Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1 Социологическое исследование: характеристика

             его элементов………………………………………………………..5

1.1. Сущность социологического исследования…………………….5

1.2. Основные методы социологического  исследования…………10

Глава 2 Исследование проблемы досуга в загородном

             лагере «Орленок»…………………………………………………..23

2.1. Проведение познавательных викторин………………………..23

2.2. Организация спортивных эстафет……………………………...27

Заключение………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………31

Приложения…………………………………………………………………33

Введение

За много десятилетий в нашей стране и за рубежом накопился самый разнообразный и несхожий опыт организации летнего отдыха де­тей. Обратим внимание только на две тенденции, на два почти противо­положных подхода. В одном случае взрослые считают своим долгом со­здать внешние условия для детского досуга: игровые комнаты, площадки и целые городки, бассейны и солярии, автодромы и ипподромы, компъютерные центры и средневековые замки, видеотеки и индейские виг­вамы. В-общем, маленькие Диснейленды, попав в которые, ребенок сам определяет, что ему делать после завтрака, куда пойти и чем заняться перед сном. У него есть комната, в которой он живет, он знает время обеда и ужина и уже сам строит распорядок своего дня при минималь­ном вмешательстве взрослых. В таком центре уважительно относятся к свободе выбора ребенка, к самостоятельности его решений и поступков. Ему предлагают, но не настаивают, советуют, но не заставляют. И раз­решается почти все, что не вредит детскому здоровью.

И есть другой подход. Он предполагает не потребление созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремления к собственной разнообразной творческой деятельности. Ребенок сам создает радость игры и общения. Интересная жизнь возникает изнутри, из вспышек фантазии, из переживания удовольствия от совместной работы, из осознания своих творческих возможностей. При этом внешним фоном та­кого лагеря могут быть самые скромные палатки, походная кухня и им­провизированная сцена на лесной полянке. Роль взрослого при таком подходе иная: он не просто советует - он вдохновляет, он не только предлагает - он помогает в рождении и осуществлении замыслов.

В современных условиях развития общества важна каждая из форм организации детского досуга. Педагогу, воспитателю необходимо знать все новейшие разработки в этой области. С этой целью особое значение приобретают социологические исследования.

Объект исследования – проблемы досуга в загородных лагерях.

Предмет исследования – исследование проблемы досуга в загородных лагерях методами социологических исследований.

Цель исследования – изучить особенности исследования проблемы досуга в загородных лагерях методами социологических исследований.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность социологического исследования.

2. Рассмотреть основные методы социологического исследования.

3. Проанализировать проведение познавательных викторин в загородном лагере «Орленок».

4. Проанализировать организацию спортивных эстафет в этом же лагере.

Гипотеза исследования заключается в том, что для получения наиболее точных и достоверных результатов необходимо применять совокупность различных методов исследования.

Для написания курсовой работы были использованы работы авторов:

1. В сфере досуга – С.П. Афанасьев, С.В. Коморин, С.А. Кумалагова, Б.Н. Ширвиндт и др.

2. В области социологии – А.И. Кравченко, В.Н. Лавриненко, П.Д. Павленок, В.А. Ядов и др.

Глава 1 Социологическое исследование: характеристика его элементов

1.1. Сущность социологического исследования

Для исследования проблемы досуга в загородных лагерях целесообразнее использовать такие методы социологических исследований, как опрос, анализ документов и наблюдение. В этой связи целесообразным является рассмотреть сущность социологического исследования и дать краткую характеристку каждого из этих методов.

Главное отличие методов социологических исследований от экспертных оценок заключается в том, что первые ориентированы на мас­совых респондентов очень различной компетентности и квалификации, в то время как экспертные оценки - на ограниченное число специа­листов-профессионалов. Объединяет эти две группы методов, прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных испо­льзуются одни и те же методы математической статистики. Другой класс методов представляют экономико-математические методы.

Можно выделить несколько групп экономико-метематических мето­дов, используемых при проведении социологических исследований:

1. Статистические методы обработки информации (определение средних оценок, величин ошибок, степени согласованности мнений респондентов и т.д.)

2. Многомерные методы (в первую очередь факторный и кластер­ный анализы).

3. Регрессионные и корреляционные методы.

4. Имитационные методы.

5. Методы статистической теории принятия решений используются для стохастического описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации.

6. Детерминированные методы исследования операций (в первую очередь линейное и нелинейное программирование).

7. Гибридные методы [6; 9] .

Математическое моделирование в социологических исследованиях весьма затруднено.

Получить достаточно полную информацию по интересующей проб­леме можно лишь имея хорошо продуманную концепцию сбора данных (Рис.1.).

Прежде чем приступить к проведению социологического исследо­вания необходимо решить, что должно служить источником информации - уже имеющийся материал или новый сбор данных. В первом случае говорят о вторичном исследовании, во втором - о первичном. Оба метода равнозначны для практики. Иногда для решения проблемы быва­ет достаточно анализа уже собранной ранее информации , во всяком случае с этого должен начинаться каждый исследовательский проект. Источники вторичной информации делятся на внутренние (по отноше­нию к организации) и внешние.

К внутренним источникам относятся:

- бухгалтерские отчеты;

- внутренняя статистика;

- материалы ранее проведенных исследований;

- досье клиентов и т.д.

К внешним источникам относятся:

- государственная статистика;

- отраслевая статистика;

- литература, выпускаемая фирмами;

- публикации рекламных агентств;

- материалы институтов для изучения рынка [18].

Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследуемой проблемы.

Описание проблемы

 
Определение проблемы

Структурирование проблемы

 

Определение цели сбора информации

 

Формулирование целей гипотез

 
 

Построение проекта исследования (источники информации)

 
Выработка концепции

сбора информации

Кто проводит план исследований

   (затраты времени, стоимость)

Определение метода сбора данных

Выбор и развитие инструментов сбора

 

Определение объекта исследования и объема выборки

 
 

                                                                          Претест                 Приближенный план

                                                                                                           обработки данных

Разработка детального плана сбора данных

 
 

Организация, проведение и контроль сбора данных

 
Полевые исследования

Документирование

 
 

Предварительная проверка собранной информации

 
Анализ  данных

                                                    

                                                                      Подготовка материала к анализу на ЭВМ

Обработка материала

 

Интерпретация результатов

 

Подготовка исследовательского отчета

 
 

Презентация      

Презентация полученных результатов

Передача лицам, принимающим решения

 
 

Рис. 1.  Концепция сбора данных

Существует два основных вида вторичной информации: вну­тренняя и внешняя. Первую получают в рамках фирмы , вторую - из источников вне фирмы [16].

