Оглавление

Введение                                                                                                                       3

1. Средства массовой коммуникации как объект изучения

    социальной психологии                                                                                          4

1.1. Особенности общения в условиях массовой коммуникации                           4

1.2. Восприятие средств массовой коммуникации                                                   7

2. Основная характеристика экранного образа телеведущих                                 9

2.1. Существующие подходы в проблеме восприятия образа человека                9

2.2. Основные закономерности восприятия экранного образа

        телеведущих                                                                                                       17

2.3. Методы исследования массовой коммуникации                                             22

Заключение                                                                                                                 30

Список литературы                                                                                                    31

                                                 Введение

В социальной психологии важное место занимает проблема восприятие людьми друг друга в процессе различных видов деятельности. Познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида понятия о других людях дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно.

Образы и понятия могут формироваться у человека как при непосредственном общении с другими людьми, так и опосредованным путем через средства массовой коммуникации.

Предметом данного исследования является образ восприятия, возникающий в процессе взаимодействия людей при помощи средств массовой коммуникации.

В качестве объекта исследования выступает телеведущий и его характеристики, которые являются наиболее значимыми при формировании его экранного образа у телезрителей.

Актуальна эта проблема потому, что восприятие человека человеком, опосредованное техническими устройствами, стало реальностью нашего времени. Телевидение, благодаря своей общедоступности, является одним из самых значительных видов опосредованного общения. Цель данного исследования теоретическое изучение процесса восприятия экранного образа телеведущих.

Исходя из цели и предмета исследования, определена задача-анализ закономерностей процесса восприятия экранного образа коммуникатора.

1. СРДЕСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Особенности общения в условиях массовой коммуникации

Массовая коммуникация как разновидность человеческого общения обладает определенными специфическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на сам процесс общения и на его структурные компоненты. В этом виде общения выделяют следующие компоненты:

• коммуникатор - тот, кто говорит, кто сообщает информацию;

• аудитория те , кому говорят, кому сообщают информацию;

• сообщение - что именно говорят, сама информация;

• канал, т.е. техническое средство, с помощью которого   осуществляется передача сообщения [3].

 Следует подчеркнуть особую роль канала в массовой коммуникации, т.к. именно опосредованность общения техническими средствами задает, предопределяет основные специфические особенности массовой коммуникации как разновидности человеческого общения. Именно использование технических средств передачи информации превращает человеческое общение в массовое, поскольку это дает возможность одновременно включать в процесс общения огромные массы людей, самые разнообразные социальные группы и общности. Массовая коммуникация - это прежде всего общение больших социальных групп.

Одной из отличительных особенностей массовой коммуникации, вытекающей из межгруппового характера этого вида общения, является ее ярко выраженная социальная направленность. Это всегда сообщение не для одного человека, а для больших социальных групп, для массы людей.

Следующая важная особенность массовой коммуникации заключается в том, что из-за опосредованности техническими средствами в ней отсутствует прямой, непосредственный контакт коммуникатора и аудитории. Иначе говоря, в массовой коммуникации отсутствует непосредственная обратная связь.  Здесь обнаруживается проявление диалектического противоречия: преодоление времени и пространства достигается в массовой коммуникации за счет потери одного из ценнейших качеств межличностного общения, а именно возможности сразу в процессе общения увидеть, почувствовать и понять непосредственную реакцию партнера по общению на свои слова и поведение. Обратная связь нужна прежде всего для достижения взаимопонимания. Увидев по реакции партнера, понимает ли он сообщение, согласен ли он с ним, коммуникатор может в ходе общения скорректировать свое сообщение, сделать более убедительным и действенным. В условиях массовой коммуникации коммуникатор лишен такой возможности. При всем совершенстве технических средств коммуникатору невозможно в процессе своего выступления увидит одновременно миллионы своих читателей, слушателей и телезрителей. Для него остается единственная возможность: представлять свою аудиторию лишь мысленно.

В массовой коммуникации основной является отсроченная обратная связь, то есть та, которая имеет место не в процессе общения коммуникатора с аудиторией, а лишь после окончания передачи или прочтения сообщения [10].

Коммуникатор приобретает в массовой коммуникации как бы коллективный характер. Это объясняется, во-первых, тем, что в общении больших социальных групп, чем, по сути, является массовая коммуникация, каждый коммуникатор объективно выступает не только и не столько от своего имени, сколько от имени группы, которую он представляет.

В.Миколкович (1982), анализируя «видимого человека на экране», выделяет его «публичную индивидуальность», т.е. тот образ, который сформировался у «публики», у разных групп аудитории, в противовес «приватной индивидуальности» как сочетанию определенных индивидуальных качеств коммуникатора.

Огромные размеры аудитории и социальная направленность массовой  коммуникации требуют того, чтобы коммуникатор при всей своей индивидуальности строго соблюдал принятые в данном обществе нормы общения. Необходимость учета перечисленных особенностей МК приводит к тому, что в подготовке сообщения к выходу в свет участвуют не только сам коммуникатор, но многие работники редакций.

Весьма своеобразна в МК и аудитория. В первую очередь следует отметить такие существенные характеристики аудитории, как ее огромные размеры и не организованный, стихийный характер. Отсюда следует неопределенность ее границ и огромное разнообразие социального состава. Для коммуникатора аудитория является анонимной, что создает ему немало сложностей. Другая немаловажная особенность аудитории заключается в том, что в момент восприятия сообщения эта аудитория разобщена на небольшие группы.

