Содержание
Введение - 3
1.1. Свойства и показатели ассортимента чая - 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование ассортимента чая - 9
1.3. Порядок формирования ассортимента чая - 14
II. Практическая часть - 22
2.1. Характеристика ассортимента чая - 22
2.2. Расчет показателей ассортимента - 24
2.3. Формирование нового ассортимента чая - 27
2.4. Определение рентабельности нового ассортимента
чая предприятием - 28
Выводы и предложения - 29
Список используемой литературы - 31
Приложение - 32
Введение
Под словом «чай» мы обычно подразумеваем и напиток (чашку чая), и сухой чай (пачку или цыбик чая), и само чайное растение (куст чая).
В Китае чай имеет сотни названий, в зависимости от района произрастания, типа или сорта («шуйсен», «юньнань», «ша-оцун», «улун», «лунцзи», «тунчи», «байча», «ченлянча», «чича», «точа», «хуача» и т.д.). Но самое употребительное наименование, обобщающее и чаще всего присутствующее в сложных составных названиях сортов, - это «ча», что значит «молодой листочек». В разных провинциях по-разному произносят это слово, оно слышится то как «ч'ха» и «цха», то как «чья» или «тьа». При этом собранные с чайных кустов зеленые листья до того, как они пройдут фабричную обработку, называются «ч'а», готовый сухой черный чай «у-ча» и напиток из него - «ч'а-и». Но иероглиф для обозначения чая на всем пространстве Китая одинаковый. Это один из самых древних иероглифов, созданный в V веке, когда возник сам термин, само слово «чай».
Все другие народы мира заимствовали свои наименования чая у китайцев. Конечно, они слегка исказили китайское название, так как по-своему слышали и произносили ею. Кроме того, имело значение и то, из какой части Китая поступал чай в ту или иную страну.
В Россию чаи поступали испокон веков из Северного Китая - либо из Ханькоу, либо через Ханькоу, и поэтому русское слово «чай» ближе всего к северокитайскому, столичному, или так называемому мандаринскому произношению. От русских это название восприняло большинство народов нашей страны и такие славянские народы, как болгары, чехи, сербы.
В России чай впервые появился более 300 лет назад (в 1638 г.), его возили из-за границы. Первый же чайный куст высажен в 1818 г. в Крыму, в Никитском ботаническом саду. В настоящее время чай на больших площадях выращивают в Грузии, Азербайджане и Краснодарском крае.
Сегодня чай пользуется большой популярностью практически во всех странах мира. Его получают из молодых верхушечных побегов многолетнего вечнозеленого кустарника или дерева, растущего в районах с субтропическим и тропическим климатом. Напиток чая – один из самых распространенных на земном шаре. Он утоляет жажду, снимает мышечную и нервную усталость, улучшает кровообращение и дыхание.
1.1. Свойства и показатели ассортимента чая
Чай - тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами, оказывающий положительное влияние на организм человека и являющийся самым распространенным на земном шаре напитком [5; 9].
Значение чая как вкусового продукта обусловлено его ароматическими, вкусовыми и тонизирующими свойствами. Чай устраняет усталость, способствует восстановлению утраченной трудоспособности и улучшает самочувствие человека. Широко используют его как потогонное средство при простудных заболеваниях, он оказывает положительное действие на пищеварительную, кровеносную и нервную системы.
В состав чая входят разнообразные органические и неорганические вещества: дубильные, азотистые и минеральные вещества, кофеин, эфирные масла, углеводы, витамины, ферменты, органические кислоты и др. Важнейшими компонентами чайного экстракта являются дубильные вещества (15,9-19%), кофеин (2,0-3,5%), эфирные масла (0,006-0,021%). Дубильные вещества придают ему вяжущий вкус [10].
В чае присутствует чуть ли не весь алфавит витаминов. В нем имеется провитамин А - каротин, важный для нашего зрения (особенно для людей пожилого возраста, склонных к заболеванию глаз кератитом) и обеспечивающий нормальное состояние нежнейших слизистых оболочек - носа, глотки, гортани, легких, бронхов, мочеполовых органов.
В чае представлена и обширная группа витамина В. Витамин В, (тиамин) способствует нормальному функционированию всей нашей нервной системы, а также принимает участие в регулировании деятельности большинства желез внутренней секреции (надпочечников, щитовидной железы и половых желез). Неплохо действует этот витамин и на больных диабетом, язвой желудка и подагрой. Витамин В2 (рибофлавин) делает нашу кожу красивой, эластичной, предотвращает или снижает ее шелушение, сухость, а также облегчает излечивание экземы. Но, кроме того, рибофлавин применяется для лечения тяжелых заболеваний печени: бронзовой болезни, циррозов, гепатитов, диабета, а также при дистрофии миокарда. К группе витаминов В принадлежит и пантотеновая кислота - витамин В15, препятствующий развитию кожных заболеваний (дерматитов) и крайне важный для нашего организма как катализатор всех процессов усвоения поступающих веществ. Наконец, близка к этой группе и никотиновая кислота (витамин РР) - противоаллергический витамин, очень устойчивый к высоким температурам и хорошо растворимый в воде. В этом витамине особенно нуждаются люди, систематически употребляющие в пищу кукурузу или очищенный рис, в которых витамин РР почти полностью отсутствует. Содержание никотиновой кислоты в чае исключительно велико, в сотни раз больше, чем витамина В1.
