Оглавление

Введение                                                                                                         3

1. Сущность и механизмы социализации                                                    4

2. Основные этапы социализации                                                                9

Заключение                                                                                                   13

Список литературы                                                                                      14

Введение

Социализация - это процесс, который означает превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые на­зывают еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения ре­зультата или завершенности процесса социализации мож­но выделить начальную, или раннюю, социализацию, ох­ватывающую периоды детства и юности, и продолжен­ную, или зрелую социализацию, охватывающую два дру­гих периода.

От социализации надо отличать адаптацию (ограничен­ный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целе­направленное воздействие агентов социализации на духов­ную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихо-логическое становление человека в узком возрастном диапа­зоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологичес­кий процесс укрепления организма человека также в под­ростковом и юношеском возрасте).

Таким образом, в данной работе будет рассмотрен круг вопросов, связанных со становлением социального «Я», эволюцион­ными этапами и хронологическими рамками социализации.

1. Сущность и механизмы социализации

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализа­ции и идентификации. Социализация (от лат. socialis) - это процесс усвоения человеческим индиви­дом  определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [1]. Социализа­ция охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и вос­питания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализа­ции принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверст­ники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например, средства массовой информации, другие – на отдельных стадия жизни.

Термин социализация употребляется главным образом в социологии и социальной психологии. Наибольшее внимание исследователей уделяется социализации в детстве, что подразумевает прежде всего семью, так как она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей  [6].

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализа­ции, когда одна социальная группа обучает «правилам жиз­ни» другую, называется становлением социального «Я».

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально сконструированной ре­альности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физи­ческая крыша над головой, а социальное место в мире. Соци­ализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу).

У большинства взрослых есть свой «социальный дом» — устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией или как-то еще. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он су­ществует в полной зависимости от родителей.

Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем эконо­мической (устройство на работу, которая может вполне про­кормить человека) и социальной (женитьба и создание со­бственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качествен­ную границу между двумя этапами социализации — началь­ной (ранней) и продолженной (поздней).

Однако социализация — не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид — начальная точка этого процесса, зрелая личность — завершающая [2; 4].

У новорожденного нет личности. Ребенок неспособен раз­личать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и не-собой, между «Я» и «не-Я». Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем преобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве — все это стадии одного процесса, а именно осознания своего «Я».

Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозво­ленного. Это не только границы социально приемлемого по­ведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и учителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мне­ние? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертво­вать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чем смысл жизни?

Когда подросток задает подобные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже «проклевывается» личность. Развитая индивидуальность рождает пока еще неразвитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личнос­ти может продолжаться как угодно долго. Наука не устано­вила никаких количественных границ. Их попросту нет.

Осознание и осмысление своего «Я» — два разных момента. Второй совпадает с постановкой «философских» вопросов, которые затрагивались выше. Осознание своего «Я»происходит гораздо раньше.

Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем («Коля хочет пить») и с трудом пере­ходит к личному местоимению «Я хочу пить». Понятие о своем «Я» развивается у ребенка из понятия о других. В пере­ходный период он также легко может быть другим, как и самим собой. Через понимание других ребенок при­ходит к формированию своего социального «Я» (self). Впер­вые этот процесс описал Ч. Кули.

Ее суть в том, что другие (родители, ровесники, посто­ронние) являются своеобразным зеркалом для нас. В обыч­ное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид: прическу, галстук, рубашку. В других мы «смот­римся» для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале, суть реакции на наше поведение ок­ружающих. Мы постоянно размышляем о том, что о нас думают другие, каким я выгляжу со стороны, как они бу­дут реагировать на тот или иной мой поступок. Соответ­ственно вносятся поправки в собственные действия. И эти размышления не покидают нас всю жизнь.

Наше «Я» — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс.

Но это специфический процесс, он происходит в особом пространстве — в пространстве межличностного взаимодей­ствия. Наше «Я» обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что «Я» не сводится к сумме психических процессов (они-то как раз ограничены телом). Носителем или субстанцией «Я» выступают социальные от­ношения, средой обитания которых является общество [4; 8].

Теория и исследования социализации имеют довольно значительную историю. 3.Фрейд одним из первых выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентифи­кацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Об­разцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация — это способ осознания принадлежно­сти к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их цен­ности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. 3.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоб­лачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие по­ступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирую­щей формой выступает совесть.

Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные 3.Фрей­дом к теории социального действия и социальных систем. Они опре­деляют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительно­го отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой про­цесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее силь­ны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и сред­ства массовой информации и коммуникации [6].

Ж.Пиаже в качестве механизмов социализации выделяет ассимиляцию (уподобление) и аккомодацию (приспособление). По Пиаже, поведение управляется образцами когнитивных структур, называемых схемами. Пиаже подчеркивал активную роль субъекта в этих ключевых процессах социализации. Ребенок усваивает новый опыт, используя существенные схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма «равновесия» [7].

