Содержание

    Введение                                                                                -   3

I. Литературный обзор                                                             -   5

   1.1. Химический состав и пищевая ценность

          колбасных изделий                                                            -   5

    1.2. Классификация и ассортимент колбасных

           изделий                                                                            -   9      

    1.3. Факторы, влияющие на формирование

            ассортимента колбасных изделий                                 - 15

    1.4. Факторы, сохраняющие качества колбасных

            изделий                                                                           - 18

II. Практическая часть                                                               - 22

     2.1. Технико-экономическая характеристика                        - 22

     2.2. Расчет показателей ассортимента колбасных

            изделий предприятия                                                        - 30

     2.3. Формирование нового ассортимента колбасных

            изделий предприятия                                                        - 35

Выводы и предложения                                                                - 40

Список используемой литературы                                               - 42

Приложение                                                                                   - 43

Введение

В настоящее время важным направлением мясо­перерабатывающей промышленности является выработка колбас и копченостей с увеличенным сроком хранения, в удобной расфасовке и упаковке, мелкокусковых мякотных полуфабрикатов, деликатесных и ветчинных консервов с на­полнителем из растительного сырья, дешевых мясных про­дуктов (из низкосортного мяса), удовлетворяющих жизненно важные потребности в мясе и птице, расширение ассорти­мента продуктов переработки птицы и яиц и др.

Основным сырьем для производства колбас является мясо свинины и говядины, реже используется конина и баранина. Любой вид мяса должен быть доброкачественным и свежим. Мясо может быть парным, охлажденным и размо­роженным. Парное мясо лучше использовать для вареных колбас, сосисок и сарделек, так как оно лучше поглощает влагу и придает изделиям вкус и нежность. Мясо молодых животных лучше применять для вареных изделий, а мясо взрослых — для полукопченых и копченых колбас.

Говядина обладает хорошей влагоудерживающей спо­собностью, обусловленной высокими гидрофильными свой­ствами белков мышечной ткани. Высокое содержание бел­ков, в частности миозина, обусловливает также способность эмульгировать жир, создавая прочную структуру фарша. Говядина содержит большое количество пигментов, чем и определяет интенсивную окраску колбас. Водорастворимые азотистые вещества говядины улучшают вкус колбасных изделий. Лучшим сырьем является мясо с малым содержа­нием жира -  коров, быков.

Свинина входит в состав фарша большинства колбас и улучшает вкусовые, питательные свойства изделий, а также их консистенцию. Влажность мяса зависит от жирности. С увеличением содержания жира в свинине колбасы стано­вятся сочнее и нежнее. Однако при использовании чрез­мерно жирного мяса фарш становится недостаточно проч­ным (по структуре). Чем больше свинины в фарше, тем светлее окраска колбас. Парное свиное мясо используют чаще для вареных колбас, сосисок, сарделек. В этом слу­чае оно должно иметь температуру не ниже 2 8° С и посту­пать на обработку не позднее 2—3 ч после убоя.

Баранину используют для производства лишь некото­рых видов колбас из-за специфического запаха и вкуса, сохраняющегося в готовых изделиях, а также высокой тем­пературы плавления жира.

I. Литературный обзор

1.1. Химический состав и пищевая ценность колбасных изделий

Колбасные изделия - продукты, приготовленные из мяс­ного фарша (в оболочке или без нее) и подвергнутые тепло­вой обработке [3].

Пищевая ценность колбасных изделий выше ценности ис­ходного сырья и большинства других продуктов из мяса. Объясняется это тем, что в процессе производства колбас из сырья удаляют наименее ценные по питательности ткани. Высокая пищевая ценность колбасных изделий обусловли­вается также высоким содержанием в них белковых и эк­страктивных веществ, низкоплавкого свиного жира. Добав­ление же молока, сливочного масла и яиц не только повышает питательную ценность, но и значительно улучшает вкус колбасных изделий.

Химический состав колбасных изделий приведен в приложении 1.

Основным сырьем для производства колбасных изделий являются говядина, свинина и свиной жир. Для выработки отдельных колбас применяют субпродукты, пищевую кровь, баранину, мясо птицы и кроликов. В колбасном производстве  используют мясо всех категорий упитанности и в любом тер­мическом состоянии. Однако преимущество отдают мясу с наименьшим содержанием жира. Колбасные изделия высокого качества возможно изготовить только при соответству­ющем подборе мяса, полученного от животных определенно­го вида, упитанности и возраста. Говяжье мясо является свя­зующим материалом для колбасного фарша. Свинина прида­ет колбасным изделиям нежную консистенцию и приятный вкус. Баранину используют для производства колбас в огра­ниченном количестве в связи с ее специфическим запахом и вкусом.

Свиной шпик улучшает пластичность фарша и повышает питательную ценность колбас.

Для придания цвета свежего мяса в технологии колбасно­го производства используется свойство миоглобина активно связывать окись азота в устойчивое соединение, не разру­шающееся при высоких температурах. Нитрит натрия, входящий в состав посолочных смесей (обладает свойством по­давлять развитие микроорганизмов), после химических пре­вращений образует нитрозомиоглобин характерного цвета. Интенсивность и устойчивость окраски зависит от количест­ва нитрита натрия - 10 мг на 100 г сырья достаточно для хорошей фиксации окраски мясных изделий.

Для ускорения процесса окрашивания мяса нитритом мо­жет добавляться аскорбиновая кислота, которая восстанавливает нитрит до окиси азота.

Фосфаты повышают сочность и нежность вареных колбас. Так, натрийтриполифосфат увеличивает влагосвязывающую способность мышечной ткани, выполняет роль эмульгатора и антиокислителя [9].

Вкус и аромат колбас формируется добавлением прянос­тей, чеснока и лука.

Крупнокусковые колбасные продукты в зависимости от характера и особенностей технологического процесса произ­водства подразделяют на вареные, копчено-вареные, копче­но-запеченные и копченые.

К вареным относят: вареные колбасы, фаршированные, ливерные, кровяные колбасы, сосиски и сардельки, зельцы; к запеченным - мясные хлебы и паштеты; к копченым - полукопченые, варено-копченые и сырокопченые колбасы.

Вареные колбасные изделия - фаршевые колбасные из­делия, имеющие соответствующую виду консистенцию: ва­реные и фаршированные колбасы, сосиски, сардельки - элас­тичную, нежную, сочную; зельцы - менее эластичную; ли­верные, кровяные колбасы - мазеобразную.

