ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ
ДОХОДНОГО ПОДХОДА…………………………………..5
1.1. Понятие и сущность методов доходного подхода…………………..5
1.2. Компоненты доходного подхода……………………………………10
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И АНАЛИЗ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ
АКТИВОВ………………………………………………...19
2.1. Методы анализа нематериальных активов…………………………19
2.2. Анализ нематериальных активов……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………35
Приложение №1…………………………………………………………..36
Приложение №2…………………………………………………………..38
Приложение №3…………………………………………………………..39
Приложение №4…………………………………………………………..40
Приложение №5…………………………………………………………..41
ВВЕДЕНИЕ
Методы доходного подхода относятся к методам, наиболее часто используемым в оценке и экономическом анализе нематериальных активов. Что касается общей применимости методов доходного подхода, то аналитику следует знать о том, что они могут быть адаптированы практически к любому виду анализа нематериальных активов, включая:
1. Оценку различных видов стоимости (например, рыночной стоимости, стоимости в пользовании, инвестиционной стоимости и т.д.).
2. Оценку соответствующей трансфертной цены или ставки роялти (например, межфирменной, внутрифирменной, по лицензионному соглашению и т.д.).
3. Анализ убытков (например, последствий различных действий или бездействия для стоимости, рыночной доли, цены нематериального актива и т.д.)
4. Анализ увеличения – или снижения – стоимости нематериального актива в результате реализации альтернативных стратегических планов (например, альтернативных объемов инвестиций, коммерциализации, ценообразования, операционного синергического эффекта и т.д.).
5. Оценку обоснованности структуры, условий, цены и др., сделки с нематериальным активом (продажи или лицензирования)
В отношении общей применимости методов доходного подхода аналитику также следует иметь в виду, что эти методы могут быть адаптированы применительно к большинству категорий или видов нематериальных активов.
В то время как методы рыночного и затратного подходов обладают специфическими условиями применимости к определенным категориям нематериальных активов и интеллектуальной собственности, методы доходного подхода в целом можно использовать в отношении практически всех категорий этих активов.
Для аналитика более важно понять концептуальные и методические отличия – как достаточно тонкие, так и вполне очевидные – между анализом нематериальных активов и оценкой коммерческого предприятия.
Объект исследования – доходный подход.
Предмет исследования - методы доходного подхода.
Цель исследования – изучить особенности методов доходного подхода.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность методов доходного подхода.
2. Проанализировать компоненты доходного подхода.
3. Рассмотреть методы анализа нематериальных активов.
4. Провести анализ нематериальных активов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А., Рудычев А.А., Аркатов А.Я., Гончаренко И.В., Минин Н.Н., Валдайцев С.В., Рейли Р., Швайс Р. И других.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ДОХОДНОГО ПОДХОДА
1.1. Понятие и сущность методов доходного подхода
В рамках доходного подхода существуют многочисленные аналитические процедуры. Подобно этому в его рамках существуют многочисленные способы измерения величины экономического дохода, связанного с конкретным нематериальным активом. Тем не менее, все эти аналитические процедуры и все альтернативные измерения дохода могут быть сведены в две категории методов доходного подхода:
1. Метод капитализации дохода (Yield Capitalization).
2. Метод прямой капитализации (Direct Capitalization).[1]
Необходимо рассмотреть методологические отличия между этими двумя категориями методов. Однако концептуальные сходства между этими двумя категориями методов могут быть более примечательными, чем их методологические различия.
Метод капитализации дохода и метод прямой капитализации имеют общую концептуальную основу: стоимость нематериального актива равна текущей стоимости ожидаемого экономического дохода, связанного с владением, использованием или отказом от использования данного актива. Эти два метода включают различные механизмы проведения процедур количественного выражения этой текущей стоимости. Несмотря на такого рода различия, оба метода направлены на количественное выражение текущей стоимости ожидаемого экономического дохода. Соответственно, к оценке и экономическому анализу одного нематериального актива могут быть применены как метод капитализации дохода, так и метод прямой капитализации. При правильном применении оба аналитических метода приводят приблизительно к одинаковому (с учетом округлений) заключению о стоимости одного и того же нематериального актива.[2]
Метод капитализации дохода (Yield Capitalization Method - YCM)
Определение метода капитализации дохода (YCM) применительно к оценке нематериальных активов заключается в следующем: установление текущей стоимости изменчивого потока прогнозируемого экономического дохода за дискретный промежуток времени.
Первый шаг применения метода капитализации дохода состоит в оценке надлежащей меры экономического дохода, которая будет использована в последующем оценочном анализе. В методе капитализации дохода могут быть использованы многочисленные альтернативные меры экономического дохода.
Второй шаг метода капитализации дохода заключается в оценке последующего предполагаемого срока прогноза экономического дохода. Иначе говоря, этот шаг включает оценку ожидаемого последующего срока полезного использования оцениваемого нематериального актива. Ожидаемый последующий срок полезного использования оцениваемого нематериального актива становится дискретным промежутком времени, применительно к которому разрабатывается прогноз экономического дохода.
Третий шаг метода капитализации дохода заключается в составлении дискретного прогноза экономического дохода. В рамках этого прогноза производится оценка конкретного потока экономического дохода за каждый конкретный временной промежуток прогнозного периода. Выбранный временной промежуток может быть месячным, квартальным или годовым; однако, при этом чаще всего выбирается годовой промежуток времени. В методе капитализации дохода прогнозы экономического дохода могут быть изменчивыми – то есть, применительно к разным временным отрезкам прогнозируется различная величина экономического дохода. Если в разработанных прогнозах величины экономического дохода постоянны (или изменяются с постоянным темпом) в течение прогнозного периода, то метод капитализации дохода с математической точки зрения становится идентичным методу прямой капитализации.
Четвертый шаг метода капитализации дохода состоит в расчете соответствующей ставки дисконтирования (которая также называется ставкой капитализации дохода), используемой для приведения полученного прогнозного ряда показателей экономического дохода к текущей стоимости. Выбранная ставка дисконтирования для приведения к текущей стоимости должна согласоваться с:
1. Риском, сопряженным с реальным получением прогнозируемого уровня экономического дохода от оцениваемого нематериального актива; чем выше вероятность того, что оцениваемый нематериальный актив будет генерировать другой (т.е., более высокий или более низкий по сравнению с прогнозной характеристикой) уровень экономического дохода, тем выше должна быть ставка дисконтирования, используемая для приведения будущих (прогнозных) доходов к текущей стоимости.
2. Мерой экономического дохода, включенного в прогноз; например: доход до уплаты налогов требует применения ставки дисконтирования до уплаты налогов; мера дохода на ту компоненту нематериального актива, которая представляет собственный капитал, требует применения ставки дисконтирования, выведенной применительно к собственному капиталу, т.е. без учета заемного капитала; и так далее.
Пятый шаг метода капитализации дохода сводится к установлению показателя стоимости оцениваемого нематериального актива. Показатель стоимости устанавливается путем расчета текущей стоимости прогнозируемого потока экономического дохода за ожидаемый период получения экономического дохода с использованием выбранной ставки дисконтирования.[3]
Метод прямой капитализации (Direct Capitalization Method - DCM)
Определение метода прямой капитализации применительно к оценке нематериальных активов: капитализация (означающая деление на соответствующую ставку доходности) постоянного или постоянно меняющегося экономического дохода за конкретный период времени.
