Оглавление
I. Теоретическая часть 3
1.1. Сущностные характеристики профессионально-
должностных групп 3
1.2. Социально-экономическое положение профессионально-
должностных групп 4
1.3. Элементы профессионально-должностной подструктуры 9
II. Практическая часть 11
Социологическая характеристика профессиональной группы 11
Список литературы 14
I. Теоретическая часть
1.1. Сущностные характеристики профессионально-должностных групп
Начнем с определения понятия «страта». Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по 4 чертам стратификации: доход, власть, образование и престиж занятия.
Социально-профессиональная стратификация – это структура общества, которая расчленена на страты по профессиональной принадлежности.
Можно выделить следующие группы работников, различающиеся профессиональными особенностями труда:
1. По содержанию деятельности на занимаемом месте.
1.1. Занятые в сфере материального производства.
1.2. Занятые в сфере политики.
1.3. Занятые в сфере науки и др.
2. По степени интеллектуальности.
2.1. Умственного труда.
2.2. Физического труда.
2.3. Умственно-физического труда.
3. По квалификационному уровню труда.
3.1. Высококвалифицированного труда.
3.2. Труда средней квалификации.
3.3. Низкой квалификации.
3.4. Неквалифицированного труда.
4. По образованию.
4.1. С высшим образование.
4.2. Со средним специальным образованием.
4.3. С полным средним.
4.4. С неполным средним образованием.
4.5. С начальным.
5. По уровню технической вооруженности.
5.1. Занятые автоматизированным трудом.
5.2. Занятые наладкой и ремонтом оборудования.
5.3. Занятые ручным трудом при машинах и механизмах.
5.5. Занятые ручным трудом.
Характеристики профессий (должностей) отражают содержание деятельности, диктуемое местом работников в системе разделения труда и в иерархии управления данным видом деятельности.
1.2. Социально-экономическое положение профессионально-
должностных групп
Социально-экономическое положение (статус) – это комплексная характеристика, которая отражает место конкретной группы в общей иерархии профессионально-должностных групп. Это место описывается тремя характеристиками: престижем профессии, служебным положением и экономическим положением группы.
Престиж профессий – это их соотносительная оценка, разделяемая членами данного общества или группы на основании определенной системы ценностей. С помощью соотносительных оценок члены общества упорядочивают все множество профессий (придают им тот или иной ранг). Так возникает «шкала престижа профессий», в которой одни из них оцениваются как более, другие – как менее предпочтительные для данного населения. Проведенные в России и других странах социологические исследования показали, что престиж профессий сильно влияет на профессиональную ориентацию молодежи, отношение работников к труду, на социальную мобильность населения.
Например, шкала профессионального престижа в США выглядит следующим образом (Таблица 1).
Таблица 1.
Шкала профессионального престижа (сокращенный вариант)
Вид занятий |
Баллы |
Вид занятий |
Баллы |
Физик |
82 |
Машинистка |
41 |
Профессор колледжа |
78 |
Водопроводчик |
41 |
Судья |
76 |
Фермер |
41 |
Адвокат |
76 |
Ювелир |
37 |
Врач |
74 |
Часовщик |
37 |
Дантист |
74 |
Стюардесса |
36 |
Банкир |
72 |
Механик |
35 |
Летчик |
70 |
Булочник |
34 |
Министр |
69 |
Сапожник |
33 |
Гражданский инженер |
68 |
Бульдозерист |
33 |
Социолог |
66 |
Водитель грузовика |
32 |
Политолог |
66 |
Кассир |
31 |
Математик |
65 |
Продавец |
29 |
Школьный учитель |
63 |
Мясник |
28 |
Бухгалтер |
57 |
Домработница |
25 |
Библиотекарь |
55 |
Железнодорожник |
24 |
Специалист по компью- |
Газовщик |
22 |
|
Терам |
51 |
Таксист |
22 |
Брокер |
51 |
Официант |
20 |
Репортер |
51 |
Наемный работник на |
|
Менеджер в офисе |
50 |
ферме |
18 |
Офицер полиции |
48 |
Горничная |
18 |
Музыкант |
46 |
Сантехник |
17 |
Секретарша |
46 |
Дворник |
17 |
Пожарный |
44 |
Чистильщик обуви |
9 |
Почтовый служащий |
43 |
Самые высокие ранги получили профессионалы, такие, как законодатели, врачи, ученые, преподаватели колледжей, которые затратили многие годы на обучение, т.е. те, кто контролирует некоторое число и типы людей, входящих в круг их деятельности, кто обычно получает высокие доходы (за исключением профессоров колледжей).
Самый низкий статус получили люди, чья работа требует кратковременного обучения, считается «грязно», кто должен подчиняться приказам.
Эти данные свидетельствуют прежде всего о том, что первое место в социально-профессиональной стратификации США занимает законодательство, НИР (особенно в области высокоточной микроэлектроники), образовании и медицины.