Сообщения МК воспринимают, как правило, в семейном кругу или в кругу друзей, знакомых и т.д., причем эти группы могут находиться как рядом, в одном городе, так и за десятки тысяч километров друг от друга. Огромные и все возрастающие потоки сообщений, передаваемых различными с МК делают процесс восприятия, понимания и оценки их все более сложным. Вместе с тем, как справедливо подчеркивают исследователи (Шерковин 1973), с усложнением структуры внешнего мира, с ускорением происходящих в нем процессов человек все больше зависит от массовой коммуникации, которая создает для него своего рода, вторую реальность. Все это приводит к такой особенности МК, как ее «двухступенчатый характер». Суть этого явления заключается в том, что окончательное мнение отдельных читателей, слушателей и зрителей по тем или иным вопросам, освещаемым в МК, формируется, как правило, лишь после обсуждения соответствующих сообщений с др. людьми, прежде всего со значимыми для них лицами, которых принято называть «лидерами мнений (Шерковин 1973). Это обычно не просто компетентные, но и хорошо информированные люди за счет широкого использования ими различных с МК. При этом для каждого отдельного читателя, слушателя и зрителя имеет значение не только мнение значимых групп «лиц» как массовая реакция аудитории. [2,  5-9].

                1.2. Восприятие средств массовой коммуникации

Социально-психологические особенности функционирования и восприятия различных каналов в массовой коммуникации связаны, прежде всего, с их техническими характеристиками. Здесь большое значение имеет то, на какие органы чувств рассчитано то или иное техническое средство, т.е. «сенсорность» каналов в массовой коммуникации. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации (визуальный канал), радио - только на слуховое восприятие (аудиальный канал), а телевидение воспринимается и зрением и слухом одновременно (аудиовизуальный канал). В развитии средств массовой коммуникации прослеживается отдельные закономерности. Каждое новое средство, внося свою специфику в массовое общение, в то же время наследует и многие своих предшественников. Так, например, радио унаследовало от газеты четкий ритм информации, оперативность и в то же время значительно повысило эту оперативность за счет «прямых передач» с песта событий [1].

Вместо зрительного восприятия текста и иллюстрация радио сделало возможным слуховое восприятие информации, что значительно расширило его аудиторию. Телевидение в свою очередь, унаследовав все вышеизложенные характеристики радио, к звуковому восприятию добавили и зрительное.

Тем самым значительно приблизило массовую коммуникацию к привычным формам повседневного межличностного общения. Таким образом, каждое новое средство массовой коммуникации, обогащая структуру человеческого общения, не уничтожает старых, а продолжает сосуществовать вместе с ним. В этом проявляется вторая закономерности развития с МК: новые средства не «отменяют» старых. Это происходит потому, что новые с МК наследуются не все, а лишь отдельные характеристики старых, а их новые качества не в состоянии полностью заменить старые. Благодаря этому старые с МК продолжают сохранять ряд своих преимуществ по сравнения с новыми в повседневном общении.

Рассмотрим преимущества и ограничения телевидения. Телевидение, объединяя зрительный образ и устную речь ближе по форме к межличностному общению, чем радио. Д.Г.Башров говорит о «зрительно-звуковом языке» телевидения, имея в виду синтез трех знаковых систем: устной речи, изображения и музыки. В силу этого оно является самым легким с точки зрения восприятия информации по сравнению с печатью и радио. Вместе с тем следует отметить такую особенность телевидения, как ограниченность телевизионного экрана. Определенная «картинка мира» включенная в программу передачи, ограничена весьма скромными рамками. Установлено, что дети, увлеченные изображением событий на экране, не замечают этих рамок. Но взрослому трудней от них отрешиться. Ему нужно больше времени на вглядывание в телевизионный экран, чем ему же в качестве кинозрителя. Эта особенность восприятия телевизионного изображения взрослыми людьми вызвало необходимость большего использования в телевидении крупных планов, включая кадров более длительных по времени, меньшего количества действующих лиц и меньше общих планов. В целом эту специфичность телевидения можно обозначить как стремление к укрупнению и замедлению своих изображений. Это было особенно заметно при первых шагах телевидения, когда его экран был особенно мал [6; 7].

Возможно, что именно благодаря обилию крупных планов и замедленному изображению появилась гипотеза о том, что телевидение обладает возможностью осуществлять как бы «рентген характера» того человека, которого оно показывает.

Эта идея принадлежит одному из первых советских исследователей телевидения B.C. Саппаку. По его мнению, телевидение способно выявлять скрытые (дурные или хорошие) черты человека, попавшего в рамку телекадра. Экспериментально это не доказано. Но предположение В. Саппака не имело оснований, т.к. благодаря особенностям телевидения выявляются выразительные возможности лица человека, его движений и речи, которые являются основными «сигналами», раскрывающие индивидуальные особенности данной личности. По оперативности телевидение намного опережает печать, но уступает радио. Однако в телевизионных передачах сильнее, чем на радио, срабатывает «эффект присутствия», повышающей силу воздействия передаваемого сообщения.

Телевидение, как и радио, предоставляет меньше свободы по сравнению с газетой в первоочередности выбора той или иной информации, и него более ограничены возможности вернуться к переданной информации для лучшего ее осмысления.

Проанализировав «плюсы» и «минусы» современных каналов массовой коммуникации можно отметить, что телевидение не перечеркнуло деятельность других каналов массовой коммуникации. Каждый из них, обладая своей спецификой, выполняет свою функцию. Интересные наблюдения в отношении специфики социальных и социально-психологических функций делает известный английский исследователь Н.Черри. Он считает, что пресса стимулировала чувства социальной принадлежности, развила интерес к миру, расположенному за пределами личного окружения человека. Радио, и впоследствии телевидение, усиливает процессы социальной интеграции, позволив аудитории становиться свидетелем событий в момент их свершения: они же явились источником распространения культуры, породили новые формы проведения досуга, принципиально расширили возможности для образования и просвещения [2, 46-49].

2. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКРАННОГО ОБРАЗА ТЕЛЕВЕДУЩИХ

2.1. Существующие подходы в проблеме восприятия людьми друг друга

Человек - не только субъект, но и объект познания, и в качестве такового он предстает перед людьми как индивид, как личность, как индивидуальность. Как индивид он всегда характеризуется определенными морфоконституционными, нейротипологическими, половыми и возрастными особенностями. Как личность он оказывается представителем определенной общественно-экономической формации, народа, класса, социальной группы, коллектива [8]. Вместе с тем каждый человек выступает всегда и как индивидуальность, как неповторимый продукт, как единичный результат конвергенции совершенно конкретных естественных и общественных условий и обстоятельств, формировавших его как субъекта познания и общения.

Особенности, характеризующие человека как индивида, как личность и как индивидуальность, всегда, так или иначе, запечатлеваются в образах и понятиях, которые возникают у взаимодействующих с ним людей. В зависимости от задач решаемых людьми в совместной деятельности, значимость каждой из названных сторон человека может быть различной для окружающих и поэтому больше или меньше запечатлевается в сознании последних. В повседневном общении каждый человек отражает физический облик других людей, их речь, особенности выразительного поведения, одежду, различные детали оформления внешности, выполняемые ими действия, выделяет признаки, которые могут говорить об их профессии, переживаемом состоянии и т.д. Физический облик человека характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Тип сложения человека в целом определяется его конституцией, которая современная наука рассматривает как совокупность морфологических, функциональных и реактивных особенностей организма, сложившихся на основе определенной последовательности и воздействия конкретной среды. Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические признаки, образующие физический облик человека, взаимодействующие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлежности, возрасте, состоянии здоровья и пр.

В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль. Взаимодействуя с людьми, индивид «выбирая» стиль общения сними, учитывает, как правило, их пол и возраст [3].

При отборе ведущих для той или иной телепередачи черты физического облика его оказываются значимым компонентом. Помимо анатомических признаков, которые образуют физический облик человека, важным компонентом его внешнего облика являются так называемые функциональные признаки. К ним относятся мимика, жестикуляция, походка осанка, голос, а также речь [9].

Психологические процессы и присущие человеку в каждый момент внутренние психологические состояния коррелируют с конкретными нервно- физиологическими и биохимическими характеристиками организма. Сложные психологические образования, которые представляют собой непрерывно перестраивающиеся походу деятельности ансамбли процессов и состояний, динамично выражаются во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности определенных признаков, организующихся в пространственно- временные структуры. Каждая такая структура включает конкретные характеристики мимики, пантомимики, интонации, темпа движений, качества деятельности и прочее и является сигнальным комплексом, информирующего другого человека о психических процессах и состояниях его партнера по деятельности.

Человек, осваивая сигналы состояний в ходе взаимодействия с людьми, выделяет и объединяет признаки, характерные для каждого состояния. Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров и больше всего на глазах, которые оказываются видимым центром человека для воспринимающего субъекта. Это значение лица в процессе общения определяется тем, что на лице расположены важнейшие дисталтрецепторы, от лица исходит голос, слышимый другим человеком. Сокращение лицевых мышц изменяют, выражение лица сигнализируют о состояниях человека. Точность и тонкость дифференцирования выражений лиц и соответствующих им состояний у разных людей неодинаковы. Изучению особенностей восприятия человеком лиц других людей и дифференциации их выражений посвящено много исследований. Авторы этих работ стремятся проследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица по мере формирования личности воспринимающего (Ф. Ленард и Э.Банлаки), выявить характерные особенности распознавания у людей, страдающих расстройством психического здоровья (С. Ванденберг и М.Маттиссон), установить основания, которыми руководствуются люди, определяя выражения лиц, соответствующих разным эмоциональным состоянием (Р.Пиучек).

Изучая восприятие человеком мимики, ряд ученых (М.Шерман, Ч.Ландис) предприняли попытку найти определенный «код», который, по их мнению, характеризует каждую эмоцию. Однако такой подход к изучению закономерностей прочтения переживаний человека не ведет к полному решению проблемы, так как при этом, во-первых, не учитывается значение других, помимо выражения лица, особенности его экспрессии при расшифровывании переживаний и состояния воспринимаемого человека, а во-вторых, не принимается во внимание роль всей ситуации, в условиях которой происходит общение людей. Влияние ситуации на характер интерпретации мимических движений экспериментальным путем убедительно показывает П.М.Якобсон. Теоретическое значение ситуации общения в расшифровывании переживаний человека, его состоянии раскрывает С.Л. Рубинштейн. В образе, формирующемся в процессе общения, могут быть запечатлены жесты партнера. По ним мы можем заключить об отношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу, предмету и др. Жест может нам сказать о желании этого человека может нам сказать о желании этого человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции, наблюдаемые длительное время, могут оказаться для нас одним из основных для вывода о каком то качестве воспринимаемого человека. Человек может жестикулировать как произвольно, так и не произвольно. По мнению ряда исследователей, для определения состояния, переживаемого человеком, особое значение имеет непроизвольная жестикуляция. Кроут, наблюдая за людьми в экспериментально созданных конфликтных ситуациях, пришел к выводу, что существует корреляция между различными не произвольными жестами и определенными состояниями.

Жестикуляция, как и мимика, голос и отличаемые у данного человека позы, может войти в образ, формирующейся у людей при отражении этого человека. Однако она может быть и типичной для этого человека и совсем не характерной для него, а выражать только случайное состояние. Интересный материал о жестикуляции и мимических движениях содержится в исследовании Гельма, изучавшего влияние аффективных напряжений на умственную деятельность. Этот автор указывает, что в состоянии эмоционального напряжения и конфликта возникают многообразные движения смущения и беспокойства, Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека, также влияющих на характер впечатление, которое о нем складывается у взаимодействующего с ним индивидуума. Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы [12].

