Оглавление
Вопрос 8. Сертификация как средство регулирования безопасности и
качества продукции и услуг……………………………………...3
Вопрос 19. Порядок разработки, принятия (утверждения), пересмотра
и отмены стандартов…………………………………………….4
Вопрос 28. Государственный контроль и надзор за средствами
Измерений………………………………………………………..7
Вопрос 37. Сертификация систем обеспечения качества…………………..9
Список литературы………………………………………………………….12
Вопрос 8. Сертификация как средство регулирования безопасности и качества продукции и услуг
Постоянное усложнение продукции, расширение границ внешнеторговой деятельности, проблема защиты интересов потребителей выявили необходимость в гарантиях соответствия продукции определенным требованиям.
Сертификация представляет собой деятельность по документальному подтверждению соответствия продукции, услуги, процесса или системы установленным стандартам [4; 8].
Основными целями сертификации являются:
1) защита человека и окружающей среды от потенциально опасной продукции;
2) содействие потребителям компетентном выборе товаров и услуг;
3) создание условий для деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) на едином национальном или международных рынках [2].
В зависимости от признака, положенного в основу классификации, различают несколько видов сертификации:
1. Обязательная сертификация является средством государственного контроля над безопасностью продукции. В России обязательной сертификации подлежат, например, товары и услуги, предназначенные для личных бытовых нужд, средства производства, оружие, транспортные средства и т. д.
2. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. За рубежом не существует деления сертификации на обязательную и добровольную.
3. Самосертификация (заявление изготовителя или поставщика) заключается в том, что он (производитель или поставщик) сам выполняет все необходимые действия и заявляет об этом специальным документом или маркировкой продукции (сопроводительного документа) знаком сертификации.
4. Сертификация третьей стороной производится системой органов, формально не относящихся ни к изготовителю, ни к потребителю продукции и включающих официальные центры (лаборатории) по испытаниям, инспектирующие органы и национальные организации по стандартизации. Сертификация третьей стороной называется системой сертификации [6].
В настоящее время системы сертификации созданы на государственном уровне практически во всех странах, и в каждой стране имеют свои национальные отличительные особенности.
Объектами сертификации служат:
- продукция (потребительского и производственно-технического назначения);
- работы и услуги;
- системы качества [2].
Положительным результатом сертификации является документ, называемый сертификатом соответствия, подтверждающий соответствие объекта сертификации всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Этот документ практически означает допуск товара (услуги) на рынок;
Вопрос 19. Порядок разработки, принятия (утверждения), пересмотра и отмены стандартов
Разработка государственных стандартов РФ осуществляется, как правило, техническими комитетами по стандартизации (ТК) в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации РФ, планов работ ТК и договоров на разработку стандартов.
Организация разработок стандартов осуществляется на основе заявок в ТК по закрепленным за ними объектам стандартизации. Заявки могут представлять ТК, предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в РФ.
Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации РФ, заключение договоров на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России (Минстроем России).
ТК направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России (Минстроя России) для получения от заинтересованных предприятий заявок на участие в обсуждении проекта стандарта (первой редакции), представление замечаний, поправок и предложений [6].
В процессе разработки первой редакции проекта стандарта рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему.
ТК (ПК) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов ГС РФ и направляет его с пояснительной запиской членам ТК, заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России, если она не является членом ТК.
ТК (ПК) с учетом предложений, полученных от членов ТК, подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции и рассылает в соответствии с имеющимися заявками.
После получения проекта стандарта заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзыв на проект стандарта и направляют его в ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.
Разработка проекта стандарта (окончательной редакции)
ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта и направляет ее с пояснительной запиской:
- членам ТК (ПК);
- органам государственного надзора;
- в научно-исследовательскую организацию [3; 6].
ТК (ПК) в соответствии с предложениями членов ТК (ПК), согласования с органами государственного надзора, заключения научно-исследовательской организации и результатами редактирования дорабатывает проект стандарта. При наличии разногласий по проекту стандарта организует рассмотрение и снятие этих разногласий.
ТК на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему голосование. Решение заседания оформляют протоколом. Запись в протоколе «Согласовано с замечаниями» не допускается.
ТК (ПК) принимает решение о направлении проекта стандарта в Госстандарт России (Минстрой России) на утверждение, если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК (ПК).
Перед утверждением стандарта Госстандарт России или Минстрой России проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства, действующих государственных стандартов РФ, метрологическим правилам и нормам применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.
При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта.
Государственную регистрацию осуществляют в установленном порядке.
Госстандарт России публикует информацию об утвержденных стандартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».
Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны.
ТК (ПК) анализирует поступившие предложения по обновлению стандарта от предприятий и специалистов, предприятий — членов ТК (ПК), а также органов государственного надзора. В качестве предложения могут быть представлены проект изменения или проект пересмотренного стандарта.
С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направляет в Госстандарт России (Минстрой россир!) проект изменения к стандарту или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Госстандарт России (Минстрой России).
Каждому вносимому в стандарт изменению Госстандарт России (Минстрой России) присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения (как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня утверждения изменения) [2].
Информация об изменении к стандарту и текст этого изменения публикуются в информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации», ежемесячно выпускаемом Госстандартом России. Информация об отмене стандарта также публикуется в информационном указателе, как правило, не позднее чем за три месяца до даты отмены стандарта.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан.
Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.