Первый шаг метода прямой капитализации состоит в определении надлежащей меры экономического дохода, которая должна быть использована в ходе оценке или экономического анализа. Так же, как и в методе капитализации дохода, в анализе на основе метода прямой капитализации могут быть использованы многочисленные альтернативные меры экономического дохода.
Второй шаг метода прямой капитализации заключается в оценке последующего предполагаемого срока прогноза экономического дохода. Иными словами, этот шаг включает оценку ожидаемого последующего срока полезного использования оцениваемого нематериального актива. Некоторые неопытные аналитики считают, что при использовании метода прямой капитализации нет необходимости в рассмотрении последующего срока полезного использования. Это попросту неправильно.
Некоторые неопытные аналитики также полагают, что прямая капитализация может использоваться только тогда, когда прогноз потока экономического дохода может быть установлен на неограниченный срок. Иными словами, прямая капитализация может использоваться, только в том случае, когда ожидаемый последующий срок полезного использования оцениваемого нематериального актива равен бесконечности. Это также неправильно.
Тем не менее, верно то, что метод прямой капитализации может использоваться только тогда, когда прогнозируемый поток дохода представляет собой аннуитет или перпетуитет. Аннуитет – это поток дохода, являющийся постоянным (или изменяющийся с постоянным темпом) в течение конечного периода времени. Перпетуитет – это поток дохода, являющийся постоянным (или изменяющийся с постоянным темпом) в течение бесконечного периода времени. Прямая капитализация, безусловно, применима, когда прогнозируемый поток дохода является перпетуитетом – то есть, когда ожидаемый остаточный срок полезного использования оцениваемого нематериального актива бесконечен. Прямая капитализация также применима, когда прогнозируемый поток дохода является аннуитетом – то есть, когда ожидаемый последующий срок полезного использования оцениваемого нематериального актива конечен (т.е., меньше бесконечности).[4]
Поэтому метод прямой капитализации, на самом деле, требует анализа и оценки последующего срока полезного использования. Если аналитик использует ставку капитализации перпетуитета в рамках метода прямой капитализации, то аналитик имплицитно (и, возможно, некорректно) исходит из бесконечного последующего срока использования оцениваемого нематериального актива.
Третий шаг метода прямой капитализации сводится к обоснованию прогноза экономического дохода. Для использования прямой капитализации прогноз экономического дохода должен быть:
1. Постоянным (т.е., одинаковым в любом периоде) при конечном или бесконечном количестве периодов либо
2. Постоянно изменяющимся (т.е., изменяющимся с постоянным темпом в каждом периоде) при конечном или бесконечном количестве периодов.
Если изменение в прогнозе дохода не происходит с постоянным темпом, то метод прямой капитализации не может быть использован. Например, если прогноз дохода изменяется на различные проценты в каждом периоде, то прямая капитализация неприменима. Также, если прогноз дохода изменяется на постоянную сумму в долларах – но не на постоянный процент – то прямая капитализация не может быть использована. В таких случаях следует использовать метод капитализации дохода.[5]
Четвертый шаг метода прямой капитализации состоит в оценке соответствующей ставки прямой капитализации. Ставка прямой капитализации используется для приведения прогнозируемого экономического дохода к текущей стоимости. Как мы увидим, ставка прямой капитализации учитывает показатель темпа роста. В зависимости от показателя темпа роста темп изменения экономического дохода может быть положительным, отрицательным или нулевым.
Пятый шаг метода прямой капитализации заключается в установлении показателя стоимости оцениваемого нематериального актива. Показатель стоимости определяется с помощью вычисления текущей стоимости прогнозируемого потока экономического дохода за ожидаемый срок получения экономического дохода по выбранной ставке прямой капитализации.
1.2. Компоненты доходного подхода
В каждом оценочном анализе в рамках доходного подхода имеются три основные компоненты. Этими тремя основными компонентами являются:
1) прогноз экономического дохода, подлежащего капитализации;
2) оценка периода времени, на который составляется прогноз экономического дохода;
3) выбор надлежащей ставки капитализации, скорректированной с учетом риска.
В методе капитализации дохода и методе прямой капитализации механизм применения этих трех компонентов несколько различается. Тем не менее, к обоим методам доходного подхода относятся одни и те же три основные компонента.
Компонента дохода:
Самым заметным отличием между различными случаями применения доходного подхода является конкретная мера экономического дохода, используемая в каждом случае. Все альтернативные меры экономического дохода в целом могут быть сгруппированы в следующие категории:
1. Доход, полученный за счет увеличения выручки, относящейся к оцениваемому нематериальному активу.
2. Доход, полученный за счет сокращения расходов, относящихся к оцениваемому нематериальному активу.
3. Доход, полученный за счет сокращения объема инвестиций, относящихся к оцениваемому нематериальному активу.
Прежде чем выбирать надлежащую меру экономического дохода, подлежащего количественному выражению, аналитику следует рассмотреть, каким образом оцениваемый нематериальный актив будет генерировать этот доход. Нематериальный актив может генерировать доход следующим образом:
1. За счет использования нематериального актива.
2. За счет владения нематериальным активом.
3. За счет отказа от использования нематериального актива.
То, каким образом оцениваемый нематериальный актив генерирует доход, может повлиять на выбор меры экономического дохода, используемого в анализе.[6]
Однако владелец нематериального актива может получать существенный экономический доход без какой-либо необходимости в практическом использовании оцениваемого нематериального актива. Эта концепция может быть менее понятна аналитикам, не знакомым с лицензированием нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности. Те, кто знаком с лицензированием нематериальных активов, понимают, каким образом доход от владения нематериальным активом может производиться отдельно и отлично от дохода, производимого за счет непосредственного использования нематериального актива.[7]
Экономический доход, генерируемый за счет владения нематериальным активом, четко отделяется от экономического дохода, производимого за счет его использования. В обычных лицензионных соглашениях доход от владения активом получает лицензиар - то есть, владелец нематериального актива, а доход от его использования получает лицензиат – то есть, пользователь нематериального актива.
Нематериальный актив также может генерировать доход за счет отказа от использования этого актива. В коммерческих сделках такой вариант встречается реже. В таком случае нематериальный актив обычно используется (или не используется, в зависимости от обстоятельств) в целях защиты.
Гипотетический утраченный доход может быть связан с рыночной долей, которая была бы уступлена конкуренту, если бы нематериальный актив не был от него защищен. Или же утраченный доход может относиться к выручке и прибыли, которые владелец потерял бы, если бы рассматриваемый нематериальный актив заменил нематериальный актив предыдущего поколения. В обоих случаях происходит отказ от использования рассматриваемого нематериального актива в целях защиты и поток экономического дохода может быть связан с отказом от использования этого актива.
