Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Традиционная культура русского народа………………………….5
1.1. Религия славян……………………………………………………5
1.2. Традиции и обычаи………………………………………………..7
1.3. Обряды в традиционной русской культуре…………………...10
1.4. Проведение праздников…………………………………………12
Глава 2 Изучение традиционной русской культуры
методами социологии………………………………………………17
2.1. Опрос как метод сбора первичной информации……………….17
2.2. Метод анализа документов………………………………………20
2.3. Метод наблюдения……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………….35
Введение
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. С жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.
К большому сожалению, русская культура вот уже несколько десятков лет переживает период разрушения, утраты самобытности и национальных черт. Особенно процесс этот усилился в последнее десятилетие, когда сами слова «русский» и «национальный» стали чуть ли не фашистским клеймом. По мнению замечательного немецкого исследователя Г.Гюнтера: «Нация рождается в деревнях, а умирает в городах». Оплот самобытности нации следует искать именно в деревне, но и деревня в значительной мере утратила народные традиции.
Выделить и описать языческие традиции среди традиций и обычаев русского народа в целом задача сложная еще и потому, что обычаев-то фактически и не осталось. В этой связи проведение социологических исследований становится особенно актуальным, потому что прежде чем сохранять информацию о традиционной русской культуре, ее для начала нужно извлечь из информационных носителей, которыми являются, во-первых, сами люди, а, во-вторых, документальные источники.
Объект исследования – традиции, обряды и обычаи русской национальной культуры.
Предмет исследования – значение и этапы социологических исследований для изучения русской национальной культуры.
Цель исследования – выявить значение и этапы социологических исследований для изучения русской национальной культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности традиционной культуры русского народа, выраженной в религии, обычаях, обрядах, праздниках.
2. Рассмотреть опрос как метод сбора первичной информации.
3. Проанализировать сущность и значение метода анализа документов в изучении русской культуры.
4. Проанализировать сущность и значение метода наблюдения.
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение русской национальной культуры будет более достоверным, если его проводить с помощью трех взаимодополняющих методов – опроса, наблюдения и метода анализа документов.
Информационной базой исследования послужили работы таких авторов, как: Д.К. Зеленин [1], И.А. Клишмин [3], А.Ф. Некрылова [6], Б.А. Рыбаков [11; 12; 13] и др. А также публикации авторов по социологии: А.А. Радугина [10], П.Д. Павленок [17], А.Г. Эфендиева [7] и др.
Глава 1 Традиционная культура русского народа
1.1. Религия славян
Языческая религия славян не является цельным, гармоничным образованием. Она распадается на пласты различной степени древности, которые причудливо переплетаются между собой. Древнейший пласт - культ Рожаниц, Матери и Дочери, родивших все живое на Земле. Кое-где их изображали в виде лосих (архаичные изображения такого рода до сих пор можно видеть в мотивах русской вышивки). Позднее к ним присоединился Род, олицетворявший населенную Вселенную. Род не является верховным божеством. Верховное божество правит миром, а Род есть мир.
Близ Киева стоит город Родень, крупнейший религиозный центр славян. Вплоть до крещения Руси туда не пускали иноземцев. Там совершается поклонение Роду, Триглаву и другим богам, приносятся жертвы, и Верховный волхв Роденя имеет в некотором смысле больше власти, чем любой из славянских князей.
Третий пласт - верховное божество. Оно у славян (как и у прочих индоевропейцев) было триединым. Верховное божество так и звалось - Триглав, и олицетворяло древнейшую триаду: Сотворение - Жизнь - Разрушение. Каждое из трех ликов Триглава было самостоятельным богом. Во избежание путаницы мы будем именовать лики Триглава так, как их звали восточные славяне, так как западные звали их несколько иначе [8].
Религия древних славян славилась наличием множества богов. Например, Сварог - Творец. Бог небесного огня, так же, как Сварожич - бог огня земного. Изображался в виде седого старика с посохом и чашей с неугасимым огнем. Одно из его воплощений - Стрибог, повелитель ветра. По преданию, небесный свод он выковал в кузне вместе со звездами. Покровитель кузнецов и ремесленников вообще. Даждьбог - Бог жизни и света. Изображался в виде человека средних лет, с круглой чашей-щитом, символизировавшей солнце и дождь. Ликом Даждьбога славяне называли солнце, ему молились о ниспослании урожая. Покровитель земледельцев. Перун - Бог грозы, Разрушитель. Изображался в виде мужчины с черными волосами, густой бородой и усами огненного или серебряного цвета, с пучком молний в руке. Оружием Перуна считались меч и топор. Покровитель воинов.
