Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Развитие общественной мысли в России середины XIX-
начала ХХ веков…………………………………………………………….4
2. Основные направления в развитии российской социологии
(народническое, либеральное, марксистское, анархическое,
социология всеединства)………………………………………………….6
3. Основные идеи российской социологии………………………………...10
Практическое задание……………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………………….14
Введение
Социология, как утверждает Ж.Т.Тощенко, - это наука о движущих силах сознания и поведения людей.
Изучая общество и его институты как целостные образования, социология имеет своим объектом, прежде всего, социальную сферу общественной жизни, в которой можно выделить три важнейших составляющих. Во-первых, социальную структуру общества как дифференциацию людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, социальную инфраструктуру, как совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. В-третьих, возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда человека, быта, досуга, здоровья, возможности определения выбора профессии и места жительства, участия в управлении, социального продвижения и перемещения.
В ХIХ в. социология трактовалась как общественная наука в целом. В первой половине ХХ в. наряду с этим подходом используется и более узкое понимание социологии. В 60-е гг. получило распространение трех- (или четырех-) уровневое понимание социологии. В 80-90-е гг. социология чаще всего трактуется как наука о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных отношений разного уровня: общество как целостный социальный организм; социальные общности и группы (слои), дифференцированные по различным основаниям.
1. Развитие общественной мысли в России
середины ХIХ – начала ХХ в.
До возникновения социологии как самостоятельной науки социологическое видение мира существовало в виде социальной философии, которая под влиянием быстрых успехов механики и других точных наук чаще всего называлась «социальная физика».
Как во всех физических науках социальное объяснялось через постулат, согласно которому общество являлось частью природы, а обществоведение определялось как часть естествознания.
На смену социальной философии приходит социологическая интерпретация социальных явлений. Вот тогда-то и возникает социологический стиль мышления, который предполагает:
- взгляд на общество как на некое системное целое, функционирующее и развивающееся по своим собственным законам;
- осознанную установку на изучение реально существующих общественных отношений, а не умозрительных утопий;
- опору на эмпирические методы исследования [9].
Вполне осознавая все разнообразие социологических школ и течений, всю историю социологии можно условно разделить на две основные ветви. Одна из них – немарксистская – начинается с трудов О.Конта и его западноевропейских последователей Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Герберта Спенсера, Макса Вебера до современной западноевропейской и американской социологии, включая сюда социологическую мысль России Х1Х – начала ХХ в. Вторая ветвь, собственно марксистская, связана с именами основоположников марксизма, их интепретаторов в России – П.Лаврова, Г.В.Плеханова, а также с работами В.И.Ленина, Н.И.Бухарина, социологов-марксистов 20-30-х гг. – к современной социологии 60-80-х гг. Каждая из названных ветвей богата своими идеями и разнообразна представительством выдающихся мыслителей, анализ учений которых и представляет в своей совокупности содержание этапов развития социологической мысли [7].
Наряду с западноевропейскими социологами активное участие в развитии социологической мысли принимали и ученые России. В целом на этом этапе немарксистское направление социологии в России носило компилятивный характер и находилось под серьезным воздействием контовской позитивистской социологии. Хотя многие заимствованные у западных социологов положения получили оригинальную интерпретацию. Среди ученых этого периода безусловно особого внимания заслуживают взгляды Ковалевского М.М. и Михайловского Н.К. Первый был не только социологом-исследователем, но и блестящим организатором социологической науки. Социология как прогрессивная отрасль знания довольно трудно распространялась в России. Костность и реакционность правительственных кругов заставляли передовые слои научной общественности маневрировать в деле институализации социологии как науки. Интересно отметить, что первоначально в распространении социологии в России особая роль принадлежала русской позитивистской журналистике (Н.Г.Чернышевский и Д.И.Писарев), и только позднее, в 1902г., А.С.Лаппо-Данилевский, академик Российской академии наук, способствовал тому, что идеи Конта стали получать признание в научной среде.
Много для этого сделал и М.М.Ковалевский – ученый, юрист и этнограф, основатель Русской высшей школы общественных наук, но по существу, первого социологического института. В школе читали лекции люди разных мировоззренческих позиций: М.Туган-Барановский, Е. де Роберти, В.Чернов, Н.Кареев, А.Чупров, Г.Плеханов, П.Струве, В.Ленин. Выступали здесь и западные социологи, такие как Э.Дюркгейм, Г.Тардт и др. [5].
