Оглавление
Введение 3
1. Сущность и механизмы социализации 4
2. Основные этапы социализации 9
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Социализация - это процесс, который означает превращение человека в индивида и в личность.
Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.
От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихо-логическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека также в подростковом и юношеском возрасте).
Таким образом, в данной работе будет рассмотрен круг вопросов, связанных со становлением социального «Я», эволюционными этапами и хронологическими рамками социализации.
1. Сущность и механизмы социализации
Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация (от лат. socialis) - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [1]. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например, средства массовой информации, другие – на отдельных стадия жизни.
Термин социализация употребляется главным образом в социологии и социальной психологии. Наибольшее внимание исследователей уделяется социализации в детстве, что подразумевает прежде всего семью, так как она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей [6].
Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я».
Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально сконструированной реальности.
Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу).
У большинства взрослых есть свой «социальный дом» — устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией или как-то еще. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей.
Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начальной (ранней) и продолженной (поздней).
Однако социализация — не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид — начальная точка этого процесса, зрелая личность — завершающая [2; 4].
У новорожденного нет личности. Ребенок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и не-собой, между «Я» и «не-Я». Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем преобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве — все это стадии одного процесса, а именно осознания своего «Я».
Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и учителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чем смысл жизни?
Когда подросток задает подобные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже «проклевывается» личность. Развитая индивидуальность рождает пока еще неразвитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. Их попросту нет.
Осознание и осмысление своего «Я» — два разных момента. Второй совпадает с постановкой «философских» вопросов, которые затрагивались выше. Осознание своего «Я»происходит гораздо раньше.
Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем («Коля хочет пить») и с трудом переходит к личному местоимению «Я хочу пить». Понятие о своем «Я» развивается у ребенка из понятия о других. В переходный период он также легко может быть другим, как и самим собой. Через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (self). Впервые этот процесс описал Ч. Кули.
Ее суть в том, что другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для нас. В обычное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид: прическу, галстук, рубашку. В других мы «смотримся» для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале, суть реакции на наше поведение окружающих. Мы постоянно размышляем о том, что о нас думают другие, каким я выгляжу со стороны, как они будут реагировать на тот или иной мой поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия. И эти размышления не покидают нас всю жизнь.
Наше «Я» — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс.
Но это специфический процесс, он происходит в особом пространстве — в пространстве межличностного взаимодействия. Наше «Я» обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что «Я» не сводится к сумме психических процессов (они-то как раз ограничены телом). Носителем или субстанцией «Я» выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество [4; 8].
Теория и исследования социализации имеют довольно значительную историю. 3.Фрейд одним из первых выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. 3.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные 3.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой информации и коммуникации [6].
Ж.Пиаже в качестве механизмов социализации выделяет ассимиляцию (уподобление) и аккомодацию (приспособление). По Пиаже, поведение управляется образцами когнитивных структур, называемых схемами. Пиаже подчеркивал активную роль субъекта в этих ключевых процессах социализации. Ребенок усваивает новый опыт, используя существенные схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма «равновесия» [7].
Итак, сделаем выводы:
1. Содержание процесса становления социального «Я» — взаимодействие с себе подобными; предназначение этого процесса — поиск своего социального места. Результат процесса — зрелая личность. Главными временными точками формирования личности являются: а) осознание своего «Я», б) осмысление своего «Я». На том завершается начальная социализация и открывается продолженная. Ее исходный момент — обретение самостоятельности.
2. Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения.
3. Основными механизмами социализации являются: имитация, идентификация, чувство стыда и вины.
2. Основные этапы социализации
Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, т.е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты.
Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка ко взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой.
Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм [5].
Процесс социализации для каждого индивида проходит в несколько этапов. Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных этапов в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти этапы сменяют один другой в определенной последовательности:
1) сенсорно-моторный этап социализации (от рождения до 2 лет),
2) операциональный (от 2 до 7),
3) этап конкретных операций (с 7 до 11),
4) этап формальных операций (с 12 до 15) [6].
Таким образом, в своем подходе Ж.Пиаже делает акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одного этапа развития к другому. При этом он указывает на приемственность и взаимосвязь каждого этапа развития с предыдущим.
Несколько другой подход к поэтапному разделению процесса социализации личности можно встретить у Г.В.Осипова [5; 9]. Он выделяет всего два общих этапа социализации личности:
1) этап социальной адаптации, то есть приспособления индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности;
2) этап интериоризации, который представляет собой процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица.
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.
До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.
Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.
К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.
Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее, это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.
Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, для углубленных размышлений и созерцаний. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны выстоять духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани [3; 10].
Выводы: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация — качественно разные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап — самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки.
Заключение
В заключении хотелось бы заметить, что социализация – специфическая черта человеческого общества. Раньше социализация была однонаправлена процессом (от старших к младшим). Сегодня она приобретает черты двунаправленности.
Социализация проходит несколько основных этапов: начальное и продолженное (позднее). Самым важным из них является начальный этап социализации. От того, насколько удачно ребенок проходит этот этап, зависит его дальнейшее будущее.
Верным помощником и опорой социализации является социальный контроль. Он вознаграждает удачно социализирующихся и наказывает неудачников. На вооружении у него эффективный инструмент – экспертные оценки, на основании которых «социализантов» тестируют, корректируют и селектируют, то есть переводят вверх или вниз по социальной лестнице.
Неудачники социализации реже добиваются жизненного успеха. Они оказываются на «социальном дне», пополняют ряды социальных аутсайдеров, мало- и неимущие слои населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, проститутки – группы населения, неудачно прошедшие социализацию. Любое общество и во все времена стремилось избавиться или изолировать их.
Список литературы
1. Большая Советская Энциклопедия/Под ред. А.М.Прохорова.-Т.24.-К.1-М.: Издательство «Советская энциклопедия»,1976.-С.221.
2. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.-362с.
3. Кравченко А.И. Основы социологии. – М., 2000.-472с.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-384.
5. Осипов Г.В. и др. Социология. – М.: Мысль,1990.-446с.
6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр,1999.-160с.
7. Российская социологическая энциклопедия/Под ред. Г.В.Осипова. – М.: ИНФРА-М,1998.-660с.
8. Смезлер Н. Социология. – М., 1994.-386с.
9. Социологический энциклопедический словарь/Под ред. Г.В.Осипова. – М., 1998.-С.88.
10. Фролов С.С. Социология. – М., 2000.-394с.