Истолкованию позы человека также посвящен ряд работ. А.Олсен провел исследование восприятия человеком движений и поз других людей. Рассматривая позы и движения как ответы на действие окружающих условий, как знаки, сигнализирующие о состоянии человека, которые, повторяясь, могут свидетельствовать о некоторых относительно устойчивых особенностях его личности. А.Олсен предлагал испытуемым по фотографии определить их значение. Он нашел ряд индивидуальных различий в восприятии и толковании движений и поз. Сабин и Хардин предприняли исследование с целью выявить влияние поз на ролевое восприятие. Полученные данные они интерпретировали с позиций распространенной на Западе теории ролей. Авторы пришли к выводу, что определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности. Голос также является одним из компонентов облика и влияет на впечатление, производимое человеком не окружающих. Голоса людей в широких пределах различаются по высоте, тембру, манере произношения и, если они специально не тренированы, как бывает с голом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения состояния и некоторых других особенностей их владельцев. Однако голос из-за трудности его анализа в психологии исследуется пока мало, и главным образом изучается речь. А между тем голосу каждого человека присуще определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании. И они, так же как высота и тембр. Делают голос каждого человека индивидуально своеобразным и влияют на то впечатление, которое складывается о владельце голоса у воспринимающего его индивидуума. Г. Олпорт попытался установить корреляции между голосом и некоторыми чертами физического и психического облика человека и выявить, как голос сказывается на формировании образа того, кому он принадлежит. При анализе собранных материалов Г. Олпорт утверждает, что, на его взгляд, голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека, которому он принадлежит. Голос действительно может «выдать» переживание человека, сказать об отношении его владельца к тому или иному факту, помочь лучше понять самочувствие и темперамент человека и даже раскрыть некоторые черты его характера. Однако нельзя утверждать, как это делает Олпорт, что голос сочетается с типом личности как целым. В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую играет и его речь. Устной и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей. К ним относятся характерная для данного человека скорость говорения, длина фраз, типичные для него конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и пр. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталоном, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складываете у нее о воспринимаемом человеке.

Исследователи Сабин и Вильяме интересовались, как люди слушая голос, могут « конструировать» личность говорящего. Они считают, что определенно можно говорить о положительной корреляции в ответах у женщин между частотой оценки или возраста и частотой приписывания лицом, произносившим различные фразы, соответствующих социальных ролей. У мужчин исследователи нашли положительную корреляцию между частотой представления или социальной роли и социальной ситуации. Работа Сабина и Вильямса, таким образом, показывает, что если жизненный опыт данной группы людей в основном одинаков, то сходными будет восприятие или определенных фраз и представления о тех, кто эти фразы произнес, и о том, в какой обстановке они были произнесены. Исследователи, например Г.Олпорт, опираясь на собранные факты, полагают, что присуще каждому человеку временные и устойчивые состояния наиболее адекватно и точно выражаются, как правило, одним-двумя способами экспрессии. Для одного таким выделяющим личность способом оказываются характерные изменения в выражении глаз, для другого движения рук и т.д. Но ученный не принял во внимание значение силы переживания в связи с тем или иным событием в жизни человека.

В своем исследовании Гельм пытался установить различия в характере мимических проявлений в зависимости от интенсивности аффективных состояний итого, в какой мере воздействие затрачивает наиболее существенные стороны личности. Когда аффективное воздействие затрагивает человека менее серьезно, его аффективные проявления выражаются свободнее как в мимическом, так и в речевом плане. Когда же воздействия затрагивают человека более глубоко, более личностно и колеблют, как ему кажется, его жизненную позицию, начинается видимое и осознанное владение собой, что отражается на характере мимики и пантомимики.

Изучению механизмов выразительного поведения людей посвящено очень много исследований. После классических работ И.П. Павлова была сделана не одна попытка осмыслить выразительное поведение и формирование выразительных движений с позиций рефлекторной теории. П.В. Симанов, П.М. Якобсон, опираясь на факты, полученные как в их лабораториях, так и другими исследователями, при разработке общей теории эмоций анализируют и их двигательные моменты: жесты, мимику, интонацию.

Н.А. Берштеин пытался объяснить механизм походки, тембр голоса, произношение, почерк, используя данные физиологии и кибернетики. Помимо признаков, образующих физический облик человека и его выразительное поведения, компонентом внешнего облика человека являются его одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки, с помощью которых достигается то или иное внешнее «оформление» облика человека. Этот компонент облика может говорить о деятельности человека, о его национальной принадлежности, служить дополнительным признаком возраста, свидетельствовать о вкусах и привычках. От оформления облика человека, следовательно, также зависит (больше или меньше) характер впечатления, которые складываются о нем у воспринимающих его людей. Оформление внешности человека оценивается, как правило, окружающими его людьми с позиций, усвоенных ими этико-эстетических норм. Движения и действия составляют поведение человека. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность человека, люди проникают в их внутреннее психологическое содержание, познают убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности. В повседневных, ставших привычными для нас жизненных ситуациях, когда нет надобности глубоко проникать в смысл поведения окружающих нас людей, в истинные мотивы их действий, процесс, раскрывающее действительное психологическое содержание их поведения, свернут. Но стоит другому человеку отойти от «само собой разумеющейся» манеры поведения, как процесс интерпретации их поведения выдвигается на передний план. Мы не просто регистрируем внешнюю сторону их поведения, а пытаемся психологически объяснить их поступки, для чего порой начинаем дополнительно наблюдать за ними. Эта особенность, на которую обратил внимание С.Л. Рубинштейн, чрезвычайно существенна для понимания процесса познания людьми друг друга. [4, 16-31].

