Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Неравенство и бедность…………………………………………………4

2. «Новые бедные»…………………………………………………………7

3. «Социальное дно» и маргиналы………………………………………..9

4. Программа социологического исследования высоких масштабов

    бедности в России……………………………………………………...11

5. Социологическое исследование и его анализ………………………..15

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….20

Приложение……………………………………………………………….21

Введение

Степень социальной стратификации, т. е. расслоения и неравенства, может меняться с течением времени в одной и той же стране. Если сравнить этот показатель в советской и постсоветской России, то окажется, что социальные различия между классами и слоями в советское время были существенно меньше, чем сейчас, хотя это не значит, что советское общество являлось «социально однородным».

В 90-е годы, в связи с переходом общества от социализма к капитализму, коренным образом изменились принципы социальной стратификации общества. Оно стало структурироваться по новым для России основаниям. В частности, исследования подтвердили тесную связь между расцветом высшего слоя, «новых русских», и репродукцией социальной нищеты, криминала, слабости правового государства, чего не происходило в советском обществе. На смену государственной экономике пришла многосекторная, а вместе с ней изменились контуры социальной структуры общества, соотношение социальных слоев и групп, их ролевые функции.

Стратификация постсоветского общества характеризуется учеными двумя терминами – социальная поляризация и «бразилификация». Первый означает растущую пропасть между богатыми и бедными, второй обозначает особый тип поляризации, которая сопровождается  вымыванием среднего класса при росте нищеты, безработицы, падении уровня жизни, расцвете теневой экономики. Государство ничем не мешает богатым обогащаться, а бедным беднеть. Борьба с коррупцией и преступностью ведется крайне неэффективно, точно также неэффективны его программы борьбы с бедностью.

1. Неравенство и бедность

Неравенство и бедность – понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения.

Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.

Бедность – это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре [6].

Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям.

Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие – большинство населения.

Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. В США к бедным относится около 14% населения, а в России – около 80% [4].

Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».

Порог бедности – это сумма денег (обычно выражается, например, в долларах или рублях), официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье. Его также называют «уровень бедности». В России он получил дополнительное название – прожиточный минимум [5].

В социологии различают абсолютную и относительную бедность.

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).

Под относительной бедностью  понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько человек беден в сравнении с другими людьми.

Относительная бедность является сравнительной характеристикой в двух смыслах. Во-первых, она показывает, что человек беден относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Во-вторых, она показывает, что человек беден относительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной, или приличествующей жизни [6].

Еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался предметом роскоши, доступный немногим. В 90-е годы цветной телевизор появился в каждой семье, а черно-белый считается признаком скромного достатка, или относительной бедности. Скоро в разряд относительной бедности перейдут те, кто не сможет позволить себе купить компьютер или японский телевизор.

Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум, или порог бедности, а верхней – приличествующий уровень жизни.

Приличествующий уровень жизни – это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности.

По данным представительного исследования (опрошено 4 тыс. респондентов из 38 регионов РФ), только 11,4% человек имеют доходы, которые равны или выше уровня приличествующей жизни. На конец 2003 года по статистике 30% россиян получали доходы ниже официального прожиточного минимума. Таким образом, уровень относительной бедности равен 11,4%, а абсолютной – 30%.

Другая тенденция:  чем моложе возраст, тем больше надо денег для того, чтобы жить нормально. У 18-25-летних уровень приличествующей жизни в 1,5 раза выше, чем у 60-70-летних. Третья тенденция такова: чем выше образование, тем выше уровень притязаний. У тех, кто не имеет среднего образования, он в 2 раза ниже, чем у тех, кто обладает дипломом о высшем образовании.

Отсюда следует, что универсального для всех слоев и социальных групп уровня приличествующей, или нормальной, жизни не существует. Для каждого класса и категории населения он свой, и разброс значений очень существенный [3].

2. «Новые бедные»

В конце ХХ века российские социологи и экономисты стали различать два вида бедности:

1) традиционную бедность;

2) «новых бедных».

Наряду с традиционной бедностью (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды и престарелые) сегодня появились так называемые «новые бедные», подобно «новым русским».