Анализ оцениваемого нематериального актива в рамках доходного подхода во всех случаях включает прогноз и оценку потенциального объема дохода от нематериального актива. Стоит отметить, что потенциальный доход от оцениваемого нематериального актива может отличаться от фактического дохода, который этот актив генерировал в прошлом. Независимо от определения оцениваемой стоимости, выполнение анализа потенциального дохода всегда является целесообразным. То есть, независимо от того, анализируется ли стоимость с точки зрения типичного добровольного покупателя, текущего владельца или конкретного покупателя, всех инвесторов интересует способность оцениваемого нематериального актива генерировать доход.[8]
Это не означает, что аналитикам не следует изучать и интерпретировать условия получения фактического дохода, генерировавшегося оцениваемым активом в прошлом. Безусловно, участники сделок с нематериальными активами учитывают фактический объем дохода за прошлые периоды при установлении цен и структурировании как лицензионных сделок, так и сделок купли-продажи. Тем не менее, объем дохода, генерируемого оцениваемым нематериальным активом в прошлом, предоставляет аналитику информацию только в том смысле, что этот доход разумно предсказывает способность актива производить доход в будущем. При совершении всех сделок по лицензированию, продаже или иной передаче нематериальных активов инвестор покупает будущее, а не прошлое.
В завершение этой темы мы рассмотрим, каким образом аналитик принимает решение о том, какая из следующих трех мер дохода (или аналитических характеристик) является наиболее релевантной для анализа оцениваемого нематериального актива в рамках доходного подхода:
1. Доход от использования нематериального актива.
2. Доход от владения нематериальным активом.
3. Доход от отказа от использования нематериального актива.
При выборе надлежащей аналитической характеристики могут быть рассмотрены два взаимосвязанных фактора. Первый фактор – это наилучшее и наиболее эффективное использование оцениваемого нематериального актива. То есть, аналитик может рассмотреть, какая из трех аналитических характеристик согласуется с наилучшим и наиболее эффективным использованием оцениваемого нематериального актива. А именно, аналитик может быть осведомлен о том, каким образом оцениваемый нематериальный актив генерирует доход на момент оценки. Стоит отметить, что фактическое использование нематериального актива, приносящее доход, может не соответствовать его наилучшему и наиболее эффективному использованию. Рассмотрение этих двух факторов должно предоставить аналитику ценное указание в отношении аналитической характеристики, которую следует использовать при анализе оцениваемого нематериального актива в рамках доходного подхода.
Компонента – период времени:
Второй компонентой применения доходного подхода является оценка периода времени, за который должен быть составлен прогноз экономического дохода, генерируемого оцениваемым нематериальным активом. Относительно этой компоненты возникают два вопроса. Первый вопрос состоит в том, какой прогнозный период является релевантным. Иными словами: как долго оцениваемый нематериальный актив, согласно ожиданиям, будет генерировать определенную величину экономического дохода? Ответ на этот вопрос основан на анализе последующего срока полезного использования оцениваемого нематериального актива.
Эта компонента очевидно имеет большую значимость для анализа нематериальных активов в рамках доходного подхода. Понятно, что при прочих равных условиях нематериальный актив с ожидаемым 20-летним последующим сроком полезного использования будет иметь большую стоимость, чем идентичный в иных отношениях нематериальный актив с ожидаемым 10-летним последующим сроком полезного использования, поскольку в первом случае мы составляем прогноз потока дохода на 20 лет, а во втором случае - на 10 лет. При любой ставке дисконтирования, используемой для приведения к текущей стоимости (за исключением бесконечности), текущая стоимость потока дохода за 20 лет будет больше, чем текущая стоимость потока дохода за 10 лет.
В нескольких методах оценки стоимости бизнеса нет какой-либо необходимости в принятии решения по поводу прогнозного периода получения экономического дохода, поскольку обычно считается, что объект оценки - действующее коммерческое предприятие - имеет бесконечный остаточный срок полезного использования. То есть, предполагается, что предприятие будет существовать бесконечно.[9]
При этом выбор прогнозного периода, даже как часть анализа в рамках доходного подхода, который требует установления конкретного прогнозного периода (как, например, метод капитализации дохода), не имеет критической важности, поскольку коммерческое предприятие имеет остаточную стоимость (также называемую конечной или терминальной стоимостью) в конце дискретного прогнозного периода. Разумеется, многие нематериальные активы не имеют остаточной стоимости в конце дискретного прогнозного периода. Поэтому, в случае оценки стоимости бизнеса, с математической точки зрения неважно, составляет ли аналитик прогноз дохода на пять лет и затем прибавляет остаточную стоимость, или составляет прогноз дохода на 10 лет и затем прибавляет остаточную стоимость, или же составляет прогноз дохода на 20 лет и затем прибавляет остаточную стоимость. Если в модели капитализации дохода обеспечивается внутренняя согласованность переменных, то выбор дискретного прогнозного периода не должен оказывать влияния на заключение о стоимости.[10]
Вторым вопросом в отношении периода времени как компоненты доходного подхода является периодичность. Эта проблема связана с вопросом о том, насколько длительным должен быть каждый период. Иными словами, должен ли прогнозный период рассчитан на месяц, квартал, полугодовой срок, год или же иметь другую продолжительность? Ответ на этот вопрос связан с фактами и обстоятельствами, относящимися к конкретному анализу. То есть, выбор прогнозного периода связан с фактическим ожидаемым потоком экономического дохода, относящегося к оцениваемому нематериальному активу.
Если ожидается, что оцениваемый нематериальный актив будет генерировать доход, который будет существенно варьироваться с течением времени, то обычно предпочтение отдается более коротким прогнозным периодам. Предположим, например, что оцениваемый нематериальный актив будет генерировать доход на уровне, значительно отличающемся месяц от месяца. В этом случае использование месячных периодов в рамках дискретного прогнозного периода будет более точно моделировать ожидаемый поток экономического дохода.
С другой стороны, если ожидается, что оцениваемый нематериальный актив будет генерировать доход, который не будет существенно варьироваться с течением времени, то обычно отдается предпочтение более продолжительным периодам времени. Предположим, например, что оцениваемый нематериальный актив будет производить достаточно постоянный доход в течение года. В этом случае использование годового периода в рамках дискретного прогнозного периода будет более адекватно моделировать ожидаемый поток экономического дохода.
Компонента – ставка капитализации:
Третья компонента применения доходного подхода – это выбор соответствующей ставки капитализации. Ставка капитализации, как известно, используется для преобразования прогноза экономического дохода, генерируемого оцениваемым нематериальным активом, в показатель стоимости.
Существуют два разных вида ставок капитализации: ставка капитализации дохода (yield capitalization rate – YCR) и ставка прямой капитализации (direct capitalization rate – DCR). Термин ставка капитализации дохода синонимичен термину ставка дисконтирования для приведения к текущей стоимости.
Ставка капитализации дохода, или ставка дисконтирования, используется для приведения неравномерных потоков дохода к текущей стоимости. Ставка дисконтирования – это ожидаемая ставка доходности инвестиций в нематериальный актив (или, в сущности, любых других инвестиций) в течение предполагаемого срока инвестиций. Для целей экономического анализа предполагаемым сроком инвестиций обычно считается ожидаемый последующий срок полезного использования оцениваемого нематериального актива.[11]
Ставка прямой капитализации используется для пересчета постоянных (или меняющихся постоянным темпом) потоков дохода в текущую стоимость. Ставки прямой капитализации часто используются для приведения к текущей стоимости бесконечного потока дохода. Однако они также могут быть использованы для приведения к текущей стоимости многопериодного потока доходов. Многопериодный поток постоянных (или меняющихся постоянными темпами) потоков дохода называется перпетуитетом.
