Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие и структура социальных связей…………………………………4
2. Социальное взаимодействие………………………………………………6
2.1. Социальные общности…………………………………………………...6
2.2. Социальные группы……………………………………………………...8
2.3. Социальные институты…………………………………………………11
3. Механизм регуляции социальных связей……………………………….14
Заключение…………………………………………………………………...17
Список использованной литературы……………………………………….18
Введение
Проблема социальных связей - одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на Западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкования предмета социологии.
Однако во всех случаях проблеме социальным связям общества отводится видное место. Это же можно сказать о месте данной проблемы в отечественной социологической литературе.
Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида.
Эти взаимодействия институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозобновляющийся характер.
Социальные институты и организации в системе социальных связей - это те скрепы, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества.
1. Понятие и структура социальных связей
Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений - социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что социальные связи представляют собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности [2].
В основе развития социальных связей общества лежат: 1) общественное разделение труда и 2) отношения собственности на средства производства и его продукты.
Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда. Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества [6].
На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм, русские мыслители М.И. Туган-Барановский, М. Ковалевский, П. Сорокин и другие. Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, в том числе в развитии социальной структуры общества, содержится в социально-экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе [6; 9].
К основным элементам социальной структуры общества можно отнести: - классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; - люди города и деревни; - представители умственного и физического труда; - сословия; - социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); - национальные общности (нации, народности, этнические группы).
Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей отнюдь не статическая, а скорее динамическая, она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами: во-первых, самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями (их-то чаще всего и надо выявить социологу); во-вторых, теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов [6].
Речь идет об общественных отношениях как стороне функционирования социальной структуры. Они складываются между субъектами, в том числе между указанными социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.
2. Социальное взаимодействие
2.1. Социальные общности
Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения [7; 10]. В данном определении следует подчеркнуть ряд моментов.
Во-первых, что социальные общности не являются умозрительными абстракциями, вычленяемыми учеными в целях удобства анализа общественной жизни или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой деятельности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.
Во-вторых, социальные общности — это не сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем.
В-третьих, социальные общности являются объектами социального взаимодействия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, самодвижения. Становление и функционирование социальной общности происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений [10].
Каковы же критерии выделения общностей, те необходимые и достаточные основания, которые позволяют сформироваться и функционировать общности? Если систематизировать взгляды социологов по этому вопросу [3; 6; 10], то можно вычленить шесть таких оснований:
1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей как потенциальная предпосылка возникновения солидарности между людьми;
2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими своих интересов как реальная предпосылка возникновения солидарности между ними;
3) наличие связей, взаимодействия, совместной деятельности и обмена этой деятельности;
4) формирование своей собственной культуры, системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и т.д.;
5) укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;
6) социальная идентификация членов общности, их самопричисление к данной общности.
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования - от длящихся минуты и часы (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами - от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики команды «Манчестер Юнайтед») и т.д. [8].
Однако значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.
Массовые общности характеризуются следующими признаками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен ситуативный способ существования, то есть они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями; 3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, то есть эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц. Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т.д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т.д.) [6].
2.2. Социальные группы
Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является «микросредой» формирования личности.
К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы [1].
Выделяют несколько видов групп:
1. Условная группа – это группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная принадлежность). Члены такой группы могут не пребывать в непосредственном общении один с другим.
2. Реальная группа, в основу классификации которой положен объективный процесс обмена деятельности и ее результатами. Реальная группа создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями [5; 6].
Наиболее распространенной классификацией малых групп является разделение их по дихотомичному принципу на такие разновидности [4]:
1. Лабораторно-природные (натуральные). Имеются в виду группы, которые специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях и группы, которые существуют в реальных жизненных ситуациях, имеют свою историю, сформированную структуру, уровень развития.
2. Формально-неформальные. Возникновение первых из них всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей. Неформальные же группы возникают самостоятельно.
3. Первичные и вторичные. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоцианальной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами. Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.
4. Закрытые-открытые группы. Классификационным принципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ.
