Оглавление

Вопрос 8. Сертификация как средство регулирования безопасности и

                  качества продукции и услуг……………………………………...3

Вопрос 19. Порядок разработки, принятия (утверждения), пересмотра

                    и отмены стандартов…………………………………………….4

Вопрос 28. Государственный контроль и надзор за средствами

                    Измерений………………………………………………………..7

Вопрос 37. Сертификация систем обеспечения качества…………………..9

Список литературы………………………………………………………….12

Вопрос 8. Сертификация как средство регулирования безопасности и качества продукции и услуг

Постоянное усложнение продукции, расширение границ внешнетор­говой деятельности, проблема защиты интересов потребителей выявили необходимость в гарантиях соответствия продукции определенным требованиям.

Сертификация представляет собой деятельность по документальному подтверждению соответствия продукции, услуги, процесса или системы установленным стандартам [4; 8].

Основными целями сертификации являются:

1) защита человека и окружающей среды от потенциально опасной продукции;

2) содействие потребителям компетентном выборе товаров и услуг;

3) создание условий для деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) на едином национальном или меж­дународных рынках [2].

В зависимости от признака, положенного в основу классифика­ции, различают несколько видов сертификации:

1. Обязательная сертификация является средством государственного контроля над безопасностью продукции. В России обязательной сертификации подлежат, например, товары и услуги, предназначенные для личных бытовых нужд, средства производства, оружие, транспор­тные средства и т. д.

2. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридиче­ских лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. За рубежом не существует деления сертификации на обязательную и добровольную.

3. Самосертификация (заявление изготовителя или поставщика) заключается в том, что он (производитель или поставщик) сам выпол­няет все необходимые действия и заявляет об этом специальным документом или маркировкой продукции (сопроводительного доку­мента) знаком сертификации.

4. Сертификация третьей стороной производится системой органов, формально не относящихся ни к изготовителю, ни к потребителю продукции и включающих официальные центры (лаборатории) по испытаниям, инспектирующие органы и национальные организации по стандартизации. Сертификация третьей стороной называется си­стемой сертификации [6].

В настоящее время системы сертификации созданы на государ­ственном уровне практически во всех странах, и в каждой стране имеют свои национальные отличительные особенности.

Объектами сертификации служат:

- продукция (потребительского и производственно-технического назначения);

- работы и услуги;

- системы качества [2].

Положительным результатом сертификации является документ, называемый сертификатом соответствия, подтверждающий соот­ветствие объекта сертификации всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Этот документ практически означает допуск товара (услуги) на рынок;

Вопрос 19. Порядок разработки, принятия (утверждения), пересмотра и отмены стандартов

Разработка государственных стандартов РФ осуществляется, как правило, техническими комитетами  по стандартизации (ТК) в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации РФ, планов работ ТК и договоров на разработку стандартов.

Организация разработок стандартов осуществляется на основе зая­вок в ТК по закрепленным за ними объектам стандартизации. Заяв­ки могут представлять ТК, предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в РФ.

Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации РФ, заключение договоров на раз­работку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстан­дартом России (Минстроем России).

ТК направляет информацию о начале разработки стандарта (с крат­кой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России (Минстроя России) для получения от заинтере­сованных предприятий заявок на участие в обсуждении проекта стан­дарта (первой редакции), представление замечаний, поправок и пред­ложений [6].

В процессе разработки первой редакции проекта стандарта рабо­чая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснитель­ную записку к нему.

ТК (ПК) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов ГС РФ и направляет его с пояснительной запиской чле­нам ТК, заказчику разработки стандарта и в соответствующую науч­но-исследовательскую организацию Госстандарта России, если она не является членом ТК.

ТК (ПК) с учетом предложений, полученных от членов ТК, подго­тавливает проект стандарта в качестве первой редакции и рассылает в соответствии с имеющимися заявками.

После получения проекта стандарта заинтересованные предприя­тия и специалисты составляют отзыв на проект стандарта и направляют его в ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем через 2 ме­сяца со дня получения проекта стандарта.