Имеется в чае и витамин С. В свежем чайном листе его в 4 раза больше, чем в соке лимона и апельсина, но при фабричной обработке часть витамина С, естественно, теряется. И тем не менее его остается не так уж мало, особенно в зеленых и желтых чаях, где аскорбиновой кислоты в 10 раз больше, чем в черных. Но основным витамином чая является витамин Р. Витамин Р (или С2) в комплексе с витамином С резко усиливает эффективность аскорбиновой кислоты, способствует ее накоплению и задержанию в организме, а также помогает усвоению витамина С. Почти всем продуктам из чая, содержащим катехины, в том числе чайным красителям, свойственна так называемая Р-витаминная активность, т.е. способность действовать, как витамин Р. Витамин Р укрепляет стенки кровеносных сосудов, предотвращает внутренние кровоизлияния. По содержанию витамина Р чай не имеет себе равных в растительном мире, он в этом отношении гораздо богаче гречихи (85 единиц в чае, 61 - в гречихе). Наибольшей Р-витаминной активностью обладает зеленый чай. Однако не только в зеленом, но и в черном чае, особенно в высокотанинных сортах, содержится витамин Р. Выпивая 3-4 стакана чая хорошей крепости, мы обеспечиваем свой организм суточной профилактической дозой витамина Р. Не менее важен для нас и содержащийся в чае витамин К, способствующий образованию в печени протромбина, необходимого для поддержания нормальной свертываемости крови [8].
За много столетий до того, как химический состав чая стал известен, люди путем наблюдений и жизненного опыта обнаружили многие лечебные и питательные свойства чая. Чаи издавна прославляли как исцеляющий напиток и поначалу употребляли как лекарственное средство. Люди прежде всего заметили, что чай стимулирует жизнедеятельность организма, усиливает работоспособность, ликвидирует усталость. Долгое время думали, что чай оказывает тонизирующее действие на человека в первую очередь тогда, когда служит ему для утоления жажды и для согревания; затем заметили, что чай повышает энергию, поскольку действует и как средство, утоляющее голод. Действительно, ни в коей мере не заменяя пищи, чай в то же время помогает человеку выдерживать довольно длительное время ее недостаток, причем при употреблении чая во время скудного питания не только замедляется потеря массы, но, главное, в значительной степени сохраняется работоспособность. Это свойство чая - замедлять или уменьшать изнашиваемость человеческого организма - издавна обеспечило ему славу идеального напитка для путешественников, моряков, геологов, охотников и людей других профессий, которые вынуждены работать в полевых условиях, часто менять обстановку, испытывать физические и нервные нагрузки, перенапряжение. Не случайно чай был принят «на вооружение» как обязательный продукт питания вначале в английской, а затем и во всех других армиях мира. Только впоследствии стало известно, что калорийность чая (точнее, свежего листа) почти в 24 раза выше калорийности пшеничного хлеба, что объясняется высоким содержанием в чае белковых веществ [3; 8].
Чашка чая с одной столовой ложкой молока и куском сахара дает 40 калорий (по некоторым данным, 50 калорий). При замене молока сливками и употреблении более крепкого чая с двумя кусками сахара на чашку калорийность порции крепкого чая повышается до 95-100 калорий.
Современные представления о физиологическом действии чая и его лечебных свойствах открывают перспективы активного использования чая как массового оздоровительного средства.
1.2. Факторы, влияющие на формирование ассортимента чая
Факторами, влияющими на формирование ассортимента чая, являются:
1) сырье;
2) вспомогательные материалы;
3) основные технологические процессы.
Чай получают путем специальной обработки молодых верхушечных побегов (флешей) вечнозеленого чайного растения (рис. 1).
Современный процесс производства чая сильно отличается от прежнего, традиционного китайского способа, требовавшего множества ручных операций.
Прежняя технология, существовавшая веками, устарела. И дело тут не только в том, что сегодня процесс производства чая во всех чаепроизводящих странах стал механизированным, хотя уже одно это обстоятельство внесло изменения в технологию. Главное состоит в том, что современная технология производства чая основывается на глубоком понимании существа тех химических превращений, которые испытывает чайный лист, прежде чем стать сухим чаем. Это дает возможность отойти от традиционного способа производства, совершенно исключить из процесса обработки некоторые операции или сократить их время, ввести некоторые новшества в режимы обработки и в целом сделать короче весь процесс производства. Если традиционная технология требовала от работников большого навыка и квалификации, немалого напряжения сил и абсолютной точности в выполнении отдельных операций, а также индивидуального искусства, то современная технология, применяющая совершенные машины, основывается прежде всего на знании биохимии чая и чайного производства. Иными словами, создавая промышленные марки чая, мы все в большей степени опираемся на науку. Вот почему роль ученых-биохимиков в современном производстве чая все более возрастает. Отсюда понятно, почему исследовательские работы по биохимии чая и чайного производства за последние годы достигли высокого уровня и привели к обновлению представлений о чае и тем самым к обновлению способов его производства [1; 7].
