Оглавление

Введение                                                                                                          3

1. История становления социологических школ на Западе                        4

2. Социология в России: история и современность                                     9

Заключение                                                                                                    14

Список литературы                                                                                       15

                                                 Введение

Потребность в гуманитарных знаниях, т.е. знаниях об отношении человека и общества, а именно такие знания дает социология, появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем: справедливости и несправедливости, равенства и неравенства, дружбы и вражды, мира и войны упираются в характер человеческих отношений, в способность и умение людей жить в сообществе, разделять какие-то общие принципы и нормы и руководствоваться ими в своей повседневной жизни.

На протяжении всей истории общественного развития каждого мыслящего человека интересовали проблемы его места в этом мире. Люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами, т.н. вопросами совместной жизни и труда.

Для того, чтобы жить, человек должен добывать себе пищу, иметь кров, создавать и использовать орудия труда, защищаться от врагов и т.д. Все это невозможно делать в одиночку. Но самое существенное отличие человеческого общества от стада животных  состоит в следующем: в человеческом обществе исторически сложилось разделение социальных ролей, когда каждый человек не только подобен другому, но и отличается от него тем, что является еще и земледельцем, ремесленником, учителем либо воином. И основой взаимодействия и одновременно разделения ролей субъектов является необходимость удовлетворения материальных и духовных интересов и потребностей.

Изучение социальной жизни по сути дела есть познание мира, в котором мы живем, а значит, и самих себя. Отсюда следует огромная роль человека в построении мира, в котором он хочет жить и который стремится оставить потомкам. Для того, чтобы этот мир сохранить для потомков, мы должны его постоянно изучать и вовремя устранять все, что мешает его процветанию. Эту благородную роль во многом должна взять на себя и социология.

1. История становления социологических школ на Западе.

Традиционно возникновение социологии относят к 30-м гг. ХХв., связывая с именем французского философа-позитивиста Огюста Конта, который в 1939г. в 47 лекции «Курс положительной философии» ввел в научный оборот термин «социология», заменив им употреблявшееся ранее понятие «социальная физика».

Воззрения О.Канта во многом предопределяли взгляды утопистов и особенно учения А.Сен-Симона, секретарем у которого О.Конт долгое время работал.

Как социолог, помимо стройной системы методов социологического анализа, где главное место он отводил наблюдению (здесь еще сказывалась неразвитость методического анализа социологии и поэтому пока специфизировался общенаучный метод), О.Конт, разрабатывая методологию социологического познания, сформулировал теорию социальной динамики и теорию социальной статики.

В соответствии с первой в основе человеческой (социальной) жизни лежит прогресс, который предполагает изменения материального порядка, а также форм правления. Теория социальной динамики допускает изменения человеческой природы (физиологии человека), моральный прогресс, под которым понимается установление некой коллективной солидарности общества. Как следствие научного (интеллектуального) прогресса О.Конт допускал изменения в религиозно-мировоззренческой сфере [3; 8].

Помимо законов социальной динамики в обществе проявляются законы социальной статики. Именно их действие объясняет целостность общества. Вместе с тем сущность общества как целостного образования познается через его части, которые помогают его нормальному функционированию. Это основные институты общества - семья, государство, религия.

О.Конт уделяя определенное внимание проблемам «социальной политики», в основе которой лежат человеческие интересы и идеалы. Его взгляды относительно общественного устройства достаточно многообразны. Высшая ценность социальной жизни - государство, в котором личность должна раствориться. Властные отношения такого общества строятся с учетом полного разделения экономических, политических и моральных функций государства. Власть должна предупреждать и соблюдать эти разделения. Это наиболее удобно достигнуть при форме правления в виде диктатуры триумвирата, в который входят высшие финансовые круги, промышленные магнаты и руководители сельского хозяйства.

В эту элитарную группу входят также ученые и артисты, которые должны соблюдать роль блюстителей нового общества и его ценностей. Своеобразно оценивается в этом обществе роль пролетариата, который может стать действительным помощником элиты в случае, если порвет с социалистическими учениями, так как они посягают на институт собственности. Власть должна быть у элиты, а на долю других слоев общества отводится труд, приносящий моральной удовлетворение и общественное признание.