Несколько наособицу от Триглава стоит Велес. Он - земной бог, если можно так выразиться, и не всегда в ладах с небесной троицей. Бог мертвых, повелитель зверей, покровитель мудрости, волшебства, искусств и торговли. Наименее «определенное» существо. Часто представлял собой крылатого змея с человеческим лицом, либо помесь человека с медведем.
Женские божества в иерархию не укладывались. Наиболее почитаемыми богинями были Макошь, богиня судьбы и достатка («кошта»). Изображалась зрелой женщиной с прялкой и коробом. Покровительствовала ткачихам и вышивальщицам [1; 8].
В славянской культуре присутствовали и духи. Например, Семаргл - крылатая собака, хранитель посевов, вестник богов. Вилы, русалки - обнаженные девушки, живущие на ветвях деревьев или же вблизи рек. Хранители природы, подательницы теплых дождей и др. [8].
Любопытно заметить, что в древности человек в течение жизни умирал и рождался несколько раз. Любой рубеж в судьбе мыслился как смерть в старом качестве и рождение в новом.
Ко всем божествам и духам помельче славянин относился примерно так же, как и к людям. Триглав воспринимался чуть выше князя по человеческой иерархии, а к домовому и вовсе отношение было, как к члену семьи. Но это говорило не о неуважении к богам и духам, а скорее, о большом уважении к самому себе. Славянин был частью мира, ни больше, ни меньше.
1.2. Традиции и обычаи
Традиции и обычаи русской культуры целесообразно будет рассмотреть по нескольким критериям: род и человек; дружина; особые люди; правда; месть поединок; социальная иерархия.
Рассмотрим каждый критерий более подробно.
Род и человек.
В современном понимании семья - это отец, мать, один-два ребенка. Самое большее, есть еще дедушка с бабушкой и дядя с тетей, да и те живут, как правило, где-нибудь в другом месте. Если же в семье трое детей, она считается многодетной. В древности, во-первых, все поколения семьи жили обыкновенно под одной крышей, да еще где-нибудь неподалеку находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Во-вторых, детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Еще в XIX веке, в условиях единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным приводить в свой дом столько жен, сколько он мог прокормить... Ученые-этнографы, изучающие жизнь самых разных народов, так и называют подобный родственный коллектив: большая семья [11].
Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не индивидуальностью со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как члена рода. Он казался себе частичкой единого тела, единой души. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день). Предки - чуры, щуры - хранили своих потомков, предостерегали их, являясь им в образе птиц (вспоминается знаменитое «чур меня?») [11; 12].
Каждый род имел вполне определенную репутацию. В одном люди исстари славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного набедокурившего отвечал весь род.
Дружина.
Человек, оказавшийся в те времена «без роду и племени» - все равно, изгоняли его или он уходил сам - чувствовал себя весьма неуютно. Одиночки неизбежно собирались вместе, и столь же неизбежно их товарищество, поначалу равноправное, обретало внутреннюю структуру, причем по принципу все того же рода.
Род был и самой первой формой общественной организации, и самой живучей. Человеку, не мыслившему себя иначе как в роду, непременно хотелось, чтобы рядом по-прежнему были отец и братья, готовые прийти на помощь. По этой причине предводитель дружины считался отцом своих людей, а воины одного ранга - братьями.
Желающим вступить в воинские братство назначался и испытательный срок, и весьма серьезный экзамен. Причем экзамен подразумевал испытание не только чисто профессиональных качеств - ловкости, силы владения оружием, - но и обязательную проверку духовных качеств, а также мистическое Посвящение [11].
Особые люди.
Упомянув о Посвящении, сразу заметим, что в древнейшие времена воинские союзы вообще носили тайный и насквозь мистический характер. Мы теперь отдаленно можем представить нечто подобное, лишь когда речь идет о тайных школах восточных единоборств. В древности же это распространялось на все профессиональные воинские сообщества. Почему так?
Воины участвуют в сражениях, убивают и проливают кровь. Человек, убивший любое живое существо, и в особенности другого человека, «протыкает дырку» между мирами умерших и живых. Дырка эта затягивается в течение какого-то времени, и кто знает, какие злые силы успеют сквозь нее проскочить? Не говоря уже о душах погубленных врагов, которые постараются всячески отомстить убийце, а заодно и всем, кто окажется поблизости. Одним словом, человек, совершивший убийство - пусть даже в бою, сражаясь за свое племя, - неизбежно объявлялся «нечистым» [12].