Математически, разность между ставкой капитализации (или дисконтирования) дохода и ставкой прямой капитализации равна ожидаемому темпу прироста потока дохода в течение срока инвестиций. Иными словами, ставка дисконтирования минус ожидаемый темп прироста равняется ставке прямой капитализации. Ожидаемый темп прироста может быть положительным, отрицательным или нулевым. Если ожидаемый темп прироста равен нулю, то ставка дисконтирования равна ставке прямой капитализации.
1. По мере возможности данные, используемые для получения ставки капитализации, должны быть почерпнуты на рынке.
2. Ставка капитализации устанавливается для того, чтобы отразить риск, связанный с инвестициями в оцениваемый нематериальный актив; ставка капитализации должна отражать риск, связанный со способностью оцениваемого нематериального актива генерировать доход.
3. Ставка капитализации должна быть установлена таким образом, чтобы она согласовалась с мерой экономического дохода, который был использован при прогнозировании и анализе нематериального актива.
4. Ставка капитализации должна быть перспективной. Она не должна быть равна ставке доходности за прошлые периоды, если только аналитик не придет к выводу о том, что исторические данные являются наилучшими характеристиками стоимости.
5. Ставка капитализации должна согласоваться с ожидаемым сроком получения потока дохода от нематериального актива. Например, если ожидается, что нематериальный актив будет генерировать доход в течение 10 лет, то ставка капитализации (как при капитализации дохода, так и при прямой капитализации) должна согласоваться с 10-летним прогнозным периодом.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И АНАЛИЗ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
2.1. Методы анализа нематериальных активов
Все методы анализа нематериальных активов в рамках доходного подхода могут быть сгруппированы в три категории:
1. Методы анализа добавочного дохода.
2. Методы анализа разделения совокупного дохода.
3. Методы анализа фактического или гипотетического дохода от выплат роялти.
Анализ добавочного дохода
Существует множество видов анализа добавочного дохода, которые представляются в формате капитализации дохода или дисконтированного экономического дохода, и несколько видов такого анализа, представляемых в формате прямой капитализации. Несмотря на наличие многочисленных вариантов, самой распространенной мерой экономического дохода, используемой в этом анализе, является денежный поток.
Все виды анализа добавочного дохода основаны на попытке представить в количественной форме следующие экономические процессы:
1. Увеличение выручки, связанной с оцениваемым нематериальным активом.
2. Сокращение издержек, связанных с оцениваемым нематериальным активом.
3. Совокупный эффект от увеличения выручки и сокращения издержек.
Что касается увеличения выручки, то оцениваемому нематериальному активы могут быть приписаны любые из следующих результатов:
1. Увеличение выручки в денежном выражении.
2. Увеличение выручки на единицу продукции.
3. Увеличение продажной цены на единицу продукции.
4. Увеличение рыночной доли.
5. Рост числа клиентов (или контрактов, пациентов, заказчиков и т.д.).
6. Увеличение периода получения дохода.
Все эти виды анализа являются приростными, поскольку в них, прямо или косвенно, производится сравнение между ожидаемой выручкой при использовании нематериального актива и ожидаемой выручкой без использования данного нематериального актива. В некоторых методах приростной характер анализа отражен в их названиях – например, метод разницы в продажной цене. Однако все эти методы основаны на той или иной форме дифференциального анализа.
Что касается снижения издержек, то на счет оцениваемого нематериального актива может быть отнесено любое из следующих обстоятельств:
1. Снижение расходов на покрытие безнадежных долгов.
2. Снижение себестоимости реализованной продукции.
3. Снижение затрат на материалы.
4. Снижение расходов на утильсырье.
5. Повышение эксплуатационной эффективности.
6. Рост объемов производства.
7. Снижение расходов на коммунальные услуги.
8. Снижение затрат, связанных с рабочей силой.
9. Снижение административных расходов.
10. Снижение расходов на аренду.
11. Снижение расходов на рекламу, реализацию или продвижение продукции.
12. Снижение или перенос на более поздний срок капитальных затрат.
13. Снижение расходов на содержание активов.
14. Сокращение дебиторской задолженности или товарно-материальных запасов.
15. Снижение величины составных частей стоимости капитала (например, расходов на выплату процентов).
16. Снижение общей стоимости капитала (например, уменьшение ставки дисконтирования).
Все эти виды анализа также являются приростными, поскольку в них, прямо или косвенно, производится сравнение между ожидаемыми издержками при наличии оцениваемого нематериального актива и ожидаемыми издержками без этого актива. И опять-таки, сопоставительная форма анализа очевидна из названия некоторых методов, таких, например, как метод экономии затрат на рекламу. Тем не менее, все эти методы опираются на ту или иную форму дифференциального анализа доходов.[12]
Часть аналитиков относит некоторые (если не все) виды анализа экономии затрат к методам затратного подхода. Классификация этих видов анализа как методов доходного подхода или как методов затратного подхода на самом деле является семантической. Эта классификация не оказывает влияния на задачу – или технические процедуры – анализа.
Несомненно, методы, в которых рассматривается как увеличение выручки (независимо от ее определения), так и снижение издержек (независимо от их определения), представляют собой приростной анализ, в котором две экономические выгоды или более приписываются владению оцениваемым нематериальным активом или его использованию.
Анализ разделения прибыли
При анализе разделения прибыли предпринимается попытка «разбить» или распределить ту или иную меру экономического дохода и непосредственно отнести ее к оцениваемому нематериальному активу. В некоторых видах анализа разделение прибыли производится распределение мер валового экономического дохода, таких как совокупная выручка. В большинстве видов анализа разделение прибыли производится распределение мер чистого экономического дохода, таких как операционный доход, операционный денежный поток или чистый денежный поток.
Все виды анализа разделения прибыли начинаются с определения совокупного дохода (независимо от его определения) экономической единицы, которая использует (или будет использовать) нематериальный актив, с последующим распределением совокупного дохода между оцениваемым нематериальным активом и всеми другими материальными и нематериальными активами, вносящими свой вклад в производство совокупного дохода данной экономической единицы.
Фактические доли разделения прибыли (например, 20%, 33%, 50%) различаются в зависимости от:
1) конкретного вида нематериального актива и объекта интеллектуальной собственности;
2) вида операций рассматриваемой экономической единицы;
3) отрасли, в которой функционирует рассматриваемая экономическая единица.
При выборе доли разделения прибыли аналитики рассматривают следующие факторы:
1. Рыночные условия разделения прибыли, предусмотренные или подразумеваемые коммерческими, независимыми соглашениями о выплате роялти или иной передаче нематериальных активов.
2. Функциональный анализ фактической эксплуатации оцениваемого нематериального актива в рамках рассматриваемой экономической единице.
3. Сравнительный анализ ценности оцениваемого нематериального актива с точки зрения его вклада в производство дохода в сравнении со всеми другими активами рассматриваемой экономической единицы.
4. Объем, в котором выбранная для анализа мера экономического дохода уже предусматривает получение справедливой экономической прибыли на другие материальные и нематериальные активы рассматриваемой экономической единицы.