В группу новых бедных вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям.  Основную массу «новых бедных» составляют бюджетники – служащие и рабочие, занятые в государственном секторе. У них особенно бедственное положение: оплата труда в здравоохранении составляла в первой половине 2003 года 59%, в образовании 50%, в культуре 51% от средней по промышленности. В прошлом сравнительно благополучные слои трудящихся, такие, как научные работники, преподаватели высшей школы, офицеры опустились ниже среднего уровня [1].

Падение вниз представителей некогда среднего класса обусловлено небольшой зарплатой на государственных предприятиях (минимальный заработок здесь не превышает 15% от прожиточного минимума), полной безработицей и частичной занятостью, которая охватывает, по экспертным оценкам около 15% экономически активного населения, а также невыплатой зарплаты и пенсий, иногда до 6-8 месяцев.

Таким образом, если к традиционным бедным относятся те, кто в советском обществе считался бедными, то к новым бедным – те, кто ранее принадлежал к благополучным средним слоям, а в постсоветском обществе обеднел [7].

Различие между старыми и новыми бедными в российском обществе носит принципиальный характер. Старые бедные не имеют того, что составляет социальный, культурный и экономический фундамент новых бедных – интеллектуальный капитал, основой которого выступает высшее и среднее специальное образование. Хорошее образование в цивилизованном и стабильном обществе служит мощным социальным лифтом, помогает людям подняться по социальной лестнице и получать высокие и относительно высокие доходы.

В переходном обществе, когда происходит коренное изменение экономической и социальной структуры, смена политических режимов, образование не может оплачиваться достаточно высоко. Поскольку подавляющая часть образованного населения в России трудится в госсекторе, а тот финансируется по остаточному принципу, материальный уровень жизни бюджетников резко снизился в 90-е годы. Хотя известно, что он и раньше, в 70-80-е годы, не был высоким.

Однако сохранился интеллектуальный капитал, стало быть осталась основа для вертикальной мобильности при благоприятном стечении обстоятельств и изменении ситуации в обществе к лучшему. У старых бедных такого капитала нет, и получить его в перспективе невозможно, поскольку стоимость обучения с каждым годом возрастает, а доступ к высококачественному образованию постоянно сужается.

Другая отличительная  черта новых бедных заключается в том, что субкультура бедности, нормы жизни на «социальном дне», психология отчаяния и распущенности у современных бюджетников, составляющих нижний слой среднего класса и верхний слой низшего класса, не передается по наследству. Они прилагают все усилия для того, чтобы дать своим детям наилучшее из доступного им образование, воспитывают у них достижительную мотивацию, передают традиции и ценности российской интеллигенции.

Даже находясь сами в зоне бедности, новые бедные стремятся к тому, чтобы их дети выбрались из нее. Это характерная черта только российского общества. Ни в одной стране мира бедные, во-первых, не расколоты на старых и новых, во-вторых, старые новые неспособны, при изменении ситуации, совершить быструю восходящую мобильность и в короткие сроки занять место в среднем классе [2].

3. «Социальное дно» и маргиналы

 

Понятие маргинальности (от франц. Marginal – побочный, на полях) используется в различных областях научного знания – экономике, психологии, философии, медицине.

Социологи под «маргинальностью» понимают промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование.

В целом маргинальность понимается как:

1) состояние в процессе перемещения группы или индивида (смена статусов);

2) характеристика социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре.

Причиной возникновения маргинальных групп, по мнению российских социологов, служит переход общества от одной социально-экономической системы к другой, неуправляемые перемещения больших масс людей в связи с разрушением устойчивой социальной структуры, ухудшение материального уровня жизни населения, девальвация традиционных норм и ценностей.

Люди оказались вытолкнуты из круга ранее существовавших социальных стереотипов, привычных норм, представлений и встраиваются в новые, неустоявшиеся. Образуются стойкие маргинальные социальные группы («бичи», «бомжи», беженцы, «вынужденные переселенцы», беспризорные, наркоманы, криминальные элементы).

Однако к маргиналам могут принадлежать не только социальные аутсайдеры, но люди вполне благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной структуре.

Состав новых маргинальных групп весьма разнороден. В нем можно выделить по крайней мере три категории:

1) лица с высоким уровнем образования (чаще всего инженеры, получившие подготовку в советских вузах, а затем прошедшие практику на советских предприятиях, знания которых в новых рыночных условиях оказались невостребованными);

2) «новые агенты» (представители малого бизнеса и самозанятое население);

3) «мигранты» (беженцы и вынужденные переселенцы).