2.2.Основные закономерности восприятия экранного

образа телеведущего

Прежде всего, следует отметить тот факт, что сама специфика общения в условиях массовой коммуникации предъявляет к личности коммуникатора ряд особых требований. Так, например, отсутствие непосредственной обратной связи, когда коммуникатор не имеет возможности воочию увидеть и услышать свою аудиторию, требует от него выработки особого умения выразительно говорить с воображаемым слушателем, что связано со многими психологическими трудностями.

Одна из них так называемая «боязнь микрофона». Она проявляется в том, что многие люди из-за боязни микрофона отказываются выступать по радио и телевидению, а если и соглашается, то, как только видят перед собой микрофон, буквально меняются на глазах. Их поведение сразу становится напряженным и скованным. Человек от волнения начинает говорить неестественным голосом и языком, в котором преобладают казенные фразы и штампы [11].

Здесь, по всей вероятности, прежде всего, сказывается то огромное психологическое давление, которое испытывает человек т сознания того, что его может услышать многомиллионная аудитория. Для преодоления «боязни микрофона» необходимы, с одной стороны, соответствующая индивидуальная психологическая предрасположенность человека к публичному выступлению, а с другой стороны, соответствующая индивидуальная психологическая предрасположенность человека к публичному выступлению, с другой специальная профессиональная подготовка и опыт работы в системе средств массовой коммуникации. Вместе с тем одного умения коммуникатора преодолеть «боязнь микрофона», а также мысленно представлять себе потенциальную аудиторию массовой коммуникации далеко не достаточно. В положительном восприятии сообщения значительную роль играет тот образ коммуникатора, который складывается у аудитории.

Социально-психологические исследования показывают, что формированию положительного образа коммуникатора содействуют самые разнообразные его качества - от социально-демографических до индивидуально-личностных. Здесь важны эти качества не только сами по себе, но и то, как они воспринимаются различными группами аудитории, иначе говоря, важна «публичная индивидуальность» коммуникатора, которую выделил В. Микалкович (1982), поскольку одно и то же качество коммуникатора нередко может различно оцениваться разными группами. Например, результаты исследования Э.Ф.Семеновой (1971), в котором было опрошено более 600 человек, показали большое значение профессиональной принадлежности, т.е. социальной роли коммуникатора, для оценки его самого и его сообщения. Так, например, рабочие в целом более высоко оценили и личность коммуникатор и его сообщение, когда он выступал в качестве бригадира. Инженерно-технические работники выше оценили коммуникатора и его сообщение в роли генерального конструктора и т.д. С точки зрения социальной психологии подобные результаты являются закономерными. Здесь проявляется действие социально-психологической функции аффилиации, т.е. принадлежности к группе, когда представители «своей» своей социальной группы обладают в глазах в глазах аудитории большим авторитетом и поэтому способны вызвать к себе, а следовательно, и к своему сообщению доверие аудитории является одной из важнейших предпосылок успешности его выступления.

Значимые индивидуально-личностные характеристики коммуникатора весьма разнообразны.

Среди них выделяют:

• характеристики внешности (физические данные и оформление внешности);

• коммуникативные характеристики (тембр голоса, дикция, манера говорить, и т.д.);

• внутренние личностные характеристики (знания, интеллект, эмоциональность, моральные ценности и т.д.) [5; 11].

 Характеристики внешности могут оказывать влияние на оценку привлекательности коммуникатора, которая не маловажна для создания его положительного или, наоборот, отрицательного образа. В коммуникативных характеристиках, как показывают исследования, аудитория обычно обращает большое внимание на голос коммуникатора. При этом предпочтение получают те коммуникаторы, которые обладают тембром голоса средних тонов. Эту тенденцию можно объяснить тем, что слух человека более восприимчив к звукам средних частот. На восприятия личности коммуникатора могут повлиять в положительную или отрицательную сторону, «лидеры мнения», а также реакция аудитории на восприятия коммуникатора, т.е. определенная коммуникативная ситуация. Так, показанная на телеэкране реакция аудитории значительно повлияла на оценку коммуникатора и его выступления. Для того чтобы лучше разобраться, в сущности, наиболее значимых для коммуникативного воздействия личностных качеств коммуникатора, их целесообразней рассматривать комплексно, в рамках определенной системы или модели.

В целостной социально-психологической модели коммуникатора выделяются два ряда отношений:

• коммуникатор-сообщение;

• коммуникатор-аудитория.

Каждый ряд данных отношений содержит свою систему характеристик коммуникатора, которые можно объединить в соответствующие факторы, включающие комитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты.

Первый фактор объединяет характеристики коммуникатора, связанных с отношением «коммуникатор-сообщение». Наиболее значимыми с точки зрения коммуникативного воздействия здесь выступают такие характеристики коммуникатора, как адекватное знание им той действительности, о которой он говорит (эмоциональный аспект), и умения довести свои знания, мысли, взгляды до аудитории (поведенческий аспект). В целом данный фактор можно обозначить как фактор «компетентности-убежденности».

При использовании технических средств массовой коммуникации важность таких качеств велика, т.к. аудитория воспринимает людей, выступающих в системе массовой коммуникации, не просто как источник информации, а как партнеров по общению. Это особенно проявляется при рассмотрении второго фактора, а именно «уважение-привлекательности», который включает характеристики, связанные с отношениями «коммуникатор-аудитория» и аудитория-коммуникатор. В первом случае наиболее значимыми с точки зрения коммуникативного воздействия выступают такие характеристики коммуникатора, как знание своей аудитории (когнитивный аспект), его искреннее уважение к аудитории (эмоциональный аспект) и умение общаться с ней на равных (поведенческий аспект). Аудитория средств массовой информации очень тонко чувствует отношение к себе коммуникатора. Она отвечает доверием и симпатией лишь в том случае, когда видит, что коммуникатор общается с ней на равных, искренне стремясь, поделится с ней своими знаниями и убеждениями. Для аудитории очень важна не только внешняя, но и внутренняя привлекательность коммуникатора, в том числе его принадлежность к значимой для аудитории группы. В этом случае проявляется механизма идентификации: коммуникатора считают «одним из нас» и особенно ему доверяют.