5. Группы членства-референтные. Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.(чуть позже мы еще вернемся к рассмотрению референтных групп).
6. Диффузные группы. Это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например, люди, застрявшие в лифте, очередь).
7. Группа-ассоциация. Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда).
8. Группа-корпорация. В данной группе к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример - шайка преступников).
9. Коллектив - это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности [4].
Стоит заметить, что группа жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. Социализация способствует их приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти кого-то из ее членов.
Некоторые группы образуются ради выполнения определенной работы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению; уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне.
Завершить разговор о социальных группах хотелось бы словами известного американского писателя Д. Стейнбека: «Человек в группе не является самим собой: он - одна из клеточек организма, столь же отличающаяся от него, как клеточка вашего тела отличается от вас».
2.3. Социальные институты
Социальные институты, как форма социальной связи, на основе которой складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию, действующие от имени общества, как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни [8].
Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе.
Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т.п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности [4; 8].
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т.д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т.д.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т.д.) [9].
Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Важнейшими социальными институтами являются политические институты. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии [3].
Таким образом, институциональные связи - это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т.п.).
3. Механизм регуляции социальных связей
Механизм регуляции социальных связей отчетливо прослеживается через функциональные особенности социальных институтов. В свою очередь, социальные институты выполняют пять основных функций [6; 8]:
1. Функция определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов, делающих это поведение предсказуемым. В рамках данного института вырабатывается определенный социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность, связи и отношения каждого члена института.
2. С этой функцией тесно связана регулятивная функция, которая состоит в том, что социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким видом деятельности он ни занимался, в какой плоскости ни осуществлялись бы связи и отношения, человек всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений.
3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция в институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов.
4. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи членов института имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему институциализированных ролей. Информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимоотношениях между институтами.
5. Транслирующая функция проявляется в порядке социального опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения его ценностей, норм и образцов поведения [6; 8].
Наряду с явными функциями социальных институтов существуют скрытые, латентные, функции. Это побочные, косвенные результаты функционирования социальных институтов.
Каждый социальный институт эффективно выполняет свои функции в обществе при следующих условиях:
1. Четкое определение цели и круга выполняемых действий или же объема функций. Если функции того или иного института определены нечетко, он не может включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.
2. Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица, представляющие институт, будут выполнять свои функции в строгом соответствии с закрепленными нормами, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений о своих правах и обязанностях.
3. Признание и престиж, каким должен обладать социальный институт в глазах общества или преобладающей его части.
4. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политического института западной демократии в общество, где преобладают родовые, племенные связи [2; 8].
Нарушение нормального взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.
Заключение
В заключении работы можно сделать следующие выводы:
1. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные связи, которые находят свое отражение в социальных общностях, социальных группах и социальных институтах.
2. Социальная общность представляет собой реально существующую совокупность индивидов, выступающую самостоятельным субъектом социального поведения.
3. Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики субъектов общественных связей. В социологии существует множество классификаций социальных групп по различным классификационным критериям.
4. Размер группы существенным образом оказывает влияние на качество социального взаимодействия. С увеличением количества людей в группе исчезает возможность постоянных личностных контактов между ее членами.
5. Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей. Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей.
6. Механизм регуляции социальных связей отражен в функциях социальных институтов, среди которых: функция определения, регулятивная, интегративная, коммуникативная и транслирующая функции.
Список использованной литературы
1. Каганов Ю.Л., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? // Социс.-1996.-№12.
2. Кравченко А.И. Основы социологии. – М., 2000.-472с.
3. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-384.
4. Осипов Г.В. и др. Социология. – М.: Мысль,1990.-446с.
5. Основы социологии. Курс лекций / Отв. Ред. А.Г. Эфендиев.- М.,1993.-Ч.1.-348с.
6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Центр, 2003.-224с.
7. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. – М., 1998.-С.88.
8. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ,1998.-439с.
9. Филатова О.Г. Социология: Учебник для вузов. – СПб., 2002.-512с.
10. Ядов В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социс.-1989.-№6.