключается в предположении о том, что дети обладают определенными способностями, которые они должны развивать в процессе обучения.

Разработанность темы в отечественной и зарубежной литературе достаточно велика. Здесь можно отметить таких авторов как: А.А.Бодалев [1], Л.С.Выготский [3], Г.Мелхорн [11], А.П.Нечаев [13] Е.И.Рогов [15] и др.

Глава 1 Способности ребенка: основные характеристики

1.1. Сущность человеческих способностей

Всякая деятельность требует от человека обладания определенными качествами. Эти качества помогают человеку справляться с деятельностью и как бы определяют его пригодность к ней. Они показывают, насколько успешно человек сможет ее выполнить. В психологии такие индивидуально-психологические особенности называют способностями человека. В обычной жизни слово «способности» употребляют по разным поводам и в разном смыс­ле: когда говорят и о физических возможностях человека («Он способен отжаться 10 раз»), и о его уме («Он не способен решить эту задачу»). Однако психологи называют способностями только такие качества, которые, во-первых, имеют психологическую при­роду, во-вторых, индивидуально варьируются — различаются. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако соб­ственно способности тут ни при чем. Первое качество непсихо­логично, а второе является общим для всех людей.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить их круг теми, которые обеспечивают эффек­тивный результат. Способных людей от неспособных отличают более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности — это сложное образование, зависящее и включающее в себя не только различные психиче­ские процессы, но и все развитие личности. Хотя внешне способ­ности проявляются в деятельности — в навыках, умениях и знаниях личности, — первые не тождественны второй. Так, чело­век может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быст­ротой производят в уме сложные вычисления, но обладают при этом весьма средними математическими способностями [9, 56-88; 14, 345-378].

По отношению к навыкам, умениям и знаниям человека спо­собности выступают как некая возможность, которая может со­стояться, а может и нет. Это похоже на зерно, брошенное в землю. Превратится оно в колос или нет, зависит от многих условий, необходимых для его развития. Способности — это тоже только возможность освоения знаний, умений и навыков, а воплотится ли она в действительность, зависит от ряда условий. Например, наличие у ребенка математических способностей ни в коей ме­ре не является гарантией, что он станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творче­ски работающие педагоги, возможности семьи и др.) способно­сти заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Показательна история жиз­ни Альберта Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отно­шению к способностям только до тех пор, пока они не освоены.

Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности продолжают развиваться, формируя свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не проявятся, если он никогда не учил математики: их можно выя­вить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т.п. То же и в других областях знания. Так, на вступительном экзамене в Академии художеств В.И.Су­рикову было отказано в приеме: по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствовали способности к изобразительной деятельности. Инспектор академии, просмотрев представленные им рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей академии за­ключалась в том, что на экзамене они оценивали не способности, а лишь наличие определенных умений и навыков рисования. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями и навыками, в резуль­тате чего те же педагоги сочли его достойным зачисления в академию.

Таким образом, можно сказать, что способности проявля­ются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в том, насколь­ко быстро и легко человек осваивает конкретную дея­тельность. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется. Б.М.Теплов [16,111-124] выделил следу­ющие три основных признака понятия «способность»:

«Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отноше­ние к успешности выполнения какой-либо деятельности или мно­гих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного чело­века».

Рассматривая соотношение способностей и деятельности, сле­дует отметить, что если человек не справляется с деятельностью, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Про­сто ему требуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Говорят, что когда В.Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил:

«Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому тридцать лет, а третьему — триста лет». Кроме того, способности человека могут развиться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.

Не всякая деятельность развивает способности личности. Рас­сматривая общую структуру жизнедеятельности человека, нетруд­но заметить существование видов деятельности, не развиваю­щих, а наоборот, отвлекающих и даже тормозящих развитие его основных способностей. Например, если человек, имеющий музы­кальные или изобретательские наклонности, вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, такая деятельность вряд ли будет развивать заложенные в нем способности.

Когда говорят о развивающей деятельности, то имеют в ви­ду деятельность, значимую для человека, в которой проявляются все его возможности, поэтому, чтобы понять, является ли какая-то деятельность развивающей, необходимо дать ей личностную характеристику. В этом смысле даже профессиональная деятель­ность, которая проходит через всю жизнь человека, не всегда мо­жет быть значимой для него. Производственные задания или слу­жебные обязанности далеко не исчерпывают творческие возможности и богатство жизненных проявлений человека.

