Оглавление
1. Налоговые ставки по НДС, порядок исчисления, сроки уплаты………..3
2. Особенности определения налоговой базы по НДФЛ при
получении доходов в виде материальной выгоды………………………6
3. Налоговый контроль цен сделки…………………………………………10
Задание 1……………………………………………………………………..12
Задание 2……………………………………………………………………..13
Задание 3……………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………….15
1. Налоговые ставки по НДС, порядок исчисления, сроки уплаты
При всем многообразии трехуровневой налоговой системы Российской Федерации два налога – на добавленную стоимость и на прибыль обеспечивают основную массу доходов бюджета.
С 1992 года в России одним из основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС). Он занимает первое место среди налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (примерно 45%), что составляет более 36% всех его доходов [5]. К 2006 году планируют снизить ставку НДС до 16%.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.
Он определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения [8].
При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
- организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
- предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
- индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
- филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы и услуги);
- международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ [3; 5; 8].
Таким образом, налог уплачивают предприятия и организации любых организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, кроме физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из:
- свободных (рыночных) цен и тарифов, без включения в них НДС;
- государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них НДС;
- государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя НДС.
В облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями (предприятиями) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ и услуг), в том числе сумы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков, либо в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги) [6].
К налогооблагаемым оборотам относятся также:
- обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации (предприятия) для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;
- обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);
- обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям (предприятиям) или физическим лицам, включая работников предприятия;
- обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогового обязательства [6].
Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья является стоимость их обработки.
У предприятий розничной торговли и организаций общественного питания облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость. Также определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров [1].
При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов, а по импортируемым товарам – таможенная стоимость, таможенная пошлина.
Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитается стоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги),и суммами налога, уплаченными поставщиками за материальные ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства. Такая база обложения довольно стабильна.
Из вышеуказанного видно, что НДС является косвенным налогом на потребление. Он взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания налога удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.
От НДС освобождены: экспортируемые товары; услуги пассажирского транспорта (кроме такси); квартплата; некоторые финансовые операции; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; товары (за исключением некоторых), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников; изделия народного и художественного промыслов; некоторые виды товаров, ввозимые на территорию РФ; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; прочее [8].
Налог на добавленную стоимость предполагалось полностью направлять в федеральный бюджет. Однако пришлось принять решение о его частичной передаче регионам. Например, бюджет г. Москвы стал получать сначала 17%, затем 20% и, наконец, 25% общей суммы поступлений. К тому же мировой опыт говорит о том, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж) чаще всего является региональным налогом. У нас он фактически превратился в регулирующий источник доходов.
Налог, впервые разработанный в середине 50-х годов во Франции, довольно прочно укрепился в мире. На сегодняшний день его используют более 40 стран. Одними из последних ввели у себя НДС Российская Федерация и Швейцария. В новом Налоговом кодексе РФ он оставлен в числе главных федеральных налогов [7].
2. Особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде материальной выгоды
Материальная выгода – это отдельный вид дохода, который определен ст. 212 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи указано, что доход налогоплательщика, полученный в виде материальной выгоды, связан с экономией на процентах за пользование заемными средствами [7].
Рассмотрим конкретный пример: налогоплательщик получает заемные средства по договору займа под меньшие проценты, чем установлены НК РФ. В этом случае у него возникает обязанность перед бюджетом по уплате налога на доходы физических лиц в размере 35% от суммы экономии на процентах в соответствии с п. 2 ст.224 НК РФ. Если лицо, получающее экономию на процентах, не является налоговым резидентом по законодательству РФ, то размер ставки НДФЛ в этом случае составляет 30%. (п.3 ст. 224 НК РФ). Определение налоговой базы по материальной выгоде должно осуществляться не реже, чем один раз в налоговый период (календарный год). Если возврат займа осуществляется ежемесячно, то и расчет суммы материальной выгоды необходимо осуществлять раз в месяц. Если работодатель предоставил работнику беспроцентный заем, то датой фактического получения дохода следует считать день, когда работник фактически погашает сумму займа, или окончание календарного года, если возврат займа приходится на следующий налоговый период (календарный год) (п.п.3 п.1 ст. 223 НК РФ). В соответствии со ст. 26 и 29 НК РФ, налогоплательщик вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные средства, исчислять за него материальную выгоду и уплачивать с нее НДФЛ. В этом случае организация выступит уполномоченным представителем налогоплательщика – физического лица. Для этого физическое лицо - налогоплательщик должно выдать представителю организации нотариально заверенную доверенность. Если налогоплательщик не удостоверит организацию как своего законного представителя по уплате налогов с материальной выгоды, то ему в конце года придется подавать декларацию в налоговую инспекцию по месту жительства. Организация, выдавшая заем своему работнику и уполномоченная им в установленном порядке, должна определять налоговую базу отдельно по каждому виду доходов работника. Отдельно по начисленной заработной плате и отдельно по выданному займу. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по материальной выгоде налоговым агентом определен в статье 226 НК РФ. Для доходов, полученных налогоплательщиком в виде материальной выгоды, налоговые агенты перечисляют суммы удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога. При этом исчисленная сумма налога удерживается организацией за счет любых денежных средств, выплачиваемых физическому лицу. Однако удерживаемая сумма налога не может превышать 50% выплаты (п.4 ст. 226 НК РФ) [7]. Начисление в бухгалтерском учете сумм НДФЛ с материальной выгоды работника будет оформляться бухгалтерской проводкой Дт 70 Кт 68 (НДФЛ) – начислена сумма НДФЛ с материальной выгоды. Корреспонденция проводки актуальна как для старого, так и для нового планов счетов.