Запеченными называются изделия без оболочек, приго­товленные из фарша с солью и специями, уложенного в фор­мы и запеченного в печах до температуры 70-72°С. Запе­ченные фаршевые изделия имеют нежную, эластичную, соч­ную у мясных хлебов и мазеобразную у паштетов консис­тенцию.

Копчеными называются фаршевые колбасы в оболочках, а также крупнокусковые изделия в оболочке или без нее, имеющие благодаря соответствующей обработке специфи­ческий запах копченостей, пряностей, а полукопченые - чеснока, слегка острый, чуть солоноватый вкус, плотную кон­систенцию и способность к длительному хранению [5; 6].

Производство колбасных изделий. Основными общими процессами производства колбас являются: обвалка, жиловка и сортировка мяса, приготовление мясного фарша, набив­ка фарша в оболочки, вязка, осадка, обжарка, варка или коп­чение.

Обвалкой называется отделение мышечной, соединитель­ной и жировой тканей от костей.

Жиловка - это удаление из обвалованного мяса сухожи­лий, хрящей, жира, мелких косточек, кровоподтеков, загряз­нений и разделение мяса по сортам в зависимости от содер­жания жировой и соединительной тканей [1].

Используются искусственные оболочки (белкозин и др.) для сырокопченых колбас, а также пленка комбинирован­ная, двуслойный термоформируемый полиамид - полиэти­лен (политерм), пленка полиэтиленцеллофановая, полиплен и др. Колбасная оболочка должна быть инертной к дейст­вию щелочей и кислот, микроорганизмов, прочной и эластичной, чтобы обеспечить плотную набивку фарша и фор­мовку батона.

Вареные колбасы после осадки обжаривают дымовыми га­зами при температуре 60-120°С от 1 до 2 ч для подсушива­ния, подрумянивания оболочки. Фарш при обжарке окраши­вается в розово-красный цвет в результате взаимодействия нитритов с миоглобином крови. Затем колбасы варят при температуре 75-85°С от 0,5 до 3 ч в зависимости от их диамет­ра. После варки колбасы охлаждают под душем, а затем на­правляют в камеры для дальнейшего охлаждения.

Полукопченые колбасы обжаривают при температуре 80-100°С в течение 60-90 мин., варят при 70-80°С - 25-60 мин, охлаждают 2-3 ч, а затем коптят 12-24 ч при темпе­ратуре 35-50°С. После копчения их подвергают сушке при 12- 15°С и относительной влажности 75% в течение 2-4 суток.

Сырокопченые колбасы после осадки коптят при темпе­ратуре дыма 18-22°С в течение 2-3 суток и сушат при тем­пературе 12°С 25-30 суток. Производство колбасы суджук отличается тем, что после набивки фарша в оболочку колба­су прессуют и вместо копчения вялят 10-15 суток.

Варено-копченые колбасы коптят при температуре 50-60°С в течение             2-3 ч, варят при 68-73°С в течение 40-60 мин, охлаждают и коптят при 32°С до 2 суток, а затем сушат 4-7 суток. Эти колбасы отличаются от сырокопченых менее плотной консистенцией, более светлым фаршем и боль­шим содержанием влаги [5].

1.2. Классификация и ассортимент колбасных изделий

Колбасные изделия классифицируются:

·                    по виду изделий и способу обработки - на вареные, полукопченые, копченые (варено-копченые и сырокопченые), фаршированные, сосиски и сардельки, ливерные, кровяные, мясные хлебы, паштеты, зельцы и студни;

·                    по виду мяса - на говяжьи, свиные, бараньи, конс­кие, из мяса других животных (кроликов, нутрий), спец­смесей и птицы;

·                    по составу сырья - на мясные, субпродукты, кровяные;

·                    по качеству сырья - на продукты высшего, перво­го, второго и третьего сортов и бессортовые;

·                    по виду оболочки - в оболочках естественных, искусственных и без оболочки;

·                    по рисунку фарша на разрезе - с однородной структурой и с включением кусочков шпика, языка, крупноизмельченной ткани;

·                    по назначению - колбасы для широкого потребления, диетического и детского питания [4; 5].

Процесс производства различных видов колбас состо­ит из операций приемки мяса, его подготовки, посола, приготовления фарша, формовки изделий, осадки бато­нов, термической обработки, упаковки и хранения изде­лий (приложение 2).

Вареные колбасы содержат 55-75% влаги и 1,8-3,5% поваренной соли (в сосисках и сардельках - до 3%). По ка­честву вареные колбасы делятся на высший, 1-й и 2-й сорта.

Основой фарша для большинства вареных колбас явля­ются говядина и свинина. Кроме того, добавляют шпик, кото­рый создает определенный рисунок фарша на разрезе кол­бас. Допускается добавление крахмала, пшеничной муки, полифосфатов, пищевой светлой плазмы, молочного белка, обезжиренного молока и сыра.

Наиболее распространенными вареными колбасами высше­го сорта являются Любительская, Докторская, Говяжья, Крас­нодарская, Молочная, Русская, Эстонская, Телячья, Столич­ная; 1-го сорта - Отдельная, Московская, Столовая, Диети­ческая, Обыкновенная; 2-го сорта - Чайная, Закусочная, Молодежная; 3-го сорта - Субпродуктовая, Симбирская.

Фарш колбас высшего сорта содержит говядину высшего сорта (10-45%), свинину (15-75%) и твердый или полутвер­дый шпик (20-30%), из специй добавляют мускатный орех или кардамон, в Любительскую и Столичную - душистый перец, в Диетическую - корицу, в Любительскую свиную - чеснок. Фарш колбас 1-го сорта содержит меньше шпика, из специй добавляют перец душистый и черный, чеснок. В фарше колбас 2-го сорта мало шпика, а из специй - черный перец, кардамон и чеснок.

Сосиски и сардельки бывают высшего и 1-го сорта. К сосис­кам высшего сорта относятся Сливочные, их готовят из говя­дины молодняка или телятины, полужирной свинины, сливок 20%-й жирности; Молочные - из говядины, жирной свинины, сухого молока и яиц; Свиные - из полужирной свинины, Любительские - из равных количеств говядины, полужир­ной свинины и мягкого шпика; Особые - из равных коли­честв говядины высшего сорта и жирной свинины [7].

Сосиски 1-го сорта - Русские - готовят из равных коли­честв говядины 1-го сорта и жирной свинины, Говяжьи - из говядины и жира-сырца (20%).