Вторичные данные - информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей [9].

Преимущества вторичного исследования - меньшая трудоемкость, сравнительная дешевизна и более легкий доступ к информации Макро­экономические данные можно получить только с помощью такого под­хода .

Этот метод получения информации имеет и свои недостатки, а именно:

-данные могут оказаться устаревшими;

-не гарантирована точность данных;

-не всегда ясен методологический базис сбора данных [18].

Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первич­ной информации.

Вторичные данные помогают исследователю более глубоко озна­комиться с ситуацией в отрасли, с тенденциями изменения  объема продаж и прибыли, конкурентами, последними достижениями   науки и техники                      и т.п. [6].

Первичные данные - информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели [6; 11].

Большинство социологических исследований предполагает сбор первичных данных. К сожалению, для некоторых управляющих сбор первичных данных сводится к придумыванию нескольких вопросов и отысканию ряда лиц, у которых можно взять интервью. А ведь данные, собранные таким способом, могут оказаться бесполезными или - еще хуже - вводящими в заблуждение. Так что для сбора первичных дан­ных лучше всего разработать специальный план (табл. 1).

Таблица 1

План сбора первичной информации (данных)

Методы исследования

Наблюдение

Эксперимент

Опрос

Орудия исследования

Анкета

Механические устройства

План составления выборки

Единица выборки

Объем выборки

Процедура выборки

Способы связи с аудиторией

Телефон

Почта

Контакт

Методы сбора данных при проведении социологических исследова­ний можно классифицировать на две группы: количественные и качест­венные.

Количественные исследования обычно отождествляют с проведе­нием различных опросов, основанных на использовании структуриро­ванных вопросов закрытого типа, на которые отвечают большее число респондентов. Характерными особенностями таких исследований явля­ются:

- четко определенные формат собираемых данных и источники их получения;

- обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпре­тацию данных путем наблюдения за тем , что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры [9; 13].

1.2. Основные методы социологического  исследования

Как отмечалось выше, основными методами, применяемыми для проведения исследования проблемы досуга в загородных лагерях являются: опрос, анализ документов, наблюдение. Рассмотрим каждый из них.

Опрос

Опрос является одним из самых распространенных методов исследования. Его роль в исследовании проблемы досуга в загородных лагерях трудно переоценить. Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня знаний, отношений к продукту и т.д. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

Для сбора данных разрабатываются анкеты. Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры или плотности некой характеристики (свойства), представляющей интерес для исследователя [7].

Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выделяют четыре характеристики шкал:

- описание;

- порядок;

- расстояние;

- наличие начальной точки [15; 18].

Описание предполагает использование единственного дескриптора, или опознавателя, для каждой градации в шкале. Например, «да» или «нет»; «согласен» или «не согласен»; возраст респондентов.

Порядок характеризует относительный размер дескрипторов («больше чем», «меньше чем», «равен»).

Расстояние используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах.

Начальная точка – шкала, имеющая единственное начало или нулевую точку [6].

Выделяют четыре уровня изменения, определяющих тип шкалы измерений:

- наименований;

- порядка;

- интервальный;

- отношений [6].

Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ставит в соответствие описываемым объектам только его название, никакие количественные характеристики не используются.

Шкала порядка разрешает ранжировать респондентов или их ответы.

Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными градациями шкалы. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер (хотя это предположение требует обоснования).

Шкала отношений является единственной шкалой, имеющей нулевую точку, поэтому можно проводить количественные сравнения полученных результатов.

Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при проведении изучения какого-то объекта. Кроме того, она предопределяет, какой вид статистического анализа можно или нельзя использовать.

Оценка измеряемого признака производится путем выбора, как правило, одного ответа из серии предложенных или путем выбора одного числового балла из некоторой совокупности чисел.

Графическая  шкала разделена на разные части и снабжена словесными или числовыми обозначениями, для оценки измеряемого качества. Респондента просят сделать отметку на шкале соответствий с его оценкой данного качества.

Ранжирование – производится оценивание по измеряемому качеству совокупностей объектов путем их упорядочивания по степени выраженности данного признака [12].

Главным инструментом реализации метода опроса является анкета.

Анкета – самое распространенное  орудие исследования при сборе первичных данных [8; 12]. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.

Анкета обычно состоит из трех частей:

- введение;

- реквизитной части;

- основной части [12].

Главная задача введения убедить респондента принять участия в вопросе.

В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положений – для частных лиц; для организаций: размер, местоположение, положение респондента в организации и т.д. [13].

Существует три основных формата задаваемых вопросов: открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.

Открытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация; он позволяет опрашиваемому отвечать на вопрос своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации.

Закрытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация. Он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор.

Вопрос должен быть кратким. Следует избегать неопределенности и многословности формулировок.

Следует использовать повседневный язык респондентов, термины, понятные каждому потенциальному респонденту, исключая жаргон [16].

Прежде чем проводить исследование следует разработать выборку и определить ее объем. Выборка – сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом [14]. Исследователь должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием.

В изучении проблемы досуга в загородных лагерях опрос, как метод исследования, играет существенное значение. С помощью него мы можем узнать потребности детей в различных играх, соревнованиях, которые они хотели бы видеть в загородном лагере. Однако, невозможно узнать всю информацию об исследуемой теме только путем проса. Необходимы документальный источники информации. С этой целью применяется метод анализа документов.

Метод анализа документов

Грамотный перевод первичных и особенно вторичных данных в целевую информацию требует знания методов анализа изучаемых данных. Всю совокупность носителей таких данных и в первую очередь печатных будем называть документами.

Можно выделить два основных типа анализа: традиционный, клас­сический, и формализованный, количественный (контент-анализ) [16]. Существенно различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки, так как оба в конечном счете преследуют одну и ту же цель - получение интересующей социолога достоверной и надежной инфор­мации.

Анализ документов используется главным образом при работе с вторичными данными и в первую очередь - социально-психологической направленности. Однако возможно его применение и при работе с пер­вичными данными.

Традиционный анализ - это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала с определенной, интересующей исследователя в каждом конкретном случае точки зрения [7]. Интересующая социолога информация, заложенная в документе, часто присутствует там в неявном виде, в форме, отвечающей целям, с которыми документ был создан, но далеко не всегда отвечаю­щей целям социологических исследований. Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы этой информа­ции в необходимую исследователю форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование.