Итак, сделаем выводы:

1. Содержание процесса ста­новления социального «Я» — взаимодействие с себе подоб­ными; предназначение этого процесса — поиск своего соци­ального места. Результат процесса — зрелая личность. Глав­ными временными точками формирования личности явля­ются: а) осознание своего «Я», б) осмысление своего «Я». На том завершается начальная социализация и открывается продолженная. Ее исходный момент — обретение самостоя­тельности.

 2. Становление социального «Я» воз­можно только как процесс усвоения мнения значимых дру­гих обо мне, которые служат зеркальным «Я». Можно ска­зать иначе: на социально-психологическом уровне становле­ние социального «Я» происходит через интернализацию куль­турных норм и социальных ценностей. Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения.

3. Основными механизмами социализации являются: имитация, идентификация, чувство стыда и вины.

2. Основные этапы социализации

Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, т.е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение наше­го времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 национально­го дохода. Раньше ничего подобного не было: в традицион­ном обществе обучение происходило стихийно (старшие пе­редавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты.

Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка ко взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жиз­ни. На самом деле таково узкое значение термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчи­вающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм [5].

Процесс социализации для каждого индивида проходит в несколько этапов. Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных этапов в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зави­симости от опыта и социального взаимодействия. Эти этапы сменя­ют один другой в определенной последовательности:

1) сенсорно-мо­торный этап социализации (от рождения до 2 лет),

2) операциональный (от 2 до 7),

3) этап конкретных операций (с 7 до 11),

4) этап формальных операций (с 12 до 15)  [6].

Таким образом, в своем подходе Ж.Пиаже делает акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одного этапа развития к другому. При этом он указывает на приемственность и взаимосвязь каждого этапа развития с предыдущим.

Несколько другой подход к поэтапному разделению процесса социализации личности можно  встретить у Г.В.Осипова [5; 9]. Он выделяет всего два общих этапа социализации личности:

1) этап социальной адаптации, то есть приспособления индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности;

2) этап интериоризации, который представляет собой процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица.

 Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее из­меняет внешнее поведение, в то время, как социализация детей фор­мирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчита­на на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией по­ведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социа­лизация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования долж­ны быть законом для окружающих).

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваи­вать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социали­зация объясняет то, каким образом человек из существа би­ологического превращается в существо социальное. Социа­лизация как бы рассказывает, как на индивидуальном уров­не проходит то, что происходило с обществом на коллек­тивном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человечес­кому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.

Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.

К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вун­деркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не сущес­твует примеров ускоренной социализации.

Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее, это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или со­кратить процесс социализации в целом нельзя.

Социализация должна начинаться в детстве, когда при­мерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве за­кладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, для углуб­ленных размышлений и созерцаний. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны выстоять духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани [3; 10].

Выводы: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация — качественно раз­ные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап — самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрос­лые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навы­ки.

Заключение

В заключении хотелось бы заметить, что социализация – специфическая черта человеческого общества. Раньше социализация была однонаправлена процессом (от старших к младшим). Сегодня она приобретает черты двунаправленности.

Социализация проходит несколько основных этапов: начальное и продолженное (позднее). Самым важным из них является начальный этап социализации. От того, насколько удачно ребенок проходит этот этап, зависит его дальнейшее будущее.

Верным помощником и опорой социализации является социальный контроль. Он вознаграждает удачно социализирующихся и наказывает неудачников. На вооружении у него эффективный инструмент – экспертные оценки, на основании которых «социализантов» тестируют, корректируют и селектируют, то есть переводят вверх или вниз по социальной лестнице.

Неудачники социализации реже добиваются жизненного успеха. Они оказываются на «социальном дне», пополняют ряды социальных аутсайдеров, мало- и неимущие слои населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, проститутки – группы населения, неудачно прошедшие социализацию. Любое общество и во все времена стремилось избавиться или изолировать их.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия/Под ред. А.М.Прохорова.-Т.24.-К.1-М.: Издательство «Советская энциклопедия»,1976.-С.221.

2. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.-362с.

3. Кравченко А.И. Основы социологии. – М., 2000.-472с.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-384.

5. Осипов Г.В. и др. Социология. – М.: Мысль,1990.-446с.

6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр,1999.-160с.

7. Российская социологическая энциклопедия/Под ред. Г.В.Осипова. – М.: ИНФРА-М,1998.-660с.

8. Смезлер Н. Социология. – М., 1994.-386с.

9. Социологический энциклопедический словарь/Под ред. Г.В.Осипова. – М., 1998.-С.88.

10. Фролов С.С. Социология. – М., 2000.-394с.