Поскольку деятельность индивида не всегда может давать про­стор для развития способностей, то между нею и способностями существует известное расхождение. Это означает, что в каком-то отношении способности шире выполняемой деятельности, поскольку содержат в себе возможности для новой деятельности. С другой стороны, реальная деятельность оказывается в чем-то шире способностей, необходимых для конкретного ее вида. Веро­ятно, поэтому Н.Коупленд отмечал, что «обычный человек исполь­зует только десять процентов своих физических и умственных способностей. Разница между той силой, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, — это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть».

 В связи с этим психологи делят способности на потенциаль­ные и актуальные.

Потенциальные способности — это такие, которые сейчас не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении соответствующих социальных усло­вий. К актуальным, или реализованным, способностям отно­сят не только те, которые проявляются и развиваются в разных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный мо­мент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельно­сти [7,45-48]. Потенциальные и актуальные способности можно рассмот­реть как косвенный показатель характера социальных условий, в которых существует индивид. Именно характер социальных ус­ловий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Например, нередко, если в классе есть мальчик, хорошо знающий математику, ребята не всегда дружат с ним, а иногда даже дразнят его «Математиком». Но однажды он реша­ет заняться плаванием и очень скоро получает 1-й разряд. Те­перь отношение ребят меняется. Одноклассники начинают уважать его. С точки зрения психологии, помимо актуальных спо­собностей к математике у него теперь актуализировались и по­тенциальные способности к плаванию.

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тя­нутся к учению, ищут умственную нагрузку, требуют ее. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать, увлекаются разны­ми умственными занятиями, например освоением географических карт, разного рода вычислениями и др. Встречаются дошкольни­ки, которые свободно оперируют дробями, пишут печатными бук­вами без ошибок длинные фразы, умеют анализировать, обобщать делать выводы. С поступлением таких детей в школу обнаружи­вается, что некоторые из них в умственном отношении уже да­леко впереди своих ровесников. Именно таких детей — с уско­ренным умственным развитием — называют одаренными.

Среди особенностей одаренных детей заметна способность к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Подросткам свойственна особая расположенность к сознатель­ной саморегуляции. У младших школьников на протяжении это­го возрастного периода наряду с изменениями уровня умствен­ной активности возрастает и качественно преобразуется способ­ность к ее регулированию.

Есть дети с поражающими умственными способностями. Та­ких обычно называют вундеркиндами. Некоторые из них в 12-14 лет поступают в университеты и институты.

Вундеркинды были во все времена. Вундеркиндом считался, например, Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный от­зыв Французской академии. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет, а в 15 окончил уже два отделения (словес­ное и юридическое) философского факультета. У Мечникова лю­бовь к природе появилась с детских лет. Едва начав учиться, он писал «сочинения» по ботанике и «читал лекции» своим брать­ям и другим детям. Очень рано он освоил микроскоп. За два года окончил с отличием Харьковский университет [15, 34-57].

Наблюдения показывают, что самая общая психологическая особенность детей с ранним расцветом умственных способно­стей — высокая активность ума, расположенность к умст­венным усилиям, т.е. повышенная склонность к умственной дея­тельности. Иногда родителей такого ребенка беспокоит то, о чем другие могут лишь мечтать: он прочитывает все книги, которые имеются в доме, поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств и т.д. Для таких детей умственная работа — это прежде всего увлекательнейшие уп­ражнения. Они не знают, что такое скука, лень. Они умеют с увлечением работать в неблагоприятных условиях: во время шум­ной, веселой перемены в школе, среди громкого разговора дома. При этом тяга к умственным занятиям захватывает всю лич­ность ребенка, обусловливая не только количество осваиваемого, но и уровень достижения. Непрерывная тяга к деятельности явля­ется стороной способностей и одним из двигателей их развития.

Одаренные дети проявляют громадное упорство в области сво­их интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одарен­ности — это время, в течение которого 2—3-летний ребенок может заниматься одним делом. Одаренные дети в отличие от обычных их сверстников бывают поглощены своим занятием по нескольку часов подряд и возвращаются к нему в последующие дни.

Одаренность не единственный фактор, который определяет вы­бор профессии и успешность деятельности. Помимо одаренно­сти человек как минимум должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Рассматривая уровни способностей, следует обратить внима­ние и на другую сторону — случаи их снижения, получившие название олигофрении. Олигофрения также имеет несколько уровней проявления.