Неудивительно после этого, что воины, у которых в силу «специфики» их деятельности были особые отношения с жизнью и смертью, были в глазах своих мирных соплеменников особыми людьми.
Правда.
Понятие чести славянам было известно под именем правды. Репутация человека часто была для него дороже, чем жизнь, и определяла его взаимоотношения не только с людьми, но и с духами, богами, зверьем... При этом следует различать свою личную правду и правду рода.
Личная правда - это репутация данного человека, его лицо. Основные нормы поведения известны всем и записаны в специальных законах, именуемых «Правдами». Правда рода определяется суммой «правд» его членов [18]. Также она повышается в результате коллективных действий команды, например, за праздники, правильно устроенные, пышные свадьбы, поминки. Волхвы, старики и гусляры знают, что ведет к чести команды, а что ее позорит.
Месть.
Убийство члена одного рода членом другого обычно вызывало вражду родов. Во все эпохи происходили и прямые злодейства, и трагические случайности, когда человек убивал человека. И, естественно, близким погибшего хотелось разыскать и покарать виноватых. Отличительной особенностью древнерусской культуры являлось то, что мстили не самому преступнику, а его роду. Истребляли самого лучшего, самого достойного человека в роду [8].
Поединок.
Был распространенным способом выяснить отношения, доказать свою невиновность, добиться чего-либо. Поединку обязательно предшествовал вызов. Отказаться от вызова - значит покрыть себя позором. Далеко не всегда сражались до смерти, чаще был уговор типа «до первого удара», «до первой раны» и т.п. Поединок являлся священнодействием, и оба участника должны относиться к нему соответственно. Он мог проходить как со свидетелями, так и без оных, как на равном оружии, так и не очень. По договоренности. Ритуальные поединки, а также те, на которые хотели обратить внимание богов, проходили без доспехов; чаще противники дрались вообще обнаженными по пояс. Поединок обязательно предшествовал любому крупному сражению [8].
Социальная иерархия.
Славянское общество тех времен не разделялось на видимые разряды. Авторитет того или иного человека определялся его личной правдой, правдой его рода, занимаемым им положением. Тем не менее, княжение уже передавалось по наследству (однако вместо ни к чему не пригодного наследника умершего князя город вполне мог поставить над собой уважаемого колодезника). Воины (отчасти по причинам, упоминавшимся ранее) представляли собой единственный четко определенный разряд.
Землей владели свободные общинники. Занимались сельским хозяйством, в годы войны воевали как ополченцы. Кормили воинов, князей и волхвов. Ремесленники и прочие не имевшие земли люди платили деньгами или, что значительно чаще бывало, работой [1].
Рабства как такового славяне не знали. Пленник ил пленница становились «холопьями» на определенный срок, по истечении которого могли идти на все четыре стороны либо остаться на положении свободных. Кроме того, можно было выкупиться, - за ту же сумму, какая была уплачена при покупке либо по договоренности с пленившим.
1.3. Обряды в традиционной русской культуре
Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.
По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т.е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.
В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак [13].
Свадебный обряд в русской культуре достаточно интересен. До сих пор сохранившееся выражение «венчаться вокруг березы» довольно точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода («не я выдаю, силой ведут»). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны будут). Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия) [14].
Рассмотрим погребальные обряды. Сразу отметим, что погребальных обрядов славяне знали несколько. В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Вторым способом хоронили так называемых заложных покойников - умерших подозрительной, нечистой смертью, или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом. Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства [12; 14].
1.4. Проведение праздников
В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября).
Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось «событием», совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга.
Характер многих языческих празднеств был настолько повсеместным, связанным со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных «игрищ межю селы» почти невозможно.
Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, «красных горках», которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах [11; 12].
Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на холмах. Летописные сведения о Перуне всегда отмечают его положение на холме: князь Игорь, скрепляя клятвой договор с Византией, «приде на холъмы, где стояще Перун». Владимир поставил идолов на вершине Старокиевской горы над Днепром. После крещения Руси место языческих капищ на таких холмах заняли христианские церкви: «Красные горки», «красные холмы», где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе (которая и называлась «красной горкой») были, вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны [11].
Для «соборов» или «событий» большего масштаба, чем жители одного поселка, для населения верфи или тем более племени требовались более отметные горы, которые из году в год служили местом больших языческих богослужений.