Фаршированные колбасы изготовляют из тщательно жилованной охлажденной свинины и телятины, а в зависи­мости от рецептуры в них добавляют крошеный шпик, язык, кровяную массу, фисташки, молоко и яйца. Эти колбасы из­готовляют вручную. К ним относятся Слоеная, Языковая и некоторые другие. Все фаршированные колбасы выпускают высшим сортом.

Кровяные колбасы приготовляют из дефибринированной крови (у которой удален белок фибрин), шпика, свинины, говядины, клейдающих субпродуктов (уши, шкура), специй. Кровяные колбасы отличаются темным цветом оболочек, темно-красной окраской фарша и приятным вкусом крови и специй.

Кровяную колбасу вырабатывают высшего сорта - Кро­вяная копченая; Домашняя; первого сорта - Вареная, Коп­ченая, Крестьянская; второго сорта - Копченая.

Копченые колбасы в зависимости от способа изготовле­ния подразделяются на полукопченые, сырокопченые, варе­но-копченые.

Полукопченые колбасы содержат меньше влаги, чем варе­ные, лучше сохраняются, имеют приятный запах копченос­тей. В состав фарша этих колбас входит грудинка. Подраз­деляют эти колбасы на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта.

Полукопченые колбасы содержат много жира (30-40%) и отличаются высокой питательностью. В них 35-60% влаги и 2,5-4% поваренной соли.

Для придания нежной консистенции и пластичности в фарш этих колбас вводится достаточное количество шпика или грудинки, так как при малом содержании жира и значи­тельных потерях влаги полукопченые колбасы получаются сухими и безвкусными. В рецептуру колбас высшего сорта входит преимущественно жилованное говяжье мясо 1-го сорта, полужирная свинина и свиной шпик. При изготовлении кол­бас низших сортов дополнительно используют мясную обрезь, мясо свиных и говяжьих голов, белковый стабилиза­тор, крахмал или пшеничную муку.

Наиболее распространенными полукопчеными колбасами высшего сорта являются Армавирская, Краковская, Полтав­ская, Таллинская, Охотничьи колбаски, Украинская жаре­ная; 1-го сорта - Минская, Одесская, Свиная, Украинская; 2-го сорта - Семипалатинская, Баранья, Польская; 3-го со­рта - Особая субпродуктовая, которая изготовляется из мяса голов, губ, рубцов и мякотных субпродуктов 2-й категории.

Сырокопченые колбасы содержат 30-40% влаги и 3-6% поваренной соли. Они имеют высокую питательную ценность, плотную консистенцию, своеобразный аромат и острый вкус. Низкое содержание влаги и присутствие продуктов копче­ния обусловливают длительный срок хранения этих колбас. Наиболее распространенными сырокопчеными колбасами высшего сорта являются Советская, Зернистая, Свиная, Мос­ковская, Невская, Сервелат, Майкопская, Особенная, Столич­ная, Брауншвейгская, Туристские колбаски, суджук. Они готовятся из говядины высшего сорта, нежирной свинины,  шпика или грудинки; из специй добавляют перец черный и душистый, мускатный орех или кардамон. В фарш Майкоп­ской, Свиной, Советской и Столичной колбас добавляют конь­як; Особенной - мадеру.

Колбаса 1-го сорта - Любительская - готовится из говя­дины 1-го сорта и свиной грудинки.

Варено-копченые колбасы отличаются от сырокопченых менее острым вкусом и более мягкой, но достаточно упругой консистенцией. Содержание влаги в них 38-40%, соли - до 5%. Выпускают варено-копченые колбасы следующих наиме­нований: высшего сорта - Деликатесная, Московская, сер­велат; 1-го сорта - Любительская, Баранья.

Деликатесную готовят из говядины, полужирной свинины и грудинки; из специй добавляют перец и мускатный орех; Ростовскую - из нежирной говядины, свинины и шпика; на Заказную идет говядина и говяжий жир, из специй в них добавляют перец черный и чеснок [5].

Мясные хлебы готовят из фарша по рецептуре соответ­ствующих наименований вареных колбас. Приготовленный фарш запекают в металлических формах. Поверхность гото­вого хлеба - с гладкой и равномерно обжаренной коркой, напоминающей корку ржаного формового хлеба. Консистен­ция фарша более плотная, чем у вареных колбас соответ­ствующих наименований. Вкус специфический, слабо-соле­ный, с выраженным ароматом пряностей. Содержание влаги в мясных хлебах - от 57 до 75%, соли - 3%. Выпускают мясные хлебы следующих наименований: высшего сорта - Заказной, Любительский; 1-го сорта - Ветчинный, Отдель­ный, Говяжий, Пикантный; 2-го сорта - Чайный.

Паштеты изготовляют из сырья, используемого для ли­верных колбас. Фарш запекают в тех же формах, что и мяс­ные хлебы. Паштеты по вкусу напоминают ливерные колбасы, но имеют более плотную мазеобразную консистенцию с достаточно выраженным ароматом пряностей, цвет на раз­резе темно-серый или коричневый. Содержание влаги в паш­тетах – 50-60%, соли - 2%. Ассортимент паштетов огра­ничен: высшего сорта - Деликатесный, Столичный, Ветчин­ный; 1-го сорта - Украинский, Ливерный [8].

Зельцы и студни - готовят из вареных субпродуктов с использованием бульона и пряностей. Русский зельц допол­нительно коптят. После набивки в оболочки их варят, охлаж­дают и прессуют.

Зельцы имеют специфический вкус, плотную, упругую консистенцию, светлый на разрезе фарш с видимым вклю­чением кусочков свиной щековины, мяса рубца, вымени и свиных желудков. Влажность этих изделий – 55-75%, содержание соли - 2,5-4%. Ассортимент зельцев: высшего сорта - Русский, Красный; 1-го сорта - Белый; 2-го сорта - Головной красный; 3-го сорта - Говяжий, Серый, Закусоч­ный, Ассорти.

Студни содержат 80-85% влаги и 2-3% соли. Они быва­ют высшего (Ассорти), 1-го и 2-го сортов [5].