Во многом схожую с изложенной выше моделью коммуникатора можно найти в исследованиях Йельской, школы «экспериментальной риторики». Келман теоретически выделил три ключевые характеристики коммуникатора, связав их с определенными психологическими механизмами:

1. Кредитность коммуникатора, т.е. доверие к нему, связанное с механизмом внутреннего принятия («интернализация») его сообщения;

2. Привлекательность, связанная с механизмом идентификации;

3. Власть, связанная с механизмом внешнего принятия сообщения [12].

В 80-е г. в американских исследованиях массовой коммуникации была предложена «харизматическая» модель коммуникатора применительно к исследованию ведущих на телевидении. Автор этой концепции - Д. Голдхабер считает, что успех телевизионных передач новостей гораздо меньше связал с информационным содержанием передачи, чем с «харизмой» той личности, которая передает эти новости. Под «харизмой» понимается «личный кометизм», лидерство, которое проистекает от личности. Он выделил 3 типа «харизматической личности»:

1. Герой - идеализированная личность: смел, агрессивен, говорит, что «мы хотим», выглядит, как «мы хотим»;

2. Антигерой - «простой человек», «один из нас». Выглядит, как «мы все», говорит то «что и мы»;

3. Мистическая личность - чужой нам, необычен, непредсказуем.

 По мнению Голдхабера, для передачи новостей нужен «антигерой», т.е. один из нас, который доверительно беседует с аудиторией. Такой ведущий наиболее подходит для дневных и вечерних передач. Для поздних, ночных передач больше подходит «мистическая личность». Построение социально-психологической модели образа коммуникатора, выявление связи характеристик с соответствующим рядом отношений в коммуникативном процессе дает возможность упорядочить их, глубже проникнуть в сущность этих характеристик. [2,  56-64].

В исследовании Б.Д.Напешвили (1995), получена модель категориальной структуры восприятия телеведущих молодежной аудиторией, которую образуют четыре фактора:

1. «Моральность;

2. «Коммуникабельность»;

3. «Воспитанность, интеллигентность»;

4. «Открытость, доступность в общении».

 Это самые важные категории, на которые в первую очередь ориентируются молодые зрители, воспринимая и оценивая ведущих телевизионных программ.

Был произведен сравнительный анализ образов отдельных ведущих программы «Вести» с образом идеального ведущего. В результате оказалось, что идеального ведущего отличает от реальных в первую очередь исключительная порядочность и нравственность, он достаточно сдержан в выражении своего отношения к сообщаемой информации, раскован, не педантичен,, умеет наладить контакт с аудиторией, и вселяет в зрителей уверенность своим оптимизмом. [13, 20-21].

 

2.3. Методы исследования массовой коммуникации

Социальная психология возникла как бы на стыке двух наук: социологии и психологии. Это в значительной мере определило те методы, которые используются в социально-психологических исследованиях. Они восходят к методам психологии и социологии. К ним следуют отнести такие методы; как анализ текстов, наблюдение, опросы (анкеты, интервью), тесты, эксперимент.

Нас интересует характеристика методов применяемая к исследованию массовой коммуникации. Более подробно рассмотрены такие методы, как контект-анализ, опрос и наблюдение, как наиболее часто используемые в исследовании в массовой коммуникации. Следует также остановиться на проблеме репрезентативности, т.е. насколько те люди, которые участвуют в исследовании, типичны, представительны для изучаемой категории или группы людей, например, молодежной аудитории. Поэтому здесь возникает проблема построения выборки представителей аудитории.

В социальной психологии применяются в основном те же самые нормы построения выборки, которые применяются в статистике и социологии, но использование конкретного типа выборки всегда решается применительно к конкретным задачам исследования. Выборки весьма различны по количественному составу. Они могут колебаться от нескольких десятков до нескольких тысяч людей. По некоторым вопросам число опрашиваемых может, уменьшено до ста человек и менее.

Также следует специально оговорить факт, что социально-психологические исследования являются более глубокими по сравнению с социологическими и не всегда требуют и не всегда требуют обследования больших по численности аудиторий. По данным Ф. Г. Гурвича, 15-20 человек можно считать числом статистическим достоверным для практически адекватного описания объекта, поскольку, когда число респондентов достигает 15 человек, происходит уплощение кривой ошибок. Практика экспериментальных психологических исследований свидетельствует о том, что число 15 (испытуемых) является достаточным для получения результатов на 5%-ом уровне вероятности ошибки (методы социальной психологии). Отсюда можно сделать вывод, что в социальных психологических исследованиях массовой коммуникации размер выборки испытуемых социальных групп аудитории, например, возрастных, профессиональных, образовательных и др., должен составлять не менее 15 человек. Увеличение размера выборки может повысить объективность полученных данных. Конкретно размеры выборки в социально-психологических исследованиях массовой коммуникации определяются вышеуказанным подходом, а также целями и условиями проведения этих исследований.

Рассмотрим отдельные социально-психологические методы исследования массовой коммуникации, также как: контект - анализ, опрос (анкетирование, интервью), тесты, наблюдения, эксперимент.