Интересна долговечность таких религиозных центров: возникнув примерно в I тысячелетии до н. э. (а может быть, и в бронзовом веке), они донесли свою древнюю языческую сущность вплоть до позднего средневековья XV в.н.э., а на многих из них возникли христианские церкви и монастыри. Медвежьи праздники с точно таким же названием, сохранившим древнюю индоевропейскую форму «комоедицы» - известны и у славян. На Руси комоедицы проводились 24 марта, накануне православного благовещения. Хозяйки пекли специальные «комы» из гороховой муки; устраивались пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медведя. Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному пасхальному календарю, то языческая масленица, хотя и уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в виде блинов), но сроки ее изменчивы. Первоначальный же срок непотревоженной масленицы - весеннее равноденствие. Непременной маской на масленичном карнавале является «медведь», человек ряженый в медвежью шубу или вывороченный тулуп [3].
Интересны особенности проведения христианских праздников.
Масленица.
Значительная часть обычаев на масленицу, так или иначе, была связана с темой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, «зарывали» в снег или осыпали снегомасленицу. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовник» или «целовальник» - когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.
Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли «долгими» (высокими), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т.п.
Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы», нередко сопровождаемые возжиганим костров [6].
Пасха Христианская.
Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре.
Пасхальное воскресенье не приходится на одно и то же число каждый год, но бывает всегда между 22 марта и 25 апреля. Оно приходится на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за 21 марта - днем весеннего равноденствия.
Дата пасхального воскресенья была утверждена церковным собором в Никее в 325 году н.э.
Название «Пасха» является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели,начиная с 14-го дня весеннего месяца ниссана. Само название «пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah»,которое толковалось как «прохождение»; оно было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние [18].
Русская Пасха характеризуется целым рядом традиций, как например, украшение столов освященными творожными пасхами и куличами, крашенными яйцами. Творожная пасха делается в виде усеченной пирамиды - символ Гроба Господня. На боковых ее сторонах изображаются орудия страдания Христа: крест, копье, трость, а также символы воскресения: цветы, проросшие зерна, ростки, буквы «Х.В.».
Рождество Христово.
Рождество Христово - это не только светлый праздник православия. Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь. На Рождество принято наряжать елку, зажигать рождественские свечи.
Канун Рождества получил название «сочельник», или «сочевник», и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день, - сочива (или полива). Сочиво - каша из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом и с миндальным и маковым соком; то есть это кутья - ритуальное поминальное блюдо. Ритуальным было и число блюд - 12 (по числу апостолов). Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое. медовые пряники и, конечно, жареный гусь. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая, друг другу всего доброго и светлого. Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова [14].
Иван Купала.
Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.
У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня [14].
В русской традиционной культуре существует еще немало праздников, обрядов и обычаев, которые требуют тщательного изучения с целью сохранения этого бесценного богатства. Способов изучения русской обрядовой культуры может быть множество. Основные из них, с точки зрения социологии, будут рассмотрены в следующей главе.
Глава 2 Изучение традиционной русской культуры методами социологии
2.1. Опрос как метод сбора первичной информации
Опрос является одним из самых распространенных методов исследования. Его роль в исследовании традиционной русской культуры трудно переоценить. Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня знаний, отношений к продукту и т.д. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.
Для сбора данных разрабатываются анкеты. Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры или плотности некой характеристики (свойства), представляющей интерес для исследователя [9].
Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выделяют четыре характеристики шкал:
- описание;
- порядок;
- расстояние;
- наличие начальной точки [15; 20].
Описание предполагает использование единственного дескриптора, или опознавателя, для каждой градации в шкале. Например, «да» или «нет»; «согласен» или «не согласен»; возраст респондентов.
Порядок характеризует относительный размер дескрипторов («больше чем», «меньше чем», «равен»).
Расстояние используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах.
Начальная точка – шкала, имеющая единственное начало или нулевую точку [5].
Выделяют четыре уровня изменения, определяющих тип шкалы измерений:
- наименований;
- порядка;
- интервальный;
- отношений [5].
Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ставит в соответствие описываемым объектам только его название, никакие количественные характеристики не используются.
Шкала порядка разрешает ранжировать респондентов или их ответы.
Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными градациями шкалы. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер (хотя это предположение требует обоснования).
Шкала отношений является единственной шкалой, имеющей нулевую точку, поэтому можно проводить количественные сравнения полученных результатов.
Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при проведении изучения какого-то объекта. Кроме того, она предопределяет, какой вид статистического анализа можно или нельзя использовать.
Оценка измеряемого признака производится путем выбора, как правило, одного ответа из серии предложенных или путем выбора одного числового балла из некоторой совокупности чисел.
Графическая шкала разделена на разные части и снабжена словесными или числовыми обозначениями, для оценки измеряемого качества. Респондента просят сделать отметку на шкале соответствий с его оценкой данного качества.