Несмотря на несовершенность отдельных взглядов, социология О.Конта положила начало научному изучению общества. Его взгляды сыграли выдающуюся роль в деле становления социологии как науки.

Весомый вклад в продолжение развития социологической теории внесли последователи О.Конта. Одним из наиболее значительных представителей социологизма был французский ученый Эмиль Дюркгейм. Выступая с критикой индивидуально-психологического подхода, он считал, что социальная реальность тождественна общему, коллективистскому в сознании. Его концепция явилась по существу обоснованием социологического эмпиризма. Из анализа природы социальных связей в современном ему обществе Э.Дюркгейм делал вывод о том, что обществу присущи конфликты. Главное их содержание и причины связаны с профессиональными противоречиями. Классовым конфликтам он придавал второстепенное значение. Государство, считал Э.Дюркгейм, в своей социальной политике должно вести работу по упорядочению конфликтов, что предполагает социальную сплоченность общества. Помимо экономических задач государство призвано осуществлять моральную регуляцию общества.

Э.Дюркгейм одним из первых поставил задачу предметного изучения социальных явлений. В связи с этим он подчеркивал значение вспомогательных дисциплин - истории, этнографии, статистики - для социологии. Э.Дюркгейм одним из первых начал социологически изучать отклоняющееся поведение, где попытался осуществить преемственность в исследовательских методах.

Характеризуя вклад Э.Дюркгейма в развитие научной социологии, следует помнить, что он во многом отражал сущность современной ему эпохи, и в этом смысле стоял на позициях поиска «третьего пути» между клерикальным роялизмом и социализмом, что тогда отвечало интересам буржуазных республиканцев.

Э.Дюркгейм занимает заметное место в истории развития социологии своими методологическими трудами и внес огромный вклад в разработку исследовательской техники [5].

Другим мыслителем этой эпохи контовского направления был немецкий социолог и культуролог Георг Зиммель. В своих работах он затрагивал довольно широкий спектр социальных и культурологических проблем общественной жизни. Отдельно его разработки, особенно посвященные систематике социологии, способствовали возникновению различных отраслей социологического знания. Г.Зиммель одним из первых предпринял попытку определения предмета социологии как учения об обществе, которое познает все то, что в обществе является действительно общественным. Г.Зиммель исследовал такие социальные формы, как «господство и подчинение», «конфликты» много внимания уделял разработке социальной типологии. Им осуществлена классификация таких социальных форм, как социальные процессы, социальные типы и модели социального развития. Хотя эти разработки во многом носили формальный характер, они оказали влияние на концепции современной социологии и нашли свое отражение в работах социологов США - Р.Мертона, М.Липсета, С.Линда и др.

Наиболее ярким представителем западноевропейской ветви в развитии социологии был выдающийся ученый, классик буржуазной социологической науки Макс Вебер. Воззрения М.Вебера неразрывно связаны с содержанием той эпохи, в которой он жил. Это был период, богатый на серьезные общественно-политические и экономические изменения. Европа переживала последствия франко-прусской войны и Парижской Коммуны, происходили серьезные изменения в экономике под влиянием промышленной революции, социальные конфликты в странах Европы принимали резкие формы, началось серьезное обнищание широких масс. Пролетариат выходит на арену политической борьбы, заявляет о себе как о самостоятельной силе, укрепляется и развивается социологическое учение. Россия заявляет о себе как капиталистическая держава, в ее недрах зреют революционные настроения, приведшие к трем русским революциям, последняя из которых расколола начавшийся преобразовываться в ходе Первой мировой войны мир на две противоположные системы [3; 6].