1. Контект-анализ

Контект - анализ (буквально - анализ содержания) является одним из методов изучения документов, используемых в различных социальных исследованиях, в том числе и социально-психологических исследованиях массовой коммуникации. Под документом в данном случае понимается любая информация, зафиксированная в печатном тексте или рукописи, а также на фотографии, магнитной ленте, кинопленке или каким-либо другим способом. Специфика контект - анализа по сравнению с другими методами исследования содержания документов заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Полученные при помощи контект - анализа количественные характеристики текста возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контект - анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов. Текст, являясь продуктом человеческой деятельности и социальной среды, в широком смысле, несет в себе следы влияния разнообразных социальных и психологических факторов. Отсюда проистекает возможность обнаружить и измерить эти факторы путем регистрации в тексте в соответствующих индикаторов. При анализе конкретных текстов и документов необходимо сделать следующее:

• сформулировать ключевые, концептуальные понятия исследования, которые принято называть категориями контект - анализа;

• надежно и систематически зафиксировать частоту и объем упоминания этих категорий в отдельных элементах текста и во всей совокупности текстов анализируемых документов. Получение, т.е. количественные данные, подвергаются статистической обработке и результаты интерпретируются в соответствии с целями исследования [10].

Происхождения контект - анализа связано с исследованиями в области массовой коммуникации. Именно в массовой коммуникации наиболее четко выражены те два основных условия, без соблюдения которых применение контект - анализа не целесообразно. Эти условия следующие:

• изучаемые качественные характеристики, в том числе социально-психологические, должны носить однопорядковый характер и проявляться в тексте с достаточной частотой;

• изучаемого текстового материала должно быть столь много, что его невозможно охватить без суммарных оценок, особенно когда он носит несистематизированный характер.

 Контект - анализ может использоваться как самостоятельный метод. Однако, пожалуй, чаще и наиболее плодотворней он используется в сочетании с другими методами, например, с опросником наблюдением и т.д.

В процедуре контект - аналитического исследования можно выделить несколько этапов:

1 этап.  Определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального (анализа) аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контект-анализа.

Выбор объекта исследования. При котект-анализе, документов, специально составленных для целей исследования (текстов ответов на открытые вопросы анкеты, тексты интервью и т.д.) анализируются обычно все данные документов. Если же речь идет о документах, независимых от исследования (например, тексты газет, журналов и т.д.), то возникает необходимость в выборке.

Единицы контект - анализа можно разделить на две большие группы: качественные и количественные. Здесь качественные единицы контект - анализа отвечают на вопрос, что надо читать в тексте. Количественные единицы отвечают на вопрос как надо считать. К качественным (смысловым) единицам можно отнести категории и их индикаторы в тексте. Категории контект - анализа. Ими служат ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования.

В качестве категорий могут выступать, например, различные виды деятельности, социально-демографические или другой группы, социально-психологические характеристики коммуникатора, персонажа («героя») сообщения, аудитории т.д.

Индикаторы категории. Это те элементы текста, те единицы содержания, которые служат качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий. В зависимости от специфики исследования индикаторы категорий могут выражаться в виде отдельных слов, словосочетаний, суждений, тем и т.д.

Количественными единицами контект - анализа являются единицы контекста и единицы счета.

Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий (статья, ответ на вопрос, интервью). Единицы счета выражают количественную меру соотношения различных элементов текста. Они необходимы для осуществления статических процедур.

Объем упоминаний категорий контект - анализа сможет измеряется различными способами: подсчетом числа строк, печатных знаков и т.д. Для радио и телевидения обычно подсчитывается время, отведенное освещению определенного события или метраж израсходованной магнитной пленки.

2 этап. Составление кодировочной инструкции. На этом этапе осуществляется соотнесение категорий и подкатегорий контект-анализа с конкретными содержательными элементами текста, т.е. происходит отыскания в тексте индикаторов выбранных категорий исследования.

3 этап. Пилотажная (пробная кодировка текста). На данном этапе осуществляется кодировка части исследуемого массива текстов с целью апробации методики, изложенной в кодировочной инструкции.

4 этап. Кодировка всего массива исследования текстов. На данном этапе осуществляется процесс квалификации, т.е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов.

5 этап. Статистическая обработка полученных количественных данных.

6 этап. Интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования. На данном последнем этапе исследования, так же как и на первом, связанном с составлением программы, особенно ярко выступает качественная сторона контект - анализа .

Здесь особенно большое значение имеет учет более широкого теоретического и социального контекста для адекватной интерпретации результатов и их соотношения с данными, полученные с помощью других методов.

Контект - анализ дает особенно ценные результаты при исследовании сообщений массовой коммуникации, включая анализ фотографий в печати, телевизионных и радио передач [13].

Другим весьма распространенным методом социально-психологического исследования массовой коммуникации является опрос. Процедура его заключается в том, что исследователь задает ряд вопросов респондентом с тем, чтобы получить в их ответах интересующую его информацию, например, отношение к тем или иным передачам. Надежность полученной в опросах информации тем выше, чем искреннее в своих ответах респондент и чем выше его осведомленность о существе интересующегося исследователя предмета. В зависимости от способа получения информации различают два основных вида опроса: анкета и интервью. В основе обоих методов лежит вопросник, с помощью которого осуществляется сбор необходимой исследователю информации.

Анкета - это определенным образом организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетирование относится к письменной форме опроса. По форме вопросы обычно разделяются на открытые и закрытые. Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме. Закрытый вопрос задается в такой форме, что его формулировка предполагает выбор из ответов, указанных в анкете. Часто исследователи практикуют полузакрытые вопросы, в которых после перечисления возможных ответов задается дополнительный вопрос: «А что еще?», т.е. вопрос, который бы дал возможность респонденту высказать какое-либо дополнительное мнение, если оно у него имеется.

Для фиксации интенсивности мнения в формулировку вопроса обычно включают различные шкалы интенсивности оценок, например: «Хотелось ли Вам быть похожим на ведущего передачу?» Ответы: «Да, это так». «Вероятно, это так». «Вряд ли это так». «Это совсем не так».