Чтобы представить себе, какое значение имеет технология и ее изменения для создания разнообразных чаев, следует иметь в виду одно важное обстоятельство: из одного и того же исходного материала, из одного и того же свежесобранного зеленого чайного листа на чайной фабрике можно получить различные типы готового чая - черный, зеленый, красный и желтый; рассыпной, прессованный или быстрорастворимый. Все будет зависеть лишь от того, каким операциям, какому технологическому процессу будет подвергнут на фабрике один и тот же чайный лист.
Но помимо того, что каждому типу готового чая соответствует своя технология, даже для производства одного и того же типа могут быть предложены разные технологические схемы.
Поскольку в каждой стране исследователи идут в своих работах разными путями, по-разному используют новое и традиционное в чайном производстве, то и технология получения готового чая в разных странах и даже в разных районах одной и той же страны бывает различной.
Это зависит, разумеется, не только от научных рекомендаций и традиций, но и от некоторых различий в характере чайного сырья (т.е. свежего чайного листа), а также от производственных секретов чаепроизводящих фирм.
Главное, к чему стремится современная технология, - предельно точно и строго научно определить, что и как влияет на качество готового сухого чая, на образование его аромата и вкуса, на сохранение в нем полезных для человека веществ, на стойкость чая при хранении. В каждой стране и для каждого типа чая эти проблемы решаются опять-таки по-разному. И все это в конечном счете отражается на характере и качестве поступающих в торговлю чаев. Вот почему иметь представление о технологии производства чая, по сути дела, совсем нелишне каждому культурному, сознательному потребителю - это позволит ему лучше ориентироваться в чаях.
Технологические процессы оказывают влияние не только на ассортимент, но и на качество, а, следовательно, и на сортность чая, хотя в целом сортность зависит от целого ряда факторов, среди которых одним из основных является качество исходного продукта, т.е. свежего зеленого чайного листа. Малейшие нарушения в принятой технологии могут привести к порче высококачественного исходного сырья, к занижению сортности, и наоборот, улучшая фабричную обработку входного материала, можно получить более высокий сорт чая. Например, производство чая по новой технологии, предложенной в 50-х годах биохимиком профессором М.А. Бокучава позволяет повысить качество готового сухого черного чая на один-два сорта по сравнению с чаем, приготовленным из того же самого сырья по старой технологии [11].
В общих чертах технологический процесс производства чая на современном механизированном предприятии сводится к следующим операциям: завяливанию, скручиванию, ферментации, сушке и сортировке.
На фабриках в России - Адлерской и Майкопской - завяливание производится искусственным способом, а за рубежом (например, в Индии и Шри-Ланке) - естественным. В то время как в Индии завяливание длится от 18 до 22 часов, у нас тот же процесс продолжается 6-8 часов (а в новом завялочном агрегате всего 3-4). Ясно, что подобная спешка не слишком способствует улучшению качества чая. Он вначале недозавяливается, а затем от этого плохо скручивается.
Скручивание происходит в особых машинах - роллерах, сжимающих ткань чайного листа. Смысл этой операции в том, чтобы разрушить структуру ткани листа на уровне молекулы, не раздавив чаинки внешне. Именно вследствие этого «высвобождается» аромат. Вот почему при покупке чая следует отдавать предпочтение туго скрученным чаинкам, а не плоскому, сеченому чаю [8].
Затем следует процесс ферментации - один из основных в производстве черного чая. Именно во время ферментации образуются специфические вкус и аромат, свойственные черным чаям. Обычно ферментация происходит без вмешательства машин и человека, который должен лишь следить за процессом, чтобы определить, когда наступит кульминационная точка, т.е. когда чайный лист достигнет наивысшей стадии развития вкуса и аромата, после чего процесс ферментации обрывают, не позволяя чаю «перезреть». У нас до сих пор на ряде фабрик применялся ускоренный процесс ферментации с последующей термической обработкой недоферментированного полуфабриката. Делалось это ради пресловутого «выполнения плана». Более того, по новой технологической схеме, введенной в Грузии в 70-80-х годах, ферментация как совершенно самостоятельный процесс вообще была фактически исключена, что было явным вредительством. Предполагалось, что она якобы происходит уже во время скручивания. Это давало «экономию во времени» примерно на 6-8 часов и, главное, позволяло обходиться на фабрике без специального ферментационного помещения, где чай должен был «вылеживаться». А это открывало путь к созданию полностью механизированных предприятий, где чай должен был приготовляться машинным способом, без прикосновения рук человека. Так под видом технического прогресса шла методичная, организованная порча чайного сырья, не имеющая аналогий в азиатских странах классического чайного производства, где не прибегают к машинам.
Следующий процесс, сушка, происходит в специальных чаесушильных машинах при температуре 92-95°С, причем температура самого чая-полуфабриката достигает 70-75°С. Основная цель сушки - довести влажность чая до нормальной. У нас стандартом влажности считалось 6-7,5%, за рубежом - обычно 3-5%, а у некоторых фирм даже 2% («Липтон», Англия). Ясно, что способность советского чая выдерживать длительное хранение от этого снижалась. В Индии сушку производят однократно, и этого вполне достаточно в условиях жаркого климата, когда температура воздуха в цехе сама по себе доходит до 40°С. В большинстве же стран сушка двукратная - для гарантии и перестраховки. В Грузии также в 70-х годах стали производить однократную сушку, якобы «по-индийски», но это привело лишь к тому, что большие партии чая спустя пару месяцев прели и гнили. Поэтому после сушки решено было производить еще убыстренную термическую обработку полуфабриката чая в специальной термокамере при температуре воздуха 40-45°С и влажности 50-65%, что не спасало положения, так как все равно снижало качество чая, поскольку каждая новая операция над чайным листом после ферментации «отбирает» у него какую-то долю аромата [7].