Крупнокусковые колбасные продукты - это мясные из­делия из созревших в посоле говядины, баранины, свини­ны, в которых клеточная структура исходного сырья в ос­новном сохраняется во время технологической обработки. В зависимости от характера и особенностей технологической обработки крупнокусковые продукты делятся на следую­щие группы:

- вареные - вареные окорока и рулеты, предназначенные для быстрой реализации (хранятся 2-3 суток);

- копчено-вареные - корейки, грудинки, копчено-вареные окорока и рулеты, балык и др. изделия, предназначенные для красновременного хранения (до 10 суток);

- копчено-запеченные ветчины - изделия, подвергнутые копчению и запеканию одновременно дымом и теплом в обжарочных камерах при температуре – 75-85°С в течение;6-12 ч до готовности. К ним относятся: корейка, грудинка, окорок, бекон столичный, бекон любительский, ветчина копчено-запеченая;

- копченые изделия - грудинка и корейка копченые, коп­ченые окорока и лопатка, шейная вырезка, предназначен­ные для длительного хранения (до 3 мес.);

 

 

- сухие копчености - шейка, филей, нежирные окорока, бекон сухого посола и др., предназначенные для очень дли­тельного хранения (до 1 года) [5; 10].

Запеченные и жареные изделия составляют особую груп­пу. Карбонат и буженину вырабатывают из несозревшего в посоле мяса филея; корейку и окорока - из свинины, натер­той солью, мускатным орехом и чесноком. Эти изделия пред­назначены для быстрой реализации.

1.3. Факторы, влияющие на формирование ассортимента

колбасных изделий

Факторами влияющими на формирование ассортимента колбасных изделий являются:

·                                  сырье;

·                                  вспомогательные материалы;

·                                  основные технологические процессы [8].

Сырье – один из основополагающих факторов, формирующих качество и количество колбасных изделий. Различают основное и вспомогательное сырье.

Основное сырье – составная часть сырья, существенно влияющая на формирование качества и количества готовой продукции на стадии производства [4]. Основное сырьё колбасных изделий в значительной мере определяет ассортимент.

Основным сырьем для выработки колбасных изделий являются: говяжье мясо и свиное мясо. В отдельных регионах России используют также баранину, конину, оленину, лосятину, цыплят, куры и т.д.

Вспомогательные материалы – составной элемент сырья, предназначенный для улучшения состава и свойств основного сырья [8].

К ним относятся различные вещества органического и неорганического происхождения, которые используются при изготовлении колбас для придания им большей стойкости к внешним воздействиям и определенных вкусовых качеств, а также для их формовки.

К вспомогательным материалам относятся: подсолнечное масло, яйца и яичные продукты. свиная шкурка, молочно-белковые концентраты, молочные продукты, крахмал, мука. пектин, соль поваренная пищевая, лимонная кислота, сахар, пряности, пищевые добавки, пищевые фосфаты и т.д.

Операции, применяемые в колбасном производстве, можно условно разделить на два типа. Одни из них являются обязательными для всех без исключения разновидностей колбас и колбасных изделий, другие применяются в зависимости от разновидности и рецептуры. К первым, например, принадлежит измельчение сырья; качество яркого примера операции второго типа можно привести копчение, которое, во-первых, используется при производстве  далеко не всех видов колбас и колбасных изделий, а во-вторых, занимает разное место в технологических процессах их изготовления.

В технологический процесс изготовления колбасных изделий входят:

1. Посол сырья это очень важный этап в изготовлении колбас. При этом под посолом сырья понимают не только смешивание мяса с посолочными веществами, но и выдержку сырья.

2. Измельчение фарша – не менее важный компонент процесса изготовления колбас. Некоторые из разновидностей колбас требуют очень тщательного и мелкого измельчения сырья, так как от этого непосредственно зависят качества готового продукта.

3. Формовка колбас включает в себя три операции: заполнение колбасных оболочек, которое называется шприцеванием, вязку колбасных батонов и штриковку колбас.

4. Осадка колбас. В процессе осадки фарш уплотняется, становится монолитным. Поскольку данные характеристики очень важны с точки зрения оценки качеств готового продукта, к данному этапу технологического процесса изготовления колбас необходимо отнестись очень ответственно.

5. Варка колбас имеет целью не только доведение продукта до готовности. И действительно, компоненты колбас после термической обработки значительно изменяются, причем по большей части с точки зрения целей колбасного производства эти изменения должны быть оценены как положительные.

6. Копчение и обжарка колбас. Эффект копчения основан на воздействии веществ, содержащихся в дыме, на колбасный фарш. Коптильные вещества, содержащиеся в дыме, осаждаются на поверхности и пропитывают колбасы (и другие мясные  и немясные продукты). В результате этого изделия приобретают приятный, островатый запах и вкус, коричневый или темно-красный цвет и блеск поверхности.

7. Сушка колбас. В процессе сушки колбасы утрачивают значительную часть влаги. Помимо того что она придает колбасам необходимую плотность, ее значение заключается в том, что тщательно просушенные колбасы хранятся гораздо дольше колбас, не подвергнутых такой обработке.

8. Хранение колбас и колбасных изделий. Правильное хранение колбас и колбасных изделий, предполагающее соблюдение необходимых условий, - залог того, что они будут иметь хорошее качество и не испортятся [5].

1.4. Факторы сохраняющие качества колбасных изделий

Оболочка свежих колбас должна быть сухой, крепкой, элас­тичной, без налетов плесени, плотно прилегающей к фаршу (кроме целлофана); на оболочке сырокопченых колбас допус­кается белый сухой налет плесени, не проникший под обо­лочку; окраска фарша на разрезе как около оболочки, так и в центральной части однородная, без серых пятен; шпик бе­лого цвета или с розовым оттенком; фарш без воздушных пустот, серого цвета; консистенция ливерных и других кол­бас мажущаяся, варено-полукопченых - упругая, плотная, нерыхлая, копченых - плотная; запах и вкус, свойственный                 данному виду изделий, с ароматом специй, без посторонних привкуса и             запаха.

Не принимаются колбасы с загрязнениями, плесенью и слизью на оболочке, с рыхлым расползающимся фаршем, с серыми пятнами на нем; недоваренные, бледно-серые, с на­плывами фарша над оболочкой, крупными пустотами, со сли­пами, желтым шпиком, отеками бульона более допустимых норм, закалом более 3 м.

У крупнокусковых колбасных продуктов поверхность долж­на быть чистой, без выхватов, «бахромок», остатков щетины; в большинстве изделий толщина шпика не должна превы­шать 4 см; консистенция упругая или плотная (для сушеных изделий), цвет изделий на разрезе равномерный, от розового до красного, без серых пятен; вкус в меру соленый, варено-копченых изделий из свинины (окорока, рулетов) и копчено-запеченных - выраженный ветчинный, копченых - соло­новатый, острый вкус, обусловленный коптильными веществами с ароматом копчения.

Свежие крупнокусковые продукты не должны иметь пле­сени, слизи, пожелтевшего жира, налета соли, запаха зага­ра, затхлости, посторонних привкуса и запаха. Подозритель­ные по свежести колбасные изделия направляют на бакте­риологический анализ [10].