Традиционный анализ позволяет улавливать основные мысли и идеи, прослеживает генезис этих мыслей и идей, выясняет логику их обоснования, взвешивает вытекающие из них следствия, выявляет логи­ческие связи и логические противоречия между ними, оценивает их с точки зрения каких-либо экономических, политических, культурных и иных позиций, выявляет логику самой организации материала и т.д. [11; 18].

Данный вид анализа позволяет охватывать самые глубинные, скры­тые стороны содержания документа: этот анализ стремится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание.

Основным его недостатком является субъективность. Как бы ни был добросовестен исследователь, как бы ни старался он предельно бес­пристрастно, предельно объективно рассмотреть материал, интерпрета­ция всегда в большей или меньшей степени будет субъективна.

Однако можно выделить некоторые общие требования к проведе­нию традиционного классического анализа в виде формализованного перечня вопросов.

При проведении традиционного анализа социолог должен отве­тить на следующие вопросы [16]:

1. Что представляет собой документ? (Задаваясь этим вопросом, сле­дует обратить внимание на вид, форму документа, решить, потребует ли его анализ применения каких-либо специальных методов и т.п.)

2. Каков его контекст?

3. Кто его автор?

4. Каковы цели, с которыми был создан документ?

5. Какова надежность самого документа?

6. Какова досто­верность зафиксированных в нем данных?

7. Каково фактическое содержа­ние документа? (В результате ответа на этот вопрос должны быть полно­стью выяснены все факты, о которых свидетельствует или которые отра­жает документ).

8. Каково оценочное содержание документа? (Результатом ответа на этот вопрос должна быть полная ясность относительно того, что именно в документе можно считать выражением оценок, мотивов — вообще ценностных представлений, получивших в нем отражение).

9. Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе?

10. Какие вы­воды можно сделать об оценках, содержащихся в документе?

Ответы на эти вопросы являются наиболее ответственным этапом всего анализа, так как в основном именно здесь выкристаллизовывается то «новое знание», которое и составляет результат исследования.

Какие выводы можно сделать относительно автора документа? Этим вопросом задаются далеко не всегда, а лишь в тех случаях, когда получение представления о личности автора, о его личных и групповых интересах является важным для проводимого исследования.

Перечисленные вопросы служат лишь ориентировочными отправ­ными пунктами для постановки более конкретных вопросов.

В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ - это анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Цель внешнего анализа - установить вид документа, его форму, время и место появления, кто был его автором и инициатором, какие цели преследовались при его создании, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст [7].

Пренебрежение таким анализом во многих случаях грозит невер­ным истолкованием содержания документа. Определенная политическая ситуация может способствовать тенденциозному освещению событий в прессе; внутренние трения между членами руководства какой-либо орга­низации могут отразиться на содержании документов, описывающих дея­тельность этой организации и т.д.

Внутренний анализ - это исследование содержания документа. По существу, вся работа социолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление уровня достоверности при­водимых фактов и цифр, установление уровня компетенции автора доку­мента, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам [7].

Искажения могут возникать не только в результате личной симпа­тии или антипатии автора; источником искажения выступает и методо­логическая позиция автора. Так, авторы, придерживающиеся разных тео­ретических позиций, могут признать существенными в объяснении кон­кретного явления разные факты.

Формализованный, количественный анализ оперирует конкретны­ми, количественно измеряемыми параметрами. Его основным недостат­ком следует считать неточное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа.

Контент-анализ - это техника выведения заключения, производи­мого благодаря объективному и систематическому выявлению соответст­вующих задачам исследования характеристик текста [16]. При этом подразу­мевается, что применение такой техники включает в себя некоторые стандартизованные процедуры, часто предполагающие измерение. Полу­ченные данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности.

В практике работы с контент-анализом определились некоторые общие принципы, когда его применение представляется целесообразным.

1. Применение метода рекомендуется во всех случаях, когда требу­ется высокая степень точности или объективности анализа.

2. Контент-анализ обычно применяется при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда непосредственное использование последнего затруднено (например, при использовании проекционных (проецирующих) методов).

3. Контент-анализ полезен в тех случаях, когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появ­ления в изучаемых документах, например при работе с ответами на от­крытые вопросы анкет или глубинных интервью [18].

Основными направлениями использования контент-анапиза явля­ются:

а) выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта;

б) выяснение причин, породивших сообщение;

в) оценка эффекта воздействия сообщения.

Исследование характеристик текста проводится с целью проверить гипотезы о фокусе внимания, основных тенденциях или же особенностях различных источников коммуникации (респондентов). Иначе говоря, речь идет о поиске ответа на вопрос: «Что?» (Что хочет подчеркнуть коммуникатор в своем сообщении) [16; 18].

Изучение характеристик текста позволяет выяснить, как содержа­ние сообщения будет меняться в зависимости от аудитории.

Важным аспектом изучения характеристик текста является иссле­дование стилистических особенностей тех или иных документов. Это связано с ответом на вопрос, как построено сообщение? Такого рода анализ может дать представление об определенных структурных характе­ристиках объекта исследования, ибо стилистические особенности текста, адресованного конкретному объекту (группе людей), можно рассматри­вать как один из показателей состояния данного объекта.

При работе с материалами СМИ можно решать задачу сравнения содержательных и стилистических особенностей сообщений на одну и ту же тему, одно из которых ока­залось эффективным, а другое - нет.

Постановка задачи исследования причин появления сообщения связана прежде всего с попыткой установить соотношение между факта­ми содержания и процессами, протекающими в объектах, порождающих сообщение. Речь идет об ответах на вопросы, кто и почему передает со­общение.

Между содержанием сообщения, его отдельными характеристиками и намерениями коммуникатора существует определенная связь. Вопрос заключается в том, каков характер этой связи, то есть признаками каких состояний или процессов, каких целей и намерений коммуникатора явля­ются те или иные характеристики текстов исследуемых документов.

Установление связи между внутренними характеристиками коммуникатора и формами или словами, в которых эта характеристика проявляется, помогает выявить некоторые словесные показатели определенных состояний объекта исследования. Это в свою очередь дает возможность из словесного поведения, например ответов на открытые вопросы анкет и интервью, получать значительно большую информацию. Для различных источников коммуникации слова могут иметь различный смысл, различ­ные значения. Поэтому выводы относительно причин или побуждений, породивших определенное сообщение, опирающиеся только на данные содержания, нельзя считать обоснованными [14].

Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать характеристики текста. В связи с этим исследователю при­ходится решать ряд проблем, связанных:

а) с выработкой категорий ана­лиза;

б) с выделением единиц анализа;

в) с выделением единиц счета.

