Оглавление

1. Предмет философия и ее роль в обществе. В чем заключается

    служение философии человечеству? (с использованием статьи

    В.С. Соловьева «Исторические дела философии»)……………………...3

2. В чем заключается различие учения В.С. Соловьева о

    богочеловечестве и учения Ф. Ницше о сверхчеловеке?

    (с использованием статьи В.С. Соловьева «Идея сверхчеловека»)…….6

3. Тест на размышление……………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………….14

1. Предмет философия и ее роль в обществе. В чем заключается     служение философии человечеству? (с использованием статьи                         В.С. Соловьева «Исторические дела философии»)

Философия имеет выраженные черты научности. Она систематична, логична, доказательна. Философию объединяет с наукой четко выраженное стремление к истине.

Отдельные науки, развиваясь, приобретали самостоятельное значение и «отпочковывались» от философии, хотя еще долго сохранялась и реально, и в сознании ученых, представлявших конкретную науку, связь между ней и философией.

Те же теории и открытия Коперника, Галилея и Ньютона рассматривались в XVII-XVIII вв. не только в границах механики, математики, астрономии, но шире. С их помощью, при опоре на них делались попытки осмыслить гораздо более емкий круг проблем, потенциально – мироздание в целом, все, что интересовало и волновало человека [1].

Философия, другими словами, претендовала на роль своего рода науки наук, а конкретная наука не возражала против такого рода претензий.

Философия всегда давала и дает сегодня целостный взгляд на мир.

Каждая великая философия именно потому и велика, что представляет собою необходимую ступень в интеллектуальном развитии человечества. Нельзя не заметить и другого: в каждой великой философии есть вечное, общечеловеческое содержание. Оно передается от эпохи к эпохе как непреходящая ценность.

«Великий основной вопрос всякой, в особенности новейшей философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе». Он имеет две стороны. Первая: что первично, изначально – природа или дух, материальное или идеальное?

Философы по-разному отвечают на этот вопрос. Одни из них признают, что первична материя. Она порождает дух, сознание. Таких философов называют материалистами. Другие же утверждают, что первичны сознание, дух, а материя, природа вторичны, производны от сознания. Таких философов называют идеалистами, потому что они считают: мысль (идея) – вот что лежит в основе всего [3].

Философия – естественная, органическая часть общечеловеческой культуры. Трудно вообще представить писателя, драматурга, поэта, даже посредственного по таланту, который не занимал бы той или иной философской позиции и не проводил бы ее в своем творчестве.

Философия присутствует в политической и правовой культуре, самым тесным образом связана с нравственностью. Даже религия стремится опереться на философию.

Философия многопланова, многолика. Это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Это мировоззрение как обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Она имеет четко выраженный идеологический подтекст, ибо содержит в себе систему норм и идеалов и способствует формированию новых. Наконец, в самом широком смысле философия должна быть определена как разновидность культуры.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - автор оригинальнейшей философской системы, в которой основные черты русской философии представлены особенно рельефно. Достаточно перечислить главные философские работы Соловьева, чтобы составить первое представление о его философской системе.  "Кризис западной философии (против позитивистов)", "Философские на­чала цельного знания", "Критика отвлеченных начал", "Оправ­дание добра", "Чтение о Богочеловечестве".

Уже в ранние годы жизни проявилась необычайная одаренность его натуры, вылившаяся в страстный и мучительный одновременно поиск истины. В.С. Соловьев познакомился с идеями славянофилов, увлекся ими, как позднее увлекся философией немецких идеалистов [1].

Соловьевское учение строится на неприятии односторонности, которая характеризует, по его мнению, европейскую философскую мысль. Эмпиризм – односторонность, отвлеченность, поскольку им не охватывается разумное начало. Рационализм с его культом разума не менее односторонен, но уже с другой стороны. В нем игнорируется чувственность, материальная сторона жизни.

В социологии акцент на экономическую или политическую жизнь, замкнутость в их рамках – тоже односторонность. Не свободна от этого недостатка и религиозная картина мира, там нередко на первый план выходит божество без его отношения к человеку.

Соловьев выступает с идеей всеединства; под ним он понимает связь всего со всем, необходимость рассматривать и возможность понимать любое явление лишь в рамках такой связи и, что важно, в развитии.