Хранят колбасные изделия, как правило, при температуре не выше 8°С и 75-80%-й относительной влажности воздуха. Срок реализации вареных колбас и мясных хлебов 1 и 2-го сортов, сосисок и сарделек - не более 2 суток, мясных хлебов и колбас высшего сорта - до 3 суток. Вареные колбасы в мелкой фасовке, упакованные под вакуумом в полимерные пленки, хранят не более            24 ч. Срок хранения паштетов штуч­ных не более 48 ч, а весовых - 24 ч, мороженых паштетов, хранящихся при температуре не выше -8°С - до 1 мес., ли­верных колбас, зельцев и студней 3-го сорта - до 12 ч, полу­копченых и варено-копченых колбас - до 10 суток, сырокоп­ченых колбас - до 30 суток [5].

Приведенные сроки реализации включают время хране­ния особо скоропортящихся изделий на предприятии-изго­товителе, время транспортирования и время прохождения продуктов в магазине до отпуска их потребителю.

Сырокопченые и полукопченые колбасы, нарезанные лом­тиками и упакованные под вакуумом в пленку, разрешается хранить при температуре воздуха 15-18°С до 6 суток, при 5-8°С - до 8 суток.

При нарушении условий и сроков хранения колбас возни­кают дефекты: ослизнение, плесневение, прогорклость, серо-зеленый цвет фарша или           гниение.

Ослизнению подвергаются вареные колбасные изделия во время хранения при температуре выше 2°С и высокой влаж­ности воздуха под воздействием слизеобразующих бактерий.

Плесневению больше всего подвержены полукопченые, варено-копченые и сырокопченые колбасы.

Прогорклостъ обусловлена разложением жира, его окисле­нием, пожелтением, появлением прогорклого вкуса и запаха.

Серо-зеленый цвет фарша объясняется образованием суль-фомиоглобина вследствие соединения миоглобина с серово­дородом, выделяющимся в результате жизнедеятельности некоторых видов                                            бактерий.

 

Гниение является результатом разложения белков гнилост­ными бактериями, консистенция колбас при этом становится размягченной, появляется гнилостный запах [3].

К допустимым дефектам колбас относят незначительную деформацию батонов, небольшое загрязнение жиром и про­дуктами сгорания древесины, неправильную форму сшитой оболочки, небрежную вязку, небольшие видимые пустоты под оболочкой (1-2 см), небольшие слипы - бледноокрашенные части батонов в виде продольных полос; небольшую морщи­нистость оболочки; для копченых и полукопченых колбас - неравномерную или недостаточную прокопченность батонов.

Недопустимыми дефектами колбас являются значитель­ное загрязнение сажей, смолой, пеплом и жиром; лопнувшие и поломанные батоны, концы которых не зачищены и не обер­нуты бумагой; серые пятна, крупные пустоты; рыхлый, раз­лагающийся фарш и лопнувшая оболочка, большие наплывы фарша над оболочкой. Выпускают в реализацию колбасы с температурой в тол­ще батона не ниже 0°С и не выше 15°С.

Упаковывают колбасные изделия для местной реализа­ции и краткосрочного транспортирования в металлические, дощатые и фанерные ящики, картонные коробки, бумажные мешки и в полимерную тару. Запрещается транспортиро­вать колбасы навалом и в открытых автомашинах. Для дли­тельного транспортирования и хранения сырокопченые кол­басы упаковывают в чистые, сухие, дощатые ящики, короб­ки из гофрированного картона или в деревянные бочки и пересыпают опилками деревьев нехвойных пород.

В каждую единицу тары помещают изделия одного наименования. Мясные хлеба заворачивают в целлофан или под пергамент с отпечатанной на них этикеткой и упаковывают в лотки или ящики вместимостью не более 30 кг. Мясные хле­ба укладывают не более чем в 2 ряда. Маркировка тары или этикетки включает наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак, наимено­вание продукта, массу нетто и тары, дату выработки, назва­ние стандарта или технических условий.

Хранение колбасных изделий. В охлаждаемых помещениях предприятий общественного питания при температуре не выше 8°С срок хранения вареных, фаршированных колбас, сосисок, сарделек – 2-3 суток; полукопченые и варено-копченые кол­басы хранят до 10 суток; сырокопченые колбасы - 15 суток. Колбасы ливерные, кровяные, зельцы при температуре 6°С могут храниться 12 ч. [5].

II. Практическая часть

2.1. Технико-экономическая характеристика КХ «А.П. Волкова»

Крестьянское хозяйство Анатолия Павловича Волкова, расположенное по адресу: г.Кемерово, пр.Кузнецкий, 266-Б, плодотворно работает на рынке Кемеровской области почти 14 лет. За эти годы из небольшого цеха, выпускавшего всего 400 кг колбасных изделий в смену, оно превратилось в современное мясоперерабатывающее предприятие, оснащенное современным оборудованием, использующее передовые технологии, работающее на качественном охлажденном сырье, имеющее собственный грузовой автопарк. На сегодняшний день предприятие имеет все возможности отвечать требованиям, предъявляемым к безопасности и качеству выпускаемой продукции, к организации производства на предприятии мясоперерабатывающей промышленности, принятой в Европе.

Качество, безопасность продукции, техническое перевооружение, освоение новых технологий, расширение  ассортимента, ориентация на потребности, спрос и возможности наших покупателей  по прежнему остаются приоритетными направлениями в стратегии нашего предприятия, направленной на реализацию программы здорового питания жителей Кузбасса.

«Качественный продукт по разумной цене» - это не только принцип, но и руководство к действию. По результатам мониторинга пищевого рынка, проводимого Центром социологических  и маркетинговых исследований  «Зеркало продаж» при Кузбасской торгово-промышленной палате, продукция Крестьянского Хозяйства Волкова А.П. является лидером продаж колбасных изделий и пользуется наибольшим спросом кемеровчан.  Предприятие сотрудничает с различными системами магазинов г.Кемерово, области и за ее пределами, с частными предпринимателями, а так же активно развивает собственную торговую сеть, торговлю на Губернских рынках и магазинах области, где продукция продается по ценам, близким к себестоимости, и потому доступным разным слоям населения.