Категории анализа - это понятия, в соответствии с которыми бу­дут сортироваться единицы анализа (единицы содержания); например, семьи с разным условиями жизни, с разным количеством детей и т.д. [18].

При разработке категорий важно учитывать, что от их выбора будет в значительной степени зависеть характер полученных результатов. Как правило, исследователь стоит перед необходимостью по несколько раз переходить от теоретической схемы к документальным данным, а от них снова к схеме, чтобы, исходя из выбранной гипотезы, выработать катего­рии, соответствующие задачам исследования.

При проведении формализованного анализа содержания нужно четко указать признаки, по которым определенные единицы относятся к определенным категориям. Единицей анализа - смысловой или                      качест­венной - является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию.

В тексте она может быть выражена по-разному: одним словом, некоторым устойчивым сочетанием слов, может вообще не иметь явного терминологического выражения, а преподноситься описательно или скрываться в заголовке абзаца, раздела и т.п. В связи с этим перед ис­следователем возникает задача выделения признаков (индикаторов), по которым определяется наличие в тексте темы или идеи, значимой с точки зрения целей исследования.

Индикаторы по своему характеру могут быть весьма неоднородны­ми: относящиеся к теме слова и словосочетания, термины, имена людей, названия населенных пунктов, географические названия, пути решения бытовых, социальных проблем и т.п.

При анализе документов, специально составленных для целей социологического исследования, анализируются все без исключения документы. Если же речь идет о документах - носителях вторичных данных, то при построении выборки может возникнуть необходимость отбора источника информации и отбора документов.

В ходе практической работы методом контент-анализа были выделены некото­рые общие единицы счета, отвечающие различным исследовательским требованиям.

1. Время - пространство. Подсчет в этой системе пригоден в ос­новном при исследовании сообщений, передаваемых СМИ. За единицы счета здесь принимаются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок в печатных текстах, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке. Для кино, радио и телевидения едини­цей счета будет время, отведенное освещению определенного события, или же метраж израсходованной кино- или магнитной пленки. Измеряет­ся, например, частота упоминания тем и размер заголовка.

2. Появление признаков в тексте. Такая система счета подразуме­вает необходимость отмечать наличие определенной характеристики со­держания - в любом ее проявлении (признаке). В этом случае иногда отмечается лишь появление признака, а повторение данной характери­стики внутри единицы контекстов не учитывается.

3. Частота появления. Самым распространенным способом изме­рения характеристик содержания является подсчет частот их употребле­ния, когда фиксируется каждое появление любого признака данной ха­рактеристики. В зависимости от того, какие единицы счета выбираются, частота может использоваться для решения различных задач [9].

Частота появления темы в том или ином документе может служить показателем ее значимости с точки зрения автора документа. Подсчет оценочных характеристик текста позволяет подойти к исследо­ванию установок автора сообщения и к выявлению намерений, которыми было продиктовано сообщение [11].

Учет своеобразия цели исследования является непременным усло­вием определения специфических единиц анализа и единиц счета при разработке конкретных методик контент-анализа.

Например, изучая проблему досуга в загородных лагерях на страницах газет, можно выделить в качестве таких единиц распределение газетной площади по темам сообщений, а затем измерить количество строк, отведенных под эти темы. Анализируя степень стабильности отво­димого количества строк в разных газетах и в разное время, можно сделать выводы о характере рекламных воздействий различных газет на ау­диторию. Для этого можно произвести определение процентов по от­дельным темам.

Решение каждой исследовательской задачи требует определения того, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об объ­екте были достоверными, то есть возникает вопрос о построении выборки.

Таким образом, применение метода анализа документов в изучении проблемы досуга в загородных лагерях будет способствовать получению более объективной информации, нежели опрос. Однако, нельзя обойтись и без такого метода исследования, как наблюдение.

Наблюдение

Наблюдение - метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами лю­дей, действиями и ситуациями.

Существует четыре способа проведения наблюдений:

1. Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюде­ние за поведением потребителей.

Непрямое наблюдение  изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение потребителей.

2. Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают.

Скрытое наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают.

3. Структурализованное наблюдение, когда наблюдатель зара­нее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать.

Неструктурализованное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения.

4. Наблюдение осуществляемое с помощью человека [14].

Механические средства.

Для успешного проведения наблюдений должны выполнятся опре­деленные условия:

1. Наблюдения должны осуществляться на относительно корот­ком отрезке времени.

2. Наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны для наблюдения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет, например, частная беседа.

3. Наблюдениям следует подвергать только такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся, систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии хорошо запомнить.

Наблюдение является весьма трудоемким методом. Оформление итогов наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем са­мо наблюдение.

Таким образом, чтобы провести исследование проблемы досуга в загородных лагерях необходимо использовать какой либо из трех методов исследования – опрос, анализ документов, наблюдение. Желательно параллельное применение этих методов.

Глава 2 Исследование проблемы досуга в загородном лагере «Орленок»

* * *

В загородном лагере «Орленок», расположенном в Юргинском районе Кемеровской области, проводят различные занимательные занятия с детьми. Проводя исследование с помощью метода анализа документов и наблюдения, мы проанализировали два полярных вида деятельности:

1. Проведение познавательных викторин.

2. Организация спортивных эстафет.

2.1. Проведение познавательных викторин

Самое главное в организации викторины - правила и вопросы. В зависимости от того, какие правила выбраны, определяется и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебели в момент игры.

Когда за основу были взяты прави­ла клуба «Что? Где? Когда?», то играла одна команда из шести человек, сидящая кружком в центре в окружении зрителей-про­тивников, придумавших накануне вопросы.

При проведении виктори­ны, похожей на «Счастливый случай»,  команд было уже две по четыре человека в каждой, вопросы заранее заготовил ведущий.

Для проведения викторин организаторы в основном берут уже готовые правила игры, потому что считают, что придумывать правила (иными словами «сюжет», или «форму игры») самому очень рискованно. Можно не учесть какую-то мелочь, которая приведет к конфликту, благородная цель обра­тится в свою противоположность. Вместо радостного времяпре­провождения в таком случае можно получить испорченное настроение, вместо спло­чения отряда - разобщенность и затаенную на «выдумщика», как главного провокатора, обиду. Поэтому, если у организатора викторин нет опыта разработки интеллектуальных игр, то он пользуется уже проверенны­ми и испытанными заготовками. Тем более, что сегодня все ка­налы телевидения потчуют нас еженедельно самыми разнообраз­ными состязаниями в эрудиции.