Применительно к обществу это выглядит следующим образом. Оно возникает вместе с проявлением семьи и первым проявлением духовного начала. Но исходная ступень в социальном развитии оценивается философом как близкая еще к биологическому состоянию и определяется как экономическая. Из нее вырастает более высокая политическая ступень. Но человечество может достичь уровня, где господствует духовное общение по преимуществу. Оно базируется на Истине, Добре и Красоте. Такой уровень возможен лишь там, где преодолеваются несовершенства жизни и человек приобщается или по меньшей мере стремится к своего рода идеалу.

Соловьев доказал, что национально-культурная сущность России, ее всемирно-историческое призвание определяется не православием, а если и им, то понимаемым не так наивно и простодушно, как славянофильская вера.

 В.С. Соловьев оказался действительным основателем нового философского течения в России, которое определяют обычно как религиозный ренессанс или новое религиозное сознание [4].

2. В чем заключается различие учения В.С. Соловьева о     богочеловечестве и учения Ф. Ницше о сверхчеловеке? (с использованием статьи В.С. Соловьева «Идея сверхчеловека»)

Прекрасный знаток разнообразных философских систем, как западных, так и восточных, Соловьев недоволен их частичностью, отвлеченностью. Рационализм берет общее, эмпиризм - частное. Как в том, так и в другом случае занимаются чем-то частичным, а не единым, сущим. Вне единого предикаты (свойства) понять невозможно. Именно единое целое есть смысл всех предикатов. Но что же является абсолютно сущим, абсолютно единым? Для Соловьева очевидно, что на эту роль может претендовать только Бог. Соловьев вопреки многим своим современникам, настроен­ным сугубо научно, не мог допустить отсутствие принципа абсо­лютной личности. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее бы­ло личностью, - всеблагой, любящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, который олицетворяет собой положительное всеединство. Философию Соловьева так и называют: философия положительного всеединства.[3].

Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие тоже одухотворено божественным началом, и в этом смысле оно выступает мировой душой, или Со­фией. Греческий термин софия означает мастерство, знание, муд­рость, философы же под "софией" обычно понимают смыслонаполненность вещей. Поскольку Соловьев видит во всех вещах именно род смысла, божественного смысла, то материальное многообразие и выступает как "софия", как результат божествен­ного мастерства и творчества. Однако речь идет не только о том, что сущий реализует свои потенции в материальном многообра­зии, в "софии", но и о том, что "софия" восстанавливается до органической целостности с абсолютом. Такое восстановление мо­жет иметь место в процессе эволюции человечества. В этом слу­чае человечество становится Богочеловечеством и реализует един­ство добра, истины, красоты.

В сущем и причастных к нему вещах заключены в единстве благо (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализующеся чувство). Отсюда следует "формула" Соловьева: "Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте". Три абсолютные ценности - благо, истина и кра­сота - всегда образуют единство, смыслом которого является любовь. Любовь - это та сила, которая подрывает корни всякого эго­изма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь - это воссоединение в Боге, это платоническая любовь по пре­имуществу, это истинная духовность, что, собственно, и обеспе­чивает спасение, воскресение человека и вместе с тем приобще­ние его к вечности, то есть преодоление им смерти [1].

Для Соловьева гарантом спасения человечества является лю­бовь, единение добра, истины и красоты. Истину добывает высо­конравственный человек. Безнравственная наука служит силам разрушения, войны в том числе. То же самое относится к искус­ству, если оно не наполнено нравственным смыслом.

Жизнь всякого человека есть творчество, свободное движе­ние к добру. Жизнь - это подвиг одухотворения. Пигмалион сотворил статую, - и она ожила; так истинный человек, подоб­но талантливому скульптору, одухотворяет свои деяния. Соот­ветственно жертва Христа открыла путь к спасению человече­ства - как человечества в целом, так и каждого отдельного че­ловека.

Философия, согласно Соловьеву, по своему содержанию антропоцентрична. Это соответствует тому, что человек - верши­на творения Бога. Общество - это расширенная личность, лич­ность же есть сосредоточенное общество. Все общественные и лич­ностные коллизии разрешаются при стремлении к совершенно­му добру. Что касается права, то оно необходимо, ибо оно не до­пускает крайних проявлений зла. Но право обеспечивает дости­жение лишь минимального добра, идеалы же совершенного добра открывает христианская религия. Требования нравствен­ности, политики, экономики проводят определенные организа­ции, соответственно церковь, государство, земство. Нравствен­ность имеет первенство над политикой и экономикой. Именно сле­дование совершенному благу позволяет преодолеть разобщенность людей, народов, религий, человека и природы, материального и идеального. Разрушительные силы не всесильны, Богочеловечество способно справиться с любыми задачами, в том числе и кос­мического масштаба.