Заключительным процессом производства чая является сортировка сухого чая-полуфабриката, т.е. подбор с помощью различных номеров сит (сортировочных машин) однородных по размерам и форме чаинок. Получаемые таким образом промышленные марки чая-полуфабриката отправляются на чаеразвесочные предприятия, где из них приготовляют торговые сорта чая путем составления смесей различных марок полуфабриката, а также фасуют эти сорта.
В целом ряде стран (Китай, Япония, Англия) после окончательной сушки чай иногда ароматизируют, т.е. добавляют к нему ароматические вещества, которые либо придают чаю совершенно новый аромат, либо усиливают, восстанавливают аромат, утраченный чаем в процессе фабричной обработки.
1.3. Порядок формирования ассортимента чая
Все многообразие чаев делится на четыре основных типа: черный, зеленый, красный и желтый. Такое деление отнюдь не обусловливается чисто внешним видом, различной окраской чаев, как в сухом виде, так и особенно в настое. Цвет является лишь внешним отражением различий в биохимических процессах обработки чайного листа, что, в конечном счете, оказывает влияние на химический состав и основные вкусовые и ароматические признаки каждого типа чая [2; 4; 6; 8].
Если при производстве черных чаев чайный лист проходит такие стадии обработки, как завяливание, скручивание, ферментация и сушка (или укороченная ферментация плюс термическая обработка), то при производстве зеленого чая две стадии - завяливание и ферментация - совсем исключаются. При этом специально стремятся к тому, чтобы избежать какой-нибудь случайной или попутной ферментации во время других стадий обработки. Таким образом, черный (ферментированный) и зеленый (неферментированный) чаи являются как бы долюсными типами, ибо в основе их производства лежат диаметрально противоположные биохимические принципы.
Красный и желтый чаи являются промежуточными типами между черным и зеленым. Оба они испытывают ферментацию, но в неполной, не доведенной до конца форме, поэтому и называются недоферментированными или полуферментированными чаями - и это их характерный признак. Причем степень ферментации более выражена в красных чаях, чем в желтых, где процессы ферментации идут вяло и побочно, попутно с другими процессами.
Вот почему красные чаи ближе стоят к черным, а желтые - к зеленым чаям.
Такова сущность деления готового сухого чая на четыре основных типа.
Каждый из основных типов подразделяется по характеру механической обработки листа на разновидности. Например, черные и зеленые чаи могут быть рассыпными, прессованными или же экстрагированными.
Рассыпные чаи, или, как они называются в торговой практике, байховые, самые распространенные. Это масса отдельных, не связанных между собой чаинок, фасованных в закрытую (металлическую или бумажную) упаковку в самом разнообразном количестве в зависимости от принятых в той или иной стране стандартов: по 25, 40, 50, 75, 100, ПО, 113,5 (четверть фунта), 125, 200, 220, 226,5 (полфунта), 250, 440, 453 (фунт), 500 и 1000 г. [8].
Менее известны широкому кругу потребителей прессованные чаи, представляющие собой брикеты, приготовленные из спрессованных под сильным давлением чаинок различного качества - от чайной крошки до грубых листьев и даже веток чайного растения. Прессованные чаи имеют довольно узкое, локальное распространение среди некоторых народов Средней и Центральной Азии, Дальнего Востока и жителей Крайнего Севера. Эти брикеты могут иметь вид плиток, кирпича, цилиндра, шара, диска или какую-либо более причудливую форму (например, «ласточкино гнездо») и достигать массы от 100 и 250 г до 2,5 и более килограммов (известны брикеты массой до двух пудов).
Экстрагированные (или быстрорастворимые) чаи начали входить в употребление лишь в последние годы. Они представляют собой экстракты или концентраты чая, дающие возможность, во-первых, ускорять и упрощать сам процесс заваривания чая, а во-вторых, размещать довольно значительные дозы чая в концентрированном виде в сравнительно небольших объемах. Собственно чайного, естественного листа эти чаи уже не содержат - это либо порошок, либо гранулы. И настоящие чаевники их не употребляют.
Байховые и прессованные чаи имеют свои разновидности в зависимости от формы обработки, внешнего вида и размеров листа [5].
Черные байховые чаи делятся по размерам чаинок на листовые (крупные), ломаные, или брокен (средние) и мелкие (высевки и крошку). В нашей торговле принято деление лишь на крупный и мелкий чай, причем под мелким байховым чаем мы фактически подразумеваем средние чаи, поскольку высевки и крошка в розничную торговлю практически не поступали. Русский потребитель привык считать их «трухой» и всегда отвергал, хотя в других странах эти виды чая используются как дешевый, третий сорт.