В типичном анализе разделения прибыли та или иная часть совокупного дохода предприятия (например, 25%) относится на оцениваемый нематериальный актив, а остаток (например, 75%) совокупного дохода предприятия относится на все другие активы рассматриваемой экономической единицы.
Анализ ставки роялти
Анализ ставки роялти имеет относительно небольшое число разновидностей. Все они относятся к одному или двум аналитическим сценариям:
1. Доход от выплаты роялти, который фактически получает – или гипотетически может получать – владелец нематериального актива за счет предоставления лицензии на нематериальный актив независимой стороне.
2. Гипотетические расходы на выплату роялти независимой стороне, от которых освобождается владелец оцениваемого нематериального актива благодаря тому, что он самом деле владеет этим активом и у него нет необходимости лицензировать этот актив у другого лица. Этот аналитический сценарий является основой метода экономии затрат на выплату роялти или метода освобождения от роялти.
В этих видах анализа меры дохода от выплаты роялти могут принимать многие формы:
1. Совокупные выплаты роялти в денежной форме за один период.
2. Ставка роялти в виде процента от выручки.
3. Ставка роялти в виде процента от прибыли.
4. Сумма роялти в денежной форме на единицу реализованной продукции.
5. Сумма роялти в денежной форме на единицу произведенной продукции.
В любом случае, величина фактических или гипотетических выплат роялти должна представлять собой оценку, основанную на рыночных данных. По этой причине многие аналитики относят анализ ставки роялти к методам рыночного подхода.
2.2. Анализ нематериальных активов
В Примере I для оценки фирменной технологии (и соответствующего разрешения контролирующего органа – Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарствами – FDA – Food and Drug Administration) используется метод добавочного дохода.
В Примере II для оценки ориентированного на потребительский рынок товарного знака и соответствующего фирменного наименования используется метод разделения прибыли.
В Примере III для оценки того же самого ориентированного на потребительский рынок товарного знака и фирменного наименования используется метод дохода от выплат роялти.
Пример I — Анализ добавочного дохода
Компания-производитель корма для домашних животных «Большая собака» разработала лекарство, предотвращающее появление блох у кошек и собак. На основе многолетних исследований «Большая собака» разработала способ включения лекарства в производимый компанией корм. После проведения тестирования на тысячах животных в течение последних десяти лет лекарства, получившего название «Блохогон», и нового корма для собак компания «Большая собака» обратилась в Управление по контрою за продуктами и лекарствами США за разрешением на производство и продажу лекарственного корма для домашних животных.
FDA выдало разрешение на продажу корма для домашних животных, содержащего «Блохогон», с 1 января 1999г. «Большая собака» уже построила опытный завод и готова производить и продавать лекарственный корм для домашних животных. Наше задача состоит в оценке стоимости фирменной технологии производства лекарственного корма для домашних животных (и соответствующего разрешения FDA) по состоянию на 1 января 1999г. для целей предоставления информации для руководства.
Мы пришли к выводу, что самой подходящей формой анализа является доходный подход с использованием метода добавочного дохода.
Руководство отдела маркетинга компании «Большая собака» составило прогноз цены продажи единицы продукции, удельного объема и рыночной доли на период 10 лет после внедрения нового лекарственного корма для домашних животных. Руководство производственно-технического отдела компании «Большая собака» составило прогноз себестоимости реализованной продукции и капитальных затрат на ближайшие 10 лет. Финансовое руководство компании «Большая собака» подготовило прогноз различных издержек, связанных с реализацией, общих и административных расходов, сопряженных с этим новым продуктом, на следующие 10 лет. После тщательных проверок и всесторонних обсуждений мы пришли к выводу о том, что все прогнозы были обоснованными.
Прогнозируемые результаты деятельности по производству корма для домашних животных с добавлением средства от блох представлены в Приложении №1.
На основе имеющихся у нас данных мы выбрали чистый денежный поток в качестве надлежащей меры экономического дохода в нашем анализе.
Практический опыт компании «Большая собака» и результаты изучения процесса выдачи разрешения FDA свидетельствуют о том, что конкуренту потребовалось бы девять лет для получения разрешения FDA для его собственной версии корма для домашних животных с добавлением средства от блох. Руководство компании «Большая Собака» знает, что ни один конкурент не проводил экспериментов в этой области. Однако ожидается, что как только конкуренты увидят «Блохогон» на рынке, они оперативно займутся инженерным анализом продукта-конкурента. Таким образом, разумно предположить, что компания «Большая Собака» будет пользоваться монопольным конкурентным преимуществом в течение девяти лет. Поэтому мы выбрали девять лет в качестве остаточного срока полезного использования экономических преимуществ, связанных с оцениваемым нематериальным активом.
Исходя из гипотетического характера этого нового продукта, относящегося к новой категории продукции, созданной благодаря новой фирменной технологии, мы выбрали 40% в качестве надлежащей ставки дисконтирования для приведения будущих доходов к текущей стоимости.
В Приложении №1 представлены обобщенные данные анализа добавочного дохода, связанного с фирменной технологией производства корма для домашних животных с добавлением лекарственного препарата «Блохогон», а также представлен также анализ добавочного дохода, несмотря на то, что он включает весь прогнозируемый доход от рассматриваемой серии продукции (за вычетом соответствующих амортизационных отчислений), поскольку компания «Большая Собака» пока не производит лекарственный корм для домашних животных с использованием предшествующей технологии. Весь прогнозируемый доход является добавочным по сравнению с нулевым доходом, связанным с производством лекарственного корма для домашних животных.
На основе результатов анализа добавочного дохода, обобщенных в Приложении №1, стоимость оцениваемой фирменной технологии по состоянию на 1 января 1999г. составляет 12 600 000 долл. США.
Пример II — Анализ разделения прибыли
Компания «Полезные Продукты» занимается производством и реализацией марки искусственного подсластителя для напитков, занимающей в стране лидирующие позиции. Марка называется «SweetStuff». Фирменное наименование SweetStuff было зарегистрировано в Соединенных Штатах, а в 1994г. также был зарегистрирован стилизованный товарный знак, относящийся к марке SweetStuff.
В технологическом отношении продукт марки SweetStuff в некоторой степени превосходит другие искусственные подсластители для напитков. Кроме того, благодаря творческому подходу к рекламе и продвижению продукции и исключительной приверженности потребителя этой торговой марке, SweetStuff быстро стала лидером продаж в этой категории продукции.
В течение 1995-1998гг. средний чистый объем продаж SweetStuff превышал 97 млн. долларов в год. Марка имеет привилегированное положение в этой категории продукции в глазах потребителя. На оптовом уровне (или на уровне производителя) она продается с надбавкой в размере 43% по сравнению со средней ценой других ведущих марок искусственных подсластителей напитков.
За период с 1995 по 1998гг. среднегодовая прибыль, связанная с продуктовой линией марки SweetStuff, составила 36% от чистого объема продаж.
Наше задание состоит в оценке стоимости товарного знака и фирменного наименования SweetStuff по состоянию на 1 января 1999г. для целей представления информации для руководства.
На основе имеющихся у нас данных мы пришли к выводу, что анализ разделения прибыли является наиболее подходящим методом оценки в рамках доходного подхода. В самом деле, исходя из имеющихся у нас данных, мы заключили, что мы можем выполнить два отдельных вида анализа разделения прибыли: разделение чистого операционного дохода и разделение разницы в продажных ценах.
