Оглавление

1. Дефекты товаров. Классификация, методы обнаружения.

    Дефекты тканей и причины их возникновения…………………………..3

2. Основные органолептические методы оценки качества

    пищевых продуктов. Бальная система оценки качества:10.20,100……..7

3. Фальсификация товаров: понятие, виды, средства,

     способы и последствия……………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………..17

1. Дефекты товаров. Классификация, методы обнаружения. Дефекты тканей и причины их возникновения

Дефект - невыполнение заданного или ожидаемого тре­бования, касающегося объекта, а также требования, отно­сящегося к безопасности (МС ИСО 8402: 1994, п. 2.11).

Дефекты подразделяют по нескольким признакам: сте­пени значимости, наличию методов и средств для их обна­ружения или устранения.

По степени значимости различают критерии кри­тические, значительные и малозначительные.

Критические дефекты - несоответствия товаров ус­тановленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружаю­щей среде [8]. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначе­нию. Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, так как они содержат вред­ные для организма вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным и мутагенным действием. Даже если менее половины мякоти плода еще не загнила, то отделение здо­ровых тканей требует таких больших затрат, что обработ­ка невыгодна.

Значительные дефекты - несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды [7; 8]. Так, ушибы, проколы, повреж­дения вредителями ухудшают внешний вид, снижают вы­ход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды все же могут быть использованы по назначению (в свежем виде и на промпереработку).

Малозначительные дефекты - несоответствия, ко­торые не оказывают существенного влияния на потре­бительские свойства товаров, в первую очередь на назна­чение, надежность и безопасность. Так, при оценке качест­ва яблок к малозначительным дефектам могут быть отне­сены небольшие отклонения от формы, размера, окраски.

В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.

Например, к явным дефектам консервов относится бом-баж в стадии вздутия банки, который определяется визуаль­ным осмотром. Начальные стадии бомбажа нельзя обнару­жить визуально. Для этого необходим микробиологический контроль, для чего банки нужно вскрывать. При выборочном контроле всегда существует опасность, что банки в началь­ной стадии бомбажа могут не попасть в выборку. Если же вскрыть все банки в товарной партии, то реализовать такую партию нельзя. Поэтому сплошной контроль невозможен, а другие методы неразрушающего контроля отсутствуют.

В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и неустра­нимые.

Устранимые дефекты - дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если по­ражено менее 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды мож­но использовать в свежем виде или на промпереработку.

Неустранимые дефекты - дефекты, которые невоз­можно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения [8].

При оценке качества товаров товароведы должны про­водить диагностику их дефектов по характерным признакам проявления дефектов и устанавливать причины их воз­никновения. Это необходимо для выявления градации каче­ства (стандартная, нестандартная, брак и отходы) и класса товаров по назначению (пригодные, условно пригодные и непригодные к использованию по назначению), так как гра­дации качества и классы товаров по назначению в значи­тельной мере определяются дефектами разной степени зна­чимости. Так, товары с критическими дефектами относятся к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению, со значительными - к нестандартным, если количество допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы.

В пределах установленных норм допускаемых отклоне­ний товары со значительными дефектами, а также с мало­значительными (без ограничений) считаются стандартны­ми. Разные градации, классы, сорта стандартной продук­ции зачастую отличаются заданными требованиями, каса­ющимися объектов с малозначительными или значитель­ными дефектами. При диагностике причин возникновения дефектов выявляются виновные юридические или физи­ческие лица для предъявления им претензий по качеству товаров.

В зависимости от места возникновения все де­фекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные.

Технологические дефекты - дефекты, вызванные не­достатками при проектировании и/или разработке про­дукции, сырья, несоблюдением или несовершенством про­изводственных процессов. Эти дефекты являются следст­вием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции. Поступление товаров с техноло­гическими дефектами в торговлю свидетельствует о не­удовлетворительной организации приемосдаточного контро­ля у изготовителя, поставщика и продавца.