Кроме того, крупные и средние чаи подразделяются по роду листа, т.е. по его качественным показателям, зависящим от сырья и фабричной обработки, на несколько категорий или степеней. Так, черные листовые чаи подразделяются на четыре степени: Флаури Пеко (FP), Оранж Пеко (ОР), Пеко (Р), Пеко Сушонг (PS). Средние резаные (или ломаные) чаи также имеют четыре степени: Брокен Оранж Пеко (ВОР), Брокен Пеко (ВР), Брокен Пеко Сушонг (BPS), Пеко Даст (PD). И, наконец, мелкие чаи делят на Фаннингс (Fngs) - высевки и Даст (D) – крошку [8].
Все эти обозначения, хотя и мелким шрифтом, должны присутствовать на этикетках к упаковке импортных чаев приличных фирм (а не фальшивых и контрабандных), и потребитель, руководствуясь ими, может получать о покупаемом чае соответствующую информацию.
Эта традиция фактически дает полное представление об ассортименте фабричных сортов черного байхового чая-полуфабриката, поскольку общепринята единая международная классификация фабричных марок чая. Она сложилась постепенно в течение второй половины XIX века и только к началу XX века приняла свой современный вид. В основе ее терминологии (названий степеней или родов чаинок) лежат англизированные китайские названия и некоторые английские термины.
Зеленые байховые чаи делятся по величине листа всего на две категории - листовые и брокен (резаные, ломаные). Зато они более сложно различаются по форме скрученности листа (не путать с качеством скрученности). Например, лист может быть скручен вдоль своей оси в трубочку так, что готовая чаинка напоминает маленькую, слегка согнутую сухую травинку. Это самый обычный вид скрученности, характерный как для черных, красных и желтых, так и для известной части зеленых чаев. Но наряду с этим зеленые чаи могут иметь и другие виды скрученности: поперек оси листа в виде горошинки, каперса или маленького шарика неправильной формы (дробинки), и тогда такой чай в торговле соответственно называют «жемчужным», «каперсным», «порохом». Лист может быть и не скручен, а просто смят, сплющен, и тогда чай называется «плоским»; несколько сортов его известны в Китае и Японии. Все эти, казалось бы, небольшие различия в форме и во внешнем виде готовой чаинки отражаются тем не менее на вкусе и аромате чая, придают и тому и другому новые, отличающиеся от других сортов оттенки [8; 11].
Еще более наглядны различия по форме у прессованных чаев. Среди них различают чаи кирпичные, плиточные и таблетированные. Основное здесь, конечно, не внешняя форма - кирпича, плитки или таблетки, а характер листа, подвергающегося прессовке. На прессовку кирпичного чая идет самый грубый материал, на прессовку плиточного - материал менее грубый, а на изготовление таблеток - еще более тонкий (чайная пудра).
Что касается экстрагированных чаев, то они производятся либо в форме жидкого экстракта, либо в сухой, кристаллической форме и носят общее название быстрорастворимых чаев (по способу применения); выпускаются они в особой герметической упаковке, напоминающей консервные банки.
Все указанные типы готового чая (черный, зеленый, красный и желтый) и их разновидности (байховые, прессованные, экстрагированные) различаются еще и по странам производства (китайские, индийские, японские, цейлонские и т.д.) или же более узко - по районам произрастания (ассамские, дарджилинги, уджи, грузинские, азербайджанские, краснодарские). При этом следует иметь в виду, что в некоторых районах производится только определенный тип или разновидность чая, и в таких случаях указание на район произрастания уже дает представление о типе или разновидности того или иного готового чая. Например, японский чай из Уджи - всегда зеленый, краснодарский и цейлонский - всегда черный, байховые тайваньские чаи - в основном красные и т.д.
Известно, что внутри каждой разновидности существует подразделение на многочисленные торговые сорта. Сорта отражают характерные индивидуальные особенности аромата и вкуса, а главное - степень качества того или иного готового чая по сравнению с другим чаем той же разновидности.
Качество готового чая, а следовательно, и его сорт зависят от многих факторов, которые складываются постепенно, начиная с момента роста чайного куста на плантации и кончая завершающей стадией промышленной обработки - ароматизацией. В число этих факторов входят: во-первых, условия роста чайного ранения (свойства почвы, количество осадков, обращенность к солнцу, соседство других растений, возраст чайного куста, тщательность ухода); во-вторых, условия сбора чайного листа (тщательность сбора, вид сбора - ручной или машинный, вид листьев - чем моложе, нежнее собираемые флеши, тем выше сорт готового чая); в-третьих, время сбора чайного листа (этот показатель для каждого географического района индивидуален: для китайских чаев более ранний сбор дает более высокий сорт, ибо погода в это время еще холодная и сухая, лист растет медленно и получается небольшим и плотным, концентрированным - у индийских же самые лучшие чаи получаются от сборов на краях сезона – ранней весной или поздней осенью, т е до или после периода летних муссонов; у грузинских чаев качество чая из листьев майского сбора хуже июльского и августовского, ибо в условиях Закавказья в чайном листе накапливаются наиболее годные вещества в солнечные, поздние летние месяцы); в-четвертых, характер обработки, технологическая схема (более совершенная, более тщательная обработка без малейших нарушений технологии дает более высокие сорта; в частности, тщательность фабричной обработки байховых чаев отражается на степени скрученности листа - чем туже, крепче скручен лист, тем выше сорт, а качество сырьевого материала, аккуратность прессовки отражаются на качестве прессованных чаев); в-пятых, характер дополнительной обработки (искусственная ароматизация и купажирование) [9].