Сам М.М.Ковалевский был твердым последователем О.Конта. Центральное место в его социологической теории занимала концепция социальной динамики, главным двигателем которой он считал рост народонаселения. Эту концепцию он называл генетической социологией. Существенное место в регулятивных процессах М.М.Ковалевский отводил правительству, принижая тем самым роль масс. В своем главном труде «Социология» Ковалевский обосновал историко-сравнительный метод в социологии и сформировал теорию социальных факторов, где он обосновал принцип тесной преемственности экономических, правовых и научных факторов, из которых складывается человеческое общество.
Взгляды М.М.Ковалевского характеризуются плюрализмом, они включили в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляли оригинальную социокультурную антропологию [1; 3].
Другой, не менее известный мыслитель этого периода, Н.К.Михайловский – создатель субъективной социологии, - мерилом прогресса считал личность, развивающуюся в кооперации людей, подобных себе. Роль общества в социологической концепции Н.К.Михайловского принижалась и игнорировалась. Будучи близким идейно к народовольческому движению, Н.К.Михайловский в своей публицистике широко развивал психологическую теорию «о герое и толпе», уделяя много внимания проблеме лидерства и индивидуальности. Хотя идеи Н.К.Михайловского зиждились на биологизме ЧюДарвина и Г.Спенсера и частично совпадали со взглядами П.Л.Лаврова, он, безусловно, как ученый-социолог стоит в ряду мыслителей, заслуживающих серьезного внимания [9].
2. Основные направления в развитии российской социологии (народническое, либеральное, марксистское, анархическое, социология всеединства)
Одновременно с социологией западноевропейской и американской школ происходило и дальнейшее становление нашей отечественной социологии. Исторически так сложилось, что социологическая мысль советского периода (1917-1991гг.) находилась под влиянием двух условий: теории марксизма и практики социалистического строительства.
Совсем небольшой промежуток времени, до 1922г., в социологической жизни России наблюдался относительный плюрализм. По сведениям П.А.Сорокина, с 1918 по 1922г. в России интенсивно издавалась научная и учебная литература по социологии, авторами которой были К.Н.Тахтарев, П.И.Кареев, В.Хвостов, Н.И.Бухарин и др. Выходили книги и самого П.А.Сорокина. Социологическая работа была сосредоточена в обществе «Русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», до 1921г. – в Социологическом институте, где читались публичные лекции по социологии и издавался небольшой журнал «Вестник Института социологии» (вышло 3 номера). Работали также многочисленные кружки в Петербурге, Москве, Казани. Постепенно стало исключаться преподавание социологии из институтов и школ.
Марксистская социология, напротив, набирала силу. Надо отметить, что она имела определенную традицию, восходящую к периоду распространения марксизма в России, которое берет свое начало от работ П.Л.Лаврова и Г.В.Плеханова.
В своем основном труде по социологии – «Исторические письма» П.Л.Лавров обосновал идею о том, что главной движущей силой истории являются критически мыслящие личности, т.е. передовая интеллигенция. Лавров, как один из идеологов народничества, очень много внимания уделял роли личности в истории и, по существу, был апологетом субъективизма в социологии. Вместе с тем он отводил определенную роль народным массам как непосредственному участнику революционного процесса [8].
Огромный вклад в развитие социологии марксизма в России внес Г.В.Плеханов. Он развил учение о роли масс и личности в истории, развенчал субъективно-идеалистические концепции о героях-делателях истории, дал социологический анализ формирования политической идеологии, разработал социологию русского рабочего освободительного движения. Плеханов Г.В. внес много оригинального в социологию. Опираясь на марксистский метод, он сформировал новые подходы в анализе различных сторон духовной жизни и по существу выступил родоначальников социологии искусства, религии. Одним из первых Г.В.Плеханов поставил вопросы социологического изучения национальной психологии российского рабочего класса [2; 6].
Упрочение и развитие марксистских идей в социологии связано с научной деятельностью В.И.Ленина. Опираясь на методологию К.Маркса, В.Ленин не только обогатил теорию социологии, но и внес существенный вклад в развитие конкретных социальных исследований. В.И.Ленин обосновал многие теоретические посылки марксизма применительно к практике политической борьбы. Существенный интерес для методов социологического анализа представляет ленинское наследие в сфере статистических методов изучения действительности и образцы некоторых анкет, разработанных им для изучения внутрипартийной жизни.