Если технологические дефекты при сдаче-приемке имели скрытый характер, то в течение 4 мес. продавец может предъявить претензии поставщику. Так, в приведенном выше примере со скрытыми формами бомбажа товарове­ды после проявления этого технологического дефекта должны предъявить претензию поставщику.

Если при приемке технологические дефекты носили яв­ный характер, но не были обнаружены или зафиксированы, а партия с такими дефектами была принята товароведом или материально ответственным лицом без уведомления из­готовителя и поставщика, то по истечении срока, обусловленного Инструкцией по приемке товаров народного потреб­ления по качеству, предъявить претензии невозможно [7].

Предреализационные дефекты возникают при транс­портировании, хранении, подготовке к продаже или реа­лизации товаров. Примером таких дефектов может слу­жить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микро­биологическая порча товаров при хранении, утрата товар­ного вида при подготовке к продаже или реализации вслед­ствие загрязнения, деформации и т.п. При возникновении таких дефектов предъявить претензии можно только ра­ботникам торговой организации, по чьей вине эти дефекты появились. Для предупреждения появления таких дефек­тов руководители и товароведы торговой организации долж­ны проводить инструктаж работников, разъясняя правила обращения с товаром.

Товары, у которых выявлены недопустимые технологи­ческие или предреализационные дефекты, реализации не подлежат.

Дефекты товаров могут возникать не только при их изготовлении, транспортировании, хранении и реализации, но и после реализации - при эксплуатации и хранении у потребителя.

Послереализационные дефекты возникают при хране­нии, эксплуатации или использовании товаров потреби­телем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:

- нарушение потребителем правил эксплуатации, хране­ния, транспортирования или потребления;

- проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов [3].

В первом случае потребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транс­портирования или потребления не были доведены до него соответствующим образом. При наличии достаточной ин­формации о таких правилах (например, с помощью экс­плуатационных документов или маркировки) претензии, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются.

В случае появления скрытых дефектов товаров не по вине потребителя продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную сумму денег. При этом потреби­тель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба. Права потребителей и ответст­венность изготовителей и продавцов регламентируются Фе­деральным законом «О защите прав потребителей».

Среди дефектов (пороков), например, тканей выделяют такие как: «мешковатость», «близна», «след», «пролет», «штрих», «забоина», «недосека».

Применение унифицированной классификации облегчит контролеру (товароведу, эксперту и др.) процессы идентификации пороков самых различных тканей. Согласно ГОСТ 25506-82 номенклатура пороков тканей в обобщенном виде включает 48 наименований, если же рассматривать стандарты на сортность конкретных тканей (ГОСТ 161-86,187-85, 358-82, 357-75, 9470-71, ОСТ17-495-87), то количество наименований удваивается. При дальнейшем расширении ассортимента применяемых материалов количество наименований пороков стремится к 200 [1].

2. Основные органолептические методы оценки качества пищевых продуктов. Бальная система оценки качества: 10, 20, 100

Перед органолептическим исследованием продукта проверяют упаковку, маркировку, внешний вид. Органолептические исследо­вания качества с помощью органов чувств (обоняния, осязания, вкуса, зрения, слуха) позволяют определить внешний вид (форму, цвет, состояние поверхности), вкус, запах и консистенцию про­дукта. Определение этих показателей требует необходимых навы­ков, знаний и большого практического опыта, особенно в оценке вкуса и запаха.

Дегустацию проводят в светлом помещении с совершенно чистым, свободным от посторонних запахов воздухом при темпе­ратуре помещения 15-20 °С. Перед каждым определением вкуса необходимо прополоскать рот теплой чистой водой или чаем без сахара.

Пробу доброкачественного продукта глотают, при появле­нии безразличия к пище следует подержать ее во рту до опре­деления вкуса и выплюнуть. Продолжительность перерывов между пробами тем больше, чем тверже, вязче, гуще, острее на вкус и запах образцы продуктов.