Все эти коллизии нашли отражение в идейном пути М.Вебера. Будучи на первых этапах становления приверженцем милитаризированной идеологии прусского типа, он через признание социалистических идей пришел в конце своего жизненного пути к отрицанию насильственных методов в политике и жизни общества. Под влиянием личной трагедии (в период Первой мировой войны погиб его сын) М.Вебер встал на пацифистские позиции. Его деятельность была многообразной и разносторонней. М.Вебер был и ученый, и педагог, и общественный деятель. Будучи современников К.Маркса, М.Вебер хорошо был знаком с марксистскими трудами. Он высоко оценивал экономическую теорию марксизма, но совершенно не воспринимал социально-политические теории. М.Вебер был одним из тех, кто дал отрицательную оценку революционным выступлениям 1905г. в России. Как методолог и теоретик социологической науки М.Вебер выдвинул идею «понимающей социологии», т.е. теории, согласно которой необходимо понимать и толковать действия людей. Концепция социального действия занимает одно из центральных мест в веберовской социологии. Разрабатывая ее, М.Вебер подробно сформулировал учение о типах господства. Он выделял три типа: первый - легальное господство. При нем родчиняются не личностям, а установленным в обществе законам. Этот тип подчиненности характерен для буржуазного государства. Второй тип - традиционное господство. К нему относится подчинение типа «господин-слуга», сформировавшееся в патриархальном смысле. При таком господстве аппарат управления всецело зависит от господина. И третий тип - так называемое харизматическое господство, где под харизмой понимается некий божественный дар. К харизматическим качествам М.Вебер относил дар пророчества и силу духа и слова, а к числу харизматических личностей, обладающих харизмой, - героев, великих полководцев, выдающихся политиков, основателей мировых религий. Занимаясь вопросами жизнедеятельности в философско-социологическом плане, М.Вебер много внимания уделял месту религии в обществе. Ему принадлежит ряд серьезных исследований, положивших начало одному из самостоятельных направлений в социологии - социологии религии [2]. Оценивая роль и значение М.Вебера в развитии социологии, нужно иметь в виду, что он был крупным методологом и теоретиком - интерпретатором. Его влияние на теоретическую социологию исключительно сильно настолько, что его последователи называли его «буржуазным Марксом», подчеркивая тем самым идейное влияние М.Вебера на последующие поколения западных социологов.

2. Социология в России: история и современность.

Наряду с западноевропейскими социологами активное участие в развитии социологической мысли принимали и ученые России. В целом на этом этапе немарксистское направление социологии в России носило компилятивный характер и находилось под серьезным воздействием контовской позитивистской социологии. Хотя многие заимствованные у западных социологов положения получили оригинальную интерпретацию. Среди ученых этого периода безусловно особого внимания заслуживают взгляды Ковалевского М.М. и Михайловского Н.К. Первый был не только социологом-исследователем, но и блестящим организатором социологической науки. Социология как прогрессивная отрасль знания довольно трудно распространялась в России. Костность и реакционность правительственных кругов заставляли передовые слои научной общественности маневрировать в деле институализации социологии как науки. Интересно отметить, что первоначально в распространении социологии в России особая роль принадлежала русской позитивистской журналистике (Н.Г.Чернышевский и Д.И.Писарев), и только позднее, в 1902г., А.С.Лаппо-Ланилевский, академик Российской академии наук, способствовал тому, что идеи Конта стали получать признание в научной среде [1].

Много для этого сделал и М.М.Ковалевский - ученый, юрист и этнограф, основатель Русской высшей школы общественных наук, но по существу, первого социологического института. В школе читали лекции люди разных мировоззренческих позиций: М.Туган-Барановский, Е. де Роберти, В.Чернов, Н.Кареев, А.Чупров, Г.Плеханов, П.Струве, В.Ленин. Выступали здесь и западные социологи, такие как Э.Дюркгейм, Г.Тардт и др.

Сам М.М.Ковалевский был твердым последователем О.Конта. Центральное место в его социологической теории занимала концепция социальной динамики, главным двигателем которой он считал рост народонаселения. Эту концепцию он называл генетической социологией.

Существенное место в регулятивных процессах М.М.Ковалевский отводил правительству, принижая тем самым роль масс. В своем главном труде «Социология» Ковалевский обосновал историко-сравнительный метод в социологии и сформировал теорию социальных факторов, где он обосновал принцип тесной преемственности экономических, правовых и научных факторов, из которых складывается человеческое общество.