Помимо вышеперечисленных в загородном лагере «Орленок» при проведении познавательных викторин за основу берут правила следующих игр:

1. «Звездный час».

2. «Брейн-ринг».

3. «Зигзаг удачи».

4. «Великолепная семерка».

5. «Ключ к успеху».

6. «Поле чудес».

7. «Кто хочет стать миллионером».

8. «Умники и умницы».

9. «33 буквы».

 Проводить свою игру по мотивам телевизионной предпочтительно еще и потому, что ре­бятам не приходится долго объяснять условия соревнования. Они их уже знают, так как общаются с телевизором.

Однако, как показало проведенное исследование, в загородном лагере «Орленок» с ребятами проводят не только те игры, которые им хорошо известны и которые транслируются по телевидению.

Дабы избежать чрезмерного проникновения те­левидения в повседневную жизнь, работники лагеря берут другие разработ­ки. Например, в загородном лагере «Орленок» широкой популярностью пользуются игры ленинградских педагогов, среди которых:

1. «Взломщик».

2. «Пятью пять».

3. «Покер».

4. «Морской бой» и др.

А также игры, выпущенные коллективом МЦ «Вариант»:

1. «Светский разговор».

2. «Интеллектуальный тир».

3. «Стадион Гиннеса».

4. «Скачки».

5. «Минные заграждения».

6. «Музы­кальный тайник» и др.

Этими разработками педагоги лагеря предпочитают пользоваться еще и потому, что не приходится долго «мучиться» над вопросами - они уже есть.

Но иногда бывают моменты, что одна и та же группа желает еще раз поучаствовать в понравившейся ей викторине. В этом случае (когда перечень вопросов уже исчерпан) педагоги лагеря придумывают дополнительные. А порой занимаются составлением вопросов вместе с детьми, помощниками из инициативной группы. Что очень полезно, как для самих педагогов, которые лучше узнают ребят, так и для самих детей, которые помимо общения еще и  обогащают свой кругозор.

При составлении вопросов организаторы познавательных викторин руководствуются следующими правилами:

- нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развернутого ответа (Дайте характеристику круговорота воды в природе);

- нельзя, чтобы вопрос требовал узкоспецифических углуб­ленных знаний (Кто был комендантом Полтавской крепости во времена знаменитой битвы 1709 года);

- нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления (Какие команды были чемпионами мира по футболу?);

- нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов (Кто, когда и зачем изобрел порох?);

- нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым (Не ампер­метром ли измеряется сила тока?).

Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются «некорректными», и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспаривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвра­тить эти нежелательные сопутствующие игре явления, организаторы викторин стараются сра­зу избавиться от «сомнительных» вопросов.

Педагоги загородного лагеря «Орленок» стараются организовать занятия с детьми так, чтобы последним было наиболее интересно. В этой связи педагоги проводят викторины, разработанные по определенным тематикам. Например,

1. «О природе».

2. «О технике».

3.  «О спорте».

4. «О знаме­нитых путешественниках».

Темой иногда выступает отдельный фильм или произведение литературы. Пример тематических вопросов к одной из викторин, проводимых в загородном лагере «Орленок», представлен в приложении 1.   

Помимо правил и вопросов при организации эрудиционов педагоги  не забывают и о других условиях успеха. Эти условия ничем не отличаются от тех, что должны быть соблюдены при органи­зации спортивной эстафеты  (о которой пойдет речь в следующем параграфе) или творческого конкурса, т.е. тако­го дела, в котором главное - соревновательность. А это значит, что при проведении познавательных викторин назначаются компетентные судьи, присутствуют красивое оформление, ритуалы начала и окончания игры, награды.

Одним из главных «атрибутов» проведения викторин является быстро ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Обычно это бывает кто-то из постоянных работников лагеря. Но могут быть и исключения – были случаи, когда ведущим назначали эрудированных вожатых.

В лагере учитывается и временной фактор. Познавательная игра не должна длиться более часа. Уж лучше проводить каждый день по игре, чем утомить всех одним много­часовым интеллектуальным марафоном.

2.2. Организация спортивных эстафет

Детям без спорта нельзя. Спортивные упражнения для них - и удовольствие, и возможность проявить себя, и потребность расту­щего организма. Как бы педагоги, вожатые ни относились к спорту, ограничивать тягу к движениям у детей они не имеют права. Поэтому, в загородном лагере «Орленок» ежедневно организуется активный двигательный отдых. Его формы могут быть самые разнообразные:

1. Шумные подвижные игры на воздухе: «салки», «жмурки», «чехарда».

2. Командные игры на спортивной площадке: футбол, пи­онербол, снайпер.

3. Ежедневные пробежки.

4. Углубленные занятия в спортивных кружках и секциях.

5.  Разучивание экзотических комплексов «у-шу».

6. Походы по пересеченной местности.

7. Заплывы в лагерном бассейне.

8. Лазанье по тренажерам или деревьям.

9. Военизированные игры с их неизменной беготней за «шпионами».

10. Просто прыганье через скакалку или игра в «классики».

Особенно нравятся детям полуспортивные-полуигровые эстафеты, которые чаще всего называют «Веселые старты». «Ве­селые старты» - это командные соревнования, в них дети де­монстрируют и силу, и ловкость, и быстроту, в них дух соперни­чества, в них переживания за успех товарища, в них накалы страстей и взрывы эмоций. На фоне других подвижных занятий «Веселые старты» выглядят как праздник среди повседневных хлопот. И хотя дети постоянно состязаются между собой, еще ни разу и нигде они не организовали сами для себя «Веселые стар­ты». «Веселые старты» - это спортивный праздник, который да­рят детям взрослые. А всем нам хорошо известно, что хороший праздник - это тот, который хорошо подготовлен. Это помнят и педагоги, и вожатые лагеря. Чтобы ничего не забыть при подготовке «Веселых стартов», они следуют следующим семи заповедям:

1.  Я должен заранее собрать команды, две, три и больше, с равным числом участников и с равным числом мальчиков и де­вочек. И предложить им выбрать звучные и яркие названия.

2.  Я должен заранее подготовить площадку и инвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, гимнастические палки и т.д. в достаточ­ном количестве. И несколько раз проверить, все ли на месте.

3.  Я должен заранее найти надежных помощников. И объяс­нить им, когда какой инвентарь приносить и уносить.

4.  Я должен заранее пригласить или назначить судей. И дого­вориться с ними о критериях оценок и штрафных очков.

5.  Я должен заранее изготовить табло. И пригласить счетную комиссию для работы с ним.

6.  Я должен заранее подготовить болельщиков. И посовето­вать им выучить лозунги и написать транспаранты.