Для дегустации чая требуются фарфоровые чашки и чайники.

Для более объективной оценки качества масла коровьего, сыров сычужных твердых и некоторых других товаров органо­лептическим способом пользуются 100-балльной системой, в ко­торой на вкус и запах отводят 45-50 баллов. В зависимости от обнаружения недостатка в продукте с общего количества баллов   делают   соответствующие   скидки   и   по   сумме   баллов судят о сорте товара и его соответствии требованиям стандартов [2].

Чтобы уменьшить субъективность результатов, органолептическую оценку проводит комиссия из 5-7 человек. При под­счете результатов дегустации учитывают коэффициент весомости, или значимости, способом предпочтения или ранжирования. Поль­зуясь способом предпочтения, наименее важный показатель дегу­статор обозначает цифрой 1, следующий по важности - 2 и далее в порядке предпочтения. При способе ранжирования эксперты нумеруют показатели качества продукта в порядке возрастания (или убывания) их значимости: 1, 2, 3 и т.д., суммируют все числа, проставленные экспертами по каждому показателю, а коэф­фициент весомости рассчитывают как отношение этой суммы к общей сумме чисел, проставленных всеми экспертами по всем показателям.

Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) разработал 25-балльную систему оценки пищевых продуктов по органолепти­ческим показателям.

Для некоторых товаров (вино, чай) органолептическая оцен­ка вкуса и аромата является пока единственным способом опре­деления качества и сорта.

Нестандартным называется товар, у которого показа­тели, характеризующие его, выходят за пределы кондиций, т. е. определенных норм о качестве товара, тары, упаковки, преду­смотренных   стандартом,   техническими   условиями,   договором.

Несортным называется товар, имеющий дефекты, при на­личии которых он не может быть отнесен к самому низшему сорту, установленному стандартом.

Браком называют товар, имеющий такие показатели ка­чества, при которых он не может быть использован по назначению.

К товару, переведенному из высшего сорта в 1-й, из 1-го во 2-й и т. д., следует применять термин «понижено в сорт­ности».

Для выявления пищевого достоинства и безвредности продукта органолептическая оценка дополняется физико-химическими и микробиологическими исследованиями [2; 3].

3. Фальсификация товаров: понятие, виды, средства, способы и последствия

Идентификация товаров и защита их - это прежде всего защита прав потребителей, а во многих случаях и права на жизнь. Это защита доходов и престижа производителей качественной легальной продукции, защита экономики страны [4].

Защитная маркировка выполняет как минимум четыре функции:

- защита подлинности товара;

- защита легальности товарооборота;

- защита качества (марка указывает, что данный товар данного производителя имеет именно это качество);

- защита от несанкционированного доступа к товару [3; 8].

Проблема противодействия подделке товаров в настоящее время находится в ряду наиболее важных и трудно разрешаемых как в России, так в мире. По оценкам специалистов, общий объем поддельных товаров в конце 90-х годов составил 5-7% мирового товарооборота, а, например, в 2003 г. составил около 250 млрд долл. США. Для сравнения: валовой национальный продукт Швейцарии составляет 231 млрд долл. США. Таким образом, ущерб, который злоумышленники наносят государственным и частным организациям, огромен как в материальном, так и в моральном                 выражении [1].

Подделка продукции на этапах производства и сбыта приобрела характер межгосударственной проблемы, нанося непоправимый вред государствам и их гражданам. Уровень подделок настолько высок, что требуются специальные меры и средства, чтобы их обнаружить. И это происходит, как правило, уже после реализации фальшивой продукции. Подрывается не только престиж производителя подлинного товара, но и государства, не обеспечивающего его защиты. Неэффективность принимаемых государством мер в области маркирования специальными защитными знаками в целях борьбы с подделками на настоящий момент очевидна.

Решить эти задачи может только надежная система идентификации и маркировки товаров. В основе такой системы должны быть новые технологии идентификации и маркировки.