Взгляды М.М.Ковалевского характеризуются плюрализмом, они включили в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляли оригинальную социокультурную антропологию [7].

Другой, не менее известный мыслитель этого периода, Н.К.Михайловский - создатель субъективной социологии, - мерилом прогресса считал личность, развивающуюся в кооперации людей, подобных себе. Роль общества в социологической концепции Н.К.Михайловского принижалась и игнорировалась. Будучи близким идейно к народовольческому движению, Н.К.Михайловский в своей публицистике широко развивал психологическую теорию «о герое и толпе», уделяя много внимания проблеме лидерства и индивидуальности. Хотя идеи Н.К.Михайловского зиждились на биологизме Ч.Дарвина и Г.Спенсера и частично совпадали со взглядами П.Л.Лаврова, он, безусловно, как ученый-социолог стоит в ряду мыслителей, заслуживающих серьезного внимания.

Одновременно с социологией западноевропейской происходило дальнейшее становление нашей отечественной социологии. Исторически так сложилось, что социологическая мысль советского периода (1917-1991гг.) находилась под влиянием двух условий: теории марксизма и практики социалистического строительства.

Совсем небольшой промежуток времени, до 1922г., в социологической жизни России наблюдался относительный плюрализм. По сведениям П.А.Сорокина, с 1918 по 1922г. в России интенсивно издавалась научная и учебная литература по социологии, авторами которой были К.Н.Тахтарев, П.И.Кареев, В.Хвостов, Н.И.Бухарин и др. Выходили книги и самого П.А.Сорокина. Социологическая работа была сосредоточена в обществе «Русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», до 1921г, - в Социологическом институте, где читались публичные лекции по социологии и издавался небольшой журнал «Вестник Института социологии» (вышло 3 номера). Работали также многочисленные кружки в Петербурге, Москве, Казани. Постепенно стали исключаться преподавание социологии из институтов и школ.

Марксистская социология, напротив, набирала силу. Надо отметить, что она имела определенную традицию, восходящую к периоду распространения марксизма в России, которое берет свое начало от работ П.Л.Лаврова и Г.В.Плеханова.

В своем основном труде по социологии – «Исторические письма» П.Л.Лавров обосновал идею о том, что главной движущей силой истории являются «критически мыслящие личности», т.е. передовая интеллигенция. Лавров, как один из идеологов народничества, очень много внимания уделял роли личности в истории и, по существу, был апологетом субъективизма в социологии. Вместе с тем  он отводил определенную роль народным массам как непосредственному участнику революционного процесса [4; 9].

Огромный вклад в развитие социологии марксизма в России внес Г.В.Плеханов. Он развил учение о роли масс и личности в истории, развенчал субъективно-идеалистические концепции  о героях-делателях истории, дал социологический анализ формирования политической идеологии, разработал социологию русского рабочего освободительного движения. Г.В.Плеханов  внес много оригинального в социологию. Опираясь на марксистский метод, он сформировал новые подходы в анализе различных сторон духовной жизни и по существу выступил родоначальником социологии искусства, религии. Одним из первых Г.В.Плеханов поставил вопросы социологического изучения национальной психологии российского рабочего класса.

Упрочение и развитие марксистских идей в социологии связано с научной деятельностью В.И.Ленина. Опираясь на методологию К.Маркса, В.Ленин не только обогатил теорию социологии, но и внес существенный вклад в развитие конкретных социальных исследований.

При непосредственном участии В.И.Ленина в октябре 1918г. была создана Социалистическая академия общественных наук.

Своеобразным рубежом в развитии социологии этого периода был выход в свет книги Н.И.Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922г.) - книга приобрела огромную известность.

Главные выводы, к которым приходит автор, заключались в том, что социология - наука, которая раскрывает жизнь во всей ее сложности и целостности. Н.И.Бухарин сделал вывод, имеющий для марксистской социологии долгосрочное значение, о том, что теоретической социологией является исторический материализм.