7.  Я должен заранее приготовить награды. И проигравшим, и победившим.

А еще для успеха «Веселых стартов» нужны веселые задания. Некоторые из этих заданий, используемых в загородном лагере «Орленок», представлены в Приложении 2.

Кстати, название «Веселые старты» используется в основном для маленьких ребят. Для детей постарше название меняют, например, на такие:

- «Спортландия»;

- «Сказочные эстафеты»;

- «Молодецкие забавы»;

- «Спортивный смеходром»;

- «Водно-сухопутные соревнования»;

- «Стадион неожиданностей»;

- «Шуточная олимпиада»;

- «Веселые финиши».

Обязательным атрибутом спортивного праздника является его  торжественное открытие. В него вклю­чаются, как правило, такие элементы:

- выход и построение команд,

- приветственное обращение главного организатора,

- приветствие командами друг друга,

- представление арбитров,

- подъем спортивного флага,

- зажжение олимпийского огня,

- показательные выступления «профессионалов»,

- объяснение правил предстоящих соревнований,

- произнесение клятвы,

- торжественное прохождение и выход команд на старт под приветственное скандирование зрителей.

Допускается костюмирование, хороший юмор, сопровождение.

Во время самих «Веселых стартов» обязательным является  наличие ведущего и его зажигательное комментирование; текущее объявление результатов, поддержка болельщиков и награждение победителей. Все это опять же требует высокого уровня организации, которой в рассматриваемом загородном лагере уделяют особое внимание.

Заключение

Для изучения проблемы досуга в загородных лагерях социологическое исследование имеет важное значение. В литературе по социологии описаны достаточное количество разнообразных социологических методов. Для изучения указанной проблемы целесообразно применять такие из них, как:

- опрос;

- метод анализа документов;

- наблюдение.

Прежде чем применять какой-либо из указанных методов, необходимо тщательно подготовиться к исследованию:

- поставить цели исследования;

- сформулировать задачи исследования;

- разработать вопросы;

- растиражировать бланки-опросники (если в качестве метода исследования применяется опрос), карточки (при наблюдении) и т.д.

Наибольшая достоверность полученных результатов исследования проблемы досуга в загородных лагерях будет получена при применении совокупности двух или трех указанных методов.

Применив в качестве методов исследования анализ документов и наблюдение, мы провели исследование досуга в загородном лагере «Орленок».

Результаты исследования показали наличие грамотного, четко спланированного подхода к организации детского досуга в данном учреждении.

В лагере «Орленок» применяются различные викторины, игры с целью развития познавательных способностей детей. Однако, не обходится и без спортивных занятий, которые также представлены во всем многообразии, потому что «девизом» лагеря является гармоничное и многостороннее развитие личности ребенка.

Список литературы

1. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. – М.: Новая школа, 1994. – 224с.

2. Внешкольные воспитательные учреждения / Сост. А.В. Жилиг,                   С.А. Кумалагова. – М., 1991. – 336с.

3. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. научн. тр. / Отв. Ред. Б.Н. Ширвиндт. – М., 1985. – 288с.

4. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256с.

5. Жуковский М.А. Пока организм формируется. – М.: Педагогика, 1985. – 96с.

6. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: политиздат,1990.-288с.

7. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: Новая школа,1995.-144с.

8. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-384.

9. Основы социологии. Курс лекций / Отв. Ред. А.Г. Эфендиев.- М.,1993.-Ч.1.-348с.

10. Рабочая книга педагога / Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб., 1998. – 355с.

11. Рабочая книга социолога. – М.: Наука,1977.-390с.

12. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Центр, 2003.-224с.

13. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. – М., 1998.-С.88.

14. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ,1998.-439с.

15. Социология: Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»,2002.-1036с.  

16. Филатова О.Г. Социология: Учебник для вузов. – СПб., 2002.-512с.

17. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М., 1980. – 288с.

18. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Дело,1997. – 235с.

Приложение 1

Викторина по истории русской литературы

Вопросы

1.   Кто из русских писателей был в юности  «по­жалован» Екатериной II в пажи, а затем стал ярым  врагом   самодержавия?

2.   Как отнеслась Екатерина II к книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

3.   Из какого произведения А.Н.  Радищева эти строки:

«Власть  царска веру  охраняет, Власть царска веру  утверждает, Союзно  общество  гнетут: Одно сковать рассудок  тщится, Другое волю  стерть  стремится»?

4.   Кто из русских поэтов в одном из вариантов своего стихотворения писал:  «Вослед Радище­ву восславил я свободу»?

5.   Из каких произведений Державина эти стро­ки:

а)   «Цари! - Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья;

Но вы,  как я,  подобно страстны

И так же смертны,  как и я».

б)   «Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами».

в)   «Так! - весь я не умру: но часть меня большая, От тлена убежав,  по  смерти  станет жить».

6.   Какое    литературное    общество    основал    в 1811 году  адмирал А.С. Шишков?

7.   Перечислите  членов  литературного  общества.

8.   Какой   поэт  двадцать  два   года   своей   жизни посвятил переводу   «Илиады»   Гомера на рус­ский язык?

9.   Назовите известного русского поэта, бесстраш­ного  партизана  и  организатора  партизанской борьбы     в     период     Отечественной      войны 1812 года.

10.  Кто из современников Пушкина так описывал красоту осени:                                        

«И вот сентябрь! замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце  блещет,

И луч его в зерцале зыбких вод

Неверным  золотом  трепещет.

Седая мгла вьется вкруг холмов;

Росой  затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины...»

11.   Какое  литературное  произведение  начинается картиной   святочного  гадания?

12.   Кто и в каком стихотворении так описал море:

«Безмолвное  море,   лазурное  море,

Стою  очарован над бездной твоей,

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною  думой наполнено  ты».

13.   Кто  из  поэтов   начала  XIX  века  так   назвал Аракчеева, одного из любимцев Александра I:

«Надменный временщик, и подлый, и коварный... - Неистовый тиран родной страны своей».

14.   Два друга,   поэты-декабристы,  писали  совмес­тно революционные песни.   В одной из песен говорится о том, как кузнец несет три ножа: один - «на бояр, на вельмож», другой - «на попов, на святош»,  а  «третий нож на царя». Назовите этих  поэтов.

15.   Какой альманах издавали декабристы  К. Ры­леев и А. Бестужев?

16.   Кто из русских писателей выпускал периоди­ческий сборник статей «Полярная звезда»? Что было изображено на обложке этих сборников?