Как в наши просвещенные дни, спустя без малого век после смерти Владимира Соловьева, относятся к его философии? Атеи­сты порицают Соловьева за теизм, ортодоксальные богословы - за элементы пантеизма, которые они видят в учении о "софии", государственники - за теократизм, предпочтение церкви перед государством. Есть философы, которые считают, что в системе Со­ловьева недостаточно разработана проблематика свободы и инде­терминизма. Другие полагают, что вся философия Соловьева слишком возвышенна и неприменима к конкретной действи­тельности. Но может быть высокий нравственно-духовный потен­циал философии Соловьева не есть недостаток, а преимущество? Обогащенный этим потенциалом, читатель произведений Соловь­ева обретет один из философских ключей, который позволит ему понять и преодолеть те проблемы, которые разделяют людей, вме­сто того чтобы их объединять [2].

Ф. Ницше (1844-1900) довольно трудно сходился с людьми, долго дружил, с известным ком­позитором Р. Вагнером. И это малоудивительно: их взгляды во многом совпадали. Но Ф. Ницше резко оборвал всякие контакты с композитором, даже оскорбил его после того, как Р. Вагнер напи­сал пьесу «Персифаль». По мнению философа, она была слишком христианской и полна самоотречения.

Где-то Ницше похож на Макиавелли. Недаром же этот ита­льянец ему нравится. Как и Н. Макиавелли, Ф. Ницше находит личность, близкую к образцу. К тому времени, правда, она ус­пела стать исторической. Это - Наполеон. Он был для Ф. Ницше тем же, кем Борджиа для Макиавелли: великим человеком, по­бежденным мелкими противниками.

Простых людей Ницше называет «недоделанными» и «неполноценными», полагая, что они в конечном итоге лишь сред­ство для возвышения аристократического меньшинства. Страда­ния масс не интересуют философа. «Человечество, - утвержда­ет он, - не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. Прогресс... фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценнос­ти глубоко ниже европейца эпохи Возрождения... в единичных случаях на различных территориях земного шара и среди раз­личных культур удается проявление того, что фактически пред­ставляет собой высший тип, что по отношению к целому челове­честву представляет собой род сверхчеловека».

Все в сверхчеловеке. Все для сверхчеловека! - призывает Ф. Ницше. Смысл той же Французской революции суммирован в Наполеоне. Почти все возвышенные надежды XIX в., утверждает Ницше, обязаны своим возникновением одному человеку - На­полеону. Складывается такое впечатление, когда знакомишься с рассуждениями Ф. Ницше о выдающейся личности - сверхчело­веке, что если бы завтра рухнула цивилизация, но появился бы в результате некто, подобный Наполеону, о цивилизации не стоило бы и сожалеть [5].

Представления немецкого мыслителя о морали полны пара­доксов. Ф. Ницше обожает парадоксы, стремится шокировать чита­теля. Едва ли не максимального эффекта добивается он, когда упот­ребляет понятия добра и зла в обычных их значениях, а потом заявляет, что зло предпочтительнее добра. Его известная работа «По ту сторону добра и зла» прекрасно иллюстрирует данное обстоя­тельство.

В истинной добродетели (в ницшеанском ее понимании) нет благоразумия. Она вообще не для всех. Если тот, кто выше, при­чиняет вред нижестоящим, это не значит, что его поведение аморально. Более того. Высшим приходится постоянно воевать с низшими, сопротивляясь тому, что зовется демократией. По­средственность страшна, если она сможет объединиться [3].

Совратителем был Руссо, который сделал женщину интерес­ной, затем явилась Бичер-Стоу со своими рабами, наконец, соци­алисты с их защитой рабочих и вообще бедных. Против всего этого надо бороться, проявляя всю силу воли. И Ф. Ницше борется, выс­тупая против той же социалистической идеи (пока только идеи), ибо «социализм стремится создать своего рода мирской иезуитизм, превратить всех людей в средство». И еще: «Социализм есть фанта­стический младший брат почти отжившего деспотизма, которому он хочет наследовать; его стремления, следовательно, в глубочай­шем смысле слова реакционны. Ибо он жаждет такой полноты го­сударственной власти, какой обладал только самый крайний дес­потизм, и он даже превосходит все прошлое тем, что стремится к формальному уничтожению личности; последняя представляется ему неправомерной роскошью природы, и он хочет реформировать ее, превратив ее в целесообразный орган коллектива. В силу своего раб­ства он всегда появляется поблизости всякой чрезмерно развитой власти, как типичный социалист Платон — при дворе сицилийско­го тирана... он нуждается в такой верноподданнической покорности всех граждан абсолютному государству, какая еще не существовала доселе; и... ему остается лишь надеяться на короткое и случайное существование с помощью самого крайнего терроризма».