Если умственное развитие человека остановилось до того, как достигло обычного для людей уровня, то его называют умственно отсталым. Умственная отсталость, или слабоумие, это не болезнь, а лишь признак того, что в организме не все в порядке. Слабо­умие имеет разные причины, и не все из них достаточно изучены. Среди наиболее распространенных причин можно назвать болез­ни психики и тела, и даже тяжелые условия, в которых живет ребенок. Психологи выделяют около двухсот факторов, способст­вующих развитию слабоумия. Среди них родовые травмы, опухо­ли в мозгу, болезни крови, инфекционные заболевания, вызывае­мые некоторыми вирусами, а также различные типы врожденно­го слабоумия. Известно также, что это явление дает о себе знать до семнадцатилетнего возраста, когда умственное развитие чело­века в основном заканчивается.

Одним из показателей умственной отсталости являются результаты тестирования, И если у развитого среднего чело­века нормальный IQ считается равным 100, то индивид с по­казателем умственного разбития ниже 70 и к тому же неспособный самостоятельно справляться с проблемами повседневной жизни считается слабоумным. Показатель умст­венного развития у значительно умственно отсталых (имбецильность) и глубоко отсталых (идиотия) опускается ниже отметки 35. Умственные возможности этих людей не выше, чем у нормальных 5-летних детей. Они не могут обслуживать сами себя и не способны защититься от опасности. Кто-то должен постоянно присматривать за ними [5, 12-18; 15,34-57].

При умеренной и незначительной отсталости, так называемой дебильности, ребята могут научиться выполнять простые задания, работая в специальных мастерских. У них бывают сложности с чтением, письмом и арифметикой, но большинство предметов начальной школы они способны освоить.

1.2. Природа способностей

Вопрос о природе человеческих способностей до сих пор вызывает бурные споры среди ученых. Одна из популярных то­чек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, такова: спо­собности имеют биологическое происхождение. Это озна­чает, что проявление способностей целиком зависит от того, кто были родители ребенка, какие черты он унаследовал. Обучение и воспитание могут лишь влиять на скорость проявления спо­собностей, но они обязательно обнаружатся тем или иным об­разом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты их проявления в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Например, музыкальная одаренность у Моцарта обнаружилась в 3 года, у Гайдна — в 4 года. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в 8 лет, у Ван-Дейка — в 10 лет, у Дюрера — в 15 лет.

Данный подход нашел отражение в теориях, согласно кото­рым способности человека связаны с величиной его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Взвешивание мозга выдающихся людей показало, что их мозг не­сколько больше средней величины. Так, масса мозга И.С.Тургенева — 2012 г, мозга Д.Байрона несколько меньше — 1800 г. Одна­ко найдется немало примеров, когда мозг знаменитостей не до­стигал и средней величины: у известного химика Ю.Либиха он весил 1362 г, у писателя А.Франса — 1017 г. Более того, самый большой и тяжелый мозг — более 3000 г — оказался у умствен­но отсталого человека. Однако в обыденной жизни эта точка зрения остается популярной и по сей день: людей с высоким лбом заранее наделяют умом и ожидают от них разумных пред­ложений, а умственные способности человека с низким лбом оценивают крайне невысоко без всяких научных оснований [1, 90-115; 4, 58-77].

Определенная связь с идеей наследования способностей про­слеживается в учении Франца Галля, получившем название фре­нология (от греч. phrenos — ум, logos — учение). Френологи пытались проследить, как психические особенности человека за­висят от наружной формы черепа. Основная идея заключалась в следующем: в коре головного мозга человека имеются различ­ные центры, каждый из которых отвечает за определенную спо­собность. Степень развития способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. Силь­но развитые центры давят на кости черепа изнутри, и на них появляются выпуклости — шишки. На основе специальных из­мерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответ­ствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них «шишки способностей» к музыке, поэзии, живописи; «бугры» чес­толюбия, скупости, храбрости и др. Однако в дальнейшем много­численные исследования показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга. Поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно. Еще менее научным был метод, которым создавалась френологическая карта. Для этой це­ли изучались скульптурные или живописные портреты таких мифических и легендарных людей, как библейский Моисей, свя­той Антоний, Гомер и др., само существование которых, а тем более достоверность изображения являются достаточно спорным.