До начала 30-х гг. стали создаваться научно-исследовательские учреждения, где широким фронтом проводились эмпирические исследования. В ряде университетов началось преподавание социологии по новым программам. Тематика конкретных исследований была чрезвычайно широкой. Это и экономика труда, и бюджет времени (С.Г.Струмилин), и научная организация труда (А,К,Гастев), и проблемы безработицы (А.Исаев, И,Ходоровский), и вопросы молодежи, семьи и брака (Н.Иорданский, А.Большаков), и преступность (А.ГЕрцензон, В.Вицкова), и духовная жизнь общества (М,Загорский, В.Кузьмичев.), и многие другие.

С конца 50-х и особенно в 60-х гг. начинается новый этап развития отечественной социологии. Он характеризуется оживлением и развитием конкретных социологических исследований, складыванием научных центров с узкой специализацией в различных регионах СССР, институалиэацией социологии как науки, созданием головного научного центра - Института конкретных социальных исследований АН СССР в 1969г. [7].

Однако стремление социологии к самостоятельности не укладывалось в рамки существующих тогда идеологических и управленческих установок о роли нации в обществе. Поэтому была предпринята попытка «навести порядок». Поводом послужили «Лекции по социологии» Ю.А.Левады, обсуждение которых вылилось в принятие организационных мер по переустройству социологических центров и отторжение ряда ученых от активной научной деятельности. Были предприняты меры по упорядочению издательской деятельности в сфере социологии. Академический институт под новым названием «Институт социологических исследований» был превращен в центр прикладной социологии, где с 1974г. начал выходить журнал «Социологические исследования». Институт вплоть до его реорганизации в 1999г. в Институт социологии РАН и выделения еще одной структуры - Института социально-политических исследований РАН, сделал немало полезного.

Распад Советского Союза привел к тому, что региональные центры  социологической науки получили самостоятельность. Но сама наука оказалась в тяжелом экономическом положении. Несмотря на это, нынешний этап характеризуется достаточно серьезными результатами в социологии. Продолжаются социологические исследования, выходит много научной литературы, новый импульс переживает социологическое образование.

                                               Заключение

Заключая исторический обзор развития социологической мысли, характеризуя ее более чем полуторавековое существование, можно выделить пять более или менее самостоятельных этапов:

1) когда социальные процессы трактовались при помощи перенесения законов природы на общественную жизнь, т.е. предпринималась попытка создания некой универсальной науки;

2) когда социологическое знание развивалось в лоне национальных школ, главным образом учеными в Европе;

3) когда социологическая мысль распалась на два противоположных, резко обозначенных направления - марксизм и структурный функционализм, в рамках которых шла внутренняя интеграция научного знания;

4) когда активизировалась социология в странах «третьего мира» (Африка, Индия) и социологические идеи Западной Европы получили свое применение к условиям этих стран, что послужило началом к складыванию мировой социологической традиции;

5) когда осознание необходимости объединения всех школ и направлений инициировалось потребностям мирового развития и решением общечеловеческих, глобальных проблем. Этот этап, переживаемый современной мировой социологией, характеризуется поиском новых методов социологического анализа на основе обновления теоретического знания, отвергающего догматизм, нигилизм и эклектизм в науке об обществе.

                                         Список литературы

1. Борисов В.А.. Демография: Учебник для вузов. - М. : NОТА BENE, 1999. - 272с.

2. Демография современного состояния и перспективы развития/Под ред. Д.И.Валентся. - М.: Высшая школа, 1997. - 271с.

3. Звидриньш П.П., Звидриня Н.А. Население и экономика. - М.: МЫСЛЬ, 1987. - 126с.

4. История социологии/Под ред. А.Н.Елсуков. - Минск: Высшая школа, 1997. - 381с.

5. Кравченко А.И. Введение в социологию. - М.: Новая школа, 1995. - 144с.

6. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для вузов. -Екатеринбург: Делова, 1998. - 384с.

7. Социология: Учебник/Под ред. П.Д.Павленка. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 1036с.

8. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. - М.: «Логос», 1996. - 360с.                                                    

9. Харчева В.Г. Основы социологии. - М.: «Логос», 1997. - 304с.