Метод разделения операционного дохода основан на разделении маржи операционной прибыли после уплаты налогов с определением части, которую гипотетический добровольный лицензиат был бы готов заплатить гипотетическому лицензиару за использование оцениваемого товарного знака и фирменного наименования. Лицензиат готов выплачивать лицензиару в форме роялти часть прибыли после уплаты налогов, поскольку использование товарного знака или фирменного наименования позволит увеличить операционную прибыль лицензиата.
Мы начнем с операционной прибыли компании «Полезные Продукты», заложенной в ее бюджет на 1999г. После этого операционная прибыль корректируется с использованием комбинированной эффективной ставки федерального налога на прибыль и налога на прибыль штата в размере 50% для определения операционной прибыли после уплаты налогов. После определения операционной прибыли после уплаты налогов применяется корректировка в расчете на амортизационные отчисления для того, чтобы учесть прибыль на все материальные и нематериальные активы, используемые или расходуемые в процессе производства и осуществления продаж, связанных с оцениваемым товарным знаком и фирменным наименованием. Давайте предположим, что в данном случае нам следует применить амортизационные отчисления по фирменной технологии, связанной с продукцией марки SweetStuff.
Затем давайте оценим распределение или разделение скорректированной операционной прибыли после уплаты налогов для определения той части, которую лицензиат будет готов заплатить за использование оцениваемого товарного знака и фирменного наименования.
Требуемая ставка дохода после уплаты налога на собственный капитал компании «Полезные Продукты» рассчитывается на основе анализа средней доходности собственного капитала публичных компаний-аналогов. Исходя из результатов нашего анализа, мы считаем, что требуемая ставка дохода после уплаты налога является ставкой дисконтирования, которая должна быть использована в нашей оценке рассматриваемого товарного знака и фирменного наименования.
Надлежащая ставка прямой капитализации для оцениваемого товарного знака и фирменного наименования рассчитывается с использованием следующей формулы:
1 ÷ (k-g)
где:
k – ставка дисконтирования для приведения будущих доходов к текущей стоимости
g - ожидаемый долгосрочный темп прироста для оцениваемой торговой марки
В Приложении №2 обобщаются результаты анализа разделения чистой операционной прибыли, связанной с товарным знаком и фирменным наименованием SweetStuff.
На основе результатов этого анализа стоимость оцениваемого товарного знака и фирменного наименования по состоянию на 1 января 1999г. составляет 64 000 000 долларов США.
Метод разделения прибыли, полученной за счет разницы в ценах продажи, начинается с анализа оптовых цен продажи каждой конкурентной торговой марки, относящейся к той же категории продукции, что и продукция марки SweetStuff – т.е., к искусственным подсластителям напитков. Сбор информации о продажных ценах осуществляется компаниями Nielsen и SAMI.
Путем сравнения оптовых цен продажи продукции оцениваемой марки со средними ценами продажи продукции конкурентных марок мы можем выяснить ценовое преимущество (и, следовательно, увеличение стоимости), которое обеспечивает продукции марки SweetStuff оцениваемый товарный знак и фирменное наименование.
Рассчитанная процентная разница между оптовыми продажными ценами применяется в отношении к чистому объему продаж, предусмотренному бюджетом на 1999г., для определения совокупной разницы в ценах продажи, заложенной в этот бюджет. Для определения разницы в ценах продажи с учетом налогов эта разница корректируется с использованием комбинированной эффективной ставки федерального налога на прибыль и налога на прибыль, установленного штатом.
После определения разницы в ценах продажи с учетом налогов применяется корректировка на амортизационные отчисления для того, чтобы учесть прибыль на все активы компании «Полезные Продукты», используемые и расходуемые в процессе производства и осуществления продаж, связанных с оцениваемым товарным знаком и фирменным наименованием. Расходы на возмещение капитала включают справедливую прибыль на связанные с объектом оценки нематериальные активы – фирменную технологию и площадь мест на полках магазинов, которую занимает продукция компании.
После того, как мы оценим скорректированную с учетом налогов разницу в продажных ценах, мы должны оценить часть или долю разницы в продажных ценах, которую гипотетический лицензиат будет готов заплатить гипотетическому лицензиару за использование оцениваемого товарного знака и фирменного наименования. Лицензиат готов выплатить лицензиару эту часть разницы в продажных ценах, поскольку ожидается, что использование оцениваемого товарного знака или фирменного наименования позволит увеличить объем бизнеса лицензиата.
На основе результатов нашего анализа надлежащий процент разделения прибыли в данном случае составляет 50%. Процент разделения прибыли применяется к разнице в ценах продажи (с учетом налогов).
После этого разница в продажных ценах с учетом налогов капитализируется для оценки стоимости анализируемого товарного знака и фирменного наименования.
В Приложении №3 представлены обобщенные данные анализа разделения прибыли от разницы в продажных ценах.
На основе результатов этого анализа стоимость оцениваемого товарного знака и фирменного наименования на 1 января 1999г. составляет 70 000 000 долл. США.
В Приложении №4 представлены сводные операционные результаты за прошлые периоды, относящиеся к серии продукции марки SweetStuff, а также представлен наш синтез оценки товарного знака и фирменного наименования и оценочное заключение, основанное на результатах этих двух видов анализа разделения прибыли.
Пример III - Анализ ставки роялти
Этот пример относится к тому же товарному знаку и фирменному наименованию SweetStuff, что и в Примере II. Задача данного анализа также состоит в оценке стоимости товарного знака и фирменного наименования компании «Полезные Продукты» на 1 января 1999г. для целей предоставления информации руководству.
Анализ ставки роялти начинается с поиска лицензионных сделок-аналогов с товарными знаками. Товарные знаки и фирменные наименования, приобретенные или разработанные компанией, часто лицензируются или передаются в аренду другим компаниям в рамках коммерческих сделок на условиях выплаты лицензионного вознаграждения или роялти. Пользователи готовы выплачивать такое вознаграждение или роялти, поскольку использование товарного знака или фирменного наименования позволяет повысить стоимость бизнеса лицензиата.
Мы изучили различные общедоступные базы данных и издания, посвященные вопросам маркетинга и лицензирования, а также связались с различными руководителями компаний пищевой отрасли для выяснения размера лицензионного вознаграждения за аналогичные продукты. Мы также изучили лицензионные соглашения, заключенные компанией «Полезные Продукты» и другими компаниями пищевой отрасли. Все эти лицензии связаны с продуктами питания, и все они относились только к товарному знаку или фирменному наименованию (т.е., ни одно из этих соглашений не включало передачу фирменной технологии или других нематериальных активов).
Мы использовали эти ставки лицензионного вознаграждения в виде роялти, установленные на основе рыночных данных, в нашей оценке рассматриваемого товарного знака и фирменного наименования. Исходя из результатов нашего анализа эмпирических данных, надлежащая ставка роялти по лицензии на товарный знак и фирменное наименование SweetStuff составляет 18% от чистого объема продаж.