В то же время следует отметить важность сделанного Ф.Галлем предположения о нахождении центров различных психических функций в коре головного мозга. Впоследствии данная точка зре­ния нашла подтверждение в работах Фрича и Гитцига. Одним из известных приверженцев этого направления был Френсис Гальтон. Он объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч.Дарвина. Анализируя биографии вы­дающихся деятелей, Гальтон пришел к выводу, что совершенствова­ние человека возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных — умственно и физи­чески сильных — людей. В XX в., продолжая линию Гальтона, Коте устанавливал степень одаренности известных людей по количест­ву строк, отведенных им в энциклопедическом словаре. Он выде­лил таким образом около 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются в нескольких поколениях [6, 43-45; 15, 55-57].

Очень впечатляет история семьи немецких музыкантов Ба­хов. Впервые большие музыкальные способности в ней прояви­лись в 1550 г. Родоначальником семьи был булочник В.Бах, ко­торый, как отмечал Т.Рибо в своем труде «Наследственность душевных свойств», отводил душу после работы музыкой и пени­ем. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии на протяжении двух ве­ков. В семье Бахов насчитывалось около 60 музыкантов, из них более 20 выдающихся. Но всемирную славу этой фамилии при­нес гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах.

Установлено также, что прабабушка Л.Н.Толстого — Ольга Трубецкая и прабабушка А.С.Пушкина — Евдокия Трубецкая были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гельдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV в.

В одной из старых научных работ, проведенных в рамках этой концепции, приводятся следующие данные. Определялась музы­кальность детей, у которых либо оба родителя были музыкальны, либо оба немузыкальны. Результаты оказались следующими:

Вполне очевидно, что подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действие наследственности и среды: при выраженных способностях у родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Вспоминают­ся в связи с этим яркие описания регулярных музыкальных празд­ников в семье Бахов. В их семейном хоре каждый участник, включая детей, получал свой «голос» и должен был вести его в сложной многоголосной фуге.

В пользу наследственности способностей свидетельствуют так­же существующие многочисленные династии артистов, художни­ков, моряков, врачей, педагогов. Однако, скорее всего, в боль­шинстве случаев следует говорить не о биологической, а о соци­альной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию. Так, всем известна цирковая династия семьи Дуровых, в которой дети с самого ран­него возраста принимают участие в представлениях, ухаживают за животными, дрессируют их и в результате сами начинают вести аттракцион. Концепцию наследственности нельзя признать объясняющей все факты проявления способностей, и следование ей является скорее результатом психологической малограмотно­сти. По существу, сегодня это «удобное» объяснение способно­стей («дар природы») освобождает от необходимости отыскивать причины плохой дисциплины и успеваемости учащихся и спосо­бы их устранения [2, 98-102; 3, 67-81].

Сторонники другой крайней точки зрения считают, что осо­бенности психики целиком зависят от качества воспитания и обучения. Так, еще в     XVIII в. К.А.Гельвеций провозгласил, что с помощью специального воспитания можно формировать гени­альность. Приверженцы данного направления ссылаются на случаи, когда дети из самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образован­ных европейцев. В качестве примеров также приводят ситуации, когда ребенок в силу каких-то причин лишается возможности общения со взрослыми и сверстниками. В результате человека в полном смысле этого слова из него не получается. Яркое под­тверждение — так называемые «дети-маугли», т.е. дети, унесен­ные животными и воспитывавшиеся в звериной стае. Если таких детей удавалось найти и поймать, то из-за длительного пребыва­ния среди зверей они уже не могли научиться говорить, по-чело­вечески есть, одеваться, ухаживать за собой и вскоре погибали. Подобные случаи убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности собственно человеческого развития вне общества людей.

Доказательством социального происхождения способностей могут служить также факты массового развития некоторых спе­циальных способностей у разных народов. Известно, например, что среди представителей северных племен много хороших охот­ников, итальянцы любят и умеют петь, жители приморья — умелые рыбаки. В исследованиях, которые проводились под руководст­вом А.Н.Леонтьева, было установлено, что среди русских людей музыкальным слухом обладают примерно 30%, зато все вьет­намцы на 100% музыкальны. Как оказалось, это связано с особен­ностями языка: у русских он тембровый, а у вьетнамцев тональ­ный, т.е. развивающий музыкальный слух. Поэтому вьетнамские дети, овладевая речью, одновременно развивают музыкальные спо­собности [10, 59-65; 12,273-311].