Разработка проекта стандарта (окончательной редакции)

ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта и направляет ее с пояснительной запис­кой:

- членам ТК (ПК);

- органам государственного надзора;

- в научно-исследовательскую организацию [3; 6].

ТК (ПК) в соответствии с предложениями членов ТК (ПК), согла­сования с органами государственного надзора, заключения научно-исследовательской организации и результатами редактирования до­рабатывает проект стандарта. При наличии разногласий по проекту стандарта организует рассмотрение и снятие этих разногласий.

ТК на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему голосование. Решение заседания оформляют протоколом. За­пись в протоколе «Согласовано с замечаниями» не допускается.

ТК (ПК) принимает решение о направлении проекта стандарта в Госстандарт России (Минстрой России) на утверждение, если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК (ПК).

Перед утверждением стандарта Госстандарт России или Минстрой России проводят его проверку на соответствие требованиям законо­дательства, действующих государственных стандартов РФ, метроло­гическим правилам и нормам применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стан­дарта.

Государственную регистрацию осуществляют в установленном по­рядке.

Госстандарт России публикует информацию об утвержденных стан­дартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны.

ТК (ПК) анализирует поступившие предложения по обновлению стандарта от предприятий и специалистов, предприятий — членов ТК (ПК), а также органов государственного надзора. В качестве пред­ложения могут быть представлены проект изменения или проект пе­ресмотренного стандарта.

С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направ­ляет в Госстандарт России (Минстрой россир!) проект изменения к стандарту или предложение по отмене стандарта, решение по кото­рым принимает Госстандарт России (Минстрой России).

Каждому вносимому в стандарт изменению Госстандарт России (Минстрой России) присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения (как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня утверждения изменения) [2].

Информация об изменении к стандарту и текст этого изменения публикуются в информационном указателе «Государственные стан­дарты Российской Федерации», ежемесячно выпускаемом Госстан­дартом России. Информация об отмене стандарта также публикуется в информационном указателе, как правило, не позднее чем за три месяца до даты отмены стандарта.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан.

Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.

В 2000 г. в Российской Федерации было принято 397 стандартов, при этом 102 международных стандарта были введены напрямую [6].

 

Вопрос 28. Государственный контроль и надзор за средствами измерений

Метрологический контроль и надзор осуществляются посредством:

- калибровки средств измерений;

- выдачи предписаний, направленных на устранение или предот­вращение нарушений метрологических требований;

- проверки своевременности проведения поверки, калибровки и испытаний средств измерений;

- надзора за состоянием и использованием средств измерений, аттестованных методик измерений, эталонов единиц физиче­ских величин, применяемых для калибровки средств измерений, и соблюдением метрологических требований [5].

В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений» [1] государственный метрологический контроль и надзор распространя­ются на строго определенные сферы деятельности, поэтому все средства измерений в России условно делят­ся на две группы: используемые и неиспользуемые в сфере действия государственного метрологического контроля.

За средствами измерений, принадлежащими ко второй группе, надзор со стороны государства в лице Госстандарта не ведется. Их пригодность к применению определяется калибровкой, заменившей существовавшие ранее метрологическую аттестацию и ведомствен­ную поверку средств измерений. На сегодняшний день в стране сло­жилась Российская система калибровки (РСК), структура которой приведена на рис. 1 [7].

Надпись: Госстандарт России

Надпись: Научно- методический центр РСК

Надпись: Совет РСК

Надпись: Аккредитующие органы
(органы ГМС)

Надпись: Метрологические службы юридических лиц с правом проведения калибровочных работ

Законодательно в Российской Федерации установлены три вида государственного метрологического контроля:

1) утверждение типа средств измерений;

2) поверка средств измерений, в том числе эталонов;

3) лицензирование деятельности на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений [1; 6].

Вопрос 37. Сертификация систем обеспечения качества

Наличие на предприятии эффективной системы менеджмента каче­ства гарантирует его способность к повышению качества выпускае­мой продукции и обеспечению его стабильности в соответствии с запросами рынка. Подтверждение существования на предприятии такой системы производится путем сертификации системы качества. В основу этой процедуры положены 5 принципов: добровольность, объективность оценок, конфиденциальность, информативность, воспроизводимость результатов оценок.