Торговые сорта чая получаются путем смешивания и комбинирования различных промышленных сортов, или, как говорят специалисты, путем купажирования, производимого обычно на чаеразвесочных фабриках вдали от места изготовления чая.
Каждый создаваемый на фабрике купаж включает в себя обычно от 10 до 25 сортов промышленного чая, причем очень часто не только с разных плантаций, но и из разных частей света.
Например, к индийскому чаю может быть добавлен одинаковый по типу, но ниже его сортом африканский (угандийский, кенийский), к грузинскому чаю - индийский и т.д. Эти купажи получают затем свое торговое наименование - либо основного чая, входящего в состав, но с приданием номера, либо совершенно особое. Таких наименований может быть несколько тысяч.
За рубежом чай обычно называют по имени той или иной чаеторговой фирмы с добавлением иногда названия типа чая, степени качества (высший, отборный, хороший) и района произрастания.
В Китае, Японии и других странах Юго-Восточной Азии многие сорта чая имеют оригинальные названия (например, «черный дракон», «серебряные иголки», «реснички красавицы» и т.п.), принятые только в данной стране.
У нас торговые сорта черного байхового чая различают главным образом по месту произрастания (индийский, цейлонский, грузинский); к названию обычно добавляют порядковый номер сорта (высший, первый, второй, третий), а иногда и какой-либо дополнительный эпитет (отборный, экстра) или дополнительный номер (например, грузинский чай первого сорта №300, азербайджанский №400), если требуется указать на более тонкие различия внутри одного и того же сорта (при этом учитывают состав смеси, образующей данный сорт). Обычно чем выше номер, тем выше качество чая. Таким образом, при фасовке в нашей стране в наименование торговых сортов черного байхового чая, помещаемое на этикетках пачек, не всегда входит наименование типа (черный) и разновидности (байховый), которые подразумеваются как само собой разумеющиеся ввиду преимущественного распространения в России именно этого типа чая. Тип у нас указывают лишь для зеленого чая, а также для небайховых разновидностей черного чая (например, чай зеленый грузинский, высший сорт, №125; чай грузинский зеленый кирпичный; чай зеленый плиточный грузинский, III сорт; чай черный плиточный грузинский, 1 сорт) [10].
Черные и зеленые чаи имеют наибольшее количество разновидностей и сортов. Значительно меньше ассортимент красных и желтых чаев.
Единственной в мире страной, выпускающей все известные типы и разновидности чая, был и остается пока Китай. Красные и желтые чаи выпускаются почти исключительно в Китае (а также на Тайване), хотя данные о количестве и доле их в общей чайной продукции страны Китай за последние 10 лет не публикует.
Что же касается чайной промышленности других стран, то они специализируются преимущественно на выпуске какого-либо одного типа чая - черного или зеленого.
Российская чайная промышленность выпускает в последние годы лишь один тип чая - черный.
Промышленность Индии также ориентируется преимущественно на выпуск черных байховых чаев и лишь в крайне незначительных количествах (менее одной сотой части общей продукции) дает зеленые, притом одни байховые. Примерно такое же соотношение между производством черных и зеленых чаев во Вьетнаме.
Наоборот, Япония производит главным образом зеленые байховые чаи, а черных выпускает около одной пятой части общего количества, причем исключительно на экспорт.
Шри-Ланка, Малайзия, Индонезия и все чаепроизводящие страны Африки (Кения, Уганда, Танзания, Малави, Конго) специализируются исключительно на производстве черных чаев.
Особняком стоят в области производства чая страны Индокитая - Таиланд, Лаос, Камбоджа, где чай производится в основном для местных нужд, весьма разнообразного ассортимента, но в небольших количествах и сильно отличающийся от мировых стандартов. Так, в Таиланде выпускаются различные сорта «оранжевого», или «коричневого» чая, близкого к черному, но менее ферментированного, имеющего интенсивный, но отличающийся колером от черного настой. В Камбодже и Лаосе известен так называемый «синий» чай - своеобразная разновидность зеленого, отличающийся, однако, собственным терпким вкусом, душноватым, но приятным ароматом и темным, интенсивным колером. Для производства этих чаев применяется, как правило, старинная ручная технология, дающая возможность бесконечно варьировать процессы завяливания и ферментации, добиваясь тем самым создания промежуточных между основными четырьмя типами чая видов.
Качество чая зависит от возраста и времени сбора флеши. Почка и первый лист флеши отличаются высоким содержанием кофеина и дубильных, ароматических веществ. Старые, грубые побеги для производства чая высших сортов не используют. Сбор чайных побегов производят с апреля по октябрь. Побеги, собранные в июле и августе, дают чай более высокого качества.
Современный российский рынок представлен широчайшим ассортиментом чайных марок: Акбар, Альбион, Батик, Висдом, Дарлинг, Джаф, Дольче Вита, Инду, Кама Сутра, Маброк, Мастер Тим, Монарх, Олинда, Реал, Ристон, Сан-Лиф, Хилтоп, Хэйлис, Челтон, Эдвин, Верблюд, Конфуций, Ред Слим, Золотая Чаша, Дилма, Тот Самый чай, Императорский чай и т.д.