Характеристики должности проявляются и в служебном положении работников. Служебное положение – это совокупность условий, связанных с данным должностным местом. Для рабочих к их числу относятся средства труда, т.е. материально-техническая оснащенность профессиональных мест, состояние производственных помещений, санитарно-гигиенические и производственно-бытовые условия на рабочем месте. Для служебного положения руководителей это – обеспеченность обслуживающим персоналом, служебным транспортом, доступ к специальным источникам информации, другие льготы и привилегии, полагающиеся по должности, прямые контакты с вышестоящими руководителями, вхождение в круги, от которых зависит принятие ответственных решений.
Кроме этих черт служебное положение руководителя зависит от того, к какой категории относится организация, в которой он работает. Точнее сказать, относится ли организация, в которой он работает, к числу привилегированных. Руководители, занимая формально один и тот же пост (например, директора завода), но работая в организациях различных ведомств, могут иметь весьма различный ранг власти, разный доступ к информации и др.
Различия в престиже профессий и в служебном положении порождают дифференциацию работников по экономическому положению. Это – третья составляющая социально-экономического статуса профессионально-должностной группы. В отличие от служебного положения, которое у разных профессионально-должностных групп сильно различается, экономическое положение, напротив, описывает весьма стандартизованным набором показателей. В их состав обычно включаются средний размер заработной платы, объем душевого дохода, жилищные условия, имущественная обеспеченность, степень удовлетворения потребностей в различного рода услугах – транспортных, медицинских, бытовых, культурных и др.
Структура социально-экономического положения группы показана на Рисунке 1.
Рис. 1. Структура социально-экономического положения (статуса) профессионально-должностной группы
Как видно из рис.1 образующие характеристики социально-экономического положения носят сугубо статусный характер. Это отличает их от характеристик профессий и должностей, отражающих разные стороны активности групп, их трудовой деятельности.
Ведущим стратификационным критерием становится профессионализм как социальная характеристика, которая означает наличие у человека закрепленной и признанной социальной функции, говорит о наличии специфических знаний, умений и навыков, монополии обучения и накопления функционального опыта, качественных параметрах его общественно ориентированной деятельности.
В России стратификационная роль профессии и профессионализма, с одной стороны, смягчена, поскольку общее экономическое развитие отстает от высокого современного стандарта, а некоторые сегменты квалифицированного труда потеряли сферы традиционного приложения; с другой стороны, она повышается в силу ряда причин: во-первых, востребован целый ряд профессии, для которых не велось специальной подготовки, т.е. возник структурный дефицит; во-вторых, потребности социальной стабилизации тpeбуют усиления функциональной привязки, что эффективнее всего осуществляется через профессию; в-третьих, эпоха перемены социальных ролей вызвала критическую профанацию и породила дилетантизм и на фоне профессиональной маргинализации высокий уровень специальной подготовки и функциональная корректность приобретают особую социальную ценность.
Так если раньше были престижными профессии токарь, шахтер и многие другие, то сегодня акцент престижности смещается в сторону таких профессий как банкир, финансист, менеджер. Сегодня все большее количество вузов становятся ориентированными на обучение именно этим видам профессий.
Рассмотрев социально-экономическое положение (статус) профессионально-должностных групп, можно перейти к описанию типов групп, являющихся элементами профессионально-должностной структуры.
1.3. Элементы профессионально-должностной подструктуры
Профессионально-должностная подструктура имеет горизонтальные и вертикальные срезы. Первый описывается частными характеристиками профессий и должностей, второй – показателями социально-экономического положения. Группы, имеющие сходные характеристики профессий и должностей, а также сходный статус, образуют один и тот же тип. Таким образом, в один тип попадают группы, которые обладают сходными профессиональными и должностными чертами труда, имеют близкие престиж и служебное положение, сходное экономическое положение.
Можно представить гипотетический перечень групп, базирующийся частично на результатах, проведенных социологических исследований, а частично на собственных наблюдениях и высказанных в литературе предположениях.
I. Руководители.
1.1. Министерств и ведомств.
1.2. Территориальных органов власти.
1.3. Объединений и предприятий.
1.4. Производственных подразделений.
II. Главные ведущие специалисты.
2.1. Министерств и ведомств, территориальных органов управления.
2.2. Объединений, предприятий, первичных производственных подразделений.
III. Специалисты, не осуществляющие управленческих функций.
3.1. Занятые инженерно-техническими, сельскохозяйственными и экономическими работами.
3.2. Занятые медицинским обслуживанием, народным образованием, наукой, искусством, культурой, юрисдикцией.