Ранжирование – производится оценивание по измеряемому качеству совокупностей объектов путем их упорядочивания по степени выраженности данного признака [2].
Главным инструментом реализации метода опроса является анкета.
Анкета – самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных [2; 4]. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.
Анкета обычно состоит из трех частей:
- введение;
- реквизитной части;
- основной части.
Главная задача введения убедить респондента принять участия в вопросе.
В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положений – для частных лиц; для организаций: размер, местоположение, положение респондента в организации и т.д. [4].
Существует три основных формата задаваемых вопросов: открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.
Открытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация; он позволяет опрашиваемому отвечать на вопрос своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации.
Закрытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация. Он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор.
Вопрос должен быть кратким. Следует избегать неопределенности и многословности формулировок.
Следует использовать повседневный язык респондентов, термины, понятные каждому потенциальному респонденту, исключая жаргон [17].
Прежде чем проводить исследование следует разработать выборку и определить ее объем. Выборка – сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом [20]. Исследователь должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием.
В изучении традиций, обрядов, обычаев русской культуры опрос, как метод исследования, играет существенное значение. С помощью него мы можем узнать о прошлой жизни наших предков, о том, как они жили, как проводили свой досуг и т.д. Это становится возможным путем интервьюирования «живых» носителей информации. Однако, невозможно узнать всю информацию об исследуемой теме только путем интервьюирования. Необходимы документальный источники информации. С этой целью применяется метод анализа документов.
2.2. Метод анализа документов
Грамотный перевод первичных и особенно вторичных данных в целевую информацию требует знания методов анализа изучаемых данных. Всю совокупность носителей таких данных и в первую очередь печатных будем называть документами.
Можно выделить два основных типа анализа: традиционный, классический, и формализованный, количественный (контент-анализ) [16]. Существенно различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки, так как оба в конечном счете преследуют одну и ту же цель - получение интересующей социолога достоверной и надежной информации.
Анализ документов используется главным образом при работе с вторичными данными и в первую очередь - социально-психологической направленности. Однако возможно его применение и при работе с первичными данными.
Традиционный анализ - это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала с определенной, интересующей исследователя в каждом конкретном случае точки зрения [7]. Интересующая социолога информация, заложенная в документе, часто присутствует там в неявном виде, в форме, отвечающей целям, с которыми документ был создан, но далеко не всегда отвечающей целям социологических исследований. Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы этой информации в необходимую исследователю форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование.
Традиционный анализ позволяет улавливать основные мысли и идеи, прослеживает генезис этих мыслей и идей, выясняет логику их обоснования, взвешивает вытекающие из них следствия, выявляет логические связи и логические противоречия между ними, оценивает их с точки зрения каких-либо экономических, политических, культурных и иных позиций, выявляет логику самой организации материала и т.д. [10; 19].
Данный вид анализа позволяет охватывать самые глубинные, скрытые стороны содержания документа: этот анализ стремится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание.
Основным его недостатком является субъективность. Как бы ни был добросовестен исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, предельно объективно рассмотреть материал, интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективна.
Однако можно выделить некоторые общие требования к проведению традиционного классического анализа в виде формализованного перечня вопросов.
При проведении традиционного анализа социолог должен ответить на следующие вопросы [16]:
1. Что представляет собой документ? (Задаваясь этим вопросом, следует обратить внимание на вид, форму документа, решить, потребует ли его анализ применения каких-либо специальных методов и т.п.)
2. Каков его контекст?
3. Кто его автор?
4. Каковы цели, с которыми был создан документ?
5. Какова надежность самого документа?
6. Какова достоверность зафиксированных в нем данных?
7. Каково фактическое содержание документа? (В результате ответа на этот вопрос должны быть полностью выяснены все факты, о которых свидетельствует или которые отражает документ).
8. Каково оценочное содержание документа? (Результатом ответа на этот вопрос должна быть полная ясность относительно того, что именно в документе можно считать выражением оценок, мотивов — вообще ценностных представлений, получивших в нем отражение).
9. Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе?
10. Какие выводы можно сделать об оценках, содержащихся в документе?
Ответы на эти вопросы являются наиболее ответственным этапом всего анализа, так как в основном именно здесь выкристаллизовывается то «новое знание», которое и составляет результат исследования.
Какие выводы можно сделать относительно автора документа? Этим вопросом задаются далеко не всегда, а лишь в тех случаях, когда получение представления о личности автора, о его личных и групповых интересах является важным для проводимого исследования.