Качество и безопасность продукции во многом определяются качеством сырья. Крестьянское Хозяйство Волкова А.П. – одно из двух предприятий региона – включено в программу Евросоюза Tacis «Укрепление конкурентоспособности продовольствия в Кузбассе». Это позволяет,  с одной стороны, объединив усилия фермеров, способствовать развитию сибирского села и созданию новых рабочих мест. С другой стороны, отслеживать не только качество поставляемого сырья, но и качество для откорма животных. В организованную Tacis производственную цепочку входят несколько крестьянско-фермерских хозяйств – производителей зерна, кормов, мяса и молодняка скота. Все они, оставаясь самостоятельными производителями, объединены в один производственный цикл. Их хозяйства замкнуты друг на друга. Конечное звено цепочки – «Крестьянское хозяйство Волкова А.П.».

За своевременное и полное внесение платежей в бюджет четыре года подряд Крестьянскому Хозяйству Волкова А.П. присуждается звание,  и вручаются дипломы «Почетный налогоплательщик Кемеровской области». Дважды предприятие входило победителем в конкурсе, проводимым Администрацией, в номинации «Надежный партнер». Крестьянское Хозяйство Волкова А.П. осуществляет шефство над «Социально-реабилитационным Центром для детей и подростков», оказывает постоянную поддержку средней школе № 7, городской клинической больнице № 3, Церкви Святой Троицы и хоккейной команде «Кузбасс». Эта благотворительная деятельность Крестьянского Хозяйства Волкова А.П. отмечена Дипломом Администрации г.Кемерово в номинации «Забота».

Коллектив гордится Благодарственным письмом президента В.В Путина, Благодарственными письмами и Почетными Грамотами Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева, Администрации г.Кемерово.

Несколько лет подряд продукция Крестьянского Хозяйства Волкова А.П. входит в «100 лучших товаров России», участвует в различных конкурсах, представляет Кузбасских производителей на Всероссийской Агропромышленной выставке «Золотая осень» в г.Москва.

В 2004г. Продукция Крестьянского Хозяйства Волкова А.П. завоевала более 20 наград – медалей и дипломов, принимая участие в Агропромышленной выставке «Золотая осень» (г.Москва), Алтайской ярмарке «Продлето – 2004г» (г.Барнаул), «Экспо-Сибирь» (г.Кемерово), «Кузбасская ярмарка» (г.Новокузнецк), «100 лучших товаров России».

На основе данных бухгалтерского баланса (приложение 3) был проведен анализ экономической деятельности «Крестьянского хозяйства                               А.П. Волкова» за 2003-2004 гг.

За рассматриваемый период стоимость основных средств значительно возросла – в 2004 г. по сравнению с 2003 г. прирост составил 39,2% (12321458 руб.). Прирост произошел за счет дополнительного приобретения машин и оборудования, необходимого для производства и с быта продукции.

Насколько рентабельным является предприятие видно из анализа прибыли и убытков, отраженных в отчете о прибылях и убытках                     (приложение 4). В табл. 1 приведены данные о составе и динамике прибыли.

Таблица 1

Состав и динамика прибыли за 2003-2004 гг. (руб.)

Показатель

2003

2004

Абсолют-ное отклоне-

ние 

Относите-льное отклоне-ние

Выручка от реализации

263783481

314879442

51095961

16,2

Себестоимость

216713766

263035842

46322076

17,6

Валовая прибыль

47069715

51843600

4773885

9,2

Коммерческие расходы

25396000

29726939

4330939

17,1

Прибыль от продаж

21673715

22116661

442946

2,0

Прибыль (убыток)

До налогообложения

19697891

21661798

1963907

9,1

Налог на прибыль

4684387

5281270

596883

11,3

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года)

15013504

16380671

1367167

8,3

Как видно из табл. 1 в период с 2003 по 2004 год произошел рост прибыли предприятия на 1367167 руб. (+8,3%).

Коммерческие расходы предприятия также увеличились на 17,1%, что легло в основу роста себестоимости продукции «Крестьянского хозяйства                А.П. Волкова», прирост которой составил около 30%.

Подводя итог анализу технико-экономической характеристики деятельности «Крестьянского хозяйства А.П. Волкова» можно отметить, что  предприятие является абсолютно устойчивым, работает с прибылью. Следовательно, спрос на продукцию, выпускаемую «Крестьянским хозяйством А.П. Волкова» велик. Предприятие является конкурентоспособным, благодаря не только широкому ассортименту выпускаемой продукции (о котором пойдет речь в следующем параграфе), но и высокому качеству товаров.

2.2. Расчет показателей ассортимента колбасных изделий

В целях анализа показателей ассортимента колбасных изделий необходимо рассмотреть следующие из них:

1) структура ассортимента;

2) широта ассортимента;

3) полнота ассортимента;

4) глубина ассортимента;

5) устойчивость ассортимента.

Рассмотрим каждый из показателей подробно и произведем соответствующие расчеты.

1. Структура ассортимента

Структура ассортимента – это отношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству (в процентах).

Рассмотрим структуру ассортимента колбасных изделий в магазине №1 «А.П. Волкова» (табл. 2).

Таблица 2

Структура ассортимента колбасных изделий в магазине №1

«А.П. Волкова»

Наименование колбасного изделия

Количество

колбасных изделий, реализованных за мес. (кг)

Средняя цена колбасного изделия за                    1 кг, руб.

Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении

натуральном

Денежном

1

2

3

4

5

колбасы вареные

503,6

76,9

40,5

23,7

колбасы полукопченые

352,4

103,5

28,4

31,9

колбасы копченые

386,0

143,4

31,1

44,4

ИТОГО:

1242,0

-

100,0

100,0

Таким образом, в структуре ассортимента колбасных изделий в магазине №1 «А.П. Волкова» ведущее место занимают вареные колбасы (40,5%), потому что, благодаря своему высокому качеству, больше всего пользуются спросом  у покупателей.

В денежном выражении наибольший удельный вес занимают колбасы копченые (44,4%). Это вызвано тем, что цена на данные изделия выше, чем на все остальные.

Подробнее с ассортиментом колбасных изделий в магазине №1                    «А.П. Волкова» (прил. 1).

Рассчитаем показатели широты, полноты и глубины ассортимента колбасных изделий в магазине №1 «А.П. Волкова».

В магазине №1 «А.П. Волкова» представлено 12 групп колбасных изделий. Дальнейшие расчеты будем производить по вареным колбасам и выяснять какое место они занимают в структуре колбасных изделий рассматриваемого магазина, какова показатели ассортимента.

2. Широта ассортимента

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

                                                           Кш = Гф / Гн                             (1),

где Гф – фактическое количество групп товаров, имеющихся в продаже; Гн – общее количество групп товаров.