Большие надежды возлагались на голографические технологии. Разрешающая способность голограммы недостижима для любого современного копировального и полиграфического оборудования, голограмма дает возможность записи динамических изображений, когда при плавном изменении угла зрения меняется «картинка». Такой эффект нельзя получить обычным полиграфическим способом.

В мировой практике использование голографии нигде не решило вопроса защиты товарных знаков от подделки, создавало опасную иллюзию подобной защиты. Для покупателя, что пять степеней защиты, что двадцать пять - все одно, так как без специальных приборов этого не определишь. Так, голограмма представляет собой агрессивное визуальное поле с большим числом одинаковых элементов, и глазу трудно определить, на какой из них смотреть, что вызывает агрессию у наблюдателя [8].

Товар как объект идентификации и маркирования - это продукция, документы, интеллектуальная собственность, носители информации и другие объекты, имеющие ценность и потребительские свойства [1]. Маркировка (информационный носитель) - это распознаваемый визуально или инструментально физически наносимый или внедряемый в товар признак для выполнения им функций информирования потребителя о товаре, подтверждения подлинности, легализации товаропроизводителя и товаропотоков, идентификации несанкционированного доступа к товару, подтверждения качества [8]. Потребительская стоимость информационного признака, включающая разработку, производство и маркирование, должна соответствовать ценности товара.

В качестве примера рассмотрим особенности фальсификации кондитерских изделий.

Из кондитерских изделий наиболее часто объектом фальсификации становятся шоколад, торты и пирожные со сливочным кремом. Остальные виды изделий фальсифицируются значительно реже, так как для их производства используется относительно дешевое сырье, для которого нет еще более дешевых заменителей. Например, сахар невозможно заменить подсластителями во многих сахаристых кондитерских изделиях, так как он составляет основу изделий и определяет их консистенцию (стекловидную, мелкокристаллическую). Кроме того, подсластители зачастую дороже, чем сахар, поэтому заменять ими сахар можно только в изделиях, где основу составляют другие вещества (например, вода в безалкогольных напитках).

Во многих кондитерских изделиях встречается фальсификация за счет недовложения наиболее ценного сырья по рецептуре (например, недовложение жира, сахара, пряностей, рома, других компонентов в изделия).

Кроме того, возможна фальсификация всех фасованных изделий за счет недовеса, превышающего установленные нормы отклонений.

Шоколад

Как и любой другой продукт, шоколад имеет свои подделки. Наиболее распространенный вид фальсификации шоколада – частичная или полная замена наиболее ценных компонентов сырья - какао-масла и тертого какао - на гидрожир и соевый шрот (белок, или лецитин). При этом на маркировке не указывается подлинная ассортиментная принадлежность и состав продукции. Во избежание обвинения в фальсификации изготовитель при полной замене какао-масла и тертого какао должен указать в наименовании «шоколад соевый» (или «сладкая плитка»), а при частичной замене – «шоколад с соевыми добавками» [5].

Встречается и такая фальсификация, как:

- недовложение отдельных компонентов (орехов, изюма, фруктов и т.п.);

- использование запрещенных добавок, что наиболее характерно для импортного шоколада отдельных наименований, особенно из стран Юго-Восточной Азии, Турции и Восточной Европы [1].

Торты и пирожные

Для тортов и пирожных наиболее свойственна такая фальсификация, как замена одного вида сырья другим, менее ценным или недовложение. Чаще всего сливочное масло в кремах заменяется маргарином или бисквит приготовляется без пропитки ромом, другими напитками [1; 8].

Для обнаружения фальсификации шоколада применяют органолептические методы оценки по цвету. Соевые добавки придают шоколаду светлый цвет. Однако этот признак недостаточно надежен, если, например, проверять молочный или сливочный шоколад - добавки молока или сливок снижают интенсивность типично шоколадного (темно-коричневого) цвета.