Перечисленные вопросы служат лишь ориентировочными отправными пунктами для постановки более конкретных вопросов.
В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ.
Внешний анализ - это анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Цель внешнего анализа - установить вид документа, его форму, время и место появления, кто был его автором и инициатором, какие цели преследовались при его создании, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст [5].
Пренебрежение таким анализом во многих случаях грозит неверным истолкованием содержания документа. Определенная политическая ситуация может способствовать тенденциозному освещению событий в прессе; внутренние трения между членами руководства какой-либо организации могут отразиться на содержании документов, описывающих деятельность этой организации и т.д.
Внутренний анализ - это исследование содержания документа. По существу, вся работа социолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление уровня достоверности приводимых фактов и цифр, установление уровня компетенции автора документа, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам [7].
Искажения могут возникать не только в результате личной симпатии или антипатии автора; источником искажения выступает и методологическая позиция автора. Так, авторы, придерживающиеся разных теоретических позиций, могут признать существенными в объяснении конкретного явления разные факты.
Формализованный, количественный анализ оперирует конкретными, количественно измеряемыми параметрами. Его основным недостатком следует считать неточное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа.
Контент-анализ - это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста [16]. При этом подразумевается, что применение такой техники включает в себя некоторые стандартизованные процедуры, часто предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности.
В практике работы с контент-анализом определились некоторые общие принципы, когда его применение представляется целесообразным.
1. Применение метода рекомендуется во всех случаях, когда требуется высокая степень точности или объективности анализа.
2. Контент-анализ обычно применяется при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда непосредственное использование последнего затруднено (например, при использовании проекционных (проецирующих) методов).
3. Контент-анализ полезен в тех случаях, когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах, например при работе с ответами на открытые вопросы анкет или глубинных интервью.
Основными направлениями использования контент-анапиза являются:
а) выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта;
б) выяснение причин, породивших сообщение;
в) оценка эффекта воздействия сообщения.
Исследование характеристик текста проводится с целью проверить гипотезы о фокусе внимания, основных тенденциях или же особенностях различных источников коммуникации (респондентов). Иначе говоря, речь идет о поиске ответа на вопрос: «Что?» (Что хочет подчеркнуть коммуникатор в своем сообщении) [16; 20].
Изучение характеристик текста позволяет выяснить, как содержание сообщения будет меняться в зависимости от аудитории.
Важным аспектом изучения характеристик текста является исследование стилистических особенностей тех или иных документов. Это связано с ответом на вопрос, как построено сообщение? Такого рода анализ может дать представление об определенных структурных характеристиках объекта исследования, ибо стилистические особенности текста, адресованного конкретному объекту (группе людей), можно рассматривать как один из показателей состояния данного объекта.
При работе с материалами СМИ можно решать задачу сравнения содержательных и стилистических особенностей сообщений на одну и ту же тему, одно из которых оказалось эффективным, а другое - нет.
Постановка задачи исследования причин появления сообщения связана прежде всего с попыткой установить соотношение между фактами содержания и процессами, протекающими в объектах, порождающих сообщение. Речь идет об ответах на вопросы, кто и почему передает сообщение.
Между содержанием сообщения, его отдельными характеристиками и намерениями коммуникатора существует определенная связь. Вопрос заключается в том, каков характер этой связи, то есть признаками каких состояний или процессов, каких целей и намерений коммуникатора являются те или иные характеристики текстов исследуемых документов.
Установление связи между внутренними характеристиками коммуникатора и формами или словами, в которых эта характеристика проявляется, помогает выявить некоторые словесные показатели определенных состояний объекта исследования. Это в свою очередь дает возможность из словесного поведения, например ответов на открытые вопросы анкет и интервью, получать значительно большую информацию. Для различных источников коммуникации слова могут иметь различный смысл, различные значения. Поэтому выводы относительно причин или побуждений, породивших определенное сообщение, опирающиеся только на данные содержания, нельзя считать обоснованными [17].
Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать характеристики текста. В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем, связанных:
а) с выработкой категорий анализа;
б) с выделением единиц анализа;
в) с выделением единиц счета.
Категории анализа - это понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания); например, семьи с разным условиями жизни, с разным количеством детей и т.д. [20].
При разработке категорий важно учитывать, что от их выбора будет в значительной степени зависеть характер полученных результатов. Как правило, исследователь стоит перед необходимостью по несколько раз переходить от теоретической схемы к документальным данным, а от них снова к схеме, чтобы, исходя из выбранной гипотезы, выработать категории, соответствующие задачам исследования.