Кш = (1 / 12) * 100% = 8,3%

Таким образом, в магазине №1 «А.П. Волкова» по широте ассортимента вареные колбасы занимают 8,3%.

Проанализируем полноту ассортимента вареных колбас, представленных в магазине №1 «А.П. Волкова».

3. Полнота ассортимента

Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ассортимента:

                                                           Кп = Вф / Вн                              (2),

где Вф – фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже;

      Вн – количество видов, предусмотренное ассортиментом                перечнем.

Исходя из данных, представленных в прил. 1, мы видим, что в ассортиментном перечне предусмотрено 3 видов вареных колбас:

- колбасы высшего сорта;

- колбасы первого сорта;

- колбасы второго сорта.

В момент исследования в магазине №1 «А.П. Волкова» все эти виды колбас были в наличии. Следовательно, коэффициент полноты ассортимента вареных колбас составил:

Кп = (3 / 3) * 100% = 100%

Полнота ассортимента указывает на возможность выбора различных товаров. Полученный коэффициент полноты ассортимента показывает, что в магазине №1 «А.П. Волкова» в наличии имеется 100% заявленных в ассортименте видов вареных колбас.

Далее проанализируем показатель глубины ассортимента.

4. Глубина ассортимента

Для анализа глубины ассортимента вареных колбас составим табл. 3.

Таблица 3

Ассортимент вареных колбас в магазине №1 «А.П. Волкова»

Вид

Кол-во

Уд.вес, %

Колбасы высшего сорта

161,2

32,0

Колбасы 1-го сорта

299,6

59,5

Колбасы 2-го сорта

42,8

8,5

ИТОГО:

503,6

100,0

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента:

                                                          Кг = Рф / Рн                                 (3),

где  Рф – фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже;

        Рн – количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Рассчитаем показатель глубины ассортимента по каждому виду вареных колбас:

1. Колбасы высшего сорта:

В ассортиментном перечне представлено 6 разновидностей вареных колбас высшего сорта. На момент проверки в наличии было 5 разновидностей. Следовательно, коэффициент глубины ассортимента составит:

Кг = (5 / 6) * 100% = 83,3%

2. Колбасы 1-го сорта:

Ассортиментным перечнем предусмотрено 22 разновидности вареных колбас 1-го сорта. Фактическое количество равно 20 разновидностей. Рассчитаем  коэффициент глубины ассортимента:

Кг = (20 / 22) * 100% = 90,9%

3. Колбасы 2-го сорта:

Количество вареных колбас 2-го сорта, предусмотренное ассортиментным перечнем равно 2 разновидности. Фактическое количество также равно двум. Коэффициент глубины ассортимента вареных колбас 2-го сорта равен:

Кг = (2 / 2) * 100% = 100%

Полученные коэффициенты глубины ассортимента является достаточно высокими. Самый высокий коэффициент получен по вареным колбасам 2-го сорта (100%). Однако, эти товары имеют наименьшее количество разновидностей.

Рассмотрим показатели устойчивости ассортимента.

5. Устойчивость ассортимента

Устойчивость характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Коэффициент устойчивости:

                            Куст = (Рф1 + Рф2  +  … + Рфn) / (Рнn)                   (4),

где Рф1, Рф2 ,  …, Рфn -  фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных проверок;

Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

n – количество проверок.

В ассортиментном перечне, как уже говорилось выше, предусмотрено           30 разновидностей вареных колбас.

В ходе исследования было проведено 3 проверки с интервалом 1 неделя. Фактическое количество разновидностей товаров на момент первой проверки составило 28 единиц; на момент второй – 30 единиц; третьей – 30 единиц.

Исходя из этого рассчитаем коэффициент устойчивости.

Куст = (28 + 30 + 30)  / 30 * 3 = 0,97

Показатель устойчивости ассортимента приближен к 100%. Значит ассортимент вареных колбас в магазине №1 «А.П. Волкова» является достаточно устойчивым.

Результаты анализа динамики обновляемости продукции магазина №1 «А.П. Волкова» приведены в табл. 4.

     Таблица  4

Динамика обновляемости продукции

Показатели

Года

2002

2003

2004

Колбасы вареные

1. Количество наименований реализуемой продукции

34

31

33

2. Количество вновь реализуемой продукции

1

1

2

3. Коэффициент обновляемости продукции

0,03

0,03

0,06

продолжение табл. 4

1

2

3

4

Колбасы полукопченые

1. Количество наименований реализуемой продукции

22

23

24

2. Количество вновь реализуемой продукции

3

0

1

3. Коэффициент обновляемости продукции

0,14

0

0,04

Колбасы копченые

1. Количество наименований реализуемой продукции

6

6

7

2. Количество вновь реализуемой продукции

0

1

0

3. Коэффициент обновляемости продукции

0

0,17

0

Из данных табл. 4 можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости продукции невысок по всем видам изделий. Хотя обновление все-таки происходит. Магазин №1 «А.П. Волкова» стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды продукции, так и изымая старые.

2.3. Формирование нового ассортимента колбасных изделий

Весь комплекс маркетинговых исследований находит отражение в формировании номенклатуры и ассор­тимента продукции.

Формирование товарной номенклатуры - это конечный результат взаимодействия трех переменных: задач предприятия (получение при­были на инвестированный капитал, увеличение доли рынка, повыше­ние стабильности, рассредоточение риска, рост предприятия и др.); имеющихся в его распоряжении ресурсов; возможностей рынка [2]. По­этому на первом этапе необходимо проанализировать имеющиеся у предприятия ресурсы и возможности рынка с учетом стоящих перед предприятием задач.

Как видно из рис. 1, где представлен результат такого анализа, именно сектор D представляет собой динамичный набор товарной номенклатуры, пользующийся спросом и решающий задачи предпри­ятия в плановом периоде исходя из имеющихся у него ресурсов [2].

 

Надпись:         А
        D
B             C

Овал: Ресурсы предприятия
 

А – задачи предприятия и условия рынка совпадают;

В – возможности рынка и ресурсы совпадают;

С – задачи и ресурсы совпадают;

D – все факторы совпадают.

Рис. 1 Взаимодействие возможностей рынка, задач и ресурсов                  предприя­тия

Порядок формирования нового товарного ассорти­мента необходимо начинать с исследования потенциальных товарных рынков. Сначала следует заключить инициативные договоры, на основе чего может быть сформирован базовый (исходный) товарный ассортимент (БТА), т.е. тот ассортимент, который будет обеспечен спросом и возможностя­ми предприятия к его выпуску. Далее предприятие должно определить эконо­мические критерии (показатели), с ориентацией на которые оно должно было осуществлять отбор ассортиментных позиций из включенных в БТА и формировать оптимальный товарный ассортимент.