В Приложении №5
представлены основные оценочные переменные и прогнозы для нашего анализа ставки
роялти за оцениваемый товарный знак и фирменное наименование, а также обобщаются
данные оценочного анализа капитализированного дохода от выплат роялти. На
основе результатов нашего анализа стоимость оцениваемого товарного знака и
фирменного наименования на 1 января
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доходный подход применим к оценке и экономическому анализу многих видов нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности. Он нередко считается самым элегантным с концептуальной точки зрения подходом к оценке, поскольку в его рамках стоимость любого объекта имущества (например, нематериального актива, долговых и фондовых инструментов компаний, недвижимости и т.д.) равна текущей стоимости ожидаемого дохода, который может приносить владение этим объектом имущества. Доходный подход по существу применим во многих видах экономического анализа. Например, анализ убытков, упущенного дохода, событий, оценка ставки роялти и анализ трансфертного ценообразования – все эти виды анализа в значительной степени опираются на методы доходного подхода.
Тем не менее, как и для всех методов оценки, в отношении применения доходного подхода имеются аргументы за и против. Например, при его применении стоимость нематериальных активов относительно легко может быть занижена или завышена; это в особенности справедливо в отношении аналитиков, которые не в полной мере понимают аналитические отличия (как тонкие, так и очевидные) между оценкой нематериальных активов и оценкой коммерческих предприятий. В частности, как опытным, так и неопытным аналитикам рекомендуется сконцентрировать свое внимание на оценке и документальном подтверждении следующих трех важных составляющих всех видов анализа в рамках доходного подхода:
1. Надлежащей, конкретно определенной меры экономического дохода (включая рассмотрение, при необходимости, возмещения расходов, связанных с капитальными затратами и разделения прибыли).
2. Надлежащего прогнозного периода получения доходов (установленного в результате всестороннего анализа остаточного срока полезного использования оцениваемого нематериального актива) для выполнения анализа капитализации дохода либо анализа прямой капитализации.
3. Надлежащей ставки капитализации (дохода или прямой капитализации), согласующейся с выбранной для анализа мерой экономического дохода, остаточным сроком полезного использования оцениваемого нематериального актива и его наилучшим и наиболее эффективным использованием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А., Рудычев А.А., Аркатов А.Я., Гончаренко И.В., Минин Н.Н. Оценка имущества и стоимости бизнеса предприятия: Учебное пособие. – Белгород: Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов, 2009.
2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
3. Григорьев В.В. Оценка предприятия: теория и практика. - М.: ИНФРА – М,2007.
4. Ковалев А.Г. Как оценить имущество предприятия. – М.: Финстатинформ, 2006.
5. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2008.
6. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.
7. Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов / Пер. с англ. Бюро переводов Ройд. – М: ИД «Квинто-Консалтинг», 2008.
8. Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Москва: ИКЦ «Март»,2007.
9. Сипов В., Маховикова Г., Телехова В. Оценка бизнеса. – Спб: Питер, 2008.
10. Сычева Г.И., Колбачев Е.Б., Сычев В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Приложение №1
Оценка фирменной технологии производства корма для домашних животных
«Блохогон» компании-производителя корма для домашних животных «Большая собака»
по состоянию на 1 января
Оценочные переменные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чистый объем продаж |
$48 269 |
$64 358 |
$80 448 |
$84 470 |
$88 694 |
$93 129 |
$97 785 |
$102 674 |
$107 808 |
Годовой темп прироста чистого объема продаж |
|
33,33% |
25,00% |
5,00% |
5,00% |
5,00% |
5,00% |
5,00% |
5,00% |
Себестоимость реализованной продукции (включая начисленный износ) |
24 135 |
32 179 |
40 224 |
42 235 |
44 347 |
46 564 |
48 892 |
51 337 |
53 904 |
Валовая прибыль |
24 134 |
32 179 |
40 224 |
42 235 |
44 347 |
46 564 |
48 893 |
51 337 |
53 904 |
Реализационные расходы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расходы на рекламу |
8,688 |
11 584 |
14 481 |
7 602 |
7 982 |
8 381 |
8 801 |
9 241 |
9 703 |
Расходы на заключение сделок |
6 758 |
9 010 |
11 263 |
5 913 |
6 209 |
6 519 |
6 845 |
7 187 |
7 547 |
Прочие расходы |
2 896 |
3 861 |
4 827 |
5 068 |
5 322 |
5 588 |
5 867 |
6 160 |
6 468 |
Совокупные реализационные расходы |
18 342 |
24 455 |
30 571 |
18 583 |
19 513 |
20 488 |
21 513 |
22 588 |
23 718 |
Общие расходы |
2 365 |
3 154 |
3 942 |
4 139 |
4 345 |
4 563 |
4 791 |
5 031 |
5 283 |
Амортизационные отчисления |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
Совокупные реализационные, общие расходы и амортизационные начисления |
22 110 |
29 012 |
35 916 |
24 125 |
25 261 |
26 454 |
27 707 |
29 022 |
30 404 |
Доход до уплаты налогов |
2 024 |
3 167 |
4 308 |
18 110 |
19 086 |
20 110 |
21 186 |
22 315 |
23 500 |
Расходы на уплату налога на прибыль |
1 012 |
1 584 |
2 153 |
9 055 |
9 543 |
10 055 |
10 593 |
11 157 |
11 750 |
Доход после уплаты налогов |
1 012 |
1 583 |
2 155 |
9 055 |
9 543 |
10 055 |
10 593 |
11 158 |
11 750 |
Плюс: начисленный износ |
820 |
1 094 |
1 368 |
1 436 |
1 508 |
1 583 |
1 662 |
1 745 |
1 833 |
Плюс: расходы на амортизацию |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
1 403 |
Минус: капитальные затраты |
(1 000) |
(644) |
(804) |
(845) |
(887) |
(931) |
(978) |
(1 027) |
(1 078) |
Минус: амортизационные отчисления по связанным материальным и нематериальным активам |
(1 148) |
(1 465) |
(1 753) |
(1 741) |
(1 750) |
(1 759) |
(1 768) |
(1 777) |
(1 786) |
Чистый денежный поток |
1 087 |
1 971 |
2 369 |
9 308 |
9 817 |
10 351 |
10 912 |
11 502 |
12 122 |
Фактор текущей стоимости при 40% ставке дисконтирования |
0,8452 |
0,6037 |
0,4312 |
0,3080 |
0,2200 |
0,1571 |
0,1122 |
0,0802 |
0,0573 |
Дисконтированный чистый денежный поток |
919 |
1,190 |
1 022 |
2 867 |
2 160 |
1 626 |
1 224 |
922 |
695 |
Сумма дисконтированных денежных потоков |
$12 624 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стоимость фирменной технологии (округленно) |
$12 600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2
Оценка товарного знака и фирменного наименования «SweetStuff» компании «Полезные Продукты». Анализ чистого операционного дохода по состоянию на 1 января 1999г. (в тыс. долл. США).