При проведении формализованного анализа содержания нужно четко указать признаки, по которым определенные единицы относятся к определенным категориям. Единицей анализа - смысловой или качественной - является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию.
В тексте она может быть выражена по-разному: одним словом, некоторым устойчивым сочетанием слов, может вообще не иметь явного терминологического выражения, а преподноситься описательно или скрываться в заголовке абзаца, раздела и т.п. В связи с этим перед исследователем возникает задача выделения признаков (индикаторов), по которым определяется наличие в тексте темы или идеи, значимой с точки зрения целей исследования.
Индикаторы по своему характеру могут быть весьма неоднородными: относящиеся к теме слова и словосочетания, термины, имена людей, названия населенных пунктов, географические названия, пути решения бытовых, социальных проблем и т.п.
В исследованиях сообщений средств массовых коммуникаций, где контент-анализ распространен наиболее широко, определились некоторые «стандартные» смысловые единицы:
1. Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. Применение такой смысловой единицы целесообразно при изучении способов, с помощью которых источник информации организует сообщение, передает свои намерения тем, кому оно направлено.
2. Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах. Тема является важной смысловой единицей при анализе направленности интересов, ценностных ориентации, установок тех, кто передает сообщение. Однако определение темы часто затруднено в связи с ее неясностью в тексте. Тому, кто проводит анализ, приходится определять тему и ее границы внутри текста. Выбор темы в качестве единицы анализа подразумевает также внутреннее разделение текста на определенные части (единицы контекста), внутри которых тема может быть определена.
3. Имена людей, географические названия. Частота и длительность промежутка времени, с которыми они присутствуют в сообщении, могут послужить показателями их важности, значимости для исследуемого объекта [19].
В ходе практической работы методом контент-анализа были выделены некоторые общие единицы счета, отвечающие различным исследовательским требованиям.
1. Время - пространство. Подсчет в этой системе пригоден в основном при исследовании сообщений, передаваемых СМИ. За единицы счета здесь принимаются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок в печатных текстах, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке. Для кино, радио и телевидения единицей счета будет время, отведенное освещению определенного события, или же метраж израсходованной кино- или магнитной пленки. Измеряется, например, частота упоминания тем и размер заголовка.
2. Появление признаков в тексте. Такая система счета подразумевает необходимость отмечать наличие определенной характеристики содержания - в любом ее проявлении (признаке). В этом случае иногда отмечается лишь появление признака, а повторение данной характеристики внутри единицы контекстов не учитывается.
3. Частота появления. Самым распространенным способом измерения характеристик содержания является подсчет частот их употребления, когда фиксируется каждое появление любого признака данной характеристики. В зависимости от того, какие единицы счета выбираются, частота может использоваться для решения различных задач.
Частота появления темы в том или ином документе может служить показателем ее значимости с точки зрения автора документа. Подсчет оценочных характеристик текста позволяет подойти к исследованию установок автора сообщения и к выявлению намерений, которыми было продиктовано сообщение [10].
Учет своеобразия цели исследования является непременным условием определения специфических единиц анализа и единиц счета при разработке конкретных методик контент-анализа.
Например, изучая традиции русской культуры на страницах газет, можно выделить в качестве таких единиц распределение газетной площади по темам сообщений, а затем измерить количество строк, отведенных под эти темы. Анализируя степень стабильности отводимого количества строк в разных газетах и в разное время, можно сделать выводы о характере рекламных воздействий различных газет на аудиторию. Для этого можно произвести определение процентов по отдельным темам.
Решение каждой исследовательской задачи требует определения того, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были достоверными, то есть возникает вопрос о построении выборки.
При анализе документов, специально составленных для целей социологического исследования, анализируются все без исключения документы. Если же речь идет о документах - носителях вторичных данных, то при построении выборки может возникнуть необходимость отбора источника информации и отбора документов.
Таким образом, применение метода анализа документов в изучении традиционной русской культуры будет способствовать получению более объективной информации, нежели опрос. Однако, не стоит забывать и о том, что традиционная русская культура – это не только наше прошлое, она является и нашим настоящим. Современные учреждения культуры применяют в своей деятельности многие обычаи, обряды, проводят праздники. Следовательно, с целью изучения современной интерпретации русской культуры (помимо опроса и контент-анализа документов) необходим еще один «зрелищный» метод – наблюдение.
2.3. Метод наблюдения
Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.
Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.
В зависимости от положения наблюдателя различают:
- включенное наблюдение;
- невключенное наблюдение [20].
Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри».
В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает «со стороны», не вмешиваясь в события. В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.