Такое впечатление, что Ф. Ницше жил не до, а после социали­стического эксперимента и не предсказывал, а делал выводы из его неудачи.

Но что предлагает философ взамен?

Жизнь может стать, пророчествует Ницше, еще более злой, еще более полной страданий. Что ж. К такому повороту судьбы нужно быть готовым. Не ожидать сострадания и не проявлять его. Сострадание - слабость, с которой необходимо бороться. Зада­ча в том, чтобы достичь огромной энергии величия. Именно она позволяет создать человека будущего. Одно из средств - уничтожение миллионов недоделанных и неполноценных. С неприкрытым ликованием предсказывает философ эру великих войн. Ф. Ниц­ше, таким образом, выступает как апологет индивидуализма, воспевая героя, а точнее, некую интернациональную правящую расу, которой еще нет, но которая появиться, если идти в обо­значенном направлении, новую аристократию, где на тысячи лет сольются воля философов и художников - тиранов. Господство обладателей духа в противопоставлении господству толпы - вот очевидный идеал философа.

Показательны две относительно частные стороны его эти­ческого учения: отвращение к женщине и жестокая критика хри­стианства.

Ницше не устает яростно поносить женщин. В своем «Так говорил Заратустра» он пишет: они все еще кошки и птицы или, в лучшем случае, коровы. Наиболее выразительный афоризм фи­лософа на этот счет: «...ты идешь к женщине? Не забудь плетку». Он не всегда столь свиреп, но всегда одинаково презрителен.

По его мнению, «в женщине скрыто столько педантизма, поверхностности, повадок классной наставницы, мелкой само­надеянности, распущенности и нескромности... Все это лучше всего сдерживалось и подавлялось до сих пор страхом перед муж­чиной».

А коли страха нет?

Вариантов немного: или ввести нормы Востока (но как?), или уклониться от общения с женщиной. Ф. Ницше явно выбирает вто­рое. В его позиции отчетливо проявляется неестественный, болез­ненный... страх перед женщиной. Опыт общения с ними у Ницше был весьма ограничен. По-настоящему близка ему оказалась лишь сестра, которая, по свидетельству многих, знавших ее (в какой-то мере это подтверждается репликами самого Ницше), не отличалась особыми достоинствами ни как женщина, ни как человек.

Не менее резко ополчается мыслитель против христианства, его рабской морали.

Ницше - далеко не первый. До него многие выступали с кри­тикой религии и религиозной морали. Те же французские материа­листы, поднимая на щит идеалы свободы, защищая принцип сво­боды личности, разоблачали религиозное мракобесие и, в частно­сти, идею покорности человека перед Богом, заложенную в хрис­тианском вероучении. Но весь парадокс в том, что немецкий фило­соф, призывая не подчиняться предполагаемой божьей воле, счи­тает нужным подчеркнуть обязательность подчинения воле земных тиранов. Все возвращается на круги своя [1].

Тест на размышление:

Продукт труда крестьянина – продукция сельскохозяйственного производства, продукт труда рабочего – промышленная продукция, результат труда повара – вкусно приготовленное блюдо и т. д. Что является результатом труда философа? Что представляет собой конечный продукт его деятельности и в чем его значение?

Ответ:

Человек философствует потому, что он человек. Каждый человек – философ, сознает он это или нет. Назначение философии состоит в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества.

Философия – это динамичный, светящийся мир понятий и идей, проблем, вопросов, сомнений, верований. Научиться ориентироваться в этом мире, разумеется, совсем непросто. 

Список литературы

1. Вальяно М.В. Основы философии: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.-544с.

2. Гайденко П.П. Человек и человечество в философии Соловьева / Вопросы философии, 1954, №6, с.47-54.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 1996.-320с.

4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М.: Политиздат, 1988.-385с.

5. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека / В кн.: Соловьев В.С. Сочинения. В 2 тт. т. 2.М., 1988, с.626-634.