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсивно раскручивают процесс маргинализации населения, в результате которого появляется устойчивый слой социальных пауперов – следствие нарастания нисходящей социальной мобильности. Так формируется и укрепляется «социальное дно», которое включает: нищих, просящих подаяния: бомжей, лишившихся жилья, беспризорных детей, потерявших родителей либо убежавших из дома, алкоголиков, наркоманов и т. д. Разумеется, эти группы населения были в российском обществе и до перестройки, но масштабы явления были иными, к тому же власти стремились их как-то минимизировать [5].

4. Программа социологического исследования высоких масштабов бедности в России

Социологическое исследование начинается с разработки программы и плана анализа исследуемого объекта. От степени научной обоснованности и уровня организационно-технического оформления этих документов в значительной мере зависит результативность проводимых социологических исследований.

Программа представляет собой теоретическую основу осуществляемых социологом процедур исследования – сбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения теоретических выводов и практических рекомендаций.

Проведение социологического исследования определяется различными целями. Оно может служить лучшему пониманию социальной системы применительно, например, к таким ее уровням, как бедность. Социологическое исследование может быть нацелено на выявление закономерностей, свойственных какой-либо подсистеме в рамках более крупной социальной системы.

Непосредственно поводом к проведению социологического исследования служит реально возникшее противоречие в развитии социального организма. В данном случае – высокие масштабы бедности в России.

Цели и задачи социологического исследования. Решение социальной проблемы (бедность в России) направлено на достижение тех или иных целей, среди которых  можно назвать повышение уровня жизни населения, улучшение условий труда и быта и т.д.

Объект социологического исследования. Объект социологического исследования должен отвечать достаточно широкому кругу требований: во-первых, характеризоваться четким обозначением явления по таким параметрам, как функциональная направленность (в данном случае – бытовая); во-вторых – определенным временным ограничением; в-третьих – возможностями количественных измерений.

Предметом исследования принято считать ту сторону объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики.

Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача выявления показателей масштабов бедности населения России.

Существует три варианта стратегического плана исследования:

1) разведывательный;

2) аналитический;

3) экспериментальный.

Разведывательный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования.

Разведывательный план предполагает три основных этапа работы:

1) изучение документов;

2) проведение интервью;

3) осуществление наблюдений.

Аналитический план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект.

При аналитическом плане применяется другой набор исследовательских средств:

1) выборочное или монографическое обследование;

2) анкетирование;

3) группировка;

4) корреляционный анализ полученных данных и др.

Экспериментальный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют установить причинно-следственные связи в объекте, раскрыть не только его структуру, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие.

Выбор методов сбора, обработки и анализа информации определяется задачами исследования, спецификой социального объекта, эмпирической интерпретацией понятий, содержанием гипотез.

В каждом отдельном исследовании разрабатывается одна или несколько специфических процедур сбора информации: описываются методики и техники сбора, способы и порядок их применения.

Методологически грамотное исследование всегда предусматривает в программе перспективу дальнейшей обработки и анализа полученной информации. Социологическое исследование не сводится только к сбору данных, получению первичной информации. Цель его – дать научно обоснованную интерпретацию фактов, а это в свою очередь подразумевает необходимость обработки собранных данных на основании заранее разработанной схемы.

Методологическая часть программы связывается с процедурной не только через средства сбора информации. Формулируя гипотезу, социолог должен одновременно предусмотреть и то, как собрать материал и как его обработать, опираясь на основную гипотезу. В социологии различаются два разных типа обработки информации.

Первый тип – это статистический анализ первичной информации. Основными средствами анализа в данном случае выступают математика и логика. В результате получается информация, пригодная для теоретического анализа и получения теоретических выводов и практических рекомендаций. Этот вид информации называется первичной информацией.

 Второй тип обработки социальной информации – это ее теоретическая интерпретация, содержательный анализ формально обработанных социальных фактов, т. е. вторичной информации.

Обработка первичного  материала – это работа с тем массивом данных, который получен при помощи методов сбора информации, предусмотренных в программе социологического исследования.