В качестве экономических критериев можно использованы следующие  экономические показатели:

- цена;

- трудоемкость;

- затраты на про­изводство;

- прибыль и рентабельность.

Выбор критерия зависит от конкретных условий, складывающихся на предприятии и задач, кото­рые оно решает в этот период.

По выбранному экономическому критерию производится ранжи­рование всех номенклатурных позиций, включенных в БТА. Предпо­ложим, что магазин №1 «А.П. Волкова» в качестве эконо­мического критерия формирования товарного ассортимента выбрало показатель рентабельности себестоимости продукции. Ограничения заданы по капитальным вложениям в размере 440 млн. руб. Как видно из табл. 5, проранжированный товарный ассортимент предполагает использование 430 млн. руб. капитальных вложений, т.е. вписывается в ограничения по затратам. Но обращает на себя внимание тот факт, что продукция группы 4 (колбасные деликатесы в вакуумной упаковке) является для предпри­ятия убыточным и, несмотря на это, предприятие планирует ее произ­водство.

Таблица 5

Ранжирование товарного ассортимента по выбранному критерию

Наименование

   продукции

Прибыль от реализации, тыс. руб.

Капитальные вложения, тыс. руб.

Рентабель­ность продук­ции, %

По строке

Нарастаю-щим итогом

По строке

Нарастаю-щим итогом

1. Варено-копченые колбасы (А)

205,7

205,7

70

70

19,1

2. Сосиски, сардельки (В)

144,9

350,6

90

160

9,9

3. Ливерные, кровяные колбасы, зельцы (С)

146,4

534,4

120

280

9,1

4. Паштеты (D)

-17,0

517,4

150

430

-1,32

Проанализируем, насколько экономически обоснованным было принятие такого решения. Для этих целей в качестве критерия обосно­вания используем показатель величины покрытия (маржинальный до­ход).

Как видно из данных табл. 6, при убыточности группы изделий D средняя величина покрытия этого товара положительна.

Таблица 6

Стоимостные показатели производства и реализации единицы

продукции, тыс. руб.

Показатель

Группа изделий

А

В

С

D

1. Переменные издержки

8,03

6,46

7,96

6,8

2. Постоянные издержки

0,87

0,64

0,84

0,71

3. Себестоимость

8,9

7,1

8,8

7,6

4. Цена

10,6

7,8

9,6

7,5

5. Прибыль

+1,7

+0,7

+0,8

-0,1

6. Величина покрытия (цена -переменные издержки)

+5,57

+1,34

+1,64

+0,70

На основе данных, характеризующих величину стоимостных пока­зателей производства и реализации единицы продукции (табл. 6), составим таблицу аналогичных показателей по всему объему произ­водства (табл. 7).

Таблица 7

Стоимостные показатели всего объема производства и реализации продукции, тыс. руб.

Группа изде-лий

Кол-во изделий, шт.

Перемен-ные издержки

Себесто-и­мость

Прибыль

Величи-на покры-тия

Валовая выручка от продаж

А

121

971,63

1076,9

205,7

310,0

1282,6

В

207

1337,2

1469,7

144,9

277,4

1614,6

С

183

1456,7

1610,4

146,4

300,1

1756,8

D

170

1171,3

1292,0

-17,0

103,7

1275,0

Итого

4936,8

5449,0

495,3

991,2

5929,0

Поскольку для предприятия производство группы изделий D яв­ляется убыточным, посмотрим как изменится прибыль, если отказать­ся от производства этого товара. Выручка от продаж уменьшится до 4654,0 тыс. руб. (5929,0 - 1275,0). При этом сократятся и перемен­ные издержки на 1171,3 тыс. руб. На общей величине постоянных из­держек это не отразится. Они составляют 512,1 тыс. руб. (5449,0 - 4936,8), а прибыль от реализации предприятия - 376,3 тыс. руб. вместо 495,3, т.е. уменьшится на 119 тыс. руб.

Выводы и предложения

Анализируемое в работе предприятие – магазин №1 «А.П. Волкова» - является достаточно устойчивым. Показатели прибыли и рентабельности высоки. Продукция крестьянского хозяйства представлена в очень широком ассортименте и на сегодняшний день насчитывает 200 наименований.

Наибольший удельный вес в прибыли занимают колбасы вареные, за ними следуют такие товары, как: сосиски и сардельки; колбасы полукопченые; ветчины; ливерные колбасы, паштеты и зельцы. 

В качестве предложений по управлению ассортиментом продукции можно предложить внедрение на предприятии службы ассортимента и качества продукции. В функциональные обязанности службы ассортимента и качества магазин №1 «А.П. Волкова» должно входить:

- изучение и прогнозирование потребностей покупателей в товарах своей номенклатуры;

-  участие в разработке проектов производственных программ предприятий-поставщиков;

- согласование с производителями продукции образцов-эталонов, розничных цен;

- участие в аттестации продукции, контроль ее качества в процессе продвижения к потребителю.

Работа по управлению ассортиментом и качеством на данном предприятии будет способствовать существенным сдвигам в повышении степени удовлетворения спроса населения на высококачественные товары.

Список используемой литературы

1. Басков Л.П. и др. Словарь работника общественного питания. - М., 1988. - С.65.

2. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: Учеб.-практ. пособие. - Минск, 1998. – 453с.

3. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение мясных и яичных товаров. Товароведение молочных товаров и пищевых концентратов: Учебник. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 488с.

4. Организация производства на предприятиях общественного питания / Под ред. С.Н. Белоусовой. - Ростов-на-Дону, 2000. – 344с.

5. Стацько В.П. Колбасы. Колбасные изделия. Продукты из мяса. Серия «Учебный курс». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.-352с.

6. Товароведение пищевых продуктов / Под ред. О.Г. Бровко. - М.: Экономика,1989. - 423с.

7. Товароведение продовольственных товаров / Под ред. Л.А. Боровикова и др. - М.: Экономика, 1988. - 351с.

8. Управление общественным питанием / Под ред. Ю.А. Васильева. - М., 1989. – 322с.

9. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И., Туров А.С. Товароведение и экспертиза мяса и мясных товаров. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2001.- 192с.

10. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И., Туров А.С., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза мясных, рыбных и молочных товаров. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,2002. – 256с.