Так, В.И.Ленин разработал анкету, обращенную к делегатам Ш съезда партии, состоящую из пятнадцати вопросов. Позднее для проведения Всероссийской переписи членов РКБ(б) Статотдел ЦК проводил опрос по специальной анкете, в котором участвовал и В.И.Ленин. В первые годы Советской власти В.И.Ленин много внимания уделял развитию социологии. Так, при его непосредственном участии в октябре 1918г. была создана Социалистическая академия общественных наук, которой предписывалось поставить ряд социальных исследований, а позднее он инсценировал создание ряда исследовательских институтов в различных областях социологии. Об особом интересе В.И.Ленина к этой науке говорит и то, что в его личной библиотеке в Кремле наряду с разделом «философия» был выделен раздел «социология» [3; 9].
Своеобразным рубежом в развитии социологии этого периода был выход в свет книги Н.И.Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922г.) – книга приобрела огромную известность. В ней были систематизированы не только взгляды самого автора на общество, но и сформулированы основополагающие позиции общесоциологической теории. Применительно к социалистическому обществу это было сделано во многом впервые.
Главные выводы, к которым приходит автор, заключались в том, что социология – это наука, которая раскрывает жизнь во всей ее сложности и целостности. Социология объясняет общие законы человеческого развития, и в этом смысле она выполняет роль общей методологии для всех гуманитарных наук и в первую очередь для истории. Н.И.Бухарин сделал вывод, имеющий долгосрочное значение, о том, что теоретической социологией является исторический материализм [3].
Конечно, для социологии начала 20-х гг. постановка вопроса о предмете науки была существенным шагом вперед. Однако высказанные Н.И.Бухариным позиции вызвали неоднозначную реакцию. Это во многом объяснялось тем, что вопрос о соотношении истории и социологии ставился механистически, диалектические связи не были установлены. Вторым недостатком было то, что Н.И.Бухарин не придавал должного внимания конкретным исследованиям. Его рассуждения были слишком теоретичны, а теория во многом абстрактна.
Вместе с тем появление подобных работ в лоне марксизма свидетельствовало о том, что социология этого направления начинала институализироваться в самостоятельную науку. Это подтверждалось и тем, что вплоть до 30-х гг. стали создаваться научно-исследовательские учреждения, где широким фронтом проводились эмпирические исследования. В ряде университетов началось преподавание социологии по новым программам. Тематика конкретных исследований была чрезвычайно широкой. Это и экономика труда, и бюджет времени (С.Г.Струмилин), и научная организация труда (А.К.Гастаев), и проблемы безработицы (А.Исаев, И.Ходоровский), и вопросы молодежи, семьи и брака (Н.Иорданский, А.Большаков), и преступность (А.Герцензон и В.Вицкова), и духовная жизнь общества (М.Загорский, В.Кузьмичев), и многие другие. К этому времени выходило свыше десятка специальных социологических журналов [4].
Характеризуя этот период в развитии советской социологии, нужно отметить, что она обогатилась научной методикой и техникой сбора данных и была ориентирована на прикладные исследования.
3. Основные идеи российской социологии.
В ходе дискуссий на рубеже 20-30-х гг. о месте социологии в философской науке социология была объявлена '' лженаукой'', имеющиеся институты были уничтожены, кадры разгромлены и репрессированы. Социология, противоречащая потребностям власти и идеологии этого периода, была предана забвению на долгие годы.
С конца 50-х и особенно 60-х гг. начинается новый этап в развитии отечественной социологии. Он характеризуется оживлением и развитием конкретных социологических исследований, складыванием научных центров с узкой специализацией в различных регионах СССР, институализацией социологии как науки, созданием головного научного центра – Института конкретных социальных исследований АН СССР в 1969г. В этот период выходит много специальной, в том числе и переводной социологической литературы, развиваются и укрепляются внутрисоюзные и международные связи социологов [1].