II. Практическая часть
2.1. Характеристика ассортимента чая
Торговый Дом «Рубин» создан в феврале 1993 года. За 13 лет ТД сформировал широкий ассортимент качественного чая. Каждая партия чая проходит входной контроль у специалистов ТД, которые говорят:
«Мы отдали приоритет чаям, упакованным непосредственно на Цейлоне и в Китае. По нашим данным многие ценители чая покупают только такой чай, так как, по их мнению (и мы с этим согласны) чай в такой упаковке гораздо лучше сохраняет качество и доносит до потребителя неповторимый аромат чайных садов.
Учитывая увеличение продаж зелёного чая, у нас постоянно пополняется коллекция зелёных чаев из Китая и Цейлона.
В связи с растущим спросом на чай в подарочных упаковках, у нас в ассортименте много видов чая в красочных металлических и картонных банках, шкатулках, наборах».
ТД «Рубин» занимается оптовой продажей чая, а также имеет несколько фирменных магазинов «Море чая».
Ассортимент чая ТД «Рубин» очень широк. Широта ассортимента представлена 51 ассортиментной группой, в каждой из которых от 3 до 50 наименований (прилож. 1). Рассмотрим некоторые из них:
1. Чай «Принцессы», Россия (гранулированный («Принцесса Гита»), листовой («Принцесса Канди», «Принцесса Нури»), пакетированный («Принцесса Канди», «Принцесса Нури» и т.д.)).
2. «Ахмад» (листовой («Зеленый», «Королевский чай» и т.д.), пакетированный («Английский завтрак», «Эрл Грей» и т.д.), подарочный («Английская традиция» и т.д.)).
3. «Липтон» (гранулированный («Брук Бонд», «Липтон»), листовой («Беседа» и т.д.), пакетированный («Беседа», «Липтон» и т.д.).
4. «Букет Цейлона», Россия (листовой («Завтрак Императора», «Арская коллекция»), пакетированный («Завтрак Императора», «Арская коллекция»), подарочный («Завтрак Императора», «Арская коллекция»))).
5. «Верблюд», Китай (листовой («Жасмин», «Мята», «Лотос» и т.д.), подарочный («Зеленый с жасмином», «Специальный порох» и т.д.)).
6. «Долче Вита», Шри-Ланка (листовой («Чемпион», «Шарман»), пакетированный («Виндзор», «Гавайский ром», «Дикая вишня» и т.д.), подарочный («Баккара»,»Бостон» и т.д.)).
7. «Лесной букет», Россия (листовой («Банник», «Берендеев лес», «Купава» и т.д.), пакетированный («Лель», «С ромашкой» и т.д.)).
8. «Русская чайная компания», Россия (листовой («1001 ночь», «С днем рождения» и т.д.), подарочный («Загадка Фараона», «Ночь Клеопатры» и т.д.)).
9. «Шерри», Шри-Ланка (гранулированный («Шерри. Желтая пачка»), листовой («Английский №1», «Эрл Грей» и т.д.), пакетированный («Жасмин», «Дыня» и т.д.)).
10. «Свежий чай», Шри-Ланка («Зеленый завиток», «Зеленый листок» и т.д.), подарочный («Ганпаудер» и т.д.)).
11. «Чай жизни», Шри-Ланка (только подарочный («Красная смородина», «Малина», «Лимон» и т.д.)).
12. «Фаворит», Россия (листовой («Индийский», «Цейлонский»), пакетированный («Каркадэ», «Экзотика» и т.д.)) и многие другие.
2.2. Расчет показателей ассортимента
Под показателем ассортимента подразумевают количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров [10].
Представим структуру ассортимента в натуральном и денежном выражении (табл. 1).
Таблица 1
Структура ассортимента чая в натуральном и денежном выражении
Вид чая |
Количество чая (кг) |
Средняя цена чая за 1 кг, руб. |
Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении |
||||||
натуральном |
денежном |
||||||||
Гранулированный |
175 |
72,5 |
15,9 |
9,3 |
|||||
Листовой |
325 |
111,3 |
29,5 |
26,6 |
|
||||
Пакетированный |
280 |
95,2 |
25,5 |
19,6 |
|
||||
Подарочный |
320 |
188,8 |
29,1 |
44,5 |
|
||||
ИТОГО |
1100 |
- |
100,0 |
100,0 |
|
||||
Исходя из данных, представленных в табл. 1, следует, что практически равный удельный вес в натуральном выражении в структуре ассортимента имеют листовой (29,5%) и подарочный (29,1%) чаи. На 4% меньше доля пакетированного чая, которая составляет 25,5%. Наименьший удельный вес в структуре ассортимента чая имеет гранулированный чай (15,9%).
Как видно из относительных показателей структуры ассортимента в денежном выражении, преобладающий удельный вес имеет подарочный чай (44,5%). За ним следует листовой – 26,6%. Наименьшую долю занимает гранулированный чай (9,3%).
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:
Кш = Гф / Гн (1),
где Гф – фактическое количество групп товаров, имеющихся в продаже;
Гн – общее количество групп товаров.
Кш = (51 / 51) * 100% = 100%
Таким образом, широта ассортимента представлена в объеме 100%.
Полнота ассортимента – соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню и существующим потребностям.
Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ассортимента:
Кп = Вф / Вн (2),
где Вф – фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже;
Вн – количество видов, предусмотренное ассортиментым перечнем.