Министерство по налогам и сборам Российской Федерации в Методических рекомендациях по НДФЛ расчет сумм материальной выгоды предлагает производить по следующей формуле:
С1 = Зс * Пцб * Д /365 (366)
С1 – сумма процентной платы по займу исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату получения займа налогоплательщиком;
Зс – сумма заемных средств, находящаяся в пользовании налогоплательщика в течение соответствующего количества дней в налоговом периоде;
Пцб – сумма процентов в размере 3/4 действующей ставки рефинансирования на дату получения средств;
Д – количество дней нахождения заемных средств в пользовании налогоплательщика со дня выдачи до дня возврата суммы займа [2].
Далее из суммы исчисленной процентной платы (С1) надо вычесть сумму процентной платы, внесенной налогоплательщиком согласно условиям договора займа. Полученная разница и составит налоговую базу НДФЛ по материальной выгоде. При отсутствии процентов по договору займа размер суммы процентов исчисленной в размере 3/4 ставки рефинансирования от размера займа и составит сумму налоговой базы НДФЛ.
Если в течение налогового периода произойдет изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ, то пересчета сумм процентов из расчета 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ делать не надо. В соответствии с п.п.1 п.2 ст.212 НК РФ, этот расчет производится из ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату получения средств налогоплательщиком.
Материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств является также и объектом для обложения единым социальным налогом. На это указывает п.4 ст. 237 НК РФ [7]. Единый социальный налог с материальной выгоды работника должен уплачиваться предприятием за счет чистой прибыли. Поэтому его начисление в бухгалтерском учете следует отразить следующей проводкой:
По новому плану счетов: Дт 91 Кт 69 – начислен ЕСН с материальной выгоды, полученной работниками
По старому плану счетов Дт 80 Кт 69 – начислен ЕСН с материальной выгоды, полученной работниками.
При этом необходимо сделать корректировку прибыли по справке (Приложение 4 к Инструкции МНС № 62 2000г.) к расчету налога от фактической прибыли по строке 4.23 на сумму начисленного ЕСН.
Подпунктом 2 Пункта 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщику - физическому лицу предоставляется возможность налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов. Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного указанным подпунктом, не может превышать 600 000 рублей [7].
Данный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику непосредственно в налоговой инспекции по месту его жительства в конце года при подаче им декларации. Основанием является письменное заявление налогоплательщика и документы, подтверждающие право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца.
При приобретении жилья в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с подпунктом 2, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом, не применяется в случаях, когда оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома или квартиры для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, а также в случаях, когда сделка купли-продажи жилого дома или квартиры совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с пунктом 2 статьи 20 НК РФ [7].
Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета по приобретению жилья не допускается. Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования (п.2 ст. 220 НК РФ) [7].
3. Налоговый контроль цен сделки
В соответствии со ст. 40 НК РФ [7], если указанной статьей не предусмотрено иное, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
Проверять правильность цен по сделкам налоговые органы вправе только в строго установленных Налоговым кодексом РФ случаях, а именно:
- между взаимозависимыми лицами;
- по товарообменным (бартерным) операциям;
- при совершении внешнеторговых сделок;
- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени [4].
Налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, если результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
В соответствии с п.4 ст.40 НК РФ [7] рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом необходимо учитывать, что на основании п.9 ст.40 НК РФ [7] при определении рыночных цен товара учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях.
Учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
Налоговые органы осуществляют доначисление налогов исходя из средней цены реализации, подобные действия налогового органа не соответствуют положениям п.3 ст.40 НК РФ [7]. Согласно данной норме налоговому органу следует установить уровень рыночных цен на идентичную продукцию и доначислить налоги только по тем сделкам налогоплательщика, цены по которым отклоняются от рыночных, более чем на 20%.
Задание 1
ООО «Парус» занимается оптовой и розничной торговлей. С 2003 г. деятельность «Паруса», связанная с розничной торговлей, переведена на уплату единого налога на вмененный доход. По деятельности, связанной с оптовой торговлей, «Парус» платит налоги в обычном порядке. «Парус» не имеет права на применение регрессивной шкалы по единому социальному налогу (ЕСН). В 1 квартале 2003 г. общая сумма начисленной заработной платы работников «Паруса» составила 2000 тыс. руб., в т.ч.