17.   Вспомните поэта, замученного солдатчиной и трагически погибшего в 1838 году в военном госпитале

18.   Кто из поэтов-декабристов так писал о царе:

«Отечество наше страдает

Под игом твоим, о злодей!

Коль нас деспотизм угнетает,

То свергнем мы трон и царей».

19.   Кем из поэтов-декабристов написаны в тюрьме смелые,  зовущие к борьбе стихотворения «К друзьям в Кишинев» и «Певец в темнице»?

20.   Кто из  поэтов-декабристов  в  стихотворении «Участь русских поэтов»  говорит о том,  что «их бросают в черную тюрьму,  морят моро­зом безнадежной  ссылки»,   стягивают петлей шею,  убивают,  натравливают на них толпу?

21.   Кто так сказал о К.Ф. Рылееве:

«Рылеев был мне первым светом...

Отец по духу мне родной –

Твое названье в мире этом

Мне  стало доблестным  заветом

И путеводною звездой».

22.   Кто написал знаменитую русскую сказку «Ко­нек-Горбунок»?

23.   Кто так описал утро:

«Красным  полымем Заря  вспыхнула,

По лицу земли Туман  стелется...»

24.   Назовите первую большую статью Белинского.

25.   В каком из  своих произведений Белинский устами героя назвал помещиков  «крокодилами», «тиграми, питающимися костями и мя­сом своих ближних и пьющими, как воду, их кровь и слезы»?

26.   Перу  какого  поэта принадлежит  стихотворе­ние,  начинающееся словами:

«Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать,  что  солнце встало...»

27.   Кто написал жизнерадостное задушевнее сти­хотворение   «Сенокос»,   начинающееся  слова­ми  «Пахнет сеном над лугами»?

28.   Откуда эти  строки:

а)   «Внемлите  ж,   братья,   слову  брата,

Пока мы полны юных сил:

Вперед,  вперед, и без возврата,

Что б рок вдали нам ни сулил!»

б)   «Сильнее стучи и тревогой

Ты спящих от сна пробуди!

Вот смысл глубочайший искусства...

А сам маршируй впереди!»

29.   Чьи это  строки:

«На бесконечном,  на вольном просторе

Блеск и движенье,  грохот и гром...

Тусклым  сияньем облитое море,

Как  хорошо ты в сиянье ночном!»

30.   Ниже приведено по две строфы из стихотворе­ний поэтов, различных по своим взглядам на поэзию и по стилю произведений. Определите, кому принадлежат эти стихи:

а)  «Шепот,  робкое  дыханье,

Трели   соловья,

Серебро и  колыханье

Сонного  ручья,

Свет ночной,  ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого   лица».

б)   «Холод,   грязные  селенья,

Лужи и  туман,

Крепостное  разрушенье,

Говор  поселян.

От  дворовых   нет  поклона,

Шапки   набекрень,

И  работника  Семена

Плутовство  и  лень».

31.   Кому принадлежат слова:   «Литература у на­рода, не имеющего политической свободы, - единственная  трибуна,   с  высоты которой  он может заставить услышать крик своего него­дования и своей совести»?

32.   Кто  из   русских   писателей,   будучи  дворяни­ном, приписался вместе с семьей к крестьян­скому  обществу?

33.   Кто написал стихотворение «Свобода», полное страстного призыва к  борьбе  с деспотизмом? Вот первые его  строки:

«Когда я был отроком тихим и нежным,

Когда я  был юношей  страстно-мятежным,

И в возрасте зрелом, со старостью смежном, -

Всю жизнь мне все снова, и снова, и снова

Звучало одно неизменное слово: Свобода!   Свобода!»

34.   Кто  из   русских  писателей   создал  повесть  о крепостной   актрисе   «Сорока-воровка»?

35.   О каком произведении  Герцена  И. С.  Турге­нев писал: «Все это написано слезами, кровью: это горит и жжет... Так писать умел он один из русских»?

36.   Назовите передовой журнал,  закрытый прави­тельством одновременно с  «Современником» в 1866 году.

37.   Кто был главным сотрудником и вдохновите­лем журнала   «Русское  слово»?

38.   Какие журналы имели резко враждебное «Современнику»   и   «Русскому   слову»   направле­ние?

39.   Назовите  поэтов-сатириков  60-х  годов.

40.   «Свисток», - вспоминал Некрасов,  - приду­мал,  собственно,  я,  а душу ему,  конечно, дал Добролюбов».  О каком  «Свистке»   идет речь?

41.   Как   назывался   сатирический   журнал,   осно­ванный   поэтом   Курочкиным  и   художником Степановым?

Кто из десяти лет, в течение которых зани­мался литературной деятельностью, почти пять лет провел в одиночной камере Петропавлоской крепости?

У кого из поэтов, современников Н.А. Нек­расова, и в каком произведении упоминаются Простакова, Митрофан, Тарас Скотинин, Ноз-древ, Держиморда, Коробочка, Чичиков, Репе-тилов, Манилов, Мблчалин, Хлестаков, Ска­лозуб,  Загорецкий,  Фамусов?

44.   Кто из современников Н.  А.  Некрасова и его близких  соратников писал:

«Я ваш,  друзья,   -  хочу быть вашим,

На труд и битву я готов, -

Лишь  бы начать в  союзе  нашем

Живое дело  вместо слов».

45.   Назовите  поэта-сатирика,   которому принадле­жат  следующие  строки:

«Я не поэт, - и, не связанный узами

С  музами,

Не обольщаюсь ни лживой,  ни правою

Славою.

Родине  предан любовью  безвестною,

Честною...

Я положил в нее чувство сыновнее

Все в нее».

46.  Назовите поэта и его стихотворения, из кото­рых  взяты  эти   строки:

а)   «Колокольчики   мои,

Цветики   степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые»?

б)   «Спускается солнце за  степи,

Вдали  золотится  ковыль, -

Колодников звонкие цепи

Взметают  дорожную   пыль».

в)   «Двух станов не боец, а только гость случайный,

За правду я был рад поднять мой добрый меч».

47.   Кто выступал в печати под псевдонимом «Козь­ма  Прутков»?

48.   Кто    написал    очерки    «Четверть    лошади», «Власть  земли»,   «Книжка чеков»?

49.   Назовите  автора  повестей   «Левша»,   «Тупей­ный художник »,   «Зверь».

50.   Какой рассказ положил начало литературной известности                       В.М.  Гаршина?

51.   Мотив безнадежности, отказ от борьбы с окру­жающим злом особенно сильно проявляется в рассказе  Гаршина   о  пациенте  психиатричес­кой больницы.  Назовите этот рассказ.