Интенсивность суждений может быть выражена и в так называемых «биполярных шкалах» семантического дифференциала. Например, когда коммуникатора предлагается оценить по какому-либо качеству, то в анкету включают положительное и соответствующее отрицательное качество (скрытый - открытый, пассивный - активный). Если это 7-ми бальная шкала, то цифра 3 - означает высшую степень выраженности данного качества, 2 - среднюю, 1 - слабую, 0 - нейтральную. Шкалы могут быть различными по фиксации степени выраженности разных признаков. Чаще всего в социально-психологических исследованиях используют 5-ти бальные и 7-ми бальные шкалы. При исследовании массовой коммуникации широко используют такой вид анкетирования, как дневниковый опрос телезрителей. Участники опроса отмечают в дневнике-анкете время просмотренных передач, число членов семьи, смотревших их, наилучшую и наихудшую программу недели.

Интервью - метод получения необходимой исследователю информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Это устная форма опроса. Направление беседы определяется той проблемой, которая является предметом исследования. Респондент отвечает на вопросы исследователя устно, и сам исследователь фиксирует его ответы в самой различной форме: либо по памяти после интервью, либо с помощью магнитофона, либо каким другим способом.

В процессе интервью особенна важна способность исследователя, установить контакт с респондентом и вызвать его доверие. У исследователя здесь обязательно имеется либо заранее разработанный вопросник, которому он следует в процессе интервью (стандартизированное интервью), либо план интервью, который в ходе беседы с респондентом может меняться, но в целом соответствовать основным целям исследования (нестандартизированное интервью). Интервью может служить как самостоятельным целям исследования, так и использоваться в предварительном исследовании для проверки, например, того, как воспринимается респондентом анкета. Итак, опрос является одним из самых универсальных и широко используемых методов в исследовании массовой коммуникации.

Наблюдение, менее универсальный, но самый «старый» метод в социальной психологии. Применительно к массовой коммуникации можно осуществлять наблюдение за действиями коммуникатора и аудитории. Главная сложность при применении метода наблюдения заключается в том, чтобы должным образом выделить и систематизировать конкретные действия участников массовой коммуникации, а также фиксировать их в процессе наблюдения.

Примером использования этого метода может служить наблюдение за непосредственным процессом контакта аудитории с тем или иным каналом или конкретным источником массовой коммуникации. Здесь могут выявляться частота контактов аудитории с коммуникатором или с передачей, объем времени, уделяемому каналу массовой коммуникации, выступает ли восприятие массовой информации основной или фоновой деятельностью.

Во многих исследованиях метод наблюдения используется как одно из средств выявления отношения аудитории, например, к просмотру различных передач.

К социально-психологическим методом относятся и тесты. Тест - это особого рода испытание, в ходе которого его участник (испытуемый) или выполняет специально разработанное задание, или отвечает на вопросы. Отличающие от вопросов анкеты или интервью. Примером такого рода тестов, используемых при исследовании массовой коммуникации, может служить «Тест неоконченных предложений». Суть его заключается в том, что испытуемых просят дописать содержащиеся в тесте предложения, которые связаны с восприятием различных аспектов определенной телевизионной передачи, в том числе ее коммуникатора. Другим примером может служить «Тест 20 ответов», когда участников исследования просят дать 20-ть различных ответов на один вопрос: данный коммуникатор, кто он?

Остановимся кратко на таком методе, как эксперимент. Суть использования данного метода в социальной психологии заключается в том, что исследователь создает такую ситуацию, в которой он может определенным образом воздействовать на поведение людей и сравнивать их с поведением людей в обычных неэкспериментальных условиях, т.е. в «контрольной группе».

Примером использования эксперимента для исследования массовой коммуникации может служить экспериментальное исследование 3. Семеновой по восприятию телекоммуникатора и его сообщения. Естественные эксперименты в силу своей сложности используются значительно реже. [2, 40-45].

                                               Заключение

Исходя из поставленной задачи данного исследования, можно сформулировать следующие выводы:

1. Телекоммуникация не сводится к простому потому информации от коммуникатора к реципиенту. В структуре телекоммуникации заложены принципы субъект - субъективного взаимодействия, т.е. общения в строгом смысле слова.

2. В телевизионном общении, как и в межличностном, можно выделить три стороны коммуникативную, интерактивную, персептивную. Специфика межличностного восприятия в телевизионном общении заключается в следующем:

• зритель воспринимает экранный образ ведущего, самостоятельно домысливая многие характеристики этого образа;

• ведущий ориентируется на сложившийся у него определенный образ своей аудитории.

3. Эффектность телекоммуникации зависит не только от личностных особенностей коммуникатора и от того, как те или иные его характеристики воспринимаются различными группами аудитории.

                                         Список литературы

1. Багиров Э., Кацев И. Телевидение 20 века. - М.: Искусство, 1968.-124с.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М.: МГУ, 1991.-344с.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. - 219 с.

4. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -  Л., 1970. - 243 с.

5. Грошев И. В.  Полоролевые стереотипы в рекламе//Психологический журнал,1998.-№3.-С.12-18.

6. Грушин Б.А. Массовое сознание. - М., 1987. – 243 с.

7. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. - М., 1967. – 163 с.

8. Кузьмин Е.С., Семенова В.Е. Коллектив, личность, общение/Словарь социально-психологических понятий. -  Л., 1987.-С.46.

9. Льюис Б. Диктор ТВ. - М.: Искусство, 1973.-122с.

10. Матвеева А.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования//Вестник МГУ, 1996.-№4.-С.26-32.

11. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Экранный образ и личностные особенности телеведущих//Психолог,1999.-№1.-С.35-42.

12.Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Экранный образ и личностные особенности телеведущих//Психолог, 1999. -№2.-С.54-56.

13.Нанешвили Б.Д. Исследование восприятия ведущих телевизионных программ молодежной аудиторией//Вестник МГУ, 1995.-№3.-С.12-22.