Другой признак соевого шоколада - состояние поверхности. Натуральный шоколад без добавок имеет блестящую, а соевый - матовую поверхность.

Консистенция шоколада должна быть твердой и достаточно хрупкой. При разламывании такого шоколада раздается характерный звук. Консистенция соевого шоколада менее твердая, нехрупкая.

Во рту натуральный шоколад тает без ощущения салистости, характерного для гидрожира - заменителя какао-масла. Вкус натурального шоколада: горько-сладкий - десертного, сладко-горький - натурального, сладкий – соевого [6].

Покупая шоколад, потребителям следует обратить внимание на этикетку – информация о товаре (состав, масса, адрес производителя и т.п.) должна быть на русском языке. Кроме того, этикетка должна быть без орфографических ошибок. Их наличие может свидетельствовать о возможной фальсификации продукта.

Обязательный элемент настоящего шоколада - какао-масло. В составе ингредиентов оно, как правило, ставится в начале. Если же вместо какао-масла в состав входят гидрогенизированные жиры или растительные масла, то, без сомнения, перед вами сладкая плитка. Она должна продаваться только под своим собственным именем и стоить, в основном, дешевле, чем               шоколад [2].

Также необходимо обратить внимание на цену: если она значительно ниже цены на аналогичные изделия других фирм и содержание какао-продуктов на обертке не обозначено, - на высокое качество такого продукта надеяться бесполезно. Деформацию плитки или следы подтеков можно определить взяв ее в руки. Следует проверить дату производства и срок реализации: если зарубежные производители гарантируют качество в течении года, то большинство отечественных - 3-6 месяцев.

Еще один недостаток шоколада - консерванты. Согласно существующим требованиям, использование консервантов допускается не более 5% от общего состава шоколада. Все названия консервантов (сорбиновая кислота, сорбат кальция, сорбитол и другие) должны указываться на этикетке товара [5]. Если они описаны одним словом «добавки» – нужно быть осторожным с таким шоколадом.

Не следует забывать, что шоколад - продукт нежный, он легко поглощает посторонние запахи и теряет приятный аромат, очень чувствительный к переменам температуры и влажности воздуха; от длительного хранения в холодильнике может покрыться белым налетом. Во избежание таких неприятностей, лучше покупать шоколад в магазинах, где наверняка придерживаются норм правильного хранения и товарного соседства.

Фальсификацию тортов и пирожных, выраженную в замене сливочного масла маргарином можно только в лабораторных условиях (например, по жирно-кислотному составу жира).

Говоря о путях предупреждения фальсификации кондитерских изделий, можно заметить, что идентификация возможна на двух уровнях: естественном, который определяется множеством природных факторов, и индуцированном - искусственно созданном. Идентифицируемые объекты характеризуются совокупностью естественных признаков. Это отдельные элементы структуры, связанные с физическими характеристиками в зависимости от уровня детализации и контролируемых физических параметров.

Новый подход к защите материальных объектов от подделки предполагает использовать в качестве контролируемых признаков множество индивидуальных или групповых признаков. Контролирующий прибор позволяет однозначно определить подлинность предъявленного на экспертизу объекта по значению между множеством индивидуальных групповых параметров проверяемого объекта и эталоном. Эталонные значения могут храниться как в отдельной базе данных, так и в виде внешней детерминированной информации: на самом защищаемом объекте или на сопровождающем его сертификате. Естественно, эталонные данные должны быть также защищены от подделки и подмены.

Открытие российских ученых (постановление Российской академии наук от 1992 г.) выявило ранее неизвестную зависимость между параметрами когерентного излучения и параметрами структур контролируемых объектов.

Формула открытия описана так: установлена неизвестная ранее закономерность, заключающаяся в том, что переменный во времени сигнал подвижного объекта проявляется при взаимодействии подвижного объекта с постоянным во времени когерентным излучением других неподвижных объектов и усиливается пропорционально корню интенсивности этого излучения.