Результаты оценки и сертификации производства и системы каче­ства могут быть востребованы в следующих ситуациях:

- при сертификации продукции по определенным схемам;

- при получении кредитов в банковских учреждениях;

- при заключении договоров на поставку продукции;

- при взаимодействии со страховыми организациями;

- при слиянии, поглощении, продаже предприятия и т.д. [4]

Оцениванию при сертификации производства или системы каче­ства подлежат 3 объекта: деятельность по у3правлению и обеспечению качества, качество продукции, производственная система.

Деятельность по управлению и обеспечению качества оценивается с точки зрения соответствия требованиям международных стандар­тов ИСО-9000 (ГОСТ 40.9001, ГОСТ 40.9002, ГОСТ 40.9003).

Результатом проверки является один из трех выводов о соответ­ствии системы качества установленным требованиям:

1. Полное соответствие.

2. Частичное соответствие (обнаружены незначительные несоот­ветствия по элементам системы).

3. Несоответствие [6].

При частичном несоответствии предприятию дается 6-месячный срок на устранение недостатков. Если предприятие, устранив несоответствия, обратится в орган по сертификации с повторной заявкой, работа по сертификации будет продолжена по сокращенной программе.

Сертификация систем качества осуществляется экспертами-аудито­рами, зарегистрированными в Государственном реестре, чья квалифика­ция определяется требованиями стандартов ИСО 10011-2, EN 45013, а также документацией системы ГОСТ Р по проверке систем качества.

Процесс сертификации производства и систем качества состоит из следующих этапов:

1. Подача в орган по сертификации декларации-заявки на прове­дение сертификации и пакета документов (руководство пред­приятия по качеству или основной стандарт предприятия по ка­честву, заполненная анкета-вопросник, исходные данные для предварительной оценки).

2. Анализ исходных данных и выдача предварительного заключе­ния о готовности к сертификации.

3. Заключение договора между заявителем и органом по сертифи­кации на проведение сертификации производства или системы качества.

4. Проведение окончательной проверки системы качества по спе­циально разработанной программе. Составление и рассылка отче­та о проверке. Принятие решения о сертификации. При обнаруже­нии несоответствий системы качества требованиям стандартов определяются срок ее доработки и срок повторной проверки.

5. Оформление, регистрация и выдача сертификата производства или системы качества на срок, не превышающий трех лет.

6. Осуществление инспекционного контроля над сертифицирован­ной системой качества (производством) [6; 7].

Контролирующим органом является орган по сертификации, вы­давший сертификат. Периодические проверки проводятся не реже одного раза в год в течение всего срока действия сертификата. Кроме того, возможно проведение внезапной проверки в следующих случаях:

- существенных изменений технологии производства или харак­теристик (например, конструкционных) выпускаемой продук­ции;

- значительных изменений в кадровом составе предприятия или его существенной реорганизации;

- возникновения претензий к качеству продукции предприятия [8].

В системе ГОСТ Р сертификация производства может произво­диться как самостоятельная процедура или как составляющая проце­дуры сертификации системы качества предприятия. При этом серти­фикация производства всегда выполняется по критерию способности этого производства обеспечивать стабильное соответствие выпускае­мой продукции требованиям нормативной документации.

 

 

Список литературы

1. Законом «Об обеспечении единства измерений» № 4871–1 от                      27 апреля 1993 года.

2. Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг: Учебник для вузов. – М.: Ось-89, 2000. – 112с.

3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метро­логии: Учебник для вузов. - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1999. – 345с.

4. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и серти­фикации: Учебник для вузов. - М: Юрайт, 2000. – 422с.

5. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998.- 321с.

6. Розова Н.К. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2003. – 224с.

7. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное посо­бие для вузов. - М.: Логос, 1999.- 298с.

8. Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством: Учебник для вузов. - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1999.- 305с.