Анализ вторичной социальной информации включает следующие процедуры:

1) определение порядка анализа вторичной социальной информации, который устанавливается, исходя из целей и задач данного социологического исследования;

2) определение метода анализа вторичной социальной информации.

Процесс содержательного анализа – осмысления, истолкования и т. д. – совершается путем логических операций включения обработанных эмпирических данных в контекст той прикладной социологической теории, в терминах которой интерпретировались гипотезы социологического исследования. Только обработанную социальную информацию, полученную в результате исследования, можно сопоставить со следствиями из гипотезы, сформулированными на «языке наблюдений».

Путем такого сопоставления устанавливается истинность этих следствий и, совершая путь, обратный развертыванию гипотезы, социолог совершает переход от следствий из гипотезы к самой гипотезе, к установлению ее содержательной истинности, совершает переход от эмпирического знания, зафиксированного на языке наблюдений, к теоретическому знанию, сформулированному на языке социологической теории. На основе нового знания формулируются рекомендации для решения практических проблем, породивших данную социальную проблему.

5. Социологическое исследование и его анализ

Для проведения исследования в данной работе был использован письменный опрос, который заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня бедности населения.

Для сбора данных разработана анкета (Приложение 1), состоящая из 4 вопросов в основной части   и 3 вопроса паспортички.

Нами было опрошено 100 человек. Социально-демографические характеристики группы выглядят следующим образом (Таблица 1): респондентов женского пола было опрошено 71 человек (71%), респондентов мужского пола - 29 человек (29%).

Таблица 1

Социально-демографические характеристики респондентов

Характеристики группы

Мужской пол

Женский пол

Кол-во, чел

%

Кол-во, чел

%

Образование:

- среднее

- среднее профессиональное

- высшее

-

24

5

-

83

17

-

52

19

-

77

23

Итого:

29

100,0

71

100,0

Возраст:

- до 18 лет

- 18-25 лет

- 26-30 лет

- 31-40 лет

- 41-50 лет

- 51-60 лет

- 61 и старше

-

-

5

11

8

4

1

-

-

18

36

27

16

3

-

-

12

21

33

2

3

-

-

16

29

46

4

5

Итого:

29

100,0

71

100,0

Таким образом, образование респондентов в основном среднее профессиональное (83% мужчин  и 64 % из опрошенных женщин).

На вопросы анкеты отвечали в основном респонденты среднего возраста от 31 до 50 лет.

Результаты опроса по первому вопросу представлены в таблице 2.

                                                                                                         Таблица 2

Показатели уровня жизни населения в России в ответах респондентов

Варианты ответов

Мужчины, чел.

%

Женщины, чел.

%

Ниже прожиточного минимума

6

20

16

22

Выше прожиточного минимума

15

55

32

44

Равен прожиточному минимуму

8

25

23

34

Итого:

29

100

71

100

Таким образом, большинство населения (55%  - мужчин и 44% - женщин) считает, что уровень жизни населения в России выше прожиточного минимума, 25% мужчин и 34% женщин считают, что равен прожиточному минимуму и 20% мужчин и 22% женщин считают, что уровень жизни населения в России ниже прожиточного уровня.

Результаты опроса по второму вопросу представлены в таблице 3.

                                                                                                         Таблица 3

Показатели уровня жизни населения в Кузбассе по сравнению с другими регионами в ответах респондентов

Варианты ответов

Мужчины, чел.

%

Женщины, чел.

%

Выше

4

14

8

12

Ниже

9

30

8

12

Такой же

16

56

55

76

Итого:

29

100

71

100

Таким образом, большинство населения (56%  - мужчин и 76% - женщин) считает, что уровень жизни населения в Кузбассе такой же, как в других регионах России, 14% мужчин и 12% женщин считают, что выше, чем в других регионах и 30% мужчин и 12% женщин считают, что уровень жизни населения в Кузбассе ниже, чем в других регионах России.

Результаты опроса по третьему вопросу представлены в таблице 4.

                                                                                                         Таблица 4

Показатели опроса респондентов относительно слоев населения

Варианты ответов

Мужчины, чел.

%

Женщины, чел.