- генерального директора-220 тыс. руб.,
- гл. бухгалтера -180 тыс. руб.
- работников фирмы, занятых в оптовой торговле - 1100 тыс. руб.,
- работников фирмы, занятых в розничной торговле - 500 тыс. руб. Других выплат своим сотрудникам в 1 квартале 2003 г. «Парус» не осуществлял. Определить сумму авансовых платежей по ЕСН за 1 квартал 2003 г.
Решение:
Ставка ЕСН = 35,6%.
Определим сумму авансовых платежей по ЕСН за 1 квартал 2003 г.:
2000 тыс. руб. * 35,6% = 712 тыс. руб.
Из них:
- генерального директора = 220 тыс. руб. * 35,6% = 78,32 тыс. руб.;
- гл. бухгалтера = 180 тыс. руб. * 35,6% = 64,08 тыс. руб.;
- работников фирмы, занятых в оптовой торговле = 1100 тыс. руб. * 35,6% = 391,6 тыс. руб.;
- работников фирмы, занятых в розничной торговле = 500 тыс. руб. * 35,6% = 178 тыс. руб.
Задание 2
По договору на оказание услуг ОАО «Энергиум» (исполнитель) создает проектную документацию для ООО «Пассив» (заказчик). Стоимость услуг «Энергиума» -300.000 руб. (без НДС). Договор был полностью оплачен заказчиком до фактического выполнения работ. Результаты работ передаются заказчику по мере их выполнения.
Согласно смете, расходы «Энергиума», связанные с выполнением договора, составят 210.000руб.
Фактические расходы фирмы составили:
- в первом полугодии 2003 года -40.000 руб.
- во втором полугодии 2003 года -60.000 руб.
- в первом полугодии 2004 года- 80.000 руб.
- во втором полугодии 2004 года-30.000 руб.
Рассчитать выручку от реализации ОАО «Энергиум» в первом полугодии 2003 г., во втором полугодии 2003 г., в первом полугодии 2004 г., во втором полугодии 2004 г.
Решение:
1. Выручка от реализации ОАО «Энергиум» составила:
300 000 руб. – 210 000 руб. = 90 000 руб.
2. Распределим полученную выручку по полугодиям:
2.1. В первом полугодии 2003 г.:
(40 000 руб. / 100 000 руб.) * 40 000 руб. = 16 000 руб.
2.2. Во втором полугодии 2003 г.:
(60 000 руб. / 100 000 руб.) * 40 000 руб. = 24 000 руб.
2.3. В первом полугодии 2004 г.:
(80 000 руб. / 110 000 руб.) * 80 000 руб. = 36 400 руб.
2.4. Во втором полугодии 2004 г.:
(30 000 руб. / 110 000 руб.) * 30 000 руб. = 13 600 руб.
Задание 3
ООО «Атланта» владеет тремя АЗС. В сентябре 2003 года фирма закупила у оптовых поставщиков партию бензина АИ-92 в объеме 26 тонн. Ставка акциза за 1 тонну такого бензина -3000 руб.
В сентябре 2003 года фирмой реализовано 65 тонн бензина, в том числе:
- через АЗС №1 -20 тонн;
- через АЗС №2-16 тонн;
- через АЗС №3 - 29 тонн.
Распределить начисленный акциз между АЗС.
Решение:
1. Определим сумму акциза за приобретенную партию бензина АИ-92:
26 тонн * 3000 руб. = 78 000 руб.
2. Распределим полученную сумму акцизов среди всех АЗС = 78 000 руб. * 65 тонн = 1 200 руб.
3. Акциз с АЗС №1 = 20 тонн * 1 200 руб. = 24 000 руб.
4. Акциз с АЗС №2 = 16 тонн * 1 200 руб. = 19 200 руб.
5. Акциз с АЗС №3 = 29 тонн * 1 200 руб. = 34 800 руб.
Список литературы
1. Апель А.П. Основы налогового права: Федеральные налоги, Региональные налоги, Местные налоги: Учебное пособие для вузов. – СПб.: ИД Питер, 2004. – 144с.
2. Борзунова О.А. Новое в налогообложении в 2003 году // Финансы. – 2003. - №6 (120). – С.8-10.
3. Гребенникова В.А. Специальные режимы налогообложения малого бизнеса: настоящее и будущее // Финансы. – 2003. - №2 (116).-С.14-18.
4. Истратова М.В. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД 2003 года. – М.: Статус-Кво 97, 2004. – 464с.
5. Климова М.А. Упрощенная система налогообложения. Актуальные вопросы. – М.: Налоговый вестник, 2003. – 208с.
6. Методические рекомендации по применению НДС. – М.: Ось-89, 2004. – 64с.
7. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.
8. Тарасова И.Т.. Исаев А.А. Финансы и налоги. – М.: Статус, 2004.- 618с.