Ответы:

1.   А.Н.  Радищев.

2.   Екатерина II сказала о Радищеве: «Он бунтов­щик хуже Пугачева». Радищева приговорили к   смертной  казни,   которую  заменили   ссыл­кой, надеясь, что живым он не вернется.

3.   Из   оды   «Вольность».

4. А.С. Пушкин, первоначальный набросок сти­хотворения   «Памятник».

5.   а)  «Властителям  и   судиям»,

б)   «Вельможа»,

в)   «Памятник».

6.   «Беседу любителей русского слова»,  общество защитников   старых   литературных  и   полити­ческих взглядов в  словесности.

7.   П. А. Вяземский,   К. Н. Батюшков,   А. С. Пуш­кин,  Н. И. Тургенев,  В. А. Жуковский и др.

8.   Н.И. Гнедич.

9.   Д. В.  Давыдов.

10. Е.А. Баратынский.

11. Баллада   В.А.   Жуковского   «Светлана».

12.   В.А.  Жуковский  в  стихотворении   «Мбре».

13.   К.Ф.  Рылеев.

14.   К.Ф.  Рылеев и А.А. Бестужев.

15.   «Полярная   звезда».

16.   А.И.  Герцен  и   Н.П.  Огарев.   На  обложке «Полярной звезды»  была виньетка с силуэта­ми пяти казненных декабристов.

17.   Поэт  А.И.  Полежаев.

18.   П.А.  Катенин.

19.   В.Ф.  Раевским.

20.   В.К.  Кюхельбекер.

21.   Н.П.  Огарев.

22.   П.П.  Ершов.

23.   А.В.  Кольцов  в   стихотворении   «Урожай».

24.   «Литературные  мечтания.   Элегия  в  прозе».

25.   В драме   «Дмитрий  Калинин».

26.   А.А.   Фету.

27.  А.Н.   Майков.

28.   а)  Из   стихотворения   А.Н.   Плещеева   «Впе­ред!  без  страха  и  сомненья...»;

б) из перевода А. Н. Плещеева «Возьми ба­рабан и не бойся...»

29.   Ф.И.  Тютчев,   из  стихотворения   «Как  хоро­шо ты,  о море ночное!»

30.   а) Из   стихотворения  А.А.  Фета;

б) пародия поэта Д.Д. Минаева «Лирические песни с гражданским отливом» на стихотворе­ние Фета.

31.   А.И.  Герцену.   «О   развитии  революционных идей в России».

32.   А.И.  Герцен.

33.   Друг А.И.  Герцена,  поэт Н.П. Огарев.

34.  А.И.  Герцен.

35.  О  «Былом и думах».

36.   «Русское слово».

37.  Д.И. Писарев.

38.   «Библиотека для  чтения»   и   «Русский  вест­ник ».

39.   Н.А.  Некрасов, Н.А. Добролюбов, В.С. Курочкин, Д.Д.  Минаев и др.

40.   В 1859 г. стало выходить сатирическое прило­жение к  журналу   «Современник» - «Свис­ток».

41.   «Искра».

42.   Д. И.  Писарев.

43.   У  В.С. Курочкина, в стихотворении «Семей­ная встреча 1862  года».

44.  Н.А. Добролюбов, стихотворение «Еще рабо­ты в жизни много».

45.   В.С. Курочкин.

46. А.К. Толстой,  стихотворения: а) «Колоколь­чики мои»; б) «Колодники»; в) «Двух станов не боец».

47.   Братья  Жемчужниковы (Алексей,   Владимир, Александр) и                 А.К.  Толстой.

48.   Глеб Успенский.

49.   Н.С. Лесков.

50.   Рассказ о страданиях раненного на поле боя - «Четыре  дня».

51.   «Красный  цветок».

Приложение 2

Спортивные эстафеты

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ «КОЗЛА»

Установим «козла» на линии старта, пусть им станет капитан. Второй участник разбегается, перепры­гивает через капитана и замирает на том месте, где приземлился. Он тоже превращается в «козла». Третий участник, разбежав­шись, совершает уже два прыжка и тоже замирает в точке при земления. Когда уже некому разбегаться и прыгать, капитан, ко­торый был первым «козлом», разбегается и прыгает через всю команду сам. Так, многократно прыгая и превращаясь то в пры­гунов, то в снаряд для опорных прыжков, команда преодолевает дистанцию. Какая команда преодолеет дистанцию первой таким необычным образом, та и будет победительницей.

БЕГ СО СКАКАЛКОЙ

Эта эстафета проста. Первый участник команды бежит по сигналу до поворотного флажка и обратно, прыгая через скакал­ку. Затем он передает скакалку следующему и так до... победы или неудачи. Более сложным вариантом является бег с прыжка­ми через обруч, который используется как скакалка.

БЕГ С ОБРУЧЕМ

Это тоже несложная эстафета. Все члены команды по очереди бегут до точки поворота и обратно, крутя на поясе обруч. Побеждают самые гибкие и быстрые. Усложнением эстафеты могут послужить таким задания:

- крутить обруч на шее,

- крутить обруч на руке,

- крутить сразу два обруча на обеих руках.

ТРИ ПРЫЖКА

Для выполнения этой эстафеты необходимо на расстоянии 8-10 метров от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала первый участник, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и устремляется назад переда­вать эстафету следующему. Второй участник, достигнув лежащих предметов, берет обруч и делает через него три прыжка (как че­рез скакалку). Третий участник вновь берет скакалку и т.д. ... идет чередование. Прибытие последнего члена команды к линии старта означает окончание эстафеты. Победа достанется самым быстрым.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ

Спасательным кругом, который поможет перебраться через «реку», в этой эстафете будет обруч. Линия старта будет одним «берегом», флажок напротив - другим. Капитан команды наде­вает на себя обруч и, удерживая его на уровне пояса, бежит до установленной отметки. Возвращаясь, он захватывает обручем следующего участника команды и бежит вместе с ним, «пере­правляя его в спасательном круге» на другой «берег». Так по оче­реди капитан «переправляет» всю команду на противоположную сторону. Побеждает та команда, которая быстрее перебралась на другой «берег».

ИГОЛЬНОЕ УШКО

Вдоль линии эстафеты на земле лежат два или три обруча. Стартуя, первый участник должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя (как нитка проходит через игольное ушко). Затем, добежав до следующего обруча, проделать с ним то же упражнение. И так со всеми обручами туда и обратно. Побеждает та команда, все участники которой быстрее проденут «нитку», т. е. проделают все операции с обручами.