3. Уровни способностей: талант и мастерство

Способности могут различаться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню и масштабу. Способности выражают  меру освоения некоторой совокупности деятельностей. Особенно высокий уровень проявления способностей и обозначают по­нятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность». Уровень и степень развития способностей у личности различают не по характеристике самих способностей, а по характеристике про­дуктов деятельности.

Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятель­ности, требует значительного и напряженного труда. Мастерство в большей степени связано с репродуктивной, производительной деятельностью. Недаром в некоторых случаях не различают по­нятия «мастер» и «ремесленник». Однако отсюда не следует, что мастерство раскрывается в соответствующей сумме готовых уме­ний и навыков [8, 16].

Мастерство в любой профессии (учитель, врач, монтажник, летчик, спортсмен и др.) предполагает психологическую готов­ность к творческому решению возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство — это когда «что» и «как» приходят од­новременно», подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее ре­шения.

Уровень мастерства — не застывшая, неизменная структу­ра. В процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность, позволяя переходить с одного уровня умений на другой. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, по мере приобретения опыта, все больше и больше проявляли творчество.

Слово «талант» употреблялось еще в Новом Завете. Там оно имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсю­да и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития спе­циальных способностей (музыкальные, литературные и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в дея­тельности. Деятельность талантливого человека отличается прин­ципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для разви­тия, зависит от особенностей эпохи и задач, которые стоят перед страной. Формирование, становление государства вызывает бурное развитие инженерных, конструкторских талантов, в период расцвета общества проявляются таланты музыкальные и литера­турные, а в военное время — полководческие.

Эта зависимость оригинально описана в рассказе М.Твена «Путешествие капитана Стромфилда в рай». Повествуя о жизни обитателей «того света», М.Твен обыгрывает ситуацию, в кото­рой обитатели небес имеют не свои земные табели о рангах, а почет и уважение в соответствии с их способностями. Величайшим полководцем на «том свете» был башмачник Джон, которого на Земле не брали в армию, считая непригодным к службе. На небесах же за ним ходили толпы людей, среди кото­рых был сам Наполеон.

Талант — это определенное сочетание способностей, их со­вокупность. Отдельная, изолированная способность, даже если она очень развита, не может быть названа талантом. Под­тверждением этому могут служить люди, имеющие феноме­нальную память. Среди выдающихся талантов можно найти много людей как с прекрасной, так и с плохой памятью. Хоро­шая память была, например, у А.С.Пушкина, А.Н.Толстого, И.И.Левитана, А.В.Суворова, В.Моцарта и др. Но гораздо вы­ше число не менее известных людей, которые не обладали выдающейся памятью. Более того, исследование лиц с фено­менальной памятью показало, что по остальным параметрам это самые заурядные люди. В медицинской практике описан человек, который ничего не забывал. Он находился в психи­атрической больнице. Этот больной был задавлен воспомина­ниями и не мог выразить ни одной собственной мысли. Он дословно воспроизводил прочитанные ему несколько дней на­зад большие газетные статьи, смысла которых не понимал, и в то же время не мог пересказать своими словами даже простое предложение. Поэтому было бы неверно думать, что запоми­нание всегда полезно. Порою мы запоминаем множество не­нужных пустяков, что в итоге могло бы загромоздить нашу память, если бы вскоре не забывалось. Забывание и спасает нас от неприятных воспоминаний, и — что еще важнее — помогает нам, отвлекаясь от деталей, сохранять главные обоб­щенные понятия и выводы, принимать новые, необычные ре­шения [11, 13-21; 13, 82-93].

В творческой деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которого зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкого ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности и других важнейших качеств. Памяти самых обычных объемов и прочности достаточно для того, чтобы талантливо выполнять какую-либо деятельность.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Право называться гением за всю пятитысячную историю цивилизации получили не более 400 человек. Гении извечно привлекали, тревожили, даже пугали людей. И между тем о природе гениальности, о гениях научно достоверного написано мало. Су­ществует мнение, что гении сознательно, как средневековые мас­тера, скрывают свои секреты. Не случайно однажды Александр Грин сказал: «Пушкин прекрасно знал, что он гениален. Но у него было достаточно ума и осторожности, чтобы об этом нико­му не говорить. Люди еще не доросли до того, чтобы спокойно принимать такого рода заявления».

В работах гениальных творцов рассыпаны сотни признаний о мучительных попытках понять, что происходит у них «внутри» в волшебные моменты взлетов и озарений [13, 82-93; 15, 34-57].