Преимущества способа идентификации естественных признаков (первый уровень):

- преобразование информации без потерь признаков;

- закономерности позволяют качественные признаки материалов (изделий) сделать также количественными;

- программируемый селективный контроль структур с заданными параметрами: поверхностей и объема; контроль динамики деструкции материалов; получение количественных характеристик - прямое вычисление многокомпонентных материалов [1].

Второй уровень идентификации может быть реализован разными способами. Известен способ маркировки объектов, в котором для воспроизведения трехмерного изображения на светочувствительной подложке формируют область с измененными энергетическими свойствами и регистрируют лучи источника когерентного изменения. Недостатком данного способа является деформация структуры подвергаемого маркировке материала из-за введения специального вещества, что недопустимо для идентификации произведений искусства и других ценных предметов.

Известны способы маркировки объектов, заключающиеся в локальном облучении поверхности объектов источником когерентного излучения, кодировании наносимых знаков маркировки и регистрации закодированных знаков на поверхности объектов когерентным излучением. Недостатком указанного способа является ограниченная сфера кодирования, что обусловлено возможностью кодирования лишь предметов твердой формы и поверхности.

В 2000 г. получен патент РФ «Способ маркировки объектов». Данный способ основан на явлении локального изменения физико-химических свойств материалов под действием когерентного суперпозиционного электромагнитного излучения.

В результате взаимодействия импульсов электромагнитного излучения большой пиковой мощности с материалом происходит изменение его состояния, что приводит к формированию областей с новыми физико-химическими свойствами. В случае, когда маркируемый объект имеет многослойную структуру, в каждом слое электромагнитное излучение будет формировать признаки, характерные только для него, без нарушения механических свойств материала. Сформированные данным способом признаки подлинности не нарушаются под действием внешних физико-химических факторов. Кодировка признаков подлинности осуществляется путем изменения параметров электромагнитного излучения. Достоинством данного способа является то, что признаки подлинности формируются непосредственно в объеме материала изделия. Основные преимущества способа:

- маркировку, выполненную по предлагаемой технологии, фальсифицировать практически невозможно;

- не требуется предварительной обработки материалов;

- не требуется применения красок и добавок; знаки маркировки практически вечны, их невозможно уничтожить;

- маркировку возможно индуцировать в материалах различной природы: неорганических, органических, биоорганических; маркировка не портит внешний вид изделий;

- процесс маркировки измеряется миллисекундами [1].

Устройства для маркировки могут быть использованы как в поточных производственных линиях, так и для маркировки отдельных ценных предметов.

Знаки маркировки могут формироваться непосредственно в материале изделия, в материалах упаковки и в документах, которые сопровождают данную продукцию.

Когерентное излучение и знаки маркировки не вредны для человека и окружающей среды.

Также от фальсификации может защитить наличие электронной идентификации товара. Электронная идентификация товара - международная система классификации товаров, в которой применяется специальный магнитный или штриховой код. Продавец считывает этот шифр специальным устройством, после чего автоматически регистрируется цена товара и изменяется его количество на складе. Эта система может использоваться и в охранных целях.

Список литературы

1. Додонкин Ю.В. Экспертиза товаров: Учебник для студ. высш. учеб. заведений /Ю.В. Додонкин, И.А.Жебелева, В.И.Криштафович. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

2. Жиряева Е. Товароведение. - СПб.: Питер, 2002. -344с.

3. Николаева М.А. Товарная экспертиза. - М. Деловая литература, 1998. – 280 с.

4. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. – М.: Инфра, 2003.- 480 с.

5. Слепнев А.С. Товароведение плодовоовощных, зерномучных, кондитерских и вкусовых товаров. – М.: Экономика, 1987. – 352с.

6. Смирнова Н.А., Надеждина Л.А. Товароведение зерномучных и кондитерских товаров. – М., 1990. – 402с.

7. Теплов В.И., Боряев В.Е. Товароведение продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1989. – 325с.

8. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 544с.