Оглавление
1. Система налогообложения при выполнении соглашений
о разделе продукции…………………………………………………….3
2. Изменения в исчислении и уплате акцизов за период с1992
по 2002 гг. Действующий порядок уплаты…………………………….7
Задача № 1…………………………………………………………………11
Задача № 2…………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………….14
1. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», принятый в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений [2; 9].
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация представляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» [6].
Сторонами соглашения являются:
1) Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ или уполномоченные им органы;
2) инвесторы – юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющих вложение собственных заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья в являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Глава 26.4 НК РФ устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и отвечает следующим условиям:
1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», и признания аукциона несостоявшимся;
2) при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции;
3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения [5; 7].
Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:
1) соглашение о разделе продукции;
2) решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
В целях гл. 26.4 НК РФ цена продукции (цена нефти) применяется для определения объема компенсационной продукции, передаваемой инвестору, для раздела прибыльной продукции в стоимостном выражении, для определения прибыли, подлежащей налогообложению, а также для компенсации расходов инвестора на уплату налогов и сборов в случаях, предусмотренных гл. 26.4 НК РФ.
Установленный гл. 26.4. НК РФ специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов, указанных в ст. 346.36 НК РФ.
Установленный гл. 26.4 НК РФ специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена гл. 26.4 НК РФ [1; 5; 10].
При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
1) налог на добавленную стоимость;
2) налог на прибыль организаций;
3) единый социальный налог;
4) налог на добычу полезных ископаемых;
5) платежи за пользование природными ресурсами;
6) плату за негативное воздействие на окружающую среду;
7) плату за пользование водными объектами;
8) государственную пошлину;
9) таможенные сборы;
10) земельный налог;
11) акциз.
Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с гл. 26.4 НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями.
Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств, используемых исключительно для целей соглашения [5; 8].
При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
1) единый социальный налог;
2) государственную пошлину;
3) таможенные сборы;
4) налог на добавленную стоимость;
5) плату за негативное воздействие на окружающую среду.
От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с таможенной территории РФ. Перечень документов, при предоставлении которых в таможенные органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством РФ.
При выполнении соглашения объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления налога в отношении налогов, уплачиваемых налогоплательщиками, определяются с учетом особенностей, предусмотренных положениями гл. 26.4 НК РФ, действующими на дату вступления соглашения в силу.
В случае изменения в течение срока действия соглашения налоговой ставки НДС исчисление и уплата указанного налога осуществляются по налоговой ставке, установленной в соответствии с гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ [5; 11].
2. Изменения в исчислении и уплате акцизов за период с 1992 по 2002 гг. Действующий порядок уплаты
До принятия и вступления в силу (до 1 января 2005 г.) глав части второй НК РФ о налогах и сборах, предусмотренных ст. 12-15 НК РФ, действовали нормы Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», определяющие виды налогов и сборов.
С 1 января 2005 г. указанный закон утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах» [4; 6].
Акцизы относятся к федеральным законам. Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Акциз – это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл. 22 части второй НК РФ. Глава 22 применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» [3; 7].
В целях гл. 22 НК РФ не рассматриваются как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:
1) лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном округе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
2) препараты ветеринарного назначения, прошедшие регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;
3) парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитых в емкости не более 270 мл (Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 86-ФЗ в абзаце пятом подп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ слова «разлитая в емкости не более 270 мл» заменены на слова «разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно». Данное изменение вступает в силу с 1 января 2000 г.;
4) подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликеро-водочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;
5) товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке [5; 8].
Действующий порядок уплаты акцизов.
Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на предусмотренные налоговые вычеты сумма акциза, определяемая в соответствии с порядком исчисления акциза.
Сумма акциза, подлежащая уплате при ввозе на территорию РФ нескольких видов подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акцизов, исчисленных для каждого вида этих товаров.
Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиками, осуществляющими первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории государств – участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве), определяется с общим порядком исчисления акциза.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.
Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.
Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами, совершенным в отчетном налоговом периоде, подлежит вычету из общей суммы акциза в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке [10].
Задача № 1
На материалах конкретной организации составить расчет ЕСН за последний отчетный период.
Ответ:
Единый социальный налог – это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл. 24 части второй НК РФ. Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Налоговая база работодателей – организаций и индивидуальных предпринимателей – определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
Отчетными периодами по единому социальному налогу признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Допустим, что налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года составляет до 280000 руб. Тогда отчисления будут составлять:
в федеральный бюджет – 20%
(280000 * 20) : 100 = 56000 руб.;
в фонд социального страхования РФ – 3,2%
(280000 * 3,2) : 100 = 8960 руб.;
в фонды медицинского страхования:
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,8%
(280000 * 0,8) : 100 = 2240 руб.;
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%
(280000 * 2) : 100 = 5600 руб.
Всего – 26% или:
56000 + 8960 + 2240 + 5600 + 72800 руб.
Таким образом, ЕСН организации составил 72800 руб.
Задача № 2
Налоговый учет при исполнении договора дополнительного управления имуществом. Разработать регистр налогового учета при исполнении договоров дополнительного управления имуществом. Заполнить на примере организации за последний налоговый период. Показать основные отличия бухгалтерского и налогового учета.
Ответ:
Взаимодействие бухгалтерского учета и налогообложения характеризуется следующими положениями:
1) различные налоговые показатели формируются и исчисляются только посредством данных бухгалтерского учета. Отечественное налогообложение традиционно ориентировалось на показатели бухгалтерского учета;
2) различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения.
По мере развития российской налоговой системы только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Кроме того, составы субъектов-налогоплательщиков и субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, не совпадали. Этим объясняется появление в законодательстве словосочетания «для целей налогообложения», что по существу означает налоговый учет.
Установление специальных учетно-налоговых показателей базируется на данных бухгалтерского учета, но используется лишь для целей налогообложения.
Расчет специальной «налоговой себестоимости» представляет собой установление особого правила формирования учетно-налогового показателя, отличного от учетной методики.
Список литературы
1. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
2. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»
3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах».
5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во,2003.-592с.
6. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М,2000.-348с.
7. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 1997.-400с.
8. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб: Питер, 2000.-320с.
9. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА,1997.-271с.
10. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт-Издат, 2005.-720с.
11. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.-429с.