IV. Служащие, технические исполнители.
V. Квалифицированные рабочие.
VI. Малоквалифицированные и неквалифицированные рабочие.
К представленному перечню нужно сделать два замечания. Во-первых, группы упорядочены по содержанию труда с учетом двух его сторон: профессиональной и должностной. Социально-экономическая же положение их не учтено, так как оценить его без специальных исследований трудно. Во-вторых, типы профессионально-должностных групп сильно дифференцируются в зависимости от отраслевых особенностей труда. Это естественно ибо отраслевая принадлежность влияет как на содержание, так и особенно на служебный и экономический статус группы. На языке экономической социологии речь здесь идет о зависимости профессионально-должностной структуры от организационно-управленческой.
II. Практическая часть
Социологическая характеристика профессиональной группы
Для выполнения данного задания была выбрана такая социальная группа как преподаватели вузов.
Характеризовать группу будем по следующим направлениям:
1. Особенности демографической структуры (пол, возраст, уровень образования).
Преподавателями вузов в основном работают женщины, средний возраст 40-45 лет. Образование – минимум высшее, а в основном к преподавателям вузов предъявляются требования наличия послевузовского образования (аспирантура, докторантура).
Численность профессорско-преподавательского персонала по наличию ученой степени и званию за 1995-1999 гг. показана в таблице 2.
Таблица 2
Численность профессорско-преподавательского персонала, обладающего ученой степенью и званием (в тыс. чел)
1995/1996 |
1998/1999 |
|
УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ |
||
Кандидат наук |
117,5 |
120,2 |
Доктор наук |
20,1 |
24,3 |
УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ |
||
Доцент |
85,3 |
87,1 |
Профессор |
21,1 |
24,6 |
2. Особенности территориальной структуры (основные регионы проживания и типы поселений).
Вузы, как правило, располагаются в областных центрах. Иногда, если речь идет об открытии филиалов вузов в небольших городах, то, соответственно, преподавателей вузов можно встретить и там. Таких маленьких провинциальных городов, обладающих вузовскими представительствами, сегодня становится все больше.
3. Характеристика выполняемой работы (уровень сложности, ответственности, технической оснащенности, тяжести, вредности).
Работа преподавателя вуза является достаточно сложной, так как требует наличия значительных умственных способностей. Интеллектуальный труд, как известно, может быть гораздо тяжелее физического. К тому же преподаватель несет высокую ответственность за свою деятельность. Он отвечает не только перед самим собой, но и перед студентами за знания, которые он им дает.
Для работы преподавателя требуется минимальное техническое оснащение по сравнению с занятыми в других видах деятельности. К нему можно отнести: аудиторию, оснащенную партами, стульями, доской; наглядные материалы; компьютеры (иногда) и т.д.
Работа преподавателя вуза является вредной в психологическом плане, однако, в сравнении с другими видами деятельности, тяжелой ее назвать нельзя.
4. Характеристика материальной обеспеченности (средний уровень доходов, их дифференциация).
По статистике средняя заработная плата преподавателя вуза составляет 3500 рублей. Естественно, что эта цифра относится не ко всем. Так происходит дифференциация заработной платы в зависимости от должности (преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор) и звания (кандидат, доктор наук, академик).
5. Особенности экономической культуры и экономического поведения.
Каждый преподаватель (в идеале) должен знать и понимать законы экономики для того, чтобы всегда быть готовым ответить на вопросы студентов, касающиеся современной экономической обстановки в стране, а также, соответственно, для повышения своего уровня интеллекта.
Экономическое поведение преподавателей вузов может быть достаточно активным, если речь идет, например, о невыплате заработной платы, о низком уровне зарплаты, о низком уровне финансирования образования в целом и т.д.
5. Изменение социального статуса в 90-е годы.
Социальный статус преподавателей вузов в первой половине 90-х годов дал крен в сторону понижения. Это было связано с тем, что сократился уровень оплаты труда работников образования, что повлекло за собой снижение престижа профессии преподавателя. Сейчас политика нашего государства направлена на то, чтобы вывести сферу образования из кризиса и поднять социальный статус преподавателей.
По статистическим данным численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях изменяется с течением времени. Это представлено в таблице 3.
Таблица 3
Численность профессорско-преподавательского персонала в ВУЗах
(тыс. чел)
ВУЗы |
1995/1996 |
1998/1999 |
2001/2002 |
Государственные |
239,2 |
247,5 |
272,7 |
Негосударственные |
13,0 |
23,6 |
46,9 |
Из таблицы 3 следует, что численность профессорско-преподавательского состава в ВУЗах стабильно увеличивается, как в государственном секторе, так и в негосударственном. Это свидетельствует о том, что со второй половины 90-х годов начинает повышаться социальный статус преподавателей.
Список литературы
1. Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС.-1994.-№5.- С.4-8.
2. Ильин В. Социальное неравенство. – М., 2000.-384с.
3. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1995.-288с.
4. Филатова О.Г. Социология: Учебник для вузов. – СПб., 2002.-512с.
5. Филатова О.Г., Филин Ю.Н. Социальная стратификация и мобильность в обществе. – СПб., 1998.-362с.