Однако стремление социологии к самостоятельности не укладывалось в рамки существующих тогда идеологических и управленческих установок о роли нации в обществе. Поэтому была предпринята попытка «навести порядок». Поводом послужили «Лекции по социологии» Ю.А.Левады, обсуждение которых вылилось в принятие организационных мер по переустройству социологических центров и отторжение ряда ученых от активной научной деятельности. Были приняты меры по упорядочению издательской деятельности в сфере социологии. Академический институт под новым названием «Институт социологических исследований» был превращен в центр прикладной социологии, где с 1974г. начал выходить журнал «Социологические исследования». Институт вплоть до его реорганизации в 1999г. в Институт социологии РАН и выделения еще одной структуры – Института социально-политических исследований РАН, сделал немало полезного. Был выпущен ряд фундаментальных работ по актуальным проблемам развития общества (Здравомыслов А.Г., Заславская Т.И., Шкаратан О.И., Осипов Г.В., Ядов В.А., Тощенко Ж.Т., Шубкин В.И. и др.).
Активно изучались отдельные стороны общественной жизни: брак и семья (Харчев А.Г., Мацковский М.С.), социальная структура СССР (Руткевич М.Н., Филиппов Р.Ф.), культура (Плотников С.Н., Иконникова С.Н.), молодежь (Лисовский В.Т., Чупров В.И.), труд (Волков Ю.Е., Подмарков В.Н.).
Была проведена дискуссия о предмете социологии, в ходе которой большинство приняло точку зрения о трехуровневой структуре социологического знания. С 80-х гг. вновь началось усиление давления на социологическую науку. Прошедшая в это время дискуссия о предмете марксистской социологии могла закончиться печально, но начавшаяся перестройка способствовала позитивным изменениям в сохранении социологической науки в стране [10].
Распад Советского Союза привел к тому, что региональные центры социологической науки получили самостоятельность. Но сама наука оказалась в тяжелом экономическом положении. Несмотря на это, нынешний этап характеризуется достаточно серьезным всплеском в социологии. Продолжаются социологические исследования, выходит много научной литературы, новый импульс переживает социологическое образование.
Практическое задание
Укажите авторов социологических теорий, поставив знак (+) под фамилией в соответствии с теорией.
Направления в развитии российской социологии |
Авторы |
||||||||
Сорокин |
Данилевский |
Ковалевский |
Лав-ров |
Пле-ха-нов |
Ле-нин |
Кро-пот-кин |
Бакунин |
Чичерин |
|
Географичес-кое |
+ |
||||||||
Народническое |
+ |
+ |
|||||||
Анархистское |
+ |
+ |
|||||||
Марксистское |
+ |
+ |
|||||||
Культурно-исторических типов |
+ |
||||||||
Либеральное |
+ |
+ |
Заключение
Завершая исторический обзор развития социологической мысли, характеризуя ее более чем полуторавековое существование, можно выделить, пять более или менее самостоятельных этапов:
- когда социальные процессы трактовались при помощи перенесения законов природы на общественную жизнь, т.е. предпринималась попытка создания некой универсальной науки;
- когда социологическое знание развивалось в лоне национальных школ, главным образом учеными в Европе и в начале ХХв. Социологами США;
- когда социологическая мысль распалась на два противоположных, резко обозначенных направлений – марксизм и структурный функционализм, в рамках которых шла внутренняя интеграция научного знания;
- когда активизировалась социология в странах ''третьего мира'' (Африка, Индия) и социологические идеи Западной Европы и США получили свое применение к условиям этих стран, что послужило началом к складыванию мировой социологической традиции;
- когда осознание необходимости объединения всех школ и направлений инициировалось потребностями мирового развития и решением общечеловеческих, глобальных проблем. Этот этап, переживаемый современной мировой социологией, характеризуется поиском новых методов социологического анализа на основе обновления теоретического знания, отвергающего догматизм, нигилизм и эклектизм в науке об обществе.
Список литературы
1. Антология русской классической социологии. - М.,1995.-456с.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.,1993.-387с.
3. История социологии. – Мн.: «Высшэйшая школа»,1993.-455с.
4. История социологии./Под ред. А.Н.Елсукова. – Мн.: Высшая школа,1997.-381с.
5. История теоретической социологии. – Т.1. - М.,1995.-347с.
6. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: Новая школа,1995.-144с.
7. Култыгин В.П. История русской социологии. – М.,1994.-432с.
8. Медушевский А.Н. История русской социологии. – М.: Русская школа,1993.-322с.
9. Новикова С.С. История развития социологии в России. – М., 1996.-348с.
10. Социология: Учебник/Под ред.П.Д.Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»,2002.-1036с.