На рассматриваемом предприятии коэффициент полноты ассортимента составил:
Кп = 47 / 51 = 0,92
Полнота ассортимента указывает на возможность выбора различных товаров. Полученный коэффициент полноты ассортимента показывает, что в ТД «Рубин» в наличии имеются практически все заявленные в ассортименте виды товаров.
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента:
Кг = Рф / Рн (3),
где Рф – фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже;
Рн – количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Коэффициент глубины ассортимента равен:
Кг = 689 / 763 = 0,90
В ТД «Рубин» наблюдается очень высокий коэффициент глубины ассортимента (0,90). Это говорит о наличии преобладающей доли заявленных в ассортиментном перечне товаров.
Устойчивость характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Коэффициент устойчивости:
Куст = (Рф1 + Рф2 + … + Рфn) / (Рнn) (4),
где Рф1, Рф2 , …, Рфn - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных проверок;
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n – количество проверок.
Куст = (680 + 675 + 689) / 763 * 3 = 0,89
Коэффициент устойчивости очень высок (0,89), следовательно, ассортимент чая на рассматриваемом предприятии устойчив.
2.3. Формирование нового ассортимента чая
Формирование нового ассортимента чая в ТД «Рубин» происходит в основном за счет расширения и обновления ассортимента.
Рассчитаем коэффициент новизны по рассматриваемому предприятию.
Кн = Рн / Рф (5),
где Рн – количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки;
Рф – количество разновидностей.
Результаты расчета представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели обновления продукции
Период |
Рн |
Рф |
Кн |
Декабрь 2005 г. |
17 |
741 |
0,02 |
Январь 2006 г. |
14 |
755 |
0,02 |
Февраль 2006 г. |
8 |
763 |
0,01 |
Таким образом, показатель обновления ассортимента невысок. Ассортимент чая ТД «Рубин» является более или менее постоянным. Наиболее значительное обновление ассортимента наблюдалось в декабре 2005 г. и январе 2006 г., что было вызвано предстоящими новогодними праздниками.
2.4. Определение рентабельности нового ассортимента чая предприятием
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции фирмы. Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).
Рентабельность продукции (Рпр) исчисляется как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
Рентабельность продукции исчисляется по формуле:
Рпр = (Пп / Сп) * 100%, (6)
где Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;
Сп – полная себестоимость реализованной продукции.
На конец 2004 г. уровень рентабельности продукции составил:
Рпр = (82712 / 302500) * 100% = 27,3%
После внедрения нового ассортимента:
Рпр = (92632 / 288652) * 100% = 32,1%.
Таким образом, внедрение нового ассортимента чая привело к увеличению рентабельности продукции на 4,8% (32,1% - 27,3%).
Выводы и предложения
Проведенное исследование показало, что рассматриваемое предприятие (ТД «Рубин») работает достаточно эффективно. С внедрением нового ассортимента наметился рост рентабельности от продаж продукции, которому способствовало увеличение объемов продаж и снижение себестоимости.
Структура ассортимента чая ТД «Рубин» представлена 51 ассортиментной группой, среди которых: «Ахмад», «Липтон», «Букет Целлон», «Верблюд», «Русская чайная компания» и т.д.
Разновидностей чая каждой марки от 3 до 50 наименований. В самом широком ассортименте представлена чайная продукция марок «Русская чайная компания», «Шери», «Птицы Цейлона», «Букет Целлона».
Коэффициент широты ассортимента равен 100%. Коэффициент полноты ассортимента равен 0,92, следовательно, 92% марок чая, заявленных в ассортименте, имеются в наличии на прилавках магазина.
Коэффициент глубины ассортимента – 0,90, что говорит о 90,0%-ом наличии всего ассортимента. Ассортимент чая устойчив, коэффициент устойчивости составил 0,89.
Коэффициент новизны невысок, в среднем за последние три месяца он составил 0,017.
В качестве рекомендаций можно предложить такой элемент улучшения ассортимента и в целом товарной политики ТД «Рубин», как изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом.
Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе ТД «Рубин» должна предшествовать оценка качества показателей каждой марки чая на рынке.
При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.
Список используемой литературы
1. Гаммидулаев С.Н., Иванова Е.В., Николаева В.Н. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учеб. пособие. – СПб.: Альфа, 2000. – 325с.
2. Кузнецова С.В. Бакалейные, кондитерские, хлопчатобумажные товары. Товароведение. – М.: Экономика, 1983. – 183с.
3. Кутепова М.. Товароведение пищевых продовольственных товаров. – М.: Высшая школа, 1989. – 159с.
4. Матюхина З.П. Пищевые продукты (товароведение). – М.: Экономика, 1982. – 232с.
5. Матюхина З.П. Товароведение пищевой промышленности. – М.: Академия, 2000. – 272с.
6. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. – М.: НОРМА, 2003. – 283с.
7. Общая технология пищевых производств / Под ред. Н.И. Назарова. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 288с.
8. Похлебкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. – М.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 1997. – 493с.
9. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Р-н/Дону: Феникс, 2003. – 448с.
10. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 544с.
11. Товароведение пищевых продуктов / Под ред. О.Г. Боровко и др. – М.: Экономика, 1989. – 250с.