В 2000 г. в Российской Федерации было принято 397 стандартов, при этом 102 международных стандарта были введены напрямую [6].
Вопрос 28. Государственный контроль и надзор за средствами измерений
Метрологический контроль и надзор осуществляются посредством:
- калибровки средств измерений;
- выдачи предписаний, направленных на устранение или предотвращение нарушений метрологических требований;
- проверки своевременности проведения поверки, калибровки и испытаний средств измерений;
- надзора за состоянием и использованием средств измерений, аттестованных методик измерений, эталонов единиц физических величин, применяемых для калибровки средств измерений, и соблюдением метрологических требований [5].
В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений» [1] государственный метрологический контроль и надзор распространяются на строго определенные сферы деятельности, поэтому все средства измерений в России условно делятся на две группы: используемые и неиспользуемые в сфере действия государственного метрологического контроля.
За средствами измерений, принадлежащими ко второй группе, надзор со стороны государства в лице Госстандарта не ведется. Их пригодность к применению определяется калибровкой, заменившей существовавшие ранее метрологическую аттестацию и ведомственную поверку средств измерений. На сегодняшний день в стране сложилась Российская система калибровки (РСК), структура которой приведена на рис. 1 [7].
Законодательно в Российской Федерации установлены три вида государственного метрологического контроля:
1) утверждение типа средств измерений;
2) поверка средств измерений, в том числе эталонов;
3) лицензирование деятельности на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений [1; 6].
Вопрос 37. Сертификация систем обеспечения качества
Наличие на предприятии эффективной системы менеджмента качества гарантирует его способность к повышению качества выпускаемой продукции и обеспечению его стабильности в соответствии с запросами рынка. Подтверждение существования на предприятии такой системы производится путем сертификации системы качества. В основу этой процедуры положены 5 принципов: добровольность, объективность оценок, конфиденциальность, информативность, воспроизводимость результатов оценок.
Результаты оценки и сертификации производства и системы качества могут быть востребованы в следующих ситуациях:
- при сертификации продукции по определенным схемам;
- при получении кредитов в банковских учреждениях;
- при заключении договоров на поставку продукции;
- при взаимодействии со страховыми организациями;
- при слиянии, поглощении, продаже предприятия и т.д. [4]
Оцениванию при сертификации производства или системы качества подлежат 3 объекта: деятельность по у3правлению и обеспечению качества, качество продукции, производственная система.
Деятельность по управлению и обеспечению качества оценивается с точки зрения соответствия требованиям международных стандартов ИСО-9000 (ГОСТ 40.9001, ГОСТ 40.9002, ГОСТ 40.9003).
Результатом проверки является один из трех выводов о соответствии системы качества установленным требованиям:
1. Полное соответствие.
2. Частичное соответствие (обнаружены незначительные несоответствия по элементам системы).
3. Несоответствие [6].
При частичном несоответствии предприятию дается 6-месячный срок на устранение недостатков. Если предприятие, устранив несоответствия, обратится в орган по сертификации с повторной заявкой, работа по сертификации будет продолжена по сокращенной программе.
Сертификация систем качества осуществляется экспертами-аудиторами, зарегистрированными в Государственном реестре, чья квалификация определяется требованиями стандартов ИСО 10011-2, EN 45013, а также документацией системы ГОСТ Р по проверке систем качества.
Процесс сертификации производства и систем качества состоит из следующих этапов:
1. Подача в орган по сертификации декларации-заявки на проведение сертификации и пакета документов (руководство предприятия по качеству или основной стандарт предприятия по качеству, заполненная анкета-вопросник, исходные данные для предварительной оценки).
2. Анализ исходных данных и выдача предварительного заключения о готовности к сертификации.
3. Заключение договора между заявителем и органом по сертификации на проведение сертификации производства или системы качества.
4. Проведение окончательной проверки системы качества по специально разработанной программе. Составление и рассылка отчета о проверке. Принятие решения о сертификации. При обнаружении несоответствий системы качества требованиям стандартов определяются срок ее доработки и срок повторной проверки.
5. Оформление, регистрация и выдача сертификата производства или системы качества на срок, не превышающий трех лет.
6. Осуществление инспекционного контроля над сертифицированной системой качества (производством) [6; 7].
Контролирующим органом является орган по сертификации, выдавший сертификат. Периодические проверки проводятся не реже одного раза в год в течение всего срока действия сертификата. Кроме того, возможно проведение внезапной проверки в следующих случаях:
- существенных изменений технологии производства или характеристик (например, конструкционных) выпускаемой продукции;
- значительных изменений в кадровом составе предприятия или его существенной реорганизации;
- возникновения претензий к качеству продукции предприятия [8].
В системе ГОСТ Р сертификация производства может производиться как самостоятельная процедура или как составляющая процедуры сертификации системы качества предприятия. При этом сертификация производства всегда выполняется по критерию способности этого производства обеспечивать стабильное соответствие выпускаемой продукции требованиям нормативной документации.
Список литературы
1. Законом «Об обеспечении единства измерений» № 4871–1 от 27 апреля 1993 года.
2. Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг: Учебник для вузов. – М.: Ось-89, 2000. – 112с.
3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии: Учебник для вузов. - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1999. – 345с.
4. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник для вузов. - М: Юрайт, 2000. – 422с.
5. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998.- 321с.
6. Розова Н.К. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2003. – 224с.
7. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 1999.- 298с.
8. Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством: Учебник для вузов. - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1999.- 305с.