Оценочные переменные |
Оценка товарного знака и фирменного наименования |
|
|
Ожидаемый долгосрочный темп прироста (g) |
0,5% |
Прогнозируемый на |
$105 485 |
Ставка дисконтирования для приведения будущих доходов к текущей стоимости (k) |
15 % |
Чистая операционная прибыль, прогнозируемая на |
40 344 |
Эффективная ставка налога на прибыль |
50,0 % |
Минус: налог на прибыль |
(20 172) |
Ставка прямой капитализации |
14,5% |
Прогнозируемая на |
20 172 |
Расходы на возмещение капитальных затрат (Амортизационные отчисления), связанных с фирменной технологией |
1,4% |
Минус: расходы на возмещение капитальных затрат (амортизационные отчисления), связанных с фирменной технологией |
(1 477) |
(в % от чистого объема продаж) |
Прогнозируемый на |
$ 18 695 |
|
|
Прогнозируемый на |
$ 18 695 |
|
|
Умножить на: процент разделения прибыли |
50,0% |
|
|
Полученная сумма «разделения» прибыли |
9 348 |
|
|
Разделить на: ставку прямой капитализации |
14,5% |
|
|
Полученная величина капитализированной суммы разделенной прибыли, относящейся к товарному знаку и фирменному наименованию |
$ 64 469 |
|
|
Стоимость товарного знака и фирменного наименования (округленно) |
$ 64 000 |
|
|
Приложение №3
Оценка товарного знака и фирменного наименования «SweetStuff» компании «Полезные Продукты» методом
разделения прибыли от разницы в ценах продажи по состоянию на 1 января
Оценочные переменные |
Оценка товарного знака и фирменного наименования |
|
|
Ожидаемый долгосрочный темп прироста (g) |
0,5% |
Прогнозируемый на |
$105 485 |
Ставка дисконтирования для приведения к текущей стоимости (k) |
15,0% |
Умножить на: процентную разницу в оптовых продажных ценах |
43,0% |
Эффективная ставка налога на прибыль |
50,0% |
Прогнозируемая на |
43 359 |
Ставка прямой капитализации |
14,5% |
Минус: налоги на прибыль |
(22 680) |
Разница в оптовых ценах продажи оцениваемой торговой марки |
43,0% |
Прогнозируемая на |
22 679 |
Расходы на возмещение капитальных затрат применительно к нематериальному активу - площади мест на полках магазинах |
72,0% |
Минус: |
|
(в % от чистого объема продаж) |
Расходы на возмещение капитальных затрат применительно к нематериальному активу - площади мест на полках магазинах |
(759) |
|
Расходы на возмещение капитальных затрат, связанных с нематериальным активом – фирменной технологией |
1,4% |
Расходы на возмещение капитальных затрат, связанных с нематериальным активом – фирменной технологией |
(1 477} |
(в % от чистого объема продаж) |
|
Совокупные расходы на возмещение капитальных затрат |
(2 236) |
|
|
Прогнозируемый на |
$ 20 443 |
|
|
Прогнозируемый на |
$ 20 443 |
|
|
Умножить на: процент разделения разницы в продажных ценах |
50,0% |
|
|
Сумма «разделения» разницы в продажных ценах |
10 221 |
|
|
Поделить на: ставку прямой капитализации |
14,5% |
|
|
Полученное значение капитализированной суммы разделенной разницы в ценах продаж |
$ 70 490 |
|
|
Стоимость товарного знака и фирменного наименования (округленно) |
$ 70 000 |
Приложение №4
Оценка товарного знака и фирменного наименования «SweetStuff» компании «Полезные Продукты». Синтез оценки и оценочное заключение по состоянию на 1 января 1999г.
Дата
регистрации: 1 января |
|||||
Количественные характеристики торговой марки |
|
|
|
|
Средневзвешенное значение |
Чистый объем продаж продукции за прошлые периоды (тыс.) |
$ 93 639 |
$ 93 673 |
$ 97 531 |
$100 572 |
$ 97 587 |
Прирост чистого объема продаж продукции за прошлые периоды (%) |
0% |
4% |
3% |
2% |
|
Операционная прибыль (тыс.) |
$ 31 596 |
$ 31 201 |
$ 34 509 |
$ 38 668 |
$ 35 220 |
Операционная прибыль (в % от чистого объема продаж) |
34% |
33% |
35% |
38% |
36% |
Абсолютный объем рынка (тыс.) |
$217 425 |
$218 891 |
$222 066 |
$223 710 |
$221 625 |
Абсолютная доля рынка (%) |
12% |
12% |
11% |
11% |
11% |
Разница в оптовых ценах продажи марочной продукции, (в долл.) при процентной разнице в 43% |
$ 0,68 |
$ 0,75 |
$ 0,86 |
$ 0,94 |
$ 0,85 |
Оценочные переменные |
|||||
Процент разделения операционной прибыли |
50% |
||||
Разница в оптовых продажных ценах (в % от продажной цены) |
43% |
||||
Процент«разделения» прибыли от разницы в оптовых продажных ценах |
50% |
||||
Оценочный анализ (тыс.) |
|||||
Стоимость разделенной части операционной прибыли |
$64 000 |
||||
Стоимость разделенной части прибыли от разницы в ценах продажи |
$70 000 |
||||
Синтез оценки и заключение о стоимости |
$67 000 |
Приложение №5
Оценка товарного знака и фирменного наименования «SweetStuff» компании «Полезные Продукты».
Анализ ставки роялти по состоянию на 1 января
Оценочные переменные |
Оценка товарного знака и фирменного наименования |
|
|
Ожидаемый долгосрочный темп прироста (g) |
0,5% |
Прогнозируемый на |
$105 485 |
Ставка дисконтирования для приведения будущих доходов к текущей стоимости (k) |
15,0% |
Умножить на: рыночную ставку роялти |
18,0% |
Эффективная ставка налога на прибыль |
50,0% |
Прогнозируемые на |
18 987 |
Ставка прямой капитализации |
14,5% |
Минус: налоги на прибыль |
(9 493) |
|
|
Прогнозируемые на |
9 494 |
|
|
Поделить на: ставку прямой капитализации |
14,5% |
|
|
Полученное значение капитализированного дохода от выплат роялти |
$ 65 476 |
|
|
Стоимость товарного знака и фирменного наименования (округленно) |
$ 65 000 |
[1] Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов / Пер. с англ. Бюро переводов Ройд. – М: ИД «Квинто-Консалтинг», 2008.-С.37.
[2] Сипов В., Маховикова Г., Телехова В. Оценка бизнеса. – Спб: Питер, 2008.-С.56.
[3] Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов / Пер. с англ. Бюро переводов Ройд. – М: ИД «Квинто-Консалтинг», 2008.-С.48.
[4] Ковалев А.Г. Как оценить имущество предприятия. – М.: Финстатинформ, 2006.-С.28.
[5] Григорьев В.В. Оценка предприятия: теория и практика. - М.: ИНФРА – М,2007.-С.67.
[6] Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов / Пер. с англ. Бюро переводов Ройд. – М: ИД «Квинто-Консалтинг», 2008.-С.56.
[7] Сычева Г.И., Колбачев Е.Б., Сычев В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-С.24.
[8] Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007-С.79..
[9] Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2008.-С.37.
[10] Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А., Рудычев А.А., Аркатов А.Я., Гончаренко И.В., Минин Н.Н. Оценка имущества и стоимости бизнеса предприятия: Учебное пособие. – Белгород: Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов, 2009.-С.84.
[11] Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.-С.62.
[12] Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Москва: ИКЦ «Март»,2007. –С.48.