Одна из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие исследователя на события, которые он наблюдает. Например, наблюдатель может сам выступить в роли какого-либо обрядового героя, предварительно изучив особенности данного обряда. Тем самым он имеет возможность оценить соответствие проведения праздника национальным традициям.
Процедура наблюдения складывается из ответа на вопросы: «Что наблюдать?», «Как наблюдать?» и «Как вести записи?».
На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.
При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по примерному плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:
1) Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие элементы, как:
- сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.);
- правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях);
- степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).
2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации, относительно других объектов и ситуаций; экологическая среда, область жизнедеятельности, общественная атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.
3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать:
- по демографическим и социальным признакам; по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга), например, какая категория населения чаще всего посещает русские народные праздники;
- относительно статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, член коллектива...);
- по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают...);
- по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет...).
4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные; одобряемые и не одобряемые в данной среде; согласованность интересов и целей.
5) Структура деятельности со стороны: внешних побуждений (стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты).
6) Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются [4; 9].
Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения.
По собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.
Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.
Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или действий.
Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. Поэтому, как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.
Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
В полевых условиях, при простом бесструктурном и невключенном наблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и изобретательности исследователя. Можно применять заранее разработанные коды. Можно применять маскировочные приемы (например, ученику на предприятии вести записи, якобы связанные с работой). Можно использовать хорошую память и регистрировать наблюдения позже, в спокойной обстановке [7].
Таким образом, мы видим, что три описанные методы исследования – опрос, анализ документов и наблюдение – несмотря на свою однонаправленность в достижении цели (изучение конкретного объекта исследования), имеют свою специфику. Нам видится, что применения этих методов в совокупности позволит достичь наиболее эффективных результатов исследования традиционной русской культуры, путем получения достоверных сведений из различных источников информации.
Заключение
Изучение русской национальной культуры является важной составляющей в изучении истории родного края. Для того, чтобы провести подобную работу, необходимо использовать социологические методы.
В социологической литературе рассматривается все многообразие методов, с помощью которых можно изучать ту или иную проблему. Для изучения культуры русского народа целесообразно применять совокупность этих методов. А именно, как было показано в работе, наиболее достоверных результатов можно добиться, используя симбиоз опроса, наблюдения и метода анализа документов.
При этом реализация каждого метода требует особой тщательной подготовки. Так, для проведения опроса, необходимо разработать анкету, состоящую из введения, реквизитной и основной части. Вопросы анкеты должно быть краткими, но достаточно емкими. Среди видов вопросов можно использовать: открытые, закрытые, полузакрытые, вопросы со шкалой ответов.
Проведение метода анализа документов (традиционного, классического, количественного) потребует ответов на вопросы: Что представляет собой документ? Каков его контекст? Кто его автор? Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе? и т.д. Значение данного метода заключается в получении наиболее достоверных и точных данных по исследуемой проблеме.
Метод наблюдения, который может быть проведен в двух формах – включенное и не включенное наблюдение, - будет служить дополнением к первым двум методам. С помощью данного метода исследователь на практике сможет подтвердить полученные в ходе применения первых двух методов исследования данные.
В заключении еще раз хотелось бы подчеркнуть, что для получения наиболее достоверной информации, в ходе исследования традиционной русской культуры должны применяться и опрос, и метод анализа документов, и наблюдение. Ни один из этих методов, взятый в отдельности, не может дать информации, необходимого объема и достоверности.
Список литературы
1. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. – 265с.
2. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: политиздат,1990.-288с.
3. Климишин И.А. Календарь и хронология. - М.: Наука, 1990. – 277с.
4. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: Новая школа,1995.-144с.
5. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-384.
6. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1989. – 299с.
7. Основы социологии. Курс лекций / Отв. Ред. А.Г. Эфендиев.- М.,1993.-Ч.1.-348с.
8. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Т. 1. - М.: Олма-Пресс, 1998. – 387с.
9. Рабочая книга социолога. – М.: Наука,1977.-390с.
10. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Центр, 2003.-224с.
11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1986. - 344с.
12. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Русское слово, 1997. – 276с.
13. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1988. – 302с.
14. Семенова М. Мы - славяне. – СПб.: Азбука - Терра, 1997.- 238с.
15. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. – М., 1998.-С.88.
16. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ,1998.-439с.
17. Социология: Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»,2002.-1036с.
18. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. - М.: Российский раритет, 1992. – 344с.
19. Филатова О.Г. Социология: Учебник для вузов. – СПб., 2002.-512с.
20. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Дело,1997. – 235с.