Редкость и неординарность гениальности человека породили множество попыток ее объяснения. И философы, и писатели, и психологи, и врачи, и даже представители церкви не раз посвяща­ли поискам истины свои работы. Но до сего дня, к сожалению, мнения о природе гениальности очень различны.

Итак, по результатам данной главы можно сделать следующие выводы:

1. Способности представляют собой сложное образование, зависящее и включающее в себя не только различные психиче­ские процессы, но и все развитие личности.

2. Способности выступают некой возможностью, которая может состояться в будущем, а может и нет.

3. Самая популярная точка зрения на природу способностей основывается на  их биологическом происхождении.

4. Существует несколько уровней способностей, высшими из которых являются: мастерство, талантливость, гениальность.

Очень важным в развитии ребенка является разпознавание родителями и учителями его способностей еще в раннем детстве. От этого может зависеть дальнейшая успешная деятельность ребенка в учебе, работе и т.д.

В следующей главе нами будет предпринята попытка выявить способности детей среднего школьного возраста (на примере ансамбля танца «Фантазия».

Глава 2 Выявление способностей школьника

2.1. Выявление способностей детей среднего школьного возраста

Исследование было проведено в народном ансамбле танца «Фантазия» города Кемерова, целью которого было исследовать способности школьников путем вопросов теста (Приложение 1). В группе было 30 человек. Взятая  группа  не является показательным примером для любых других групп. Выводы исследования будут касаться  только  данной конкретной группы  и  не  будут проецироваться на способности иных коллективов. Да это и не входило в цель исследования.

Ход выполнения задания. Перед началом работы ребятам были розданы контрольные листы следующей формы (Таблица 1).

Таблица 1

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Затем им задавались вопросы, по мере которых они проставляли ответы рядом с цифрой. Вопросы касались того, что ребята любили делать в детстве, каким занятиям они отдают предпочтение сегодня, каковы их приоритеты в жизни и т.д.

При обработке данных была подсчитана сумма положительных ответов по каждому столбцу, которые характеризовали направления в развитии способностей личности. Общая картина полученных данных такова (Таблица 2).

Таблица 2

Направления в развитии личности

Направление

Кол-во респондентов

%

Физические

5 человек

16,6

Организационные

2 человека

6,6

Математические

3 человека

10,0

Конструктивно-технические

2 человека

6,6

Эмоционально-изобразительные (артистические)

1 человек

3,3

Коммуникативные

12 человек

40

Музыкальные

2 человека

6,6

Художественно-изобразительные

1 человек

3,3

Филологические

2 человека

6,6

Анализ данных Таблицы 2 показал, что в основном у ребят преобладают коммуникативные способности личности (так ответили 40% респондентов). На втором месте физические способности. Ребята любят уроки физкультуры и заниматься танцевальной деятельностью. Поровну распределилось обладание организационными, конструктивно-техническими, музыкальными и филологическими способностями.

На наш взгляд преобладание коммуникативных способностей у данной группы ребят является очень позитивной тенденцией. Мы живем в мире информации, которая тесно связана с коммуникациями. Наличие коммуникативных способностей поможет ребятам общаться с людьми, узнавать все новую информацию и эффективно применять ее как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Не даром говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет всем».

Начало обучения ребенка – важнейший этап в его развитии. Ученики с разной глубиной понимания и с разной степенью творчества. То, чего одни достигают легко, для других оказывается сложным делом. Педагогическая задача состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить полноценное развитие. Необходимо «тренировать» способности. Задачей является развитие способностей и формирование интереса к учению. Для развития необходимо включать ребенка в деятельность (творческие кружки). Педагог должен стремиться к всестороннему развитию личности ребенка.

Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые, положительные эмоции, удовольствие. Деятельность должна быть творческой. Надо организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели.

Заключение

Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способности необходимы каждому человеку для того, чтобы заниматься любым видом деятельности. У одних эти способности выражены ярко, у других очень слабо.

Способность по своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. Некоторые дети с самого раннего возраста стремятся развивать свои способности, они тянутся к учению. Такие дети, как правило, становятся очень одаренными людьми. Существует немало тому подтверждений, доказательством которых служат имена великих композиторов, художников, ученых.

Способности имеют биологическую природу, а обучение и воспитание могут лишь влиять на скорость проявления способностей.