%

Богатые

-

-

Обеспеченные

10

38

14

19

Бедные

13

42

41

59

Находящиеся за чертой

бедности

6

20

16

22

Итого:

29

100

71

100

Таким образом, большинство населения (42%  - мужчин и 59% - женщин) относят себя к бедным, 38% мужчин и 19% женщин считают себя обеспеченными и 20% мужчин и 22% женщин считают, что по уровню жизни они находятся за чертой бедности.

Результаты опроса по четвертому вопросу представлены в таблице 5.

                                                                                                         Таблица 5

Показатели опроса респондентов относительно заработной платы, которую они получают

Варианты ответа

Мужчины, чел.

%

Женщины, чел.

%

Да

7

26

19

26

Нет

22

74

52

74

Итого:

29

100

71

100

Таким образом, 74% мужчин и женщин считают, что государство выплачивает заработную плату гораздо меньше той, которую они заслуживают и лишь 26% мужчин и женщин согласны с той заработной платой, которую они получают.

 В целом по проведенному социологическому опросу можно сделать вывод о том, что большинство населения живет либо чуть выше черты бедности, либо за чертой бедности. Большинство респондентов (74%) считают, что государство не выплачивает ту заработную плату, которую они заслуживают.

 

Заключение

Современное российское общество – общество переходного типа, в котором складывается новая стратификационная система, в значительной мере аналогичная стратификационной системе западного типа, поскольку заметную роль в ней играют отношения частной собственности.

Социологические исследования показывают, что в последнее десятилетие в российском обществе сформировался высший слой собственников, составляющих около 3% всего населения. Основную часть этого слоя образовала бывшая номенклатура, которая, занимая ключевые посты в экономике и политике, в результате приватизации легализировала свою функцию реального распорядителя и собственника средств производства. Другие два источника пополнения высшего слоя – дельцы теневой экономики и небольшая прослойка талантливой и удачливой научно-технической интеллигенции.

Около 80% составляют низшие слои общества, уровень жизни большинства из которых находится за чертой бедности. Средний слой социальной пирамиды крайне тонок. Он исчисляется 17% населения. В его состав входят средние и мелкие предприниматели, фермеры, работники аппарата управления, высшие слои научно-технической интеллигенции и сферы культуры. Они весьма отдаленно напоминают так называемый «средний класс» западного общества.

Таким образом, профиль социальной стратификации в нашей стране крайне острый и это служит источником постоянной социальной напряженности, которая может привести к социальному взрыву.

 

Список литературы

 

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2000.- 432 с.

2. Волчкова Л.Т., Минина В.Н. Стратегия социологического исследования бедности // Социологические исследования (СОЦИС). – 2003. - №1. – С. 49-56.

3. Жеребин В.М., Римашевская Н.М. Проблема борьбы с бедностью в разработках зарубежных правительственных и международных организаций // Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М.А. Можиной. – М., 2003.- С. 26.

4. Казаринова Н.В. Социология. – М.: NOТА ВЕNЕ, 2004. – 271 с.

5. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2004. – 640 с.

  6. Социология: Учебник/Под ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»,2002.-1036с.  

7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2003. – 224 с.

8. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Наука, 1997.-512с.

Приложение 1

Бланк анкеты

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в социологическом опросе, целью которого является выявить уровень жизни населения. Вам необходимо прочитать вопрос и подчеркнуть вариант ответа, который соответствует Вашему мнению или дописать свой ответ.

1. Как Вы считаете, каков сегодня уровень жизни населения в России?

1.1. Ниже прожиточного минимума

1.2. Выше прожиточного минимума

1.3. Равен прожиточному минимуму

2. По Вашему мнению, уровень жизни населения в Кузбассе по сравнению с другими регионами?

2.1. Выше

2.2. Ниже

2.3. Такой же

3. К каким слоям населения Вы могли отнести лично себя?

3.1. Богатым

3.2. Обеспеченным

3.3. Бедным

3.4. Находящимся за чертой бедности

4. Как  Вы считаете, государство выплачивает Вам заработную плату, которую Вы заслуживаете?

9.1. Да

9.2. Нет

         Для статистической обработки информации просим Вас указать некоторые сведения о себе:

         5. Ваш пол: 1. Женский     2.Мужской

         6. Возраст __________

         7. Ваше образование:

                   1. Неполное среднее

                   2. Среднее

         3. Среднее специальное

         4. Высшее, незаконченное высшее

         5. Ученая степень

Благодарим Вас за участие в исследовании!