 Существует понятие «уровни способностей»: талант, мастерство и гениальность. Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Мастерство – это психологическая готовность к творческому решению возникающих проблем. Гениальность – высший уровень развития способностей, когда речь идет о творческих достижениях человека, которые оставили след в жизни общества.

В ходе работы нами было проведено социологическое исследование, которое касалось выявления способностей школьников. Результаты исследования показали, что в данной группе учащихся выявилось наличие способностей. В основном ребята обладают коммуникативными способностями.

Список литературы

1 Бодалев А.А. Психология о личности.-М., 1988.-С.90-115.

2. Возрастная и педагогическая психология/Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998.-320с.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: СОЮЗ, 1997.-224с.

4. Детская практическая психология/Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000.-256с.

5. Зюбин Л.М. Растить человека: Записки психолога. – Л.: Лениздат, 1988.-141с.

6. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.: Просвещение, 1986.-78с.

7. Кордуэлл М. Психология А-Я: Словарь-справочник. - М.: Гранд, 2000.-С.43.

8. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко. - М.: Политиздат, 1985.-С.16.

9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972.-255с.

10. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. – М.: Народное образование, 1994.-144с.

11. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека: Книга для учителя.-М., 1989.-С.13-21, 110-135.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. общие основы психологии.-М.: ВЛАДОС, 1997.-С.273-311.

13. Нечаев А.П. Психология и школа. – М: Институт практической психологии, 1997.-352с.

14. Психология индивидуальных различий/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000.-776с.

15. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 1999.-320с.

16. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.-348с.

17. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.-М.:Дело, 1997.-С.23-54.

Список сокращений

1. Т.е. – то есть.

2. И т.д.  – и так далее.

3. И т.п. – и тому подобное.

4. Др. – другое.

Приложение 1

Тест

— Верно ли, что в детстве ты очень любил:

1) подолгу играть в подвижные игры;

2) продумывать игры и верховодить в них;

3) играть в шашки, шахматы;

4) ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри;

5) читать стихи или петь песни;

6) разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;

7) слушать или сочинять сказки или истории;

8) рисовать сам или наблюдать;

9) слушать или сочинять сказки или истории?

— Нравится ли тебе сейчас:

10) заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции;

11) добровольно брать на себя обязанности организатора дела;

12) помогать ребятам решать математические задачи;

13) читать об известных открытиях и изобретениях;

14) участвовать в художественной самодеятельности;

15) помогать другим людям разбираться в их проблемах;

16) читать или узнавать что-то новое об искусстве;

17) заниматься в изостудии, изокружке;

18) писать сочинение на свободную тему?

— Получаешь ли ты особое удовольствие:

19) от участия и борьбы в спортсоревновании;

20) от своего умения расставить людей, распределить работу;

21) от решения трудных математических задач;

22) от исправления бытовых электро- и радиоприборов;

23) от игры на сцене;

24) от общения с людьми;

25) от знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;

26) от посещения художественной выставки;

27) от пересказа какого-то события из прочитанной книги или эпизода, увиденного тобой в жизни?

— Часто ли тебя тянет:

28) к длительным физическим упражнениям;

29) к делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;

30) к разгадыванию математических шарад;

31) к изготовлению каких-либо моделей;

32) участвовать в постановке спектаклей;

33) помочь людям, посочувствовать им;

34) поиграть на музыкальном инструменте;

35) порисовать красками или карандашами;

36) писать стихи или вести дневник?

— Любишь ли ты долгое время:

37) заниматься спортом или физическим трудом;

38) энергично работать вместе с другими;

39) заниматься черчением или шахматами;

40) копаться в механизмах, приборах;

41) заботиться о младших, слабых или больных людях;

42) думать над судьбами людей;

43) исполнять музыкальные пьесы;

44) рисовать, лепить, фантазируя при этом;

45) готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Интерпретация

Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направ­лений в развитии способностей личности:

I.    Физические (1, 10, 19, 28, 37);

II.   Организационные (2, 11, 20, 29, 38);

III.   Математические (3, 12, 21, 30, 39);

IV.  Конструктивно-технические (4, 13, 22, 31, 40);

V.   Эмоционально-изобразительные (артистические) (5, 14, 23,32,41);

VI.  Коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42);

VII. Музыкальные (7, 16, 25, 34, 43);

VIII. Художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44);

IX.  Филологические (9, 18, 27, 36, 45). При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

(Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 1999.-320с.)